Онтологичесике основания мира человека в философии я. Коменского



Скачать 74.25 Kb.
Дата14.08.2016
Размер74.25 Kb.
Н.В. Шувалова
ОНТОЛОГИЧЕСИКЕ ОСНОВАНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКА

В ФИЛОСОФИИ Я. КОМЕНСКОГО
Я. Коменского можно считать создателем системы образования как рациональной упорядоченной системы бытия. Рациональным основанием образовательной стратегии у Я. Коменского являются метафизические принципы: целеполагания, понимания идей, порядка вещей, целостности, интегративности, свободы выбора, естественности, активности, развития личности. Универсальная образовательная система основана на идее разума и ее конечном результате – выявлении внутреннего, божественного знания о человеке с целью его применения в жизни.

Основоположения принципа аристотелевской логики и онтологии Я. Коменский стремился применить в качестве основы, исходного пункта теории образования. Также им были уточнены в соответствии с потребностями времени взгляды Платона, в частности, если есть идея, то она постигается только разумом. При изучении Я. Коменским опыта древних греков была открыта небезусловность целого, которое присутствует там, где имеется определенная вещь, однако оно (целое) не является вещью, которую можно наблюдать или манипулировать ею. Это, по существу, горизонт, в котором видны лишь отдельные существующие вещи. Аристотель включил эти положения в определение «первофилософии», которую он охарактеризовал как науку о бытии и обо всем1. Ее целью является мудрость понимания целого, в которое входят все вещи, теоретические знания, все виды деятельности. В частности, предполагалось, что в самом фундаменте познавательного отношения лежит некая соразмерность, однотипность природы и познающего мышления, их глубинное родство, что делает возможным не только само познание, но и обеспечивает достоверность его результатов. Субъектом же познания представал не живой конкретный человек со всеми его особенностями и склонностями, а, скорее, некий познавательный абсолютный идеал. Приписываемые последнему механизмы восприятия и мышления толковались как абсолютные, всеобщие и универсальные.

По мнению Я. Коменского, выстраиванию в абстракции этого единого и неделимого знания поможет универсальная Пансофия, то есть школа всеобщей мудрости или « всеобъемлющая мастерская мудрости», покоящаяся на единых началах, преследующих истину и гармонию. Пансофия означает понимание целого и порядка мира «sub speciae alterni» в буквальном значении - всеобщая мудрость, вся мудрость, всезнание, всеобщая наука, познание всего. Это доктрина постепенной реализации «мира идей» внутри напластованных миров, параллельные слои которых образуют Вселенную. В результате теория образования (Пансофия) приобретает метафизический характер и становится, по существу, целым рядом дисциплин об идеях, то есть содержит систему идеальных суждений. Человек должен исходить из аксиом, которые Я. Коменский понимает как общую врожденную силу нашей души, которая делает нас людьми. Именно эта сила делает людей, созданных по образу и подобию Божьему, способными к пониманию всех вещей, к выбору из понятых нами вещей. Природным дарованием в людях является то, благодаря чему мы представляем собой образ Божий2. Метафизика становится исходным пунктом Пансофии. Человеческие способности совпадают с объективной действительностью вне нас. Пансофию Я. Коменский считает основой совещательного дела, а категорию «mundis possibilis» (мир возможный) - основой Пансофии. «Возможный» мир здесь интерпретируется не из существующих потенциальностей, а как идейный план, позволяющий предположение каких-либо возможностей. Согласно Я. Коменскому, необходимо сначала осмыслить построение вещи в целом (мир образный), мысленно зарегистрировать неизвестные или отсутствующие вещи и, тем самым, найти ключ и способ познания реальности. Если заранее определить признаки всех вещей, то можно четко видеть как формы мира, его порядок, так и суть вещи.

Иными словами, Я. Коменский попытался связать идеализм Платона с реализмом Аристотеля. Я. Коменский пользовался теорией идей для того, чтобы через их посредство, с уже христианской позиции, достичь энтелехий (целей) в интерпретации Аристотеля. При толковании значения «мира возможного» для человека Я. Коменский подчеркивал важность познания самого себя и способ, как себя превзойти. В этом отношении мысль является образом Божьим, поэтому она выступает субъектом видения, материей видения и инструментом видения, субъектом выбора, материей выбора и инструментом деятельности. Сам мир, в понимании Я. Коменского, был создан и создается с тем, чтобы он стал видимым знамением Божьего замысла, чтобы возникло пространство для проявления высокой роли человека, чтобы разыгрывалась удивительная драма борьбы за лучший мир. Речь идет не о жизни в форме объективистской констатации науки Нового времени, не о предмете определенной специализации. Это, прежде всего, основное назначение всего сущего.

Философское понимание такого подхода определило в его сочинениях и стремление к интеграции всеобщего и специального образования. Целостное понимание отношений человека и общества привело Я. Коменского к проблеме отношений между человеческими индивидуумами и необходимостью разрешения межличностных противоречий в большом или малом социальном организме. Его понимание жизни по определенному порядку касалось не только вещей, но и людей. Этот порядок предполагал в мире людей наличие универсальных идей разума.

Порядок Я. Коменский всегда соотносил со свободой человека, лишь предостерегая от превращения свободы в своеволие. Человеческое общество состоит из людей, из сознательно мыслящих существ, которые могут не только все более полно познавать сущность процессов, происходящих в мире, но и, в соответствии со своими знаниями о вещах, целенаправленно воздействовать на окружающую действительность3. Путь к правильному пониманию свободы и порядка он видел в истинном познании единства мира посредством всего, чем наделен человек: и, прежде всего, разума, развивающегося на основе понимания смысла своего существования4.

Иными словами, предметы существуют благодаря идеям, своеобразное ars divina; мир - это реализация Божественного rationis. И какой бы разнообразной ни была потом реальность, она всегда может быть только определенной, конкретной. Усовершенствование природных дарований может возвысить нас до уподобления Богу, и потому оно должно быть высшей целью наших стремлений. Для понимания предметов необходимо осознавать эти идеальные основы. Идеи в нашем разуме отражаются, как в зеркале, в качестве принципов существования. Предметы природы проявляют себя через свою суть, то есть реализацию идей. Человеческие искусства представляют собой созидание действительности на основе идей, существующих в человеческой мысли. Воспитание - это такое же искусство, которое должно следовать естественности. И, хотя любое человеческое искусство редуцируется на единственную гармонию, все же оно всегда является результатом человеческой способности создавать форму, а в области воспитания - воспитать совершенную Богоподобную личность.



Составной частью философии Я. Коменского является принцип активности, то есть процесс деятельности, руководимой суждением (разумом) и свободным выбором воли. Эта теория находит отражение в образовательных стратегиях, исходящих из предположения активности личности и видящих ее развитие в рациональной деятельности. И от совершения действий Я. Коменский переходит к общему, то есть дает «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»5, в связи, с чем создает целостную картину понимания образования и программу исправления человека и человечества6.

Таким образом, в системе Я. Коменского предлагается некая образовательная стратегия. Человек целиком включен в эту образовательную систему. Он не является лишь познающим субъектом, а предстает в широте своих возможностей. Я. Коменский не упускает из виду не только мир природы, но и мир человека и для человека. Центром его интересов является взаимосвязанность философской и образовательной концепций. Его идеи соответствуют дискурсу современного образовательного процесса, который заключается в истинном и спасительном образовании людей. Для современного представления об образовании остаются актуальными такие понятия философии Я Каменского как Пансофия (мастерская человеческого ума) и принцип активности человека. Пансофия определяет целостность и системный характер знаний. Тем самым это понятие приближено к понятию панортозии (всеисправлению). Она занимается сущностью дел человеческих, «чтобы умы наполнялись светом познания7», и совершенствованием их упорядочения. В созданной и разработанной системе Я. Коменского продолжают оставаться актуальными общие принципы единства и целостности познания8.

Сформулированная Я. Коменским стратегия образования в исторических условиях его эпохи обозначила место человека в системе мира. Его понимание гуманизма привело к утверждению новых ценностей, которые он рассматривал применительно к развивающемуся обществу, к идее самосовершенствования и успешного упорядочения дел человеческих. Основа гуманизма Я. Каменского и его сущность проявилась в идее единства необходимости существования человека в обществе с возможностью его свободы выбора9. Я. Коменский отдаляется от идеи индивидуума с тем, чтобы взамен провозгласить идею существования личности. При этом свои общие философские принципы он выразил в своей образовательной и воспитательной концепции, которую понимал в широкой взаимосвязи с жизнью, наукой, политикой, религией. Я. Коменский искал пути для преодоления человеческих противоречий. Идея «все для человека» стала основой содержания его философской и образовательной системы.

Идеи Я. Коменского отражают практическую и социальную значимость человеческой деятельности, которая принадлежит к важным детерминантам всестороннего личностного развития каждого человека. Эта деятельность не только положительно влияет на познавательные процессы, но и является носителем важных мотивационных и эмоциональных импульсов, способствует преодолению одностороннего интеллектуализма, открывает широкий взгляд на творческую активность человека, предоставляет возможность его самореализации. Появляется возможность для взаимодействия между практическими и теоретическими формами деятельности человека. Поэтому от споров о первенстве материи или идеи философы обращаются, прежде всего, к наполнению своих концепций конкретикой, в которой находят свое отражение наиболее общие черты мира. Дух рационализма XVII века различал мир умопостигаемый, или мир истинно сущего (метафизическая реальность), и мир чувственный, или являющийся (феноменальный мир).




1 Пешков Я. Философская основа творчества Я.А. Коменского // Человек - Культура - Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С.146.

2Ян Асом Коменский. Избранные педагогические сочинения. М., Т. 1939. Т.II. С.120-121.

3 Баллер Э.А. Свобода. Какая? Для кого? М., 1977. С.4.

4 Чапкова Д. Некоторые актуальные аспекты понятия культуры у Я.А. Коменского // Человек – Культура - Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С.140.

5 Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Прага, 1966.

6 Polisensky J., Parizek V. Jan Amos Komensky a jeho odkaz dneski. Pr., 1987. S.43.

7 См: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1939. Т. II. С.147.

8 Скалкова Я. Постулат Коменского «все для человека» и современная концепция образования и воспитания // Человек - Культура - Общество в концепции Яна Амоса Коменского. Материалы Международного симпозиума. М., 1997. С.201-204.

9 Агости Э. Возрожденный Тантал. М., 1969. С. 154.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница