Объединенных



Скачать 325.78 Kb.
Дата12.06.2016
Размер325.78 Kb.


ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ

НАЦИЙ

EP

UNEP/EA.2/3






Distr.: General

3 March 2016
Russian

Original: English



un

Ассамблея Организации Объединенных Наций по окружающей среде Программы Организации Объединенных
Наций по окружающей среде










Ассамблея Организации Объединенных Наций
по окружающей среде Программы Организации
Объединенных Наций по окружающей среде


Вторая сессия

Найроби, 23-27 мая 2016 года

Пункт 4 b) предварительной повестки дня*

Вопросы международной природоохранной политики и экологического руководства: научно-политическое взаимодействие

Резолюция 1/4: научно-политическое взаимодействие

Доклад Директора-исполнителя


Резюме

В настоящем докладе описывается прогресс, достигнутый в осуществлении резолюции 1/4 Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде о научно-политическом взаимодействии, которая имеет особое значение с точки зрения потребностей в показателях и данных, требуемых для мониторинга и представления докладов по экологическому аспекту Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

Этот доклад содержит обновленные сведения об интернет-системе использования знаний «ЮНЕП в прямом включении», которая предлагает контекстуализированные данные, информацию и научные знания, необходимые для постоянного обзора окружающей среды, и планы ее развития в долгосрочной перспективе. Система «ЮНЕП в прямом включении» все больше используется для обоснования разных оценок, включая шесть региональных оценок, которые лягут в основу шестого издания доклада «Глобальная экологическая перспектива» (ГЭП-6) Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Кроме того, доклад включает обновленную информацию о других завершенных, проводимых и планируемых оценках, а также о ряде других процессов, связанных с представлением докладов.

В докладе также рассматриваются вопросы информационного обеспечения, таких партнерств, как альянс «Земля в центре внимания», пробелов в данных и хода работы в отношении согласованных на международном уровне экологических целей и инструментов политики в целях укрепления научно-политического взаимодействия.



I. Введение

1. Наука играет фундаментальную роль в ответах на вопросы о том, как решать некоторые из самых больших проблем двадцать первого века в контексте устойчивого развития. Центральное место в мандате ЮНЕП занимает постоянный обзор окружающей среды и информирование общества об опасностях, а также возможностях применения современных технологий и новых знаний. Понимание того, каким образом наука может помочь в толковании более совершенного процесса выработки решений и укрепления научно-политического взаимодействия, лежит в основе работы ЮНЕП в рамках всей организации. Это также имеет ключевое значение для разработки многих успешных направлений политики и планов экологического ведения хозяйства. Воздействие на окружающую среду зачастую становилось очевидным спустя лишь много лет после внедрения новых продуктов или веществ, что говорит о необходимости постоянного обзора, оценки и применения науки во благо окружающей среды, доводя ее значение до лиц, занимающихся выработкой решений, и более широкой общественности.

2. Цель настоящего доклада заключается в представлении Ассамблее Организации Объединенных Наций Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) на ее второй сессии обзор мероприятий, осуществляемых ЮНЕП для усиления взаимодействия между наукой и политикой согласно резолюции 1/4 и как это было рекомендовано в пунктах 48, 76 g), 85 k), 88 d) и 276 итогового документа Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, озаглавленного «Будущее, которого мы хотим» и одобренного Генеральной Ассамблеей в ее резолюции A/RES/66/288 и решении 27/2 Совета управляющих от февраля 2013 года. Структурное построение доклада соответствует конкретным мероприятиям, просьбы о которых содержатся в резолюции 1/4.

3. Что касается шестого издания доклада ЮНЕП «Глобальная экологическая перспектива» (ГЭП-6), то структура и процесс оценки были согласованы в рамках Глобальных межправительственных и многосторонних консультаций в Берлине в октябре 2014 года. Работа в рамках шести региональных оценок, лежащих в основе шестого издания, развернулась в начале 2015 года после учреждения различных консультативных органов, перед которыми была поставлена задача поддержки этого процесса, при этом были определены ключевые региональные вопросы.

4. После обновленной информации о ряде других основных процессов и докладов, связанных с экологическими оценками, в настоящем докладе приводится обзор вопросов, которые касаются главных научных изысканий, партнерств, недостатка данных и хода достижения экологических целей, согласованных на глобальном уровне, наряду с рекомендациями в отношении инструментов политики, просьба о чем содержится в резолюции 1/4.

5. Он завершается обзором интернет-системы управления знаниями «ЮНЕП в прямом включении», которая продолжает существенно прогрессировать благодаря качественным национальным данным, поступающим из более чем 190 стран и доступным для потребителей в глобальном масштабе, а также множеству других соответствующих блоков знаний и информационной системе сообщения показателей, которая будет продолжать расширяться и диверсифицироваться по мере осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года (резолюция 70/1).



II. Последние сведения о завершенных, проводимых и планируемых оценках

A. Процесс, связанный с Глобальной экологической перспективой

6. Подготовка шестого издания оценки под названием «Глобальная экологическая перспектива» (ГЭП) – это децентрализованный процесс, начинающийся с составления шести региональных оценок для Африки, Азии и Тихого океана, Европы, Латинской Америки и Карибского бассейна, Северной Америки и Западной Азии, результаты которых станут основным вкладом в проводимую глобальную оценку; эти шесть регионов относятся к сферам деятельности шести региональных отделений ЮНЕП, а в ряде случаев таких ключевых региональных форумов по окружающей среде на уровне министров, как Африканская конференция министров по окружающей среде, Форум министров и представителей органов экологического управления Азиатско-Тихоокеанского региона, процесс «Экология для Европы», Форум министров по окружающей среде стран Латинской Америки и Карибского бассейна и Совет министров арабских стран по вопросам окружающей среды. Ожидается, что региональные оценки выльются в проведение разных региональных совещаний и форумов в целях формирования консенсуса на региональном уровне и разработки политики. В ответ на пункт 9 резолюции 1/4 Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде ЮНЕП провела консультации с более чем 600 назначенными экспертами и представителями из 85 стран для обеспечения учета региональных приоритетов в глобальной оценке.

7. В начале 2015 года согласно стандартной операционной процедуре интернет-портала «ЮНЕП в прямом включении», предусматривающей открытый доступ к данным и знаниям и поддержку комплексных экологических оценок, были организованы шесть региональных интернет-конференций по вопросам окружающей среды для обсуждения проблем открытого доступа и обмена данными в контексте системы «ЮНЕП в открытом включении» и платформ открытых данных и определения региональных приоритетных вопросов, тенденций и новой проблематики регионального и глобального значения. На основе ряда критериев, определяющих масштаб и потенциальные последствия, в качестве вновь возникающих и имеющих принципиальное значение для устойчивого развития регионов были определены самые разнообразные экономические, экологические, социальные вопросы и проблемы, связанные с благосостоянием человека. С учетом большого количества и глобального значения этих возникающих проблем ЮНЕП продолжает анализировать результаты в целях подготовки их фактических оценок и информирования международной общественности о сделанных выводах для своевременного и адекватного рассмотрения политики.

8. В каждом регионе были выбраны два сопредседателя оценки, а перед группой авторов поставлена задача подготовки «нулевого» проекта до межрегионального консультативного процесса в сентябре 2015 года для подготовки первого проекта. Впоследствии были проведены два этапа обзора, в рамках которых были получены многочисленные ответы правительств, экспертов, основных групп, заинтересованных сторон и подразделений Организации Объединенных Наций.

9. В ходе совместного совещания, проведенного в январе 2016 года, члены Межправительственной консультативной группы заинтересованных сторон высокого уровня ГЭП-6 и Научной консультативной комиссии договорились организовать в марте и апреле 2016 года ряд региональных совещаний, на которых члены Группы высокого уровня подготовили и согласовали бы двухстраничное резюме основных выводов и мер политики, которое должно было быть представлено Ассамблее Организации Объединенных Наций по окружающей среде на ее второй сессии. Резюме основных выводов каждой региональной оценки ГЭП-6 будет взято за основу глобальной оценки ГЭП-6 и обеспечит осуществление экологического аспекта Целей в области устойчивого развития. Региональные оценки будут состоять из первого компонента в виде интернет-книги в интерактивном формате и второго компонента в режиме онлайн, включающего вспомогательные данные и информацию.

10. С учетом прошлого и нынешнего опыта использования различных методологий для выявления, определения приоритетности и доведения вновь возникающих вопросов до сведения правительств и широкой общественности ЮНЕП продолжала развивать, укреплять и обеспечивать более структурный, регулярный и всеохватывающий характер процесса ГЭП-6 в целях охвата более широкого круга заинтересованных сторон и подготовки результатов, понятных более широкой аудитории. Ожидается, что этот упорядоченный процесс будет существенно содействовать выпуску Доклада по глобальному устойчивому развитию, в котором ЮНЕП принимает полноценное участие.

11. В ходе региональных оценок был выявлен ряд предварительных общих приоритетных вопросов, включая ухудшение состояния экосистем ввиду неправильного использования и чрезмерной эксплуатации ресурсов; всевозрастающее воздействие урбанизации и демографических изменений на качество жизни; растущее воздействие в связи с изменением климата; проблемы предоставления равного доступа к ресурсам; влияние образа жизни на потребление ресурсов; и необходимость повышения результативности использования ресурсов и содействия расширению осведомленности о ценности природного капитала. Региональные оценки обеспечивают убедительный анализ воздействия этих далеко идущих тенденций на качество воздуха, качество и количество воды, изменение методов землепользования и деградацию земель, а также утрату биоразнообразия. Хотя некоторые регионы и подвержены более сильному влиянию конкретных экологических вопросов, общий отклик всех регионов сводится к ощущению такого влияния и зачастую недостатку мер политики по его устранению.

B. Глобальная гендерная и экологическая перспектива

12. Процесс Глобальной гендерной и экологической перспективы, который должен быть начат до второй сессии Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде, – это первая всеобъемлющая, комплексная оценка гендерной проблематики и вопросов окружающей среды. Главная цель этой оценки заключается в информировании руководителей о разном воздействии экологических условий на жизнь женщин и мужчин в результате существующего неравенства при одновременном подчеркивании взаимного влияния друг на друга деятельности человека и окружающей среды с гендерной точки зрения. Анализ связи между гендерным равенством и окружающей средой использует аналитические рамки «Ответная реакция – воздействия – на положение – в результате давления – со стороны – определяющих факторов». Эта оценка также направлена на информирование правительств о потенциальной роли мужчин, женщин, мальчиков и девочек в деле охраны окружающей среды и природопользования и возможных механизмах содействия этому или его затруднения при исполнении этой роли.

13. Глобальная гендерная и экологическая перспектива дает обзор взаимосвязи гендерного равенства и окружающей среды, в том числе тенденций, в контексте шести тематических сфер деятельности под эгидой Целей в области устойчивого развития, а именно: продовольственная безопасность, водные ресурсы и санитария, источники энергии, океаны и морские ресурсы, леса и другие экосистемы суши и устойчивое потребление и производство. Анализ этих сфер деятельности систематически основан на нескольких смежных вопросах, включая охрану здоровья людей, изменение климата, устранение последствий стихийных бедствий, урегулирование конфликтов и биоразнообразие. В других частях доклада дается большая картина с точки зрения перспективы и основных глобальных тенденций, ведущих к изменениям на пути достижения гендерного равенства; предлагается пакет решений и средств в области политики в целях более эффективного учета гендерных перспектив в политике охраны окружающей среды и развития; и приводятся варианты политики и ответные меры, ориентированные на достижение решений, за счет наилучших практических методов и вдохновляющих тематических исследований.

C. Доклад о новых перспективах ЮНЕП в 2016 году: доклад о возникающих вопросах

14. Доклад о новых перспективах ЮНЕП в 2016 году – это новый ежегодный доклад, призванный заменить издание «Ежегодник ЮНЕП», каждый том которого будет основан на обзоре возникающих экологических вопросов, выявленных в предыдущий год и оказывающих, по все вероятности, существенное воздействие на окружающую среду, состояние экосистем или здоровье людей. В докладе о новых перспективах ЮНЕП в 2016 году, который будет публиковаться как интерактивная интернет-книга, охватываются шесть вопросов:

a) совокупное влияние переменчивости климата на концентрацию токсинных веществ в растительной пище как проблема для продовольственной и пищевой безопасности;

b) микропластики и синтетические волокна в водной среде;

c) зоонозы и пищевые патогенные микроорганизмы;

d) потеря и повреждение экосистемных услуг ввиду изменения климата;

e) незаконная торговля видами дикой природы;

f) скрытая, но влиятельная роль финансового сектора в достижении экологической устойчивости.

15. Мероприятия по региональному – глобальному прогнозированию на основе региональных оценок планируется на 2016-2017 годы в целях систематизации тех выявленных сфер деятельности, которые требуют укрепления научно-политического взаимодействия.

D. Тематические оценки

1. Изменение климата

16. Результаты пятого доклада по оценке Межправительственной группы по изменению климата по-прежнему систематически используются во всех соответствующих докладах ЮНЕП, включая «Доклад о дефиците финансовых средств для целей адаптации» и ежегодный «Доклад о разрыве в уровнях выбросов».

17. Издание доклада в 2015 году включает оценку представленных предполагаемых определяемых на национальном уровне вкладов. ЮНЕП оказала за счет финансирования Глобального экологического фонда (ГЭФ) поддержку 35 странами в определении ими своих предполагаемых вкладов. Рассматриваемая в докладе динамика предполагаемых вкладов охватывает период до 2030 года, при этом ожидается, что после первых пяти лет потребуется более глубокий подход, для того чтобы к 2030 году глобальная экономика полностью встала на этот оптимальный с точки зрения затрат путь. После 2030 года потребуются дальнейшие этапы сокращений на национальном уровне, с тем чтобы оставаться в рамках этого процесса и не допустить повышения температуры до 2 градусов по Цельсию в ходе глобального потепления, пока уровень выбросов в мире не будет сведен к нулю в период между 2050 и 2070 годами.

18. В следующем издании «Доклада о дефиците финансовых средств для целей адаптации», которое выйдет в марте 2016 года с учетом материалов издания за 2014 год, подсчитано, что общий объем международного двустороннего и многостороннего финансирования на цели адаптации к изменению климата в развивающихся странах составил 18,4 млрд. долл. США в результате ежегодного прироста на 8-9 процентов за предыдущие пять лет.

19. В 2015 и 2016 годах в рамках совместной работы с Программой развития Организации Объединенных Наций ЮНЕП оказывает странам поддержку в определении предполагаемых определяемых на национальном уровне вкладов согласно Парижскому соглашению. Эта работа будет сочетаться с мерами по развитию потенциала в рамках программы и мероприятий, касающихся последствий изменения климата на страновом уровне и связанных с Целями в области устойчивого развития.

2. Качество воздуха, в том числе песчаные и пыльные бури

20. Региональные оценки качества воздуха все больше становятся одним из основных тематических приоритетов в нескольких регионах. Продолжается работа по оценке, связанная с Глобальной платформой по качеству воздуха и охране здоровья, при этом ЮНЕП взаимодействует с учреждениями Организации Объединенных Наций, Всемирным банком и государствами-членами в целях оценки последствий загрязнения атмосферного воздуха. Для обеспечения более широкого мониторинга загрязнения воздуха и анализа данных ЮНЕП создала доступную с финансовой точки зрения новую группу мониторинга качества воздуха, стоимость которой составляет примерно 1500 долл. США и которая может предоставлять данные для оценок загрязнения воздуха в городах.

21. В рамках проекта, возглавляемого коалицией «Климат и чистый воздух», в настоящее время ЮНЕП участвует в проведении оценок кратковременно загрязняющих атмосферу веществ, оказывающих воздействие на климат, для Азии и Тихого океана и региона стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

22. Руководствуясь просьбами нескольких стран и в поддержку резолюции 70/195 от 22 декабря 2015 года по борьбе с песчаными и пыльными бурями, в настоящее время ЮНЕП в партнерстве с Всемирной метеорологической организацией, секретариатом Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, и государствами-членами проводит глобальную оценку, которая должна быть представлена Ассамблее Организации Объединенных Наций по окружающей среде на ее второй сессии. Эта оценка поможет особо подчеркнуть связь между социальными, экономическими и экологическими соображениями и проблемами охраны здоровья людей, а также необходимость комплексного подхода к достижению ряда задач. На основе синтеза самых последних знаний о науке и политике, связанных с песчаными и пыльными бурями, в рамках оценки эти знания будут применяться к выявлению элементов всеобщей стратегии руководства и предупреждения на глобальном, региональном и национальном уровнях. Она также послужит повышению осведомленности среди руководителей и заинтересованных сторон о возможностях регулирования песчаных и пыльных бурь и содействия развитию партнерских отношений в целях совместных мероприятий по достижению максимального эффекта.



3. Ресурсы пресной воды и морские ресурсы

23. Программа оценки трансграничных вод, координируемая ЮНЕП и финансируемая ГЭФ, функционирует через сеть партнеров в целях завершения первой глобальной оценки на основе показателей пяти категорий систем трансграничных вод: водоносных слоев и систем подземных вод малых островных развивающихся государств, рек и водоемов, речных бассейнов, крупных морских экосистем и открытого океана. ЮНЕП координирует работу основных партнеров: Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и ее Международной гидрологической программы и Межправительственной океанографической комиссии, Центра по воде и окружающей среде партнерства ЮНЕП/организации «DHI» и Международного комитета по окружающей среде озер. Каждый из основных партнеров оперирует сетью партнеров, которые выполняют тематические и географические обязанности, а также сетью институтов и организаций, накопивших богатые данные и знания. Программа обеспечивает базовую оценку выявления и анализа изменений в трансграничных водных системах, вызванных деятельностью человека и природными процессами, а также последствий, которые они имеют для зависящих от них групп населения. В ней оформлены институциональные партнерства в интересах нынешней оценки, что может привести к последующим оценкам состояния международных вод. Результаты оценки и профильные характеристики трансграничных вод доступны через средство просмотра данных на веб-сайте Программы оценки трансграничных вод1, а также веб-сайтах партнеров и интернет-портале «ЮНЕП в прямом включении».

24. В ответ на отмечаемые новые и все более распространенные случаи загрязнения воды в результате осуществляемого человеком развития, которое влияет на качество воды в наземных и подземных системах по всему миру, в рамках механизма «ООН-Вода»2 после проведения предварительного оценочного исследования в целях подготовки мирового доклада о качестве воды в развивающихся странах были выявлены определенные пробелы в данных и знаниях. Под руководством ЮНЕП было создано партнерство для оценки проблем, связанных с качеством воды в глобальном масштабе, участниками которого стали Глобальная система мониторинга окружающей среды/Программа по водным ресурсам, Центр экологических исследований имени Гельмгольца (Германия) и Центр системных исследований в области окружающей среды (Германия), причем свой вклад в него внесла и научная группа в составе ведущих ученых по проблемам воды из развитых и развивающихся стран. На научнополитическом форуме, который запланирован в Найроби 19 и 20 мая 2016 года, будет представлено исследование, озаглавленное «Краткое описание качества воды в мире: по пути к глобальной оценке», а на Всемирной неделе воды в Стокгольме будет выпущен проект доклада, включая аналитическую справку для лиц, занимающихся выработкой решений в странах  членах Организации Объединенных Наций (см. доклад Директора-исполнителя о резолюции 1/9: Глобальная система мониторинга окружающей среды/Программа по водным ресурсам («ГСМОС/Вода») (UNEP/EA.2/8).

25. Первая Оценка Организации Объединенных Наций Мирового океана, включая ее резюме, была одобрена Специальной рабочей группой полного состава по Регулярному процессу глобального освещения и оценки состояния морской среды, включая социальные и экономические аспекты, в сентябре 2015 года. В резюме были определены десять тем: последствия изменения климата и связанных с ним изменений в атмосфере для океана; проблемы для морской биоты; продовольственная безопасность и пригодность продуктов питания; очаги биоразнообразия как магниты для деятельности человека; усиление спроса на океаническое пространство и его противоречивость; увеличение масштабов выброса вредных веществ; совокупное воздействие человеческой деятельности на биоразнообразие; неравномерное распределение выгод и потерь от использования Мирового океана; комплексное регулирования человеческой деятельности; и настоятельная необходимость устранения угроз, которым подвержен океан. ЮНЕП оказала научно-техническую поддержку, в том числе финансовыми ресурсами, в проведении практикумов о создании потенциала в рамках Программы региональных морей, а Специальная рабочая группа полного состава договорилась о начале второго этапа процесса в 2016 году3.



4. Биоразнообразие и экосистемные услуги

26. В своей программе работы на 2014-2018 годы (решение МПБЭУ-3/1) Межправительственная научно-политическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам проводит четыре региональных и субрегиональных оценки для Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Тихого океана и Европы и Центральной Азии наряду с одной тематической оценкой деградации и восстановления земель. Выводы региональных оценок ГЭП-6 используются экспертами Платформы при разработке этих оценок.

27. Две последующие оценки вместе с резюме для руководителей по вопросам опылителей, опыления и производства продовольствия и анализа сценариев и моделирования биоразнообразия и экосистемных услуг были представлены Пленуму Платформы на его четвертом совещании в 2016 году, во-первых, на утверждение и, во-вторых, принятие. Эти оценки и руководящие принципы применения традиционных знаний и знаний коренных народов упомянуты в руководящих принципах оценок ЮНЕП и использованы при разработке оценок ГЭП-6.

28. Межправительственная платформа также планирует три будущих оценки, а именно: глобальную оценку биоразнообразия и экосистемных услуг и тематические оценки по вопросам инвазивных чужеродных видов и устойчивого использования биоразнообразия. В дополнение она рассматривает вариант оценки региона «открытого океана».

29. В настоящее время в рамках инициативы «Экономика экосистем и биоразнообразия» (ТЕЕБ) проводятся несколько тематических оценок. Промежуточный доклад ТЕЕБ «Сельское хозяйство и продовольствие»4 был представлен в декабре 2015 года в Париже на Глобальном ландшафтном форуме параллельно с Конференцией Сторон Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и в нем предпринимается попытка дать всеобъемлющую, фактологическую, экономическую, количественную и качественную оценку комплекса систем «экология-сельское хозяйство-продовольствие». Цель заключается в рассмотрении многокомпонентности сельского хозяйства, экономики, экосистемных услуг и биоразнообразия с точки зрения руководителей в рамках всего научно-политического взаимодействия, особенно в том, что касается осуществления политики. Желаемая конечная цель – это информированное изменение политики, направленное на обеспечение более безопасной, справедливой и устойчивой окружающей среды вдоль все цепочки выпуска продовольствия и сельскохозяйственного производства.

5. Химические вещества, отходы и природные ресурсы

30. В своем докладе о влиянии радиации на различные группы населения, который был выпущен в 2013 году после аварии, произошедшей в 2011 году на японской атомной электростанции «Фукусима-Дайичи», Научный комитет Организации Объединенных Наций по действию атомной радиации (НКООНДАР) дал оценку последствий этой аварии с точки зрения вызванной радиацией опасности для здоровья людей и окружающей среды. К числу рассмотренных групп населения относились жители префектуры Фукусима и других префектур в Японии, рабочие, подрядчики и спасатели, работавшие на объекте аварии и вокруг него. Экологическая оценка охватывала морскую среду, ресурсы питьевой воды и наземные экосистемы. Чтобы быть в курсе новой научной информации, появившейся после выпуска доклада, Комитет также опубликовал с целью наметить будущую программу работы предварительный документ, озаглавленный «События, произошедшие после публикации в 2013 году доклада НКООНДАР об уровнях и действии ионизирующего излучения в результате ядерной аварии, вызванной Великим восточно-японским землетрясением и цунами».

31. В документе ЮНЕП «Перспективы регулирования отходов на глобальном уровне» неадекватное регулирование отходов определяется как одна из основных проблем охраны здоровья населения, а также экономических и экологических проблем при ежегодном производстве 7-10 миллиардов тонн городского мусора и наличии 3 миллиардов людей во всем мире, не имеющих доступа к объектам контролируемой утилизации отходов. В оценке дается комплексное глобальное решение проблемы отходов на основе усовершенствованного их сбора и удаления, предотвращения производства отходов и максимального повторного использования и рециркуляции ресурсов и серьезного перехода от линейной экономики по принципу «определять – производить – использовать – отходы» к зацикленному подходу в связи с жизненным циклом материалов по схеме «сокращать – повторно использовать – рециркулировать». В настоящее время планируется оценка «Африканская перспектива в отношении отходов».

32. Международная группа ЮНЕП по ресурсам подготовила ряд оценок, в том числе самую последнюю из них под названием «Международная торговля ресурсами: биофизическая оценка», при этом готовится к выпуску еще одна по системам продовольствия и природным ресурсам. Оценки Группы сосредоточены на научно-политическом взаимодействии, причем ее члены работают в тесном контакте с другими научными группами, включая Межправительственную группу по изменению климата, Межправительственную научнополитическую платформу по биоразнообразию и экосистемным услугам и инициативу ТЕЕБ, а также Глобальную экологическую перспективу и Оценку мировой энергетики. Результаты работы Группы непосредственно используются в рамках глобальных показателей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.



Е. Доведение основных научных выводов до сведения более широкой аудитории

33. Текущие и будущие оценки будут использовать формат электронных книг в целях содействия большей интерактивности с материалом на основе более привлекательной презентации и связи с более широкой аудиторией в рамках социальных платформ средств массовой информации. Технология электронной книги предлагает трехмерную платформу, соединяя содержание с источником данных, динамичными схемами, графиками, картами и вспомогательной литературой и обеспечивая тем самым более насыщенную научную базу и более широкие возможности перевода. Электронная книга будет доступна через портал «ЮНЕП в прямом включении» и веб-сайт ЮНЕП, охватывая таким образом самую широкую аудиторию ЮНЕП. Для справочных целей будут также ограниченно использоваться обычные печатные материалы.

34. Межправительственная группа по изменению климата и Межправительственная научнополитическая платформа по биоразнообразию и экосистемным услугам проводят также конкретную политику содействия последовательному и согласованному использованию современной цифровой технологии и дальнейшего расширения его масштабов в целях обмена информацией и ее распространения и облегчения чтения подготавливаемых ими материалов. Межправительственная группа изучает варианты более эффективного охвата всех соответствующих заинтересованных сторон, сохраняя при этом в своей работе научную строгость и объективность.

F. Партнерства по поддержке комплексных экологических оценок и укреплению научно-политического взаимодействия

35. Все нынешние оценки – шестая «Глобальная экологическая перспектива», Глобальная гендерная и экологическая перспектива, Оценка Мирового океана Организации Объединенных Наций и оценки Межправительственной группы по изменению климата, Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам, Международной группы по ресурсам и Программа оценки трансграничных вод – применяют подход комплексных оценок, предусматривающий использование разумных и широких процессов экспертных анализов и стандартов обеспечения качества и характеризующийся сильной взаимосвязью между научными изысканиями и ответными мерами политики. Они типично строятся вокруг систематического обзора приоритетных и вновь возникающих экологических вопросов; оценки состояния окружающей среды на основе последних данных, показателей и информации об основных тенденциях; обзора ответных мер политики и в надлежащих случаях качественной оценки их относительной эффективности и степени успеха; и прогноза долгосрочных экологических тенденций, будущих состояний и перспектив.

36. Нынешние и будущие оценки обеспечиваются – и будут продолжать обеспечиваться – улучшенными данными, показателями и метаданными, которые распространяются ЮНЕП через интернет-портал «ЮНЕП в прямом включении», связанный с каталогом данных системы Организации Объединенных Наций и «Онтологией интерфейса Целей в области устойчивого развития», а также национальными и международными платформами открытых данных. Общая цель сводится к обеспечению своевременности и обновлению данных и применению более беспрерывного подхода к оценкам.

37. Стратегия ЮНЕП управления знаниями предусматривает переход в открытом доступе ко всем цитатам в ее докладах, что повышает транспарентность и укрепляет и расширяет фактологическую базу для всех пользователей, особенно руководителей. Для достижения этого создаются партнерства с ведущими научными издательствами.

38. Партнерства укрепляются через сеть взаимодействующих центров и тематических центров передового опыта, таких как Глобальные и региональные центры комплексных данных (ГРИД), связанные с секретариатами многосторонних экологических соглашений и региональными органами, особенно там, где требуется конкретный научный или политический опыт и проводятся координирующие мероприятия для достижения максимальной синергии. Доклады ЮНЕП содержат многосторонние экологические соглашения, обеспечивая выработку решений на основе фактов; доклады ЮНЕП о разрыве в уровнях выбросов и пятый доклад об оценке Межправительственной группы по изменению климата используются, например, на сессиях Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.

39. Примером важного партнерства с уделением пристального внимания данным и информации, необходимым для эффективной выработки решений на пути достижения устойчивого развития, является альянс «Земля в центре внимания», членом которого состоит ЮНЕП. В октябре 2015 года в Абу-Даби была проведена вторая встреча на высшем уровне альянса «Земля в центре внимания». В его работе приняли участие руководители, ученые, исследователи, разработчики технологий, пропагандистские группы и неправительственные организации, а также представители международных организаций. Эта встреча на высшем уровне вызвала новый интерес к решению проблемы выявления и передачи экологических и смежных социально-экономических данных, необходимых для отслеживания прогресса в деле достижения Целей в области устойчивого развития и обмена знаниями среди заинтересованных сторон, участвующих в выполнении Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

40. Научные рекомендации пользуются огромным спросом, но также зачастую оспариваются. Задаваемые ученым, инженерам и другим экспертам вопросы со стороны руководителей, средств массовой информации и более широкой общественности - начиная с вопросов изменения климата и кибербезопасности, распространения нищеты и вспышек пандемических заболеваний и заканчивая вопросами технологий производства продовольствия и гидроразрыва пласта - продолжают множиться и усложняться. В то же время авторитет и легитимность экспертов подвергаются все большей проверке, особенно в таких сферах, которые вызывают активное обсуждение, как изменение климата, справедливый доступ к ресурсам и выбор источников энергии. Недавно была создана «Международная сеть по выработке научных рекомендаций для правительств», членами которой стали Главный научный сотрудник ЮНЕП и научные советники из более чем 70 стран мира. Цель Сети заключается в укреплении научно-политического взаимодействия среди правительств во всем мире, при этом в настоящее время она проводит оценки взаимодействия в рамках общественных институтов в различных сферах деятельности, включая окружающую среду.

III. Анализ пробелов в экологических данных, информации и оценках

41. В настоящее время ведется подготовка доклада об анализе пробелов, при этом в региональных и глобальных оценках, лежащих в основе ГЭП-6, определяются те вопросы недостатка данных, которые рассматриваются в них. В контексте работы ЮНЕП по обеспечению наличия данных в связи с показателями достижения Целей в области устойчивого развития готовится также реестр недостатка данных.

42. ЮНЕП проводит также обширную работу по совершенствованию метаданных о данных, определений и другой методологической работы, включая использование большого объема данных для мониторинга окружающей среды, количественного определения экологического аспекта Целей в области устойчивого развития и создания широкомасштабной системы онтологий в связи с этими Целями. На интернет-портале «ЮНЕП в прямом включении» была недавно открыта страница «Онтология интерфейса Целей устойчивого развития» как ответная реакция Совета старших должностных лиц Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, отвечающих за координацию, на информационную революцию.

43. В числе различных консультативных групп, учрежденных в рамках процесса ГЭП-6, Рабочая группа по методикам оценки, данным и информации, в состав членов которой входят некоторые наиболее знающие эксперты в этой области, создала целевые группы для изучения пробелов в экологических данных и информации, а также новаторских методов совершенствования экологических оценок. Результаты работы Группы будут способствовать определению ряда пересмотренных международных руководящих принципов комплексной оценки и обеспечению подготовке доклада об анализе недостатка данных и информации.

44. ЮНЕП проведет обзор экологического аспекта мониторинга Целей в области устойчивого развития для Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде на ее второй сессии.

IV. Ход достижения целей, согласованных в международном масштабе, и рекомендации в отношении инструментов политики для укрепления научно-политического взаимодействия

45. Глобальные, региональные и тематические оценки включают в себя усилия по выявлению примеров передового опыта в странах в сфере укрепления научно-политического взаимодействия. Сбор таких фактов не прост из-за трудностей установления авторства, однако в настоящее время на основе опыта на национальном и региональном уровнях принимаются меры по оформлению рекомендаций и идей о глобальных и международных инструментах политики.



A. Определение прогресса в деле достижения экологических целей и задач, согласованных на международном уровне

46. С помощью специального компонента интернет-портала «ЮНЕП в прямом включении» ЮНЕП продолжает контролировать прогресс в деле выполнения ранее согласованных в международном масштабе целей многосторонних экологических соглашений и отслеживать участие в них через Информационную платформу Организации Объединенных Наций по многосторонним природоохранным соглашениям (ИнфорМПС)5.

47. В ходе текущих региональных и глобальных оценок, проводимых для целей шестой Глобальной экологической перспективы, рассматривается прогресс в деле разработки политики в национальном масштабе для достижения экологических целей и задач на глобальном и региональном уровнях. Проводимые глобальные и тематические оценки, в том числе о качестве воздуха, разрыве в уровнях выбросов и качестве воды, также начинают охватывать анализ хода достижения Целей в области устойчивого развития и задач.

48. В рамках поддержки усилий Статистической комиссии Организации Объединенных Наций по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и работы Межучрежденческой и экспертной группы по показателям достижения целей в области устойчивого развития ЮНЕП и более широкая система Организации Объединенных Наций оказывают техническое содействие в разработке показателей хода осуществления экологического аспекта. С этой целью ЮНЕП совместно с национальными статистическими управлениями государств-членов и другими органами Организации Объединенных Наций работает над требованиями, предъявляемыми к метаданным, и занимается информационными потоками.

49. В частности, что касается изменения климата, то проводимая в настоящее время политика и показатели предполагаемого национального вклада, заранее представленные до двадцать первой сессии Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, могли бы при их полном осуществлении сократить на 11 количество ГТ в эквиваленте CO2 от прогнозируемого объема выбросов к 2030 году. Однако это примерно половина от общего количества, требуемого для достижения к 2030 году глобального объема выбросов от 42 ГТ в эквиваленте CO2, что соответствует более чем 66 процентам достижения задачи ограничения глобального повышения к 2010 году температуры до 2 градусов по Цельсию. Парижское соглашение определяет рамки обзора и взятия повышенных обязательств для обеспечения большей амбициозности и содействия достижению общей цели.

B. Рекомендации

50. Наличие шести региональных оценок ГЭП-6 предоставит уникальную возможность для укрепления научно-политического взаимодействия с региональной точки зрения. Они будут регулироваться согласно таким оценкам о состоянии окружающей среды, как издания «Европейская экология – оценки состояния и перспективы» и «Африканская экологическая перспектива» и «Латиноамериканская и карибская экологическая перспектива». В некоторых случаях региональные оценки послужат выполнению требований о представлении докладов о работе региональных форумов по окружающей среде на уровне министров, таких как паневропейские конференции на уровне министров «Окружающая среда для Европы». В долгосрочной перспективе упорядоченный процесс регулярного представления региональных докладов об окружающей среде может послужить в качестве механизма выработки политики в контексте Целей в области устойчивого развития и отчетно-обзорного цикла в связи с Докладом о глобальном устойчивом развитии.

51. Кроме того, выводы многих региональных и глобальных оценок будут значимыми на национальном уровне с учетом в основном трансграничного характера многих экологических проблем. Страны все больше смогут использовать эти выводы для пропаганды, определения и обновления своей политики и стратегий в целях рассмотрения экологического аспекта устойчивого развития.

52. На основе предварительного обзора имеющихся проектов региональных оценок в связи с ГЭП-6 для рассмотрения возникающих экологических проблем рекомендуется, чтобы все регионы подготовили большой комплект научно обоснованных и практических решений, включая:

а) проведение экологической организационной реформы (руководство, координация, потенциал и финансирование);

b) более эффективное соблюдение ряда регулирующих рамок;

с) увеличение объема инвестиций в сбор данных и статистику;

d) использование экономических инструментов для интеграции компонента окружающей среды с другими направлениями политики;

е) расширение участия частного сектора и гражданского общества в регулировании природоохранной деятельности и устойчивом производстве и потреблении;

f) расширение регионального сотрудничества в целях урегулирования трансграничных вопросов, особенно связанных с главными экосистемами и такими ключевыми экологическими проблемами, как загрязнение воздуха и воды, песчаные и пыльные бури.



V. Долгосрочное развитие и использование портала «ЮНЕП в прямом включении»

53. Портал «ЮНЕП в прямом включении» – это веб-система управления знаниями, которая предоставляет контекстуализированные данные, информацию и научные знания для постоянного обзора окружающей среды, средства для укрепления национального потенциала в связи с представлением докладов о состоянии окружающей среды и проведением оценок и возможности для совместного накопления знаний и осуществления исследований специалистами-практиками и лицами, занятыми выработкой решений, в целях обеспечения эффективных, фактологических оценок и анализа политики.

54. Информационная система сообщения показателей на портале «ЮНЕП в прямом включении» параллельно используется для ассимилирования данных и статистической информации о представлении докладов на национальном, региональном и глобальном уровнях, в том числе с помощью рамок глобальных показателей в связи с Целями в области устойчивого развития. Эта роль будет укрепляться по мере поступления от национальных министерств, статистических управлений и международного статистического сообщества через портал «Цели устойчивого развития» платформы «ЮНЕП в прямом включении» все большего объема сведений о взаимосвязи показателей, онтологиях и веб-интеллекте.

55. Информационная система сообщения показателей также содействует обмену данными среди хранителей национальных данных, обеспечивая средство для упрощения компиляции и компьютерного расчета показателей и «демонстрационное табло» для сообщения и информирования о процессах разработки политики.

56. Первые 18 месяцев были посвящены разработке платформы, средств и более широкой системы управления знаниями на портале «ЮНЕП в прямом включении», а также определению показателей на основе данных, имеющихся из глобальных, региональных и национальных источников, в сотрудничестве с правительствами, учреждениями и другими провайдерами данных. Это привело к следующему:

а) созданию цифрового хранилища знаний ЮНЕП с функцией обновления новостей в живом режиме и связи с цифровыми хранилищами знаний системы Организации Объединенных Наций;

b) подготовке примерно 418 карт в режиме связи долгосрочного мониторинга окружающей среды и получения данных почти в реальном времени;

с) обеспечению в целом 182 глобальных потоков данных в партнерстве с 22 учреждениями и 2183 национальных потоков, связанных с основными экологическими темами и ключевыми социально-экономическими показателями из 190 стран;

d) организации 9 сообществ практической деятельности в составе 1547 зарегистрированных членов;

е) вводу в действие портала «Цели устойчивого развития» платформы «ЮНЕП в прямом включении», соединяющего показатели и национальные и глобальные данные с «Онтологией интерфейса»;

f) использованию средства многоязычного веб-интеллекта для анализа неструктурированной информации из социальных средств массовой коммуникации и научных и деловых кругов во всем мире наряду с систематизацией сущности и анализом представлений заинтересованных сторон об основных экологических вопросах;

g) подготовке страниц по тематическим вопросам с доступом по темам, например, «выбросы – воздействие – изменение климата», «качество воздуха – охрана здоровья – изменение климата» и «участие ЮНЕП в проектах»;

h) развитию информационной системы сообщения показателей на портале «ЮНЕП в прямом включении» для предоставления странам возможностей сбора, анализа и публикации данных в целях упрощения и упорядочения процессов представления докладов на национальном, региональном и – в рамках многосторонних экологических соглашений – глобальном уровнях. К настоящему моменту по приглашению правительств были организованы поездки в 22 страны в целях демонстрации функциональных возможностей системы и преимуществ наличия данных в открытом доступе, при этом Самоа стала первой страной, которая подписала с ЮНЕП меморандум о взаимопонимании в целях содействия передаче технологии;

i) созданию портала гражданской науки в рамках системы «ЮНЕП в прямом включении» для осуществления в рамках гражданской науки инициатив, касающихся экологических данных, и визуализации;

j) подготовке испытательного стенда для сенсорного и веб-мониторинга окружающей среды, первым продуктом эксплуатации которого стала Группа ЮНЕП по мониторингу качества воздуха, причем он пригоден для подключения к сети в целях предоставления точных пространственных статистических данных о воздействии твердых частиц и газов в атмосфере на состояние городских и сельских районов.

57. С увеличением числа посещений веб-сайта и просмотра страниц на 198 и 190 процентов в 2015 году по сравнению с 2014 годом план дальнейшего развития портала «ЮНЕП в прямом включении» на двухгодичный период 2016-2017 годов предусматривает следующее:

а) продолжать насыщать содержание портала «ЮНЕП в прямом включении» новыми и соответствующими данными в увязке с ресурсами ЮНЕП и Организации Объединенных Наций и предоставлять странам и другим провайдерам данных возможности для обмена данными и знаниями;

b) оказывать странам помощь в упорядочении их потоков данных и показателей в целях их использования на региональном и международном уровнях, например, в рамках представления докладов о состоянии окружающей среды согласно многосторонним экологическим соглашениям и докладов о ходе достижения Целей в области устойчивого развития;

с) содействовать представлению докладов путем применения соответствующей технологии в рамках национальных систем представления докладов, передаваемой ЮНЕП странам по их просьбе и бесплатно, а также на основе постоянного обеспечения данных в открытом доступе, что позволяет странам обмениваться данными, статистическими сведениями и информацией;

d) продолжать развивать портал «Цели устойчивого развития» платформы «ЮНЕП в прямом включении» путем завершения работы над определениями «Онтологии интерфейса» и его подсоединения к каталогу данных системы Организации Объединенных Наций;

е) активизировать межучрежденческие инициативы Организации Объединенных Наций и внешние партнерства в целях содействия обеспечению процессов оценок ЮНЕП научно обоснованными и связанными с политикой экологическими данными и показателями;

f) продолжать обмен данными и знаниями, поступающими от признанных групп, которые представляют традиционные уклады жизни и коренные народы, и разрабатывать средства и руководящие принципы их использования в оценках во взаимодействии с Межправительственной научно-политической платформой по биоразнообразию и экосистемным услугам;

g) содействовать доступу к соответствующим инициативам в связи с гражданской наукой, в том числе специальным инициативам «Земля в центре внимания», реализуемым через портал гражданской науки платформы «ЮНЕП в прямом включении»;

h) обеспечивать широкую связь с портфелем материалов ГЭФ и Научной и технической группой ГЭФ в рамках общих систем использования знаний;

i) опубликовывать сведения о средствах ЮНЕП, касающихся управления знаниями и веб-интеллекта, на всех шести языках Организации Объединенных Наций;

j) продолжать поддерживать текущее взаимодействие с региональными отделениями ЮНЕП в целях обеспечения функционирования во всех регионах службы «ЮНЕП в прямом включении», которая способствует расширению потоков национальных экологических данных и передаче технологий для целей национальной системы представления докладов – и обеспечивает подсоединение к эквивалентным технологиям – для поддержки национального процесса представления докладов о состоянии окружающей среды и достижении Целей в области устойчивого развития;

k) созывать конференции Сети региональной природоохранной информации для создания потенциала по представлению докладов на национальном, региональном и глобальном уровнях, в том числе докладов о достижении Целей в области устойчивого развития.

____________________



1 http://www.geftwap.org.

2 «ООН-Водные ресурсы» - это сокращенное название Межучрежденческого механизма Организации Объединенных Наций по всем вопросам, касающимся ресурсов пресной воды, включая санитарию.

3 http://www.un.org/Depts/los/global_reporting/global_reporting.htm.

4 http://www.teebweb.org/agriculture-and-food/interim-report.

5 www.informea.org/.

_____________________________

* UNEP/EA.2/1.



K1600585 080416

Каталог: about -> sgb -> Portals -> 50153
about -> -


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница