Охрана поверхностных вод от загрязнения




Скачать 378.64 Kb.
Дата17.07.2016
Размер378.64 Kb.

ОХРАНА ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Промышленные предприятия в процессе эксплуатации потребляют определенное количество чистой воды, а также сбрасывают очищенные или неочищенные сточные воды в окружающую среду, что приводит к загрязнению гидрографической сети и территории района его размещения. Основными источниками загрязнения поверхностных вод являются:



  • неочищенные или недостаточно очищенные производственные и бытовые сточные воды;

  • поверхностный сток с территории предприятия;

  • фильтрационные утечки вредных веществ из емкостей, трубопроводов и других сооружений;

  • аварийные сбросы сточных вод.

В целях рационального использования и охраны поверхностных вод предприятие должно обеспечить:

  • экономное и рациональное использование водных ресурсов;

  • наличие лицензии и договора на пользование водным объектом и соблюдение их условий;

  • предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод;

  • содержание в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и технических устройств;

  • наличие контрольно-измерительной аппаратуры по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды и соблюдение сроков ее государственной аттестации;

  • организацию учета забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами;

  • соблюдение установленных лимитов забора воды и сброса сточных вод;

  • разработку инженерных мероприятий по предотвращению аварийных сбросов неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, по обеспечению экологически безопасной эксплуатации водозаборных сооружений и водных объектов;

  • соблюдение установленного режима использования водоохранных зон;

  • предотвращение попадания продуктов производства и сопутствующих ему загрязняющих веществ на территорию производственной площадки промышленного объекта и непосредственно в водные объекты;

  • разработку плана мероприятий на случай возможного экстремального загрязнения водного объекта.

В процессе хозяйственной деятельности запрещается сбрасывать в водные объекты сточные (возвратные) воды:

  • содержащие вещества или продукты трансформации веществ в воде, для которых не установлены ПДК или ОДУ, а также вещества, для которых отсутствуют методы аналитического контроля, за исключением тех веществ, что содержатся в воде водного объекта;

  • которые с учетом их состава и местных условий могут быть направлены в системы оборотного водоснабжения для повторного использования или для других целей;

  • оказывающие токсическое действие, по результатам биотестирования, на живые организмы;

  • дождевые и талые воды, отводимые с территорий промышленных площадок, не прошедшие очистку до установленных требований;

  • в пределах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, округов санитарной охраны курортов, в водные объекты, используемые для лечебных целей, а также в местах массового скопления рыб;

  • содержащие возбудителей инфекционных заболеваний, а также содержащие вещества, концентрации которых превышают ПДК и их фоновые значения в водном объекте, если для них не установлены нормы предельно допустимого сброса (ПДС), указанные в разрешении на сброс сточных вод.

Запрещается сброс в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосбора, а также в системы канализации, пульпы концентрированных кубовых осадков, шламов, образующихся в результате обезвреживания сточных вод, других технологических и бытовых отходов. Не допускаются утечки в водные объекты от нефте- и продуктопроводов, а также сброс мусора. Не допускается сброс грунта, мусора, строительных и других материалов в водные объекты.

Предприятия должны обеспечивать санитарное состояние подведомственной территории и не допускать вынос через дождевую канализационную сеть мусора и отходов производства. Не допускается производить в водных объектах и на их берегах мойку транспортных средств, других механизмов, а также проведение любых работ, которые могут явиться источником загрязнения вод.

С целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов создаются водоохранные зоны. В их пределах устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Для промышленных предприятий, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 года N 1404, в пределах водоохранных зон запрещаются:


  • размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, мест складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, накопителей сточных вод;

  • складирование мусора;

  • заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

  • размещение стоянок транспортных средств;

  • проведение без согласования строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также землеройных и других работ.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима. Прибрежные защитные полосы, как правило, должны быть заняты древесно-кустарниковой растительностью или залужены.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных защитных полос возлагается на водопользователей. Собственники земель и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос.

В процессе эксплуатации промышленных объектов возможны аварийные сбросы сточных вод, случайные переливы жидких продуктов производства и полуфабрикатов из емкостей и открытых продуктопроводов, разрывы трубопроводов в результате коррозии и дефектов монтажа и т.п. Для исключения возможности загрязнения окружающей среды сточными водами и жидкими продуктами производства предусматривают:


  • устройство дублирующих трубопроводов для своевременного отключения аварийных участков;

  • применение оборудования и трубопроводов, стойких к коррозийному и абразивному воздействию агрессивных жидких сред;

  • устройство емкостей и накопителей с соответствующими коммуникациями для аккумуляции аварийных сбросов сточных вод;

  • обвалование технологических площадок и сооружений, на которых возможны аварийные сбросы сточных вод и жидких продуктов, с созданием системы сбора ливневых вод с этих площадок;

  • перекачку продуктов аварийных сбросов обратно на производство или очистные сооружения проектируемого объекта;

  • создание системы сбора загрязненного поверхностного стока с территории предприятия с последующей передачей его на очистные сооружения.

Все водопользователи должны иметь планы ликвидации аварий, содержащие указания по оповещению заинтересованных служб и организаций, перечень сооружений и территорий, подлежащих особой защите от загрязнения (водозаборы, пляжи и др.), порядок действий при возникновении аварийных ситуаций, перечень требуемых технических средств, способ сбора и удаления загрязняющих веществ, а также режим водопользования в случае аварийного загрязнения водного объекта. Также все водопользователи должны иметь согласованные со специально уполномоченными органами планы мероприятий, обеспечивающие функционирование предприятий в случае аварийного загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами.

Нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

В соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, а также количества загрязняющих веществ в них. Данные первичного учета используются для заполнения формы государственной статистической отчетности 2ТП-водхоз, составления проектов планов по охране и рациональному использо­ ванию водных ресурсов, правильного внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за водопользование.

Данные первичного учета, заносятся в типовые формы ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами", ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами" и ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод". Образцы форм типовой первичной отчетности охраны поверхностных вод представлены в приложении 3.1.

Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду разрабатываются с целью предотвращения нарушения равновесия в окружающей природной среде, а также обеспечения охраны жизни и здоровья населения и устанавливаются, исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Для каждого предприятия-водопользователя нормирование сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты производится путем установления предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ со сточными водами (ПДС) и планов мероприятий по достижению уровня ПДС со сроками их реализации.

Нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС) устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующего предприятия - водопользователей, исходя из условий недопустимости превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе или на участке водного объекта с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе - исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов. При этом учитываются ассимилирующая способность водного объекта и оптимальное распределение массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. В случае одновременного использования водного объекта для различных целей к составу и свойствам воды принимаются наиболее жесткие нормы из числа установленных. Если в водном объекте под воздействием природных факторов по отдельным веществам превышается ПДК, то для этих водных объектов могут разрабатываться региональные нормы качества воды.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов веществ могут устанавливаться лимиты на сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ. Временно согласованные лимиты сбросов загрязняющих веществ в водные объекты устанавливаются предприятиям, исходя из необходимости поэтапного достижения нормативов ПДС загрязняющих веществ в водные объекты, и сроки достижения нормативов ПДС. Установление лимитов на сбросы допускается только при наличии планов снижения сбросов.

В целях достижения нормативов ПДС водопользователями разрабатываются планы водоохранных мероприятий, включающие в себя работы по восстановлению, рациональному использованию и охране водных объектов. По мере осуществления отдельных этапов планов водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС лимиты пересматриваются в сторону их уменьшения с учетом внедрения наилучших имеющихся технологий по очистке сточных вод, а также с учетом возможности внедрения экологически чистых технологий основного производства, включая ограничение применения опасных веществ и материалов. Продолжительность осуществления плана водоохранных мероприятий по достижению нормативов ПДС и его этапов устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от степени риска для здоровья населения, экологического состояния водного объекта и его биоресурсов, социально - экономических факторов, наилучших имеющихся отечественных и зарубежных технологий.

Нормативы ПДС разрабатываются водопользователем или по его заказу научной, проектной или иной организацией на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, а при отсутствии таковых - исходя из недопустимости превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах (ПДК), определенных с учетом целевого использования этих объектов.

Проект нормативов допустимых сбросов (ПДС) в окружающую среду со сточными водами разрабатывается предприятием-водопользователем в соответствии с ГОСТ 17.1.3.13-86 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения» и другой действующей нормативно-методической документацией (см. приложение 3.2).

Разработанные нормативы ПДС согласовываются водопользователями с территориальными органами санитарно-эпидемиологического надзора, Росгидромета, территориальными (бассейновыми) органами Госкомрыболовства России. Согласованные нормативы ПДС утверждаются в установленном порядке территориальным (бассейновым) органом МПР России. Нормативы допустимых сбросов в окружающую среду со сточными водами устанавливаются на срок не более 5 лет. На основании норматива допустимых сбросов водопользователю ежегодно выдается разрешение на сброс загрязняющих веществ.

 СОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА



ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ-ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Приводится анализ изменений законодательства в части государственного надзора за использованием и охра-

ной водных объектов. Сформулировано понятие государственного надзора за использованием водных объектов

промышленными предприятиями. Рассматриваются особенности осуществления государственного надзора за

использованием и охраной водных объектов, которые предоставляются в пользование промышленным пред-

приятиям на основании решения или договора водопользования. Анализируются полномочия основного органа

государственной власти по осуществлению функции надзора за использованием и охраной водных объектов –

Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Подчеркивается, что в процессе использования

водных объектов промышленные предприятия воздействует и на иные компоненты окружающей среды. По-

этому на водопользователя возлагаются обязанности не осуществлять действия, приводящие к причинению

вреда окружающей среде. Указывается на необходимость разработки методических рекомендаций, касающихся

особенностей осуществления государственного надзора в зависимости от целей водопользования и оснований

предоставления водных объектов в пользование.

Ключевые слова: водный объект, промышленное предприятие, государственный надзор, Федеральная служба по

надзору в сфере природопользования, охрана водных объектов.

Среди принципов водного законодательства выделяется приоритет охраны водных объектов

перед их использованием. При этом использование водных объектов не должно оказывать негативно-

го воздействия на окружающую среду1

. Государственный надзор за использованием и охраной вод-

ных объектов является одним из самых действенных инструментов, направленных на реализацию

указанного принципа водного законодательства.

Ввиду того, что промышленность является одним из основных потребителей водных ресурсов, во-

прос об охране водных объектов и содержащихся в них водных ресурсов является актуальным. Предпри-

ятия промышленности негативно воздействуют на водные объекты посредством сброса загрязненных

сточных вод, увеличения объемов забора водных ресурсов, подключения новых водопользователей.

Статья 36 Водного кодекса Российской Федерации, регламентирующая государственный над-

зор в области использования и охраны водных объектов, подверглась кардинальным изменениям в

связи с принятием Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ2

. В соответствии с данными измене-

ниями законодатель исключил из функций органов государственной власти проведение контроля за

использованием и охраной водных объектов, оставив только функцию надзора. В настоящее время

основным органом, осуществляющим надзор за использованием и охраной водных объектов, являет-

ся Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) и ее тер-

риториальные органы. Административный регламент по осуществлению Росприроднадзором функ-

ций государственного надзора за использованием и охраной водных объектов3

предстоит привести в

соответствие Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О во-

просах государственного контроля (надзора) и признать утратившими силу некоторых актов Прави-

тельства Российской Федерации»

4

. При этом под государственным надзором в области использова-



1

Статья 3 Водного кодекса Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

2

Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-



сийской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального кон-

троля» // СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4590.

3 Приказ Минприроды России от 26.08.2008 № 192 «Об утверждении Административного регламента исполне-

ния Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществле-

нию федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» //

Бюл. нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 45.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 «О вопросах государственного

контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» //

СЗ РФ. 2013. № 24. Ст. 2999.212 М.Б. Уаге

2014. Вып. 1 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ния и охраны водных объектов промышленными предприятиями подразумевается деятельность

уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нару-

шений промышленными предприятиями, их руководителями и иными должностными лицами требо-

ваний, установленных действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Россий-

ской Федерации в области использования и охраны водных объектов. Порядок осуществления госу-

дарственного надзора за использованием и охраной водных объектов регламентируется Положением

о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов5

.

Органы власти осуществляют надзор посредством организации и проведения проверок дея-



тельности промышленных предприятий, проведения мероприятий по надзору на водных объектах и в

их водоохранных зонах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер

по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблю-

дения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения

обязательных требований при осуществлении промышленными предприятиями своей деятельности.

Предметом проверок промышленных предприятий является соблюдение ими при осуществле-

нии своей деятельности обязательных требований, установленных действующим законодательством,

а также разрешительной документацией. Особенности государственного надзора за использованием и

охраной водных объектов промышленными предприятиями могут зависеть от оснований предостав-

ления водного объекта в пользование конкретному предприятию для определенной цели.

Часть 2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень

случаев, когда водный объект или его часть предоставляются в пользование на основании админист-

ративно-правового акта. В данном случае имеется в виду решение о предоставлении водного объекта

или его части промышленному предприятию в пользование. Промышленные предприятия, как пра-

вило, используют водные объекты (их части) на основании решений для целей сброса сточных или

дренажных вод. При осуществлении проверки объектов, используемых на основании решения о пре-

доставления водного объекта (его части) в пользование уполномоченные органы должны руковод-

ствоваться ст. 39 Водного кодекса Российской Федерации в части выполнения промышленными

предприятиями своих обязанностей как водопользователей. Особое внимание следует уделять сле-

дующим вопросам:

- содержание в исправном состоянии расположенных на водном объекте и эксплуатируемых

промышленным предприятием гидротехнических и иных сооружений, связанных с использованием

водного объекта;

- своевременное осуществление промышленным предприятием мероприятий по предупрежде-

нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водном объекте;

- ведение регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;

- отказ от проведения работ на водном объекте, приводящих к изменению его естественного

водного режима.

На основании договоров водопользования водные объекты (их части) предоставляются в поль-

зование промышленным предприятиям для следующих целей:

- забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

- использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;

- использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производст-

ва электрической энергии.

При осуществлении надзора за использованием водного объекта (его части) на основании дого-

вора водопользования уполномоченный орган должен проверять:

- выполнение промышленным предприятием условий договора водопользования;

- приступило ли данное предприятие к водопользованию в срок, указанный в договоре;

- осуществление промышленным предприятием регулярных наблюдений за состоянием водно-

го объекта и его водоохранной зоной;

- содержание в исправном состоянии эксплуатируемым предприятием очистных сооружений и

расположенных на водном объекте гидротехнических и иных сооружений;

5

Положение о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утв. Постановле-



нием Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 // СЗ РФ. 2013. № 24. Ст. 2999.Особенности осуществления государственного надзора… 213

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2014. Вып. 1

- ведение в установленном порядке учета забора (изъятия) водных ресурсов из водных объек-

тов, их качества;

- внесение платы за пользование водным объектом;

- представление промышленным предприятием отчетов и проектов плана водоохранных меро-

приятий по договору водопользования.

В процессе использования водных объектов и содержащихся в них вод водопользователь - про-

мышленное предприятие воздействует и на иные компоненты окружающей среды. На водопользовате-

ля возлагаются обязанности не осуществлять действия, приводящие к причинению вреда окружающей

среде в целом, ухудшению экологической обстановки на предоставленном предприятию водном объек-

те и прилегающих к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объ-

ектов. Поэтому крайне важно, что государственный надзор за использованием водных объектов в на-

стоящее время является частью экологического надзора. В связи с этим при заключении договора водо-

пользования с промышленными предприятиями предлагается в текст договора включать положения,

предусматривающие мероприятия по восстановлению природной среды, охране окружающей среды,

рациональному использованию и обеспечению экологической безопасности. В частности, принимая за

основу примерный договор водопользования6

, дополнить п. 19 данного договора обязанностями водо-

пользователя осуществлять мероприятия по предотвращению и (или) снижению возможного негатив-

ного воздействия деятельности водопользователя на окружающую среду и рациональному использова-

нию смежных природных ресурсов, а именно разрабатывать и реализовывать программу производст-

венного экологического контроля за характером изменения всех компонентов экосистемы при эксплуа-

тации промышленного предприятия, а также при авариях. Соответственно, это поможет обеспечению

комплексного подхода при регулировании водных отношений промышленных предприятий.

Для того чтобы институт государственного надзора за использованием и охраной водных объ-

ектов был действительно эффективным и выполнял поставленные перед ним задачи, чтобы не было

разночтений при правоприменении, необходимо внести изменения в подзаконные акты, принятые до

издания Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476, разработать

методические рекомендации, касающиеся особенностей осуществления государственного надзора в

зависимости от целей водопользования и оснований предоставления водных объектов в пользование.

Вода входит в состав всех организмов биосферы, в том числе и в состав тела человека. В нем она исполняет роль структурного компонента, растворителя и переносчика питательных веществ, участника биохимических процессов, регулятора теплообмена, с окружающей средой. От обеспеченности водой зависит жизнедеятельность всех живых организмов. Вода регулирует климат планеты, обеспечивает хозяйственную и промышленную деятельность людей.

Основными потребителями воды является сельское и коммунальное хозяйство и промышленность. В сельском хозяйстве воду используют для полива растений, приготовления корма, для домашних животных, в коммунальном хозяйстве - для питья и приготовления еды для людей, для удовлетворения их санитарно-гигиенических потребностей, как теплоноситель и тому подобное. В промышленности воду используют в качестве сырье, реагент и растворитель, для проведения разных технологических процессов, а также для промывания сырья и продуктов и тому подобное.

Все отрасли хозяйства за отношением к водным ресурсам разделяют на пользователей и потребителей.

Пользователи используют воду как среду или источник энергии и не забирают ее из источников (водный транспорт, рыболовство, туризм, спорт, гидроэлектростанции, и тому подобное).

Потребители забирают воду из источников и используют ее по назначению (питье, приготовление еды, выращивания сельскохозяйственной продукции, осуществления технологических процессов, на производстве, обогрев помещений и тому подобное).

Во многих случаях вода после использования частично или полностью возвращается к источникам, но с измененным качеством.

Обеспеченность водными ресурсами

Мировые запасы воды на Земли огромные. Однако, это преимущественно соленая вода Мирового океана. Запасы пресной воды, потребность людей в которой является особенно большой, незначительные (35029, 21 тыс. км3) и исчерпывающие. Во многих местах планеты чувствуется нехватка ее для орошения, потребностей промышленности, питья и других бытовых потребностей.

Большинство пресной воды сконцентрировано в ледниках Антарктиды и Гренландии. Льдом покрыто 16 млн. км2 суходола. Третий за величиной источник воды - подземные воды. Они залегают на глубине 150- 200 м. Общий их объем приблизительно в 100 раз больше объема поверхностных пресных вод рек, озер, болот.

В течение последних лет за приблизительными подсчетами потребность в воде выросла в 10 раз. Современный город использует воды в расчете на одного человека 300-500 л/сутки, который в значительной мере превышает минимальную потребность в воде одного человека (25 л/сутки). В течение века затраты воды в таких городах, как Париж, Нью-Йорк, Москва, выросли более чем в 100 раз. Во многих странах возникли проблемы со снабжением воды в большие города.

Соотношение прихода и расходов воды с учетом изменений ее запасов за выбранный интервал времени для определенного объекта называется водным балансом.

Вообще учету подлежат атмосферные осадки, конденсация влаги, горизонтальный перенос и отложение снега, поверхностный и подземный приток, испарение, поверхностный и подземный сток, изменение запасов влаги в почве и др. В отдельных случаях нет необходимости детального учета всех составных частей водного баланса.

Например, если водобалансовые расчеты выполняются касательно достаточно больших объемов воды, можно не учитывать конденсацию, потому что она имеет относительно малое значение.

В пределах среднего многолетнего годового водного баланса из всей территории суходола земного шара испаряющееся количество воды, которая равняется количеству осадков минус речной сток.

Под водными ресурсами в широком понимании воспринимаются все виды воды, которые находятся в Земле, на ее поверхности и в атмосфере. В более узком понимании под водными ресурсами понимаются те естественные воды, которые можно использовать в настоящее время, управляя их режимом, а также воды, что могут быть использованы в ближайшей перспективе и над управлением которыми идет работа. Такое определение водных ресурсов отвечает их экономическому пониманию и находится в тесной связи с уровнем развития человеческого общества.

Исходя из этого определения, в понятие "водные ресурсы" включаются только пресные воды суходола, что непосредственно используются или определенные для использования в процессе материального производства. На практике к такой категории доступных для использования вод в настоящий момент относят речной сток и пригодные для эксплуатации подземные воды.

Водные ресурсы считаются физически неисчерпаемыми, но в своем размещении и режиме стока они выдерживают прямое и опосредствованное влияние других компонентов естественного комплекса и антропогенное давление, в следствие чего отличаются значительными колебаниями и неравномерностью распределения, а также по своим качественным характеристикам.

На современном этапе социально-экономического развития Украины и ее отдельных регионов, что характеризуется увеличением антропогенной нагрузки на природу, особенно остро стоит проблема использования и охраны водных ресурсов страны.

Основным источником формирования и пополнения водных ресурсов служат атмосферные осадки, распределение которых достаточно неравномерно. С этим в значительной степени связанные отличия в естественном обеспеченности Украины водными ресурсами. Важным фактором, который влияет на формирование водных ресурсов, является также испарение из поверхности, которое растет из северного запада на юго-восток.

Разница между количеством осадков и испарением (величина стока), а также отношения величины стока с определенной территории до количества осадков на этой территории (коэффициент стока) обусловливают водообеспеченность территории, формируя собственные водные ресурсы в объеме 50, 7 км3/год.

Водные ресурсы рек являются одним из важнейших природных ресурсов. Они характеризуются объемом стоку рек, что ежегодно стекает из определенной территории. В отличие от большинства других природных ресурсов водные ресурсы возобновляются и их средняя многолетняя величина в течение длительного времени остается постоянной.

Часовая и пространственная динамика водных ресурсов находится в непосредственной зависимости многих водобалансовых факторов - величины, интенсивности и распределения атмосферных осадков по территории, испарения, факторов подстилающей поверхности, хозяйственной деятельности, и тому подобное. Водобалансовые исследования дают возможность проводить сопоставление объективно существующих в природе соотношений и взаимосвязей между поступлением и расходами влаги на любой территории и, в первую очередь, на речных водосборах, за разные интервалы времени. А взаимная увязка отдельных компонентов водного баланса позволяет более глубоко изучать условия их формирования, обнаруживать возможные ошибки измерений и расчетов и оценивать влияние хозяйственной деятельности и других факторов на водные ресурсы.

Водные ресурсы Украины состоят из местного стока и транзита. Последний поступает по Дунаю, Днепру, Сиверскому Донцу, и некоторых других водных артериях. За пределами страны формируется около 30 км3 стоку (общий объем составляет 210 км3). Речная сеть Украины принадлежит к бассейнам Черного и Азовского морей и частично (около 4%) к бассейну Балтийского моря (притоки Вислы - Сян и Буг). Все реки территории Украины принадлежат до 10 основных бассейнов. Наибольший из них бассейн Днепра. На территории Украины есть почти 23 тыс. рек и ручьев, с каких 2 938 имеют длину свыше 10 км и 116 - свыше 100 км.

В соответствии с общими закономерностями распределения годовых осадков на территории Украины изменяется также и многолетний слой стока. В северных и северо-западных равнинных районах Украины слой годового стока составляет 140-160 мм На юг его величина постепенно уменьшается и в южных районах степной зоны не превышает 5-10 мм На фоне общего широтного уменьшения многолетнего слоя стока из севера на юг на отдельных водосборах наблюдается увеличение стока. Это предопределено местными физико-географическими условиями и, прежде всего, относительными колебаниями высоты местности. Увеличение стока наблюдается в верховьях рек Турия, Стир, Тетерев, Южный Бугу и на реках Донецкого Кряжу и Приазовской возвышенности.

На горных водосборах Карпат и Крыма распределение годового стока зависит от вертикальной поясности. Наибольший слой стока, который равняется 800-1200 мм, наблюдается на водосборах, в пределах которых выпадает максимальное количество осадков. Многолетний слой стока в средней части бассейнов рек Уж и Латориця, в горной части р. Днистер и верховьях р. Прут составляет 300-700 мм В верховьях правобережных притоков р. Днистер его значения составляют 800-1000 мм, на левобережных притоках - слой стока равняется 150-200 мм На реках Горного Крыма величины стока на отдельных водосборах равняются 100-500 мм

Суммарное испарение из поверхности водосборов на территории Украины в сравнении с осадками и стоком распределяется более равномерно и колеблется в меньших пределах. Его значение зависит от температуры и влажности воздуха, а также увлажненности территории, которая обусловливается количеством осадков. Величина испарения изменяется не только в широтном направлении, но также уменьшается с запада к востоку.

Главные элементы водного баланса - многолетние значения стока и осадков для равнинной территории Украины определялись по данным фактических наблюдений, для горных районов - за локальными зависимостями их величин от высоты местности.

Вычисления главных элементов водного баланса и их увязка позволяют создать графическую модель водного баланса речных водосборов в виде взаимосвязанных карт. Эти карты дают возможность определить основные элементы водного баланса для водосборов, на которых не проводятся гидрометеорологические наблюдения, а также для физико-географических зон и отдельных регионов. Примером такой модели предложены связанные карты распределения атмосферных осадков, естественного суммарного стока, испарения из речных водосборов бассейна Днепра. Средние ошибки определения осадков за этими картами составляют 2%, стоку - 7, 5%, суммарного испарения - 1%.

При разработке отмеченных моделей следует иметь в виду, что при массовых водобалансовых исследованиях с возможными ошибками определения месячных величин слоя стока (10-15%), атмосферных осадков (15-20%), суммарного испарения (20-25%), невязки водного баланса, могут достигать 20-30% по отношению к атмосферным осадкам.

Местные водные ресурсы Украины, которые ежегодно формируются на 71 тыс. реках (из площади 603, 7 тис. км2), составляют около 53 км3. Их величина обусловлена средними годовыми атмосферными осадками слоем 586 мм, из которых почти 88 мм или 15% тратится на суммарный сток, остальные - 480 мм - испаряющиеся. Невязка водного баланса равняется 18 мм или 3% по отношению к осадкам. Общие водные ресурсы с учетом притоку из Беларуси и России (без притока Дуная объемом 120 км3) равняются 87 км3. Средняя годовая водообеспеченность местными водными ресурсами составляет около 1000 м3 на одного жителя, общими - 1700 м3 за год.

Водообеспеченность местными водными ресурсами по отдельным областям Украины отличается почти в 60 раз: от 0, 14 км3 в Херсонской области до 7, 92 км3 в Закарпатской области или соответственно 110 и 6580 м3/год на одного обитателя. Водообеспеченность суммарными водными ресурсами по отдельным областям Украины изменяется от 0, 91 км3 для АР Крым до 54, 4 км3 в Херсонской области, которая отвечает 380 м3/год и 44600 м3/год на одного жителя.

Загрязнение гидросферы

Различают не только искусственное (антропогенное) загрязнение води, но и естественное. Известно, что даже в малозаселенных районах (Аляска, Амазония и тому подобное) чистота воды уменьшается, а количество илу, примесей всех видов увеличивается от истока в горах к месту соединения с морем или океаном.

Существенным является то обстоятельство, что водобиологическое загрязнение набирает особенного значения, кое-где за опасностью даже опережая химические. Это случается чаще всего тогда, когда вода становится жизненной средой для патогенных микроорганизмов, количество которых в ней все время растет. Если перед использованием для питья такая вода не дезинфицируется, то и минимальное ее количество может повлечь взрыв тех болезней, которые легко передаются именно через воду (см. биологическое загрязнение).

Источников загрязнения воды много, основными из них является:

- стоковые воды промышленных предприятий;

- бытовых стоках коммунального хозяйства;

- стоковые воды сельского хозяйства;

- воды шахт, нефтепромыслов, рудников;

- отходы производств при добыче разных полезных ископаемых;

- отходы древесины в деревообрабатывающей промышленности;

- сбросы водного и железнодорожного транспорта и тому подобное.

Из всех источников загрязнения воды основное значение имеют производственные стоковые воды. Наибольшими загрязнителями поверхностных и подземных вод является:

- химическая промышленность

- черная металлургия;

- цветная металлургия;

- коксохимия;

- тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;

- коммунальное и сельское хозяйство.

Основными источниками загрязнения естественных вод является:

- Атмосферные воды, которые несут значительные количества полютантов (загрязнителей), что вымываются из воздуха и имеют преимущественно промышленное происхождение. При стекании по склонам, атмосферные и тали воды дополнительно захватывают с собой значительное количество веществ. Особенно опасные стоки из городских улиц и промышленных площадок, которые несут значительное количество нефтепродуктов, мусора фенолов, разных кислот.

- Городские стоковые воды, что включают преимущественно бытовые стоки, которые содержат фекалии, детергенты (поверхностно-активные вещества), микроорганизмы, в том числе патогенные.

- Промышленные стоковые воды, что образуются в самих разнообразных отраслях производства, среди которых наиболее активно потребляет воду черная металлургия, химическая, лесохимическая, нефтеперерабатывающая промышленности. При технологических процессах образуются такие основные виды стоковых вод, а именно:

- реакционные воды, что образуются в процессе реакций с выделением воды, загрязненные как исходными веществами, так и продуктами реакций

- воды, что содержатся в сырье и исходных продуктах (свободная или связанная вода)

- промывные воды после мойки сырья, продуктов, тары, оборудования, пестиковый водород растворы

- водные экстрагенты и адсорбенты

- охлажденные воды, что не контактируют с технологическими продуктами, а используются в системах обратного водоснабжения

- бытовые воды - воды столовых, душевых, туалетов, прачечных, и тому подобное

- атмосферные осадки, которые стекают из территории промышленных предприятий.

Загрязнение вод Мирового океана

Состояние вод Мирового океана сегодня вызывает большую тревогу. Его загрязняют преимущественно реками, с которыми ежегодно поступает свыше 320 млн. т. солей железа, 6, 5 млн. т. фосфора и др. Очень много загрязнений попадают в океаны и из атмосферы: 200 тыс. т свинца, 1 млн т углеводородов, 5 тыс. т ртути, и тому подобное. Близко трети минеральных удобрений, которые вносятся в почву, вымывается из него дождевыми водами и выносится реками в моря и океаны; лишь азоту и фосфору таким путем попадает в Мировой океан около 62 млн. т. на год. Эти вещества вызывают бурное развитие некоторых одноклеточных водорослей, что уже не раз влекло так называемые "красные приливы" (хотя цвет воды при этом бывает и желтым, и сине-зелёным, в зависимости от вида водоросли). В "подживленной" нитратами и фосфатами морской воде эти растения чрезвычайно быстро размножаются, образовывая кое-где на поверхности воды гигантские "одеяла" толщиной до 2 м и площадью во многие квадратные километры. Такое одеяло действует как пресс, который душит в море все живет. Погибая, водоросли опускаются на дно, где начинают гнить, поглощая весь кислород из воды. Это вызывает гибель донных организмов.

К наиболее вредным загрязнителям Мирового океана принадлежат нефть и нефтепродукты, их ежегодно попадает сюда 5-10 млн. т, главным образом в результате потерь при добывании нефти из морских месторождений, аварий танкеров, берегового стока, и тому подобное. Да, в результате аварии танкера "Екссон валдиз", который произошел в 1990 г. вблизи Аляски, в море попало 40 тыс. т нефти. Огромные нефтяные пятна были разнесены морскими течениями и ветром вдалеке от места аварии, загрязнив значительные участки побережья, повлекши гибель тысяч тюленей, морских птиц, рыбы, и тому подобное. А в 1991 г. в результате войны между Кувейтом и Ираком (известной как операция "Буря в пустыне") нефть из подорванных танкеров и нефтепроводов укрыла 1550 км поверхности Персидского залива и 450 км береговой полосы, где погибли большое количество морских черепах, птиц, крабов и других животных.

Нефтяная пленка на поверхности моря подавляет жизнедеятельность морского фитопланктона, который является одним из главных поставщиков кислорода в земную атмосферу, нарушает тепло- и влагообмен между океаном и атмосферой, теряет мальков рыб и других морских организмов.

Моря и океаны загрязняются также твердыми отходами - промышленными и бытовыми, их в Мировом океане накопилось уже свыше 20 млн. т. Большинство из них содержат соединения тяжелых металлов и другие вредные вещества, которые пагубно действуют на морскую фауну и флору. В Мировой океан попали большое количество радиоактивных веществ в результате испытаний атомного оружия, работы атомных реакторов военных подводных лодок и ледоколов, сброса контейнеров, с отходами атомных электростанций и тому подобное. Общее количество радиоактивности, принесенным человеком в Мировой океан, составляет 1, 5-109 Ки, в то время как во время чернобыльской аварии в атмосферу было выброшено 5-107 Ки, то есть в 30 раз меньше.

Наибольшее загрязнение Мирового океана происходит в его мелководной прибрежной зоне. Шельф океана - это районы, где большинство морских организмов проводят значительную часть своей жизни; к тому же именно здесь миллионы рыбалок зарабатывают себе на жизнь, а еще большее количество людей отдыхает.

Проблема защиты Мирового океана в настоящее время стала одной из самых актуальных, она касается всех стран, даже тех, которые не имеют непосредственного выхода к океану. Учитывая это ООН разработала и приняла несколько важных соглашений, которые регулируют судоходство, рыболовство, добывание полезных ископаемых из морских месторождений и тому подобное. Наиболее известным из них является соглашение, подписанное большинством стран мира в 1982 г., что получила название "Хартия морей".

Охрана водных ресурсов

Генеральная стратегия в отрасли охраны водных ресурсов во всех странах мира предусматривает: подчинение интересов отдельных водопользователей национальным интересам; применение экологически чистых ("зеленых") технологий в производстве для улучшения качества вод, предотвращения их загрязнения и перегрева; возможность позитивных изменений в окружающей среде с учетом альтернативных вариантов водоснабжения и водопотребления.

Обеспечение экологического равновесия и полное удовлетворение потребностей населения и общественного хозяйства водой возможные при улучшении качества воды и водного режима рек, рациональном использовании воды предприятиями всех отраслей общественного хозяйства и воссоздании водных ресурсов.

Все промышленные и сельскохозяйственные предприятия обязаны:

- проводить мероприятия по экономному использованию водных ресурсов;

- применять современные эффективные и совершенные технические средства и технологии, чтобы предотвратить большие потери и загрязнение воды;

- контролировать качество и количество сброшенных в водные объекты промышленных стоков и тому подобное.

Действующим в Украине водным законодательством регламентируется использование воды определенного качества. Не позволяется, в частности, применять питьевую воду для охлаждения блоков ТЕС, сбрасывать в водоемы стоковые воды с содержимым ценных отходов, которые можно изъять с помощью специальных технологий. На предприятиях эффективным считается обратное водопользование, когда их собственные стоковые воды после локальной очистки (на месте) повторно используются в технологическом цикле, и загрязненные стоки вообще не попадают в водоемы.

Вода имеет чрезвычайно ценное свойство - постоянно самосовершенствоваться под воздействием солнечной радиации и самоочистки. Последнее заключается в перемешивании загрязненной воды со всей ее массой в водном источнике и последующем процессе минерализации органического вещества и отмирании бактерий. В естественной самоочистке воды принимают участие бактерии, грибы, водоросли. Установлено, что в процессе бактериальной самоочистки через 24 часа остается не больше 50 % бактерий, через 96 час. - 0, 5 %. Для самоочистки загрязненной воды необходимо многоразовое разбавление ее чистой водой. В случае сильного загрязнения самоочистка воды не происходит, потому нужны специальные мероприятия и методы по ликвидации загрязнений, которые поступили со стоковыми водами.

Выводы

Различают не только искусственное (антропогенное) загрязнение води, но и естественное. Известно, что даже в малозаселенных районах (Аляска, Амазония и тому подобное) чистота воды уменьшается, а количество илу, примесей всех видов увеличивается от истока в горах к месту соединения с морем или океаном.

Важнейшим следствием загрязнения воды является то, что, попадая в водоемы, загрязняющие вещества вызывают снижение ее качества.

Качество воды - это совокупность физических, химических, биологических и бактериологических показателей, которые обусловливают пригодность воды для использования в промышленном производстве, быту и тому подобное.

Это оказывается в изменении ее физических свойств (прозрачности, запаху, привкусу) и химического состава (кислотности, количества органических и минеральных примесей, содержимого ядовитых веществ, и тому подобное), в уменьшении содержимого в воде кислорода, изменении количества и видового состава микроорганизмов, появлении болезнетворных бактерий. Следовательно, загрязнение естественных вод может привести к тому, что они становятся непригодными для питья, купания, а иногда и для технических потребностей. Как правило, загрязненная вода непригодна и для использования в промышленности, поскольку нарушает нормальный ход технологического процесса, снижает качество производимой продукции.

Генеральная стратегия в отрасли охраны водных ресурсов во всех странах мира предусматривает: подчинение интересов отдельных водопользователей в национальных интересах; применение экологически чистых ("зеленых") технологий в производстве для улучшения качества вод, предотвращения их загрязнения и перегрева; возможность позитивных изменений в окружающей среде с учетом альтернативных вариантов водоснабжения и водопотребления.


НОРМИРОВАНИЕ
В соответствии с «Правилами охраны поверхностных вод», все водные объекты подразделяются на два вида водопользования:

I вид – хозяйственно-питьевое и культурно-бытовое; II вид – рыбохозяйственное водопользование. Каждый вид, в свою очередь, разделён на категории.

Хозяйственно-питьевое и культурно-бытовое водопользование. I категория – водные объекты, используемые в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, а также для водоснабжения предприятий пищевой промышленности. II категория – водные объекты, используемые для купания, занятия спортом и отдыха населения.

Рыбохозяйственное водопользование. I категория – водные объекты, используемые для сохранения и воспроизводства ценных видов рыб, обладающих высокой чувствительностью к содержанию кислорода. II категория – водные объекты, используемые для других рыбохозяйственных целей.

При сбросе сточных вод в водные объекты нормы качества воды водного объекта в расчётном створе, расположенном ниже выпуска сточных вод, должны соответствовать санитарным требованиям в зависимости от вида водопользования.

Нормы качества воды водных объектов включают:


общие требования к составу и свойствам воды, водных объектов в зависимости от вида водопользования;
перечень ПДК нормированных веществ в воде водных объектов для различных видов водопользования.

Все водопользователи и водопотребители обязаны соблюдать условия, которые обеспечивают качество воды, соответствующее установленным для данного водного объекта нормативам. Существуют и некоторые общие требования к составу и свойствам воды (примеси, взвешенные вещества, окраска, запахи, привкусы, рН, Т, минерализация, токсичность, количество растворённого кислорода и т. д.).

ПДК природных вод – концентрация индивидуального вещества в воде, при превышении которой она непригодна для установленного вида водопользования. При концентрации вещества равной или меньше ПДК вода так же безвредна, как и вода, в которой полностью отсутствует данное вещество.

Характер воздействия одних и тех же загрязняющих веществ на человека и водные экосистемы может быть разным.

Многие химические вещества могут тормозить естественные процессы самоочищения, в основном биохимическое окисление органики, что приводит к ухудшению общего санитарного состояния водоёма (дефициту кислорода, гниению, появлению сероводорода, метана и т. д.). В этом случае ПДК устанавливают по общесанитарному признаку вредности.

Промышленные стоки и содержащиеся в них вредные вещества могут изменить органолептические свойства воды (мутность, запах, привкус, Т), что приводит к отказу от её использования. В этом случае устанавливают предельные концентрации, не воспринимаемые органами чувств человека, т. е. по органолептическому признаку вредности. Часто они бывают более жёсткими, чем установленные по другим признакам вредности.

Присутствие в воде нефти в концентрациях, незначительно превышающих ПДК для хозяйственно-питьевого водоснабжения, вызывает появление специфического запаха. При концентрации нефти 0,1 – 0,2 мг/дм3 выловленная рыба имеет неустранимый даже после приготовления нефтяной привкус.

Вредные вещества могут оказывать токсическое действие при непосредственном контакте или попадании в организм. Для этих веществ устанавливают ПДК по токсикологическому признаку вредности.

Для одного и того же вещества могут быть установлены разные предельные концентрации по признакам вредности.

Например, ионы Cu оказывают токсическое действие при концентрации 10 мг/л, нарушают процессы самоочищения при концентрации 5 мг/л, а придают привкус воде при 1,0 мг/л.

При нормировании качества воды водоёмов ПДК устанавливается по лимитирующему признаку вредности – ЛПВ.

ЛПВ – признак вредного действия вещества, который характеризуется наименьшей пороговой концентрацией.

ЛПВ создаёт некоторый запас надёжности по двум другим признакам вредности. В примере это концентрация, равная 1,0 мг/л, выбранная по органолептическому признаку. В перечне ПДК всегда указывается ЛПВ и класс опасности вещества.

Кроме того, одно и то же вещество для водоёмов, используемых для нужд населения, может нормироваться по одному ЛПВ, а для рыбохозяйственных – по другому.

Например, ионы Cu для хозяйственно-питьевого водопользования нормируются по органолептическому ЛПВ (1,0 мг/л), а для рыбохозяйственных водоёмов – по токсикологическому (10 мг/л).

Если водоём используется для нескольких видов водопользования, то в качестве ПДК выбирается самая низкая (самая жёсткая) ПДК вещества.

ПДК, принятые для водных загрязнителей, не могут служить надёжными критериями при объективной оценке качества воды. Различия между ПДК разных стран весьма значительны.

В России рыбохозяйственная и санитарно-бытовая ПДК мышьяка составляет 0,05 мг/л, а европейский стандарт – 0,2 мг/л.

Реакции организма на изменения концентрации тех или иных загрязнителей зависят от многих причин и недостаточно изучены. Многие ПДК не установлены (кадмий для питьевой воды). Рыба более чувствительна к загрязнителям, и различные её виды в этом отношении сильно различаются между собой, но это никак не учитывается в усреднённых рыбохозяйственных ПДК.

Цель санитарных и токсикологических норм и регламентов – охрана здоровья населения и отдельных популяций живых организмов. Задача экологического нормирования – обеспечение благополучия экосистем в целом, в том числе и здоровья человека, т. е. сохранение установившегося в природе равновесия.

ЭДК – экологически допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде, поступающие от различных антропогенных источников и не нарушающие гомеостатические механизмы (способность поддерживать устойчивое равновесие в изменяющихся условиях среды) саморегуляции экосистем.

Основные принципы разработки экологических нормативов:


– любое изменение природной среды следует рассматривать как недопустимое – «нулевая» стратегия;
– нормативы должны устанавливаться в соответствии с технологическими возможностями снижения уровня загрязнения и контроля за их содержанием в окружающей среде;
– допустимый уровень загрязнения следует устанавливать таким, чтобы затраты на его достижение были не больше стоимости ущерба при неконтролируемом загрязнении.

Стандарты должны устанавливаться такие, при которых не будет никаких прямых или вредных косвенных воздействий на людей. При этом любое измеримое повышение концентрации или другого воздействия рассматривается как потенциально вредное.



О нормировании сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты


Сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов или лимитов на сбросы допускаются на основании решений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

решение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (далее – решение на сброс) является документом, свидетельствующим о наличии у хозяйствующего субъекта законного права на использовании компонентов окружающей среды для сброса загрязняющих веществ. Отсутствие такого разрешения может служить основанием для принятия к хозяйствующему субъекту мер административного воздействия, предусмотренных частью 1 статьи 8.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, на основании сведений, содержащихся в решении на сброс, рассчитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду. При отсутствии у хозяйствующего субъекта оформленного в установленном порядке решения на сброс, вся масса загрязняющих веществ, сбрасываемых им в окружающую среду, учитывается и оплачивается как сверхлимитная.

Основанием для выдачи решения на сброс является наличие у водопользователя утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов (НДС) или установленных лимитов на сбросы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» предложения по НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты разрабатываются водопользователями.

Разработка НДС осуществляется в соответствии с «Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 17.12.2007 г. N 333 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2008 г. N 11198).

Нормирование допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты производится на основании утвержденных нормативов допустимого воздействия (НДВ) на водные объекты.

НДВ – это допустимое совокупное воздействие всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть. НДВ разрабатываются и утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при участии Росрыболовства, Росгидромета, Роспотребнадзора (Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 г. N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты»).

До утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года, нормирование содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ст. 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 14.07.08 г. № 118-ФЗ).

Разработанные водопользователями предложения по НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты утверждает Федеральное агентство водных ресурсов (по согласованию с Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росрыболовством  и Ростехнадзором) (Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469).

Полномочиями по выдаче Разрешений на сбросы обладает Ростехнадзор и его территориальные органы на основании пункта 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401.



Порядок выдачи Разрешений на сбросы, сроки и последовательность действий Ростехнадзора и его территориальных органов при осуществлении полномочий по выдаче Разрешений на сбросы определены Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (утвержден приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 г. N 288, зарегистрирован в Минюсте РФ 26.11.2008 г. № 12741). Разрешения на сбросы выдаются территориальными органами Ростехнадзора по месту территориального расположения выпусков сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница