Образовательная программа клуба журналистики «Микрофон и перо»



Скачать 168.79 Kb.
Дата14.08.2016
Размер168.79 Kb.
ТипОбразовательная программа
МОУ «Средняя школа № 46»


Дополнительная образовательная программа

клуба журналистики «Микрофон и перо»

Руководитель:

Заслуженный журналист Карелии

Заалова Светлана Юрьевна.



Петрозаводск

2011 год

  • Цель и задачи программы

Объединение в единый творческий коллектив детей, имеющих гуманитарные наклонности. Повышение уровня культуры участников объединения, расширение их общего кругозора, вооружение их принципами аналитического подхода к явлениям и событиям окружающей жизни, приобретение коммуникационных навыков, усвоение этических норм поведения, поддержка и развитие творческих способностей. Воспитание дифференцированного аналитического подхода к процессу потребления продукции современных СМИ, умения критически мыслить, выделяя профессиональную журналистику, соответствующую этическим нормам, от продукции «желтой» коррумпированной прессы. Профессиональная ориентация в сфере журналистики и смежных с ней гуманитарных областях, формирование литературного вкуса.




  • Сроки реализации программы

Программа рассчитана на треххгодичный курс обучения с сентября 2019 года по май- 2012 года . Обучение происходит циклично, путем закрепления, углубления и применения на практике полученных знаний. Дети, находящие в клубе более длительное время, имеют индивидуальные творческие программы и особые задания, позволяющие развивать и применять полученные знания и навыки, выступают как лидеры творческого содружества- редакторы газетных выпусков, радиопрограмм, организаторы отдельных занятий для детей младшего возраста.




  • Возраст детей и его особенности

Дополнительная образовательная программа рассчитана на учащихся гимназии в возрасте с 10 до 17 лет. Занятия проводятся как коллективно, так и по возрастным группам, поскольку каждая из них имеет свои особенности.



Учащиеся 10 -13 лет обладают определенными возрастными особенностями, которые определяют специфику работы с ними. Накопленный жизненный опыт и приобретенные знания дают возможность осознать себя как личность. Отсюда выпукло выступает чувство собственного достоинства и справедливости. Подросток очень чувствителен, когда недооценивают его возможности, подходят к нему со старой меркой, как к ребенку. Он начинает отстаивать свое право на самостоятельность. Вместе с тем, он еще прямолинеен, наивен и открыт, хотя стремится иметь собственные «секреты». Самостоятельность еще уживается с легкой внушаемостью, особенно со стороны авторитетного для подростка коллектива или отдельного человека. Этим объясняется непоследовательность в оценке себя и других – отсюда и колебания в настроениях и отношениях, недостаточно мотивированный разрыв товарищеских и даже дружеских отношений. Нередко подросток оценивает человека по формальным признакам: решительности, твердости, смелости без соотнесения этих черт с моральной направленностью личности

Решающее значение в развитии личности в этом возрасте имеют обучение и воспитание, наряду с ними - самообразование и самовоспитание. Подросток подражает избирательно, однако объект его подражания еще конкретен. Его легко покорить своим поведением, но также легко и потерять авторитет в его глазах.

Дети и подростки в этом возрасте нуждаются в более серьезной и адаптированной к их психофизиологическим особенностям проработке некоторых понятий и законов журналистики и литературного творчества, более детальному объяснению некоторых понятий и явлений. Занятия с ними ориентированы на сферу их интересов, их школьных и семейных проблем. В образовательном процессе вырабатывается система ценностных ориентиров человеческой личности, занятия помогают детям определиться и занять правильную позицию.

Учащиеся 14 - 17 лет приближаются к порогу самостоятельной сознательной трудовой жизни и начинают рассматривать учебу не только с позиций интересов, но и необходимости подготовить себя к этой жизни. Они нередко выступают в коллективе в качестве организаторов и руководителей по отношению к младшим школьникам и подросткам, что требует от них большей инициативы и ответственности, организаторских навыков и способностей. В семье они тоже начинают занимать положение взрослого, с которым советуются и от которого требуют соответствующего поведения. Высокого уровня на этой стадии достигает абстрактное теоретическое мышление, отсюда интерес к познанию общих закономерностей действительности, склонность к философскому подходу к явлениям жизни, потребность к аргументации выдвигаемых положений, критичность. Формируются жизненные идеалы, которые имеют обобщенный характер, обусловливающие дифференцированное отношение к процессу обучения и различным видам труда. У старшего школьника складывается определенная жизненная позиция, он определяет для себя смысл собственной жизни. Старший школьник уже не копирует, а следует идеалу, явившемуся следствием обобщения образцов поведения.

Содержание занятий на этой стадии требует более высокого обобщения и абстракции. Старшие школьники более компетентны во многих сферах и им требуется углубление в тему, привлечение более широкого круга источников, их интересуют нюансы журналистской профессии и раскрытие механизмов законов литературного творчества. Привлекаются более серьезные и «взрослые» источники информации.

Объединение этих возрастных групп вместе на коллективных занятиях обусловливает очень важный эффект построения взаимоотношений в разновозрастном детском коллективе, когда старшие помогают младшим, делятся с ними своим жизненным опытом и ведут их за собой.

Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот,

кто хорошо думает».

/ Анатолий Аграновский/




Пояснительная записка

Цель образовательной программы. Объединение в единый творческий коллектив детей, имеющих гуманитарные наклонности. Повышение уровня культуры участников объединения, расширение их общего кругозора, вооружение их принципами аналитического подхода к явлениям и событиям окружающей жизни, приобретение коммуникационных навыков, усвоение этических норм поведения и нравственных основ журналистики как сферы деятельности, поддержка и развитие творческих способностей. Воспитание дифференцированного аналитического подхода к процессу потребления продукции современных СМИ, умения критически мыслить, выделяя профессиональную журналистику, соответствующую этическим нормам от продукции «желтой», коррумпированной прессы. Профессиональная ориентация в сфере журналистики и смежных с ней гуманитарных областях, формирование литературного вкуса.

Новизна программы. В построении особой воспитательно-образовательной системы, в основу которой положена журналистика как сфера деятельности человеческой личности. В исследовании собственного воздействия различных СМИ на ребенка и подростка. В выработке своего рода иммунитета к воздействию «желтой» прессы и коррумпированной журналистики. В акценте на нравственную составляющую профессии. В овладении навыками журналистской профессии в синтезе газетной и радиожурналистики. В сочетании педагогических приемов – коммуникационного клуба, разновозрастного клуба детей и подростков и профессионального обучения и профориентации в сфере газетной и радиожурналистики. В воспитании наряду с этим литературного вкуса и развитии творческих литературных способностей, в формировании отношения к журналистской публицистике как к особому жанру литературы, требующему определенных нравственных и профессиональных качеств. В дифференциации с изучением других предметов школьной программы (литературы, истории, психологии, информатики и т. д.), в сотрудничестве с профессиональными газетами и радио.

Актуальность. Основана на том, что именно пресса выражает самые наболевшие, актуальные проблемы современности, и журналистика как «четвертая власть» оказывает огромное воздействие на массовое сознание, являясь, в свою очередь, инструментом формирования этого сознания. Соответственно, от того, кто придет в эту сферу, во многом зависит система общественных приоритетов и жизненных ценностей будущего общества.

Педагогическая целесообразность не только и не столько в профессиональной ориентации, хотя, журналистика сегодня достаточно востребованная сфера деятельности. Это уникальный в своем роде предмет изучения и постижения, позволяющий взглянуть с самых разных сторон на проблемы человеческой личности и ее взаимодействия с окружающим миром. Воспитание с помощью этого педагогического инструмента дает неограниченные возможности и приносит существенные педагогические результаты.

Находясь в разновозрастной среде, постигая азы профессии, дети постигают навыки общения, преодолевают собственные проблемы, пытаясь писать и рассказывать о проблемах других людей. Они раскрываются как творческие личности, у них формируется активная жизненная позиция



Ожидаемые результаты. Создание особого творческого коллектива. Повышение уровня культуры участников объединения, расширение их общего кругозора, вооружение их принципами аналитического подхода к явлениям и событиям окружающей жизни, приобретение коммуникационных навыков, усвоение этических норм поведения и нравственных основ журналистики как сферы деятельности, поддержка и развитие творческих способностей. Воспитание дифференцированного аналитического подхода к процессу потребления продукции современных СМИ, умения критически мыслить, выделяя профессиональную журналистику, соответствующую этическим нормам от продукции «желтой», коррумпированной прессы. Профессиональная ориентация в сфере журналистики и смежных с ней гуманитарных областях, формирование литературного вкуса.

А также члены клуба должны получить правдивое представление о журналистском труде, о специфике различных средств массовой информации, различать жанры, уметь работать в некоторых из них, научиться чувствовать слово и понимать силу его воздействия и собственную меру ответственности за то, под чем журналист ставит свою подпись.



Первый год обучения
Тема первая: Профессия и личность журналиста (30часов)

Содержание занятий:

~ Что можно, а что нельзя…

~ От настойчивости до наглости…

~ Всеохватность или специализация?

~ Что общего между журналистом и актером?

~ Какие профессии близки к журналистике?

~ Сколько «весит» слово?

~ «Трое суток шагать, трое суток не спать…»

~ Понятие о журналистской этике.

~ Деловая игра: редактор принимает на работу журналиста (слушатели самостоятельно формулируют качества, необходимые для журналистской работы).

~ Профессии на радио, ТВ, в газете.

~ Журналист в коллективе.
Тема вторая: Выбор и разработка темы (30часов).

Содержание занятий:

~ Как рождаются очерки и статьи?

~ Источники информации.

~ О чем писать и как писать?

~ Правда и ложь.

~ Темы «жареные» и просто темы.

~ Задание редакции. Источники информации.

~ «Сарафанное радио», как к нему относиться?

~ Кто твой читатель? Адресность журналистских материалов.

~ Деловая игра «Испорченный телефон».

~ Как «увидеть» тему?

~ Поспешишь – людей насмешишь (о скорости работы).

~ План материала и его цель.

~ Композиция материала.

~ Отбор фактов и обработка информации.

~ Блокнот журналиста, журналистский архив.

~Работа с информацией в Интернете.
Тема третья: Информация – “королева” жанров (30часов).

Содержание занятий:

~ Виды информационных материалов:

а). Информация;

б). Информационный обзор или информационный блок;

в). Информационная заметка.

~ Факты – основной элемент информации. Понятие о базисном факте.

~ Оценка фактов. Методы подачи фактов: комментирование, суммирование, исследование проблемы на фактах, столкновение фактов, конкретизация фактов.

~ Информация по телефону.

~ Информация в Интернете.
Литературное творчество, работа над созданием Альманаха «Остров»- 30 часов.

Работа в проектах ДТЦ «Юный сказочник» ( 12 часов и «Я знаю силу слов» 12 часов».



Итого 144 часа.

Второй год обучения
Тема четвертая: Интервью (30 часов).

Содержание занятий:

~ Определение жанра.

~ Специфика жанра в разных СМИ.

~ Подготовка к интервью.

~ Журналист и его собеседник.

~ Приукрасить? Или всё, как есть?

~ Композиция интервью.

~ Вопросы банальные и небанальные.

~ О чем можно и нельзя спрашивать.

~ Интервью у специалиста.

~ Интервью у великого человека.

~ Интервью у сестры или одноклассника.

~ Интервью у учителя.

~ Язык и стиль интервью.

Практика: создание интервью на разнообразные темы. Разбор. Редактирование.
Тема пятая: Жизненный театр репортажа (30 часов).

Содержание занятий:

~ Определение жанра.

~ Участники репортажа.

~ Событие в основе репортажа.

~ Репортаж без события.

~ Подготовка к репортажу.

~ Эффект достоверности.

~ Шумы и фоны в радиорепортаже.

~ Деловая игра: репортаж с места события.

~ Что такое «эффект присутствия»?

~ Грани журналистского «я» в репортаже.

~ Особенности «прямого» репортажа.

~ Школьный репортаж

~ Этические проблемы применительно к жанру.


Литературное и журналистское творчество. Практика. (50 часов)

Работа над созданием альманаха «Остров» -(50 часов).
Работа в проектах Детского театрального центра «Юный сказочник» ( 10 часов), «RESPECT» (20 часов).

« Я знаю силу слов»(26 часов).

Всего 216 часов.

Третий год обучения
Тема шестая: Очерк – художественно – публицистический жанр журналистики (30 часов).

Содержание занятий:

~ Определение жанра.

~ Где найти героя?

~ Творческая лаборатория очеркиста.

~ Мастерство детали.

~ «Кирпичики» очерка.

~ Диалог в очерке.

~ Внутренний диалог героя.

~ Авторское «я» в материале.

~ Язык и стиль очерка.

~ «Красивости» и жизненная правда.
Тема седьмая: Радиопрограммы и газеты для детей и подростков (30 часов).

Содержание занятий:

~ Концепция программы или газетного номера.

~ Авторский коллектив.

~ Верстка программы или газеты. Специфика газеты и радио.

~ Рубрики, темы.

~ Роль ведущего и работа редактора. Редактирование материалов.

~ Оформление радиопрограммы. Монтаж документальных записей.

~ Подготовка учебной радиопрограммы.


Тема восьмая: Язык и стиль журналистских материалов (24 часа).

Содержание занятий:

~ Специфика языка и стиля в разных СМИ.

~ Жанровая обусловленность стиля.

~ Направленность материала, характер СМИ диктует свой материал.

~ Рамки дозволенного.

~ Работа над словом. Лексикон журналиста.

~ Культура речи на радио и телевидении.

~ Речь колоритная и неграмотная.

~ Журналистский подход и художественный образ.


Тема девятая: Литературное творчество (40 часов)

Содержание занятий:

~ Сочетание художественного и документального.

~ Проза, поэзия, драматургия в разных СМИ: на страницах газет и журналов, на радио и на экране телевидения.

~ Развитие ассоциативного литературного мышления: «литературная радуга».

~ Проба пера: сказка, новелла, маленький рассказ, стихи.

~ Анализ литературного творчества.

~ Сюжет художественного произведения. Как писать «плохие» рассказы?

~ Современный детектив.


Тема десятая: Панорама современных СМИ (14 часов)

Содержание занятий:

~ Радиоэфир сегодня.

~ Защита проекта собственной радиопрограммы.

~ Защита авторского проекта газеты.

~ Взгляд на телевизионный экран.

~ Ток-шоу о ток-шоу.


Тема одиннадцатая: Работа редактора( 10 часов)

Содержание занятий:

~Редактор – капитан корабля.

~Деловая игра «Я – редактор»

~ Редактирование материалов



Работа над созданием альманаха «Остров»- 30 часов.
Работа в проектах ДТЦ

«Respect» 10 часов

Международный фестиваль «Глагол» - 8 часов

«Я знаю силу слов» - 18 часов.



Всего 216 часов.

Переменный контингент
Участие в создании литературно-публицистического альманаха «Остров» -36 часов.

Участие в проектах ДТЦ

«Международный фестиваль «Глагол»- 8 часов,

«RESPECT» - 14 часов,

«Я знаю силу слов»- 14 часов.


Всего 72 часа.

Учебно-методический комплекс.
Помещения для клубной работы (кабинет информатики, библиотека- читальный зал)

Студия Дома радио филиала ВГТРК ГТРК «Карелия» для знакомства с опытом профессиональных радиожурналистов.

Цифровой и кассетный диктофоны для подготовки радиопрограмм

Компьютеры для набора текста и редактирования газетных материалов, работы с информацией в Интернете.

Аудиодиски с музыкальными записями для оформления радиопрограмм.

Пособие для учащихся. Е. Суховерко.«Программа занятий по журналистике школы юнкоров газеты «РОСТ». Г. Новосибирск, 1997 г.


Авторские методические разработки.

  1. «Профессия и личность журналиста». Подборка печатных, аудио- и видео-материалов. Разработка занятия о журналистах, погибших при исполнении служебных обязанностей. Разработка деловой игры «Примите меня в редакцию».

  2. «Информация в газете и на радио». Подборка печатных и аудио - материалов.

Разработка игры «Испорченный телефон». Микрофонные папки выпусков новостей радио Карелии для редактирования и обсуждения.

3.Разработка «Законы интервью». Памятки для учащихся «Интервью в газете» и «Интервью на радио».

4.Раработка занятия «Жизненный театр репортажа». Памятки для учащихся «Законы газетного репортажа» и «Законы радиорепортажа».

5. Разработка занятий «Очерк в газете и на радио». Памятка для учащегося «Ты пишешь очерк».

6. Разработка игры «Литературная радуга»

7. Разработка занятия «Детская журналистика». Памятка для учащихся «Чтобы читать и слушать было интересно».

8. Набор аудио- и видео- материалов по всем предлагаемым темам, наглядно иллюстрирующих позитивные и негативные примеры теле- и радиожурналистики.

Результативность работы:

В результате работы клуба, который существует уже девятнадцать лет, произошло создание разновозрастного творческого коллектива, объединившего детей в возрасте 10 -17 лет, имеющих гуманитарные наклонности и проявляющих интерес к журналистике. Между детьми в этом коллективе возникли неформальные дружеские и творческие взаимоотношения.

У членов клуба отмечается формирование аналитического подхода к явлениям и событиям окружающей жизни.

Замкнутые в себе подростки стали более общительными, приобрели коммуникационные навыки и могут теперь взять интервью не только у своего товарища, но и у совершенно незнакомого человека,

Практически все члены клуба и его литературный актив участвуют во всевозможных литературных конкурсах. Ежегодное участие в конкурсах по книжной тематике, проводимых ЦБС и библиотеками города, неоднократные победы в этих конкурсах с коллективными и индивидуальными работами.

Участие в конкурсе, проводимом эколого-биологическим центром, с исследованием местного фольклорного материала приняла в 2007 году десятиклассница Евгения Кувшинова.

Одна из первых выпускниц клуба Елена Июдина серьезно занимается фотографией и жанром фоторепортажа.

Дмитрий Кунильский, посещавший занятия в клубе в течение четырех лет – сейчас аспирант отделения журналистики Петрозаводского государственного университета, один из лучших выпускников своего курса Работает преподавателем Петрозаводского государственного университета.



О динамике учебных изменений. Приходя в клуб из любопытства, «за компанию», из соображений профессиональной ориентации или под влиянием собственных амбиций, многие из ребят испытывают страх перед чистым листом бумаги, спрашивают: «Как надо писать?» Вначале грешат штампами и официальной канцелярской лексикой. Работая в группах, редактируя материалы друг друга, постепенно находят свое собственное «Я», обретают авторский стиль. На первой деловой игре «Примите меня в вашу редакцию» возникает утверждение, что журналист должен быть наглым и добиваться желаемого результата всеми возможными способами. Постепенно взгляд на профессию меняется.

У участников клуба сформировался аналитический подход к процессу потребления продукции современных СМИ, Теперь, встречаясь в клубе, они часто сами начинают разговор о прочитанном,. увиденном или услышанном накануне, критически выделяя профессиональную журналистику, соответствующую этическим нормам, от продукции «желтой», коррумпированной прессы. Среди выпускников клуба есть студенты отделения журналистики ПетрГУ, а также других гуманитарных вузов Карелии, Санкт-Петербурга и Москвы. Члены клуба утверждают, что им легче стало работать на уроках литературы, а педагоги-филологи, в свою очередь, оказывают помощь клубу, предлагая интересные идеи и, принося в редакцию яркие творческие работы своих учащихся, которые становятся литературным активом клуба.



В ходе осуществления проекта «Дети и Война»:

Полностью осуществлен учебный план работы с учащимися школы № 46, членами клуба журналистики «Микрофон и перо».

Составлена база данных детей войны.

Проведено семнадцать встреч с жителями Петрозаводска и Прионежского района, которые в войну были детьми. Аудиозаписи во время этих встреч осуществлялись с участием детей, членов клуба журналистики.

Произведены перепись, монтаж аудиозаписей.
Подготовлено одиннадцать аудиорассказов с воспоминаниями детей войны, связанных журналистским текстом.
Произведено музыкальное оформление этих материалов. Все они прозвучали в эфире радио Карелии, большинство из них повторялось. Общее количество выходов в эфир 20.
Создан аудиодиск «Дети и Война». Произведена его презентация в Государственном краеведческом музее республики.
Разработан сценарий для «Литературной гостиной», которая была проведена в школах Древлянки.
В школе № 46 осуществлено издание двух выпусков литературно-публицистического альманаха «Остров», в который включены материалы под рубрикой «Дети и Война».
Принято участие во встрече с жителем Норвегии Терье Карлсоном, тоже ребенком войны, отозвавшимся на наш проект. Разработаны перспективы международного сотрудничества и продолжения начатой работы.
Оказана информационная поддержка проекту на радио Карелии. Материалы с пропагандой проекта прозвучали в эфире 6 раз.
Проведен семинар школьной прессы для школ города, в программе которого был и рассказ о нашем проекте.
Участница проекта, одиннадцатиклассница 46-ой школы, член клуба журналистики Дарья Чумбаева стала лауреатом двух республиканских конкурсов: Конкурса, проводимого республиканской детской библиотекой «Не оборвется связь времен», и конкурса Союза журналистов республики «Осталась в памяти война».
Аудиорассказ Клавдии Семеновны Комиссаровой «Мама», записанный в ходе проекта, стал призером Международного конкурса фонда «Русский мир» и помещен на сайте фонда.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на республиканском уровне.

В феврале 2008 года аналогичная авторская программа дополнительного образования, которую я претворяю в жизнь и в 37-ой гимназии Петрозаводска, стала участником республиканского финала Восьмого всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей.



Обобщение и распространение собственного педагогического опыта на международном уровне.
В литературном международном лагере Баренц-региона в 2006 году я была одним из руководителей литературного семинара, где были продемонстрированы и обобщены методы работы, опробованные в клубе журналистике «Микрофон и перо» 46-й петрозаводской школы.

Cписок литературы:

Васильева Т.В. Публицистические жанры радио. – Санкт-Петербург, 1992.

Гальперин Ю.М. Человек с микрофоном.

Зарва М.В. Слово в эфире: о языке и стиле радиопередач. – М., 1997.

Ляшенко Б.П. Радио без тайн. – М., 1985.

Музыря А.А. Искусство слушать мир, М., 1989.

Осипова Н. А. «Если в руки просится перо…». Справочник для начинающих журналистов. Чебоксары, 2004.

Ревенко А. Заповедное слово. – М., 1975.

Рэндал Д. Универсальный журналист. – Санкт-Петербург, 1999.

Сенкевич М.П. Культура радио- и телевизионной речи.

Смирнов В.В. Жанры радиожурналистики. – М.: Аспект – Пресс, 2002.

Смирнов В.В. Формы вещания. – М., 2002.

Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы // под ред. Малькольм Ф., Мэллет. – М., 1998.

Суховерко Е.«Программа занятий по журналистике школы юнкоров газеты «РОСТ». Г. Новосибирск, 1997 .

«Учителю об одаренных детях». Министерство общего и профессионального образования российской Федерации.- М,.1997. Под редакцией В.П. Лебедевой, В.И. Панова, М., 1997

Фихтелиус Э. Десять заповедей журналиста (пер. со шведского) М., 1999.

Шергова Г.М. Эхо слова. – М., 1986.

Шерель А.А. Там, на неведомых подмостках: радио искусство. Проблемы истории и теории. 1922 – 1941. – М., 1993.



Щербатюк В. Радиорепортаж. – М., 1970

Яковлева.Е. «Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. Министерство общего и профессионального образования российской Федерации.- М,.1997.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница