Обзор состояния конкуренции в сфере региональной




Скачать 205.59 Kb.
Дата29.07.2016
Размер205.59 Kb.


Обзор состояния конкуренции в сфере региональной

(Новгородская область) розничной реализации нефтепродуктов за 2011 год.
Настоящий обзор состояния конкуренции в сфере региональной (Новгородская область) розничной реализации нефтепродуктов проведён в соответствии с Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива, разработанными на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Временным интервалом исследования розничной реализации нефтепродуктов в соответствии с требованиями части 9 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определен 2011 год.


Состав хозяйствующих субъектов,

действующих на рассматриваемом товарном рынке:
- перечень продавцов с указанием их наименования и адреса (места нахождения):


№ п/п

Наименование продавца


Адрес (место нахождения)





ООО "Автокомплекс "Веряжский"

Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 37



ООО «АВРО-Новгород»

Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Рабочая, д. 38а



ООО «АВРО-Новгород 1»

Новгородская обл., Великий Новгород, ул. Рабочая, д. 38а



ООО «Альтаир»

Новгородская обл., п. Любытино, ул. Базарная, д. 13



ООО "Виктория"

Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 57, офис 68



ООО «Восток»

Новгородская обл., г. Валдай, пр-т Васильева, д. 98



ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад"

Санкт-Петербург, ул. Парадная, д.1, лит А



ООО «Комплект»

Великий Новгород, Сырковское шоссе, д. 14



ООО "Киришиавтосервис"

Санкт-Петербург, ул. Смоленская, д. 12 "А"

10.

ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" Новгородский участок

Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 26

11.

ООО "Нерос"

Ленинградская обл., г. Кириши, ш. Энтузиастов, д. 10

12.

ООО «Новгородская топливная компания»


Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 30/2


13.

ООО "Несте СПб"

Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 32а

14.

ЗАО "НовГАЗавто"

Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, дом 41, корпус 7

15.

ООО "Новгороднефтепродукт"

Великий Новгород, ул. А. Германа, д. 20

16.

ООО "Пестовотранссервис"

Новгородская обл., г. Пестово, ул. Красных зорь, д. 17

17.

ООО "ПТК-Сервис" филиал Новгородский

Великий Новгород, наб. Александра Невского, д. 22/2

18.

ООО "Сигма-Шанс"

Новгородская обл., г. Боровичи, ул. С.Перовской, д. 75

19.

ООО «Союз НАФТОГАЗ»

Новгородская обл., Боровичский р-н, с. Опеченский Посад, 4-я линия, д. 41

20.

ООО "Титан-СН"

Великий Новгород, ул. Германа, д. 35а

21.

ООО "Фортуна-Ойл"

Новгородская обл., г. М. Вишера, ул. Полевая, д. 63

22.

ООО «Шелл АЗС»

Санкт-Петербург, Выборгская наб., д. 61

23.

ИП Бородкин В.Ю.

Великий Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, д. 173

Наличие выявленных признаков, соответствующих требованиям пунктов 2, 8 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, позволяет объеденить в соответствующие группы лиц следующие хозяйственные общества: ООО «Новгороднефтепродукт» и ООО «Киришиавтосервис»; ООО «АВРО-Новгород» и ООО «АВРО-Новгород 1».

Состав автопарка региона определён без учёта транзитного транспорта на основании данных, представленных УГИБДД УМВД России по Новгородской области. Данные по автопарку представлены в виде следующей таблицы.


Регион

Дата

Всего автомоби-лей, ед.

в том числе:

легковые

грузовые

автобусы

1

2

3

4

5

6

Новгород-ская область

01.01.2011


185407

150973

31124

3310

01.01.2012


195765

160156

31730

3879

Как видно из представленной таблицы, общий рост количества автомобилей произошел в основном за счет увеличения по состоянию на 1 января 2012 года количества легковых автомобилей. Также увеличилось количество грузовых машин и автобусов. Кроме того, значительную долю покупателей формирует автомобильный транспорт, следующий транзитом через территорию Новгородской области.


- перечень групп покупателей

В состав розничных покупателей нефтепродуктов кроме физических лиц включены юридические лица (предприятия, организации и учреждения любой формы собственности), приобретающие нефтепродукты на АЗС для обеспечения потребностей собственного автопарка, в частности:


- автотранспортные предприятия, специализирующиеся на грузовых или пассажирских перевозках;

- хозяйствующие субъекты любого вида деятельности, имеющие на балансе автомашины и спецтехнику;

- бюджетные учреждения и организации, органы исполнительной, законодательной власти и местного самоуправления, имеющие на балансе автомашины и спецтехнику.
- связи между действующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами
Связи между действующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами за отчётный период не установлены.


- наличие ценового лидера



По данным за 2011 год наличие ценового лидера на розничном рынке нефтепродуктов Новгородской области не установлено.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке:

- объем товарного рынка с указанием основания выбора способа его определения

Способ определения объёма товарного рынка (объём продаж) задан Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива, разработанными на основе Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утверждённого приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

В таблице представлены объёмы (в литрах) бензинов и дизтоплива, реализованного на территории Новгородской области в 2011 году:





№ п/п

Наименование х/с

А-76

(АИ-80)


АИ-92(95,98)

Дизтопливо



Продавец 1

11 652 633

91 972 395

64 723 977



Продавец 2

585 741

21 132 485

39 690 203



Продавец 3

2 294 411

34 310 648

25 770 375



Продавец 4

-

59 162

-



Продавец 5

-

4 607 042

1 186 586



Продавец 6

-

847 790

-



Продавец 7

724 979

2 697 104

2 764 255



Продавец 8

255 551

523 326

2 668 381



Продавец 9

184 445

382 185

231 630



Продавец 10

109 803

639 620

1 403 711



Продавец 11

-

11 805 129

4 742 659



Продавец 12

-

4 761 704

34 937 836



Продавец 13

22 350

429 729

98 487



Продавец 14

501 986

8 053 204

4 092 079



Продавец 15

259 031

1 597 686

335 504

16.

Продавец 16

8078

3 504 776

1 234 905

17.

Продавец 17


395 186

1 402 833

2 541 755

18.

Продавец 18

67 005

468 496

337 766

19.

Продавец 19

49 991

2 007 730

2 469 126

20.


Продавец 20


6220

19 732

5237

21.

Продавец 21

250 871

86 322

478 870




Итого

17 368 281

191 309 098

189 713 342

- доли действующих на рассматриваемом товарном рынке



хозяйствующих субъектов в 2011 году в целом по Новгородской области:


№ п/п

Наименование х/с

А 76(80)

АИ-92(95,98)

Дизтопливо

1.

Продавец 1

67,1

48,11

34,1

2.

Продавец 2

3,4

11

21

3.

Продавец 3

13,2

17,9

13,6

4.

Продавец 4

-

0,03

-

5.

Продавец 5

-

2,4

0,6

6.

Продавец 6

-

0,45

-

7.

Продавец 7

4,2

1,4

1,45

8.

Продавец 8

1,5

0,3

1,4

9.

Продавец 9

1

0,2

0,13

10.

Продавец 10

0,6

0,35

0,7

11.

Продавец 11

-

6,2

2,5

12.

Продавец 12

-

2,5

18,4

13.

Продавец 13

0,1

0,2

0,05

14.

Продавец 14

2,9

4,2

2,15

15.

Продавец 15

1,5

0,85

0,2

16.

Продавец 16

0,05

1,85

0,66

17.


Продавец 17


2,3

0,75

1,3

18.

Продавец 18

0,4

0,25

0,2

19.

Продавец 19

0,3

1

1,3

20.


Продавец 20


0,05

0,01

0,01

21.

Продавец 21

1,4

0,05

0,25




Итого

100

100

100



Определение уровня концентрации товарного рынка
Расчетные коэффициенты рыночной концентрации CR3 и индексы рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) по исследуемому товарному рынку составляют:

Для А-76 (АИ-80) коэффициент рыночной концентрации составит CR3 = 67,1% + 13,2% + 4,2% = 84,5%. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации бензинов имеет высокий уровень концентрации.

Для АИ-92(95,98) коэффициент рыночной концентрации составит CR3 = 48,11% + 17,9% + 11% = 77,01%. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации АИ-92(95,98) имеет высокий уровень концентрации.

Для дизтоплива коэффициент рыночной концентрации составит CR3 = 34,1% + 21% + 18,4% = 73,5%. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации дизтоплива имеет высокий уровень концентрации.


Для А-76(АИ-80) индекс розничной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составит HHI3 = 4502,41 + 174,24 + 17,64 = 4694,29. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации бензинов имеет высокий уровень концентрации.

Для А-92(95,98) индекс розничной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составит HHI3 = 2314,57+ 320,41 + 121 = 2755,98. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации бензинов имеет высокий уровень концентрации.

Для дизтоплива индекс розничной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составит HHI3 = 1162,81+ 441 + 338,56 = 1942,37. Согласно пункту 7.2 упомянутого Порядка, рынок розничной реализации бензинов имеет умеренный уровень концентрации.

Барьеры входа на товарный рынок:
- экономические ограничения
К экономическим ограничениям, действующим на рассмотренных рынках, относятся:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- издержки получения доступа к необходимым ресурсам, издержки на рекламу, издержки на получение информации;

- транспортные ограничения;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар.


- административные ограничения
К административным ограничениям, вводимым органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов, относятся:

- отведение земельных участков, предоставление производственных и иных помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

- стандарты и требования, предъявляемые к качеству товара.

- стратегия поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок
Ни тактических, ни стратегических признаков поведения действующих на товарном рынке хозяйствующих субъектов, направленного на создание барьеров входа на исследуемые рынки, антимонопольным органом не установлено.
- наличие среди действующих на товарном рынке хозяйствующих

субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов


На рассматриваемых рынках среди хозяйствующих субъектов, действующих на них, к вертикально-интегрированным относятся:


№ п/п

Наименование х/с

ВИНК

1.

ООО "Новгороднефтепродукт"

Сургутнефтегаз

2.

ООО "Киришиавтосерсвис"

Сургутнефтегаз

3.

ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" Новгородский участок

ЛУКОЙЛ

4.

ЗАО "Газпромнефть-Северо-Запад"

Газпромнефть


Оценка преодолимости существующих барьеров входа

на товарный рынок
За 2011 год количество хозяйствующих субъектов действующих на региональном рынке увеличилось с 21 до 23 шт. или на 9,5%, что свидетельствует о преодолимости барьеров входа на региональный розничный рынок реализации нефтепродуктов Новгородской области.

К факторам, сопутствующим преодолимости существующих барьеров входа на исследуемые товарные рынки, можно отнести:



  • выгодное геоэкономическое положение между Москвой и Санкт-Петербургом, вблизи границ со странами членами Европейского Союза;

  • удобный доступ по автомобильным и железнодорожным магистралям к портам Санкт-Петербурга, Финляндии, к воздушным терминалам Москвы и Санкт-Петербурга;

  • современная система телекоммуникаций;

  • существование вторичного рынка земли;

  • налоговые льготы инвесторам.



Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке:
- заключение о виде рассматриваемого товарного рынка по степени развития конкуренции
На территории Новгородской области рынок розничной реализации бензинов и дизтоплива имеет высокий уровень концентрации, поэтому его можно отнести к рынку с неразвитой конкуренцией.

В ряде муниципальных районов Новгородской области: Волотовском, Маревском, Мошенском, Поддорском, Холмском по данным Новгородского УФАС России, в рассматриваемый период единственным хозяйствующим субъектом, предоставляющим услуги по заправке автомобилей моторным топливом является ООО «Новгороднефтепродукт».

В Батецком, Боровичском, Демянском, Окуловском, Пестовском, Парфинском, Старорусском, Шимском районе доля ООО «Новгороднефтепродукт» в объеме розничной реализации всех рассматриваемых видов моторного топлива составляет более 50 процентов.

В объеме розничной реализации А-76(АИ-80) доля ООО «Новгороднефтепродукт» составляет более 50 процентов в Валдайском, Крестецком, Маловишерском, Новгородском, Солецком, Хвойнинском районах; доля ООО «Альтаир» - в Любытинском районе; доля НФ ООО «ПТК-Сервис» - в Чудовском районе.

В объеме розничной реализации АИ-92(95,98) доля ООО «Новгороднефтепродукт» составляет более 50 процентов в Крестецком, Любытинском, Маловишерском, Солецком районах; доля НУ ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» - в Хвойнинском районе.

В объеме розничной реализации дизтоплива доля ЗАО «Газпромнефть-Северо-Запад» составляет более 50 процентов в Валдайском районе; доля ООО «Альтаир» - в Любытинском районе; доля ООО «Фортуна-Ойл» - в Маловишерском районе; доля НФ ООО «ПТК-Сервис» в Солецком районе; доля НУ ООО «Лукойл-Северо-Западнефтепродукт» в Хвойнинском районе. В Новгородском и Чудовском районах в объеме розничной реализации дизтоплива доля группы лиц в составе ООО «Новгороднефтепродукт» и ООО «Киришиавтосервис» составляет более 50 процентов.

Таким образом, в каждом из указанных муниципальных районов, в котором доля хозяйствующего субъекта в объеме розничной реализации в 2011 году составляет более 50% - можно говорить о наличии признаков единоличного доминирования соответствующего хозяйствующего субъекта.

- рекомендации по развитию конкуренции на рассматриваемом товарном рынке


В Новгородской области нефтеперерабатывающих заводов, как крупных, принадлежащих ВИНК, так и мелких независимых производителей, нет. Вместе с тем, в пограничном с Новгородской областью Киришском районе Ленинградской области действует ООО «ПО Киришинефтеоргсинтез», производящее бензины и дизтопливо и входящее в ВИНК ОАО «Сургутнефтегаз». Часть его продукции поставляется в Новгородскую область. Благодаря тому, что через Новгородскую область проходит железная дорога и федеральная автотрасса, связывающие Москву с Санкт-Петербургом, в области также развитая железнодорожная и автодорожная транспортная инфраструктура, доставка топлива в регион не вызывает больших затруднений.

С целью развития конкуренции на рассматриваемых рынках (особенно на рынке розничной реализации бензинов), необходимо:

- дальнейшее развитие инфраструктуры, а именно строительство новых нефтехранилищ и нефтебаз как для создания конкурентной среды по оптовой реализации нефтепродуктов нефтебазам, принадлежащим ООО «Новгороднефтепродукт» (Боровичская, Старорусская, Новгородская, Крестецкая, Валдайская), так и для снижения издержек, связанных с транспортировкой топлива небольшими партиями, у операторов, не имеющих нефтехранилищ;

- строительство новых АЗС как операторами, действующими на территории Новгородской области, так и новыми операторами.


Заместитель руководителя - начальник



отдела антимонопольного контроля Управления Г.Н. Пашкова



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница