Обзор творческого пути и. А. Гончарова



Скачать 95.95 Kb.
Дата08.03.2016
Размер95.95 Kb.
www.literatura548.narod.ru

МАТЕРИАЛЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА». АВТОР – МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ ОСМОЛОВСКИЙ

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ

1812 – 1891

1. Обзор творческого пути И.А. Гончарова

2. Роман «Обыкновенная история»

3. Роман «Обломов»
ОБЗОР ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ И.А. ГОНЧАРОВА

Джентльмен с душою чиновника,

без идей и с глазами варёной рыбы,

которого Бог будто на смех

одарил блестящим талантом.

Ф.М. Достоевский
В литературном процессе 19 века творчество Гончарова занимает особое место: произведения писателя – связующее звено двух эпох в истории русской литературы. Продолжатель традиций Гоголя, Гончаров окончательно закрепил позиции критического реализма как метода и романа как ведущего жанра второй половины 19 века.

За свою долгую жизнь Гончаров написал всего лишь три романа:



  • «Обыкновенная история» (1847)

  • «Обломов» (1859)

  • «Обрыв» (1869)

Все три романа объединяет общий конфликт – противоречие между старой, патриархальной, и новой, капиталистической Россией. Болезненное переживание героями смены общественного уклада в России – сюжетообразующий фактор, определяющий становление центральных персонажей романов.

Сам писатель занимал консервативную позицию по отношению к назревавшим переменам и был противником ломки старых устоев и революционных настроений. Старая Россия, несмотря на экономическую и политическую отсталость, привлекала особой духовностью человеческих отношений, уважением к национальным традициям, а нарождающаяся буржуазная цивилизация могла привести к необратимым нравственным потерям. Гончаров утверждал, что «творчество может явиться только тогда, когда жизнь установится; с новою нарождающеюся жизнию оно не ладит». Поэтому свою писательскую задачу он видел в том, чтобы в переменчивом потоке открыть нечто устойчивое и «из долгих и многих повторений явлений и лиц» сложить устойчивые типы.

В творческой манере Гончарова необходимо особо выделить его авторскую объективность: он не склонен поучать читателя, не предлагает готовых выводов, Скрытая, явно не выраженная авторская позиция всегда вызывает споры, приглашает к дискуссии.

Гончаров склонен также к неторопливому, спокойному повествованию, к изображению явлений и характеров во всей их полноте и сложности, за что был назван критиком Н.А. Добролюбовым «объективным талантом».


И.А. Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске (ныне Ульяновск) в купеческой семье Александра Ивановича и Авдотьи Матвееевны Гончаровых. Литературой увлёкся в детстве. Закончил Московское коммерческое училище (срок обучения в нём составлял 8 лет), затем – в 1834 году – словесное отделение Московского университета, где учился одновременно с критиком В.Г. Белинским и писателем А.И Герценом.

По окончании университета возвращается в Симбирск, где служит в канцелярии губернатора. При этом Симбирск, куда Гончаров приехал после долгого отсутствия, поразил его тем, что в нём ничего не изменилось: всё напоминало «сонную деревню». Поэтому весной 1835 писатель переезжает в Санкт-Петербург и работает в министерстве финансов. Одновременно входит в литературный кружок Николая Майкова, сыновьям которого – будущему критику Валериану и будущему поэту «чистого искусства» Аполлону – преподаёт литературу и выпускает вместе с ними рукописный альманах. Именно в этом альманахе Гончаров размещает свои первые произведения – несколько романтических стихотворений и повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Пишет серию очерков, но не желает их публиковать, считая, что заявить о себе нужно по-настоящему значительным произведением.

В 1847 году к 35-летнему писателю приходит слава – одновременно с публикацией в журнале «Современник» романа «Обыкновенная история». Журнал «Современник» в 1847 году выкупили И.И. Панаев и Н.А. Некрасов, сумевшие объединить под крышей редакции самых талантливых писателей и литературных критиков. В редакции журнала к Гончарову относились как к человеку «инородных» взглядов, и сам писатель указывал: «Разность в религиозных убеждениях и некоторых других понятиях и взглядах мешала мне сблизиться с ними вполне… Я никогда не увлекался юношескими утопиями в духе идеального равенства, братства и т.д. Я не давал веры материализму – и всему тому, что из него любили выводить».

Успех «Обыкновенной истории» вдохновил писателя на создание трилогии, однако смерть Белинского и приглашение совершить кругосветное плавание приостановили осуществление замысла.

Пройдя курс морских наук, Гончаров, к удивлению близких знакомых, знавших его как человека малоподвижного и неэнергичного, отправился в двухлетнюю кругосветную экспедицию в качестве секретаря адмирала Путятина. Результатом путешествия стала вышедшая в 1854 году книга очерков «Фрегат Паллада». По возвращении в Петербург Гончаров приступил к работе над романом «Обломов», отрывок из которого был напечатан в «Современнике» ещё в 1849 году. Однако завершён был роман лишь в 1859 году, опубликован в журнале «Отечественные записки» и тут же вышел отдельной книгой.

С 1856 года Гончаров служит в министерстве народного просвещения цензором. В этой должности он проявил гибкость и либерализм, посодействовав разрешению издания произведений многих талантливых писателей, например, И.С. Тургенева и И.И. Лажечникова. С 1863 года Гончаров служит цензором уже в Совете по делам книгопечатания. В этом качестве он участвовал в закрытии журнала «Русское слово».

В 1860 году Гончаров передал в редакцию «Современника» два отрывка из будущего романа «Обрыв», первый из которых был опубликован, а второй был подвергнут критике Добролюбова, что привело к разрыву Гончарова с журналом «Современник». Поэтому второй отрывок из романа «Обрыв» в 1861 году был опубликован в «Отечественных записках» под редакцией А.А. Краевского. Через восемь лет третий роман Гончарова был завершён и опубликован полностью в журнале «Вестник Европы» (1869). Если первоначально роман мыслился как продолжение «Обломова», однако в итоге концепция романа претерпела значительные изменения. Главный герой романа Райский первоначально трактовался как вернувшийся к жизни Обломов, а демократ Волохов – как герой, страдающий за свои убеждения. Однако в ходе наблюдения за общественными процессами в России Гончаров изменил трактовку центральных образов.

В 1870-е и 1880-е гг. Гончаров пишет ряд мемуарных очерков: «Заметки о личности Белинского», «Необыкновенная история», «В университете», «На родине», а также критические этюды: «Мильон терзаний» (о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»), «Лучше поздно, чем никогда», «Литературный вечер», «Заметка по поводу юбилея Карамзина».

В одном из кртических этюдов Гончаров написал: «Никто не увидел теснейшей связи между всеми тремя книгами: «Обыкновенной историей», «Обломовым» и «Обрывом»… вижу не три романа, а один. Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеей» (выделено – М.В.О). Действительно, центральные персонажи трёх романов – Александр Адуев, Обломов, Райский – родственны друг другу. Во всех романах присутствует сильная героиня, и именно требовательностью женщины определяется общественная и духовная ценность Адуевых, Обломова со Штольцем, Райского с Волоховым.

Гончаров скончался 15 (27) сентября 1891 года от воспаления лёгких. Похоронен в Александро-Невской лавре, откуда его прах был перенесён на Волково кладбище.



РОМАН «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Он был трижды романтик – по натуре,

по воспитанию и по обстоятельствам жизни…



В.Г. Белинский

Годами ученичества стали для Гончарова 1830-е годы, когда он занимался литературными переводами и очерками. В 40-е гг. его писательские воззрения уже сложились: он прошёл школу литературных групп Майкова и Белинского, и назрела необходимость выступить в печати, как и предполагал сам Гончаров, со значительным произведением.

О своём первом романе Гончаров вспоминал: «Роман был задуман в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав». В начале 1847 году рукопись романа была прочитана Белинскому, и критик пришёл в восторг от «повести» Гончарова: «Какую пользу принесёт она обществу! Какой она страшный удар по мечтательности, сентиментальности, провинциализму!».

Роман и среди читателей получил признание, так как оказался весьма созвучным современности. В центре романа – столкновение двух жизненных философий: патриархальной и буржуазно-деловой.

Юный Александр Адуев, исполненный романтических мечтаний, покидает деревню Грачи и едет в Петербург к дяде. В столице наивная мечтательность и идеализм провинциала подвергаются суровым испытаниям. Дядя Александра, Пётр Иваныч Адуев, отличается трезвым и расчётливым мышлением, и именно он вводит племянника в атмосферу делового Петербурга, разрушая его романтические иллюзии.

«Обыкновенная история» стала одним из лучших психологических романов в русской литературе, в котором, с одной стороны, прослеживается духовная биография Александра Адуева; с другой, впервые в русской литературе показана – в лице Петра Адуева – психология просвещённого бюрократа и дельца, разбирающегося в искусстве и владеющего иностранными языками, человека твёрдых правил, для которого, тем не менее, приемлемы любые методы достижения успеха. Образ рационалиста-дельца неожиданно для читателя подвергается испытаниям в финале романа, в связи с чем Белинский заметил: «Видно, человеку нужно ещё чего-нибудь немножко, кроме здравого смысла!». Всем ходом романа Гончаров показал крушение как наивного романтизма, так и делового прагматизма

Образ Лизаветы Александровны Адуевой – один из лучших женских образов в отечественной литературе. Это история умной, чуткой, сердечной молодой женщины, поставленной мужем в условия сытой, праздной жизни, лишённой каких бы то ни было настоящих интересов. «Наружность счастья» вместо любви – вот что получила женщина от своего во всех отношениях успешного мужа.

Воспроизведённая Гончаровым общественно-историческая ситуация 1840-х годов убеждала в том, что традиционное и устоявшееся не способно гармонично соединиться с новой, буржуазно-деловой жизнью. Все герои романа – жертвы этой несовместимости. «Веку», эпохе адресована горькая ирония автора в финале романа.


РОМАН «ОБЛОМОВ»
Я окончательно постиг поэзию лени,

и это единственная поэзия,

которой я буду верен до гроба.

И.А. Гончаров
«Обломов» – самое известное и значительное произведение Гончарова, первая психологическая монография в русской литературе. Работа над романом продолжалась более 10 лет. В 1849 году в «Современнике» была напечатана глава из будущего романа – «Сон Обломова». В 1850 году была написана первая часть. Лишь в 1857 писатель вернётся к работе над «Обломовым», находясь в Мариенбаде, где в течение семи недель были написаны остальные три части романа. В 1859 году роман был опубликован в «Отечественных записках», произведя сильнейшее впечатление на современников. Русский публицист П.А. Кропоткин писал в начале 20 века: «Впечатление, которое этот роман произвёл в России, не поддаётся описанию». Слово «обломовщина» сразу вошло в активный лексикон, так как оно, по словам критика Д.И. Писарева, «осязательно характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни».

Своим романом Гончаров закрыл в русской литературе тему «лишнего человека», показав в образе Обломова героя, в котором комплекс «лишнего человека» был доведён до парадокса и абсурда: если прежние «лишние люди» духовно ощущали себя выпавшими из современности, то Обломов физически выпадает из действительной жизни, сумев идейно обосновать свою пассивность и апатию. Не случайно в первых четырёх главах представлены посетители Обломова, которые ведут как будто активный образ жизни. Однако это иллюзия, и существование и не менее бесполезно и бесцельно, чем существование самого Обломова. Судьбинский – чиновник до мозга костей. Волков – повеса, живущий между балами и театром с хорошенькими актрисами. Пенкин – пародия на современных Гончарову литераторов. Тарантьев – вымогатель и грубиян. Алексеев настолько безлик, что его не уважает даже Захар. Жизненные устремления этих героев не могут увлечь Обломова и не стоят того, чтобы полняться с дивана.

Судьба Обломова показана как череда неудач и разочарований. Любая попытка Обломова войти в активные отношения с жизнью заканчиваются провалом. Его беда в том, что он живёт в изменившееся время и не может, подобно родителям, спокойно состариться в безмятежной Обломовке. Следуя традиции Пушкина, Лермонтова, Герцена, Тургенева, писатель проводит героя через испытание любовью, заставляющей Обломова совершить временное восхождение и пережить новое падение – уже окончательное. Мечтательная и романтичная Ольга Ильинская, пленённая духовным изяществом Обломова, задаётся целью вытащить его из халата, возродить его к деятельной жизни. Но надежда оказывается призрачной, и сам Обломов понимает это раньше Ольги. Эпилог любовной драмы – женитьба на Агафье Матвеевне Пшеницыной, с которой Обломов не только обрёл желанный покой, но и «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб своего существования…».

Обломову в романе противопоставлен Андрей Иванович Штольц – «образец энергии, знания, труда», по словам Гончарова. Штольц расчётлив и успешен, но при этом искренне желает помочь своему другу детства. Безупречно-деятельного Штольца автор тоже испытывает любовью. Его во многом неожиданная женитьба на Ольге Ильинской приводит к тому, что героиня, как и Лизавета Адуева из «Обыкновенной истории», начинает испытывать тоску.



Уже первые исследователи романа пришли к выводу, что в «Обломове» автор показал типическую, коренную особенность русского национального характера. Действительно, у Обломова много предшественников в русской литературе: Митрофан из комедии Фонвизина «Недоросль», Лентул из комедии Крылова «Лентяй», пушкинский Дмитрий Ларин, гоголевские старосветские помещики, гоголевский Манилов. Драматичность и особенность судьбы Обломова объяснялась сменой эпох, изменившимся порядком вещей. Не случайно в финале романа буквальное выпадение героя из времени передано через сравнение: «…он скончался без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ И.А. ГОНЧАРОВА
МАТЕРИАЛЫ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА». АВТОР – МАКСИМ ВЛАДИМИРОВИЧ ОСМОЛОВСКИЙ
Каталог: olderfiles
olderfiles -> Олимпиадные задания по курсу 6 класса. Физическая география. Начальный курс
olderfiles -> «Чудо, имя которому- книга»
olderfiles -> С. А. Майзель Евреи в средневековой Германии
olderfiles -> Вдруг в портфеле бомба, а в письме пластиковая мина?
olderfiles -> Волшебные башмачки (Рождественская постановка)
olderfiles -> Реферат Развитие России в 1990-е гг
olderfiles -> «Перелетные и зимующие птицы»
olderfiles -> Происхождение русского народа по данным археологии и антропологии


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница