Обтяжка и отделка схематических моделей



Скачать 385.87 Kb.
страница1/3
Дата26.02.2016
Размер385.87 Kb.
  1   2   3
ОБТЯЖКА И ОТДЕЛКА СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ
Подготовка модели к обтяжке на первый взгляд кажется ненужной и никчемной работой. Модель готова, все как будто на своих местах. Но необходимо еще раз выверить модель: нет ли где перекосов, неровностей. Если неровности есть, удалим их ножом или напильником, а потом тщательно зачистим мелкой наждачной бумагой, уберем пыль. Только после этого можно приступать к обтяжке.

Крыло, имеющее один изгиб, обтягивают в два приема, т. е. сначала одну половину крыла, а затем вторую. Крыло с тремя изгибами — в четыре приема. Крылья с односторонней обтяжкой обтягиваются только с одной стороны, с двойной обтяжкой — сначала с нижней, а затем — с верхней. Способов обтяжки летающих моделей довольно много. Познакомимся с двумя из них. 1-й способ.

Заготовив бумагу необходимых размеров с припуском 3—5 см вокруг, смазывают клеем всю обтягиваемую поверхность детали. Клей должен быть жидким, но не стекать и не нависать каплями. После этого осторожно накладывают бумагу, избегая морщин. Начинают обтяжку с одного какого-нибудь конца детали. При этом используется помощь другого авиамоделиста (рис. 107).

Положив бумагу на деталь, ее осторожно натягивают от середины к краям. После просушки припуски удаляют мелкой наждачной бумагой. Шкуркой водят все время лишь в одну сторону — от обтянутой поверхности вниз. Ножницами припуски обрезать нельзя — по краям детали останутся заусенцы. Обклеивать таким способом можно лишь детали схематических моделей, имеющих ровную поверхность и нежный каркас. 2-й способ.

Отличается от первого лишь тем, что после высыхания клея бумагу слегка и равномерно сбрызгивают из пульверизатора. После этого деталь кладут на стол, прижимают ее заднюю кромку, а на лонжерон кладут брусок из тяжелой породы дерева или напильник. Обтяжка при этом способе получается ровная и с хорошим натяжением, однако боится перемены температуры и влажности воздуха. В жаркую погоду натяжение будет слишком увеличиваться, в сырую — ослабевать.

Деталь будет терять свою прочность, при запуске модели может дрожать и сломаться. Применять такую обтяжку можно только летом, в сухую погоду и на тяжелых моделях. Лучше всего модели обтягивать готовой цветной бумагой. Но если ее нет, бумагу можно покрасить. Красят бумагу анилиновыми красками, которые в продаже называются краской для окрашивания материи шерстяной и шелковой.

Высыпем два пакета краски в литровую чистую стеклянную банку, нальем в нее горячей воды до половины и добавим одну чайную ложку соли. Хорошенько растворим краску путем помешивания деревянной палочкой и дадим ей немного постоять. После этого дольем воды, размешаем раствор еще раз, дадим ему остыть. Приготовленная таким образом краска хорошо держится и не линяет. Окраску бумаги производят в фотованночке или противне.

Хорошо для этой цели иметь специальную ванночку из фанеры и дерева (рис. 108). Части ванночки склеим и собьем гвоздями. Ось сделаем из проволоки, трубку из дюралюминия или другого материала, втулку для крепления оси из жести от консервной банки. Для другого конца оси на бортике ванночки вырежем углубление. Чтобы ванночка не пропускала воду, пропита- ем ее горячим стеарином или воском, или покрасим нитрокраской.

Поставим ванночку на стол, нальем в нее столько раствора краски (без отстоя), чтобы она полностью закрыла ось с трубочкой. Вынем ось с трубочкой. Положим на ванночку лист бумаги, предназначенный для окраски. Тот конец, за который мы будем его протягивать, должен свисать с края на см. Поставим ось с трубочкой на место. Они погрузят бумагу в краску.

Начнем осторожно протаскивать лист. Вытащив его весь, дадим краске стечь. После этого повесим на нитку за сухой конец. Высушенную бумагу прогладим теплым утюгом. Полученная таким образом цветная будет нисколько не хуже той, что продается в магазинах. По окончании окрашивания бумаги ванночку хорошо промоем теплой (но не горячей) водой и просушим. Имея бумагу различных цветов, можно очень разнообразно оклеивать модели (рис. 109).

При этом будем помнить, что всякая отделка нужна, прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть красоту модели, а также для того, чтобы модель лучше было видно в воздухе и на земле, когда она приземлится. На крыльях модели наклеим буквы и цифры. Буквы — инициалы конструктора или строителя модели, а цифры — порядковый номер построенной им модели. Эта маркировка необходима на соревнованиях, чтобы знать, кому принадлежит модель.

Буквы и цифры вырежем из папиросной бумаги, предварительно покрашенной в черный цвет. Продумаем оформление не только крыльев, стабилизатора и киля, но и других частей модели. Фюзеляж покрасим нитрокраской, воздушный винт, чтобы не утяжелять, красить не будем, но отполируем.



 обклейка крыла

Рис. 107. Обклейка крыла



 ванночка для окрашивания бумаги

Рис. 108. Ванночка для окрашивания бумаги



примеры отделки схематических моделей

Рис. 109, Примеры отделки схематических моделей


http://masteraero.ru/planer_model-36_bk.php

МЕТАТЕЛЬНЫЙ ПЛАНЕР
Классические метательные планеры имеют цельнобальзовую конструкцию, однако в настоящее время чаще встречаются модели с наборным крылом. При этом нередко бальза заменяется композитными материалами на базе пенопласта марки ПС, шпона, стеклоткани и эпоксидного связующего.

Сегодня мы хотим познакомить читателей с описанием конструкции весьма «летучего»метательного планера, подготовленной с использованием материалов из чешского журнала «Моделярж а модели». Хотим предупредить читателей, что модель эта может быть построена по любой технологии и из любых материалов — важно лишь соблюдение весовых данных, центровки и геометрии планера.

ФЮЗЕЛЯЖ модели выпиливается из твердой бальзы толщиной 5 мм. Снизу к фюзеляжу приклеивается усиление — сосновая накладка сечением 5x2 мм. В головной части фюзеляжа прорезается отверстие под центровочный груз

. КРЫЛО — наборное, состоящее из центроплана и двух консолей. И центроплан, и консоли собираются из обычных (толщиной 2 мм) и усиленных (толщиной 3 мм) бальзовых нервюр, верхнего и нижнего лонжеронов (сосновых реек 5x3 мм), а также сосновых задней (рейка 10x3 мм) и передней (рейка 5x5 мм) кромок.

Центральная часть крыла обшивается бальзой толщиной 1,5 мм. Нижняя поверхность правого крыла в районе плоскости симметрии планера усилена треугольной фанерной накладкой толщиной 1 мм под указательный палец спортсмена. Обшивка крыла — из тонкой лавсановой пленки с использованием клея БФ-2 и электрического утюга.

В крайнем случае можно оклеить крыло калькой или папиросной бумагой с отделкой поверхности эмалитом и нитроэмалью. Крыло стыкуется с фюзеляжем с помощью эпоксидного клея.

КИЛЬ и СТАБИЛИЗАТОР-цельно-бальзовые, из пластин толщиной 1—1,5 мм. Стабилизатор приклеивается эпоксидной смолой к нижней части фюзеляжа внакладку, а киль — в вертикальную прорезь. Центровка модели производится с помощью кусочков олова или свинца, закладываемых в отверстие в головной части планера.

Когда центр тяжести совпадет с точкой на крыле, соответствующей 34 процентам хорды, кусочки олова или свинца сплавляются и грузик фиксируется в отверстии парой накладок из березового шпона или фанеры толщиной 1 мм. Модель отлаживается на парение в вираже диаметром не менее 20 м. При этом регулировка параметров модели производится отгибанием задней части стабилизатора и киля.

Учтите, если после броска модель уходит на пикирование, то это значит, что центр тяжести ушел вперед, при кабрировании модели центр находится явно сзади аэродинамического фокуса крыла планера. При отладке модели главное — добиться плавного перехода ее траектории от набора высоты к планированию или парению. Чтобы время полета было максимальным, необходимо освоить правильное выполнение броска.

Как правило, бросок осуществляется (с предварительным коротким разбегом) одновременными резкими движениями руки, кисти и, что немаловажно, указательного пальца правой руки.



геометрическая схема метательного планера.

Геометрическая схема метательного планера.



конструкция метательного планера

Конструкция метательного планера: 1 — кромка крыла передняя; 2 — полка лонжерона нижняя; 3,12 — нервюра консоли усиленная; 4 — полка лонжерона верхняя; 5 — кромка консоли задняя; 6 — нервюра консоли; 7 — кромка центроплана задняя; 8 — киль; 9 — усиление фюзеляжа; 10 — кромка центроплана задняя; 11 — усиление консоли и центроплана; 13 — нервюра центроплана усиленная; 14 — фюзеляж; 15 — накладка; 16 — груз центровочный; 17 — кромка консоли передняя; 18 — нервюра центроплана; 19 — накладка (только на правом крыле); 20 — зашивка центральной части крыла; 21 —стабилизатор; 22 — полка лонжерона консоли, нижняя; 23 — полка лонжерона консоли, верхняя; 24 — обшивка крыла.



http://masteraero.ru/planer_model/1-planer_model-3.gif

http://masteraero.ru/planer_model/1-planer_model-4.gif

Конструкция крыла: 1,5 — усиление (бальза s1,5); 2, 6, 13 — нервюры усиленные (бальза s3); 3, 7 — нервюры (бальза s2); 4 — кромка передняя (сосна, рейка 5x5); 8 — зашивка (бальза s1,5); 9 —лонжерон консоли нижний (сосна, рейка 5x3); 10 — лонжерон консоли верхний (сосна, рейка 5x3); 11 —накладка (фанера s1); 12 — кромка центроплана, задняя (сосна, рейка 10x3); 14 — кромка консоли задняя (сосна, рейка 10x3); 15 — обшивка крыла; 16 — полка центроплана верхняя (сосна, рейка 5x3); 17 — полка центроплана нижняя (сосна, рейка 5x3).


http://masteraero.ru/planer_model-1.php

МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА УНИВЕРСАЛЬНОГО ТИПА
Как сделать планер своими руками. Дальнейшее развитие класса моделей планеров потребовало роста эффективности динамостарта. Дополнительное увеличение высоты взлета на 2-4 метра (по сравнению со стартами на прежних моделях) расширяет возможности попадания в термик, — с каждым набранным метром высоты существенно возрастает влияние силы восходящих потоков. Но, пожалуй, эффективность динамостарта еще более важна в дополнительных турах, когда модели летят «на качество».

В итоге изменения правил соревнований (время в первых турах 3,5 минуты, а в дополнительных — 5, 7, 9 и т. д. минут) потребовали нового, еще более активного конструкторского поиска. Новым требованиям отвечает представляемый сегодня планер, построенный в 1997 году. Созданию этой модели предшествовала большая теоретическая и экспериментальная работа. Можно отметить, что первоначальные варианты подобного планера изготавливались с 1992 года. Уже тогда официальные старты показали перспективность дальнейшей работы над этой техникой. Интересно, что по геометрическим параметрам исходная модель лишь немного отличалась от описываемой сегодня.

А вот конструкция планера и механизация за прошедшее время изменились значительно. Новое жесткое крыло позволяет повысить энергичность старта за счет скорости разгона. Усовершенствованная механика обеспечивает увеличение высоты взлета за счет двойной «зажимки» стабилизатора, более стабильный выход после «прострела», и хорошую успокаеваемость модели благодаря второй «отжимке» (она срабатывает через 18-22 секунды). Результаты, показанные с этой моделью МСМК Сергеем Панковым в прошедшем сезоне таковы: первое место на Чемпионате России и призовые места на нескольких этапах Кубка России.

Кроме этого, Юрий Титов из Ногинска, выступая с аналогичным планером (крылья были собранны на стапелях авторов данной статьи) на первых же соревнованиях этапа Кубка России (май, город Орел) занял второе место. Прежде чем начать разговор 0 конструкции, отметим, что основное внимание в статье уделено наиболее важной теме — технологии изготовления, регулировке модели и ее механики. Чертежи крыла и стабилизатора здесь не приводятся. Эти элементы практически идентичны по схеме и профилировке планеру, представленному вашему вниманию в журнале №2 за 1999 год. Небольшие изменения претерпели лишь размах и сужение крыла, поэтому дублировать уже опубликованные чертежи было бы бессмысленно.

Крыло модели планера

Кессон центроплана отформован на смоле горячего отверждения из двух слоев углеткани толщиной 0,08 мм с направлением волокон ±45°. Технология формовки неоднократно описывалась в различных статьях. Поэтому сейчас можно ограничиться лишь наиболее важной информацией. Первый слой углеткани шириной 45 мм кладется под +45°. Второй, шириной 95 мм, — перпендикулярно первому. А третий полностью повторяет первый. Перехлёст слоев по передней кромке составляет 3-5 мм. Цельноформованный лонжерон значительно отличается в лучшую сторону по жесткости и весу от лонжеронов, изготовленных по старой технологии.

Полки (в корне консоли сечение 1 х 9 мм, в месте стыка с «ухом» — 0,5 х 3 мм) предварительно формуются из высокомодульной угленити. Вкладыш вырезан из пенопласто-подобного материала «рохасель». Стенки — импортный углетканевый «чулок» с направлением волокон ± 45°. В корневой части между полками лонжерона вклеен отдельно отформованный стекло-пластиковый «пенал» для штыря. Внутри кессона расположена передняя кромка из бальзы толщиной 2,5 мм и бальзовые носики толщиной 1,2 мм (удельный вес материала 0,14 г/см3). Задняя кромка углеплас-тиковая, толщиной 0,8 мм. Ее ширина равна 3,5, 2,5 и 1,5 мм в корне, на концах центроплана и консоли соответственно. «Ушки» также кессонной конструкции. Кессон отформован из одного слоя импортного углеполотна толщиной 0,1 мм и с направлением слоя ±45°. Лонжерон собран из двух углепластиковых полок одинакового сечения и бальзовой стенки с продольным направлением слоев.

По краю кессона бальзовая стенка усилена слоем углепластика толщиной 0,1 мм (направление волокон ±45°; углепластик берут из обрезков кессонов «ушек»). Сечения полок лонжеронов 3,2 х 0,5 мм в корне и 1,0x0,2 мм на конце. Лонжероны обмотаны нитью СВМ диаметром 0,08 мм с шагом 5 мм. Передняя кромка толщиной 2,5 мм. Носики толщиной 1,2 мм сделаны также из бальзы (плотность 0,12 г/см3). Технология изготовления нервюр такова. Сначала подготавливается блок-заготовка (она переклеена из бальзы так, чтобы слои древесины в будущих нервюрах были бы вертикальными; ширина блока подбирается с учетом толщины фрезы, — при последующем распиле не должно остаться лишних нервюр). Одна из поверхностей заготовки выводится по нижнему контуру профиля крыла. Затем, на специальной колодке, рабочая поверхность которой также должна повторять нижний обвод профиля, обрабатывается верхняя часть блок-заготовки.

Спрофилированная заготовка с применением той же колодки армируется снизу и сверху углепластиком, заранее отформованным из двух слоев углеленты ЭЛУР толщиной 0,08 мм. Процесс приклейки углепластика ведется с применением смолы ВК-9 в вакуумном мешке. При этом в местах передней и задней кромок вставляются специальные извлекаемые вкладыши, а для прижима сверху всего «бутерброда» накладывается текстолит толщиной 0,5 мм. Полученный армированный блок распиливается на «пилораме» на нервюры. Для изготовления крыла понадобится сделать несколько таких блоков — на оба центроплана и «ушки», а также для «локтевых» и корневых нервюр.

Сборка крыла ведётся на смоле ВК-9 на специальных стапелях, обеспечивающих заранее заложенные крутки. На внутреннем (по виражу) полукрыле центроплан должен иметь крутку +0,7 мм и «ушко» -2,5 мм. На внешнем полукрыле центроплан закручен на -0,5 мм и «ушко» на -3,0 мм. Кессонные оболочки лобика приклеиваются на стапелях, — это позволяет точнее соблюсти профиль. Крыло обтянуто бумагой «полиэстер» с перегибом ее по задней кромке и три раза покрыто лаком «цапон». Консоли ставятся на штырь 0 6,5 мм длиной 160 мм, отшлифованный из стали 65С2ВА твердостью 59 HRC.

Стабилизатор модели планера

Имеет каркас, выполненный из бальзы удельным весом 0,1 г/см3. Передняя кромка сделана из рейки шириной 3 мм. Задняя кромка углепластиковая, сечением 1,6x0,45 мм. Сечения полок лонжерона — 2,8 х 0,4 мм в корне и 0,6 х 0,2 мм на конце. Между полками поставлена бальзовая стенка. Нервюры, вырезанные из бальзы толщиной 0,9 мм, армированы углепластиком 0,1 мм. Стабилизатор обтянут металлизированной лавсановой пленкой толщиной 6 мкм с перегибом по задней кромке. В зоне установки турбулизатора на стабилизатор сначала клеится полоска бумаги шириной 5 мм и уже на нее х/б нить №10.

Фюзеляж модели планера

Cостоит из носовой части и отъемной хвостовой балки. Передняя часть фюзеляжа изготавливается из стекло-углепластика толщиной 0,8-0,9 мм методом формовки в пресс-форме. Получаемые таким образом половинки обрабатываются, в них вклеиваются необходимые ложементы, после чего они стыкуются. Готовый «носик» красят полиуретановой краской. Компоновка «носика» такова. В передней части находится отсек для балласта. Далее размещен радиомаяк (облегчает поиск приземлившейсямодели). Затем располагается 5-командный таймер, и буксировочный крючок динамического старта.

За крючком вверху — трехпозиционный механизм «бабочки» конструкции Макарова-Кочкарёва, который управляет углами установки консолей крыла при буксировке модели и в свободном полете. В левой стенке «носика» выполнен люк большого размера, закрываемый легкосъемной крышкой. Этот люк обеспечивает свободный доступ ко всем элементам механики, упрощает их обслуживание и регулировку.

Таймер модели планера

Имеет следующие конструктивные особенности. Дорожка спирали Архимеда выполнена из двух деталей — спирали и внешней дорожки с 10 пазами. Такое решение позволяет легко перенастраивать время отработки стабилизатора, используя все время один зуб спирали, — это повышает надёжность старта. Пружина собрана из двух частей. Короткая часть выполнена из стали толщиной 0,35 (длина около 180 мм). Длинная тонкая часть (звонковая пружина от будильника «Слава») стыкуется с короткой без заклепок, с помощью «замка». При первом обороте таймера в течение 5 секунд работает первая (внешняя) пружина. Затем работает тонкая пружина, поэтому последующие обороты длятся более минуты. Время работы часового механизма превышает 14 минут.

Хвостовая балка модели планера

Тформована из двух слоев углеткани толщиной 0,08 мм, трех слоев стеклоткани 0,03 мм и одного слоя дюралюминиевой фольги толщиной 0,025 мм. Вес хвостовой балки равен 13 г. Технология изготовления предусматривает пропитку специальной немецкой смолой заранее раскроенной стеклоткани на стапеле (стапель покрыт пленкой, — в противном случае может быть недостаточно пропитан стекло-углепластик). Сверху на стеклоткань выкладывается раскроенная углеткань, которая также пропитывается. Очередность слоев: первый слой — стеклоткань, второй и третий слои — стеклоткань и углеткань. Край стеклоткани должен выступать за границу последнего слоя на 3-5 мм.

Полученный «сэндвич» наматывается на оправку. Сверху накладывается титановая цулага, и все туго обматывается магнитофонной лентой. Сушка длится 15 часов при комнатной температуре, затем несколько часов при температуре 50-60'С, и, наконец, балка прокаливается. После снятия пленки и цулаги балка вышкуривается, и на нее накладывается на разведенном клее «Момент» дюралюминиевая фольга. Изделие вновь туго обматывается магнитофонной лентой и сушится 1 час при температуре 80'С.

Киль модели планера

Выполнен в виде наборного каркаса из легкой бальзы, и обтянут лавсановой пленкой толщиной 5-6 мкм. В конце хвостовой балки размещены элементы механизма перебалансировки стабилизатора, срабатывающие при динамическом старте. Это два грибка с регулировочными гайками и два откидывающихся кронштейна с роликами. При взлете на леере механика обеспечивает одинаковые установочные углы обоих полукрыльев. При полете на леере внутреннее полукрыло имеет больший установочный угол. Кронштейны с роликами стоят вертикально и обеспечивают «буксировочное» положение стабилизатора. При старте, в момент сброса леера, крючок отходит назад и включает таймер.

Модель интенсивно поднимает нос, и угол тангажа увеличивается до 90°. Через 0,15 секунды срабатывает первая команда таймера. Кронштейн «I» с роликом откидывается. В результате модель продолжает взлет на меньших углах, при которых снижается сопротивление модели и, как следствие, увеличивается высота взлета. Затем, через 0,5 секунды, срабатывает вторая команда таймера. Кронштейн «II» откидывается, и модель резко опускает нос. При хорошо отлаженном старте этот участок полета заканчивается, когда угол тангажа становится равным нулю, и одновременно, скорость модели достигает своего балансировочного значения. В этот момент срабатывает третья команда таймера. Упругая тяга соскакивает, и стабилизатор отклоняется на чуть меньшие углы, чем в балансировочном положении (определяемые регулировочной гайкой М2,5). Одновременно с этим срабатывает механизм «бабочки».

Правое полукрыло отклоняется в положение, соответствующее свободному полету. Еще через 22 секунды срабатывает четвертая команда, и стабилизатор отклоняется в балансировочное положение, определяемое регулировочной гайкой М1,6 на грибке. По истечении заданного времени полета срабатывает пятая команда таймера. Стабилизатор вместе с грибками поднимается, и модель садится. Реализованный в модели способ динамического старта с перебалансировкой позволяет получить достаточно высокий, стабильный старт и наилучший режим планирования.

(Автор: С. Панков, А. Рязанцев. П. Хорошев. источник журнал Моделизм спорт и хобби)

Модель планера класса F1A



модель планера класса f1a

Размах крыла                                2260 мм 


Площадь крыла                          29,827 дм2 
Площадь стабилизатора             4,15 дм2 
Масса крыла                                     180 г 
Масса стабилизатора                    6,5 г 
Масса модели                                   412 г

Носовая часть фюзеляжа



носовая часть фюзеляжа планера

Таймер: Порядок срабатывания соответствует номеру кронштейна. Тяги: 6-киль 7-бабочка

Схема компоновки механизации перспективного планера класса F1A

хвостовая часть балки фюзеляжа и оперение модели планера

Хвостовая часть балки фюзеляжа и оперение


http://www.masteraero.ru/planer_model-14.php


МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА "ЮНИОР"
И еще одна несложная модель метательного планера .Скомпонованная по двухбалочной схеме, она проста, «летуча» и весьма эффектна в полете. Носовая часть модели вырезается с помощью лобзика из сосновой дощечки толщиной 8 мм. При этом необходимо оставить небольшой припуск, который убирается с помощью напильника и «шлифовалки».В обозначенном на чертеже месте засверливается отверстие диаметром 3 мм под буковый или стеклопластиковый штырь для крепления крыла. Для хвостовых балок и ограничительных реек понадобятся сосновые заготовки квадратного сечения 3x3 мм.

Проследите, чтобы эти рейки были ровными и не имели сучков и косослоя. Крыло, накладки, стабилизатор и кили вырезаются из картона толщиной от 0,3 до 0,5 мм. Важно, чтобы направление волокон материала совпадало с длинной стороной этих деталей. Сборка метательного планера «Юниор» производится с помощью универсального клея «Момент». При сборке необходимо помнить, что крыло к носовой части модели не приклеивается, а закрепляется на ней резиновым кольцом. Перед установкой концы крыла следует немного отогнуть вверх — точно так же, как это сделано на модели «Пионер».

Постарайтесь, чтобы отгибы были одинаковыми относительно плоскости симметрии модели. Летные характеристики «Юниора» практически такие же, как у «Пионера». Соответственно, приемы запуска этой модели не отличаются от тех, что приведены для предыдущей модели.

http://masteraero.ru/images2/p2.gif


Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа учебного предмета «Математика»
files -> Тематическое планирование по биологии Класс: 7 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
files -> Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании»
files -> Задания школьных олимпиад ■математика, русский язык, окружающий мир задания разного уровня сложности
files -> Контрольная работа по математике. 5 класс 1 вариант Уровень а а1 Найдите сумму чисел 34 и 5
files -> Книга для учителя. Москва тц «Сфера», 2004г. Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
files -> Шингарёв Дамир Фаридович Учитель технологии п г. т. Алексеевское 2013-2016 уч года
files -> Викторина как назывались первые русские воины? (Дружинники)
files -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций
files -> Программа кружка «Авиамоделирование»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница