Обзор литературы к 100-летию со дня начала Первой мировой войны




Скачать 77.42 Kb.
Дата13.08.2016
Размер77.42 Kb.


Обзор литературы к 100-летию со дня начала Первой мировой войны



Первая мировая война – событие планетарного масштаба. 1 августа 1914 года началась первая мировая война (1914–1918), в которую оказались втянутыми многие страны и народы – 38 государств с населением в полтора миллиарда человек, составляющих 67 процентов населения земного шара, в которой было убито 10 миллионов и искалечено до 20 миллионов человек.

Первая мировая война и её герои у нас в стране были незаслуженно забыты. В стране, потерявшей свыше семи миллионов человек, нет ни одного памятника павшим в Первой мировой войне. Потомки должны знать и чтить память своих героев! С 2012 года установлена новая памятная дата: 1 августа – День памяти российских воинов, павших в Первой мировой войне. В этом году мы будем отмечать 100-летие со дня начала Первой мировой войны.

Первая мировая война в России изменила не только общественно-политическую, военную ситуацию, но и значительно повлияла на культурную, духовную стороны жизни общества, став точкой отсчёта нового столетия. Образ русского воина и судьба России, горе матери и духовный смысл мировой войны стали главными темами прозы Ф. Степуна, А. Толстого, Б. Тимофеева, С. Федорченко, И. Шмелёва, поэзии В. Брюсова, С. Городецкого, Ф. Сологуба и др.




На события войны откликаются представители всех литературных течений Серебряного века. Это символисты (В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, З. Гиппиус, А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.), акмеисты (Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, С. Городецкий, Г. Иванов, В. Нарбут и др.), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, И. Северянин и др.), поэты новокрестьянской плеяды (Н. Клюев, С. Есенин, С. Клычков и др.), а также те, чьё творчество развивалось вне всяких литературных школ (И. Бунин, М. Цветаева, М. Волошин, В. Ходасевич и др.). Среди отозвавшихся на военные события были как известные авторы, так и многочисленные поэты, чьи имена забыты или полузабыты ныне (Ф. Касаткин-Ростовский, Л. Столица, В. Гиляровский, Т. Щепкина-Куперник, Н. Гагарин, А. Гагарин, М. Генералов, В. Михайлова и др.) либо возвращаются в наши дни из многолетнего небытия (Н. Туроверов, Н. Агнивцев). Период Первой мировой войны – время интенсивного интереса к народному искусству, к исконно русскому, национальному, что обусловило внимание к тем, на чьи плечи легли основные тяготы войны. Стремление увидеть в народе истоки самобытности и нравственных сил объясняет обращение к лубку, использование в творчестве мастеров слова исконно фольклорных видов творчества. В одном из самых первых поэтических сборников «Современная война в русской поэзии» (1914) есть раздел «Народное творчество», где помещены песни и частушки на темы: «Война», «Мобилизация». Под одной обложкой оказались строки А. Ахматовой, 3. Гиппиус и безымянной частушечницы.

Именно в эти годы появились первые литературные и публицистические опыты будущих мастеров слова М. Пришвина, И. Шмелёва, К. Тренёва – авторов рассказов и очерков о войне.

Для поэзии Брюсова военных лет характерны были русофильские взгляды. В первые месяцы войны Маяковский работает над текстами для народных лубков в духе официальной гражданственности и патриотизма. Во время войны М. Горький занял пацифистскую позицию. Продолжая традиции Л. Толстого, литература не давала увлечься ложными идеалами и представлениями о войне, способствовала становлению этики ненасилия, привнесению морали в политику. Имя М. Волошина чаще всего было связано с «пацифистами» и «непротивленцами», стоявшими «над схваткой», его высказывания и сейчас приводятся в качестве иллюстрации к характеристике отношения определённой части интеллигенции к войне. С первых дней войны в интеллигентской среде заявили о себе и те, кто считал преступлением сам факт человекоубийства, кровопролития, террора. Чудовищной нелепостью называл войну М. Волошин и при этом замечал: «Поскорее бы кончилась эта мировая нелепица... Так всё нелепо кругом, такие грандиозно-нелепые формы принимают её [войны] отражение в окружающей жизни».

В письме Военному министру М. Волошин так изложил свою позицию: «Я отказываюсь быть солдатом как европеец, как художник, как поэт: как европеец, несущий в себе сознание единства и неразделимости христианской культуры, я не могу принять участие в братоубийственной и междоусобной войне, каковы бы ни были её причины. Ответственен не тот, кто начинает, а тот, кто продолжает. Наивным же формулам, что это война за уничтожение войны я не верю. Как художник, работа которого есть созидание форм, я не могу принять участия в деле разрушения форм – и в том числе самой совершенной – храма человеческого тела. Как поэт, я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг – понимание. Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побеждённым, чем победителем, т. к. поражение на физическом плане есть победа на духовном – не может быть солдатом».

Русская военная поэзия, создававшаяся как на фронте, так и в тылу, представляет собой огромный массив, разных по художественному уровню, но неизменно впечатляющих по своему эмоциональному воздействию. Однако этот «нерукотворный памятник» эпохе, её героям, мученикам и жертвам на протяжении многих десятилетий был «terra incognita» для отечественной литературы и литературоведения. Потребовалось почти столетие, чтобы были, наконец, созданы фундаментальные предпосылки для обстоятельного и объективного изучения литературного процесса 1914–1918 годов.


К числу первых работ о русской литературе периода Первой мировой войны относится монография О. Цехновицера «Литература и мировая война 1914–1918 гг.».

Затем появилась обстоятельная статья В. П. Вильчинского «Литература 1914–1917 гг.» в коллективной монографии «Судьбы русского реализма начала XX века». Однако до последнего времени не было научных работ, комплексно изучающих факты литературной жизни 1914–1918 годов.




Монография А. И. Иванова «Первая мировая война в русской литературе 1914–1918 гг.», вышедшая в издательстве Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина в 2005 году, восполнила этот пробел. В монографии – отношение писателей к войне, тематические, жанровые особенности художественной литературы. На примере художественных произведений писателей показана огромная роль литературы в деле сохранения общекультурных ценностей. Особую ценность представляют два приложения, включённые в текст книги. В первом «Русские писатели и Первая мировая война (Опыт библиографического указателя)» представлена информация о деятельности и основных произведениях русских поэтов и прозаиков в период 1914–1918 годов. Список включает 142 фамилии. Словарные статьи уточняют факты жизни и позиции писателей в военную пору. Второе приложение включает ряд лубочных картинок как безызвестных авторов, так и малодоступные широкому кругу лубочные картинки В. В. Маяковского. Обложку книги украшает малоизвестный портрет В. В. Маяковского в военной форме, фотография времён Первой мировой войны и лубок кисти Маяковского. Книга содержит богатейший информационный и аналитический материал. Ценность данной монографии ещё и в том, что в ней приведены ранее не опубликованные полностью произведения (например, стихотворение Ф. Сологуба «Проводы рекрутов»). Книга содержит много ценного материала для специалистов, преподавателей и студентов-филологов.

В последнее десятилетие XX века заметно обозначился интерес к русской литературе периода Первой мировой войны. Вышли отдельным изданием лучшие произведения о войне, написанные в военные годы: «Записки кавалериста» Н. Гумилёва, «Из писем

прапорщика-артиллериста» Ф. Степуна, «Народ на войне» С. Федорченко; в сборники произведений С. Городецкого, Н. Клюева, М. Зенкевича, Г. Иванова и др. вошли стихи военных лет. Появились сравнительно недавно работы о роли Первой мировой войны в творчестве М. Волошина, Н. Гумилёва, Вяч. Иванова и др.

Литература 1914–1918 годов способствовала сохранению духовной памяти о войне, фиксации её в национальном самосознании. Она отразила духовный опыт российской интеллигенции в кризисное для страны время. Это этап в художественном познании войны как таковой: открытие новых глубин человеколюбия и жестокости, попытки найти высокий оправдывающий смысл происходящего и «окопная» правда. В литературе военных лет сделан заметный шаг в познании российского воинства – непосредственного участника боевых действий: кадрового офицера или вчерашнего крестьянина или мастерового, ставшего «человеком с ружьем». Подлинно художественных произведений, вышедших в годы войны отдельными изданиями, не так уж много. Именно поэтому необходимо особое внимание к писателям, которые откликнулись на это событие и внесли свой вклад в познание войны, человека с ружьем, нации во время войны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Л. Н. "Верните Россию!" : [сборник] / Л. Н. Андреев. – Москва : Московский рабочий, 1994. – 268 с.

  2. Андреев Л. Н. S.O.S. : дневник (1914–1919). Письма (1917–1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918–1919) / Л. Н. Андреев. – Москва : Феникс ; Санкт-Петербург : ATHENEUM, 1994. – 598 с.

  3. Вильчинский ВП. Литература 1914–1917 гг. // Судьбы русского реализма начала ХХ века. – Ленинград, 1972. – C. 228–276.

  4. Гумилёв Н. С. Записки кавалериста / Н. С. Гумилёв. – Омск : Кн. изд-во, 1991. – 230 с.

  5. Дмитриев С. С. Очерки истории русской культуры начала XX века : кн. для учителя / С. С. Дмитриев. – Москва : Просвещение, 1985. – 256 с. : ил.

  6. Иванов А. И. Первая мировая война в русской литературе, 1914–1918 гг. = The First world war in the Russian literature of 1914–1918 : монография / А. И. Иванов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2005. – 484 с. : ил.

  7. Клаузевиц К. фон. О войне : [пер. с нем.] / К. фон Клаузевиц. – Москва : Логос. – 446 с.

  8. Кузьмина С. Ф. История русской литературы ХХ века : Поэзия Серебряного века : учеб. пособие [для вузов ] / С. Ф. Кузьмина. – Москва : Флинта, 2004. – 395 с.

  9. Купченко В. П. Странствие Максимилиана Волошина : док. повествование / В. П. Купченко. – Санкт-Петербург : Логос, 1997. – 543 с. – (Судьбы. Оценки. Воспоминания, XIX-XX вв.).

  10. Серебрянников В. В. Войны России: социально-политический анализ / В. В. Серебрянников. – Москва : Научный мир, 1998. - 377 с.

  11. Степун Ф. А. (1884-1965.).Из писем прапорщика-артиллериста / Ф. Степун (Н. Лугин). – Томск : Водолей, 2000. – 191 с.

  12. Федорченко С. З. Народ на войне / С. Федорченко ; [подгот. текста и вступ. ст. Н. А. Трифонова]. – Москва : Сов. писатель, 1990. – 399 с.

  13. Цехновицер О. В. Литература и мировая война 1914-1918. – Москва : Гослитиздат, 1938. – 432 с.

  14. Шацилло В. К. Последняя война царской России / В. Шацилло. – Москва : Эксмо, 2010. – 348 с. – (Великая забытая война).

Обзор подготовлен ведущим библиографом



Н. Афанасьевой


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница