Образ России в западном сообществе Тихомирова Екатерина




Скачать 240.1 Kb.
Дата02.08.2016
Размер240.1 Kb.
Образ России в западном сообществе

Тихомирова Екатерина

2011

Содержание


Содержание 2

1.Оценка необходимости имиджевой политики России 2

2. Системный анализ информации о России в Западных источниках 6

2.2.Телевидение стран Запада 10

2.3.Интернет 18

2.4.Пресса 19

2.5.Личные наблюдения 20

3.Принципы построения эффективной имиджевой политики 21

Используемые источники 24




  1. Оценка необходимости имиджевой политики России


Возможности того или иного государства реализовать свои национальные интересы на международной арене в немалой степени зависят от представлений о нем мировой общественности. Особое значение это имеет в тех случаях, когда речь идет о государствах, политика которых в большей или меньшей степени затрагивает интересы всего мирового сообщества. Если говорить о России, то все отчетливее проявляющееся сегодня ее стремление вернуть себе утраченные после распада Советского Союза позиции в мировой политике, добиваясь усиления своей роли в глобальном развитии и восстановления статуса одной из ведущих мировых держав, придает особую значимость фактору восприятия страны мировым общественным мнением и, в первую очередь, общественным мнением стран Запада.

Понимание этого обстоятельства побуждает российские власти предпринимать в последнее время весьма энергичные усилия, предполагающие формирование более благоприятного имиджа России за рубежом. Одним из наиболее симптоматичных шагов в этом направлении явилось создание финансируемого государством информационного телевизионного канала «Russia Today», который с конца 2005 года осуществляет круглосуточное вещание на английском языке на страны Азии, Европы и Северной Америки. По сути дела, выход в эфир телеканала «Russia Today» оказался первым практическим воплощением обозначившейся еще в начале нынешнего десятилетия установки высокопоставленных представителей российского руководства на использование пропагандистских методов целенаправленного воздействия на зарубежную аудиторию. Необходимо постоянно следить за тем, как Россия воспринимается за рубежом и стараться разрушить существующие там анти-российские предрассудки, культивируя при этом про-российские симпатии.

Очевидно что, какие-то шаги к обновлению имиджа России делаются, но имеют ли они эффект и нужна ли вообще нашему государству имиджевая политика?

Чисто формально основным субъектом, формирующим образ России за рубежом, являются освещающие российскую проблематику сотрудники массовых средств информации. Именно из их материалов рядовой западный гражданин черпает те сведения о России, которыми определяется, в конечном счете, его отношение к нашей стране. Несмотря на то, что основная масса касающихся России публикаций СМИ выглядит объективной констатацией происходящего, в действительности они, как правило, несут на себе отпечаток субъективных трактовок российской тематики. И в этом смысле имидж России в массовом сознании за рубежом по сути дела представляет собой своеобразную проекцию тенденциозного подхода зарубежных СМИ к российской проблематике.

СМИ – один из важнейших институтов общества, конкурентная площадка для быстрого и широкоохватного доведения информации той или иной направленности до населения. Они оказывают влияние практически на все сферы и институты общества, включая политику, образование, религию. Совершенно очевидно, что средства массовой информации играют важную роль в формировании и эволюции общественного сознания. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и мире, осуществляется через них и с их помощью. Многие авторы отмечают, что современный мир подчинен правилу: реальное событие только тогда существенно, когда о нем широкой публике рассказали СМИ.

Чтобы оценить необходимость государственной имиджевой политики, стоит проанализировать состояние дел на данный момент: возможно Россия видится иностранцам вполне неплохом свете, а стереотипы и ассоциации нашего государства исключительно с водкой, матрешкам, жуткими холодами и ходящими по улице медведями в сознании западного общества давно в прошлом. Поэтому, чтобы понять как на самом деле обстоят дела, чтобы придти к обоснованным выводам, следует проанализировать состояние дел с точки зрения отображения их в СМИ, предварительно промониторив мнение Западного сообщества согласно фактическим данным.

Таким образом, наиболее целесообразно проанализировать следующие источники информации:


  1. Опросы и рейтинги

  2. Телевидение

  3. Интернет

  4. Пресса

  5. Личные наблюдения

Начать, мне кажется, стоит именно с рейтингов, так как они помогут сформировать базисное представление о мнении Запада о России, а уже анализ информации в самих СМИ поможет понять их «посыл» и оценить их влияние на мнение общества и как следствие на результаты рейтингов.

И прежде, чем перейти к непосредственном системному анализу, определим, что такое имидж страны.

Имидж страны – это совокупность общих представлений и восприятие страны у иностранных граждан, которая складывается на логическом, рациональном уровне и на эмоциональном уровне.

Маркетинг страны – системное продвижение положительной информации о территории с целью создания благоприятного отношения к ней и ее продукции.

Составляющие имиджа страны:


  1. Историческое прошлое

  2. Исторические личности, знаменитости

  3. Товары

  4. Архитектура

  5. Граждане

Итак, перейдем к анализу данных, уделяя внимания наиболее важным имиджеобразующим элементам.

2. Системный анализ информации о России в Западных источниках


    1. Опросы и рейтинги, пожалуй, являются наиболее точными источниками данных, т.к. являются наименее предвзятыми. Опросы и рейтинги содержат информацию, базирующуюся на мнении большого количества людей. Конечно, они не охватывают мнения всех, но тем не менее выборка опрашиваемых является наиболее репрезентативной и следовательно показательной, по сравнению с другими источниками.

Поэтому данные источники помогают довольно точно выявить место России, по мнению, западного сообщества, относительно других стран по различным показателям.

Более того, имеет смысл анализ рейтингов, отображающих мнение граждан западных государств (т.е. рейтинги на основании опросов), и рейтингов, составленных экспертами на основании экономических показателей – это поможет понять имеет ли мнение Запада под собой какое-либо основание или основано чисто на предрассудках.

Особо показательными является опросы, проведенные по проведенные в 2003 году по заказу РИА «Новости» в США и Великобритании: выяснилось, что среди политических ассоциаций, возникающих у рядовых американцев и британцев при слове «Россия», преобладают такие, как коммунизм, КГБ, холодная война, гонка вооружений, Красная Армия, Сталин, Ленин, Троцкий. Другими наиболее распространенными ассоциациями, рождаемыми упоминанием о России, оказываются: холод, снег, пьянство, водка, обнищание, длинные очереди, а также — мафия, преступность, коррупция.

Журнал “Foreign Policy”, упоминающий о результатах опроса, проведенного в США, пишет, что американцы, которым было предложено назвать 10 ассоциаций, возникающих у них при упоминании о России, чаще всего называли коммунизм, КГБ, снег и мафию. Единственная положительная ассоциация, возникавшая у них в ходе опроса (русское искусство и культура), оказалась последней по степени распространенности.

Касательно исследований последних 2х лет: Социологической компания GMI провела исследование, целью которого было узнать, какие страны кажутся им привлекательными, а какие нет – для этого компания опросила почти 26 тыс. респондентов в 36 странах мира. Место каждой страны оценивалось по нескольким параметрам: уровень госуправления, культурный и туристический потенциал, привлекательность страны как места работы и учебы. Затем позиции по разным параметрам сводились в общий рейтинг. Исследование показало, что тройку стран с наилучшей репутацией составили Великобритания, Германия и Италия, а Россия на 20-м месте, сразу после Китая.

Крайне низкие оценки Россия получила за госуправление – на Западе наш госаппарат считается исключительно неэффективным, безответственным и равнодушным к правам человека. Да и на самих граждан России из-за границы смотрят без особой симпатии. По уровню доброжелательности к иностранцам россияне заняли предпоследнее место (лидируют по этому показателю испанцы, канадцы и австралийцы). «Это и понятно - в России совершенно отсутствует культура того, что на Западе называют being friendly».1 Жить и работать в России мало также кто желает (32-е место из 36 возможных), с получением образования ситуация несколько лучше (19-е место). Все это в конечном итоге и определило сравнительно низкую туристическую привлекательность - среди стран, которые опрошенные желали бы посетить, Россия оказалась на 24-м месте.

Россия, скорее всего, оказалась бы на одном из последних мест общего рейтинга (рядом с Турцией, Египтом, Индонезией и Эстонией) если бы не культура и спорт. В списке стран с наибольшими спортивными достижениями Россия занимает 4-е место. 8-9-ю позиции ей дают, когда речь заходит о культурном наследии и исторических достопримечательностях. Хотя современный уровень культуры оценивается куда скромней -- на уровне 16-го места. (например, уровень демократичности, ур. доброжелательности граждан, уровень жизни и т.д.).

Схожие результаты получают и другие компании, проводящие исследования. Например, The Economist Intelligence Unit привел рейтинг стран «Индекс демократии, где Россия заняла 107-е место из 167 возможных.2

Следует отметить тот факт, что негативно на репутации страны сказывается не только деятельность чиновников, т.е. негативное отношение к гос аппарату и какие бы ни то ни было политические моменты, но и деятельность самих граждан - причем недостойным поведением россияне согласно рейтингам и опросам славятся не только на Родине, но и за ее границами. Британский таблоид The Daily Mail подвел итоги летнего сезона отдыха 2010г. и опубликовал результаты интернет-голосования, которое было организовано сайтом Real Holiday Reports. По данным голосования, более трети опрошенных, посетивших в этом году основные европейские зоны отдыха, признали самыми неприятными курортниками россиян. «Респонденты жаловались, в частности, на ужасный вкус россиян в одежде, а именно - на тренировочные костюмы и золотые побрякушки; на их кошмарные манеры за столом - они не только съедают за обедом почти все, но и запасаются едой, вынося ее из ресторана.»Согласно изданию, европейцев смущает и привычка россиян на ночь забирать шезлонги к себе в номер.

Кроме того, в итогах интернет-голосования была отмечена склонность россиян сорить деньгами, отрыгивать и сквернословить в общественных местах, а также лезть всюду без очереди.

"Поскольку многие россияне - в связи с тем, что их страна начала богатеть - впервые попали за рубеж, они не знают, как себя вести, а потому славятся высокомерием, грубостью и жадностью", - прокомментировал результаты опроса организатор сайта Гэри Хьюит.3

В рейтинге по уровню жизни, проводимым другим исслеловательским институтом Legatum Institute, Россия оказалась на 69 месте из 104, располодившись между Тунисом и Турцией. Причем, при составлении рейтинга стран учитываются не только экономические показатели страны, развитие науки, но также уровень комфорта жизни. Например, климат, экология, забота о здоровье граждан, качество образования, свободы граждан, возможность свободного предпринимательства в стране, возможность свободно путешествовать, религиозная свобода, а также наличие инфраструктуры для отдыха, уровень безработицы и др. Прискорбно, что Россия не просто на невысоких позициях в данном рейтинге, но еще и ухудшила свои показатели относительно 2009 года.

По экономическим показателям Россия опустилась с 34 на 39 место, по уровню образования заняла 28 место, демократия - 85 место, управление и коррупция - 85 место.

По уровню здоровья Россия находится на 46 месте. Несмотря на большие возможности посещать врачей, только шесть из 10 россиян довольны своим здоровьем. Средняя продолжительность жизни 58 лет.

Безопасность - 99 место. Каждые трое из 10 россиян чувствуют себя безопасно, передвигаясь ночью по улицам в России.

Свобода граждан - 88 место. Несмотря на этот показатель, каждые двое из трех граждан утверждают, что чувствуют себя свободно в России.

Социальная жизнь - 84 место. По данным Legatum Institute русские придают важное значение дружбе и 89% граждан считают, что они могут положиться на свою семью и друзей, но при этом только лишь 27% россиян считают, что они могут доверять своим согражданам. Кроме того, только 5% граждан пожертвовали на благотворительные цели, и только 33% из них помогали чужим, а не близким людям.4

Выводы, которые можно сделать на основании последних опросов и рейтингов:



  1. Единственное «светлое пятно» в имидже России согласно исследованиям – спорт и культура, хотя и культура, к сожалению, включает в себя только материальные аспекты, такие как архитектура и историческое наследие, но никак не поведение самих граждан.

  2. Над формированием позитивного имиджа современной России должны работать и политики, и простые граждане.
    1. Телевидение стран Запада


Так как такое средство массовой информации как Телевидение охватывает практических всех жителей Европы и США, то очень важно знать, как отражается образ России в кино и рекламе. Именно ТВ является наиболее сильным инструментов воздействия на мнение людей, оно в наиболее глобальных масштабах способно менять видение России в сознании граждан Запада.

Н


Рис.1. Соотношение числа западных фильмов, связанных с советской/российской тематикой, распределенные по отдельным странам

Источник: http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/1536/


ередко смотря иностранные фильмы, в первую очередь, американские (рис.1), можно столкнуться с весьма спорным изображением россиян. Казалось бы это всего лишь фильм, возможно даже далеко не самый кассовый, но на самом деле российские персонаж фильма больше чем просто персонаж, это отражение восприятия русских американским сообществом. А учитывая тот факт, что зрителями американских фильмов являются не только американцы, но многие другие страны, включая Европейские, то «американское видение русских» влияет на видение русских и России людьми по всему миру.

Соотношение числа западных игровых фильмов, связанных с советской/российской тематикой, распределенных по отдельным странам.

Как же видит русских Америка? Это или российские спецслужбы, творящие зло, корыстные женщины, сильно пьющие мужчины, коррумпированные чиновники и нередко все эти персонажи на фоне советской атрибутики с грозной музыкой советских времен. Вероятно на положительные эмоции по отношению к русским персонажам после просмотра таких фильмов сводится к нулю, даже учитывая тот факт что большинство граждан западных стран осведомлены о распаде СССР и изменении строя российской жизни. Подсознательно все же формируется ряд ассоциаций и как следствие стереотипов по отношению к России и ее гражданам.

Если обобщить, то для изображения России на западном экране характерны следующие тенденции:



  1. Изображение России в образе врага, которого обычно США героически побеждает

  2. После распада СССР западный кинематограф резко повысил свой интерес к российской тематике -число западных фильмов о России и с русскими персонажами увеличилось (см. рис.1): если с 1946 по 1991 год на Западе в среднем выпускалось 12 фильмов на русскую тему, то с 1992 по 2010 год эта цифра достигла уже 14-ти.

  3. В западных фильмах постсоветского периода Россия всегда ассоциировалась с русской мафией, алкоголизмом, проституцией и разрухой.

Помимо очевидного вывода о негативном изображении россиян, на основании выше сказанного можно сделать и другое весьма полезное умозаключение - образ СССР был очень ярким, колоритным и интересным. Помимо характеров, образов, тут есть легко запоминающая атрибутика – можно рассматривать СССР как сильный бренд со своими символами, которые легко запоминаются и узнаются по всему миру. Россия – иное государство, изменился строй, изменились люди, их поведение, от СССРовских времен в современной России осталось немного, но т.к. Западу нечем заменить ассоциации 20летней давности, поэтому - государство новое, ассоциации старые. И именно старый образ россиян-сссровцев передается от фильма к фильму.

Контент-анализ западных фильмов на российскую тему, созданных в период с 1992 по 2010 годы позволяет представить их основные сюжетные схемы следующим образом:

- СССР: преступления советской власти в период с 1917 по 1991 годы (тоталитарная диктатура, концлагеря, военная агрессия против иных стран, шпионаж и пр.);

- современность: а) беспомощность и коррупционность российских властей, которые не могут наладить экономику, контролировать скопившиеся запасы вооружения и бороться с преступностью: постсоветская Россия – страна мафии, бандитов, террористов, проституток, нищих, обездоленных, несчастных людей;

б) русские эмигрируют на Запад в поисках лучшей жизни (женитьба/замужество, проституция, преступная деятельность).

Чтобы не быть голословной, приведу пару фильмов на российско-советскую тематику.

Один из недавних фильмов известного западного режиссера С.Спилберга –«Индиана Джонс и Храм хрустального черепа / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull» (США, 2008) - один из наиболее ярких примеров современных фильмов, подтверждающих тезисы антироссийской пропаганды


  • Исторический период, место действия: 1957 год. Северная и Южная Америка.

  • Обстановка, предметы быта: джунгли, пустыни, военные базы, военные принадлежности (форма, оружие и пр.).

  • Приемы изображения действительности: фактуры, интерьеры, костюмы и пр. выглядят условно, что особенно хорошо заметно в свойственных данному жанру сценах драк и перестрелок.

  • Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительный мужественный и непобедимый американский профессор-археолог Инидиана Джонс и отрицательные советские спецназовцы (изображенные в гротескном ключе). Лексика персонажей проста, а многих связана с армейской спецификой. Мимика и жесты персонажей часто утрированны. Одежда большинства персонажей – военная форма. Их физическое развитие явно выше среднего.

  • Существенное изменение в жизни персонажей: Индиану Джонса захватывают в плен советские спецназовцы.

  • Возникшая проблема: жизнь американца находится под угрозой.

  • Поиски решения проблемы: доблестный американский профессор решает бороться с наглыми советскими десантниками.

  • Решение проблемы: победа Индианы Джонса над советскими спецназовцами.

Другой американский фильм, выставляющий русскую нацию в нелучшем свете – «Вытаскивая Бориса / Spinning Boris.» (США, 2003. Режиссер Р.Споттисвуд).

Исторический период, место действия: Россия, Москва, 1996.

обстановка, предметы быта: номера в отеле, офисы, московские улицы.



Приемы изображения действительности: условные (в рамках жанра), московская обстановка и российские персонажи показаны с ироничной симпатией. Американские персонажи изображены в сугубо позитивном ключе.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: американские персонажи – типичные представители топ-менеджеров, политологов, они деловитые, целеустремленные. Русские, напротив, безалаберные, мало чего понимающие и умеющие. Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу – американцы одеты в деловые костюмы. Некоторые их русских одеты вульгарно. Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой форсированы.

Существенное изменение в жизни персонажей: группа американских политологов и имиджмейкеров прилетает в Москву, чтобы помочь больному Б. Ельцину выиграть президентские выборы.

Возникшая проблема: безалаберность в правительственных кругах России, минимальная популярность Ельцина у избирателей и предвыборный натиск коммунистов ставит под угрозу план американцев.

Поиски решения проблемы: с помощью хитроумных политтехнологий и продуманного PR американцы постепенно преодолевают возникшие трудности.

Решение проблемы: в итоге американская команда добивается победы Б.Ельцина на президентских выборах.

Российские образы любят в своих фильмах использовать, однако, не только американцы – фильм «Лиля навсегда / Lilja 4-ever» производства Швеция-Дания (2002. Режиссер Л.Мудиссон) тоже не самым лестным образом показывает жизнь русской девушки.



Исторический период, место действия: Постсоветское пространство и Швеция, 2002 год.

Обстановка, предметы быта: квартиры и улицы небольшого постсоветского городка, квартира в шведском городе, городские улицы.

Приемы изображения действительности: реалистичные, позитивные по отношению к положительным персонажам, в первую очередь – к шестнадцатилетней Лиле.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: шведские персонажи – типичные представители среднего класса, действиями которых движет расчет. Лиля, ее русские родственники и знакомые живут в ужасающей бедности, не в силах приспособиться к постсоветской жизни. Основная одежда персонажей соответствует их социальному статусу – шведы одеты добротно, русские – убого, безвкусно. Лексика персонажей проста, мимика и жесты порой форсированы.

Существенное изменение в жизни персонажей: уставшая от трудностей жизни Лиля соглашается уехать в Швецию по приглашению одного из своих знакомых парней.

Возникшая проблема: вскоре Лиля обнаруживает, что ее «благодетель» привез ее в Швецию, чтобы превратить в проститутку…

Поиски решения проблемы: Лиля пытается вырваться из «капкана»

Решение проблемы: к сожалению, Лилю ждет печальный финал

Из выше написанного можно сделать три вывода:



  1. Изображение русских в западном кинематографе имеет негативный окрас.

  2. Имиджевые мероприятия вряд ли можно назвать успешными. Что бы не делалось, в сознании Запада в первую очередь прочно «засел» сссровский образ вперемешку со стандартными стереотипами по поводу водки, холодов и медведей.

  3. У СССР был гораздо более яркий, сильный образ

Менее распространенным средством отображения видения русской нации западным сообществом является реклама. Но, к сожалении, и тут картина мало чем отличается.

Судя по западной рекламе про русских, наша страна за ее пределами воспринимается не иначе, как родина водки и матрешки, коммунистов и олигархов.

Не так давно Саймон Анхольт, советник британского правительства по вопросам национального брендирования и автор проекта Anholt Nation Brands Index констатировал, что сейчас Россия на Западе выглядит так: «Энергетический шантажист, агрессор с имперскими замашками, держава, которую до сих пор ассоциируют с коммунизмом, страна, где много снега и плохих дорог, где процветает криминал, а реальным правителем является не президент, а премьер со шпионским прошлым. Наряду с матрёшкой, балалайкой и медведями главные бренды РФ – автомат Калашникова и коктейль Молотова»5.

Зарубежная реклама про русских, заметно участившаяся в последние годы, заставляет всерьез задуматься о необходимости проведения ребрендинга России.

Вот так выглядит наша страна в глазах международной правозащитной организации Amnesty International, которая в рамках программы года России–Франции 2010 запустила кампанию со слоганом «Мы не должны позволить обаянию России скрыть ее злодеяния» («We must not let Russia’s charm hide it’s atrocities»6). Символом социальной кампании стал самый популярный для иностранных туристов сувенир из России — матрешка, скрывающая за внешней красочной оболочкой жертв убийств, арестов и цензуры (рис.2.).


Рис.2. Ролик организации Amnesty International «We must not let Russia’s charm hide it’s atrocities»

Под песню на стихи Н. Некрасова «Ой, полна, полна коробушка» ролик демонстрирует, как убитые, арестованные и измученные куклы складываются одна в другую, образуя в конечном счете расписную матрешку, красующуюся на прилавке магазина.

И возможно, не было бы большой беды, если бы не тот факт, что каналом дистрибьюции данных роликов является и интернет, который в качестве средства влияния на умы людей ставится гораздо более сильным средством, особенно если эти люди европейцы/американцы. В России адресной группой интернет-роликов скорее была бы молодежь и часть людей среднего возраста, на Западе же Интернетом активно пользуются даже пенсионеры.

    1. Интернет


Помимо рекламных роликов, которые можно найти в просторах интернета, стоит уделить внимание и информации о России по запросу в поисковых системах. Допустим человек, житель Европы или США, хочет найти информацию о России, общую информацию, картинки или новости – что он найдет?

Анализ результатов поиска по запросу ‘Russia’ на популярнейшем на Западе поисковике google.com, проведенный отдельно по странам по наиболее популярным сайтам (на первых страницах поиска) показал как освещается образ России в Интернете (на примере результатов поисковых запросов по США, Великобритании, Испании):

Наиболее распространенным результатами поиска стали сайты с общей информацией о стране, новостные и туристические сайты. Основные моменты, на которые стоит обратить внимание это однобокое отображение информации о России, большой акцент на «коммунистическое прошлое», на размеры страны и ее проблемы – коррупцию, формальную демократию, несвободные СМИ.

Количество сайтов, посвященных туризму в Россию минимально, а по запросу ‘Russia travel’ сайты, приглашающие посетить Россию оставляют желать лучшего, они сделаны минимально привлекательно и явно нуждаются в доработке. Аудитория воздействия этого метода разрушения стереотипов, конечно, имеет минимальный охват, но тем не менее может служить кирпичиком для строительства нового образа России.


    1. Пресса


Выявить основные тенденции развития западной прессы и проанализировать ее концептуальную составляющую, определить роль в формировании образа России на мировой арене через призму образа Президента и его деятельности в западном и российском общественном сознании, а также отметить влияние данного фактора на политику этих стран позволяет изучение ведущих мировых СМИ с применением такого метода, как контент-анализ.

Прежде всего необходимо отметить одну из важных особенностей восприятия российской действительности, которая характерна в большей степени для западной печати ('New York Times', 'Times', 'The Economist', 'Time', 'Le Monde'). В большинстве публикаций о России главная роль отводится Президенту Медведеву Д.А. и Премьер-министру Путину В.В., можно утверждать, что Президент фактически отождествляется с Россией. На глав государства в западной прессе, возлагается ответственность практически за все, что происходит в России, а также за действия Москвы за пределами страны.

Прослеживается также и другая тенденция - негативное отношения к России американской и идеологически близкой к ней британской прессы: следует отметить, что общему отрицательному отношению к политике России в меньшей степени способствовали внутрироссийские проблемы и в большей - собственно поведение России на международной арене. Россию чаще обвиняли в 'непомерных амбициях', не соответствующих потенциалу, и 'имперском поведении', например, в отношении стран СНГ и Прибалтики.

Важно отметить ту роль, которую играют печатные средства массовой информации в формировании общественного мнения. Однако, при этом нужно заметить, что подавляющее большинство простых европейцев и американцев очень слабо интересуются тем, что происходит внутри России, и обращают внимание на Россию только в случае какого-то глобального конфликта, который задевает всех, например как в случае вопроса о поставках российских энергоресурсов.

На основании вышесказанного, мне кажется целесообразным расширение «поля освещаемых событий» в прессе. На пользу имиджу нашей стране пошло бы освещение западной прессой и неполитических мероприятий, например таких форум Всемирного фонда дикой природы (WWF) по спасение тигров, прошедший в ноябре 2010 в Санкт-Петербурге. Это поможет сконцентрировать внимание западной общественности на мысли о том, что Россия является активным актором не только на политической арене.

    1. Личные наблюдения


Личный опыт общения с представителями западного сообщества ( от 16 до 40) лишь еще раз подтверждает основные тезисы данной работы. Европейцы и американцы не хотят признавать новые реалии и все еще мыслят стереотипно. Наиболее распространенные ассоциации с Россией – глушь, Сибирь, постоянные холода, и пьянство, но что показалось мне интересным – не просто пьянство, а пьянство из-за постоянных холодов. Это по идее дает некоторое поле для манипулятивных маневров.

Интересен и предрассудок о «вечной мерзлоте». Европейцы искренне удивляются, узнав о чрезвычайно жарких летних температурах под 40.

В данном случае максимально эффективным оружием по борьбе с данными мифами предстоящие массовые события мирового масштаба – Олимпиада и Чемпионат Мира по футболу.

  1. Принципы построения эффективной имиджевой политики


Определенные действия по улучшения имиджа России определенно проводятся. Наглядным подтверждением тому является канал о России круглосуточного вещания Russia Today, и что более важно и перспективно – спортивный маркетинг, т.е. маркетинг России через спортивные мероприятия. Очевидно, что это огромный успех – возможность проводить в нашей стране Олимпиаду в 2014 и Чемпионат мира по футболу в 2018. Другое дело, что к этим мероприятиям предстоит много сделать – о речь идет не только об улучшении инфраструктуры, на которую сейчас делается акцент. Современная политика нашего государства, к сожалению, не отличается какой-либо системностью, мне она скорее видится как отдельные (пусть и более-менее удачные) рывки в сторону нового имиджа. Но без системного подхода, без более кардинальных изменений – эффект будет минимальным, тем более учитывая тот факт, что «не бывает дыма без огня», некоторые из стандартных ассоциаций с Россией имеют рациональное зерно, о чем свидетельствуют позиции России в многочисленных рейтингах на основании фактических показателей.

По моему мнению, имиджевая политика должна строиться на пяти основных принципах:

1. Инфрастуктура. Это базис, ибо как говорят «встречают по одежке»

2. России нужна национальная идея. Идея, которая будет объединять россиян в единую нацию, которая будет побуждать чувство патриотизма в сознании и будет служить ориентиром для ассоциации в сознании Запада. Идея будет идентификатором страны и для ее граждан и для граждан других стран. Например, Россия – спортивная держава. Такая национальная идея вполне может быть приемлемой, ибо известно, что россияне неравнодушны к спорту, да и именно из-за спортивных показателей Россия «выезжает» на более высокие позиции в общемировых рейтингах. В СССР, к слову сказать, национальная идея была.

3. Символы. Как бы не критиковались сссровские времена, оттуда все-таки есть вещи, которые стоило бы перенять. СССР – сильный бренд, вызывающий в сознании людей определенные визуальные ассоциации. У России же, или у Москвы как столицы нашего государства нет определенного логотипа. Более актуальным ориентиром в этом вопросе может служить опыт брендирования территорий Америки, особенно опыт брендирования городов – взять, к примеру, Нью-Йорк с известной на весь мир атрибутикой I love New York7. Не отстает и Европа – например Амстердам.


  1. Поведение. Наиболее сложный фактор. Зачастую именно граждане портят имидж нашей страны, причем и внутри страны и за е пределами. Нельзя все списывать на «менталитет уж такой». Это, конечно, причина, но не единственная, следовательно, изменения возможны. В качестве одного из факторов влияния следует использовать патриотизм. Необходимо укрепить в сознании граждан России, что они не просто отельные личности - они представители целой нации, страны.

  2. Всеохватность. Ведет свое вещание телеканал Russia Today, работает их сайт, существуют и другие сайты с информацией о России, печатаются в газетах статьи о России…Но кто действительно видит эту информацию? Далеко не все. Мне кажется, в предпринимаемых шагах в рамках имиджевой политики упущена такая категория людей как молодежь. Думаю необходимо разработать отдельную имиджевую кампанию для молодежи, разрушающую СССРовские стереотипы и показывающую Россию новую, современную, идущую в ногу со временем. Каналом коммуникации с Западной молодежью должен быть в первую очередь интернет, который, к примеру, может ненавязчиво пропагандировать мнение знаменитостей-кумиров современной молодежи, людей к чьему мнению прислушивается молодое поколение.

Необходима комплексность проводимой имиджевой политике, лишь тогда она сможет возыметь должный эффект. Необходима комплексность проводимой имиджевой политике, лишь тогда она сможет возыметь должный эффект. Более того необходимо детальная проработка вплоть до мелочей. Москва обновилась, достроен современный бизнес-центр Москва-Сити, олицетворяющий развитии нашего государства, допустим приехал гражданин Европы или Америки в нашу страну…и посетил Красную площадь, Третьяковскую галерею, Исторический музей…Он насладился культурной старой Москвой, но ведь Москва и Россия не только в этом. В этом случае было бы целесообразно среди стандартных маршрутов разработать и более креатинвный, показывающий обновленную современную Россию. Казалось бы мелочь, но именно из мелочей складывается целый образ.

Таким образом, задачей №1 на данный момент должно быть создание единой имиджевой стратегии, предполагающей хорошо скоординированные, продуманные до мелочей действия различных ведомств, причастных к формированию представлений зарубежной общественности о России.



Используемые источники





  1. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=724538 (21.11.10)

  2. http://rt.com/ (27.12.10)

  3. http://www.adme.ru/kreativnyj-obzor/obraz-rossii-v-mirovoj-reklame-19699/) (20.10.10)

  4. http://www.sostav.ru/ (10.12.10)

  5. http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/1536/ (20.11.10)

  6. http://chartsbin.com/view/egj (20.11.10)

  7. http://graphics.eiu.com/PDF/Democracy_Index_2010_web.pdf (29.12.10)

  8. http://korrespondent.net/world/949032-the-daily-mail-rossiyane-priznany-samymi-nepriyatnymi-kurortnikami (27.12.10)


1 http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=724538

2 http://graphics.eiu.com/PDF/Democracy_Index_2010_web.pdf

3 http://korrespondent.net/world/949032-the-daily-mail-rossiyane-priznany-samymi-nepriyatnymi-kurortnikami

4 http://chartsbin.com/view/egj

5 http://www.adme.ru/

6 http://www.youtube.com/watch?v=uUjss8Y2brQ&feature=player_embedded

7 http://www.adme.ru/brending/kak-brendiruyut-goroda-69951/


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница