«Образы Божественного мира»



Скачать 136.07 Kb.
Дата19.07.2016
Размер136.07 Kb.
ТипУрок
Предмет Истоки

Класс 8

Раздел: Истоки образа.

Тема: «Образы Божественного мира».
Тема урока: «Икона - окно в мир иной. Творение образов Божественного мира»
Цель урока: Показать, как в человеческом творчестве может отражаться мир духовный.

Задачи урока:


  1. Обучающие: познакомить учащихся с понятием икона; познакомить учащихся с изготовлением древнерусских икон, определить ее отличия от живописи; дать представление о цвете и средствах создания икон; рассказать об известных иконописцах.

  2. Воспитательные: воспитывать у детей чувство уважения перед талантами русских мастеров; помогать постигать глубину духовного содержания иконы; воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.

  3. Развивающие: развивать познавательные и творческие способности; формировать уважение к объектам православного искусства.

Вид урока: урок введение в тему (урок - экскурсия).

Оборудование урока:  наглядный материал, раздаточный материал, выставка икон (иконы Божьей Матери «Одигитрия», «Оранта», «Владимирская». Иконы Христа «Спас в силах», «Спас Нерукотворный», икона «Троица», икона «Николай Чудотворец»).

Основные понятия: Икона. Образ. Иконописец. Художник. Темпера. Паволока. Левкас. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

  • Объяснительно-иллюстративный (изложение материала);

  • практический (отработка навыков).

1. Орг. момент.

2. Введение в тему:

Ребята, издавна считалось, что нас окружают три мира -



Мир Природный это то , что окружат нас, что мы видим, слышим, осязаем.

Мир Человеческий - это мир человеческих отношений (родственных, личных, общественных, экономических, политических) и человеческих достижений.

Человек живет в красивом мире. Красота мира открывается ему через его чувства. Мир становится близким, доступным и понятным для него.

Но по христианскому вероучению существует еще один мир.

Какой? (Божественный)

Мир Божественный находится вне зрения человека, он не вмещается в рамки человеческого разума и лишь сердце верующего человека может ощущать его.
Человек всегда пытался осознать непознанное через создание образов.

Ребята, посмотрите вокруг. Что окружает нас?

- (Иконы)

Что такое икона?



Слово «икона» – греческое, в переводе на славянский язык означает «образ»

3. Сообщение темы урока

Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как творили образ невидимого мира, определите отличия иконописи от живописи; узнаете какие цвета и средства использовались для создания икон; познакомитесь с произведениями иконописи Костромского иконописца Ерёменко Владимира Тимофеевича.

4. Объяснение нового материала
Христиане называют иконой изображение Христа, Богоматери или святых. Святые играли большую роль в жизни каждого человека. Считалось, что святые покровительствуют человеку на протяжении всей жизни. Людям давали имена святых.
Как же была создана первая икона?
Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый

образ. Что это за предание? О чём оно говорит?


Выступление Учащегося: Правитель сирийского тгорода Эдессы князь Авгар был болен.

Но однажды ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог по «причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани,силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ. Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией.


Ребята, за этим чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон Православной Церкви.
Работа в парах:

А сейчас ребята, нам предстоит выполнить задание. Перед Вами портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.



Найдите черты сходства и отличия портрета от иконописного изображения.


Живописная картина

Икона

Внутренние отличия картины и иконы

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконопись – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир.

Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций – восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне.

Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Внешние отличия иконы:

  1. условность изображения Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла. Отсюда «деформированные», как правило, удлиненные пропорции фигур – идея преображенной плоти, обитающей в мире горнем. В иконе нет того торжества телесности, которое можно увидеть в портрете.

  2. принцип изображения пространства Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке – идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний.

  3. Отсутствие внешнего источника света. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Икона – светоносна, и моделировка ликов происходит за счет света, изливающегося изнутри самих ликов.

  4. Цвет не является средством колористического построения иконы, он несет символическую функцию. Например, красный цвет на иконах мучеников может символизировать жертвование собой ради Христа, а на других иконах – это цвет царского достоинства.

– Насколько высоки на ваш взгляд, требования, предъявляемые к иконописцу? Почему?

Иконописец тщательно готовился к написанию икон. Вначале была молитва к Богу, чтобы он даровал силы и просветлил ум для писания. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти. Он внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами.

Как и из чего создавалась икона?

Выступление ученика

Каждая икона состоит из четырех основных частей – слоев. Иконы писали на деревянных досках. Из всех пород предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков.

Приготовленную доску долго высушивали, даже несколько лет. Затем плотник выглаживал её поверхность топором. Завершив работу, плотник передавал её иконописцу. Тот наклеивал холстину(паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывался левкас, грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом и алебастром. Эту массу несколькими слоями иконописец наносил на паволоку(холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом. Краски иконописцы делали сами.

Для красок использовали травы, цветы, полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или с квасом с добавлением яичного желтка. Так вот, такая краска с добавлением яиц, называлась темпера. Ею писали иконы. Из рукописных наставлений для художников – иконописцев в 17 – 19 веках нам известно, что в выдержанном масле, нагретом до 250 – 325 градусов, плавили янтарь и получали янтарную олифу, создающую твёрдую, трудноразмягчаемую плёнку.

Работа красками выполнялась в строго определённой последовательности. Сначала участки, ограниченные контурами рисунка, покрывались тонкими слоями красок в таком порядке: фон, горы, строения, одежды, открытые части тела, лики. Затем делалось пробеливание, при котором высветлялись выпуклые детали предметов (кроме ликов и рук).

Для создания объёмности изображаемого на затемнённые и углублённые участки наносился тонкий слой тёмной краски. Затем тонкими линиями прорисовывались все черты лица и волосы.

Оклады для икон изображались отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они выполнялись из металлов, тканей с шитьём, вырезали из дерева и покрывались левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы(венцы), фон и поля иконы и реже – почти всю её поверхностьза исключением изображений голов(ликов), рук и ног.

Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за свои труды.

– Какие цвета, на ваш взгляд, используют иконописцы для написания икон?
Выступление ученика

Цвет в иконописи имеет большое значение: он должен быть чистым, незамутненным, интенсивным, как бы передающим сияние преображенной материи.

Каждый цвет, как выше было сказано, имеет свое символическое значение. Золотом изображается все то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати. Золотой цвет – цвет Божественного света. Золотой нимб святого предает сияние благодатного света. Золото на иконе не символ земного богатства, а знак освещенности светом Божественной славы.

Пурпурный, или багряный, цвет - цвет царя, владыки и Бога. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери - царицы Небесной.

Красный цвет - один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде". Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.

Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Зеленый цвет - природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь - в сценах Рождества.

Коричневый - цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.

Черный цвет - цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах - это цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.

Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету нет места в лучезарном мире иконы.

– Как вы считаете, почему не используют много темных красок в иконах?

Божественный свет объемлет собой все существующее, поэтому и в самой иконе свет выступает ее фоном, который пронизывает собой все на ней изображенное.

 «Все здесь пронизано божественным светом, и поэтому предметы не освещены с той или иной стороны каким либо источником света; они не отбрасывают теней, ибо теней нет в Царствии Божием, где все пронизано светом»

Икона - это символичное изображение. Назовите известные Вам символы - изображения на иконах.

Выступление ученика «Символика иконы»
Вывод

Какое же главное отличие иконы от живописной картины?

Картину – произведение искусства- мы созерцаем,

а перед священным изображением – иконой - предстоим в молитве.

Картина – веха на пути эстетического становления человека,

икона - веха на пути спасения!
– Ребята, а каких вы знаете иконописцев?

Ответы: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

– Почему их называют великими иконописцами?

(Их работы очень красивые, добрые и духовные.)



Каких костромских иконописцев вы знаете?

- Гурий Никитин Кинешемцев 17 век

- Петр и Иван Дунаевы 17 век

А сегодня Вы познакомились с творчеством современного иконописца

Ерёменко Владимира Тимофеевича.

(Рассказ музейного работника.)

– Вот сейчас мне хотелось бы обратить ваше внимание на одну икону. Я прочту стихотворение, а вы попробуйте узнать, о чьем образе пишут?

По осенним седым облакам


Вошла Богородица в храм,
На колени она опустилась.
Перед образом Сына молилась.
И над всеми, кто верить готов,
Распростерла святой свой Покров.
Он из света небесного свит;
Невесом и прозрачен на вид,
Он прочней, чем железный щит –
От грехов нас и бед защитит.

(Об образе Богоматери)

– Да, ребята. В каждой церкви есть святой образ Богоматери. Богоматерь издавна считается покровительницей и заступницей земли Русской. Богородица окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. На Руси великое множество списков чудотворных икон Богоматери: Смоленская икона Богородицы, Донская, Казанская.
Какая икона считается главной святыней Костромской области?

Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца. Впоследствии здесь был основан мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья. Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня. Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.


  1. Итоги урока

– Подводя итог нашему уроку, ответьте, что вы узнали нового об иконе?

– Что такое икона? Какие ее отличия от картины? Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце? Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?



6.Ресурсный круг «Что я чувствую, когда смотрю на икону?»

7. Рефлексия
Калейдоскоп событий в мире

вращает времени рука,

и большинство людей  в забвение

уносит памяти река.

*

В короткой  памяти людской



лишь остаются единицы:

цари – избранники судьбы,

событий громких очевидцы,

*

ученые, художники, врачи,



актеры, гении, поэты

и чьи-то музы и вожди,

живут и ныне на портретах.

*

А есть еще одна закладка



от Бога в  памяти людской:

святые лики в наших храмах

с их неземною  чистотой.

*

Так не похожи на портреты,



они заказаны Творцом,

дающим счастье простым смертным

писать Божественным перстом.

*

В них только дух, не видно тела.



Портрет магической души

любовью к людям  беспредельной

сияет  в храмовой  тиши.

– Спасибо всем. Сегодня мы с вами заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства – в мир иконописи. Иконописцы своим трудом призывали и призывают к миру, к согласию. И как приятно осознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Мы можем с вами гордиться, что являемся русскими людьми и живем в России.



Домашнее задание:

написать мини – сочинение «Моя первая встреча с иконой», «Моё

восприятие иконы».







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница