Ограниченное использование и распространение Обзор обстановки в Афганистане и вопросы обеспечения международной защиты июль 2003




страница1/6
Дата15.06.2016
Размер1.7 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Ограниченное использование и распространение



Обзор обстановки в Афганистане и вопросы обеспечения международной защиты


июль 2003


Данный документ подготовлен для оказания содействия в процедуре рассмотрения обращений за предоставлением статуса беженца и, таким образом, может распространяться только среди национальных властей, НПО и адвокатов занимающихся подобными делами. Данный документ не предназначен для открытого распространения через Интернет и другие средства массовой информации.



Верховный Комиссар по делам беженцев

CP 2500, CH-1211 Женева 2, Швейцария
СОДЕРЖАНИЕ
I. СИТУАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ 4

A. Общая информация 4

В. Политическая ситуация 6

  1. Развитие обстановки до подписания Боннского соглашения 5 декабря 2001 г. 6

  2. Основные события, произошедшие в период с сентября 2001 года 8

    1. Боннское соглашение 8

    2. Временный орган и Временная администрация 10

    3. Чрезвычайная Лоя джирга и Переходная администрация 11

    4. Национальные и международные структуры безопасности 12

    5. Укрепление конституционного строя и политической системы 14

    6. Обеспечение правопорядка и законности и соблюдение прав человека 15

C. Основные проблемы в области безопасности, обеспечения правопорядка

и законности и соблюдения прав человека 17

  1. Продолжающиеся военные действия 18

  2. Присутствие в регионах военных группировок и деятельность полевых

командиров 19

  1. Соблюдение прав человека 22

    1. Этнические, религиозные и социальные группы 22

    2. Группы политической оппозиции 24

    3. Гендерные отношения 26

    4. Система образования 28

  2. Верховенство закона 29

  3. Инициативы по решению основных проблем Афганистана 31

D. Гуманитарная обстановка 32

  1. Обеспеченность населения продуктами питания, проблемы,

вызванные засухой 32

  1. Питание и здравоохранение 33

  2. Внутренне перемещенные лица (ВПЛ) 34

  3. Мины 35

E. Возвращение афганских беженцев из граничащих и не граничащих с Афганистаном государств 35

  1. ПОТРЕБНОСТИ АФГАНСКИХ ГРАЖДАН В МЕЖДУНАРОДНОЙ

ЗАЩИТЕ 36

A. Общие положения 36

B. Положения, касающиеся статуса беженцев, в соответствии с

Конвенцией о статусе беженцев 1951 года 37

  1. Статья 1 А (2) Конвенции о статусе беженцев 37

    1. Лица, связанные, или которым приписывают связь, с коммунистическим

режимом, а также лица, выступающие за создание светского

государства 37

    1. Некоторые категории женщин 38

    2. Лица, подверженные риску преследования по политическим мотивам 39

    3. Беженцы, возвращающиеся в регионы, где они составляют

этническое меньшинство 40

    1. Лица, подозреваемые в связях или поддерживающие движение

«Талибан» 41

    1. Немусульманские религиозные меньшинства 41

    2. Новообращенные 42

  1. Исключение на основании Статьи 1 F Конвенции о статусе

беженцев 1951 года 43

    1. Лица, участвовавшие в военных формированиях или входившие в состав полиции и сил безопасности во время правления режимов Тараки,

Хафизуллы Амина, Бабрака Кармаля и Наджибуллы 44

    1. Некоторые высокопоставленные члены и военачальники

политических и военных группировок и организаций 44

    1. Некоторые участники и военные руководители движения «Талибан» 44

C. Положения о дополнительных формах защиты 44

D. Соображения гуманитарного характера 45

E. Альтернатива перемещения внутри страны 45

III. БИБЛИОГРАФИЯ 47

Документы УВКБ ООН 47

Документы ООН 48

Правительственные и международные источники 48

Неправительственные источники 49

Использованные веб-сайты 51

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ 51

A. Перемещения афганского населения: общая ситуация в мире и

общемировые тенденции 51

1. Численность, вновь прибывающие лица и долгосрочные решения 52

2. Определение статуса беженца и предоставление убежища 52

3. Демографический состав 52



B. Состав кабинета министров правительства Афганистана, март 2002 г. 57

C. Список афганских министров без портфеля 59

V. КАРТА АФГАНИСТАНА 61
I. СИТУАЦИЯ В АФГАНИСТАНЕ

В настоящем документе содержится информация о состоянии дел в стране на конец апреля 2003 года.



A. Общая информация

1. Афганистан представляет собой континентальное государство с общей площадью 647500 квадратных километров. Общая протяженность государственной границы составляет 5529 километров. Афганистан граничит с шестью государствами, а именно Ираном (протяженность общих границ 936 километров), Туркменистаном (протяженность общих границ 744 километра), Узбекистаном (протяженность общих границ 137 километров), Таджикистаном (протяженность общих границ 1206 километров), Китаем (протяженность общих границ 76 километров) и Пакистаном (протяженность общих границ 2430 километров). Местность – гористая. Пахотные земли составляют лишь 12%, при этом 3% земель покрыто лесами, а 46% территории страны занято под постоянные пастбища.

2. Население Афганистана составляет 22,2 миллиона человек. Большинство жителей проживает в сельской местности. От 80 до 85% населения страны непосредственно или косвенно занято в сельском хозяйстве. Около пяти миллионов афганцев проживают за рубежом, при этом большая часть из них осела в соседних государствах, а именно Иране и Пакистане.

3. По своему административному устройству страна разделена на 32 провинции и 329 округов1. В соответствии с существующим законодательством административное устройство Афганистана имеет следующую организационно-штатную структуру:

Провинция является самой большой административной единицей. Во главе находится губернатор2 (ваали), который назначается или утверждается на должность центральной администрацией. В настоящее время некоторые должности губернаторов остаются вакантными; не все назначения на этот пост получили одобрение со стороны местных старейшин.

Округа (волусвали) и муниципальные районы представляют собой децентрализованные административные единицы в составе провинции. Во главе, как правило, находится управляющий округом. В соответствии с положениями закона «О процедурах, связанных с проведением выборов членов чрезвычайной Лои джирги» округа и муниципальные районы (в том числе окружные центры, не входящие в состав муниципальных районов) являются действующими избирательными округами.

Деревни являются основными территориально-административными единицами, или общинами, входящими в состав округа. На уровне общин в зависимости от региона функции и структура социальных институтов, которые более широко известны как асджирга или шура, могут различаться. На их основе создаются специальные комиссии, в состав которых входят наиболее уважаемые представители общины. На эти комиссии возлагаются самые различные функции, включая разрешение конфликтов и организацию коллективных действий. Асджирга или шура может представлять одновременно несколько общин и осуществлять взаимодействие с представителями центральных властей на окружном уровне.

4. Официальные языки – дари (персидский диалект), на котором разговаривают более 50% населения, и пушту, на котором разговаривают приблизительно 35% населения. Около 11% населения разговаривает на хазарском, узбекском, туркменском и других тюркских языках и их диалектах.

5. По своему этническому составу3 Афганистан делится на следующие группы.

• Пуштуны образуют самую большую этническую группу (около 38%), которая делится на две основные подгруппы: дуррани и гильзаи (существуют также и другие подгруппы и отдельные племена). Большая часть пуштунов живет в поселениях, однако некоторые племена этой этнической группы, например, кучи, ведут полукочевой или кочевой образ жизни, связанный с животноводством.

• В состав таджикской этнической группы (около 25%) входят афганцы, разговаривающие на персидском языке.

• Около 19% населения страны составляют афганцы-хазары. Около 12% – туркмены, аймаки, белуджи и другие малые этнические группы. Приблизительно 6% населения Афганистана относится к узбекской этнической группе.

6. Официально признанная религия – ислам. Большую часть населения (около 80%) составляют мусульмане-сунниты4. Вторую по величине религиозную группу образуют шииты5 (включая не такую многочисленную группу исмаилитских шиитов). Незначительную часть населения составляют индусы и сикхи.

7. Несмотря на сектантские разногласия и существующие различия в подходах к толкованию Корана и мусульманских законов, именно ислам является одним из наиболее сильных связующих начал в раздробленном афганском обществе. Как уже отмечалось выше, в Афганистане встречаются разрозненные и малочисленные общины индусов и сикхов, которые изначально прибывали в страну из Индии в качестве торговцев. В свое время в городских районах проживала небольшая еврейская община, однако к 1985 году фактически все ее представители эмигрировали.



B. Политическая ситуация

1. Развитие обстановки до подписания Боннского соглашения 5 декабря 2001 г.

8. До подписания Боннского соглашения политическая ситуация в Афганистане в основном характеризовалась событиями, связанными с протеканием вооруженного конфликта, который на тот момент продолжался уже на протяжении 23 лет. В качестве одной воюющей стороны выступало движение исламских экстремистов «Талибан»6, которое появилось в 1994 году и в котором, главным образом, принимали участие афганцы, принадлежавшие к пуштунскому этническому большинству (мусульмане-сунниты – религиозные школы Деобанди7 и Хаккания8). По другую сторону конфликта находились разрозненные коалиционные силы, которые получили название «Объединенный фронт спасения Афганистана», или ОФ (ранее «Северный альянс»). Во главе группы оппозиционных сил стоял Бурхануддин Раббани, руководитель партии «Джамиат-и-ислами», избранный временным президентом страны, которому удалось удерживать власть в Кабуле вплоть до 1996 года, когда он был схвачен сторонниками движения «Талибан». Главным военным руководителем Объединенного фронта являлся Ахмед Шах Массуд. Изначально он осуществлял командование вооруженными формированиями в Пандширской долине, а во время правления временного правительства президента Бурхануддина Раббани занимал пост министра обороны. Ахмед Шах Массуд, который был убит в начале сентября 2001 года и чьи фотографии сегодня можно увидеть на многочисленных плакатах в Кабуле, считается в Афганистане легендарной личностью, «вдохновителем афганского фронта сопротивления» и одним из героев джихада.

9. Силы следующих политических и военных партий непосредственно входили или оказывали поддержку оппозиционной коалиции, возглавляемой Объединенным фронтом: а) «Джамиат-и-ислами» («Исламское общество»),9 б) «Хезб-и-вахдат-и-ислами» («Партия исламского единства»),10 в) «Джонбеш-е-мелли-ислами» («Национальное исламское движение Афганистана»),11 г) «Иттехад-е-ислами» («Исламское единство»),12 д) «Харакат-е-ислами» («Исламское движение Афганистана»),13 и е) «Шура-е-машрики» («Совет Востока»).14 Как выяснилось на заседаниях чрезвычайной Лои джирги, многие из лидеров и других руководителей этих фракций и группировок продолжают играть важную роль в существующем сегодня раскладе политических сил в Афганистане – либо де-факто, либо занимая официальные государственные посты.

2. Основные события, произошедшие в период с сентября 2001 года

2.1 Боннское соглашение

10. Падение режима движения «Талибан» было вызвано целым рядом причин: 1) бомбардировки и сухопутная операция коалиционных сил, начавшиеся 7 октября 2002 года; 2) оказание военной поддержки афганским партиям и группировкам, а также другим силам, входящим в Северный альянс; 3) отступление сил талибов или передача ими власти местным фракциям. В результате такого развития событий к концу ноября 2001 года во многих районах Афганистана образовался вакуум власти. Захват Кабула Северным альянсом де-факто означал оккупацию столицы силами одной группировки, а именно «Джамиат-и-ислами», включая представителей «Шура-е-назар». Однако под давлением международного сообщества руководство Северного альянса дало свое согласие на участие в запланированных переговорах, которые должны были состояться в Бонне под эгидой Организации Объединенных Наций. В переговорах также должны были участвовать делегации от других социальных, этнических и религиозных групп Афганистана. Ключевая роль отводилась фракциям, представители которых приняли активное участие в обсуждении15 вопросов, связанных с мирным обустройством страны, выработкой и реализацией мирных инициатив.

11. За столом переговоров в Бонне (Петерсберг), которые начались 27 ноября 2001 года под председательством Лахдара Брахими, Специального представителя генерального секретаря ООН по делам Афганистана, собралось 23 представителя Афганистана, включая двух женщин. В результате дискуссий было выработано и подписано Соглашение о временных механизмах в Афганистане до восстановления постоянно действующих правительственных институтов.16 Соглашение предусматривало создание Временного органа, который должен был начать свою работу 22 декабря 2001 года после того, как в Кабуле состоится официальная церемония передачи новому руководству властных полномочий предыдущим президентом Афганистана Бурхануддином Раббани. Данный документ обеспечивает необходимую правовую базу на временный и переходный периоды, а также содержит план по принятию новой конституции Афганистана и созданию постоянных органов государственного управления.

12. В течение временного и переходного периодов в качестве правовой базы должна служить конституция, принятая в 1964 году, в части, соответствующей и не противоречащей положениям соглашения, за исключением разделов и пунктов, касающихся монархического режима правления. Продолжают действовать и существующие законы и правовые нормы, которые соответствуют положениям международных соглашений и договоров, участником которых является Афганистан. В настоящее время продолжает применяться целый ряд кодексов, включая гражданский, торговый, уголовный, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный кодексы. Необходимо также отметить, что Статья 102 конституции ссылается на свод правовых норм «ханафи» Исламского Шариата.17

13. 6 декабря 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №1383, в которой одобрил Соглашение о временных механизмах в Афганистане до восстановления постоянно действующих правительственных институтов.

2.2 Временная администрация и Временные власти

14. Временная администрация, представляющая исполнительную власть во Временных властях, осуществляла свою деятельность под председательством Хамида Карзая и просуществовала с 21 декабря 2001 года до 21 июня 2002 года. В ее состав входило 28 человек (в том числе две женщины), каждый и которых возглавлял одно из министерств.18 В соответствии с соглашением в течение месяца после начала работы Временных властей была создана Специальная независимая комиссия по созыву чрезвычайной Лои джирги. Чрезвычайная Лоя джирга была созвана для проведения выборов и создания новой Переходной власти, которая должна была прийти на смену Временной администрации Афганистана 22 июня 2002 года. Конституционная Лоя джирга должна быть созвана в течение 18 месяцев с момента начала работы Переходной власти с целью выработки новой конституции и организации свободных и справедливых выборов.

15. Временная администрация Афганистана (ВАА) издала целый ряд важных указов. Первый указ («Указ №66 от 16.11.1380» (06 января 2002 г.)), подписанный председателем ВАА Хамидом Карзаем, отменял все законодательные и правовые акты предыдущих администраций, которые, согласно положениям Боннского соглашения, считаются противоречащими Конституции 1964 года или международным договоренностям, участником которых является Афганистан. Второй указ запрещал выращивание и переработку сырья, используемого для производства наркотиков, а также производство, использование и торговлю наркотическими веществами. Третий указ создавал правовую основу для использования средств информации, в том числе с учетом обеспечения свободы прессы. Четвертый указ устанавливал процедуру подписания и ратификации международных соглашений и договоров.

16. Председателем был также издан Указ №297 от 13.03.1380 (03 июня 2002 г.) о цивилизованном возвращении беженцев и соблюдении их прав и человеческого достоинства. В документе указывается, что «гражданам Афганистана предоставляется возможность принимать самостоятельное решение о возвращении на территорию своей страны (преамбула)». Указом также вводится иммунитет от правовой ответственности, под который подпадают все уголовно-наказуемые деяния, совершенные до 01.10.1380 (22 декабря 2001 г.), за исключением преступлений против мира и человечности и военный преступлений (Статьи 3 и 4). Упомянутый правовой акт гарантирует возвращающимся беженцам «все права и основные свободы, которыми наделены остальные граждане» (Статья 6).

17. Временная администрация Афганистана также издала указ о создании национальных вооруженных сил. Согласно документу, на военную службу в добровольном порядке и на контрактной четырехгодичной основе принимаются граждане Афганистана мужского пола в возрасте от 22 до 30 лет.

18. В соответствии с положениями Боннского соглашения в установленные сроки были созданы четыре специальные комиссии: независимая комиссия по правам человека, судебная комиссия, конституционная комиссия и комиссия по вопросам государственной службы.19



2.3 Чрезвычайная Лоя джирга и Переходная администрация

19. В заседаниях чрезвычайной Лои джирги, которая прошла с 11 по 19 июня 2002 года, приняло участие около 1700 человек. Более 1000 из них были делегированы от окружных и городских собраний, которые проводились на всей территории Афганистана (всего было организовано 380 местных собраний). Кроме того, в «Великом собрании» участвовали представители неправительственных организаций и интеллигенции, священнослужители, выдающиеся государственные и общественные деятели, а также представители женских организаций (всего 14%; изначально планировалось, что делегаты-женщины составят не более 11% от общего числа) и религиозных меньшинств как в Афганистане, так и за рубежом. Заседания продлились дольше запланированного; в результате продолжительных дискуссий делегаты единодушно утвердили кабинет министров Исламской Переходной власти Афганистана (ИПОА), состав которой был предложен председателем Временной администрации Хамидом Карзаем. Последний был избран президентом ИПОА. Состав кабинета предусматривал должности пяти вице-президентов, которые заняли Мохаммад Фахим (таджикская этническая группа), Карим Халили (хазарская этническая группа), Абдул Кадир (пуштунская этническая группа), Устад Нематулла Шахрани (узбекская этническая группа) и Хедаят Амин Арасала (пуштунская этническая группа).20 С назначением г-жи Хабиба на должность министра по делам женщин вместо д-ра Симы Самар и с занятием г-жой Махбуба Хакокмал поста государственного министра женщины получили возможность принимать более активное участие в формировании государственной политики.

20. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций приветствовал решения чрезвычайной Лои джирги. Члены СБ ООН с особым удовлетворением отметили, что на собрании были широко представлены женщины, а также все этнические и религиозные общины.21 Однако следует подчеркнуть, что некоторые наблюдатели подвергают сомнению независимость и беспристрастность решений, принятых на заседаниях Лои джирги. Остается открытым и вопрос о том, насколько справедливой была процедура назначения должностных лиц на посты министров. По некоторым данным, на делегатов собрания оказывалось давление со стороны полевых командиров и представителей доминирующей «пандширской» группировки.22

21. В июле 2002 года в Кабуле был убит Хаджи Абдул Кадир (вице-президент и министр общественных работ). Позднее в сентябре 2002 года состоялось неудачное покушение на жизнь президента Карзая во время его визита в Кандагар.



2.4 Национальные и международные структуры безопасности

22. Во исполнение положений Боннского соглашения и в целях формирования национальных вооруженных сил было издано три указа.23 Согласно этим указам, отдельные армии и милиционные группировки распускаются, а вместо них создаются национальная полиция и национальные вооруженные силы, на которые возлагаются задачи по защите населения страны.

23. Также были созданы комиссии по разоружению, демобилизации и восстановлению национальных вооруженных сил. Особая роль в этом процессе принадлежит комиссии по вопросам национальной обороны. Эти органы занимаются проведением переговоров с руководителями различных группировок по всей стране с целью налаживания сотрудничества с центральным правительством в области формирования национальных вооруженных сил и обеспечения правопорядка и законности.

24. Становление государственности и развитие ключевых правительственных и судебных институтов во многом определяется тем, насколько быстро и успешно руководству страны удалось выстроить эффективную национальную политику, основанную на принципе справедливости, и обеспечить национальную безопасность. Более подробно этот вопрос рассматривается в других разделах настоящего документа.24 Согласно действующим планам и программам, создание национальных вооруженных сил должно быть завершено к концу 2004 года. Однако существует целый ряд проблем, которые могут сорвать реализацию этих замыслов.25 Три тысячи военнослужащих афганской армии, общая численность которой должна по существующей договоренности составить 70000 человек, уже прошли подготовку и в настоящее время проходят службу в различных районах Афганистана.26

25. Приложение I Боннского соглашения предусматривает развертывание в стране международных сил под эгидой ООН. В соответствии с положениями соглашения ввод международных сил осуществляется с целью оказания помощи и поддержки в обеспечении безопасности в Кабуле и на территории прилегающих районов. По мере необходимости присутствие международных сил безопасности может быть постепенно расширено для решения похожих задач в других городах и районах страны.

В результате Советом Безопасности была принята резолюция №1386 (2001 г.), которая санкционировала ввод таких сил в Афганистан сроком на шесть месяцев с целью оказания помощи в поддержании стабильности в стране. Однако международные силы безопасности не получили статуса миротворческих. Совет Безопасности ООН (резолюции №1413 и 1414) продлил мандат миссии; таким образом, войска, входящие в группировку, продолжат свою работу на территории Афганистана до 20 декабря 2003 года.

26. 19 декабря 2001 после продолжительных переговоров, в частности с министром обороны страны, командование Международных сил содействия безопасности и руководство Временной администрации Афганистана заключили соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Согласно документу, задачи Международных сил содействия безопасности сводятся к оказанию правительству Афганистана помощи и поддержки в формировании системы безопасности страны, восстановлении ее национальных сил безопасности и подготовке личного состава. Окончательное развертывание МССБ, численность которых составляет более 4800 человек, было завершено 18 февраля.

27. Многие афганцы, включая председателя Временной администрации Хамида Карзая, считают, что подразделения МССБ должны быть развернуты не только в Кабуле, но и за его пределами, так как в целом ряде провинций, а также на путях сообщения между районами страны продолжает сохраняться серьезная угроза безопасности. Генеральный секретарь ООН подчеркнул, что сфера деятельности Международных сил содействия безопасности ограничивается Кабулом, «в то время как основная угроза Временной администрации исходит из провинций». Он выразил надежду, что «Совет Безопасности учтет эти факторы и поддержит инициативу афганского народа о расширении миссии». Однако сообщается, что в настоящее время вопрос об увеличении присутствия МССБ за пределами Кабула не рассматривается.



2.5 Укрепление конституционного строя и политической системы

28. Боннское соглашение предусматривает целый ряд мер, необходимых для создания правового государства, включая разработку и принятие новой конституции и проведение свободных и справедливых выборов. Главной задачей конституционной комиссии является оказание всесторонней юридической помощи конституционной Лое джирге. Члены комиссии занимаются, помимо всего прочего, уточнением и разъяснением статуса афганской конституции и всех существующих законодательных и нормативно-правовых актов, а также подготовкой проекта новой конституции. 5 октября 2002 года Переходная администрация Афганистана объявила состав редакционного комитета конституционной комиссии. Согласно положениям Боннского соглашения, разработка и принятие новой конституции является одной из наиболее важных задач, стоящих перед афганской Переходной администрацией в период ее двухлетнего правления. Новая конституция должна стать прочной правовой базой для возрождения государства, создания государственных институтов, предотвращения новых социальных конфликтов и достижения национального примирения. Редакционный комитет, который должен подготовить предварительный проект конституции, состоит из девяти членов. После завершения работы комитета документ должен пройти обсуждение в конституционной комиссии, включая его доработку и подготовку окончательного варианта конституции. В состав редакционного комитета входят две женщины. В соответствии с постановлением конституционной Лои джирги, заседание которой состоялось в июне 2002 года, работу над новой конституцией курирует бывший король Захир Шах. Окончательный проект конституции будет представлен на рассмотрение конституционной Лое джирге, которая должна принять документ на очередном заседании в конце 2003 года.27

29. Согласно Боннскому соглашению, Переходная администрация Афганистана осуществляет общее государственное руководство до тех пор, пока в стране не будут созданы условия для проведения свободных и справедливых выборов и формирования постоянного полностью представительного правительства. Выборы должны состоятся не позднее, чем через два года после созыва чрезвычайной Лои джирги.

На основе запроса, поступившего в Организацию Объединенных Наций 15 февраля 2003 года от президента Афганистана Хамида Карзая, была создана специальная комиссия ООН по оказанию помощи Афганистану в организации и проведении выборов. Перед переходным руководством и членами комиссии стоит сложнейшая задача. Проведение выборов запланировано на июнь 2004 года, при этом следует учитывать тот факт, что в Афганистане подобные мероприятия никогда ранее не проводились, в стране до сих пор не приняты избирательный закон и закон о политических партиях, не произведена регистрация избирателей и не подготовлены их списки.



2.6 Обеспечение правопорядка и законности и соблюдение прав человека

30. За годы конфликта в стране была фактически полностью разрушена существовавшая система правосудия. Были подорваны и основы функционирования традиционной системы урегулирования конфликтов и споров, существовавшей в деревнях и племенных поселениях. Во исполнение положений Боннского соглашения была создана судебная комиссия, главная задача которой заключается в возрождении национальной системы правосудия Афганистана, основанной на верховенстве закона, принципах ислама и международного права, а также на существующих правовых традициях государства.28 Достижение поставленной цели предусматривает реализацию программы правовых реформ, включая подготовку, опубликование и распространение сборников всех действующих законов и правовых актов, а также разработку законопроектов по совершенствованию системы правосудия Афганистана и их представление на рассмотрение Переходной администрации. Кроме этого, комиссия занимается подбором и подготовкой судей, прокуроров, адвокатов и сотрудников правоохранительных органов.

31. Основные усилия комиссии направлены на реформирование правовой системы страны, обеспечение защиты прав человека и гражданских прав, налаживание тесного сотрудничества с другими институтами правосудия Афганистана, а также на расширение участия женщин в правовой деятельности. Первое заседание комиссии состоялось в мае 2002 года, однако уже четыре месяца спустя ее деятельность была неожиданно прекращена.29 В ноябре 2002 года была сформирована новая комиссия30, в которую вошли одиннадцать членов и деятельность которой регламентировалась специальным президентским указом.31

32. Совет Безопасности ООН приветствовал создание Независимой комиссии Афганистана по правам человека (НКАПЧ), что предусматривалось положениями Боннского соглашения.32 Формированию НКАПЧ предшествовал национальный симпозиум по вопросам защиты прав человека, который состоялся в Кабуле 9 марта 2002 года. Временным органом было назначено одиннадцать членов комиссии. Позднее ими был избран председатель НКАПЧ, которым стала доктор Сима Самар. Комиссия официально начала свою работу 6 июня 2002 года.33 В задачи НКАПЧ входит разработка общенационального плана правоохранных мероприятий, направленных на 1) постоянный контроль за соблюдением прав человека во всех регионах страны; 2) расследование случаев нарушения прав человека, включая прием и рассмотрение исков и жалоб от частных лиц и организаций; 3) создание национальных институтов по защите прав человека; 4) разработку и реализацию образовательных программ в области прав человека; и 5) выработку национальной стратегии «переходного правосудия» по расследованию преступлений в области прав человека, совершенных ранее. Комиссии оказывается техническая, информационная и финансовая поддержка в рамках Программы развития ООН, а также со стороны Миссии Организации Объединенных Наций по содействию Афганистану и Управления верховного комиссара ООН по правам человека. К настоящему моменту НКАПЧ получила более 600 исков и жалоб от частных лиц и организаций.34


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница