Образовательный веб-квест как форма организации проектной деятельности




Дата14.08.2016
Размер80.7 Kb.
Образовательный веб-квест как форма организации проектной деятельности

Вершинина Марина Николаевна, студентка

ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж,

Руководитель: Зиангирова Лилия Дамировна, преподаватель

ГБПОУ Месягутовский педагогический колледж,

e-mail: lilya-zian@mail.ru



Educational web-quest as a form of the organization of project activities

Marina Vershinina, a student of Teacher training college

Director: Ziangirova Liliya, a teacher

Teacher training college

e-mail: lilya-zian@mail.ru

Аннотация: в данной статье представлен продукт проектной деятельности по изучению основ метода проектов и созданию образовательного веб-квеста.



Ключевые слова: образовательный веб-квест, сайт, проектная деятельность, онлайновый сервис.

Abstract: This article provides product design activity in the fundamentals of design practices and the creation of educational web-quest.

Key words: Educational web-quest, site, project activities, on-line service.

В настоящее время все большее значение приобретает внедрение в учебный процесс технологий, связанных с глобальной сетью Internet. В современном пространстве сети Internet находится большое количество различных web-сайтов, в том числе и образовательных, на которых располагается необходимая для учебного процесса информация. Часто поиск необходимой информации осуществляют сами обучающиеся, при этом во время поиска им приходится просматривать различные web-сайты, которые не содержат полезной информации, а только отвлекают их от учебного процесса.

В этом случае актуальным становится поиск и использование технологии, которая могла бы стать промежуточным звеном в учебном процессе между обучающимся и глобальной сетью Internet. В качестве такой технологии может выступить учебный web-квест, на котором будут располагаться ссылки на уже отобранные web-сайты для изучения какой-либо темы, в частности, для изучения темы «Событие. Вероятность события» в 10-м классе и на 1-м курсе среднеспециальных учебных заведений.

Изучение темы «Событие. Вероятность события» с точки зрения формирования информационной культуры обучающегося, развития его творчества и, что немало важно, его профессиональной ориентации на востребованную область применения информационных технологий будет эффективным, если обучающиеся будут иметь время, технические возможности и поддержку учителя для самостоятельного создания проекта. Исходя из количества часов, отводимых на изучение этой темы, следует, что учитель должен найти новый подход к ее изучению. Таким новым подходом может быть метод проектов с использованием технологии web-квеста.

Web-квест- это еще только развивающаяся технология, ее применение в образовательном процессе в основном пока используется только для изучения естественнонаучных дисциплин. Описание web-квеста не находит свое отражение в специальной литературе, но если даже и затрагивается, то упоминается только вскользь не описывая полной картины, которая могла бы дать полное представление о данной технологии. В основном материал, касающийся web-квестов, встречается в глобальной сети Internet и дает первоначальное представление о данной технологии. Исследования в области web-квестов в ближайшие годы могут стать наиболее перспективными, так как открывает широкие возможности для их применения в учебном процессе.

Современные требования ФГОС к организации деятельности обучающихся предусматривают такие формы работы обучающихся, как проектная и исследовательская деятельность. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации обучающихся за счет создания адекватной информационной среды, в которой учатся ориентироваться самостоятельно.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию, позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования, которая включает в себя следующие этапы:


  1. Выявление проблемы исследования;

  2. Постановка цели и задач;

  3. Формулировка гипотез исследования;

  4. Определение методов сбора и обработки данных;

  5. Сбор информации;

  6. Аналитическая работа;

  7. Корректировка поставленных задач и хода исследования;

  8. Дальнейший поиск информации;

  9. Анализ новых фактов;

  10. Обобщение;

  11. Оформление результатов исследования;

  12. Обсуждение и транслирование полученных результатов.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, обучающиеся исходят из своих интересов и степени подготовленности.

Одной из форм проектной деятельности является образовательный веб-квест. Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных игр.

Образовательный веб-квест - (web-quest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета (1, с.6).

Веб-квест - это сайт или задание в сети Интернет, с которым работают обучающиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными.

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ обучающихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет) (1, с.9).

Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности обучающихся по любой теме.  Это формат урока с ориентацией на развитие познавательной, исследовательской деятельности обучающихся, на котором основная часть информации добывается через ресурсы Интернет. Веб-квест является одним из популярных и современных видов образовательных Интернет-технологий.

В настоящее время в сети Internet находится большое количество различных образовательных web-сайтов и для того, чтобы найти необходимую информацию по какой-либо конкретной теме, при этом учителю часто требуется затрачивать некоторое время, приходится анализировать и сортировать большой объем ненужной информации. Работая в сети Internet, при поиске необходимой информации затрачивают намного больше времени, часто отвлекаясь на анализ материалов которые не несут в себе полезной для них информации.

Данный проект был направлен на изучение новой только появляющейся технологии web-квеста, которая начинает использоваться как средство при обучении. Все задания веб-квеста расположены на страницах сайта «Событие. Вероятность события»: https://sites.google.com/site/sobytieveroatnostsobytia/



Рисунок 1 - Главная страница сайта

Взаимодействие с участниками веб-квеста организовано на основе Документов Google. Документы Google (англ. GoogleDocs) — бесплатный онлайн-офис, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций, а также интернет-сервис облачного хранения файлов с функциями файлообмена, разрабатываемый компанией Google. Это веб-ориентированное программное обеспечение, то есть программа, работающая в рамках веб-браузера без установки на компьютер пользователя. Документы и таблицы, создаваемые пользователем, сохраняются на специальном сервере Google, или могут быть экспортированы в файл. Это одно из ключевых преимуществ программы, так как доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ защищён паролем).

Задания разработаны с помощью LearningApps.org – приложения Веб 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей: https://learningapps.org. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно интерактивность.

Особенности работы с сервисом LearningApps.org: при работе с сервисом можно переключиться на русский язык в правом верхнем углу, щелкнув по флагу; задания можно создавать и редактировать в режиме онлайн, используя различные шаблоны; на сайте можно выбрать различные категории: «Человек и окружающая среда», «История», «Математика», «География», «Информатика» и другие; можно получить ссылку для отправки по электронной почте или код для встраивания в блог или сайт, и на Вики-страницу; сервис интересен не только применением разных шаблонов, всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий, но и тем, что можно создать аккаунт для обучающихся.



Рисунок 2 - Окно приложения LearningApps.org

Итоговое задание выполняют с помощью онлайнового сервиса WikiWall. WikiWall – онлайновый сервис для совместного создания Wiki-газеты несколькими пользователями. Это российский whiteboard-сервис. Whiteboard-сервис (в переводе – «белая доска») – это рабочее пространство, на котором несколько пользователей (даже живущих в разных городах) в режиме онлайн совместно могут создавать один документ, в котором можно писать текст, рисовать, делать пометки, добавлять различные объекты и многое другое. Whiteboard-сервисы еще называют виртуальными интерактивными досками. Wiki-стенгазета позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Wiki-стенгазета поддерживает сохранение версий и обработку вики-синтаксиса (используется диалект WackoWiki) при просмотре страницы. Создание школьных тематических онлайн-газет или газеты класса в среде WikiWall можно использовать для организации проектной деятельности обучающихся.

Рисунок 3 - Главное окно сервиса WikiWall

В ходе веб-квеста обучающиеся на основе подобранных преподавателем ресурсов актуализируют знания по теме «Вероятность события» и составляют свою стенгазету на данную тему.

Рисунок 4 - Стенгазета на тему «Вероятность события»

Совместная деятельность обучающихся и преподавателя способствует повышению мотивации и эффективности обучения. Веб-квест превращает образовательный процесс в увлекательное занятие. Такой урок требует более тщательной подготовки, но результат не заставит себя ждать. Образовательным веб-квестом могут воспользоваться преподаватели математики, информатики, обучающиеся педагогического колледжа и школ.

Из этого можно сделать вывод, что технология web-квест проектов, как средства при изучении темы, обеспечивает необходимые условия для мотивированной, самостоятельной, творческой деятельности обучающихся, web-квест проекты могут стать хорошими помощниками при изучении различных дисциплин с применением глобальной сети Internet.



Библиографический список

  1. Агрба, Л.М. Образовательный веб-квест. Безопастность в сети интернет // Информатика в школе. – 2015. - №1. С.6-16.

  2. Андреев, А.А. Введение в Интернет-образование – М.: Логос, 2003. – 76 с.

  3. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php/.

  4. Веб-квест как активная форма организации проектной урочной и внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uprobr.ucoz.ru/index/veb_kvest_kak_aktivnaja_forma_organizacii_proektnoj_urochnoj_i_vneurochnoj_dejatelnosti/.

  5. Веб-квест как инновационная форма проектно-исследовательской деятельности    [Электронный     ресурс].   –   Режим    доступа: http://pandia.ru/text/77/479/10228.php/.

  6. Высшая математика. Теория вероятностей. Вероятность события [Электронный     ресурс].     –     Режим     доступа: http://www.grandars.ru/student/vysshayamatematika/veroyatnostsobytiya.html/

  7. Случайные события. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.exponenta.ru/educat/class/courses/tv/theme0/1.asp/.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница