Олонецкая Лѣтопись. С. 705 Бесѣды въ Ухотской волости




Дата16.04.2016
Размер65.6 Kb.
Софронов А., крестьянин Ухотской волости. Беседы в Ухотской волости (Вытегорского уѣзда// Олонецкие губернские ведомости. 1882. № 59. С. 705 – 707.

Олонецкая Лѣтопись.

С. 705
Бесѣды въ Ухотской волости (Вытегорскаго уѣзда). Какъ скоро окончатся полевыя работы, и женщины приготовятъ ленъ для пряжи, у насъ, въ Ухтѣ, начинаются бесѣды, т. е. собираются дѣвицы, по вечерамъ, куда-либо, для пряжи, и вмѣстѣ съ тѣмъ, для препровожденiя долгихъ осеннихъ вечеровъ съ своими бесѣдниками. Чаще всего они собираются на бесѣду, въ домъ какой-либо вдовы, и приходятъ къ ней цѣлую зиму, а иногда и нѣсколько зимъ къ ряду. Въ такомъ случаѣ, домъ этотъ прiобрѣтаетъ общую извѣстность ‒ сходбища дѣвицъ. При входѣ на бесѣду въ будничное время, глазамъ вашимъ представится: лавки всѣ заняты дѣвицами всякаго возраста (у насъ большой и малый ходятъ на одну бесѣду), сидящими за прялками и усердно прядущими ленъ, одѣтыми въ ситцовыя рубашки и печатныя изъ холста сарафаны. На полу сидятъ только что прибывшiе молодые парни, въ рабочихъ, холстомъ крытыхъ полушубкахъ, въ шапкахъ, и раскуриваютъ вообще принятый въ настоящее время въ употребленiе табакъ, занимая, у кого не окажется, другъ у друга. Въ углу толпится нѣсколько ребятишекъ, толкующихъ безъ умолку. Тошнота и жаръ въ избѣ невыносимы. У печки стоитъ свитецъ съ двумя зазженными березовыми лучинами, отъ которыхъ дыму чуть не до полу. Покуривши, молодцы собираются идти по кругу (обнимать сидѣвшихъ на лавкахъ дѣвицъ). Обошедши, они кланяются, снимая шапки, и благодарятъ дѣвицъ за обнимъ. Нѣкоторые изъ нихъ долго засиживаются у своихъ избранныхъ собесѣдницъ и сообщаютъ имъ свои деревенскiя новости,


С. 706

въ родѣ этихъ: «Акулина съ Машкой сего дня разбранилась»; «я въ лисѣ видалъ зайца», и т. п. Все это говорится тихо-шепотомъ, какъ будто составляющее важный секретъ. Маленькiе ребятишки вскорѣ разбираются по домамъ; а вслѣдъ за ними уходятъ и большiе, у которыхъ нѣтъ тутъ бесѣдницъ. Въ избѣ дѣлается просторно и не такъ ужъ жарко. Дѣвицы, уставшiя держать на коленяхъ своихъ бесѣдниковъ, предлагаютъ имъ сойти и сѣсть возлѣ нихъ, за прялку. Молодцы садятся, каждый къ своей бесѣдницѣ, и продолжаютъ вести начатый разговоръ, въ родѣ тѣхъ же деревенскихъ новостей, и разговаривать почти безпрерывно, до конца самой бесѣды, прерывая ее, тогда только, когда бываетъ пляска «со вьюномъ» (молодецъ и дѣвица за ручку). Встаетъ съ своего мѣста молодецъ, подаетъ дѣвицѣ руку и приглашаетъ ее, преимущественно каждый свою бесѣдницу, и оба начинаютъ ходить по избѣ, дѣлая три-четыре шага впередъ и обратно. Въ это время дѣвицы поютъ пѣсню. Всѣ эти пѣсни поются скоро и на одинъ мотивъ. Какъ скоро пѣсня кончится, молодецъ кланяется своей дѣвицѣ и занимаетъ прежнее мѣсто, а дѣвица приглашаетъ другаго молодца. Опять новая пѣсня и, по окончанiи ея, молодецъ приглашаетъ новую дѣвушку и т. д. Мнѣ удалось запомнить изъ этихъ пѣсенъ нѣсколько, которые привожу здѣсь.


1.

У Машечки жемчужку!

Чуть Маша вздыхала,

Ала ленточка въ косѣ

Струями взвивалась.

Я Иванушка-дружка

Пламенно любила;

Изъ подъ тишинки его

Вздохомъ наградила.
2.

У порога мѣста много ‒

Не приходится стоять,

Не приходится стоять,

Поцѣлуя ожидать.

Ты, хорошiй молодецъ,

Проходи за воронецъ!

Тамъ съ тобой повидимся….

Цѣловаться завтра.

Если долго дожидаться,

Мы съ тобою послѣ;

За ушко да въ крестики,

На хорошемъ мѣстичкѣ.
3.

Журавы то долгоноги

Не нашли пути-дороги.

Они шли стороной,

Боронили бороной.

Борона желѣзная

Поцѣлуй, любезная.
4.

Ой дѣвицы, ой, ой, ой,

Поступаютъ чисто!

Посмотрите, у иной

Есть записокъ триста.

Всѣ они лежатъ рядкомъ

Въ ящикахъ секретныхъ,

И дѣвицы говорятъ

О дружкахъ завѣтныхъ.
5.

Одна горка высока,

А другая низка.

Одинъ милый далече,

А другой-отъ близко.

Ужь я дальняго милова

Людямъ подарую;

Ближняго милова

Сто разъ поцѣлую.
6.

Веселъ я веселъ

Теперешнiй часъ:

Вижу я, вижу

Любезную сейчасъ.

Ходитъ, гуляетъ

Во зелемъ саду;

Щиплетъ, ломаетъ

Зеленъ виноградъ.

Вѣточки бросаетъ

Къ милому на диванъ.

Спишъ ли, не спишъ,

Ничего не говоришь.

Словечка не молвишь,

Отвѣту не подашь.
Бесѣды продолжаются до 12-ти, и иногда до 2-хъ часовъ.

Въ праздничное время бесѣда отличается тѣмъ, что дѣвицы на бесѣду приходятъ безъ работы, и холщевые сарафаны замѣняютъ ситцевыми, а молодцы въ кумачныхъ рубахахъ и суконныхъ полушубкахъ. Во время Филиппова поста, или въ святки, собираются «гостибища» (приглашаютъ дѣвицъ на недѣлю въ гости изъ другихъ деревень). Въ гостьбище прiѣзжаютъ на бесѣду изъ дальнихъ деревень и замѣняютъ лучину свѣчками. Бываютъ разныя русскiя пляски, напримѣръ: «Зайцемъ», или «Жениться». Идетъ одинъ молодецъ и пляшетъ; въ это время дѣвицы поютъ пѣсни:


Что не зайчикъ пляшетъ,

Не бѣляйчикъ скачетъ.

У заюшка, у бѣляюшка

Ушка долги,

Ножки коротки.

Изъ подъ травоньки,

Изъ подъ муравоньки,

Что не тото ли стучитъ,

Что не тото ли бренчитъ.

Добрый молодецъ идетъ,

За собой дѣвку ведетъ,

Самъ не въ значай выговариваетъ:

Кого я люблю, того я возьму;

Кого не люблю, того не возьму;

За собой не веду,

Молодой не зову.


По окончанiи пѣсни, молодецъ беретъ лѣвую руку дѣвушки въ свою правую и опять пляшетъ. Поется таже пѣсня. Такъ наберется паръ 5, 6, и затѣмъ, держа рука за руку, становятся вокругъ. Изъ первой пары дѣвушка заходитъ и расхаживаетъ въ кругу, а молодецъ около кругу. Въ это время поютъ опять другую пѣсню:
Что во городѣ царевна, царевна;

По загороду царевъ-сынъ, царевъ-сынъ,

Во городѣ стояла, стояла,

Золотымъ перстнемъ сiяла, сiяла,

Подзолоченымъ просвѣщала, просвѣщала.

Вы сѣките, холопа, ворота, ворота;

Секретарской сынъ во городъ, во городъ.

Вы сойдитесь-ко, близенько, близенько,

Поклонитесь-ко, низенько, низенько,

Обоймитесь-ко, плотненько, хорошенько.


Затѣмъ эта пара выходитъ изъ круга и идетъ около. А дѣвицы поютъ пѣсню:
Вы посмотритетъ-ко, бояра, бояра,

Какова наша молодая, молодая!

Она изъ тонка высока, высока;

Она изъ бѣла румянна, румянна;

Черноброва, круглолица, черноглаза.

Становитесь-ко свѣтъ на мѣсто, на мѣсто;

Тутъ тебѣ не невѣста, не невѣста.
И затѣмъ пара становится на прежнее мѣсто; идетъ такимъ же порядкомъ слѣдующая, и т. д. продолжается, покуда не исполнятъ всего всѣ пары.

Не рѣдко случается, что съ бесѣды уведутъ дѣвушку за мужъ, такъ какъ въ Ухтѣ еще подобный обычай не искоренился. Молодецъ, познакомившись съ дѣвицей гдѣ-либо у праздника, гдѣ дѣвушка понравилась, начинаетъ противъ нея аттаку. Проходитъ къ ней зиму на бесѣду; предлагаетъ дѣвушкѣ


С. 707

идти за него за мужъ; дѣвушка соглашается и когда всѣ съ бесѣды разойдутся, уходитъ. Поутру встрѣчаешь первую новость, что «Оксюха за Ваньку вечеръ съ бесѣды за мужъ ушла». На слѣдующiй день, женихъ посылаетъ «депутацiю» съ ¼ водки въ домъ невѣсты, для заключенiя «мира». Отецъ, при встрѣчѣ этихъ гостей, дѣлается сердитымъ и долго ничего не говоритъ. Наконецъ, при убѣжденiи пословъ, соглашается съ условiемъ заплатить за невѣсту столько-то руб., и дѣло, послѣ долгихъ торговъ, улаживается. Потомъ выпивается водка и депутацiя, получивши икону, благословенiе невѣсты на бракъ, возвращается въ домъ жениха. Затѣмъ дѣлаются приготовленiя къ вѣнцу, и такимъ образомъ состряпалась свадьба. Не рѣдко случается и то, что дѣвушкѣ придется при упорствѣ родителей, въ благословенiи, просидѣть въ домѣ жениха не вѣнчаной до 2-хъ недѣль, а если подойдетъ постъ, то и больше. Свадьбы въ Ухтѣ дѣлаются, за немногими исключенiями, въ такомъ порядкѣ. Это происходитъ во первыхъ потому, что родственникамъ невѣсты свадьба эта обходится дешевле, и во вторыхъ изъ за несогласiя родителей на бракъ невѣсты тогда, когда съ женихомъ у ней дѣло положено.



Крестьянинъ Ухотской волости, Александръ Софроновъ.

 Произносится имя того, который ходитъ со вьюномъ.

 Кромѣ Ухты <Исправленная опечатка. Было: ухты – ред.> я думаю, такой пѣсни ни гдѣ не существуетъ.

 Молодецъ и дѣвица обнимаются.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница