Образовательная программа «вокальное пение»




Скачать 91.44 Kb.
Дата02.04.2016
Размер91.44 Kb.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 135

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

Программа согласована с учреждением дополнительного образования

детей Дворцом юношеского творчества Выборгского района.

Директор: Н.А.Савченко.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ВОКАЛЬНОЕ ПЕНИЕ»

(для детей 12-14 лет).



Автор: ТРОИЦКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА.

Пояснительная записка.

Направленность программы.

Образовательное учреждение решает множество задач, среди которых – эстети-

ческое воспитание юного поколения. Дополнительная образовательная програм-

мА художественно – эстетической направленности «Вокальное пение» создана

для подготовки учащихся общеобразовательного учреждения к выступлениям на общешкольных массовых мероприятиях и концертах: ко «Дню Учителя», к «Меж-

дународному женскому Дню 8 марта», ко «Дню снятия блокады Ленинграда», ко

«Дню Победы»; на песенных Фестивалях, проводимых в школе, в районе, в кол-

лективно-творческой деятельности обучающихся. В репертуаре объединения ис-

пользуется разнообразный песенный репертуар: эстрадные, народные, массовые

песни композиторов 20-го века,песни военных лет, а также – авторские песни.



Условия реализации.

В России пение распространено с древнейших времён. К сожалению, в последнее

время, поющая Россия уходит в прошлое. Сохранить и возродить великие тради-

ции академического вокального пения, приобщить к нему детей, научить их петь

красиво, правильно – основная идея данной программы.

Программа рассчитана на двух- часовое изучение: занятия 1ч.-2 раза в неделю.

При отборе детей следует учитывать особенности мутационного изменения

голосового аппарата подростков 12-14-ти лет, что требует индивидуального отношения к согласованию в деятельности пения.

В коллектив принимаются все желающие. Главное, чтобы занятия доставляли

удовольствие, а в дальнейшем-стали духовной потребностью. На занятиях и

во время концертов, выступлений, Учащиеся слышат не только собственное исполнение, но и исполнение своих товарищей, также – исполнение других коллективов. Они учатся сравнивать, анализировать, оценивать исполнение музыкального произведения, у них расширяется музыкальный кругозор.

К концу обучения дети научатся грамотно владеть собственным голосом, не

стесняться его, уметь оценить исполнение музыкального произведения.Но и,

конечно, главное – чего хочется достичь – привить любовь и интерес к музыкальному искусству.



Цель обучения:

Эстетическое воспитание юного поколения средствами вокального искусства.

Развить интерес к разнообразию песенного репертуара 20-го века, что созвучно

доброте, нежности, романтике, высокой одухотворённости и любви.



Задачи обучения:

1.Научить правильному дыханию.

2.Формирование музыкально-ритмических навыков.

3.Формирование начальных навыков актёрского мастерства.

4.Расширение музыкального кругозора воспитанников.

5.Развитие вокального слуха и певческого голоса.

6.Развитие координации, гибкости, пластики, артистических способностей,

внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии.

7. Развитие эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.

8.Воспитание чувства товарищества, доброжелательности к окружающим,

гражданской позиции, патриотизма.

9.Воспитание грамотных слушателей и любителей музыки.

10.Содействие в самоопределении и социальной адаптации.

Формы и методы проведения занятий:

Используются традиционные формы проведения занятий: групповые и индиви-

дуальные, где вырабатываются певческие навыки. А также: репетиции, концерты,

фестивали. На занятиях используются объяснительно-демонстрационный и

наглядный методы.

Содержание программы.

1.Певческая установка.(Звук, дыхание).

2.Выработка хорошей дикции: чёткости, ясности произношения.

3.Исполнение вокальных упражнений.

4.Работа над унисоном (единое пение) и элементами 2-х голосного пения.

(канон, терции).

5.Овладение элементами музыкальной грамоты.

6.Работа над строем и ансамблем.

7.Концертные выступления.

Прогнозируемый результат.


  1. Постановочность дыхания, оформленность певческого звука, связности звуков.

  2. Владение при исполнении естественной певческой установкой, мышцами связок, спецификой цепного дыхания.

  3. Чёткость и ясность дикции в произношении букв и слов.

  4. Владение плавным, непрерывным,отрывистым звукоизвлечением.

  5. Чистота интонирования.

  6. Слитность, стройность и единство хорового звучания в унисоне.

  7. Владение элементами двухголосного пения, устойчивость интонации в самостоятельном голосоведении.

  8. Подвижность, свобода и непринуждённость пения в поступенном (нисходящем и восходящем) и скачкообразном движении мелодии.

  9. Передача тонкой и разнообразной нюансировки произведения, владение динамическими контрастами в звукоизвлечении.

  10. Освоение основных элементов музыкальной грамоты, знание нот, длительностей, размеров, разновидностей ритмических фигур.

  11. Осознанное, выразительное, эмоционально – художественное исполнение произведения.

Формы проведения итогов реализации программы:

  • Концертные выступления.

  • Участие в конкурсных программах, фестивалях.

  • Ведение портфолио концертных выступлений.

Коллективное обсуждение успехов.

Содержание изучаемого курса.

1.Знакомство, сведения об устройстве голосового аппарата.

2.Певческая установка. Ровность корпуса и осанки. Формирование мышечных ощущений. Развитие навыков вдоха, цепного дыхания. Правильное формирование певческого звука, чёткость и ясность дикционного произношения. Плавность, непрерывность, отрывистость звукоизвлечения.Формирование дыхания, правильности звука, постепенное расширение диапозона голоса, совершенствование его тембра.Дыхание, фор-

мирование певческого звука, связности звукоизвлечения.

3.Активизация артикуляционного аппарата, интенсивность звукоизвлечения, гибкость, подвижность.

4.Исполнение вокальных упражнений. Выравнивание, округление звучания гласных при пении «легато», выработка слитного хорового звучания. Постановка подвижности голоса, тонкая и разнообразная нюансировка. Мягкость звуковых переходов, естественность движения голоса. Выработка энергичного, но не резкого «форте» и мягкого «пиано» на основе хорошего владения певческим дыханием. Интонирование полутонов и хроматических гамм.Интонирование восходящих и нисходящих скачков с расширением диапозона. Пение на цепном дыхании. аккуратность возобнавления дыхания поочерёдно в разных местах.

5. Работа над унисоном и элементами 2-х голосного пения.Стройность и единство в унисонном пении, интонационная устойчивость в ансамбле. Самостоятельное голосоведение, канон, выстраивание интервала «Терции».

6.Овладение элементами музыкальной грамоты: ноты, длительности, размеры, ритм.

7. Строй и ансамбль. Работа над характером, осознанным исполнением, эмоционально – художественная выразительность. Показ закрепления приобретённых навыков, качественность исполнения.

8.Подготовка и выступления на концертах, конкурсах, фестивалях.



РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР.

М.Пляцковский.Ю. Антонов. «Крыша дома».

А. Зацепин. Л. Дербенёв. «Волшебник – недоучка».

А. Поперечный. Э. Ханок. « Малиновка».

Б. Рычков. Л. Дербенёв. « Всё могут короли».

Ю. Энтин. Е. Крылатов. «Прекрасное далёко».

Ю. Энтин. М. Дунаевский. «Лесной олень».

М. Рябинин. В. Шаинский. «Родительский дом».

М.Таривердиев. Н.Добронравов. «Маленький принц».

М. Дунаевский. Л. Дербенёв. «Всё пройдёт».

Б. Терентьев. Е. Евтушенко. «Родина».

В. Шаинский. Е. Шевелёва. «Уголок России».

Е. Мартынов. А. Дементьев. «Праздник Юности».

В. Добрынин. М. Рябинин. «Ты мне не снишься».

Ю. Антонов. М. Танич. «Не забывай».

В. Ярушкин. «Обращение к России».

Ю. Саульский. А. Поперечный. «Снега России».

Е. Глебов. Б. Окуджава. «Белый парус».

П. Аедоницкий. И. Шаферан. «Красно – солнышко».

Е. Плотникова. «Счастье русской земли».

Л. Дербенёв. А. Зацепин. «Куда уходит детство».

М. Дунаевский. И. Резник. «Золушка».

М. Блантер. М. Исаковский. «Катюша».

А. Александров. В. Лебедев – Кумач. «Священная война».

А. Новиков. Л. Ошанин. «Дороги».

В. Соловьёв – Седой. М. Матусовский. «Баллада о солдате».

Л. Шёнберг. П. Богданов. «Песня о Ладоге».

З. Агатов. Н. Богословский. «Тёмная ночь».

Р. Хозак. Е. Агранович. «От героев былых времён»

(из к/ф «Офицеры»).

К. Молчанов. М. Львовский. «Вот солдаты идут».

Г.Струве. Л. Кондрашенко. «Матерям погибших героев».

В. Мигуля. М. Агашина. « Песнь о солдате».

М. Ножкин. «Последний бой».

(из к/ф «Освобождение»).

В.Захаров. М.Исаковский «Ой, туманы мои, растуманы».

В.Соловьёв-Седой.А. Фатьянов. « На солнечной поляночке».

Б.Окуджава. «Нам нужна одна победа».

(из к/ф «Белорусский вокзал»).

Э.Калмановский. Е.Евтушенко. «Хотят ли русские войны».

В.Баснер. М.Матусовский. «На безымянной высоте».

Б.Окуджава. «До свидания, мальчики».

Д.Тухманов.В.Харитонов. «День Победы».

В.Соловьёв-Седой. А.Чуркин. «Вечер на рейде».

К.Листов. А.Суриков. «В землянке».

Я.Френкель. Р.Гамзатов. «Журавли».

Я.Шведов. А.Новиков. «Смуглянка».

А.Пахмутова. Н.Добронравов. «Песня о далёкой Родине».

М.Блантер. М.Исаковский. « В лесу прифронтовом».

М.Фрадкин. Р.Рождественский. «За того парня».

(из к/ф «Минута молчания»).

А.Пахмутова. Н.Бобронравов. «Как молоды мы были».

В.Соловьёв-Седой. М.Дудин. «В путь».

Г.Петербургский. Я.Галицкий. «Синий платочек».

Я.Дубравин. В.Суслов. «Песни наших отцов».

М.Исаковский. «Огонёк».

И.Дунаевский. В.Лебедев-Кумач. «Песня о Родине».

Д.Тухманов. Н.Ножкин. «Россия» ( Я люблю тебя,Россия…)

И.Дунаевский. В.Лебедев – Кумач. «Весёлый ветер».

В.Шаинский. М.Матусовский. «Крейсер «Аврора»».

В.Высоцкий. «Песня о друге».

А.Фляковский. А.Дидуров. «Прощальный вальс».

Л.Квинт. В.Костров. «Здравствуй, мир!».

Е.Крылатов. Ю. Энтин. «Крылатые качели».

Л.Афанасьев. И.Шаферан. «Гляжу в озёра синие».

А.Колкер. К.Рыжов. «Карелия».

В.Добрынин. Л. Дербенёв. «Мир не прост».

Ю. Акулов. Л. Шишко. «Клён».

Б. мокроусов. М. Матусовский. «Вологда».

С.Намин. И.Шаферан. «Мы желаем счастья вам».

А.Пахмутова. Н.Добронравов. «Беловежская пуща».

Н.Гнатюк. «Птица счастья».

Ю.Саульский. Л. Завальнюк. «Осенняя мелодия».

С. Туликов. М. Пляцковский. «Не повторяется такое никогда».

А. Экимян. Р. Рождественский. « Не надо печалиться».

Ю. антонов. Л. Фадеев. «Дорога к морю».

Ю. Антонов. Л.Фадеев. «20 лет спустя».

Н. Расторгуев. «Песня Бабушке».

А. Гурилёв. И. Макаров. «Колокольчик».

А.Алябьев. А. Пушкин. «Я вас любил».

М.Глинка. Н. Кукольник. «Жаворонок».

О. Хромушин. Л. Куклин. «Музыка города».

( из к/ф «В старых ритмах»).


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница