Образовательная программа по обучению грамоте «абвгдейка» для детей 6-ти лет



Скачать 219.8 Kb.
Дата04.06.2016
Размер219.8 Kb.
ТипОбразовательная программа
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»

ул. Большая Садовая, 83, г. Уварово Тамбовской области, 393462.

тел. (847558) 4-15-91.




Утверждено

на педагогическом совете от __. __. 2014 года №_

Заведующий МБДОУ «Детский сад №3»

__________________ Н. А. Милосердова



Дополнительная образовательная программа

по обучению грамоте «АБВГДейка»

для детей 6-ти лет

НА ПЕРИОД 2014-2015 г.г.

Составила: воспитатель

Волкова Татьяна Сергеевна.

2014 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования. Активная разработка и внедрение личностной парадигмы в образование, современная его стандартизация актуализирует решение проблемы преемственности в стандартах, программах, научно-методическом сопровождении образовательного процесса на ступенях дошкольного, начального основного и среднего общего образования. Тем самым обеспечивается непрерывное преемственное развитие ребенка на разных этапах онтогенеза.

В связи с этим следует обратиться к последним нормативным документам, стандартизирующим образование и, в частности, дошкольное: «Федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Дополнительная образовательная программа «АБВГДейка» разработана в соответствии с примерной основной «От рождения до школы»

Основу дополнительной образовательной программы “АБВГДейка” составляют:

1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);

2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);

3. Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.

5. Концепция Д..Б Эльконина, основыванная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов (Л.А. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Монтессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Новизна дополнительной образовательной программы “АБВГДЕЙ-КА” состоит в том, что в соответствии с основными принципами дифференцированной теории развития и обучения Н.И. Чуприковой можно полностью отказаться от принятой в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, когда одно занятие посвящено математике, другое – познавательному развитию, третье – развитию речи и т.д. В дополнительной образовательной программе “АБВГДЕЙ-КА” каждое занятие включает практически все элементы развития, обучения и воспитания ребенка. Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну “АБВГДЕЙ-КУ”, которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Занятие обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы “АБВГДЕЙ-КА” является комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет. В программу включены три неразрывно связанных между собой блока:

1. Блок “Развитие речи и подготовка к обучению чтению” (включены звуковой анализ и синтез);

2. Блок “Обучению чтению” (звукобуквенный анализ);

3. Блок “Подготовка руки к письму” (печатание).

В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.

Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.

В дополнительной образовательной программе “АБВГДЕЙ-КА” большое место занимают нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.



Цель дополнительной образовательной программы “АБВГДЕЙ-КА”: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

Задачи:
Обучающие:
Учить чтению поэтапно.

Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.

Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).

Развивающие:

Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.

Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.

Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.



Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.

Воспитывать культуру речи.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6 лет .

Дополнительная образовательная программа “АБВГДЕЙ-КА” реализуется в течение одного года.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

– 2 раза в неделю по 30 минут (1 академический час);

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Итоговые занятия проводятся по каждому из разделов программы не только с присутствием, но и с участием родителей.

Одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью приобщения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг.



Содержание дополнительной образовательной программы «АБВГДЕЙ-КА»

1 полугодие обучения

1. «Мир слов, окружающих нас».

Дети знакомятся с миром звуков – живых и неживых, учатся слушать и различать звуки дома, города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д. Знакомятся с понятием слово (слово-предмет, слово-признак и слово-действие). Составляют предложения из слов. Учатся понимать «речь», «монолог», «диалог», «устная речь», «письменная речь». Самостоятельно составляют рассказы по картинам.

Темы занятий: «Мир звуков. Звуки речи», «Знакомимся с понятием «слово»,

«Что такое предложение. Знакомство с речью».

2. «Поющие гномики» (знакомство с гласными звуками).

Дети заучивают стихи, потешки, считалки на определенный гласный звук. Учатся придумывать загадки, чтобы отгадка было слово на определенный гласный звук.



Темы занятий: «А», «О», «Э», «У», «Ы»,«И».

3. «Чудесные превращения» (обучение звуко-слоговому анализу).

Дети знакомятся с понятиями, «слог», «ударение», «согласные звуки», узнают о том, что согласные бывают твердые и мягкие, учатся их дифференцировать (включая и выделение ударного гласного звука), овладевают действием звукового анализа.

Темы занятий: «Деление слова на слоги», «Что такое ударение?», «Ударные слоги», «Согласные звуки», «Согласные твердые звуки», «Согласные мягкие звуки», «Звуковой анализ слов».

4. Готовим руку к письму.

На этом этапе используются ряд игр и упражнений, которые помогут малышам, подготовиться к овладению навыком аккуратного и быстрого письма. Все упражнения выполняются в прописи «Готовим руку к письму»

Темы занятий: «Пропись. Учимся сидеть правильно, держать правильно карандаш», «Учимся проводить прямые линии», «Учимся проводить кривые линии», «Учимся проводить ломаные линии», «Рисуем по точкам», «Учимся штриховать», «Учимся копировать рисунки», «Учимся рисовать по клеткам».

5. «Учимся играть» (дидактические игры, кроссворды).



Темы занятий: «Играем в игры на развитие фонематического слуха и звукового анализа слова», «Кроссворды. Игры на умение выделять слог в слове».

6. «В библиотеке».

Дети знакомятся с библиотекой. В библиотеке проводится конкурс чтецов

Темы экскурсии: «Экскурсия в библиотеку. Конкурс чтецов»

7. Итоговые занятия.

В конце каждого раздела программы проводится итоговое занятие.

Темы занятий: «Звук. Слово. Предложение. Речь», «В королевстве гласных звуков», «Звуко-слоговой анализ слов», «Выполняем графический диктант», «В городе игр, загадок, кроссвордов».

2 полугодие обучения

1. «33 богатыря» (знакомство с гласными и согласными буквами).



Первый этап: охватывает изучение 21 звука и их буквенных обозначений: гласных а, у, о, э, ы согласных м, с, х, р, л, н, к, т, п, з, г, в, д, б, ф, ц - причем согласные при слиянии с гласными рассматриваются только в твердых вариантах (твердое слияние), что является наиболее характерным для данного этапа, который в определенном смысле можно назвать этапом твердых согласных.

Темы занятий: «Гласные звук [а] и буквы А,а», «Гласные звук [о] и буквы О,о», «Гласные звук [у] и буквы У,у», «Гласные звук [ы] и буквы Ы,ы», «Гласные звук [э] и буквы Э,э»,

«Согласные звуки [м, м,], буквы М, м», «Согласные звуки [с, с,], буквы С, с», Согласные звуки [х, х,], буквы Х, х», «Согласные звуки [р, р,], буквы Р, р», «Согласные звуки [л, л,], буквы Л, л», «Согласные звуки [н, н,], буквы Н, н», «Согласные звуки [к,к,], буквы К,к», «Согласные звуки [т,т,], буквы Т,т», «Согласные звуки [п, п,], буквы П, п», « Согласные звуки [з, з,], буквы З, з», «Согласные звуки [г, г,], буквы Г, г», «Согласные звуки [в, в,], буквы В, в», «Согласные звуки [д, д,], буквы Д, д», «Согласные звуки [б, б,], буквы Б, б», «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц», «Согласные звуки [ф, ф,], буквы Ф, ф»,

Дети учатся читать открытые слоги (ра, са, му) и обратные двузначные слоги (ах, ум, ам, овладевают чтением односложных трехбуквенных слов, представляющих собой закрытые слоги (шар, мал, сом, сыр), начинают читать двусложные слова с одним закрытым слогом (сос-на), слова со стечением согласных в конце слога (волк), читают слова, состоящие из трех и более слогов (на-кло-ны).

Второй этап предусматривает изучение всех йотированных букв (и, е, ё, я, ю), и остальных четырех согласных шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), и буквы - (й) и их буквенных обозначений, а также разделительных знаков мягкого и твердого(ь, ъ). В общей совокупности 12 букв и 10 звуков.

Темы занятий: «Гласная буква: И», «Гласная двузвучная буква: Е», «Гласная двузвучная буква: Ё», «Гласная двузвучная буква: Я», «Гласная двузвучная буква: Ю», «Согласный звук [ч,], буква Ч,ч», «Согласные звуки [ щ,], буквы Щ, щ», «Согласный звук [й], буква Й, й», «Согласные звуки [ж], буквы Ж, ж», «Согласные звуки [ш, ш,], буквы Ш, ш», «Буква Ь», «Буква Ъ»;

2. «Учимся писать» (печатание).

Все буквы объединены в несколько групп:

Темы занятий: «Буквы-колеса: О, С, З, В, Ю, Ф», «Буквы-лестницы: Н, Е, Е», «Буквы-заборы: Ш, Щ, Ц, И, Й», «Буквы-ракеты: Л, А, Д», «Буквы- ворота: П, М», «Буквы-молотки: Г, Т», «Буквы- жучки: Ж, Х», «Буквы- крючки: К, У, Ч».

3. «Мы играем» (дидактические игры, кроссворды, ребусы).

Детям учатся решать кроссворды, ребусы, учатся логически мыслить и размышлять.

Темы занятий: «Играем в игры», «Придумываем загадки о словах и буквах», «Решаем кроссворды и ребусы».

4. «Читаем сами» (чтение книг из серии «Библиотека детского сада»).

Дети выбирают самостоятельно книги из имеющихся в библиотеки, серии «Читаем сами».

Темы занятий: «Моделируем сказку «Колобок», «Моделируем сказку «Теремок», «Моделируем «Сказку о глупом мышонке». Дети начинают читать сказку, а заканчивают самостоятельным придумыванием с использованием моделей. В качестве моделей используются – «буквы-герои сказок» (Л- лиса, М-медведь, Д-дом и т. д.), а затем используют модели-геометрические фигуры. В дальнейшем дети самостоятельно придумывают модели и составляют сказки.

5. «В библиотеке».

Проходят экскурсии, с целью развития интереса детей к книге и чтению.

Тема занятия: «Экскурсия в детскую библиотеку 2 микрорайона: « Как записаться в библиотеку», «Профессия библиотекарь», «Конкурс юных чтецов».

6. «Итоговые занятия».

В конце каждого раздела проводятся итоговые занятия, с целью закрепления полученных знаний.

Темы занятий: «33 богатыря», «Пишем диктант», «В городе игр, кроссвордов и ребусов», «Тесты по чтению», «Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:

– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”),

– Тест “Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик),

– Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),

– Тест “Цветопись” (Лутошкин) – для выявления эмоционального состояния детей.



К концу первого полугодия обучения дети должны знать и уметь:

Чтение:

– делить слова на слоги;

– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

– членить простые предложения на слова;

– определять место звука в слове;

– давать характеристику звуку;

– самостоятельно составлять предложение;

– составлять рассказ с заданным количеством предложений;

– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

– давать характеристику звуку;

– уметь работать с кассой букв;

– уметь пользоваться и применять средства просодических компонентов речи (темп, интонация, паузация и др.);

– использовать в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.



Письмо (печатание):

– овладевают позой пишущего человека;

– ориентироваться на листе;

– рисовать разнообразные линии;

– делить линию пополам;

– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);

– дорисовывать начатые фигуры;

– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;

– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);

К концу года обучения дети должны знать и уметь:

Чтение:

– строить сложные предложения разных видов;

– составлять рассказы по серии картин;

– находить слова с определенным звуком;

– составлять сказки, пользуясь моделями букв;

– знать пословицы, поговорки, скороговорки;

– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;

– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;

– составлять слова из слогов;

– делать звукобуквенный анализ слов;

– знать и называть все буквы алфавита;

– уметь составлять схемы слов, предложений;

– устанавливать порядок звуков в слове;

– умеют пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;

– овладевают сознательным, плавным чтением.

Письмо (печатание):

– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;

– составлять схемы слов;

– выполнять письменные задания у доски;

– списывать с настенной доски слова, предложения;

– осваивать общий темп записи;

– умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);

– соблюдают пробел между словами;

– умеют определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак;

– применяют правило написания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

– самостоятельно пишут придуманные фразы.

Учебный план первого полугодия обучения.

Тема раздела Количество часов.

“Мир слов, окружающих нас” (знакомство с понятиями: звук,

слово, слог, предложение, речь). 3

“Поющие гномики” (знакомства с гласными звуками). 10

“Чудесные превращения” (обучение звуко-слоговому анализу слова). 5

“Готовим руку к письму” 6

“Учимся играть” (дидактические игры, кроссворды, ребусы). 2

“В библиотеке”. 1

Итоговые занятия. 5

Всего: 32 часа.



Учебный план второго полугодия обучения.

Тема раздела Количество часов

“33 богатыря” (звукобуквенный этап)

1-й раздел :

(гласные а, у, о, э, ы; согласные м, с. х, р, л, н, к, т, п, з, г, в, д, б, ф, ц); 10

2-й раздел:

(гласные йотированные: и, е, е, я, ю; согласный: й); 2

шипящие: ш, щ, ч, ж; букв ь, ъ) 3

“Учимся писать” (печатание) 4

“Мы играем” (дидактические игры, кроссворды, ребусы) 3

“Читаем сами” (чтение книг из серии “Библиотека детского сада”,

“Читаем сами”). 4

“В библиотеке” 1

Итоговые занятия 5

Всего: 32часа в год



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первое полугодие).

Дата.

Тема

Программное содержание

сентябрь

Тема: «Мир слов, окружающих нас»

1.«Мир звуков. Звуки речи.»

2.«Знакомимся с понятием слово»

3.«Что такое предложение. Знакомство с речью»

4. «Звук.Слово. Предложение. Речь»


Дети знакомятся с миром звуков – живых и неживых, учатся слушать и различать звуки дома, города, природы: пение птиц и рокот машин, стрекотание насекомых и визг тормозов и т. д. Знакомятся с понятием слово (слово-предмет, слово-признак и слово-действие). Составляют предложения из слов. Учатся понимать «речь», «монолог», «диалог», «устная речь», «письменная речь». Самостоятельно составляют рассказы по картинам

сентябрь

Тема: «Поющие гномики» (знакомство с гласными звуками)

5. «А»


6. «А»

7. «О»


8. «О»

Дети заучивают стихи, потешки, считалки на определенный гласный звук. Учатся придумывать загадки, чтобы отгадка было слово на определенный гласный звук. Для успешного запоминания гласные вводятся парами.

октябрь

9. «Э»

10.«Э»


11. «У»

12. «У»



Выделение начального ударного гласного из слов.

Определение звука в ряду других звуков.

Отбор картинок с заданным звуком.

Придумывание слов с заданным звуком.

Выполнение звукобуквенных анализов слов (использование схем)

Игры: «Красный, синий, зелёный»



Октябрь

13. «Ы»
14. «И»
15. Итоговое занятие: «В королевстве гласных звуков»

Тема:«Чудесные превращения» (обучение звуко-слоговому анализу)

16. Деление слова на слоги.


Дети заучивают стихи, потешки, считалки на определенный гласный звук. Учатся придумывать загадки, чтобы отгадка было слово на определенный гласный звук. Для успешного запоминания гласные вводятся парами.

Ноябрь

17. «Что такое ударение?»

18. «Ударные слоги»

19. «Согласные твёрдые звуки»

20. «Согласные мягкие звуки»

21.Итоговое занятие «Звуко-слоговой анализ слов»


Дети знакомятся с понятиями, «слог», «ударение», «согласные звуки», узнают о том, что согласные бывают твердые и мягкие, учатся их дифференцировать (включая и выделение ударного гласного звука), овладевают действием звукового анализа.

Ноябрь

Тема:«Готовим руку к письму»

22. «Пропись. Учимся сидеть правильно, держать правильно карандаш.»

23. «Учимся проводить прямые линии, кривые и ломанные»

24. «Учимся рисовать по клеткам»

25. «Учимся штриховать»

26. «Рисуем по точкам»



Графические диктанты, «Закончи узор», «Дорисуй по точкам», «Повтори рисунок», «Нарисуй дорожку», «Поставь точки и чёрточки в фигурки по образцу», «Составь рисунок по сюжету рассказа».


Декабрь

27 «.Учимся копировать рисунки»

28. Итоговое занятие: «Выполняем графический диктант»

Тема: «Учимся играть»

29. «Играем в игры на развитие фонематического слуха и звукового анализа слова»

30. «Кроссворды. Игры на умение выделять слог в слове»

30.Итоговое занятие: « В городе игр, загадок, кроссвордов»

Тема: «В библиотеке»

31. «Экскурсия в библиотеку»




Моделирование букв из палочек, лепка букв из пластилина, вырезание по контуру, письмо буквы по опорным точкам. раскрашивание букв.

Определение места звука в слове.

Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове.

Игры «Поймай звук»

«Угадай, где звук»

«Закончи слово»

«Доскажи словечко»

«Подскажи Петрушке

звук»


декабрь

32. «Конкурс чтецов»




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2-е полугодие).

Дата.

Тема

Программное содержание

Январь

1.«33 богатыря»

1.Гласные звуки а-о-у и гласные буквы А,а; О,о; У,у.

2. Гласные звуки ы; э и гласные буквы Ы,ы; Э,э.

3.Согласные звуки (М,М; С,С ) и буквы М,м; С,с.

4.Согласные звуки Х,Х; Р .Р и буквы Х,х; Р,р.

5.Согласные звуки Л,Л; Н,Н и буквы Л,л; Н,н.






Январь

6.Согласные звуки К,К ; Г,Г и буквы К,к; Г,г..

7.Согласные звуки Д,Д; Т,Т и буквы Д,д; Т,т.

8.Согласные звуки В,В; Ф,Ф и буквы В,в; Ф,ф.

9.Согласные звуки Б,Б; П,П и буквы Б,б и П,п.






Февраль

10.Согласные звуки З,З; Ц,Ц и буквы З,з; Ц,ц.

11.Гласные йотированные буквы и звуки и-е-ё-я-ю

12.Согласный звук Й и буква Й,й.

13.Шипящие буквы и звуки Ж,Ш






Февраль

14.Шипящие буквы и звуки Ч,Щ.

.

15.Буквы Ъ и Ь.


16.Итоговое занятие: закрепление

.полученных знаний «33 богатыря».



2. «Учимся писать»
17.Буквы-колёса (О,С,З,В,Ю,Ф) и буквы-лестницы (Н,Е,Ё).




Март

18.Буквы – заборы (Ш,Щ,Ц,И,Й) и буквы ракеты (Л,А,Д),

19.Буквы –ворота (П,М) и буквы-молотки (Г,Т).

20.Буквы-жучки (Ж,Х) и буквы –крючки(К,У,Ч).

21.Итоговое занятие: закрепление полученных знаний: «Пишем диктант»






Март

3 «Мы играем».

22.Дидактические игры.

23.Кроссворды.

24.Ребусы.

25.Итоговое занятие «В городе игр, кроссвордов и ребусов».





Апрель

4. «Читаем сами».

26.Моделируем сказку «Колобок»

27.Моделируем сказку «Теремок»

28.Моделируем «Сказку о глупом мышонке».

29.Чтение книг из серии «Библиотека детского сада».

30.Итоговое занятие : «тесты по чтению».



5. «В библиотеке»

31.Экскурсия в библиотеку»




Май

32.Итоговое занятие: Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».




Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

В основу программы положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала.

Данная система обучения согласована со школьной программой и имеет познавательную основу. Основа программы – это соблюдение принципа развивающего обучения.

Выбор методов зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В работе применяются словесные, наглядные, практические, проблемные методы. Они активизируют мысль ребенка, развивают его инициативу, пробуждают интерес к познанию, поэтому их использование дает лучшие результаты с точки зрения развития творческих способностей.

Интегративной основой реализации программных целей является система дидактических принципов: принцип психологической комфортности, принцип деятельности, принцип минимакса, принцип целостности, принцип вариативности, принцип творчества, принцип непрерывности.

Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экскурсия, экспериментирование и др. Для отдыха и снятия напряжения на каждом занятии предусмотрены физкультминутки, логоритмические упражнения.

Для организации образовательного процесса имеются все необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. В кабинете имеются шкафы для методических пособий, доска, столы детские, стулья детские, зеркала настольные, магнитная доска с кассой букв, наборное полотно; дидактический и наглядный материал для проведения фронтальных занятий с детьми. Дидактический материал по подготовке детей к обучению грамоте: альбомы с предметными картинками, А.И.Богомолова «Логопедическое пособие для занятий с детьми», О.В.Егорова «Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Автоматизация звуков у детей» (комплект из четырех альбомов, дидактические игры «логопедическое лото», «Путешествие в страну звуков», «Что здесь спрятано», «Магазин», «Веселый рыболов», «Ходит ежик вдоль дорожек», «Игровая азбука», «Цепочка слов», «Ребусы», «Изографы», «Кроссворды», «Слоговой аукцион», «Азбука - пазлы», «Составь слово», «Звуковой аукцион», «Сложи слово», «Почитай-ка», «Слоговая копилка», «Занимательные символы». «Схемы слов», «Звуковички», «Звуковые линейки», «Кассы букв», «Город звуков и букв». Игры по развитию психических процессов и сенсомоторные игры: «Цвет-форма», «Развиваем руку», «Жил-был кружочек», «Логическое мышление», «Пирамидка», «Вкладыши».

Литература

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

2. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Книга для воспитания дет. сада. – 2-е изд. Исп. – М.: Просвещение.

3. Селиверстов В.М. Речевые игры с детьми – М.: ВЛАДОС, 1994.

4. Жукова Н.С. Букварь: Учебное пособие / М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000; Е.: Изд-во АРД ЛТД, 2000.

5. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. -К.: ГИППВ, 1997.

6.Калинина Т.В. «Комплексная программа подготовки детей к школе «АБВГДейка». Изд. «Учитель», 2008г.

7.Затулина Г.Я. Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте. Учебно-методическое пособие. – М., 2006г.

8.А.С. Герасимова, О.С Жукова, В.Г.Куцнецова.  Программа развития и обучения дошкольника 6 лет.– М.: Олма-Пресс, 2001.

9.Р.А. Жукова. Грамота. Подготовительная группа . Разработка занятий. 1,2 части.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.( диск)

10.Е.В.Колесникова «Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет».

ЮВЕНТА, Москва,2008.

11. А.И.Максаков, Г.А. Тумакова «Учите играя»



12.А.В.Кочергина, Л.И. Гайдина «Учим азбуку играя»
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> "Сапсан" Авиационное и радиоэлектронное оборудование планера
2014 -> Руководство по летной эксплуатации Планера л-13 «Бланик» содержание предисловие 3 подготовка к взлету 3
2014 -> Учебный курс. Конструкция и эксплуатация планера л-13 «Бланик» Тема №1 «Общая характеристика и основные данные планера» Общая характеристика и основные данные планеров
2014 -> Виктор гончаренко
2014 -> Авиационно-технический спортивный клуб "Сапсан" Эксплуатация серийных планеров


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница