Образовательная программа по синхронному плаванию кемерово, 2013 Историческая справка




Скачать 115.07 Kb.
Дата12.06.2016
Размер115.07 Kb.

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМПЛЕКСНАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

«АТЛАНТА»




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СИНХРОННОМУ ПЛАВАНИЮ

Кемерово, 2013

Историческая справка

Синхронное плавание - один из основных видов водного спорта. История развития относиться к началу 20века. В разных странах в Австралии, Америке, Европе устраиваются водные шоу с элементами художественного плавания. Первые официальные соревнования прошли в 1946г. в Чикаго. В 1952г на конгрессе FINA , было признано, что данный вид спорта является перспективным и закреплено название спортивной дисциплины « синхронное плавание». История отечественного синхронного плавания начинается с 1920гг. В то время в Москве проходили водные праздники с массовыми заплывами и перестроениями на воде. В этих мероприятиях участвовали известные пловчихи того времени. В 1969г. Создается Федерация г. Москвы по художественному плаванию, первым Предсе5дателем которой избирается Ольга Ивановна Логунова, заведующая кафедрой плавания ГЦОЛИФК. С этого времени начинается культивирование синхронного плавания по стране. Проводятся соревнования между спортивными школами, особенное значение имеют соревнования между Москвой и Ленинградом. На базе этих городов формируется сборная команда страны.

Соревнования по синхронному плаванию включены в регламент Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов. В 1988г. Впервые все сильнейшие синхронистки мира встретились на Олимпийских играх в Сеуле. В 2000г. На Олимпийских играх в Сиднее команда России завоевала Олимпийские медали золотой пробы. С этого времени начинается Российский период в мировом синхронном плавании.

По составу участников синхронное плавание – женский вид спорта (что не исключает возможность выступления мужчин в некоторых соревнованиях). Синхронное плавание в полной мере обладает достоинствами, присущими художественным видам спорта, - зрелищностью и красочностью состязаний, сочетанию силы и грации в действиях спортсменов. Двигательная Практика синхронного плавания многофункциональна и уникальна. Она включает владения спортсменками широким арсеналом средств освоения водного пространства. Спортсменки высших спортивных разрядов быстро плавают, помимо навыков скоростного плавания имеют подготовку в области подводного плавания (ныряния в длину и глубину), водного поло, прыжков в воду, хореографии, художественной гимнастики, акробатики…

Отбор в синхронном плавании

Начальный возраст занятий синхронным плаванием колеблется от6-9 лет. Если юные спортсменки до занятий синхронным плаванием имели другую специализацию (художественную гимнастику, плавание, танец и т.д.), то зачисление в школу может быть и в более позднем возрасте.

В любом случае при отборе нужно опираться на уровень двигательной подготовки ребенка, его желания заниматься данным видом спорта, а так же на его физические качества: гибкость позвоночника, подвижность в суставах тазобедренном, голеностопном, плечевом, координацию, плавучесть.

Стоит обратить внимание на антропометрические данные, особенно ценятся спортсменки с длинными конечностями, узким тазом, и небольшим по отношению к ногам туловищем.

При отборе оцениваются пластические и ритмические способности ребенка: умение двигаться под музыку, воспроизводить заданный ритм.

Сенситивные периоды развития физических качеств на этапе начальной подготовки синхронного плавания

Процесс первичного отбора в синхронном плавании может длиться 2-3 года. Именно столько длится период начальной подготовки в синхронном плавании. Это время благоприятно для развития следующих физических качеств быстрота, гибкость, координация движений. Оптимальным возрастом для развития гибкости является возраст 6-9 лет. Гибкость зависит от эластичности связок, сухожилий и мышц. Хорошо развитая гибкость способствует овладению рациональной техникой обязательных и произвольных упражнений синхронного плавания, достижению выразительности и непринужденности в исполнении произвольных композиций. С увеличением силы эластичность мышц и связок заметно снижается, в этом случае рекомендуется систематическая тренировка в статическом и динамическом режиме для поддержания гибкости.



Медицинский отбор

На этап начальной подготовки зачисляются, учащиеся общеобразовательных школ от 6 лет (как уже сказано выше), получившие разрешение врача (письменное) из поликлиники или физкультурного диспансера. Основная цель медицинского осмотра – выявить отсутствие медицинских противопоказаний к занятию синхронным плаванием, определить состояние здоровья и общий уровень физического развития ребенка.



Методика начального обучения в синхронном плавании

Начальное обучение в синхронном плавании подчинено общим правилам и закономерностям формирования двигательных навыков и умений на воде. На этом этапе осуществляется оздоровительная работа, воспитательное и спортивное ориентирование (овладение разносторонними физическими упражнениями с элементами избранного вида спорта). Вся двигательная активность в синхронном плавании связана непосредственно с психическими процессами: ощущениями, восприятием и представлениями. На этапе начального обучения создается общее представление о движении. Изучаются отдельные элементы целостных упражнений. Мышечно – двигательные ощущения помогают спортсменке почувствовать правильное положение тела на суше и в водной среде. Процесс восприятия движения подкрепляется объяснением и показом, точным терминологическим наименованием, использованием наглядных пособий – рисунков ( рисунок плоского гребка виде знака бесконечности),фотографий ,видеозаписей, кукол-макетов.

С учетом этих особенностей обучение и тренировка в синхронном плавание требуют повышенного внимания к технике безопасности.

Техника безопасности.

Технику безопасности в синхронном плавании можно разделить на общую и специфическую.

Общие правила:


  1. Проверять акваторию занятий до и после тренировки

  2. Проверять состав занимающихся до и после занятий

  3. Обеспечить внешнее наблюдение за занимающимися на всех этапах обучения при любом уровне спортивной подготовки

  4. Обеспечить взаимный контроль спортсменов при занятиях в воде

Специфические правила:

Зона риска синхронного плавания связана с двумя основными позициями

- Длительной задержкой дыхания

- В долговременной работе в позиции обратной вертикали

Работа с длительной задержкой дыхания связана со специфической закономерностью: спортсмен, находящийся под водой длительное время, не может контролировать ситуацию предела своих возможностей. Существует понятие ложного второго дыхания, означающее в реальности утрату спортсменом контроля над ситуацией, необходимости оказания помощи со стороны.

Глубина бассейна должна соответствовать характеру выполняемых движений, например, нельзя в мелком бассейне делать упражнения связанные с риском удариться головой.

Проныривания должны заканчиваться на мелкой части.

Совместная работа предполагает отсутствие колющих, царапающих предметов.



Нужно проводить профилактическую разъяснительную работу о техники безопасности на воде с самых первых занятий.

Учебно-тематический план

Содержание

Для групп нач.подготовки 1 года обучения (кол-во часов)

Для групп нач.подготовки 2 года обучения (кол-во часов)

Для групп нач.подготовки 3 года обучения (кол-во часов)

Теоретическая подготовка

12

16

25

Общефизическая подготовка

28

16

40

Специальная физическая подготовка

30

16

40

Хореография

10

10

15

Плавательная подготовка

30

30

73

Изучение технических (обязательных элементов и фигур)

28

88

116

Изучение элементов произвольной программы

28

100

110

Изучение прыжков в воду

8

5

10

Совершенствование проплывов и техники плавания

22

21

27

Контрольные нормативы

12

10

12

Итого:

208

312

468

Задачи и методы в синхронном плавании

начальная подготовка (1-3 года обучения)

На первых двух годах обучения особое внимание стоит уделять умению держаться на воде, плавать и пластически осваивать новое пространство, а также развитию двигательно-координационных способностей. На последующих этапах особое место отводиться изучению основных позиций синхронного плавания, специальных передвижений, изучения обязательных фигур и элементов произвольных композиций. Целенаправленно изучаются элементы хореографии, акробатики, художественной гимнастики, прыжков в воду. Для этого привлекаются специалисты смежных спортивных дисциплин.

Основными задачами тренировки групп начальной подготовки является:


  • Укрепление здоровья и закаливание организма

  • Воспитание правильной осанки

  • Обучение техники спортивных способов плавания

  • Обучение основам техники синхронного плавания

  • Развитие физических качеств (силы, гибкости, быстроты)

  • Обучение элементам хореографии, акробатики

  • Развитие волевых качеств, трудолюбия, целеустремленности

  • Воспитание командного духа

0сновные средства подготовки

  • Общеразвивающие упражнения

  • Подготовительные упражнения на воде

  • Элементы хореографии, акробатики, гимнастики

  • Специальные упражнения синхронного плавания

Методы обучения

  • Словесный, наглядный

  • Игровой

  • Соревновательный

  • Методы обучения спортивного плавания

  • Метод подсчета

1 год обучения

Возраст занимающихся 6-9 лет. Количество занятий 2 раза в неделю, продолжительностью 2 часа(1час зал и 1 час воды). Минимальные требования на конец учебного года - уметь плавать, выполнять нормативы по ОФП и СФП (фигуры 1 Дельфиника) « Дельфиник» – это простейшие фигуры синхронного плавания, включают в себя 3 ступени. Выполнение, которых в конце года проходит в соревновательной форме.



Примерные практические занятия 1 года обучения

Общая физическая подготовка. Строевые упражнения: понятие о строе, шеренге, колоннах, различных перестроениях, дистанции.

Общефизические упражнения для рук, ног, туловища (наклоны, приседания вращения и т.д.)

Упражнения с предметами, а именно с гимнастической палкой круговые движения, выкрыты, перешагивания. С набивными мячами броски, каты (одной и двумя руками). Прыжки на скакалке.

Упражнения на снарядах. Гимнастическая скамейка ходьба, наклоны, прыжки на и через скамейку, сидя на скамейке поднимание ног и туловища. На гимнастической стенке: лазание, висы спиной, лицом, углом.

Легкоатлетические упражнения: бег на длинные и короткие дистанции, бег с ускорением, челночный бег. Прыжки с места в длину.

Подвижные игры.



Специально физическая подготовка. Очень большое внимание уделяется развитию гибкости, так как 6-9 лет это сенситивный период для развития этого качества. Гибкость и подвижность нужна во всех суставах, а так же гибкость позвоночного столба. Достигается это элементами активной и пассивной растяжки. Активная растяжка это когда спортсмен сам выполняет упражнения-выкруты, коробочки, мосты, шпагаты с высоты. Пассивная это работа с партнером, т. е под давлением веса или силы партнера. Складочки в парах, растягивание в парах, упражнение на гибкость позвоночного столба. Маховые упражнения в партере.

Специальные упражнения на развитие ловкости и координации. Ассиметричные упражнения руками, упражнения из позиции на голове. Подвижные игры с мячом, эстафеты.

Имитационные упражнения: основные позиции синхронного плавания (на спине, на боку, на груди). Положение группировки, угла, «цапли». Специальные гребки опорный, стандартный, обратный, плоский на животе, торпеда, пропеллер.

Спортивное плавание, прыжки в воду. Упражнение по освоению с водой, ныряние за игрушками, передвижение верхом на досках. Знакомство с техникой плавания: кроль на спине, брасс, дельфин, эстафетное плавание. Игры и развлечения на воде.

Хореография. Изучение позиций ног средняя выворотность и рук. Упражнения в партере, во втором полугодии ознакомление с элементами классического экзерсиса: реляве, деми плие, батман тандю,соте. С различными видами шагов: с вытянутой ноги, шаг пике, острый, высокий, на носках, полька.

Художественная гимнастика, акробатика. Различные виды ходьбы, бега легкий, мягкий перекатный. Пружинистые движения руками ногами, волны в сочетании с работой туловищем. Прыжки на двух, на одной, ноги врозь, открытый, касаясь. Повороты переступанием на 360. Равновесия на носках, одной ноге, ласточка.

Группировки, кувырки вперед в сторону, стойка на лопатках, мост из положения лежа. Ходьба на батуте с различным положением рук.



Техника синхронного плавания. Обучение техники основных гребков (технике плоского, стандартного, обратного). Обучение основным позициям на воде: на спине, на груди, на боку, открытая группировка, плотная группировка, согнув колено на груди и спине. Передвижение на спине и груди, обратным и стандартным гребком, торпедой и обратным пропеллером. Плавание с попеременным чередованием гребков. Обучение простейшим фигурам, соответствующим требованиям 3 юношеского разряда(2,5-3,0 балла): группировка, вращение в группировке, кувырок вперед, назад, щуку, парус верх и вниз. Обучение плоскому гребку в вертикальной позиции положение « крест». Передвижение в позиции «эгбите» на спине и животе.

Контрольные нормативы проводятся в конце учебного года в виде теста по обще - физической и специальной подготовке. ( См. приложение №1) И соревнования по простейшим фигурам. (См. приложение №2)

2 и 3 год бучения

На этапе 2 и 3 года обучения основными задачами тренировочного процесса является:



  • Совершенствование основных видов техники спортивного плавания. Выполнение юношеских разрядов по спортивному плаванию.

  • Совершенствование техники простейших фигур синхронного плавания специальных передвижений.

  • Изучение фигур 2 и 3 « Дельфиника» (см. приложение №2). Сдача спортивных переводных нормативов, выполнение 2-1 юношеских разрядов.

Средства и методы обучения не меняются. Основные изменения происходят в специально физической подготовке.

На этих этапах изучаются более сложные основные позиции на воде: «угол», «балетная», «кран», « цапля», « шпагат», «вертикаль». Усложняются передвижения. Вводиться передвижение различными гребками в позиции « парус», «фламинго», «балетная», различные сочетания этих позиций переходов. Спортсменки начинают участвовать в различных показательных выступлениях с небольшими композициями под музыку примерно 1-1,5 минут.Как и в первый год обучения в конце учебного года проводится теста по обще - физической и специальной подготовке и соревнования по простейшим фигурам.



Судейство в синхронном плавании

По условиям проведения соревнований синхронное плавание - вариативное многоборье. Спортсмены соревнуются в обязательной (школе), технической и произвольной программе. Первенство разыгрывается среди солистов, дуэтов и групп. Судейство происходит по десятибалльной системе, с градацией в 1 десятую. Высшая оценка 10 баллов.



Так как синхронное плавание женский вид спорта, то пик высших спортивных достижений приходиться в основном на возрастной период, характеризующийся полной биологической зрелостью организма. Однако высоких спортивных результатов в синхронном плавании могут добиваться как юные спортсменки 12-14 лет, так и взрослые девушки-женщины в возрастном диапазоне 25-28 лет.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница