Одесса город, где родилось кино и город созданный для кино




Скачать 203.04 Kb.
Дата06.04.2016
Размер203.04 Kb.




Одесса - город, где родилось кино и город созданный для кино.

            

Фотография - это правда.

А кино - это правда 24 кадра в секунду.



 

Жан-Люк Годар

    Что мы знаем об истории возникновения синематографа? Кто читал общепризнанного  историка кино Жоржа Садуля и его «Всеобщую историю кино», тот до сих пор убежден, что кино начиналось в Париже, и что его придумали братья Люмьеры.

  На Втором христианском кладбище в Одессе есть памятник из чёрного лабрадора, на котором  высечена надпись: " Здесь покоится изобретатель первого в мире киноаппарата Иосиф Андреевич Тимченко".

  Да, именно этот человек, главный механик учебных мастерских Одесского (тогда - Новороссийского) университета, сконструировал и смастерил своими руками  невиданный аппарат, после чего снял с его помощью две ленты: «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Было это летом 1893 года, а уже 9 января 1894 года он продемонстрировал эти ленты на экране с помощью того же аппарата на заседании секции физики 9-го съезда российских врачей и естествоиспытателей в Москве. Чему есть документальное подтверждение. В сохранившемся  протоколе заседания секции физики сказано: «Секция с интересом отнеслась к остроумному изобретению г-на Тимченко… и по предложению председательствующего на заседании профессора Пильчикова и профессора Боргмана, решили выразить г-ну Тимченко… БЛАГОДАРНОСТЬ».

  Иосиф Тимченко показал свои ленты «Скачущий всадник» и «Копьеметатель» почти за два года до изобретения братьев Люмьер! Тимченко не запатентовал это изобретение – кто же мог тогда предвидеть, что из всего этого, в конце концов, разовьётся!

  А братья Люмьеры не только запатентовали своё изобретение, но и через сеть магазинов папаши Люмьера (его фабрика производила фотоматериалы) распространили его по всей Европе. За что им честь и хвала!

   Кинематограф начинался с господина Иосифа Тимченко, а Тимченко жил тогда в Одессе!

  А полноценно зарождалась кинематографическая жизнь в Одессе уже благодаря Мирону Осиповичу Гроссману - фотографу, который в 1907 году купил один из первых французских аппаратов попавших в Одессу, и начал проводить первые профессиональные съёмки  документальных лент для французских кинофирм «Пате» и «Гомон».

  Время существования Одесской киностудии (кинофабрики ВУФКУ, затем «Первой комсомольской кинофабрики», затем «Студии Украинфильм») отсчитывается от 23 мая 1919 года, когда на остатках студий Гроссмана, Харитонова, Борисова решением Одесского Губисполкома и было создано первое в стране госпредприятие для съёмки фильмов.

   Именно Одесская студия дала миру большого режиссера, мыслителя и патриота – Александра Петровича Довженко.

  А первую в Украине звуковую ленту, которая называлась "Колиивщина", на Одесской кинофабрике снял И. Кавалеридзе. Также  впервые  был создан образ  Тараса Шевченко в блестящем исполнении Амвросия Бучмы (в фильме "Тарас Шевченко" реж. П.Чардынин.) В те годы на Одесской кинофабрике часто  экранизировалась украинская классика "Микола Джеря", "Борислав сміється", "Сорочинский ярмарок", "Захар Беркут", "Кармелюк" и др. Такие выдающиеся   актеры как - Мария Заньковецкая, Наталья Ужвий, Амвросий Бучма, Николай Надемский приобретали здесь незаменимый кинематографический опыт.

   Именно на базе Одесской киностудии, и при непосредственном участии ее творческих и технических работников был создан кинотехникум, который готовил кинематографистов-профессионалов в разных отраслях, – от актеров, режиссёров, сценаристов до специалистов по обработке пленки, киномехаников, осветителей и прочее.

  Сценарным делом на студии руководили талантливые люди, которые впоследствии заняли ведущие места в молодой советской литературе – Юрий Яновский, Микола Бажан, Александр Корнейчук. В 1928 году студия создала 27 художественных фильмов! Это без учета многочисленной продукции идеологически-просветительского характера.

  Для Одесской кинофабрики писали сценарии Владимир Маяковский и Исаак Бабель. И.Бабель предложил студии сценарий, рассказывающий о популярном в Одессе бандите Мишке Япончике. Владимир Вильнер поставил по этому сценарию  фильм "Беня Крик". После выхода на экраны фильм сразу приобрёл широкую популярность.  В нём настолько ярко и сатирически-броско были представлены типажи одесских бандитов, что фильм был выпущен очень ограниченным тиражом и быстро снят с экрана, т.к. он, якобы, «оскорблял национальные чувства евреев».

  До 1929 года, когда в Киеве, наконец, была создана своя кинофабрика, однако, украинский кинематограф и на отечественном, и на мировом экране был  представлен только фильмами Одесской кинофабрики.

  Именно на Одесской студии, находившейся на самом берегу Чёрного моря, впервые в отечественном кинематографе был освоен жанр маринистики, который студия успешно осваивала и в послевоенные годы.

  В преддверии  нашествия немецко-фашистских оккупантов студия была эвакуирована в Ташкент, и частично – в Алма-Ату. В таких легендарных  фильмах как "Два бойца" Леонида Лукова, "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна и многих других, снятых во время войны, есть значительная часть труда и одесских кинематографистов – ассистентов режиссёров, операторов, художников, звукооператоров, осветителей и администраторов.

  После освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков, для студии был определён статус  технической базы, и она стала летней натурной площадкой «Мосфильма». Возрождённые цеха студии качественно и профессионально обслуживали сложные в производстве картины корифеев отечественного кино Всеволода Пудовкина, Михаила Ромма, Александра Птушко.

   Цех комбинированных съёмок, цех декоративно-технических изделий возродились после войны одними из первых и были в то время лучшими в стране. Поражали  своим великолепием декорации  фильма «Садко», которые были построены в Одессе, в фильме «Корабли штурмуют бастионы». Комбинированные съёмки впечатляющих морских баталий были выполнены настолько реалистично, что поражали своей достоверностью. Нашим молодым читателям необходимо напомнить, что не о какой компьютерной графике в то время речи не шло. Всё делалось вручную, бутафорами-макетчиками, а потом снималось операторами комбинированных съёмок на обычную плёнку.

   Но, собственного производства в то время на студии не было – слишком велики были творческие потери студии за годы войны и репрессий 30 годов.

   В 50-е годы своё возрождение Одесская киностудия начала фильмом, ставшим знаменательным не только для неё, но и для всей страны. На экраны выходит кинокартина "Весна на Заречной улице", снятая начинающим режиссёром Марленом Хуциевым по сценарию молодого кинодраматурга Феликса Миронера.

  «Весна на Заречной улице» была первым фильмом, сломавшим традицию «лакированного кино», официально поощряемую тогда  властями. С неё начался новый этап осмысления и воссоздания современной жизни в кинематографе всего государства. Этот фильм можно смело назвать предтечей французской «Новой волны» и современником набиравшего силу итальянского неореализма. Вскоре после этого фильма Марлена Хуциева пригласили в Москву, где на «Мосфильме» Хуциев снял свой главный фильм - «Июльский дождь», который стал гимном шестидесятников и первой ласточкой Хрущёвской оттепели.

  Одесская студия становится   стартовой площадкой для творческой молодежи со всей страны. Василий Левин, Всеволод  Воронин, Генрих Габай, Евгений Ташков, Виктор Жилин осуществляют здесь свои первые шаги, и их дебюты сразу же выводят режиссеров в шеренгу високо профессиональных мастеров. "Зеленый фургон", "Повесть о первой любви", "Моя дочь", "Исповедь" - эти фильмы  снова громко заявили о том, что  Одесская студия вернулась  на большой экран.

   Петр Тодоровский, Радомир Василевский, Вадим Костроменко, Юрий Клименко, Геннадий Карюк, Вадим Авлошенко, Леонид Бурлака эти талантливые операторы, создали на студии свою, неповторимую манеру изображения, потом большинство из них на Одесской студии осуществят свои первые режиссерские постановки и займут достойное место в нашем кинематографе.

   Уже потом, когда оттепель подморозило, и на страну опять опустился «железный занавес», Одесская киностудия осуществляет прорыв. На мировой экран выходит кинолента «Верность», режиссерский дебют оператора «Весны на Заречной улице» Петра Тодоровского и получает главную награду Венецианского фестиваля (1965 г.)

  В конце 60-х, начале 70-х годов студия вновь пополняется подающей надежды молодежью: приходит Кира Муратова, Георгий Юнгвальд-Хилькевич,  Станислав  Говорухин, Валентин Гидулянов, Вадим  Лысенко, Валентин Козачков и, немного погодя Виллен Новак, Ярослав Лупий, Наталья Збандут, Александр  и Леонид Павловские, Александр Полынников, Виктор Крутин.
  В 80-х, начале 90-х на студии уже заявляет о себе следующее поколение кинематографистов Игорь  Минаев, Александр Гришин, Михаил Кац, Игорь Апасян, Виктор Ноздрюхин-Заболотный, Николай Седнев, Валерий Махнёв, Олег Иванов. Каждая последующая работа этих кинематографистов свидетельствовала об их профессиональной состоятельности и творческом потенциале подкреплённым не одной фестивальной наградой.

  К сожалению, многим из этих кинематографистов не удалось раскрыться в полную творческую силу. Впереди были лихие 90-е с их неопределённостью.

   Одесская студия всегда считалась наибольшим в Украине производителем фильмов для детей и юношества. Среди фильмов этого жанра и направления в стране лишь один фильм был отмечен наивысшей тогда в государстве наградой – Ленинской  премией: «Приключения Электроника» производства Одесской студии.

   Следует отметить также, что Одесская киностудия много лет на равных конкурировала с самой большой и уважаемой студией страны с «Мосфльмом», с которой не могла тягаться ни по количеству выпускаемых фильмов в год, ни по финансовому обеспечению. Одесская студия в 70 - 80 годы  была наибольшим в Украине производителем телевизионных фильмов, которые пользовались и до сих пор пользуются у зрителя неизменной любовью. Достаточно вспомнить всеми любимые “Место встречи изменить нельзя”, “Д`Артаньян и три мушкетера”, “Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна”, “Секретный фарватер”, “Чародеи”, “Зеленый фургон” «В поисках капитана Гранта» «Приключение Электроника» «Выше Радуги» «Цыган» «Трест который лопнул» «Морской волк», «Приморский бульвар», «Берегите Женщин» «Криминальный талант» «Узник замка ИФ» и многие другие телевизионные фильмы по сей день не сходят с экранов во всех уголках СНГ.

    В настоящий момент киностудия переживает не наилучшие времена. Перестроенная в Закрытое Акционерное Общество, она напряженно ищет пути выхода из кризиса.

 ИСТОРИЯ ОДЕССКОЙ КИНОФАБРИКИ











Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР / Н. А. Лебедев. - М. : Искусство, 1965. - 584 с. 

  Книга известного историка кино профессора ВГИКа Николая Алексеевича Лебедева рассказывает и возникновении и развитии кинематографа в СССР. Одна из глав посвящена истории украинской кинематографии, в том числе Одесской кинофабрики. До революции на территории Украины насчитывалось около двухсот пятидесяти кинотеатров. В 1918 году, во время иностранной военной интервенции, московский кинопредприниматель Д. Харитонов, бежавший в Одессу с частью своих творческих кадров (П. Чердыниным, В. Холодной, О. Руничем, а также некоторые другие кинодельцы пытались наладить на Украине кинопроизводство в более крупных масштабах. Наблюдается оживление и в тех кустарных киноателье Одессы и Киева, которые возникли еще в предреволюционное время. В 1920 - 1921 годах вокруг бывшего ателье Харитонова строится киногородок с несколькими съемочными павильонами, лабораториями, подсобными цехами.






Корниенко И. Киноискусство советской Украины / И. Корниенко. - M. : Искусство, 1975. - 240 с. : ил.

  Книга доктора искусствоведения профессора И. С. Корниенко представляет собой первую попытку дать очерк истории украинского советского кино. Характеризуя наиболее существенные, значительные тенденции развития украинского кино, автор прослеживает творческий путь крупнейших его мастеров и дает представление о конкретных фильмах, определяя их своеобразие и место в истории киноискусства, значительное место в которой занимает история Одесской кинофабрики, где работали такие режиссеры как Н. Охлопков, А. Довженко, И. Кавалеридзе.









Корнієнко І. С. Півстоліття українського радянського кіно: сторінки історії / І. С. Корнієнко. - К. : Мистецтво, 1970. - 228 с. 

  В книге рассказана история становления украинского кинематографа, возле колыбели которого стояли корифеи украинского театра - Мария Зинковецькая, Лесь Курбас, Амвросий Бучма. Золотыми страницами кинолетописи Украины является гениальное творчество А. Довженко, который начал свою работу в кино в 1926 г. на Одесской кинофабрике ВУФКУ. В книге перечисляются украинские фильмы, в том числе, снятые на Одесской киностудии, удостоенные наград на Международных фестивалях, а также фильмография украинских художественных фильмов.








  Островский Г. Л. Одесса, море, кино : страницы истории далекой и близкой : путеводитель / Г. Островский. - О. : Маяк, 1989. - 184 с. : ил.

  Книга о кинематографической Одессе писалась впервые.

  Путеводитель ведет читателей по адресам кинематографистов, живших и работавших в Одессе, по ее улицам, площадям, памятным уголкам, запечатленным в кинокартинах, расскажет о фильмах, связанных с южным городом, о зарождении кинематографа в Одессе.

  Книга иллюстрирована документальными фотографиями и фрагментами из кинофильмов. 






 

Малиновский А. От иллюзиона к кинотеатру / А. Малиновский // Пассаж. - 2000. - нояб. - С. 78.

  Благодарной памяти одесситов одним из самых энергичных и бескорыстных меценатов города остался банкир Артур Антонович Анатра. Именно он ссудил деньгами на приобретение синематографа одесского мещанина Исидора Михайловича Розенблита. В 1904 году тот отправился в Париж и закупил там киноаппараты и фильмы, а затем открыл в Одессе на улице Гаванной 13, первый стационарный иллюзион. Первые иллюзионы в Одессе были, по сути, теми же балаганами, с той лишь разницей, что кинематограф в них стал стационарным. Зрители могли даже стоять, так как сеанс продолжался не более четверти часа. Вскоре, однако, предприниматели стали открывать кинематографы в помещениях со специально оборудованными зрительными залами.




 

Костроменко Д. Одесская киностудия : две истории мозаики / Д. Костроменко // Пассаж. - 1999. - апр. - С. 44 — 47. 

 В статье автор предлагает нам окунуться в историю Одесской киностудии, а именно узнать больше про особняк графини Марии Сан-Донато.

 На территории Одесской киностудии есть небольшой уютный дворик, образованный старинным особняком и прилегающими к нему флигелями. Во флигелях сейчас склады: декораций, костюмов, в самом особняке - Одесское отделение Союза кинематографистов Украины. Оценим скромность тех, по чьему заказу строился особняк, и попробуем чуть-чуть копнуть пласты истории.


 



Росляк Р.  Матеріали до історії Одеської кінофабрики ВУФКУ з фондів Державного архіву Одеської області (др. пол. 1920-х рр.) / Р. Росляк // Пам`ять століть. Планета. - 2010. - № 4 — 5. - С. 133 — 158.

   Анализируются секретные документы из фонда Государственного архива Одесской области, касающиеся состояния дел на Одесской кинофабрике Всеукраинского фотокиноуправления во второй половине 1920-х годов. Например такие документы: протокол заседания художественного Совета от 12 октября 1987 года, в котором приняли участие Н. Охлопков, А. Бучма, А. Довженко, а также спецсводка по Одесской кинофабрике окружному отделению ГПУ. Ценность этих документов, которое публикуется через десятилетия невозможно переоценить, тем более, что немало документов по истории украинского кино было уничтожено в первые дни войны по распоряжению высших органов. Документы свидетельствуют о "большом внимании" ГПУ к украинскому кинематографу.





 

Одесская альтернатива / Н. Г. Юнгвальд-Хилькевич. - О. : Маяк, 1988. - 64 с.

  2-7 октября 1987 года в Одессе проведена дискуссия-смотр «Одесская альтернатива», посвященная зрелищности советских кинофильмов.

  Дискуссия вылилась в откровенный разговор о настоящем и будущем нашего кино.

  Материалы, предлагаемые читателю организаторами фестиваля, отражают оценки и суждения участников дискуссии, касающиеся проблем отечественного кинематографа, его роли в социальных преобразованиях.

  Выступающие также поделились своими впечатлениями об Одессе.




ЗВЕЗДЫ НЕМОГО КИНО В ОДЕССЕ







 

Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино / Р. Соболев. - М. : Искусство, 1961. - 175 с.

  История кино дооктябрьского периода забыта так основательно, что можно подумать, будто ее не было вообще. Кинодеятели и фильмы той поры малоизвестны не только рядовым зрителям, но даже профессионалам-кинематографистам. А между тем до революции несколько сот человек сделали кино своей профессией и создали по меньшей мере две тысячи фильмов (не считая документальных и научно-популярных, которых было во много раз больше). И это были неплохие фильмы, многие из которых были сняты на Одесской кинофабрике. В книге рассказывается о творчестве мастеров русского кино - Якова Протазанова, Евгения Бауэра, Петра Чердынина, а также о звездах немого кино - Иване Мозжухине и Вере Холодной. 





 



 

 Зоркая Н. Первая руская кинозвезда // Вопросы киноискусства. - 1968. - Вып. 11. - С. 150.

  Статья известного искусствоведа Н. Зоркой посвящена звезде немого экрана Вере Холодной.

  Короткая и бурная карьера Веры Холодной, прерванная смертью в самом зените, не только личная, индивидуальная судьба, но выражение общего процесса становления кинематографа, который на ее примере прослеживается очень отчетливо.


 



 

Барицкий Е. Вера Холодная : по ту сторону экрана / Е. Барицкая // Пассаж.- 2000. - июнь. - С. 20 — 22.

  18 февраля 1919 г. одесские газеты писали: "Вчера в 4 часа ночи при огромном стечении публики состоялся вынос тела Веры Холодной из дома Попудова на Кафедральный собор... Тело ее не бальзамировано". Эти сообщения никак не разъясняли внезапной смерти актрисы, а наоборот, только подлили в огонь версий и домыслов масла.





 



 

Коган С. Легенда немого кино / С. Коган // Пассаж. - 2004. - февр. - С. 22– 23.

  Много написано о Вере Холодной, однако каждый новый штрих в картине жизни и смерти великой киноактрисы чрезвычайно важен в воссоздании ее бессмертного облика. Любовь к театру проявилась в детстве. Она родилась в августе 1893 года в Полтаве, в семье скромного учителя словесности В. А. Левченко. 1918 год - вершина славы Веры Холодной. И этот творческий подъем был связан с Одессой. Здесь, в Одессе, планировались съемки нескольких фильмов, в том числе "Дама с камелиями". И Одесса провожала великую актрису в последний путь.








 

Юрченко А. Девушка моей мечты : [Вера Холодная] / А. Юрченко //
Пассаж. - 2001. - сент. - С. 20 — 22.

 История Веры Холодной, написанная по воспоминаниям родственников, знакомых и современников.






 

Аксенов И. А. Сергей Эйзенштейн : портрет художника / И. А. Аксенов. - М. : Всесоюз. творческо-произв. обьед. "Киноцентр",1991. - 127 с.

  Автор книги знал Эйзенштейна, что называется, с младых ногтей. Они встретились в Государственных высших режиссерских мастерских, где Иван Александрович был не только педагогом, но и ректором. Поэтому "театральные" главы книги уникальны в литературе об Эйзенштейне: они сочетают достоверность честного мемуариста, аналитичность компетентного критика и требовательность строгого педагога. Тогда педагог вряд ли мог предположить, что станет первым биографом своего студента. Оказавшись в этой роли двенадцать лет спустя, он сохранил сдержанность как в отношении мировой славе питомца (лестной для педагога), так и в проявлениях посвященности в его личную жизнь. Лишь немногое из обезоруживающе искренних признаний своего героя Аксенов внес в текст - и только то, что помогало, по его мнению, понять феномен Эйзенштейна как общекультурное и кинематографическое явление.







Никольский А. Эйзенштейн: между разумом и чувственностью / А. Никольский // Личности. - 2009. - № 3. - С. 49 — 73.

  В журнале "Личности", в рубрике "Мастер" помещена статья Аркадия Никольского о жизни Сергея Эйзенштейна: о его детстве в Риге, о его родителях, о том как вспыхнула страсть к театру, затем к кино как "к высшей и заключительной стадии развития театра". История культуры знает немало художников, чье творчество разделило искусство не "до" и "после". Таким стал для кино Сергей Эйзенштейн.







 

Довженко в воспоминаниях современников / Л. И. Пажитнова, Ю. И. Солнцева. - М. : Искусство, 1981. - 278 с., ил. 

  Об Александре Довженко, выдающемся советском кинорежиссере, фильмы которого «Арсенал», «Земля», «Щорс» вошли в золотой фонд мирового кинематографа, рассказывают писатели, художники, кинематографисты: М. Бажан, О.Гончар, К. Паустовский, М. Сарьян, С. Эйзенштейн, Г. Козинцев, Е. Габрилович, В. Шкловский, а также соратники и ученики А. Довженко.

  "Трудно сказать, какое место самое красивое в мире, но художники часто для того и родятся, чтобы доказать, что земля, где они выросли, самая красивая, это не связано с презрением к другим землям или слепотой к тому, что происходит вокруг" - Григорий Козинцев.


  СНЯТО В ОДЕССЕ



Зінич С. Г. Знято в Одесі: Одеській студії художніх фільмів - 50 літ / С. Г. Зінич, Н. М. Капельгородська. - О. : Маяк, 1969. - 76 с.

   Среди многочисленных произведений многонационального советского кино популярность широкого зрителя завоевали и картины, снятые на Одесской студии художественных фильмов, - "Звенигора" и "Арсенал", "Колиивщина" и "Перикоп", "Два дня" и "Ночной извозчик", "Тарас Шевченко" и "Укразия", "Весна на Заречной улице" и "Жажда", "Зеленый фургон" и "Повесть о первой любви", "Верность" и "Страницы прошлого", "Исповедь", "Приходите завтра", "Наш честный хлеб". 


  В очерке коротко рассказывается о полувековом пути студии, о выдающихся режиссерах, актерах, операторах, которые работали в ее павильонах, вдохновленные поиском молодых мастеров.

 


 

Броненосец "Потемкин" : сб. / Н. И. Клейман, К. Б. Левина. - М. : Искусство, 1969. - 370 с. : ил.

  В "Вечернем выпуске" 24 августа 1925 г. была заметка: "В Одессу ожидается режиссер Эйзенштейн, который будет снимать ряд моментов для большой исторической фильмы "1905". Для фильма "1905 год" Одесса должна будет дать ряд значительных кадров. Будут засняты ряд сцен стачки и один весьма существенный момент - убийство на "Потемкине".

  Эта книга имеет свою историю. В 1935 году, когда фильму "Броненосец Потемкин" исполнялось десять лет, был начат сбор материалов и исследований об этом фильме и его судьбе. Книга должна была выйти в 1941 году, но помешала война. В 1969 году был завершен многолетний труд по изданию "Потемкинского сборника".


 

 Довженко О. П. Арсенал ; Щорс : кіноповісті / О. П. Довженко. - К. : Дніпро, 1986. - 186 с.

  В книгу вошли киноповести О. П. Довженко "Арсенал" (Одесская кинофабрика, 1929 г.) и "Щорс" (Киевская киностудия художественных фильмов,1939 г.). В фильмах отображены события на Украине во время гражданской войны 1918-1920 гг. Для иллюстрирования использованы кадры из кинофильмов А. П. Довженко.



 

Корнієнко І. С. Олександр Довженко / І. С. Корнієнко; пер. з рос. С. І. Забужка. - К. : Наук. думка, 1978. - 108 с. - (Наук. - попул. літ.).

  Жизненный и творческий путь О. П. Довженко исследуется в этой книге как единое целое. Введены в научное обращение немало новых материалов особенно в связи с анализом фильмов "Сумка дипкурьера", "Звенигора" и "Земля". Первые творческие работы А. Довженко связаны с Одесской кинофабрикой. Довженко сразу обратил на себя внимание всего коллектива Одесской киностудии. Очень, даже слишком требовательный к себе и к группе, которая учавствовала в съемке, и одновременно чуткий и внимательный к людям, вдумчивый, сосредоточенный и собранный в роботе, он всегда вызывал уважение.









Актеры советского кино. - М. : Искусство, 1964. - 224 с.

  Шестой выпуск книги "Актеры советского кино" включает главу, посвященную творчеству Василия Шукшина, свою первую роль который сыграл в фильме Марлена Хуциева "Два Федора" (Одесская киностудия 1958 г.), где рассказывалось о том, как вернувшийся с фронта одинокий солдат усыновил мальчишку-сироту и как складывалась новая для них, мирная и совместная жизнь. Сразу же обнаружилось и способность артиста к тончайшему психологическому анализу, и его поразительное умение буквально за одну-две минуты экранного существования, в сцене самой обыденной, бытовой, рассказать очень много о своем герое: о его характере и судьбе, о том, каков он есть и каким может или мог быть.

  Сборник интересных статей с фотографиями и кадрами фильмов…




Козачинский А. В. Зеленый фургон : повесть / А. В. Козачинский. - М. : Советский писатель, 1962. - 138 с.

  В веселой и остроумной повести «Зеленый фургон» А. Козачинского мы видим характерные черты жизни Одессы летом 1920 года.

  Герои повести — вчерашний гимназист Володя, ставший начальником районного уголовного розыска, младший милиционер Грищенко — удалец на словах и трус в трудные минуты жизни, старый метранпаж Шестаков, который обнаружил истинный талант следователя-самородка, знатока человеческих душ.

  После изгнания интервентов и белых Одесса залечивает раны, уничтожает остатки бандитизма, приступает к строительству новой жизни.

 По одноименной повести «Зелёный фургон» снят художественный фильм в 1959 году на Одесской киностудии.




Тодоровский П. Военно-полевой роман : киносценарий / П. Тодоровский. - М. : Искусство, 1986. - 70 с.

   «Военно-полевой роман» - это сценарий о любви. Но прежде всего это рассказ о великой силе добра. 

   Цветной полнометражный фильм. Производство Одесской киностудии, 1983 г. 

   Автор сценария и режиссер-постановщик П. Тодоровский.











 

Владимир Высоцкий / Г. Лазарева, В. Миненко. — О. : Астропринт, 2006. — 216 с. : ил. - (Сер. «Имена Одесской киностудии»). 

   Нет сомнений, что имя Владимира Высоцкого по праву (хотя и не безраздельно) принадлежит Одесской киностудии, ее золотому фонду, вправленное теперь бронзовым барельефом в ее фасад.

  Здесь, на Одесской киностудии, были им сыграны геолог Максим в "Коротких встречах" Киры Муратовой - роль, о которой он сам отзывался как о лучшей из созданных им в кино, фееричный Бенгальский в "Опасных гастролях" - ленте, ошельмованной критикой и затертой до дыр кинопрокатом, и наконец - "Место встречи изменить нельзя", капитан Жеглов - роль, за которую, уже посмертно, удостоен был Владимир Высоцкий Государственной премией СССР.

 В сборнике приводятся воспоминания о работе над эти фильмами режиссеров, актеров, художников, костюмеров, гримеров.



 



 

 

Маркина В. Станислав Говорухин: «Этот фильм я посвятил маме!» / В. Маркина // Пассаж. - 2003. - сент. - С. 96. 

  В 2002 г. одесситы были свидетелями съемок фильма Станислава Говорухина под рабочим названием "Хозяйка гостиницы". С Одессой режиссера связывает многое. Именно на Одесской киностудии он снял большинство своих работ, поэтому Станислав Говорухин впервые показал свой новый фильм "Благословите женщину" в Одессе.

  В номере приводится интервью со Станиславом Сергеевичем Говорухиным.

- Этот фильм - судьба женщины на фоне истории нашей страны, - признался Станислав Сергеевич. - и в первую очередь я посвятил своей маме, которая умерла в молодом возрасте от непосильной работы. 







 

Чичикова И. Кира Муратова и ее оркестр / И. Чичикова // Пассаж. - 2002 . - март. - С. 102 — 104.

  В Одессе все начинается со слухов. Стоите вы себе как ни в чем не бывало на какой-то пресс-конференции, вдруг пробегает мимо кто-то смутно знакомый и бросает на ходу: "А Муратова опять снимает".

  Сценарий картины написан по мотивам ранних произведений Антона Чехова. Драма с элементами водевиля. В фильме снимаются такие известные актеры как Нина Русланова, Юрий Шлыков, "Маски" в полном составе, Филипп Панов, Жан Даниель, молодые артисты Украинского театра.

  И сколько бы людей, пусть даже очень подробно, ни рассказывали нам о фильме Киры Георгиевны, совершенно ясно, что пересказать его невозможно, что Муратова снова снимет что-то необычное, свое.  




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница