Образовательная программа: Управление в сфере здравоохранения Слушатель: Гилажитдинов Наиль Гильмитдинович




Скачать 207.41 Kb.
Дата04.08.2016
Размер207.41 Kb.
Российская академия народного хозяйства и государственной

службы

при Президенте Российской Федерации

Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 – 2014 годах»


Образовательная программа: Управление в сфере

здравоохранения

Слушатель: Гилажитдинов Наиль Гильмитдинович
Страна стажировки: Испания

Москва, 2011

а. Информационная часть


ФИО


Гилажитдинов Наиль Гильмитдинович

Регион


Калининградская область

Должность


МУЗ «Центральная городская больница» г. Калининграда, заместитель главного врача по хирургической работе

Наименование образовательной программы


Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 – 2014 годах

Наименование выполненного в рамках программы Проекта


Системы ценностей в практике врача и их роль в повышении качества оказания медицинской помощи

Сроки и место проведения зарубежной стажировки

27.11. – 10.12.2011 г.г., Испания, г. Барселона


b. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления в сфере здравоохранения
Этапы развития, принципы организации и финансирования ,динамика демографических показателей, проблемы и перспективы испанской модели здравоохранения достаточно подробно представлены в презентации
От Каталонской модели здоровья к Каталонской системе здравоохранения
Исторический и политический контекст:
1. Реформа социального обеспечения: 1977

  • Отделение экономических услуг от услуг здравоохранения

2. Акт об автономии Каталонии: 1979

3. Децентрализация Государства: 1981



  • Передача полномочий по региональному здравоохранению автономному Правительству Каталонии

  • Создание других Автономных регионов

  • Законы о Региональной автономии

4. Структурная Реформа системы здравоохранения: 1986

  • Общий закон о здравоохранении: Общий охват

  • Прогрессивное изменение финансовой системы

  • Объединение систем социальной защиты и благотворительности: одно казначейство

  • Постепенный переход к системе, финансируемой из налоговых отчислений: Национальная система здравоохранения

5. Закон об автономии Каталонии: 2006
Социо-демографические характеристики Испании


  1. 17 Автономных Муниципальных образований

  2. Площадь: 504,750 км

  3. Население (2006): 44.708.964

  4. Продолжительность жизни (2002): 79,5 лет

  5. Рождаемость (2004): 10,6

  6. Общая смертность (2004): 8,7

  7. Младенческая смертность (2004): 3,5

  8. ВВП на душу населения (PPP 2006): 27.522 USD


Государственная система здравоохранения Испании
• Финансируется из налоговых отчислений

• Полномочия переданы автономиям

• Общий охват

• Свободный доступ

• Расширенный диапазон государственных услуг

• Софинансирование затрат на фармацевтические продукты

• Услуги, в основном, предоставляемые Государственными учреждениями

• Обсуждается вопрос устойчивости и система финансирования




Автономные регионы Испании
Бюджеты здравоохранения 2006


Контекст: Каталония в цифрах и состояние здоровья населения
Социально-демографические показатели
1.Автономное сообщество

2. Площадь: 32.106 km2

3. Население: 7.503.118 жителей

4. Продолжительность жизни: 80,6 лет

5. Рождаемость (2004): 11,41 / 1000

6. Общая смертность (2004): 8,9 /1000

7. Младенческая смертность: 2,87/1000

8. ВВП на душу населения (PPP 2006): US$ 31.910

9. Туризм: 22.669.000 визитов

10. Высокая концентрация городского населения

11. Собственный язык и культура

12. Занятость по секторам:

• Услуги 59,4 %

• Промышленность 28,8 %

• Строительство 8,3 %

• Сельское хозяйство 3,5%

















Каталонская модель здравоохранения
Принципы Каталонской системы здравоохранения:
• Качество

• Равенство (справедливость)

• Децентрализация

• Эффективность

• Трансверсальность

• Интеграция

• Участие

• Прозрачность

• Дополняемость и взаимозаменяемость




























Новые перспективы:
Основные проблемы системы Здравоохранения Каталонии
1. Демографические и культурные изменения:

• Старение→Иждивенчество

• Иммиграция

• Рождаемость

2. Социологические и эпидемиологические изменения

3. Научно-технический прогресс

4. Экономическая устойчивость



Основы политики управления
1.Улучшение финансирования здравоохранения в Каталонии

2. Принятие нового закона о здоровье в Каталонии

3. Развитие территориальных органов управления здравоохранением

4. Развитие новых территориальных схем финансирования


5. Одобрение закона об Институте здоровья Каталонии

6. Создание Агентства здравоохранения

autoshape 2

На рассмотрении в Парламенте

Закон об Институте здоровья в Каталонии
• Реорганизация учреждения государственной формы собственности в независимое государственное учреждение

• Поддержка разделения организации, покупающей услуги, от провайдера услуг

• Повышение управленческого потенциала государственных учреждений

• Совершенствование отчетности


Создание Агентства здравоохранения
• Распространение разделения финансирующей организации и провайдера услуг на систему здравоохранения

• Стимулирование взаимодействия и сотрудничества различных администраций

• Аккредитация провайдера услуг

• Стимулирование трансверсальности и интеграции, особенно в первичном

здравоохранении

• Ориентация на качество

• Преобразование и обновление технического и управленческого персонала

Стимулирование территориальных органов здравоохранения
Цель: Создать устойчивый орган взаимодействия между Областным правительством и местными органами самоуправления

Юридический статус: консорциум



Специфические цели:

– Справедливость. Уменьшение диспропорций.

– Трансверсальность мер

– Интеграция мед. помощи

– Устойчивость

– Реагирование на демографические проблемы

– Участие

– Прозрачность

– Рост субсидий





Развитие новых территориальных схем финансирования
ПОЧЕМУ система подушевого финансирования?
1. Для поддержки создания интегрированных систем здравоохранения, основанных на удовлетворении потребностей населения.

2. Для повышения эффективности системы, поддержки более координированного управления здравоохранением.

3. Для стимулирования повышения качества медицинских услуг, обеспечение наиболее адекватного уровня медицинской помощи.

4. Для разделения ответственности на разных уровнях оказания медицинской помощи, с передачей части рисков провайдерам услуг.




Подушевое финансирование (III)
Будущие компоненты:

Расширение модели (гармонизировано с созданием и реализацией Территориальных органов управления здравоохранением [GTS]):

• 2005 - шесть новых территорий (22%)

• 2006 - 50 %

• 2007 - 100 %

Формула корректировки:

• Повышение точности схемы финансирования (в зависимости от

потребностей, справедливости и др.)

• Минимизация некорректных стимулов (в зависимости от созданных структур…)

» Весь персонал: стимулы для взаимодействия



Комментируя представленную презентацию необходимо отметить, что

Испанская государственная система здравоохранения считается одной из самых лучших и современных не только в Европе, но и в мире, где по данным ВОЗ страна занимает третье место. В основном эта система была сформирована после Второй мировой войны На протяжении 1980-1990-х гг. испанское здравоохранение претерпело существенное изменение, которое выразилось в значительном расширении оказания помощи, развитии новой реформированной сети ПМП и рационализации как системы финансирования, так и управления. Расширение общественных сетей и перехода от гарантированной социальной системы к системе финансирования из средств, полученных от уплаты налогов, дало прекрасные результаты. В дальнейшем система подверглась существенной децентрализации с передачей полномочий округам.


Формально целью реформы было улучшение системы ПМП. Основанием для нее был низкий уровень оказания медицинской помощи гражданам – длительное ожидание лечения в стационарах

Испанское медицинское обслуживание основано на двух вариантах оказания медицинской помощи: в государственном и негосударственном секторе. Министерство здравоохранения и защиты потребителя разработало общие для всех нормы, определяющие минимальные стандарты и требования к оказанию медицинской помощи, которые приобрели силу закона, позволяют наладить информационную систему и гарантируют взаимодействие между национальными медицинскими специалистами и округами. Министерство также обладает полномочиями для написания и публикаций сравнительных медицинских отчетов по результатам своей внутренней и международной деятельности, проведения оценочных исследований и освещения практических достижений.


Округа решают, как организовать или осуществлять медицинское обслуживание в соответствии с национальным законодательством. Межтерриториальный совет (Consejo Interterritorial del Sistema Nacional de Salud) состоит из представителей окружных и государственных администраций и наделен полномочиями содействовать работе системы здравоохранения.
Функции муниципалитетов (самоуправления) являются дополняющими таковые системы здравоохранения – это гигиена и охрана окружающей среды

Отличительной чертой Испанского здравоохранения является децентрализация управления и финансирования здравоохранения при одновременной интеграции всех общественных ресурсов в единую общенациональную систему здравоохранения. Здравоохранение финансируется из системы налогообложения, из средств, полученных от налога на добавочную стоимость и подоходного налога, а также региональных налогов. Регионы могут изменять ставку налогообложения на своем уровне до порога, установленного национальным правительством. Некоторые автономии получают дотации от правительства. Сфера здравоохранения в значительной степени финансируется за счет отчислений, связанных с занятостью населения. За последние 20 лет она достигла существенных результатов в 17 испанских округах. Национальная система медицинского обеспечения в 1997 г. охватывала до 99,8% населения, включая пациентов с низким доходом и иммигрантов. Расходы граждан по медицинскому обслуживанию покрываются за счет трех общественных фондов. Высокие налоги в Испании на алкогольные напитки (10%) и табачные изделия (5,3%) введены для увеличения финансирования здравоохранения. В дальнейших планах правительства по борьбе с дефицитом бюджета – удвоение налогов на бензин и повышение налогов на электричество на региональном уровне В наши дни там происходит постепенный переход от налоговой, то есть национальной модели (финансирование на 96% осуществляется из налогов), к модели, более ориентированной на систему социального страхования здоровья, на долю которой сейчас приходится свыше 70% всех расходов на здравоохранение Финансирование частного здравоохранения служит дополнением к общественному здравоохранению в виде наличных доплат, таких как оплата лекарств.


Испания имеет самый низкий уровень затрат на здравоохранение в Европе: затраты на одного человека в 2002 г. составили 1646 дол. США. Общий бюджет здравоохранения составлял 7,6% от валового национального дохода. В этом же году только 71% от общих затрат на здравоохранения был покрыт из общественных фондов.

Механизм оплаты внутрибольничных расходов в округах различается. В настоящее время проводится эксперимент с больничным бюджетом. Традиционно больничные затраты возмещаются с течением времени без предварительных договоренностей и без формальной оценки. В последнее двадцатилетие увеличилось использование контрактных программ с перспективным целевым финансированием, как для государственных так и для негосударственных больниц. Большинство врачей заняты в общественном секторе и получают фиксированную зарплату.. Размер этой зарплаты зависит от количества лет медицинской практики и определенных профессиональных степеней; она повышается каждый год для всех сразу, независимо от уровня профессионализма или отзывов пациентов.

Медработники работают 38 часов в неделю Уровень базовых зарплат в государственном секторе составляет:

Врачи – 4,5 тысяч евро в мес

Медицинские сестры - 2 тысяч евро в мес

Техники 1.8 тысяч евро в мес

младший персонал – 1,5 тысяч евро в мес.

В частной системе здравоохранения зарплата как правило зависит от количества пролеченных пациентов и квалификации специалиста и может достигать от 3 тыс .эвро до 300тысяч эвро в месяц

Подготовка медицинского персонала происходит в государственных и частных медицинских ВУЗах. По результатам школьного единого государственного экзамена определяется рейтинг абитуриентов, поступают студенты, которые набрали более 8 баллов по результатам ЕГЭ из 10 возможных.

Срок обучения врача в ВУЗе 6 лет. После 6 лет обучения в медицинском ВУЗе все студенты сдают экзамен и получают диплом врача общей практики. По результатам экзамена составляется рейтинг врачей и согласно рейтингу врач общей практики может выбирать специальность.

Соответственно молодые врачи с наибольшим рейтингом имеют возможность выбора специализации, остальные выбирают профессию по остаточному принципу.

После выбора специальности молодой врач обязан пройти специализацию - 2 года интернатуры и 2 года ординатуры,. После окончания постдипломной подготовки врач сдаёт экзамен, по результатам которого определяется его рейтинг. Соответственно лучшие клиники берут на работу врачей с высоким рейтингом.

Медицинские сестры получают высшее образование в медицинских ВУЗах, но срок обучения составляет 4 года. Уровень подготовки медсестер соответствует уровню подготовки нашего фельдшера. Кроме того, в Испании существует специальности физиотерапевт и медицинский техник - срок подготовки которых составляет3 и 2 года. Медицинские техники обучаются для работы в лабораториях, отделах лучевой диагностики, в службе скорой помощи и реабилитации. Введении данной специальности во многом снизило нагрузку на врачебный и сестринский персонал. Медицинский техник не имеет право проводить инвазивные манипуляции с пациентам, за исключением забора крови для лабораторных исследований.

. Современный облик испанского здравоохранения определяет Общий закон, принятый в 1986 г.. Общий закон определяет современный путь испанского здравоохранения, и важнейшим следствием его принятия стало видоизменение оказания первичной медицинской помощи. В Испании все общественные ресурсы интегрированы в единую общенациональную систему здравоохранения с децентрализованным управлением и финансированием. Первичную медицинскую помощь оказывают как государственные и негосударственные центры врачей общей практики, так и частные врачи. Дальнейшую стационарную помощь предоставляют как государственные больницы-20%, так и негосударственные работающие по контракту с министерством здравоохранения их- 70% , и частные больничные учреждения-10%, в основном по договорам с частными страховыми компаниями.


Национальная система здравоохранения охватывает практически все население и основана на принципах всеобщей и равной доступности медицинских услуг. В настоящее время 93,9% населения имеет право на бесплатное обслуживание. Эту бесплатную помощь пациенты могут получать в любой точке страны.
Все государственные больницы предоставляют круглосуточную неотложную медицинскую помощь. В каждом административном округе Испании обязательно есть как минимум одна государственная больница, оборудованная новейшей медицинской аппаратурой, где работает высококвалифицированный персонал.

В соответствии с генеральным законом о здравоохранении (1986) первичная медицинская помощь (ПМП) оказывается независимо от общественного статуса пациента. Врач первого контакта – это врач общей практики, который играет роль диспетчера. Традиционная система оказания ПМП предусматривала общение с частично занятым врачом общей практики. После реформы, с 2001 г., более 90% округов при оказании ПМП задействует всю команду врачей с полным обеспечением помощи. Несмотря на общественное внимание к ПМП, система здравоохранения по-прежнему сконцентрирована в больницах. В 2001 г. Испания имела 4 койки на 1000 населения Одной из отличительных черт первичного звена является мощная профилактическая составляющая в работе медицинского персонала: активы на дом среднего персонала (измерение АД, глюкозы крови и т.д.), работа с организованными группами населения (школьники, студенты, крупные предприятия и т.п.), проведение тематических сессий с группами по 13-15 человек. Причем профилактическая работа оплачивается дополнительно, соответственно медицинский персонал финансово мотивирован на её проведение.

Кроме обширной сети амбулаторных центров существует система больниц: первого уровня, второго.окружного уровня ориентированные в основном на оказание неотложной помощи, и третьего регионального уровня, где оказывается высокотехнологичная медицинская помощь. Кроме этого имеются центры психиатрической помощи и долгосрочной помощи. В реформированной модели обеспечения происходит ротация членов команды специалистов из клинических отделений госпиталей для работы в амбулаторных центрах.
Большинство медработников в настоящее время имеют статус государственного служащего. В 2000 г. общее количество врачей достигло европейского уровня – из расчета 3,2 специалиста на 1000 населения, тогда как в 1990 г. составляло 2,3 на 1000. В 2000 г. общее количество среднего медицинского персонала по-прежнему оставалось относительно низким – 3,7 на 1000 населения.

Качество обслуживания в Испании очень хорошее, особенно в крупных городах. Здесь, да и повсеместно в стране работает и частные медицинские центры. Их услугами пользуется около 15% населения. Испанское правительство поощряет развитие таких центров посредством снижения налогов предпринимателям, имеющим частную медицинскую страховку.

Право, которым наделены все испанцы - это право свободного выбора лечащего участкового грача. Участковый врач выписывает рецепт на приобретение лекарства, дает назначение на анализы, а также дает назначения на прием к специалистам. Лекарства, выписанные врачом, стоят в аптеке на 60%дешевле, чем в случае их приобретения без рецепта. Практически всегда можно попасть на прием к участковому врачу в течение суток после записи. Участковый врач в экстренных случаях.

обслуживает и на дому,

Большинство врачей работает в амбулаторных центрах. Консультации же у специалистов можно получать в специальных поликлиниках, являющихся либо частью больницы, либо занимающих отдельное помещение. В Испании около 800 больниц, 2/3 больничных коек находится в государственных больницах, в которых проводится лечение 80% всех заболеваний, требующих стационарных условий лечения. Как было уже сказано, обслуживание пациентов в медицинских учреждениях производится бесплатно. При этом они должны оплачивать около 40% от стоимости медикаментов, прописанных для приема после выписки из больницы. Хотя в настоящее время пенсионеры, то есть лица 65 лет и старше и безработные получают медикаменты бесплатно, испанским государством предусмотрено введение 10% оплаты стоимости медикаментов пенсионерами. Работающие испанцы и члены их семей имеют карточки социального страхования. Эти карточки позволяют обращаться за различной медпомощью в центры здоровья, которые распространены по территории Испании повсеместно и образованы группами врачей общей практики. Так оказывается первичная помощь

Высоким уровнем профессионализма отличается и сектор частного здравоохранения. Частные страховые компании внедрили добавочное покрытие расходов по здравоохранению. Оно играет растущую роль в оплате расходов, которые не входят в базовый пакет страховки. В 2003 г. это позволяло избежать длительного ожидания пациентов в оказании им помощи. С этого года 18,7% населения используют политику частного страхования

В Испании существует немало страховых медицинских компаний. Они предоставляют широкий спектр страховых полисов: индивидуальные, семейные, разной величины оплачиваемых услуг. Каждая компания имеет сеть клиник и госпиталей, а также врачей, имеющих частную практику, с которыми у компании есть договора на обслуживание клиентов. Если клиент обращается в клинику, с которой у страховой компании договора нет, клиент сам оплачивает лечение, а потом компания вернет его стоимость полностью или частично в зависимости от условия страховки

 Скорая медицинская помощь в Каталонии централизована на базе государственного учреждения, подчиняющемуся  министерству здравоохранения Каталонии. СМП обслуживает более 7 млн.  человек, которые проживают на территории 32 тыс. км2.

Основными задачами службы СМП являются организация санитарных услуг и рекомендации населению.

Основными принципами работы службы СМП являются: честность, уважение, профессионализм, доступность, прозрачность, качество, эффективность, вовлеченность.

Стратегическими направлениями службы являются:

–   упорядочение системы службы 112;

–   создание центра мобилизации ресурсов поддержки граждан в момент проблем со здоровьем.

По организационной структуре служба СМП представлена диспетчерской службой 112 и 061, а так же консультативной службой 902-111-444, где граждане могут круглосуточно получить консультацию по любому вопросу связанному со здравоохранением.

Ежедневно в службу 061 и 112 поступает около 4-4,5 тыс. звонков, в связи с чем для принятия оперативного решения на обслуживании данной линии сидит профессионал не медик, задача которого принять решение по алгоритму:

- активизировать ресурсы;

- перенаправить звонок врачу.

В консультативную службу поступает около 2 тыс. звонков в день, на которые отвечают медицинские сестры и психологи.

Всего одновременно в call-центре работает более 60 человек, причем около 10 из них врачи.

В состав учреждения входят 422 подвижные единицы автотранспорта, которые видны всем диспетчерам он-лайн и диспетчер принимает решение, какой санитарный транспорт направить к пациенту.

Существует два типа санитарного автотранспорта:

- автомобиль с базовым оснащением, в составе бригады которого нет медицинских работников, а только медицинские техники. Основная задача данной бригады - оказать первую помощь и доставить больного в стационар;

- реанимобиль, в состав бригады входит врач, медицинская сестра и санитары, на этапе транспортировки проводится интенсивная медицинская помощь.

Кроме того, в учреждении имеется 4 санитарных вертолёта, которые расположены по межтерриториальному принципу и в случае чрезвычайной ситуации незамедлительно вылетают в место вызова.

Всего в службе работают 716 специалистов, 75,4% из них медицинские работники.

За 2010 год в службу 112 и 061 поступило 1 604 576 звонков, в 1057072 случаях открыты протоколы, а в 876 045 задействованы ресурсы.

Время доезда автомобиля СМП – по уровням приоритетности  в городе 10 мин, в сельской – менее 20 минут.

Учреждение здравоохранения, которое будет оказывать медицинскую помощь информируется службой СМП заблаговременно, в результате чего при необходимости учреждение готовит необходимые ресурсы для оказания медицинской помощи пациенту (развертывание операционной, реанимации и т.п.), в результате чего удаётся существенно снизить летальность. Во всех государственных больницах неотложная медицинская помощь предоставляется круглосуточно в отделениях скорой помощи .



Принципы Каталонской системы здравоохранения:

-качество;

-равенство;

-децентрализация;

-эффективность;

-трансверсальность;

-интеграция;

-участие;

-прозрачность;

-дополняемость и взаимозаменяемость;

позволили испанской модели здравоохранения стать одной из лучших в мире , являются примером для подражания и внедрения на территории РФ.

c. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программы модернизации здравоохранения в регионах Российской Федерации
1 Эффективность испанской системы здравоохранения в немалой степени обусловлена:

в повсеместном и обязательном внедрении аутсорсинга в здравоохранении, наличием государственного провайдера медицинских услуг.

Лечебные учреждения действительно занимаются лечебно-диагностической и профилактической работой не отвлекаясь на непрофильную административно хозяйственную деятельность.

Что же такое АУТСОРСИНГ?

Аутсорсинг представляет собой комплексное стратегическое решение, направленное на реструктуризацию организации, реинжиниринг бизнес-процессов.


  • Аутсорсинг - практика передачи некоторых активов, арендованных мощностей, оборудования, персонала и управленческой ответственности сторонним организациям.

  • Это выполнение отдельных функций (производственных, сервисных и др) или бизнес-процессов внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами, на основе долгосрочного соглашения.

  • Сущность аутсорсинга

  • Экономическая сущность аутсорсинга состоит в передаче “третьей стороне” не только отдельных производственных процессов, но также полномочий, ответственности и рисков на основе долгосрочных соглашений.

  • Принципы аутсорсинга заключаются в следующем:

  • Заниматься тем, что можешь и умеешь делать лучше, чем другие (нет смысла содержать своих работников при наличии компаний, которые окажут ту или иную услугу гораздо качественнее и эффективнее, но с меньшими затратами);

  • Поручать другим то, что они делают лучше и дешевле;

Сферы применения аутсорсинга очень широки. В ЛПУ в аутсорсинг можно передать:

  • IT-технологии и call-центры;

  • Управление персоналом;

  • Финансово-экономический блок;

  • Техническое обслуживание, уборка, питание, охрана, управление закупками, стирка, обслуживание медтехники;

  • Управление инфраструктурой;

  • Услуги по диагностике (лабораторной,лучевой).

Таким образом, сегодня на внешний подряд можно передать практически все –вспомогательное производство, услуги, и даже управление лечебным учреждением

Считаю возможным использовать испанский опыт хозяйственной деятельности в здравоохранении -в Калининградской области.

Барселона-Калининград



Декабрь 2011г.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница