Оценка качества работы ппс через аис «Система материального стимулирования профессорско




Скачать 113.96 Kb.
Дата02.08.2016
Размер113.96 Kb.


Федотов Н.С.

Ухтинский государственный


технический университет

Оценка качества работы ППС через АИС «Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава ВУЗа» (АИС «СМС ППС»)

Проблема качества образования не является чисто российской. Практически все страны мира заняты ее решением, понимая, что сегодня, как никогда, появляется социально-экономическая зависимость развития мирового сообщества от тех особенностей и качеств личности, которые закладываются в процессе образования. Высокое качество образования - главная стратегическая цель нашего университета, которая ни при каких условиях не должна меняться.



Рисунок 1 - Стратегическая цель университета

Университет - организация многофункциональная. Основные направления его деятельности: научно-исследовательская, образовательная, подготовка научно-педагогических кадров, административно- управленческая, финансовая, информационная, производственная, хозяйственная, социальная. Для каждого направления деятельности высшее звено руководства университета определило группу ключевых показателей, регулярный мониторинг которых позволяет формировать или изменять политику и стратегию качества.

Основой достижения и поддержания требуемого уровня качества услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями, является разработка и проведение разумной политики в области качества. На сегодняшний день обеспечение качества образования является стратегической задачей развития российской системы образования. Ключевую роль в решении этой проблемы должны играть университеты, поскольку универсальность и фундаментальность являются отличительными свойствами качественного образования.

Система управления качеством подготовки специалистов, определяющая качество преподавания, содержания образования, технологии обучения, создаваемая в Ухтинском государственном техническом университете, увязывает в единый технологический процесс все стадии подготовки специалиста: прием абитуриентов, образовательный процесс, государственную аттестацию выпускников, лицензирование, аккредитацию университета, мониторинг системы качества подготовки специалистов, взаимоотношения с потребителями специалистов.

Наиболее интересной в университете является работа в области оценки качества деятельности ППС, кафедр и факультетов. В оценке качества деятельности участвуют преподаватели (по категориям), кафедры (выпускающие и общеинженерные) и факультеты. В конечном итоге система качества образования должна охватывать всех участников данного процесса. Очень важно для каждого участника данного процесса подобрать набор квалиметрических показателей, которые бы выявили результативность процесса обучения и подготовки специалистов.

Для реализации оценки качества деятельности указанных объектов разработана автоматизированная информационная система - АИС «Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава ВУЗа», позволяющая адаптироваться к единой системе аккредитации высших учебных заведений России.

АИС универсальна – за счет введения двух обобщенных характеристик деятельности преподавателя: индекса лидерства - работа «вглубь» и индекса гармонии - работа «вширь» (запатентованное ноу-хау УГТУ!), а также универсальной декомпозиции глобальной цели вуза и универсальной системы градаций показателей, СМС ППС УГТУ применима в вузах любого масштаба, любого профиля и любой географии, включая и зарубежные вузы.

Совершенно ясно, что не существует такой методики, которая бы позволила в полной мере сделать наглядной и сравнительной всю многогранную, часто не поддающуюся количественной оценке работу преподавателя и соответственно кафедры. Однако разработанная и эксплуатируемая нами АИС «Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава ВУЗа» делает эту оценку более объективной и нацеленной на конечный результат преподавательской деятельности - подготовку высококвалифицированных специалистов. Автоматизированная информационная система нацелена на развитие творчества и инициативы у всех работников, усиливает роль кафедры как главного звена в вузе, дает возможность широко пропагандировать достижение лучших кафедр, мастеров педагогического труда.

Рисунок 2 - Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава ВУЗа

При разработке системы ставились следующие основные цели:


  • использование результатов рейтинга для задач аккредитации университета;

  • информирование коллектива и руководства каждого конкретного подразделения об эффективности их деятельности;

  • учет основного результата деятельности – качества подготовки специалистов;

  • охват основных, особенно образовательных характеристик;

  • разграничение интегральных показателей потенциала и результатов деятельности (эффективность использования потенциала);

  • материальное стимулирование ППС, основанное на индексной оценке деятельности преподавателей;

  • необходимость учета динамики (темпы роста) обследуемых характеристик.

Индексная система помогает заведующим кафедрами правильно оценивать вклад сотрудников в общую работу кафедры и, исходя из результатов работы, планировать поручения на учебный год. Как показывает накопленный опыт, индексная система повышает уровень организаторской, научной и методической работы преподавателя, кафедры, факультета и в целом университета.

Автоматизированная информационная система использует специальное программное обеспечение и работает в режиме как многоуровневая активная система. Система позволяет устанавливать приоритетность показателей, которые важны для развития университета в данный период и на перспективу. На стадии разработки системы была поставлена задача максимально автоматизировать учетную работу, то есть работу по сбору данных, преобразованию информации и подготовке отчетов о работе университета. Сбором и вводом в базу данных необходимой информации занимаются, в основном, соответствующие службы университета.

Оценка качества деятельности ППС, кафедр и факультетов нацелена на развитие творчества и инициативы у всех работников, усиливает роль кафедры как главного звена в вузе, дает возможность широко пропагандировать достижения лучших кафедр, мастеров педагогического труда.

.

Рисунок 3 – Индексная оценка качества деятельности ППС

Начиная с 2009 года, после выхода Постановления Правительства РФ (№583 от 05.08.2008 в ред. от 29.09.2008) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений …» в российских вузах оплата труда профессорско-преподавательского состава включает выплаты стимулирующего характера за интенсивность, высокие результаты и качество выполненных работ, причем, с 01 января 2010 года на эти цели выделяется не менее 30 процентов средств, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

При этом в Постановлении подчеркивается, что размер ежемесячной стимулирующей надбавки преподавателю должен быть поставлен в прямую зависимость от конкретных результатов его труда, которые должны оцениваться по специальным критериям, разрабатываемым каждым вузом с учетом его специфики. Ввиду того, что большинство российских вузов оказалось неподготовленным к адекватному реагированию на указанное постановление, применяемые в них сегодня критерии оценки деятельности и системы материального стимулирования ППС не отвечают необходимым требованиям и, как следствие, не выполняют в полной мере функции мотивирования и стимулирования ППС к эффективному и качественному труду.

Рисунок 4 – Показатели системы

Кроме того, эти системы слишком сильно ориентированы на специфику каждого вуза – разработчика системы, и не могут быть рекомендованы для непосредственного применения в других вузах России, что снижает их теоретическую и практическую ценность.

Разработанная в Ухтинском государственном техническом университете (УГТУ) и запатентованная в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2008613847 от 12 августа 2008 г.) автоматизированная информационная система «Система материального стимулирования профессорско-преподавательского состава ВУЗа» (АИС «СМС ППС») в значительной мере свободна от указанных недостатков, обладая следующими свойствами:



  1. АИС «СМС ППС», порождая «гонку за лидером», формирует реальную конкурентную среду в преподавательском коллективе; причем этот факт имеет статистическое подтверждение.

  2. АИС «СМС ППС» является мощным катализатором инновационных процессов в вузе за счет введения специальных показателей категории «экстра-класса», которые, будучи тесно связанными с инновациями, имеют подавляющий вес в системе критериев.

  3. АИС «СМС ППС» имеет универсальный характер за счет применения таких обобщенных характеристик деятельности преподавателя (а также любого работника интеллектуального труда), как «индекс лидерства» и «индекс гармонии», первый из которых дает количественную оценку работы преподавателя «вглубь», второй – работы «вширь». В силу этого АИС «СМС ППС» принципиально применима в вузах любого масштаба, любого профиля и любой географии.

  4. АИС «СМС ППС» предусматривает управляемый рыночный механизм балансировки спектра деятельности преподавателя и вуза в целом за счет применения «априорно-апостериорного» подхода к формированию вектора весовых коэффициентов.

  5. АИС «СМС ППС» гарантирует практически 100-процентную достоверность введенных данных за счет применения семислойного фильтра, надежно отбраковывающего любые сомнительные данные.

  6. АИС «СМС ППС» чрезвычайно удобна в эксплуатации за счет максимально дружественного интерфейса, позволяющего любому пользователю, не имеющему специальных знаний, выполнять функции ввода, хранения, обработки и статистического анализа данных, формирования отчетов по тем или иным запросам, возможности навигации по дереву системы по различным маршрутам. Большое внимание уделено также вопросам безопасности и сохранности самих данных.

  7. АИС «СМС ППС» является готовым коммерческим продуктом, опирающимся на следующие виды обеспечения:

  • юридическое (система опирается на Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений …», ежегодные постановления Ученого совета УГТУ и соответствующие приказы ректора о ежемесячных стимулирующих выплатах преподавателям)

  • концептуальное (заложенные в ней принципы и концепции непосредственно вытекают из самого понятия «стимулирования»)

  • алгоритмическое (применяемые алгоритмы в количественной форме адекватно реализуют заложенные в системе принципы и концепции)

  • информационное (процедуры ввода, хранения, обработки и поиска данных, а также навигацию по различным маршрутам обеспечивает специальная автоматизированная информационно - поисковая система)

  • документационное (СМС ППС обеспечена полным комплектом документов, предназначенным как для разработчиков, так и для пользователей этой системы)

  • организационное (все этапы эксплуатации СМС ППС, включая сроки и ответственных, четко регламентируются в специальном ежегодном приказе ректора)

  • визуальное (весь процесс формирования индекс-листа ППС от самого начала до завершающей стадии и любые данные по любому преподавателю доступны для наблюдения любому пользователю)

  • методическое (в специальном документе «СМС ППС УГТУ в вопросах и ответах» приводятся ответы на типичные вопросы, возникающие у преподавателя при первом знакомстве с системой, и даются нетривиальные рекомендации, как занять более высокое место в индекс-листе)

  • вариационное (модульное устройство и универсальность алгоритмов позволяют с минимальными затратами вносить со временем любые изменения в систему)

  • финансовое (источником финансирования СМС ППС является специальный Фонд стимулирования ППС, закладываемый ежегодно в бюджет университета).

8. АИС «СМС ППС» в 2010 году приобретена по лицензии одним из вузов Республики Коми.

Рисунок 5 – Законодательно-правовая база материального стимулирования ППС

Индексная система – это диктуемая миссией и глобальной целью университета совокупность показателей деятельности преподавателей за определённый период времени с указанием единиц и шкал измерения, их относительной важности и описанием основного на этих показателях алгоритма вычисления итоговых сравнительных оценок эффективности работы преподавателей за данный период.

Исходя из этого, в индексной системе были сформированы шесть крупных разделов, которые вместе с соответствующими подразделами полностью определяют её структуру.

Раздел 1. Учебно-воспитательная работа:

1.1 учебно-воспитательная работа

1.2 внеучебная воспитательная работа:

1.2.1 духовно-нравственное воспитание

1.2.2 физическое воспитание

Раздел 2. Методическая работа

Раздел 3. Воспитание и подготовка научных кадров:

3.1 научное руководство в рамках НИРС

3.2 послевузовская подготовка научных кадров

Раздел 4. Научно-исследовательская и инновационная деятельность

4.1 научно-исследовательская деятельность

4.2 патентно-инновационная и изобретательская деятельность

Раздел 5. Повышение квалификации и творческого потенциала:

5.1 повышение педагогической квалификации и профессионального уровня

5.2 повышение научной квалификации

5.3 повышение квалификации в сфере управления

Раздел 6. Организационно-управленческая и коммуникационная деятельность:

6.1 внутривузовское управление

6.2 взаимодействие с внешней средой

Рисунок 6 – Разделы структуры

Учитывая, что каждый раздел и подраздел содержит конкретные показатели (всего их 110), индексная система охватывает практически весь спектр деятельности университетского преподавателя.

Все показатели внутри разделов сгруппированы по четырём категориям: «Потенциал», «Активность», «Результат» и «Результат экстра-класса» с последовательным возрастанием их значимости, причём в категорию «Результат экстра-класса» включены такие «сливки» деятельности вуза, как монографии, учебники, учебные пособия, диссертации, патенты, лицензии, международные премии, научные открытия и ряд других. Эти показатели либо входят в аккредитационный показатель вуза, либо в выгодном свете представляет вуз на фоне других, т.е. тесно связаны с его миссией.

Индексная система вычисляет для каждого преподавателя за очередной учебный год следующие числовые параметры:

I – итоговый индекс (комплексный параметр, характеризующий в количественной форме сравнительный итог деятельности преподавателя за прошедший учебный год);

L – индекс лидерства (итоговый результат преподавателя по наиболее успешному для него разделу);

Н – индекс гармонии (коли­чественная характеристика «степени уни­версальности» работы преподавателя).

Основная цель системы материально­го стимулирования в УГТУ - создать условия для формирования среди препода­вателей конкурентной среды в борьбе за престижную позицию в «индекс-листе» и весомую стимулирующую надбавку к зарплате путем интенсификации и повы­шения эффективности своей деятельности по всем ее направлениям. В связи с этим размер надбавки конкретного преподавателя зависит не от стажа его работы или должности, а лишь от объема и качества выполненной им за учебный год работы по результатам расчетов индексной системы.

Рисунок 6 – Фрагмент пирамиды управления

Значение Индексной системы для университета состоит в том, что она представляет собой:


  • Информационную систему для расчета стимулирующих надбавок.

  • Систему учета работы ППС - материал для изучения университета на «клеточном» уровне.

  • Источник информации для самооценки университета.

  • Картину тенденций развития университета.

  • Исходный материал для детального анализа работы УГТУ за каждый учебный год.

  • Историю УГТУ в цифрах и фактах.

  • Полную Траекторию движения каждого преподавателя (в многомерном факторном пространстве) за весь период его работы в УГТУ.

Достоверность данных - вероятность попадания недостоверных данных в систему практически сведена к нулю (работает семислойный фильтр).

Рисунок 6 – Шестислойный фильтр инициативных данных



Доказательство эффективности СМС ППС УГТУ – за три года функционирования системы статистически доказана ожесточенная конкурентная борьба наиболее активных слоев ППС, значительно поднявшая показатели их работы, и постепенное включение в эту борьбу остальной массы преподавателей.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница