Огу «Центр профилактики наркомании»




страница1/21
Дата14.07.2016
Размер4.82 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ОГУ «Центр профилактики наркомании»


Рерке В.И.

Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика


Иркутск 2010

Печатается по решению редакционно-издательского совета
УДК

ББК

Р 42
Рецензенты:

кандидат педагогических наук, доцент ИГУ Г.Н. Тигунцева,

кандидат психологических наук, доцент ИГПУ Т.А. Климонтова.

Р 42 В.И. Рерке.

Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теория и практика./В.И. Рерке– Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «ИГПУ», 2008. – 318 с.

ISBN 978-5-85827-367-7

В монографии объединены и систематизированы материалы многих отечественных и зарубежных исследователей, а так же представлены авторские наработки по данной проблеме. В первой главе раскрывается сущность, основные психолого-педагогические детерминанты наркозависимого поведения. Вторая глава посвящена программам, формам и методам работы в группе по проблеме предупреждения наркомании.

Работа может представлять интерес для практических психологов, социальных педагогов, социальных работников, занимающихся проблемами зависимого поведения.

© Рерке В.И., 2010.


ISBN 978-5-85827-367-7




Содержание


Введение………………………………………………………………………….




Глава 1. Современные научные представления о проблеме наркомании…………………………………………………………………….

5

1.1.Наркомания как предмет психолого-педагогического исследования……………………………………………………………….

1.2. Отечественные и зарубежные исследования наркозависимого

поведения на подростковом этапе онтогенеза ………………………..


5

1.3.Основные подходы, стратегии и уровни предупреждения наркозависимого поведения………………………………………………

13

1.4. Особенности предупреждения наркомании в молодежной среде..

25

1.4.1. Обзор отечественного опыта………………………………………..

27

1.3.2. Обзор зарубежного опыта…………………………………………..


28

Выводы…………………………………………………………………………….


38

Глава 2. Практическая реализация процесса предупреждения наркомании в молодежной среде……………………………………………

38

2.1. Организационные основы предупреждения зависимых форм поведения……………………………………………………………………….

41

2.2. Программы, формы и методы работы в группе по проблеме антизависимого поведения…………………………………………………….


41

Выводы…………………………………………………………………………..


45

Заключение………………………………………………………………………..


46

Литература…………………………………………………………………………


48

Приложение……………………………………………………………………….


49


ВВЕДЕНИЕ
Проблема распространения наркомании среди детей и подростков – одна из острейших проблем современного российского общества. Мы часто со страниц различных изданий слышим один и тот же вопрос: «Как остановить распространение наркотиков среди молодежи?» К кому обращен этот вопрос? Ответ на него должны искать самые разные специалисты: и медики, и сотрудники правоохранительных органов, и работники сферы образования. Проблема употребления наркотиков детьми и подростками носит комплексный, междисциплинарный характер, и решать ее необходимо совместными усилиями. Одной из самых актуальных задач в работе с молодежью становится в настоящее время работа по профилактике различного рода зависимостей. На первом месте, конечно, остается наркомания, масштабы распространения которой уже давно признаны катастрофическими.

В настоящее время происходит переструктурирование воспитательно-профилактической системы. Прежде всего, данный процесс определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального конт­роля, общественно-административного и уголовного наказания, заменяется на охранно-защитную профилактику, представлен­ную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психо­логической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству. При этом практическая реализация охранно-защитной концепции профилактики возможна лишь при решении ряда вопросов организационно-управлен­ческого, социально-педагогического, психологического, нормативно-правового и кадрового обеспечения.



Организационно-управленческое обеспечение предполагает пре­одоление межведомственной разобщенности и нескоординированности воспитательно-профилактической деятельности различных социальных институтов, учреждений и ведомств и создание полномочных государ­ственных органов муниципальной власти, ведающих проблемами социальной охраны семьи и детства.

Социально-педагогическое обеспечение заключается в создании социально-педагогических центров, предназначенных для организации труда и отдыха детей и подростков, для создания воспиты­вающей среды, позволяющей гармонизировать их отношения со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы.

Социально-психологическое обеспечение предполагает оказание социально-психологической помощи семье, детям, подросткам: медико-психологическое консультирование, разрешение конфликтных ситуаций, переживаемых детьми и подростками, организация телефона и служб доверия, психологическая диагностика и психологическая кор­рекция отклоняющегося поведения.

Кадровое обеспечение предполагает введение и подготовку кадров социальных работников, социальных педаго­гов, реабилитаторов, практических психологов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую и социально-педа­гогическую помощь, прежде всего семьям, детям и подросткам «группы риска» по проблеме профилактики зависимых форм поведения. Поэтому сегодня возникла острая необходимость объединить и систематизиро­вать результаты разнообразных многочисленных исследований по проблемам предупреждения зависимых форм поведения, в частности, наркомании в рамках единого психолого-педагогического знания, оценить информацию, накопленную по этой проблеме в социальной, возрастной и педагогической психологии, в других смежных отраслях науки, преж­де всего применительно к воспитательно-профилактической деятель­ности реально действующей системы ранней профилактики наркомании. Эта актуальность обусловливается и тем, что в настоящее время особенно остро стоит задача широкого внедрения в практику различных новых превентивных служб — психологических консультаций, соци­ально-педагогических центров, телефонов доверия, социальных при­ютов, реабилитационных центров, кабинетов профилактики социально-негативных форм поведения среди детей, подростков и юношества. Именно такие вопросы нам и стоит решать каждый день в нашей работе.

Таким образом, объектом рассмотрения настоящего учебного пособия являются различные подходы к предупреждению наркомании среди молодежи.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница