Олимпиада по математике Муниципальный этап 2014–2015 уч г. Задачи с указаниями и решениями 7 класс 1




Скачать 93.68 Kb.
Дата26.02.2016
Размер93.68 Kb.
Олимпиада по математике Муниципальный этап 2014–2015 уч. г.

Задачи с указаниями и решениями
7 класс
7.1. Велосипедист планировал доехать из пункта А в пункт В за 5 часов, двигаясь с постоянной скоростью. С намеченной скоростью он двигался до середины пути, а потом решил увеличить скорость на 25%. С новой скоростью он доехал до пункта В. Сколько времени занял весь путь?

Ответ: 4 часа 30 минут. Указание. Пусть а – расстояние между пунктами А и В, v – запланированная скорость. Тогда . Увеличенная скорость равна 1,25 v. Весь путь велосипедист проедет за  (час).

7.2. Вася накопил 80 рублей 5-копеечными монетами. Чтобы отдать долг в 25 рублей другу, он стал отсчитывать монеты, но сбился со счета и решил использовать чашечные весы. Как ему выделить нужную сумму за 4 взвешивания, если гирек у него нет?

Указание. Первым взвешиванием Вася делит все монеты на две равные по весу кучки и получает две кучки по 40 рублей. Далее он аналогично делит одну кучку в 40 рублей на две равных. Еще 2 раза проделав такие взвешивания, он в результате будет иметь две кучки по 5 рублей и три кучки в 10, 20 и 40 рублей. Сложив кучки в 5 и 20 рублей, он получит нужную сумму.

7.3. Агент 007 хочет зашифровать свой номер с помощью двух натуральных чисел т и п так, чтобы . Сможет ли он это сделать?

Ответ: сможет. Указание. .

7.4. Квадрат разрезали на два прямоугольника. Оказалось, что периметры обоих прямоугольников – целые числа. Можно ли сделать вывод, что периметр исходного квадрата также целое число?

Ответ: нет, нельзя. Указание. Приведем такой пример: квадрат со стороной 5/6 разрежем на два прямоугольника длины 5/6 и ширины 1/6 и 4/6. Тогда периметры прямоугольников равны и . Комментарий. Прийти к подобному примеру можно так: пусть а – сторона квадрата, х – ширина одного из прямоугольников. Тогда  ширина другого прямоугольника, а их периметры равны и . Сумма этих периметров равна 6а, значит, а имеет вид , где п – натуральное число. Поэтому (m – натуральное). При п = 5, т = 2 получается наш пример.

7.5. Есть п палочек длины 1, 2, 3, …, п (см), из которых надо сложить равносторонний треугольник. Можно ли это сделать, если а) п = 100; б) п = 99? (Палочки ломать нельзя, надо использовать все палочки.)

Ответ: а) нельзя; б) можно. Указание. Очевидно, суммарная длина всех палочек должна делиться на 3, чтобы можно было распределить их на три равные по длине части. а) Но сумма 1+2+…+100 не делится на 3 (чтобы в этом убедиться, не обязательно считать сумму 1+ 2+…+100 = 101×50; можно разбить все 100 чисел так: (1+2+3) + (4+5+6) + … + (97+98+99) + 100, и во всех тройках сумма делится на 3, а 100 на 3 не делится). б) Разобьем все 99 чисел на последовательные девятки (1+2+…+9) + (10+11+…+18) + … + (91+92+…+99). Каждую такую девятку вида 9k+1, 9k+2, … 9k+9 разобьем на три группы с одинаковой суммой, а именно: 9k+1 + 9k+5 + 9k+9 = 9k+2 + 9k+6 + 9k+7 = 9k+3 + 9k+4 + 9k+8. Собирая палочки каждой из трех групп для разных k = 0, 1, …, 10, мы получим три одинаковые суммарные длины.
8 класс

8.1. Велосипедист планировал доехать из пункта А в пункт В за 5 часов, двигаясь с постоянной скоростью. С намеченной скоростью он двигался до середины пути, а потом решил увеличить скорость на 25%. С новой скоростью он доехал до пункта В. Сколько времени занял весь путь?

Ответ: 4 часа 30 минут. Указание. См. задачу 7.1.

8.2. Агент 007 хочет зашифровать свой номер с помощью двух натуральных чисел т и п так, чтобы . Сможет ли он это сделать?

Ответ: сможет. Указание. См. задачу 7.3.
8.3. Дан параллелограмм ABCD. Точки M и N – середины сторон ВС и CD соответственно. Найдите отношение площади четырехугольника AMND к площади параллелограмма.

Ответ: . Указание. Пусть . Имеем . Далее, (т.к. MN – средняя линия в треугольнике BCD), поэтому . Тогда .
8.4. Имеется п спичек длины 1, 2, 3, …, п (см). Требуется сложить из них равносторонний треугольник. Можно ли это сделать, если а) п = 100; б) п = 99? (Спички ломать нельзя, надо использовать все спички.)

Ответ: а) нельзя; б) можно. Указание. См. задачу 7.5.

8.5. У Пети есть 4 медных советских монеты – по одной номиналом 1, 2, 3 и 5 копеек. Он узнал такой факт: эти монеты должны весить ровно столько граммов, каков их номинал. Петя хочет проверить этот факт с помощью чашечных весов. Сможет ли он это сделать, если у него есть всего одна гирька в 9 граммов?

Ответ: да, сможет. Указание. Пусть х – вес 1-копеечной монеты, у – вес 2-копеечной монеты. Если проверяемый факт верен, то (х + у) – вес 3-копеечной монеты, а (х + 2у) – вес 5-копеечной монеты. Для того, чтобы в этом убедиться, мы проделаем два взвешивания: 1) 1коп. + 2коп. = 3коп. (?); 2) 2коп. + 3коп. = 5коп. (?). Если хотя бы одно из этих равенств не выполняется (весы не в равновесии), то проверяемый факт неверен. Если равенства выполнились, проверим, проведя еще два взвешивания, следующие равенства: 1коп. + 3коп.+ 5коп. = 9 гр. (?) и 2коп. + 3 коп. + 5коп. = 1коп. + 9 гр. (?). Если хотя бы одно из этих равенств не выполняется, то проверяемый факт неверен. Если же оба равенства выполняются, то имеем два уравнения: и , из которых получим х =1, у = 2, т.е. проверяемый факт верен.

9 класс
9.1. Решите уравнение .

Ответ: нет решений. Указание. Заметим, что данное уравнение – квадратное (коэффициенты при х3 уничтожаются). У данного квадратного трехчлена вершина находится в точке с абсциссой ; в этом можно убедиться либо непосредственным подсчетом, либо следующим образом: если ввести замену t = x – 50, то квадратный трехчлен запишется в виде + , и легко видеть, что коэффициенты при нечетных степенях t уничтожаются, а значение при t = 0 (ордината вершины) положительна, причем старший коэффициент (при t2) также положителен. Значит, уравнение корней не имеет.

9.2. На доске записано несколько целых чисел. Коля заменил каждое число (стерев его) следующим образом: вместо четного числа он записал его половину, а вместо нечетного – удвоенное. Могло ли оказаться так, что сумма новых чисел и сумма исходных совпали, если сумма исходных чисел равнялась а) 2014; б) 2013?

Ответ: а) не могло; б) могло. Указание. Обозначим через А начальную сумму четных чисел на доске, В – сумму нечетных чисел. Тогда должно выполняться равенство . Значит, сумма на доске должна быть равна А + В = 3В=n. В случае а) при п = 2014 это приводит к противоречию с делимостью на 3. В случае б) при п = 2013 легко проверить такой пример: на доске записаны два числа а = 1342 и b = 671 = a/2.

9.3. Дан четырехугольник ABCD, в который можно вписать окружность. Докажите, что две окружности, вписанные в треугольники АВС и ADC, касаются диагонали АС в одной и той же точке.

Указание. Пусть AB = a, BC = b, CD = c, AD = d, AC = e и пусть окружность, вписанная в треугольник АВС, касается АС в точке М. Тогда из свойства касательных получим, что . Аналогично, для окружности, вписанной в треугольник ACD и касающейся АС в точке N, получим: . Равенство AM = AN равносильно равенству ab = dc Û a + c = b + d, а последнее равенство – это известное условие для четырехугольника, в который можно вписать окружность.

9.4. Два корабля идут по морю перпендикулярными курсами так, что оба должны пройти через фиксированную точку О (каждый – в свой момент времени. После прохождения точки О корабли, не останавливаясь, продолжат своё прямолинейное движение). Скорости кораблей одинаковы и постоянны. В полдень корабли еще не прошли точку О и находились от нее в 20 км и 15 км соответственно. Будут ли корабли далее в какой-то момент в зоне видимости друг друга, если видимость в этот день 4 км?

Ответ: да, будут. Указание. Пусть a = 20, b = 15, v – скорость кораблей. Тогда расстояние между ними через время t после полудня равно (по теореме Пифагора) . Квадратный трехчлен с положительным старшим коэффициентoм 2v2 принимает наименьшее значение в вершине . При этом значении и поэтому расстояние в момент равно (легко видеть, что к моменту t0 один из кораблей уже прошел точку О, а другой еще нет).

9.5. У Пети есть 4 медных советских монеты – по одной номиналом 1, 2, 3 и 5 копеек. Он узнал такой факт: эти монеты должны весить ровно столько граммов, каков их номинал. Петя хочет проверить этот факт с помощью чашечных весов. Сможет ли он это сделать, если у него есть всего одна гирька в 9 граммов?

Ответ: да, сможет. Указание. См. задачу 8.5.
10 класс
10.1. Решите уравнение .

Ответ: нет решений. Указание. См. задачу 9.1.

10.2. На доске записано несколько целых чисел. Коля заменил каждое число (стерев его) следующим образом: вместо четного числа он записал его половину, а вместо нечетного –удвоенное. Могло ли оказаться так, что сумма новых чисел и сумма исходных совпали, если сумма исходных чисел равнялась а) 2014; б) 2013?

Ответ: а) не могло; б) могло. Указание : см. задачу 9.2

10.3. Два корабля идут по морю перпендикулярными курсами так, что оба должны пройти через фиксированную точку О (каждый – в свой момент времени. После прохождения точки О корабли, не останавливаясь, продолжат своё прямолинейное движение). Скорости кораблей одинаковы и постоянны. В полдень корабли еще не прошли точку О и находились от нее в 20 км и 15 км соответственно. Будут ли корабли далее в какой-то момент в зоне видимости друг друга, если видимость в этот день 4 км?

Ответ: да, будут. Указание. См. задачу 9.4.

10.4. Дан треугольник АВС. Точка Р – центр вписанной окружности. Найдите угол В, если известно, что , где – радиусы описанных окружностей треугольников АВС и АРС соответственно.

Ответ: 60°. Указание. Пусть . Тогда , поскольку . Пусть . По известной формуле (для теоремы синусов) (в треугольнике АВС) и (в треугольнике АРС). Отсюда получаем уравнение (т.к. <).

10.5. а) Докажите неравенство для всех натуральных чисел п; б) существует ли такое натуральное п, для которого , где [a] означает целую часть числа а?

Ответ: б) не существует. Указание. а) После возведения обеих частей в квадрат и отделения квадратного корня получим равносильное неравенство . б) Предположим, от противного, что такое п существует. Тогда для некоторого натурального k будет выполнено двойное неравенство . Рассмотрим неравенство . Заметим, что квадраты целых чисел не могут давать остатки 2 и 3 при делении на 9 (можно перебрать все возможные остатки, это числа 0, 1, 4, 7). Значит, неравенство означает фактически, что . Поэтому получаем , что приводит к противоречию, т.к. на самом деле правая часть меньше левой при всех п (это доказывается точно так же, как в пункте а)).

11 класс

11.1. Найдите область определения функции .

Ответ: , k – целое. Указание. Выражение в скобках под корнем положительно при всех х (см. решение задачи 9.1). Осталось записать решение неравенства .

11.2. В пространстве с прямоугольной системой координат дан прямоугольный параллелепипед. Известно, что все его вершины имеют целочисленные координаты, причем разные вершины лежат внутри разных октантов. Ребра параллелепипеда параллельны координатным осям. Найдите диагональ параллелепипеда, если его объем равен 2014. (Октант – это часть пространства, ограниченная тремя координатными плоскостями.)

Ответ: . Указание. Пусть a, b, c – стороны параллелепипеда. Имеем abc = 2014. Заметим, что числа a, b, c – натуральные, как следует из условий задачи (вершины с целочисленными координатами, а ребра параллельны координатным осям). Заметим также, что ни одно из чисел a, b, c не может равняться единице, т.к. вершины лежат внутри разных октантов. Поэтому разложив 2014 на простые множители 2014 = 2×19×53, получим, что a, b, c – это (с точностью до порядка) числа 2, 19, 53. Поэтому диагональ равна .

11.3. Дан треугольник АВС. Точка Р – центр вписанной окружности. Найдите угол В, если известно, что , где – радиусы описанных окружностей треугольников АВС и АРС соответственно.

Ответ: 60°. Указание. См. задачу 10.4.

11.4. а) Докажите неравенство для всех натуральных чисел п; б) существует ли такое натуральное п, для которого, где [a] означает целую часть числа а?

Ответ: б) не существует. Указание. См. задачу 10.5.

11.5. Найдите наибольшее и наименьшее значение функции .

Ответ: наименьшее значение равно –1, наибольшее значение равно 24. Указание. Обозначим , . Тогда = = . Пусть . Заметим, что у квадратичной функции t(u) координата вершины и поэтому t(u) монотонно возрастает на промежутке [–1;1], принимая значения от –2 до 4. Далее, функция = принимает наименьшее значение равное –1 при t = –1, а на концах отрезка принимает значения 0 и 24 соответственно, откуда следует результат.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница