Обобщение органической химии в 10 классе



Скачать 91.46 Kb.
Дата14.08.2016
Размер91.46 Kb.
Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

Тема: Обобщение органической химии в 10 классе.

Цели:

повторение и обобщение знаний учащихся;



развитие интереса, умений четко формулировать свои мысли при рассуждении;

расширение кругозора по органической химии.

Описание игры:

За месяц до игры участники знакомятся с темой, планом, литературой, правилами игры. Учащиеся выполняют творческие работы. За три дня до начала игры объявляются имена «агонистов» и «теоретиков». Игра проходит в три тура (агона). В заключительном агоне участвуют победители двух предыдущих. Каждый агон состоит из творческого конкурса и ответов на вопросы ведущего. В соответствии с итогами творческого конкурса «агонист» занимает одну из «дорожек», разделенных на определенное число частей. Если ответ признан правильным, агонист переходит на следующую часть «дорожки» и получает соответствующее число баллов. При неправильном ответе агонист со штрафным очком переходит на следующую часть «дорожки», а на вопрос отвечает «теоретик». За правильный ответ «теоретик» награждается Орденом шёлкового умника, за который дается определенное число баллов. Оценка работы участников игры рейтинговая. Победителю третьего агона присваивается звание «Умник» или «Умница».

ПЕРВЫЙ АГОН

ТЕМА: МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Творческое задание: составить хвалебное слово органическим веществам

(Агонисты представляют свои творческие работы, ареопаг оценивает их, и в соответствии с итогом агонисты занимают «дорожки»).

Вопросы для зелёной дорожки:

Все ли сахара сладкие? (Нет, полисахариды не сладкие)

Какой геометрический образ у молекулы метана? (Тетраэдр)

Название, какого государства, сходно с названием одного из предельных углеводородов? (Бутан)

При переработке данного природного сырья получают кровельный материал для строительства – толь. Что это за вещество? (Каменный уголь)

Вопросы для жёлтой дорожки:

Индейцы бассейна реки Амазонки стали носить резиновую обувь раньше европейцев, так как влажные экваториальные леса, раскинувшиеся по берегам Амазонки и Ориноко – родина дерева, из которого получают каучук. Назовите это дерево. (Гевея)

Известно, что этан горит на воздухе бесцветным пламенем, этилен светящимся, ацетилен – коптящим. Как можно объяснить различие в цвете газов? (Различие в массовой доле углерода)

Какой спирт хорошо смягчает кожу рук? (Глицерин)

Вопросы для красной дорожки:

Как вам известно из учебника химии, газообразные алканы не имеют запаха, однако наш жизненный опыт говорит прямо противоположное. Утечку газа мы определяем по запаху. Объясните это противоречие. (Добавление метилмеркаптана – CH3SH)

Напишите уравнения реакций горения ацетилена и этилена. Почему эти газы не используют в качестве топлива? (2C2H2 + 5O2 ––> 4CO2 + 2H2O; C2H4 + 3O2 ––> 2CO2 + 2H2O. Эти газы получают в результате переработки).

Вопросы для зрителей:

Впервые вещество было завезено в Европу Колумбом. Долгое время спрос на него был мизерный. В 1830 году во всём мире было использовано 25 тонн этого вещества. Сегодня, для того чтобы один современный автомобиль сошёл с контейнера, необходимо 250 кг. О каком веществе идёт речь? (Каучук)

ВТОРОЙ АГОН

ТЕМА: СВОЙСТВА ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Творческое задание: составить монолог эстрадного артиста о теории химического строения.

Вопросы для зелёной дорожки:

«Нефть не топливо, топить печи можно и ассигнациями». Какому учёному принадлежат эти слова? (Д.И. Менделееву)

Какое взрывчатое вещество способно облегчить спазмы сердечных сосудов? (Нитроглицерин)

Бутлеров предрекал большое будущее реакции полимеризации «одной из самых замечательных синтетических реакций». Блестящее предсказание было реализовано на практике. Найдите среди окружающих предметов и покажите продукт этой реакции. (Полиэтилен)

Составьте уравнение реакции фотосинтеза глюкозы. (6CO2 + 6 H2O<––>C6H12O6 + 6O2)

Вопросы для жёлтой дорожки:

Почему животный жир и растительные масла смываются СМС легче, чем обычным мылом? (СМС содержат ПАВ, не образуют солей с кальцием).

Берцелиус и другие химики того времени считали, что органические вещества не могут быть получены лабораторным путём, а создаются только организмами. Это учение было ошибочным, так как в 1826 году Вёлер синтезировал щавелевую кислоту, в 1828 – мочевину, в 1848 году Кольбе синтезировал уксус, в 1854 году Бертло – жир. А какое вещество может находиться в чёрном ящике? (Сахароза, в 1861 была синтезирована Бутлеровым)

Роман И. Стаднюка «Москва 1941»

«– Мы иностранными языками не владеем, институтов не кончали. Поясни нам, пожалуйста, как можно из смеси спирта и керосина получить водку?

– Это у химиков надо спрашивать. Но полагаю, что нужен перегонный аппарат, центрифуга, отстойники.

– Гвоздь нужен и четыре класса образования».

Продолжите реплику. («Красноармеец Курнявко! Хороший боец! А что придумал? Наливал полведра смеси, доливал воды. Дальше сами понимаете: гвоздь и молоток».)

Вопросы для красной дорожки:

1835 год. Письмо Вёлера к Берцелиусу: «Органическая химия может сейчас кого угодно свести с ума. Она представляется мне дремучим лесом, безграничной чащей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть». Куда не осмеливался проникнуть знаменитый Вёлер? Чего он боялся? (Не мог объяснить явление существования изомеров).

В книге доктора Макиевского «Домашняя химия» издания 1893 приводится интересное наблюдение: «…прекрасная половина человечества часто употребляет уксус либо в чистом виде, либо вместе с другими кушаньями для сохранения талии. Цель достигается вполне, но вместе с талией приобретается отвратительный цвет лица». Каким образом оказать первую помощь переусердствовавшей с уксусом красавице, используя средства, не наносящие вред здоровью? (Лучший адсорбент – сырое яйцо)

Вопросы для зрителей:

Какой гормон регулирует содержание сахара в крови? (Инсулин)

ТРЕТИЙ АГОН

ТЕМА: ПРЕВРАЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Творческое задание: сочинить лирическое посвящение изомерам.

Вопросы для зелёной дорожки:

Как называется первая реакция, происходящая при переваривании пищи? (гидролиз)

Сколько разных трипептидов может быть получено из трёх аминокислот? (шесть)

В двух пробирках находятся растворы силиката натрия и белка яйца. Определите, в какой пробирке находится «жизнь»? (ксантопротеиновая реакция на белок)

Какие вещества образуются при гидролизе белков? (аминокислоты)

Вопросы для жёлтой дорожки:

Какой углевод лучше использовать для быстрого восстановления сил? Ответ поясните. (Глюкоза, т.к. это простой сахар).

В трёх пробирках находятся: серная кислота, уксусная кислота, гидроксид натрия. Какую пробирку выберите для консервирования овощей? (Уксусная кислота, можно определить по запаху).

Синтетические каучуки первого поколения, превосходя натуральный, уступали ему в одном свойстве – эластичности. Прогресс был достигнут после того, как было установлено… Что было установлено? (Цис- и транс-изомерия)

Вопросы для красной дорожки:

«Я сидел и писал учебник, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул стул и задремал. Атомы снова запрыгали перед моими глазами, длинные ряды извивались словно змеи. Одна из змей схватила собственный хвост. Как будто вспышка молнии разбудила меня». Что было открыто этой ночью? И кто автор открытия? (Структурная формула бензола, автор – Кекуле)

На каникулах были сделаны покупки. Выберите из трёх кусочков ткань из натурального шерстяного волокна. (при сжигании шерстяных нитей появляется запах жженых перьев).

Подведение итогов

За вопрос красной дорожки – 25 баллов.

За вопрос жёлтой дорожки – 15 баллов.

За вопрос зелёной дорожки – 10 баллов

Зрители участвуют в рейтинге в этом же порядке и получают ордена шёлкового умника.

Ареопаг подводит итоги игры, награждает победителя, агонистов и теоретиков, набравших наибольшую сумму баллов.



Умники и умницы 1 (химия)

Вопросы:

1. Фиалка

Английский химик Роберт Бойль с детства мечтал стать учёным. Он проводил тысячи опытов. Вот один из них: …В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати вошёл садовник. Он принёс корзину фиалок. Бойль очень любил цветы, но был занят. Он взял несколько цветов, понюхал и положил их на стол. Опыт начался. Открыли колбу, из неё повалил едкий пар, который расползся по столу. Когда опыт кончился, Бойль взглянул на цветы – они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – о чудо! – тёмно-фиолетовые лепестки фиалок стали красными. Тогда Бойль велел помощнику готовить растворы, в которые потом опустили по одному цветку. В некоторых стаканах цветки сразу покраснели. Затем Бойль использовал множество других цветков, кору деревьев, мхи, лишайники. Кстати, настоем одного из видов лишайника он потом стал обрабатывать бумажные полоски. Что на основе этих опытов изобрёл Роберт Бойль?

(Индикатор лакмус и лакмусовые бумажки)


2. вещество - жизнь

Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: «Оно может быть целительным, отравляющим, серным, солёным, алым, мрачным, яростным, сердитым, красным, жёлтым, зелёным, жирным, тощим. Всё зависит от тех мест, где оно находится». Про это же вещество сказали, что это «Живая кровь, без которой нет человека. Оно необходимо для жизни, оно и есть жизнь», а также называли «трижды Ненормальным веществом». О каком веществе сказано так много?

(вода)


3. коллекция

Австрийская пенсионерка Фредерика Функель, жительница г. Капфенберга, собрала необычную коллекцию. Она состоит из тысячи баночек, в которых хранится это вещество. Здесь есть и совершенно белые кристаллы, и розовые, и серые, и зелёные. Коллекцию помогали собирать родственники, друзья, учёные, капитаны дальнего плавания ит.д. Какое вещество коллекционировала пенсионерка?

(песок. Белый – кварцевый, розовый содержит частицы красного граната, серый – смесь минералов, зелёный содержит зелёный гранат)


4. Хранилище

В прежние времена это полезное ископаемое называли земляным маслом, горной смолой, горючей землёй. При добыче этого ископаемого в 1950 г в Центральной Шотландии обнаружили труп мужчины. Рабочие решили, что его убили недавно, т. к. лицо и одежда не подверглись тлению. Была вызвана полиция. Началось следствие, и оказалось, что трупу больше 2000 лет. В каком полезном ископаемом труп мог так хорошо сохраниться?

(в торфе)




5. кушанье

На севере Дальнего Востока эвенки и эвены называют это «земляная сметана» за студенистую консистенцию. Едят это вместе с оленьим молоком. В Средней Азии едят это вещество из г. Хорезм. В ряде районов Африки, Австралии и океанических островов местные жители в торжественных случаях подают к трапезе определённые сорта этого. Оно бывает разного цвета: голубого, зелёного, белого. Это же вещество входит в состав лекарства «Смекта», которое устраняет расстройство желудка и кишечные спазмы. О каком веществе идёт речь?

(глина)


6. популярность

В своё время маститого физикохимика из Массачусетского университета Г. Скэтчарда за его работы наградили медалью Американского химического общества. К нему пришла популярность, а с ней – пристальное внимание журналистов. Особенно досаждал один из них:

- Скажите, профессор, когда преимущественно приходят в вашу голову все эти удивительные идеи?

- М-м-м, - задумался учёный, - ну, скорей всего они меня посещают постоянно. Утром, за завтраком, во время бритья, в концертном зале… Идеи приходят, вернее, рождаются сами собой. После этого я направляюсь в лабораторию и обнаруживаю, что все пришедшие в мою голову сегодня идеи – это… Закончите мысль Скэтчарда.

( - это полная чепуха)


7. фамилия

В одной родословной, составленной в 1880 году, записано: «Фамилию нередко давали учителя духовного училища; так, эта фамилия, была дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик менял лошадей и прочее. Учитель по созвучию «мену дал» и вписал отца этого великого химика под фамилией… Какой же?

(Менделеев)


8. функции

0,5%-ный раствор этого вещества выполняет в организме ряд важных функций:

1) убивает большую часть бактерий, попадающих в желудок вместе с пищей, например, холерный вибрион.

2) создаёт условие для действия ферментов, расщепляющих белки.

Назовите раствор.

(Соляная кислота)











9. ценность

Говорят, что без этого вещества нет жизни человеку. Так, предполагают, что одной из причин массовой гибели солдат Наполеона при их отступлении из Москвы был недостаток этого в пище. У древних народов нередко бывали войны из-за источников этого вещества. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без этого вещества, а римские легионеры часть жалования получали этим. Это вещество заменяло деньги во многих странах. В Китае из него изготовляли и сами монеты. У всех народов это – символ гостеприимства, а просыпать это вещество означало навлечь гнев богов. О какой же «ценности» идёт речь?

(поваренная соль)


10. рождение

Алхимики утверждали: «Семь металлов создал свет по числу небесных тел». Считалось, что первые семь металлов, известные в древности, рождаются в недрах Земли под влиянием лучей разных небесных тел. Так, олово рождалось от лучей Юпитера, серебро – Луны, железо – Марса, ртуть – Меркурия, свинец – Сатурна, медь – Венеры. А от лучей какого небесного тела рождался седьмой из известных тогда металлов – золото?



(От лучей Солнца).

Использованные источники информации:

  1. Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: в 2 ч. / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова, А. Г. Введенский, 2-е изд., М., Дрофа, 2004.

  2. Кузнецова Л. М. Химия. 8 кл. Учеб. для общеобр. учр-й, М., Мнемозина, 2003.

  3. Кузнецова Л. М. Химия. 9 кл. Учеб. для общеобр. учр-й, М., Мнемозина, 2003.

  4. Газета «Химия» (приложение к газете «Первое сентября») №11 за 2005г., стр. 40-43.

  5. Газета «Химия» (приложение к газете «Первое сентября») №12 за 2005г., стр. 15-33.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница