Объединение рпц: богоугодное дело или «происки» Кремля?




Дата05.06.2016
Размер59.8 Kb.
Объединение РПЦ: богоугодное дело или «происки» Кремля?

В мае православный мир опять раскололся - на сей раз на тех, кто присоединился к Акту о каноническом общении, возвестившему об объединении Русской православной церкви и РПЦ за рубежом (РПЦЗ), и тех, кто счел это невозможным для себя. Почему широко разрекламированное «воссоединение» приняли далеко не все представители православия? Ответить на этот вопрос попытался журналист Александр Косвинцев.

Формально провозглашенное «единство» РПЦ, напомним, было достигнуто 17 мая, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. Об этом с немалым воодушевлением сообщали почти все московские СМИ. Витавший в воздухе вопрос задала «Независимая»: почему именно сейчас? Ведь попытки "собрать" Русскую церковь предпринимались и в советское время. Московский Патриархат неоднократно (в 1945, 1974 и 1988 годах) обращался к Зарубежной церкви с призывом к единству. В ответ "зарубежники" продолжали анафемствовать РПЦ МП.

Когда советский период истории России завершился, казалось бы, все политические препятствия для восстановления единства РПЦ были сняты, отмечает «НГ». Однако в РПЦЗ продолжали не признавать Московский Патриархат. В 1990 году Архиерейский Собор РПЦЗ в Джорданвилле (США) принял решение о создании на территории СССР епархий и приходов Зарубежной Церкви, параллельных церковным структурам РПЦ МП. В 2003 году Алексий II обратился ко всей русской православной эмиграции с посланием, предложив объединить в одну церковную структуру "все епархии, общины и монастыри русского происхождения и традиции". В том же году президент Путин встретился с митрополитом Лавром.

Именно нью-йоркская встреча и последующий визит Лавра в Москву в мае 2004 года сыграли определяющую роль в деле примирения двух "ветвей" русского православия. Зарубежные архиереи, узрев воочию главу российского государства, убедились в том, что светская власть больше не является гонителем Церкви, пишет «НГ». Путин стал "гарантом" начавшихся в 2004 году переговоров по объединению РПЦЗ и РПЦ МП.

«Присутствие» Путина в этой истории показательно. Его мировой имидж бывшего шпиона, поставившего под контроль силовиков все стороны жизни России, и нарушителя прав человека, судя по всему, нуждался в корректировке. Где ставят такие задачи – понятно. А кто их осуществляет, автору этих строк однажды лично довелось узнать в Москве.

…В сентябре 2003 года, после церемонии награждения победителей журналистского конкурса, ко мне подошел мужчина. Представился сотрудником Академии безопасности, обороны и правопорядка (АБОП). Пригласил «пообщаться». Почему бы и нет? На следующий день я пришел по названному адресу и увидел воинскую часть. Часовые проводили в одно из зданий. Оно было весьма обшарпанным. Каково же было мое удивление, когда внутри увидел что-то вроде изысканной галереи. Картины висели на стенах в коридоре, в приемной президента Академии, в кабинетах сотрудников. Мой новый знакомый провел меня в какой-то зал: «Здесь тоже есть, что посмотреть». Все стены зала были увешаны фотографиями в рамках. На них – известные люди страны. Сенаторы, министры, губернаторы, военачальники, артисты, спортсмены… На ряде фото был Путин. «Засветился» там и Алексия II.

Мой знакомец пояснил, что это члены АБОП. И с воодушевлением стал рассказывать о моих перспективах. Мол, мы вас примем в члены Академии, дадим вам медаль Ломоносова, премию… «А от меня-то что требуется?» - только и смог вымолвить. Понимаете, продолжал собеседник, есть проблемы с имиджем В.В., мы об этом не говорим широко, но мы это понимаем и будем над этим работать. Мол, мы люди военные, приказов не обсуждаем, будем подтягивать всех значимых людей. «И эту, - назвал он фамилию известной журналистки, с которой мы накануне при нем «поцеловались», - подтянем… Подтянем, не сомневайтесь!»

Там, в АБОП, впервые услышал и о грядущем объединении «ветвей» православия. И вот теперь, когда читаю в прессе, что «политический имидж «объединителя Церкви» Владимиру Путину уже обеспечен», невольно начинаю думать: а не итог ли это работы АБОП и тому подобных структур, озабоченных имиджем пришедшего к власти коллеги?

Как бы то ни было, а Алексий II начал свою речь при подписании Акта о каноническом общении не с благодарности Господу Богу, а с теплых слов о президенте. Патриарх подчеркнул, что воссоединение могло произойти лишь благодаря тому, что РПЦЗ видит в Путине настоящего православного русского человека. В. Путин в своей ответной речи отметил, что воссоединение церквей - событие поистине всенародного значения, пишет «Time».

Национализм, опирающийся на православие, проявляется в качестве основного идеологического ресурса режима Путина, отмечает издание. Торжественный обряд, состоявшийся 17 мая, увенчал четырехлетние, с сентября 2003 года, усилия Путина помочь Московскому Патриархату в поглощении им своей соперницы - американской родственницы - и превратить новую всемирную Церковь в главное идеологическое ответвление государства и ценный инструмент внешней политики. На своей февральской пресс-конференции Путин приравнял "традиционные конфессии" России по значимости к ее ядерному щиту, заявив, что и первые, и второй являются элементами, укрепляющими российскую государственность. Профессор Сергей Филатов, один из ведущих специалистов по вопросам религии в России, отмечает, что под "традиционными конфессиями" власть эвфемистически подразумевает РПЦ.

Действительно, не забота о свободе вероисповедания зачастую движет российскими властями. Помню, в Кемерове года два назад разразился скандал, связанный с местными евангелистами. Они проводили фестиваль христианской культуры и в рамках его хотели показать кузбассовцам известный фильм «Иисус». Что тут началось! Власти словно с цепи сорвались. При этом чиновники заявили, что, мол, в городе есть православная церковь, а другой им не надо…

Впрочем, что отделение Церкви, точнее - РПЦ, от государства в России выражено, мягко говоря, не слишком сильно – известно достаточно широко. Московский горсуд и Генпрокуратура РФ, например, имеют в своих зданиях православные часовни. То же самое – многие государственные больницы. В некоторых регионах преподавание основ православия якобы «добровольно» включили в школьную программу. Или такой факт. Когда православные фундаменталисты разгромили художественную выставку в Московском центре имени А. Сахарова, расценив ее как "оскорбление основной религии нашей страны", московский суд признал руководителей Центра виновными в оскорблении чувств верующих и оштрафовал каждого на 3500 долларов. Закон – ничто, вера в того Бога, на который негласно указывает власть, - все?

Поэтому, признаться, не сильно верится, когда американский клир РПЦЗ уверяет, что сохраняет административную независимость. По оценке того же Филатова, у РПЦЗ столько же независимости, сколько ее имели «в социалистическом лагере». Благодаря даже такому «воссоединению» РПЦ президент Путин хочет усилить роль России в мировом православии - в этом сходятся многие мировые СМИ.

Между тем в мире по-прежнему существуют ответвления православного движения. Так, в Украине, помимо Украинской православной церкви Московского Патриархата (входит в РПЦ), действуют Киевский Патриархат и Украинская автокефальная православная церковь. Что мешает им и многим другим представителям православия присоединиться к подписанному 17 мая Акту?

Характерны в связи с этим высказывания Епископа Таврического и Одесского Агафангела из РЗЦ, которые приводит УНИАН. Говоря о произошедшем «объединении», он, в частности, заявил: «Это объединение состоится без решения ни одного из принципиальных вопросов, которые всегда, еще со времен советской власти, разделяли российскую церковь». Можно предусматривать, что при таких условиях Зарубежная церковь станет придатком Московской патриархии? – уточняет агентство. «Так оно и будет», - считает епископ Агафангел. Он также считает, что Московская церковь неправильно воспитывает прихожан. «То, что было здесь при советской власти, то и осталось. Московская церковь продолжает обслуживать тех, кто находится у власти. И поэтому она и не духовный лидер нации, и не самостоятельный голос… МП конкретно обслуживает определенные политические силы, вмешивается в политические процессы, проводит какие-то махинации… Более конкретные факты я не стану приводить – не хочу дискредитировать церковь», - говорит священнослужитель.

Делать выводы, конечно, верующим.

Александр Косвинцев.

Львов-Киев.



Комментарии ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРАВОСЛАВИЯ:

Протоиерей Российской Православной Автономной Церкви, настоятель храма Святого Царя-мученика Николая Михаил Ардов:

- Это окончательная победа КГБ над Зарубежной Церковью. И в то же время это глупейшее решение… Патриархия всегда в кармане у того, кто сидит в Кремле. Потому что создавалась она не как настоящая церковь. РПЦ создавалась не по Уставу, принятому на легитимном церковном Соборе, а по образу и подобию ВКП(б)-КПСС.



Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, глава Российской православной автономной церкви:

- Лавр залез в долги, и ему пригрозили, что, если не объединится, ему будет худо.



Георгий Петренко, протоиерей, клирик Южно-Американской епархии РПЦЗ:

- Это преждевременно. Большинство приходов Австралии, Канады, Южной Америки считают, что из-за объединения нарушаются канонические правила и устои. Нам не нравится, что руководство РПЦЗ вдруг перестало считать, что в России нет коммунизма. Тем более что РПЦ и Патриарх Алексий - государственный ставленник - так и не извинились за гонения.


(Вечерние вести, 2007)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница