Образ царицы Клеопатры VII в трудах Иосифа Флавия




Скачать 39.87 Kb.
Дата08.06.2016
Размер39.87 Kb.


Образ царицы Клеопатры VII в трудах Иосифа Флавия

Студент

Харьковский Национальный университет имени В. Н. Каразина,

исторический факультет, Харьков, Украина

E-mail: ludnika@e-mail.ua
История Восточного Средиземноморья второй половины I века до н. э. неразрывно связана с фигурой последней египетской царицы Клеопатры VII. Сведения о ней исследователи черпают, в первую очередь, из произведений греко-римских авторов, а о трудах Иосифа Флавия «Иудейская война», «Иудейские древности» и «Против Апиона» вспоминают в единичных случаях [1, p. 21, 24; 2, p. 480, 548; 3, p. 108, 144, 158, 166-167; 4, с. 340; 5, с. 148, 166, 176-178; 6, с. 302, 364, 376-377; 7, с. 273]. Предметным анализом сообщений Иосифа Флавия о египетской царице прежде практически не занимались, заполнение же этой лакуны позволит выявить новые аспекты деятельности Клеопатры VII и по-новому взглянуть на ее роль в истории.

Произведения Иосифа Флавия интересуют, главным образом, специалистов по истории религии, таких как Л. Х. Фельдман, С. Шварц, К. Каутский, А. Робертсон [8, p. 14; 9, p. 199-201; 10 с. 35; 11, с. 128-130], исследователей антиримского восстания 66-73 гг., например, Дж. Дж. Блума и М. И. Даймонта [12, p. 9; 13, с. 54], а также историков жизни и царствия Ирода Великого, среди которых можно назвать В. Л. Вихновича [14, с. 185]. Работы, посвященные проблеме места самого Иосифа Флавия в еврейской истории написаны Н. Бентвичем и Т. Раджак [15, p. 15-47; 16, с. 16]. Многие зарубежные и отечественные ученые: С. Коэн, Дж. Эдмондсон, С. Мэйсон, А. Г. Бокщанин и Л.В. Семененко ставили вопрос об исторической ценности его сочинений в своих трудах [17, p. 33; 18, p. 13; 19, p. 92; 20, c. 96; 21, c. 3].

«Иудейская война» Иосифа Флавия представляет собой письменный отчет об одноименном событии, в котором, по словам самого автора, читателям предлагалась подлинная, лишенная противоречий, ошибок и фальши история этого восстания (Jos. Bell. Jud., I. 1-4). Несомненно, что принимаясь за работу, писатель также стремился оправдать себя в глазах соотечественников [20, c. 96]. Предназначение «Иудейских древностей» было иным: поставить историю еврейского народа в один ряд с историей других древних народов, прежде всего - римлян [16, c. 248, 18, p. 11]. Плохие отклики на эти труды побудили его написать «Против Апиона» (Jos. Conta Ap., I. 10-11).

Известно, что Иосиф Флавий был знаком с трудами Страбона, Тита Ливия, Диодора Сицилийского [17, c. 31; 18, p. 26], полемизировал с Николаем Дамасским (Jos. Ant. Jud., VII. 5. 2), цитировал записи царя Ирода (Jos. Ant. Jud., XV. 6. 3). Из их произведений он мог заимствовать информацию о Клеопатре. Специалисты предполагают, что Иосиф Флавий мог позволить себе некоторые вольности по отношению к своим источникам: придумывать детали, расставлять акценты на свое усмотрение, но в целом он был достоверен [17, p. 31].

Наиболее полный портрет царицы Клеопатры на основе сообщений Иосифа Флавия можно составить, обращаясь к синтезу общеисторических методов исследования и элементов метода системного анализа. Применение предложенных методов исторического исследования помогает избежать искажений, которые могут быть вызваны сужением пространства исторического анализа.

Данная работа – это попытка взглянуть на жизненный путь Клеопатры VII глазами Иосифа Флавия. Царица фигурирует в шестнадцати эпизодах произведений еврейского историка, семь из которых не имеют аналогов в литературном наследии других античных авторов. В изложении Иосифа Флавия Клеопатра лишена каких бы то ни было позитивных качеств, в которых ей не отказывают ни Плутарх, ни Дион Кассий, ни Аппиан (App. BC., V. 8; Cass. Dio, XLIX, 31, 4; Plut. Ant., 27, 1-4). Пренебрежительное отношение к ней со стороны еврейского историка вызвано тем, что она была врагом Рима, а Иосиф Флавий старался казаться добропорядочным римским гражданином, и тем, что еврейское общество было маскулинным по своей сути, поэтому образ женщины на троне, которая к тому же пытается вершить судьбы правителей-мужчин, не может быть положительным, особенно, если она – из рода Птолемеев, т. к. египетские антипатии историка не подлежат сомнению.



Таким образом, характеристика царицы Клеопатры VII, предложенная Иосифом Флавием, несколько отлична от римской традиции изображения этой личности, поэтому обращение к его трудам позволит исследователям несколько иначе взглянуть на Клеопатру, чтобы найти новые подходы к спорным моментам ее биографии.

Литература

  1. Burstein S. M. The reign of Cleopatra. L., 2004. 180 p.

  2. Goldsworthy A. Antony and Cleopatra. L., 2010. 1005 p.

  3. Tyldesley J. Cleopatra: last queen of Egypt. L., 2008. 290 p.

  4. Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма: Пер. с нем. М.: Наука, 1982. 391 с.

  5. Кравчук А. Закат Птолемеев: Пер. с пол. М.: Наука, 1973. 216 с.

  6. Флетчер Дж. Клеопатра Великая: женщина, стоящая за легендой: Пер. с англ. М.: АСТ: Астрель, 2011. 478 с.

  7. Циркин Ю. Б. Гражданские войны в Риме. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 314 с.

  8. Feldman L. H. Josephus's interpretation of the Bible. L., 1998. 854 p.

  9. Schwarts S. Josephus and Judaean Politics. N. Y., 1990. 216 p.

  10. Каутский К. Происхождение христианства: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1990. 463 с.

  11. Робертсон А. Происхождение христианства: Пер. с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. 324 с.

  12. Bloom J. J. The Jewish Revolts against Rome, A.D. 66-135: 
    a military analysis. L., 2001. 286 p.

  13. Даймонт М. И. Евреи, Бог и история: Пер. с англ. М.: Имидж, 1994. 208 с.

  14. Вихнович В. Л. Царь Ирод Великий. Воплощение невозможного (Рим, Иудея, эллины). СПб.: Академия исследования культуры, 2010. 424 с.

  15. Bentwich N. Josephus. Philadelphia, 1914. 124 p.

  16. Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество: Пер. с англ. М.-Иерусалим, 1993. 264 с.

  17. Cohen S. J. D. Josephus in Galilee and Rome: his vita and development as a historian. Boston, Leiden, 2002. 277 p.

  18. Edmondson J. Introduction: Flavius Josephus and Flavian Rome // Flavius Josephus and Flavian Rome. Oxford, 2005. P. 1-33.

  19. Mason S. Of audience and meaning: reading Josephus’ Bellum Judaicum in the context of a Flavian audience // Josephus and Jewish History in Flavian Rome and Beyond. Leiden, Boston, 2005. P. 71-100.

  20. Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 160 с.

  21. Семененко Л. В. Эллинистические мотивы в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Автореф. канд. дисс. М., 2002. 21 с.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница