Образ зеркала в произведениях детской литературы




Скачать 73.96 Kb.
Дата30.03.2016
Размер73.96 Kb.

Фамилия, имя автора статьи: Матова Анна

Класс: 8 в.

Название ОУ: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 с. Александровское Александровского района Томской области.

Фамилия, имя, отчество руководителя: Дружинина Любовь Ивановна.


Тема: Образ зеркала в произведениях детской литературы.

ОБРАЗ ЗЕРКАЛА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЕТСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ,

Цель исследования: выяснить роль образа зеркала в произведениях детской литературы;

Чтобы достичь этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1.Проанализировать имеющуюся литературу по теме;

2. Отобрать и проанализировать произведения и эпизоды, в которых присутствует образ зеркала;

3.Определить его роль в понимании произведения;

Мною сформулирована гипотеза, суть ее состоит в следующем: образ зеркала в произведениях выполняет различную роль, помогает лучше понимать содержание произведений и их идеи;

В своей работе я использовала методы: историко-аналитический, аналитический, сопоставительный;

Объектом исследования являются тексты произведений Жуковского «Светлана», А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

Г.Х. Андерсена «Новок платье короля», «Снежная королева», В. Губарева «Королевство кривых зеркал»;

Вступление.

Что же это такое - зеркало? Вроде бы, с одной стороны это вещь, конкретный предмет, присутствующий повсюду в нашей жизни. Но, с другой стороны, зеркало - совершенно отвлеченное понятие. Свое отражение мы можем увидеть в совершенно неожиданных местах: на дне колодца, в автомобильном стекле, на глянцевой обложке книжки, в солнечных очках соседа. Получается, каждый предмет, способный отразить хоть малую толику света, приобретает свойства зеркала.

Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека. С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало, или завешивание зеркал в доме на 9 дней после смерти человека).

В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень).

В средневековых текстах зеркало является образом, символом «иного мира». Зеркало есть символ вечности, поскольку в нем есть все, что минуло, что есть сейчас, все, что грядет.

Основная часть.

Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэррола — Алиса в стране чудес и Алиса в зазеркалье. Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает Оля — героиня повести-сказки Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал».

В других произведениях зеркало является источником видений. Так в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее. Зеркало является полноправным персонажем сказки. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Вроде бы это хорошо: правдивость и неподкупность, но почему-то кажется, что с другим человеком оно вело бы себя немного по – другому. Я согласна, что оно, отображая только одну свою хозяйку, которая разговаривает, проводит много времени с ним, само должно приобрести черты этой злой царицы. Кажется, что они настолько сблизились друг с другом и не могут существовать отдельно. Недаром же, разбив зеркало, царица почти сразу умирает сама...
Существуют разные мнения об образе этого зеркала. Кто- то говорит , что это положительный персонаж , т.к. смерть приняло за свои справедливые убеждения! Не побоялось злобной царице правду в лицо сказать! ..."Бросив зеркальце под лавку, позвала к себе чернавку"...."Об пол зеркало разбив"-... Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правд : «Ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее..."

Другие утверждают ,что роль зеркала в сказке - роль мебели, ведь злая мачеха она все равно злая, независимо от того, что ей сказало зеркало.

Я склонна думать, что А.С. Пушкин создал образ такого обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше.

Когда мачеха узнает от зеркальца, что она не самая красивая, начинается гонение царевны. Между тем сама мачеха внешне ничем не уступит своей падчерице: она тоже румяна, бела, высока, стройна. Словом, "уж и впрямь была царица", но царевна побеждает ее внутренней красотой. Стремление возвысить свою красоту, эгоизм царицы проявляются в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково:

Свет мой, зеркальце! скажи...

Но с появлением соперницы обращение другое:

Ах ты, мерзкое стекло!

Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы.Царица довольна ответом зеркальца .Глаголы «изображают» движение каждой части тела. Когда же мачеха понимает, что ей не соперничать с царевной, она наполняется черной завистью, бросает непослушное зеркало под лавку.

Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе. Через зеркало прослеживается и тема зависти.

Осколки зеркала - вообще, роковая штука. В сказке Андерсена «Снежная королева» бьется зеркало, сделанное злющим - презлющим троллем, который был самим дьяволом,  в результате чего миллионы его осколков разлетелись по белу свету. Два таких осколка попали в глаз и сердце мальчика Кая - мы знаем, чем это все кончилось.

Андерсен рисует образ осколков зеркала, посредством которых люди становятся злыми, бессердечными, причастными к царству зла. Зеркало выступает орудием лжи, мир распадается на добро и зло, искажает правду. Дурные чудеса в том и состоят, чтобы вывернуть прекрасные чудеса наизнанку, поставить всё с ног на голову. Сказочник как будто спрашивает: а что если человек попадёт под власть недоброго ? Как он посмотрит тогда на мир? К чему приводит воздействие зловредной частички? Кай, внезапно захваченный злом, начинает искать изъяны во всём живом , умирает его душа.

Также автор рисует замерзшее озеро, на котором лед треснул "на тысячи кусков, ровных и правильных на диво". "Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире". Снежной королеве не подвластны добрые чувства: любовь, милосердие, она холодна и бесчувственна.

Сердце Кая превращается в кусок льда, он видит мир искаженным, злым. И хотя чудеса Снежной королевы изображены более красочно : волшебное зеркало, летающие сани, и разнообразные превращения снежинок, и сияющие ледяные чертоги. Но всё равно у зла ничего не получается. А добрые чудеса — напротив, очень простые и даже незаметные. Слезы Герды расплавляют осколок у Кая в груди, слезы самого Кая вымывают осколок из его глаза, и тогда вдруг обнаруживается связь этих, таких по виду не связанных зеркал. Каю теперь вдруг удается сложить из ледяных осколков слово "вечность" - и тем самым оплатить освобождение от уз Снежной королевы.



Зеркало распознает двойственность явлений. Оно допускает в себя зло, оно предоставляет злу жизненное пространство. Но зеркало с равным успехом распахивает свою дверь добру. Так, например, счастье к несчастному гадкому утенку приходит из зеркала. "...Он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

«- Убейте меня! - сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Свое собственное изображение, но он был уже не безобразною темно-серою птицей, а -лебедем!"

"Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!"

А еще Зазеркалье - страна, в которую обожали путешествовать сказочники. И, что удивительно, сказочники рисовали за порогом зеркала чудный, волшебный мир - вопреки сложившимся представлении о жутких вещах, скрывающихся в Зазеркалье. Или само зеркало делали «добрым гением».

Одной из самых популярных книг известного детского писателя Виталия Губарева является повесть-сказка «Королевство кривых зеркал». Главной героине Оле волшебное говорящее зеркало предлагает “побывать по ту сторону зеркала”. С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья. На зеркальности построено все произведение.
Переправа в Зазеркалье происходит мгновенно. Зеркало становится символической дверью. Зеркало выступает как окно в другой мир.
В Зазеркалье Оля встречается с Яло, которая оказывается ее двойником. Вся сказка построена на двойничестве, которое строится по принципу симметрии. Имена Оли и Яло являются палиндромами (перевертнями) – словами, читающимися одинаково слева направо и справа налево. Все имена в сказке перевернуты и читаются “наоборот” как у положительных (Гурд, Бар, Аксал), так и у отрицательных героев (Топсед, Нушрок, Абаж, Анидаг). Все имена в “Королевстве кривых зеркал” имеют оценочную нагрузку.

В Королевстве кривых зеркал кривое зеркало показывает мир в искаженном свете. Нушрок подводит голодного Гурда к кривому зеркалу с крошкой в руке, и мы видим “в зеркале толстого мальчика с огромной булкой” . Кривое зеркало выступает здесь гиперболой.

“Королевство кривых зеркал” – не типичная сказка для своего времени. Впервые в русской детской литературе главный герой литературной сказки был отправлен в Зазеркалье.
Зеркало искажает уродливую наружность короля и показывает его глупость в сказке Г.-Х. Андерсена “Новое платье короля”. В сказке зеркало является персонажем, но безмолвным. Король, поворачиваясь перед ним, хвалит новый наряд, потому что боится прослыть глупым, молчит и зеркало, и придворные, на это и рассчитываю хитрые портные. И только маленький мальчик крикнул : «Да, король- то голый». А устами младенца глаголет истина.

В балладе Жуковского «Светлана» девушка прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала. Здесь зеркало - способ связи с потусторонним миром. Гадание на зеркале девушки, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Она смотрится в зеркало, зеркало также образ – символ, который имеет свое значение, в зеркале темно и «страх туманит очи», «занялся от страха дух» Тьма в зеркале порождают робость и страх.

Заключение.

Проведя исследования, проанализировав произведения, познакомившись с различными статьями на данную тему, я сделала вывод: в литературном произведении зеркало может являться:

источником видений, гаданий

носителем правды

входом в иной, потусторонний мир,

символом, дверью в Зазеркалье

молчаливым, равнодушным персонажем
Литература:

Урванцева Н.Г. «Мифологема зеркала в повести-сказке В.Г. Губарева “Королевство кривых зеркал” стр.34, 49.

Абрам Вулис «Литературные зеркала» стр. 24,14.

Интернет- ресурсы:

http://www.ngebooks.com/book_9654_chapter_1_Literaturnye_zerkala.html

http://h.ua/story/31849/



http://www.proza.ru/2011/10/05/707

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%BE


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница