Онтология и теория познания 030100




Скачать 117.22 Kb.
Дата16.07.2016
Размер117.22 Kb.
Развернутая аннотация магистерской программы

(сжатая характеристика идейной направленности, содержания, назначения)


line 2Онтология и теория познания

030100 «Философия».
Руководитель программы д.филос. н., профессор Сыров Василий Николаевич


  1. Цель создания магистерской программы

Создание и осуществление магистерской программы «Онтология и теория познания» призвано обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов-гуманитариев, обладающих фундаментальными знаниями по основополагающим философским темам и проблемам, способных самостоятельно формулировать и предлагать аргументированное решение разнообразных исследовательских задач в как области философии, так и в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, владеющих навыками применения полученных знаний в различных сферах практической деятельности.

  1. Концепция магистерской программы

Необходимость реализации данной магистерской программы обусловлена изменениями места и роли гуманитарного знания в жизни современного общества, а, следовательно, потребностью в изменении характера и функций гуманитарной подготовки в образовательной сфере. В первую очередь она связана с изменением содержания и функций философского знания в структуре высшего образования и в культуре в целом.

Определяющая задача современного философского образования видится не в развитии степени абстрактности обсуждаемых тем и проблем, а в формировании способности анализировать, конструировать и проектировать социально-культурную среду, в которой будет производиться и функционировать любое знание. Представляется, что современная философская подготовка должна обеспечить функцию экспертизы любых исследовательских и социально-культурных проектов и тенденций. Данная экспертиза призвана способствовать решению двух основных задач: эвристической и мировоззренческой. Философская рефлексия позволяет показать неявные или скрытые (онтологические и гносеологические) допущения, предпосылки и основания целей, задач и методов любой конкретной практической и интеллектуальной деятельности и тем самым способствовать осознанному определению их границ и эвристического потенциала, а значит раскрытию возможности для специалистов соответствующего профиля увидеть другие, более эффективные пути решения тех или иных проблем. В плане мировоззренческом философская деятельность предполагает рассмотрение результатов любых видов деятельности в контексте возможных мировоззренческих и долгосрочных практических последствий, что должно способствовать выработке ориентиров, адекватных современному рискогенному обществу.





  1. Обоснование потребности в магистрах данного профиля

Необходимость подготовки магистров данного профиля связывается с изменением содержания и функций гуманитарного, философского в первую очередь, знания в структуре высшего образования и культуре в целом. Подготовка специалистов по данной магистерской программе призвана внести свой вклад в преодоление таких недостатков современного высшего образования, как узкая специализация и инструментальность получаемого знания, распространение которых ведет к утрате способности осмысливать основания, на которых строится получаемое знание, и видеть долгосрочные практические и мировоззренческие последствия его применения.

Поэтому реализация данной магистерской программы предполагает подготовку специалистов, обладающих не только основополагающими знаниями в области традиционной философской тематики и проблематики, но и навыками применения философских методов к обсуждению и решению разнообразных актуальных исследовательских и практических задач, а значит умением реализовывать экспертную функцию. Специфика данной экспертизы видится в применении процедуры рефлексии, т.е. умения а) помещать обсуждаемую задачу в более широкий контекст функционирования, а именно выявлять социально-культурные, мировоззренческие и теоретико-методологические предпосылки, на которые опирается любая форма интеллектуальной и практической деятельности, но которые, как правило, остаются скрытыми для ее участников; б) определять мировоззренческие и практические последствия принимаемых решений в интеллектуальной и практической сфере.


Условия обучения

Срок обучения - 2 года (4 семестра).

Форма обучения: очная.


  1. Набор студентов и требования к поступающим в магистратуру

    1. В качестве вступительных испытаний предлагаются:

    • Экзамен по направлению магистратуры: 030100 («Философия») – «Философия»

    • Собеседование

Для выпускников гуманитарных факультетов и институтов ТГУ в качестве вступительного может быть засчитан Государственный экзамен, сданный при прохождении программы бакалаврской подготовки.

Результаты сдачи вступительного экзамена оцениваются по 4-х балльной шкале (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично).



    1. Программа вступительных экзаменов разрабатывается философским факультетом в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

    2. При равенстве баллов преимущественное право на зачисление получают следующие лица:

  • имеющие право на преимущественное зачисление в соответствии с законодательством РФ;

  • имеющие рекомендацию ГАК для поступления в магистратуру;

  • имеющие диплом бакалавра с отличием по направлениям «философия», «политология», «социология», «социальная работа», «филология», «теоретическая и прикладная лингвистика», «перевод и переводоведение», «психология», «связи с общественностью», «история», «международные отношения», «журналистика», «культурология», «библиотечно-информационная деятельность»;

  • имеющие научные публикации в предметной области данного направления;

  • победители и участники студенческих конкурсов и олимпиад;

  • дипломанты профильных студенческих конференций.

При равенстве всех условий, описанных выше, очередность устанавливается отборочной комиссией университета/факультета.
Количество бюджетных мест: 6 (2011 г.)

  1. НИР выпускающей кафедры, факультета (являющиеся базовыми для реализации
    магистерской программы)


По данной магистерской программе выпускающей является кафедра онтологии, теории познания и социальной философии. Основная научная деятельность кафедры связана с осмыслением тенденций развития современной философской мысли, определением и поиском способов решения актуальных проблем онтологии и теории познания, а также с применением философских методологий к обсуждению разнообразных интеллектуальных и практических задач. Работа над этими проблемами, выработка продуктивных методологий и технологий их решения, а также внедрение полученных результатов в научно-исследовательский и педагогический процессы является главной целью реализуемых кафедрой научно-исследовательских и образовательных проектов.

  1. Кадровая, методическая и материально-техническая базы магистерской
    программы:


Занятия проводят ведущие преподаватели кафедры онтологии, теории познания и социальной философии, а также философского факультета в целом. Сотрудники философского факультета, обеспечивающие реализацию магистерской программы, имеют богатый опыт участия в различных исследовательских проектах, а также опыт работы и стажировок в ведущих европейских университетах, принимают участие во множестве конференций и семинаров, в том числе за рубежом (Голландия, Великобритания, Франция, США и др.).

Профессорско-преподавательский состав __________12_человек____________


Фамилия, Имя, Отчество

Научная степень

Должность

Сыров Василий Николаевич

доктор философских наук, профессор, профессор

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра онтологии теории познания и социальной философии, заведующий кафедрой

Ладов Всеволод Адольфович

доктор философских наук

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра онтологии теории познания и социальной философии, профессор

Аванесов Сергей Сергеевич

доктор философских наук, профессор

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра онтологии теории познания и социальной философии, профессор

Петрова Галина Ивановна

доктор философских наук, профессор

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра онтологии теории познания и социальной философии, профессор

Суровцев Валерий Александрович

доктор философских наук, профессор

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра истории философии и логики, профессор

Найман Евгений Артурович

доктор философских наук, доцент

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра истории философии и логики, профессор

Борисов Евгений Васильевич

доктор философских наук, доцент

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра истории философии и логики, доцент

Макаров Вадим Фролович

кандидат философских наук, доцент

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра онтологии теории познания и социальной философии, доцент

Мазаева Ольга Геннадьевна,

Кандидат философских наук, доцент

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра истории философии и логики, заведующий кафедрой

Петренко Валерия Владимировна

кандидат философских наук, доцент

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра онтологии теории познания и социальной философии, доцент

Степаненко Сергей Борисович

кандидат философских наук

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра истории философии и логики, доцент

Эннс Ирина Андреевна

кандидат философских наук

Томский государственный университет, философский факультет, кафедра истории философии и логики, доцент


Инновационные технологии обучения

Все преподаватели кафедры используют в учебном процессе современные информационные и образовательные технологии. В рамках реализации магистерской программы предусмотрена подготовка презентаций к лекционным курсам. Наиболее часто используемые педагогические технологии - лекции, семинарские занятия, анализ текстовых источников, мини-конференции, дискуссии («дебаты»), подготовка аналитических работ, тестовые программы. Действует сайт факультета, на котором представлены учебные и вспомогательные материалы по магистерской программе. Задействована электронная почта.


Возможные места практик

Студенты магистратуры имеют широкие возможности прохождения практики в высших образовательных учреждениях города и области.


Кафедра и иные структурные подразделения, реализующие программу

Подготовка магистрантов по профилю «онтология и теория познания» осуществляется силами двух кафедр философского факультета: 1) онтологии, теории познания и социальной философии и 2) истории философии и логики.


Лаборатории и оборудование

Для реализации магистерской программы на факультете имеется необходимая материально-техническая база: специализированная аудитория для занятий по иностранным языкам, компьютерный класс с доступом к электронным образовательным ресурсам и аудитории для лекционных и семинарских занятий.




  1. Содержание программы и общая характеристика учебного плана

В соответствии с поставленными задачами учебный план магистратуры реализует образовательный компонент программы. В данный компонент входят учебные курсы, касающиеся современной методологии изучения исторического сознания, ключевых аспектов и тенденций развития современной историографии и методологии истории. В базовую часть общенаучного цикла входят такие обязательные курсы, как «Теория и практика аргументации» (72 часа), «Педагогика высшей школы» (36 часов); «Компьютерные технологии в науке и образовании» (36 часов); «Методика преподавания философии в вузе» (72 часа); в вариативную часть – «Иностранный язык» (108 часов), «Творчество: возможности и границы» (36 часов), «Теория ценностей» (108 часов); в базовую часть профессионального цикла – учебный курс «Новейшие тенденции и направления современной философии» (288 часов), «Современные проблемы философии» (252 часа); в вариативную часть – специальные курсы магистерской программы: «Концепции письма в современной французской философии» (72 часа), «Методология организации философского исследования» (108 часов), «Философская антропология 20 в.» (72 часа), «Проблемы онтологии в 20 в.» (108 часов), «Философия языка в истории философии» (72 часа), «Аналитическая философия» (72 часа), «Рацио и сопредельные сферы в истории философии» (36 часов), «Теория интерпретации Дэвидсона» (72 часа); в качестве курсов по выбору вариативной части профессионального цикла – дисциплины «Проблема разума и веры в европейской и отечественной философии» (72 часа), «Онтология Куайна» (72 часа), «Логический бихевиоризм Райла» (36 часов), «Платонизм в теории значения» (72 часа), «Теория коммуникации Хабермаса» (72 часа), «Феноменологическая теория сознания» (72 часа); в качестве дисциплин по выбору вариативной части общенаучного цикла - «Герменевтическая концепция искусства» (72 часа), «Историческая типология культур» (72 часа), «Культура на рубеже веков» (72 часа), «Абстрагирующее мышление и этапы его развития» (72 часа).

Все студенты в магистратуре в обязательном порядке проходят педагогическую практику (540 часов).

Исследовательская деятельность студентов охватывает такие формы, как научно-исследовательская работа (828 часов) и подготовка, написание и защита магистерской диссертации (648 часов). Они нацелены на обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными при усвоении образовательной программы, и практической деятельностью по применению этих знаний. Исследовательская работа предусматривает написание аналитических справок/обзоров, аннотаций, научных статей; стажировки, языковые курсы с научно-исследовательской составляющей; участие в работе конференций (научных, языковых и пр.), круглых столов, научных школ, научных семинаров с докладами. Магистерская диссертация готовится по актуальной научной и практически значимой проблеме, соответствующей тематике магистерской программы.


  1. Перспективы научно-исследовательской деятельности в связи с развитием ТГУ и потребностями Томского региона

В целях укрепления статуса ТГУ как национального исследовательского вуза планируется проведение дальнейших исследований по ключевым аспектам изучения специфики природы и функционирования современных форм знания, по определению базовых трендов складывающегося социокультурного пространства, по выявлению условий обеспечения междисциплинарных и комплексных подходов в сфере описания и осмысления синтетических объектов и процессов, доминирующих в современной реальности. Предполагается организация и осуществление междисциплинарных исследований в области экспертизы социально-культурных контекстов и ведущих тенденций инновационного развития в Сибирском регионе.


  1. Перспективы профессиональной деятельности и трудоустройства

Область профессиональной деятельности выпускника магистерской программы «Онтология и теория познания» включает различные виды научно-исследовательской, экспертной и научно-педагогической деятельности, требующие фундаментальной теоретико-методологической подготовки. Магистр философии может работать в аналитических службах фирм различных отраслей и форм собственности, в государственных органах федерального и муниципального уровня, осуществлять научно-исследовательскую деятельность, преподавать гуманитарные дисциплины в высших учебных заведениях.

Сферами деятельности выпускников могут являться: образовательные учреждения среднего профессионального образования (школы, лицеи, колледжи, гимназии) и высшего профессионального образования; академические и научно-исследовательские организации, связанные с решением философских проблем; редакции СМИ, музеи и библиотеки; органы государственной власти, муниципального управления, общественные организации и коммерческие структуры.




Декан философского факультета ________________________ С.С.Аванесов


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница