Обзор отрасли: дорожное хозяйство Состояние автомобильных дорог РФ




Скачать 401.34 Kb.
Дата03.08.2016
Размер401.34 Kb.
Обзор отрасли: дорожное хозяйство
Состояние автомобильных дорог РФ

По состоянию на 01.01.2000 г. протяженность автомобильных до­рог общего пользования в РФ составила 579,1 тыс. км (в т. ч.: федеральные - 46,5 тыс. км; территориальные - 532,6 тыс. км), из которых твердое покрытие имеет - 523,0 тыс. км дорог. Протяженность ведом­ственных дорог составляет 346 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 229 тыс. км. Соответственно, полная протяженность автомобильных дорог в России со­ставляет 922,1 тыс.км, из них с твердым покрытием - 749,0 тыс.км.

За 1999 год протяженность дорог общего пользования увеличилась на 5,6 тыс. км.
Протяженность автомобильных дорог в РФ по состоянию на начало года, тыс. км

Наименование показателей

1996

1997

1998

1999

2000

(по оператив­ным данным)



Автомобильные дороги - всего

907

927

919

915,6

922,1

в том числе: общего пользования

531

559

569

573,5

579,1

из них: - федерального значения

44

46

46

46,2

46,5

территориального значения

487

513

523

527,3

532,6

ведомственные и частные

376

368

350

342,1

343,0

Из общей протяженности автодорог - дороги с твердым покрытием - всего

745

749

745

746,4

749,0

в том числе: общего пользования

479

500

511

517,4

523,0

из них: федерального значения

44

45

45,5

45,8

46,1

территориального значения

435

455

465,5

471,6

476,9

ведомственные и частные

266

249

234

229

226,0

За время, прошедшее с момента принятия федеральной целевой программы совершенствования и развития автомобильных дорог Российской Федерации "Дороги России" протяженность сети дорог общего пользования за счет ввода в дей­ствие вновь построенных участков дорог увеличится почти на 15,1 тыс. км, в том числе за 1999 год на 2825 км.


Прирост протяженности автодорог в РФ, км

Годы

Прирост протяженности сети за счет ввода в действие новых дорог

В том числе по принадлежности:

Федеральные

Территориальные

1995

3887

354

3533

1996

2988

365

2623

1997

2611

146

2465

1998

2825

360

2465

1999

2825

321

2504

Итого

15136

1546

13590 [

Прослеживается устойчивая тенденция увеличения протяженности сети тер­риториальных автомобильных дорог за счет приемки в сеть дорог общего пользова­ния ведомственных дорог. Так, за 1999 год сеть территориальных дорог за счет при­емки ведомственных дорог увеличилась на 2795 км.


Прирост протяженности территориальных автодорог, км

Сеть территориальных автодорог

Изменения, произошедшие в соответствующем году

По состоянию на:

Протяженность, тыс. км

Год

Прирост сети, км

Сокращение сети, км

01.01.96

487,3

1995

20710

2160

01.01.97

513,1

1995

18310

2395

01.01.98

523,1

1997

10696

2267

01.01.99

527,3

1998

5648

1652

01.01.2000 (по опер.данным)

532,6

1999

2795




За пять лет прирост сети территориальных дорог составит 58159 км

Опорную сеть дорог в России образуют автомобильные дороги общего поль­зования. Их протяженность равняется 579,1 тыс. км, из которых твердое покрытие имеет 523, 0 тыс. км. Основу сети дорог общего пользования составляют федераль­ные автомобильные дороги. Хотя их протяженность составляет менее 10% от сети дорог общего пользования (46,5 тыс. км), по ним перевозится до 50% грузов.


Пропускная способность автомобильных дорог в РФ

По состоянию на 01.01.2000 года 46,1 тыс. км (99%) федеральных дорог имеют твердое покрытие, из которых 42,4 тыс. км (или 91%) – усовершенствованное, соответственно территориальные дороги имеют твердое покрытие - 476,9 тыс. км или 89%, усовершенствованное- 311,1 или 58%.

Действующая сеть автомобильных дорог общего пользования не в полной ме­ре удовлетворяет потребностям отечественных товаропроизводителей и населения, а также нуждам национальной безопасности и обороны.

Более четверти от общей протяжённости федеральных дорог, в первую оче­редь на подходах к крупным городам, работает в режиме перегрузки, около полови­ны из них требуют усиления дорожной одежды для пропуска современных больше­грузных транспортных средств. Интенсивность движения на выходящих из Москвы радиальных дорогах составляет от 30 до 70 тыс. автомобилей в сутки, у других круп­нейших городов с населением более 1 млн. жителей от 20 до 40 тыс. автомобилей в сутки. По мере удаления от региональных центров интенсивность движения автомо­билей снижается до 1-4 тыс. автомобилей в сутки.

В летний период, когда интенсивность движения превышает среднегодовую суточную на 20-30%, многие участки федеральных дорог, в первую очередь на под­ходах к крупнейшим городам, работают в режиме перегрузки. В Московском автодо­рожном узле это головные участки федеральных дорог «Холмогоры», «Волга», «Урал», «Украина» и «Россия». В других регионах это участки магистральных дорог на подходах к Санкт-Петербургу, Нижнему Новгороду, Самаре, Новосибирску, Крас­ноярску, Воронежу, Ростову-на-Дону и другим крупнейшим городам России.

Около 45% от общей протяжённости федеральных дорог работают в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки дорог движением, среди них 25% работают в режиме перегрузки. В режиме оптимальной загрузки работают 30% от общей протяжённости федеральных дорог и 25% - в режиме свободного движения.

Многие участки территориальных дорог строились для обеспечения движения автотранспортных средств с осевой нагрузкой до 6 тонн, в то время как современ­ные грузовые автомобили имеют нагрузку 10 тонн на ось.

Отдельный и очень острый вопрос - это состояние автодорожных мостов и путепроводов. В настоящее время на федеральных дорогах эксплуатируется 5284 моста и путепровода общей протяженностью 294 км из них 20% находится в не­удовлетворительном состоянии, в том числе 429 шт. или 25,7 км имеют дефекты несущих конструкций, снижающие грузоподъемность сооружений более чем на 20%. По аналитическим данным 3% сооружений находящихся в неудовлетворительном состоянии ежегодно переходят в предаварийное состояние с угрозой закрытия дви­жения.

На местных дорогах практически каждый четвертый мост - деревянный, что не позволяет осуществлять движение грузовых автомобилей и требует их замены на мосты капитального типа.

В настоящее время имеется 8 тыс. железнодорожных переездов в одном

уровне.
Уровень развития дорожной сети России в сравнении с мировым уровнем

Автомобильному транспорту в РФ традиционно отводилась второстепенная роль, вследствие чего в настоящее время доля грузооборота, выполняемого авто­транспортом, непропорционально низка - почти в 20 раз меньше, чем во Франции, в 3-5 раз меньше, чем в США, Германии и Канаде. Соответственно не уделялось должного внимания развитию сети дорог.

Бездорожье в России считается традиционной национальной проблемой. Протяженность автомобильных дорог на 1000 кв.км территории у нас в стране в 5-30 раз ниже, чем в развитых зарубежных странах. Показатель плотности авто­дорог на тысячу жителей Российской Федерации также один из самых низких в мире. По обеспеченности автомобильными дорогами Российская Федерация находится на предпоследнем месте и среди бывших республик СССР.

В стране практически отсутствуют современные автомагистрали (скоростные дороги с 4 и более полосами движения). Потребность в них, исходя из размеров дви­жения автомобилей, составляет более 6 тыс. км при фактическом наличии многопо­лосных дорог - 2,1 тыс. км. Причем более трети из этих магистралей требуют рекон­струкции с переустройством параметров дороги, около половины нуждаются в уси­лении дорожных одежд. Средняя скорость движения на наших магистралях вдвое ниже, чем на аналогичных зарубежных дорогах, что приводит к значительным эко­номическим потерям.


Сельские дороги

Часто применяемый в повседневной практике термин «сельские дороги» яв­ляется чисто условным понятием, используемым исключительно для краткости на­именования. По действующим нормативным правовым актам порядка 95% протяженности всей сети феде­ральных и территориальных автомобильных дорог общего пользования приходит по сельской местности. Фактически к категории внутрихозяйственных автомобильных дорог относят, как правило, дороги организаций и предприятий, выращивающих и перерабатываю­щих сельскохозяйственную продукцию, в том числе соединяющие центральные усадьбы с сельскими населенными пунктами. Следует отметить, что в ряде субъек­тов Российской Федерации к настоящему времени не осталось таких «сельских до­рог», все они приняты в сеть автомобильных дорог общего пользования.

По состоянию на 01.01.94 г. протяженность «сельских дорог» состав­ляла 221,5 тыс. км. В течение пяти лет вследствие списания и передачи дорог в сеть общего пользования протяженность этих дорог сократилась на 42,7 тыс. км и к 01.01.99 составляет 178,8 тыс. км, из которых выполняют функции дорог общего пользования и подлежат приемке в сеть общего пользования 42,8 тыс. км). Причем на долю всех «сельских дорог» приходится незначительная (порядка 2,5 %) часть суммарной транспортной работы.

В 2000 году подлежит приведению в нормативное состояние и приемке в сеть дорог общего пользования 1453 км таких дорог.


Исполнение бюджетов Федерального и территориальных дорожных фондов в 1999 году
Исполнение бюджетов дорожных фондов по доходам в 1999 г. млн руб.



1998 год

отчет


1999 год

Утверждено законодатель­ными актами

Отчет

В % от утвержденных сумм

Бюджет дорожных фондов - Всего в том числе:

61442,4

77220,7

86085,9

111,5

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации

17948,9

29556,0

33178,1

1Т2,3

Дорожные фонды субъектов Россий­ской Федерации без учета ТДФ гг. Мо­сквы, С-Петербурга и республик Баш­кортостан, Татарстан

43493,5

47664,7

52907,8

111,0

В соответствии с Законом «О дорожных фондах в Российской Федерации» ос­новными налогами, определяющими доходную часть Федерального дорожного фон­да Российской Федерации, являются:

- налог на реализацию ГСМ;

- налог на пользователей автомобильных дорог в части зачисляемой Феде­ральный дорожный фонд по ставке 0,5 %.


Исполнение некоторых доходных статей бюджетов дорожных фондов, млн. руб.

Наименование статей

Факт. исполнение за 1998 г.

Утвержден­ный бюджет на 1999 г.

Факт. исполнение за 1999 г.

%

Доходы – всего

17948,9

29556,0

33178,1

112,3

в том числе по источникам:













Остаток средств Фонда на начало года

188,8

100,0

435,7

в 4,35 раз

Налог на реализацию ГСМ

5688,2

12891,1

10186,7

79,0

Налог на пользователей автодорог

11917,4

16014,1

22247,5

138,9

Прочие налоговые и неналоговые поступления

154,5

550,8

308,2

56,0

По сравнению с 1998 годом поступление средств в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации составило 184,8%, или на 15229,2.0 млн руб. боль­ше. Денежных средств в 1999 году поступило на 8026,0 млн. руб. больше, чем в 1998 году. Уровень поступления средств по видам налогов в процентном отношении составил:

- налог на реализацию ГСМ - 177.0%

- налог на пользователей автомобильных дорог -187,7%

- прочие налоговые и неналоговые поступления - 199,5%

Рост доходов дорожных фондов субъектов Российской Федерации на 111% в значительной степени обусловлен введением субъектами РФ повышенных ставок целевых дорожных налогов.


Задолженность по уплате налоговых платежей, штрафам и пеням по ним в Федеральный дорожный фонд РФ на 01.01.2000 г., млн руб.

Наименование показателей

Всего

Налог на пользователей автодорог

Налог на реализацию ГСМ

Задолженность - всего

40056,4

28234,6

11821,8

в том числе:










Задолженность по налоговым платежам, всего

23835,1

17469,6

6365,4

из них:










недоимка

22506,0

16844,8

5661,2

отсроченные платежи

1329,1

624,9

704,2

Задолженность по штрафам и пеням, всего

16221,3

10765,0

5456,3

из них:










штрафы и пени

15625,3

10526,2

5099,1

отсроченные платежи

596,0

238,8

357,2

Рост задолженности по уплате налоговых платежей в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации объясняется, прежде всего, низкой платежеспособно­стью российских предприятий.


Исполнение расходной части бюджета Федерального дорожного фонда РФ, млн руб.

Наименование статей расходов

Утвержден­ный бюджет на 1999 г.

Фактическое исполнение на 01.01.00

% от бюджета

Расходы - всего

29556,0

33178,1

112,3

в том числе:










Содержание и ремонт действующей сети феде­ральных дорог

9238,5

7351,5

79,6

Реконструкция и строительство федеральных до­рог и сооружений на них

8691,3

16045,3

184,6

Приобретение дорожно-эксплуатационной техники, необходимой для функционирования федераль­ных дорог

400,0

476,7

119,2

Федеральные расходы

700,0

565,0

80,7 I

Субвенции и дотации субъектам Российской Фе­дерации

9346,2

7861,1

84.1

Расходы на выплату пенсий

1000,0

535,0

53,5

Резерв средств Фонда

100,0

28,3

26,5

Расходы на социальную сферу дорожной отрасли




11,0




Материальное стимулирование за счет 2% нена­логовых доходов в ФДФ РФ



1,6



Остаток на конец отчетного периода

80,0

302,6





Исполнение некоторых расходных статей бюджетов дорожных фондов, млн. руб.

Наименование статей расходов

Отчет за 1998 год

Профинансиро­вано на 1999 год

% 1999/1998

Расходы - всего

19979,4

33178,1

166,0

в том числе:










Содержание и ремонт действующей сети федеральных дорог

5398,3

7351.5

136,2

Реконструкция и строительство федеральных дорог и сооружений на них

6668,1

16045,3

в 2,4 р.

Приобретение дорожно-эксплуатационной техники, необходимой для функционирования федеральных дорог

217,2

476,70

в 2,2 р.

Федеральные расходы

411,6

565,0

137,3

Субвенции и дотации субъектам Российской Федерации

6830.1

7861.1

115,1

Резерв средств Фонда

18,4

28,3

153,8

Остаток на конец отчетного периода

435,7

302,6

69,5


Выполнение программы дорожных работ в 1999 году

Приоритетными направления в области строительства и реконструкции дорог в 1999 г. были:

- реализация заданий, установленных президентской программой развития и совершенствования автомобильных дорог "Дороги России";

- строительство и реконструкция автомобильных дорог в соответствии с по­становлениями Правительства Российской Федерации;

- развитие межрегиональных транспортных коридоров и Московского автодо­рожного узла;

- создание дополнительных рабочих мест для высвобождаемых работников угольной промышленности;

- ликвидация грунтовых разрывов;

Протяженность реконструкции действующих дорог за счет средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации составила 1266,9 км, что превысило уровень 1998 года более чем в 1,5 раза а новое строительство составило 951,7 км или в 1,4 раза превысило уровень прошлого года.


Показатели ввода в действие дорог и мостов за счет средств Федерального дорожного фонда

Показатели

1998 год

1999 год

Динамика роста 1999/1998, %

Ввод в действие автомобильных дорог за счет средств Федерального дорожного фонда

1480

2218,6

149,9

В том числе:










- федеральных дорог

917

876

95,5

- проекты, осуществляемые совместно с субъектами Российской Федерации

563

1342,6

в 2,4 р.

Ввод в действие мостов и путепроводов за счет средств Федерального дорожного фонда

13691

24521,6

179,1

в том числе:










- федеральных дорог

9555

14797,4

154,9

- проекты, осуществляемые совместно с субъектами Российской Федерации

4136

9724,2

в 2,4 р.

Среди введенных в строй объектов такие уникальные дорожные объекты, как: мосто­вой переход через реку Оку у г. Кашира (протяженностью - 1860 пог.м) - один из крупнейших в России и в Европе, а также новые многополосные участки федераль­ной дороги «ДОН» общей протяженностью 72 километра; открыто движение по со­вмещенному автомобильно-железнодорожному мосту в г.Хабаровске на автомобильной дороге Чита-Хабаровск (протяженностью - 3877 пог.м.); эстакада через р. Чемитоквадже на 232 км автомобильной дороге Джубга-Сочи (протяженностью - 576 пог.м.) в сейсмоактивном районе с высотой опор до 62 метров.

В соответствии с программой работ на 1999 года, сданы в эксплуатацию уча­стки на всех основных магистральных дорогах, в том числе: на трансконтиненталь­ной магистрали Омск - Новосибирск - Красноярск - Чита - Хабаровск - Владивосток протяженностью -164,5 км; «Дон» (М-4) Москва - Воронеж - Ростов-на-Дону протя­женностью - 169,5 км; «Россия» (М-10) Москва - Санкт-Петербург - Госграница про­тяженностью - 34,8 км; «Кола» (М-18) Санкт-Петербург - Мурманск протяженностью - 33,5 км; «Кавказ» (М-29) Краснодар-Махачкала-Госграница протяженностью - 45 км; «Холмогоры» (М-8) Москва-Архангельск протяженностью - 16,4 км; «Чуйский тракт» (М-52) Новосибирск-граница Монголии протяженностью - 44,6 км; «Колыма» Якутск-Магадан протяженностью - 27,8 км; автодорога Сызрань-Саратов-Волгоград протяженностью -23,9 км-автодорога Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала протя­женностью - 21,4 км и др.

Открыто движение автомобильного транспорта по мостовым переходам через реки: Томь у г.Томска (протяженность - 992,5 пог.м); Дон у г.Лиски (протяженность -1166,0 пог.м); Обь у г.Барнаула (протяженность - 1043,6 пог.м.); Упа на а/д Тула-Новомосковск (протяженность - 150,8 пог.м.); и др.

Продолжалось строительство таких крупных инженерных сооружений, как мостовые переходы через реки Волгу в Саратовской области у с, Пристанное (12,7 км) и в г. Ульяновске (12,0 км), Обь у г. Сургут (6,6 км), Кольский залив у г. Мурман­ска (3 км). В ходе строительства моста через р. Волгу у с. Пристанное впервые был осуществлен уникальный монтаж металлического 155 метрового пролета методом продольной надвижки без использования временных опор с использованием отече­ственного изобретения - нижнего монтажного шпренгеля.

Осуществляется строительство и реконструкция ряда магистральных дорог, а также реконструкция автомобильных дорог Московского транспортного узла. Активи­зировалось строительство дорог по хордовым и рокадным направлениям, s частно­сти, в коридоре Севере - Запад - Урал.



Все выше перечисленные автомобильные дороги и мостовые переходы по­зволят значительно улучшить решение проблемы безопасности дорожного движе­ния, увеличение пропускной способности и средней скорости движения транспорта, обеспечить режим непрерывного движения с пропуском всех видов автомобильного транспорта, в том числе грузового.
Ввод в действие автомобильных дорог общего пользования всего по Российской Федерации за 1998 - 1999 гг., км

Показатели

Ед. изм.

1998 год

1999 год

Динамика роста 1999/1998, %

Ввод в действие автомобильных дорог - всего

км

5123

5485,6

107,1

в том числе:













Федерального значения

км

917

922,9

100,6

Территориального значения

км

4206

4562,7

108,5

Ввод в действие мостов и путепроводов - всего

п. м

32751

42279,5

129,1

в том числе на дорогах:













Федерального значения

п. м

9555

15639,9

163,7

Территориального значения

п. м

23196

26639,5

114,8


Содержание и ремонт автомобильных дорог



Ед. изм.

1997

1998

1999

Динамика роста 1998/1997, %

Ремонт дорог - всего

тыс. км

29,7

31,7*

28,8*

90,8

в том числе:
















федерального значения

тыс.км

4,1

5.1*

4,1*

37,2

территориального значения

тыс. км

25,6

25,5*

24.7*

96,9

Ремонт мостов - всего

пог.м

43937

51335

51207

99,7

в том числе:
















Федерального значения

пог.м

13113

15711

17235

109,7

территориального значения

пог.м

30824

35624

33972

95,4

* - Для сопоставления данных 1998 и 1999 годов с предыдущими годами общая протяженность отре­монтированных автомобильных дорог складывается из протяженности отремонтированных автомо­бильных дорог с твердым покрытием и устройства шероховатой поверхностной обработки, это связа­но с изменением с 1998 г. классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

Наименование основных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного дви­жения

Ед. изм.

1997 год

1998 год

1999 год

Устройство тротуаров и пешеходных дорожек с твердым покрытием

км

32

34

35

Устройство шероховатой поверхностной обра­ботки на автомобильных дорогах

км

3000

3500

4007

Ликвидация мест концентрации ДТП

шт

350

370

412

Дорожные работы в 1999 г.



Наименование работ

Ед. изм.

Выполнение

Ремонт федеральных дорог







Протяженность отремонтированных автодорог с твер­дым покрытием

км

1435,4

из них:







усиление дорожных одежд

км

853,3

восстановление верхних слоев дорожных одежд

км

498,2

Протяженность отремонтированных мостов и путепро­водов

пог. м

17234,8

из них:







в аварийном состоянии

пог .м

3657,4

в неудовлетворительном состоянии

пог. м

11193,5

Содержание федеральных дорог







Устройство шероховатой поверхностной обработки

км

2643,0

Укрепление обочин

тыс .кв. м

16558,6

Замена и установка дорожных знаков

тыс. штук

79,9

Устройство наружного освещения

км

257,2

Замена и установка барьерных ограждений различного типа

пог .км

469,3

Восстановление и нанесение дорожной разметки

тыс. км

32,8

Анализ использования средств, выделенных на ремонтно-эксплуатационные нужды, показал, что финансовые ресурсы в первоочередном порядке направлялись:

1) на финансирование работ по замене аварийных мостов на федеральных автомобильных дорогах, на поддержание технического состояния искусственных сооружений как на Федеральных, так и на территориальных дорогах, что потребовало значительно больших средств, чем планировалось:

2) на эксплуатацию дорог, как наиболее действенный метод сохранения су­ществующего транспортного состояния дорог в условиях дефицита финансовых ре­сурсов.

Сравнительные данные диагностики транспортно-эксплуатационного состоя­ния федеральных автомобильных дорог показывают, за 1999 года сократилась про­тяженность федеральных дорог с неудовлетворительной ровностью покрытия (на 5,5%) и прочностью дорожной одежды (на 3%). Сохранилась на прежнем уровне про­тяженность дорог, подлежащих тем или иным видам ремонта.

Есть все основания считать, что транспортно- эксплуатационное состояние федеральных дорог в 1999 году улучшилось.


Средние цены на основные дорожно-строительные материалы (без НДС)

Виды материалов

Ед. изм.

Средняя цена за единицу, руб.







Декабрь 1998 г.

Март 1999 г.

Июнь 1999 г.

Сентябрь 1999 г.

Декабрь 1999 г.

Щебень

М3

115

121

129

138

151

Песок

мЗ

50

54

57

61

66

Сталь сортовая

тонна

2857

3154

3999

4253

4686

Цемент

тонна

493

499

544

564

612

Битум

тонна

1259

1402

1758

2357

3256

Дизтопливо

тонна

1651

1942

2842

4514

4844

Динамика цен на дорожную технику, тыс. руб.






Автосамос­вал КамАЗ

55111


Экскава­тор ЭО-3323

Бульдозер (на базе Т-170)

Автогрей­дер ДЗ-180

Пескоразбра-сыватель КО-713

Каток до­рожный ДУ-47Б

1998 г., декабрь

220

146

205

215

140

140

1999г., март

280

180

310

280

140

160

1999 г., июнь

315

270

410

330

178

215

1999 г., сентябрь

318

315

470

360

178

200

1999 г., декабрь

350

340

515

380

195

200

Динамика цен на дорожные работы в 1999 г., на конец периода, в долях единицы



Квартал

Строительство и ре-конструкция дорог

Ремонт дорог

Содержание дорог

Проектно-изыскательские работы

к преды­дущему периоду

к декабрю предыдущего года

к преды­дущему периоду

к декабрю предыду­щего года

к преды­дущему периоду

к декабрю предыду­щего года

к преды­дущему пе­риоду

к декабрю предыду­щего года

I

1,06

1,06

1,03

1,03

1,06

1,06

1,09

1,09

II

1,05

1,12

1,09

1,12

1,15

1,21

1,00

1,09

III

1.09

1,22

1,05

1,18

1,03

1,25

1,00

1,09

IV

1,07

1,30

1,04

1,23

1,02

1,27

1,00

1,09


Платные автомобильные дороги

Принципиальное решение о возможности эксплуата­ции автомобильных дорог в РФ на коммерческой основе было принято еще в 1992 г. (Указ Президента Российской Федерации от 08.12.92 № 1557), однако до 1998 года не было реализовано из-за отсутствия законодательной базы.

Первым шагом, позволившим приступить к реальному созданию платных до­рог в России, стал Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 1998г. № 728 «О дополнительных мерах по развитию сети автомобильных дорог общего пользо­вания в Российской Федерации», принятый по предложению ФДС России.

Основной целью создания системы платных автомобильных дорог является предоставление за плату более качественные условия движения и услуг дорожного сервиса и одновременно сформировать стабильный доходный источник. Он должен будет окупить затраты на эксплуатацию и давать дополнительные средств для дальнейшего дорожного развития.

За прошедшие годы был накоплен определенный опыт создания платных до­рожных объектов. Успешно завершен эксперимент по эксплуатации на платной ос­нове автодорожных мостов: через р. Дон у с. Семилуки в Воронежской области; р. Обь в г. Барнауле; путепровода через железную дорогу у г. Саратова.и участков автомобильных дорог: Москва-Воронеж «Дон» (М-4) на участке обхода с.Хлевное протяженностью 11 км в Липецкой области; участка дороги Воронеж - Тамбов. На этих платных дорожных объектах удалось значительно улучшить качество обслужи­вания пользователей автомобильных дорог. Эксплуатация первых платных участков дорог, где расходы на эксплуатацию платных объектов более чем на 30% покрыва­лись за счет взимания платы за проезд транспортных средств, наглядно показал эффективность их создания. Благодаря строительству и эксплуатации на платной основе автомобильных дорог расширяется база для финансирования дорожной сети региона, обеспечивается привлечение инвестиций, расширяется база налогообло­жения, создаются дополнительные рабочие места.

Социологические исследования показали, что больше 85% пользователей дорог готовы в разум­ных пределах оплачивать свой проезд по качественным автомагистралям с повы­шенным уровнем обслуживания и безопасности движения. В качестве платных автомобильных дорог в Российской Федерации могут рас­сматриваться вновь создаваемые, находящиеся в стадии незавершенного строи­тельства (реконструкции), а также существующие автомобильные дороги, мосты, пу­тепроводы и тоннели с подходами к ним при наличии альтернативного проезда в со­ответствующем направлении.

В настоящее время разработаны предложения и проекты создания платных автомобильных дорог и мостов на таких важных участках дорог, как МКАД - Кашира, МКАД - Тула, Москва - Клин, Санкт-Петербург - Выборг, обход г. Выборга и Выборг -Госграница, Абинск - Кабардинка в Краснодарском крае, на ряде отдельных участков трансевропейской автомагистрали Москва - Владивосток - Находка, мостового пере­хода через р. Волгу в г. Саратове.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 1176 от 08.10.98 "О завершении строительства первой очереди мостового перехода через р. Волгу в г. Ульяновске" определены принципы строительства и последующей эксплуатации на коммерческой основе мостового перехода через р. Волгу.



Учитывая особенности создания системы платных автомобильных дорог, не­обходима подготовка и принятие законодательных актов, которые должны содер­жать нормы как гражданского, так и земельного законодательства, учитывающие особенности платных дорог (о концессионном договоре, об отводе или передаче в аренду земельных участков для строительства платных дорог и др.).
Аналитический отдел РИА «РосБизнесКонсалтинг»

Материалы предоставлены Российским дорожным агентством


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница