Образовательная программа по предмету «Рисунок» для обучающихся 1-4 классов (срок реализации 4 года) Типовая программа по рисунку для детских



Скачать 190.79 Kb.
Дата29.07.2016
Размер190.79 Kb.
ТипОбразовательная программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

Усть - Кутского муниципального образования


Образовательная программа

по предмету «Рисунок»


ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

(СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 4 ГОДА)

Типовая программа по рисунку для детских

художественных школ и

художественных студий

Морозовой Г.А. преподавателя

Детской художественной школы №1,

г. Москва 2002г.

.


Усть-Кут, 2003г.

I. Пояснительная записка

Академический рисунок является основополагающей дисциплиной в системе художественного образования.

При составлении данной программы использована типовая программа по рисунку для детских художественных школ и художественных студий Морозовой Г.А. преподавателя Детской художественной школы №1, г. Москва 2002. Актуальность программы в раскрытии перед учащимися принципов построения реалистического изображения на плоскости, её содержание даёт знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы, а также прививает художественную культуру.

Содержанием программы «Рисунок» является формирование необходимых теоретических знаний, умений и навыков овладения основами учебного рисунка. В программе соблюдаются принципы наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения. Курс учебного рисунка в включает в себя: изображение отдельных предметов, натюрмортов различной сложности (длительные задания), выполнение кратковременных зарисовок и набросков, сведения о пластической анатомии для рисования головы, фигуры человека. Большое значение придается обучение методу конструктивного пространственного рисования геометрических тел, слепков головы, гипсовых фигур, что окажет значительную помощь в подготовке обучающихся к поступлению в специальные учебные заведения при выборе будущей профессии.

Задачи учебного предмета включают в себя изучение натуры, приобретение необходимых знаний, практических навыков в её изображении на плоскости, в условном пространстве начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного его завершения. Обучающиеся усваивают правила графического изображения, законы построения формы, перспективного построения реалистического изображения на плоскости, распределения света на предметах.

Итогом изучения рисунка в течении года является выполнение контрольной работы.



Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Рисунок» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.



Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации


Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-год

4-й год




Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8




Количество недель

16

18

16

18

16

18

16

18

34

Максимальная нагрузка

48

54

48

54

64

72

64

72

476


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция» при 4-хлетнем сроке обучения составляет 476 часов. Из них: 1 и 2 классы по 102 часа, 3 и 4 классы по 136 часов.



Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в групповой форме.



Цель учебного предмета

Цели программы – способствовать развитию у учащихся трёхмерного восприятия объёмной формы и умения хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство. Способствовать развитию чувства формы (её конструктивных и индивидуальных особенностей), а так же научить учащихся мыслить пластическими образами и передавать их изобразительными средствами.



Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Рисунок» являются:

- научить пользоваться выразительными средствами для создания художественного образа;

- научить владеть различными материалами: пластилином, глиной, стекой;

- обучить детей умению изображать в скульптуре основную форму предметов и наиболее яркие характерные их признаки;

- сформировать умение использовать во время лепки знания формы, пропорций предметов, а также различные приемы лепки;

- развитие осознания огромной художественной, эстетической, гражданской значимости изобразительного искусства;

- развитие мелкой моторики рук, учащиеся учатся лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных и человека, приучаются передавать свои творческие замыслы в пластическом материале;

- развитие образного мышления и тонкого эстетического вкуса;

- воспитание любви и уважения к художественным ценностям отечественной и мировой культуры;

- воспитание у учащихся необходимой идейной закалки, воспитание терпения, наблюдательности, трудолюбия, аккуратности, внимания, грамотного и сознательного подхода к творчеству.


Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки учащихся;

- формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов выполнения заданий в разных техниках).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора

дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической литературой.


II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно-тематический план

Первый год обучения

I полугодие

Календарные

сроки


Темы и содержание занятий

Кол-во

часов


1 четверть

Вводная беседа о рисунке. Знакомство с материалами. Методы работы карандашом. Понятия «линия», «штрих», «тон».

1

Зарисовки бытовых предметов, имеющих разный силуэт и характер. Знакомство с понятиями «пропорция», «симметрия». Представление о конструкции предметов.

6

Беседа о наглядной перспективе. Рисунок одного предмета на различных высотах по отношению к горизонту. Линейное построение.

6

Рисунок геометрического тела: куб, параллелепипед, призма. Закрепление правил по перспективе, передача объёма средствами светотени.

6

Натюрморт из двух предметов, контрастных по форме и тону на светлом фоне. Понятие о светотени, выявление формы

8

2 четверть

Натюрморт из двух предметов, контрастных по форме и тону на светлом фоне. Понятие о светотени, выявление формы средствами штриха, пятна.

21


II полугодие

3 четверть

Натюрморт из двух предметов, контрастных по форме и тону на светлом фоне. Понятие о светотени, выявление формы средствами штриха, пятна.

1

Рисунок чучела птицы в 2 положениях. Компоновка рисунка на листе бумаги. Передача пропорций, характера движений, особенности строения птицы. Передача штрихом фактуры оперения.

12

Натюрморт из двух-трёх предметов; натюрморт включает изображение чучела птицы. Усвоение знаний по передаче объёма в пространстве. Цельность и завершённость светотеневого рисунка.

9

Наброски с фигуры человека. Передача основных пропорций человека. Знакомство с работой мягкими материалами (сангина, уголь).

6

Постановка из двух-трёх предметов, включая гипсовое геометрическое тело. Закрепление знаний по передаче объёма в пространстве.

5

4 четверть




Постановка из двух-трёх предметов, включая гипсовое геометрическое тело. Закрепление знаний по передаче объёма в пространстве.

4

Наброски по памяти отдельных предметов. Развитие зрительной памяти.

6




Итоговый рисунок натюрморта из двух-трёх предметов более сложной формы с драпировкой без складок. Проведение мероприятий промежуточной аттестации.

11


Второй год обучения

I полугодие

Календарные

сроки


Темы и содержание занятий

Кол-во

часов


1 четверть

Беседа о целях, задачах предмета во втором классе. Повторение правил перспективы. Зарисовки каркасных геометрических тел.

3

Натюрморт из 2-3 геометрических тел, а также близких к ним по форме бытовых предметов (гипсовый шар, светлая коробка, книги и т.п.). Фон гладкий. Ознакомление с особенностями передачи объёма шара (представление о рефлексе, как части тени). Связь предметов в пространстве, обобщение тоном.

9




Зарисовки фигуры человека в спокойной позе. Передача характера модели, её пропорций, расположение складок, подчёркивающих движение человека.

6




Зарисовка однотонной драпировки, повешенной вертикально к поверхности стола. Освещение верхнее боковое.

6




Рисунок несложного орнамента (гипс) или розетки. Освещение контрастное. Изучение конструкции орнамента, его формы, пропорций. Лепка форм светотенью.

3

2 четверть

Рисунок несложного орнамента (гипс) или розетки. Освещение контрастное. Изучение конструкции орнамента, его формы, пропорций. Лепка форм светотенью.

6

Постановка в интерьере из предметов крупной формы (ящик, ведро, садовый инвентарь и др.). Освещение верхнее, рассеянное. Построение интерьера с использованием правил перспективы. Компановка и выбор формата для рисунка.

9

Зарисовки по памяти. Тренировка зрительной памяти. Наброски с фигуры человека.

6


II полугодие

3 четверть

Зарисовки по памяти. Тренировка зрительной памяти. Наброски с фигуры человека.

3

Натюрморт из трёх предметов: чучела птицы, геометрическое тело, бытовые предметы, близкие по форме к геометрическим телам. Передача фактуры и материала предметов натюрморта.

24

Натюрморт из 3 предметов. Натюрморт включает несложный орнамент.

6

4 четверть

Натюрморт из 3 предметов. Натюрморт включает несложный орнамент.

6

Итоговая постановка из 3 предметов быта на фоне драпировки с 2-3 складками. Суммирование приобретённых навыков и знаний за учебный год. Проведение мероприятий промежуточной аттестации.

15




Третий год обучения

I полугодие

Календарные

сроки


Темы и содержание занятий

Кол-во

часов


1 четверть

Рисунок ассиметричного орнамента (гипс).

Размещение на листе, построение, выявление формы светом и тенью.



12

Зарисовка несложного интерьера. Применение правил перспективы в изображениях ограниченного

пространства.



8

Натюрморт из двух-трёх предметов. Натюрморт включает орнамент (гипс) и драпировку. Требование максимальной законченности.

12




Части лица (гипс): нос, глаз, ухо. Размещение, построение, передача характера формы.

4

2 четверть

Части лица (гипс): нос, глаз, ухо. Размещение, построение, передача характера формы.

17

Натюрморт из 5-8 предметов, различных по форме, объёму, материалу, расположенных в глубоком пространстве, на различных уровнях, с применением драпировок.

11


II полугодие

3 четверть


Натюрморт из 5-8 предметов, различных по форме, объёму, материалу, расположенных в глубоком пространстве, на различных уровнях, с применением драпировок.

13

Зарисовки фигуры человека. Конструктивное построение. Передача пропорций, позы, одежды

Грамотная композиция.



20

Тематическая постановка из 3-4 предметов на фоне ткани со складками. Требование максимальной законченности при передаче фактуры предметов и пространства. Освещение контрастное.

11

4 четверть

Тематическая постановка из 3-4 предметов на фоне ткани со складками. Требование максимальной законченности при передаче фактуры предметов и пространства. Освещение контрастное.

5

Натюрморт, состоящий из гипсовой розетки высокого рельефа или гипсовой античной вазы и других бытовых предметов из различного материала (керамика, стекло, металл, дерево). Максимальная законченность рисунка .

23


Четвертый год обучения

I полугодие

Календарные

сроки


Темы и содержание занятий

Кол-во

часов


1 четверть

Рисунок черепа человека в двух проекциях.

8

Рисунок анатомической гипсовой головы человека. Знакомство учащихся с анатомическим строением головы.

16




Рисунок гипсовой античной головы. Требование законченности.

12

2 четверть

Рисунок гипсовой античной головы. Требование законченности.

4

Рисунок головы с живой модели. Изучение пластической формы головы человека.

16

Рисунок натюрморта в интерьере.

8


II полугодие

3 четверть

Рисунок натюрморта в интерьере.

8

Рисунок головы человека в разных ракурсах (на одном листе бумаги)

16

Рисунки фигуры человека с передачей характерных черт натуры.

12

Гипсовая голова римского периода или эпохи Возрождения.

8

4 четверть

Гипсовая голова римского периода или эпохи Возрождения.

8

Рисунок натюрморта с включением гипсового слепка с античных произведений. Проведение мероприятий итоговой аттестации.

20




Годовые требования

Первый год обучения

Результатом освоения программы 1 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:



  • первоначального владения карандашом (линия, штрих, тоновое пятно);

  • знание специальных профессиональных терминов в области изобразительного искусства;

  • умение компоновать предметы в листе;

  • умение передавать характер и пропорции формы предметов;

  • умение передавать линейную перспективу предметов цилиндрической формы;

- умение передавать тональные отношения в рисунке постановки.

Второй год обучения

Результатом освоения программы 2 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:



  • правильного последовательного ведения длительной постановки;

  • умение создавать объем предмета с помощью светотени (свет, полутон, тон, рефлекс, собственная и падающая тени);

  • умение строить предметы прямоугольной формы в пространстве;

  • умение правильно ставить предмет на плоскость в зависимости от уровня зрения;

  • навыки владения линией, штрихом.

Третий год обучения

Результатом освоения программы 3 класса по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:



  • умение правильно строить предметы прямоугольной формы в перспективе;

  • умение ставить предметы на плоскость в зависимости от уровня зрения;

  • умение моделировать форму сложных предметов светотенью, решать пространство тональными отношениями;

  • умение последовательно вести рисунок, выявлять композиционный центр, доводить рисунок до определенной степени завершенности;

  • расширение диапазона владения графическими средствами;

  • навыки передачи фактуры и материальности предмета.

Четвертый год обучения

Конечным результатом освоения программы по рисунку является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:



  • умение сознательно пользоваться приемами линейной и воздушной перспективы;

  • умение сознательно моделировать форму сложных предметов;

  • умение последовательно вести длительную работу над постановкой (от общего к частному);

  • умение передавать объемы сложных форм, пространство средствами светотени;

  • умение передавать материал, фактуру предметов;

  • умение выразительно решать постановки, передавать их эмоциональное звучание.

  • умение быстро и выразительно фиксировать свои наблюдения.

Подведение итогов проходит в виде просмотров работ учащихся (поурочных, годовых, экзаменационных), а также участия в выставках детского творчества.

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Обучающиеся, освоившие программу по рисунку, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

- знание законов перспективы;

- умение владеть материалами, инструментами;

-умение грамотно компоновать предметы, передавать пропорции;

- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;

- умение моделировать форму сложных предметов тоном;

- умение последовательно вести длительную постановку;

-умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

-умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

-умение анализировать постановку предметов на плоскости, осуществлять в зависимости от идеи выбор изобразительных средств;

-умение добиваться цельности в изображении;

-навыки владения линией, штрихом, пятном;

-навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

-навыки передачи фактуры и материала предмета;

-навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Текущий контроль:

- просмотр по окончании каждого задания, обсуждение работ совместно с обучающимися;

- контролирование исполнения домашних работ.

Промежуточная аттестация:

- выполнение контрольной работы, просмотры по полугодиям.

- экзамен.

По итогам промежуточной аттестации по завершению изучения предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.



Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося программу, следует учитывать:



  • приобретение обучающимися таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;

  • развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков творческой деятельности;

  • умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;

  • формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;

  • умение планировать свою домашнюю работу, определение наиболее эффективных способов достижения результата;

уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Основным видом учебного задания является длительный учебный рисунок с неподвижной натуры. На занятиях длительным учебным рисунком обучающиеся приобретают знания элементарных правил линейной и воздушной перспективы. В регулярных занятиях длительным рисунком обучающиеся овладевают навыками последовательной работы над изображением по принципу от общего - к частному, а затем от частного - к обобщению целого.

Второй вид учебных рисунков - краткосрочные рисунки, наброски и зарисовки.

Занятия, имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведённое для работы с живой натурой, составляет не более 30 % от общего учебного времени, предусмотренного на аудиторные занятия.

Главный принцип обучения происходит поступательно - от простого к сложному, от плоского к объемному, по классической схеме: постановка руки, образно композиционное решение задания, работа над эскизом, компоновка в формат листа, законы перспективы и пропорций, решение ракурса, конструктивный рисунок, тональный рисунок, работа с формой и объемами, пластическая анатомия, наброски и зарисовки.

Преподавание предмета «Рисунок» неразрывно связано с преподаванием дисциплин «Скульптура», «Живопись», «Композиция».



VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Авсиян О. Натура. Рисование по представлению. М., 1985

Барщ А. Наброски и зарисовки. М., 1970

Барщ А. Рисунок в средней художественной школе. М., 1963

Ватагин В. Изображение животных. М., 1957

Дейнека А. Учитесь рисовать. М., 1961

Рабинович М. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и её применение в рисунке. М., 1978

Ростовцев Н. Академический рисунок. М., 1973

Ростовцев Н. Очерки истории методов преподавания рисунка. М., 1984

Сергеев А. Учебный натюрморт. М., 1955



Хитров А., Кащуркин Т., Алексеева Е. Учебный рисунок. М., 1953

Школа изобразительного искусства. Сб. ст. В 10 вып. М., 1960-1988


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница