О творчестве Григория Дикштейна пишут: Лев Ленчик




Скачать 22.85 Kb.
Дата13.08.2016
Размер22.85 Kb.
О творчестве Григория Дикштейна пишут:
Лев Ленчик (писатель, поэт, литературовед)

Фрагмент реценции на книгу стихов Г. Дикштейна

Стих Блока "мы дети страшных лет России" стал хрестоматийным. Мы износили его в бесконечных цитатах, как будто он о нас - о "детях" эпохи развитого социализма. С приходом Галича, мы перестали быть детьми. Мы стали "сволочами": "Как гордимся мы, сволочи, что он умер в своей постели". Казалось бы, что еще можно добавить к этой предельно испепеляющей эволюции образа от Блока до Галича? Но оказывается, можно:


Мы дети погонь и агоний
С дымящейся пеной у рта...

В моем восприятии, этот вершинный образ Дикштейна, как бы, соединяет лексическую перекличку Блока и Галича - нашу родимую отеческую темочку - в единый неразрывный трагический узел. И дети, и сволочи вместе. Потому что "дети погонь" - это не только погоняемые, но и погоняющие в равной степени. Сочтемся славою. Говоря так, я, разумеется, не имею в виду, что эта "доводка" известного образа до последней грани трагизма произошла у поэта на какой-то умозрительной основе. Мол, сидел, сидел на завалинке - и придумал. Нет, такие стихи не имеют, понятно, ничего общего с техникой рационального ремесленничества. Такие стихи вырываются из горла - да! - но и вместе с горлом, с глоткой, со всеми потрохами. Надо, черт знает как, остро и глубоко переживать каждую клеточку бытия, своего и чужого, чтобы такой стих случился. Именно случился, пришел, свалился, как случаются подчас немота или прозрение. О даре уже не говорю - здесь все налицо. Образ "погонь и агоний" - по гармонии, по корневому ассонансу звука и смысла можно сравнить разве что с образами такого непревзойденного в этом деле мастера, как Окуджава: "наша судьба - то гульба, то пальба".


Владимир Ланцберг(бард)
Эти песенки я слышу
Полтора десятка лет...
Я люблю Дикштейна Гришу
И конца любви той нет.
Рвись струна в душевном стоне,
Пусть легчает на душе...
И «Оранжевые кони»
Замирают в «Камыше»...

(1990)


Александр Дольский(бард)
...Как творческая личность Григорий Дикштейн для меня интересен очень, очень давно. Потому что он своеобразен, ни на кого не похож, у него свой почерк... В связи с этим, вы знаете, что такое свой почерк? Это так трудно понять! Как я Моцарта отличаю от Гайдна... так и у Гриши отчетливо виден свой стиль, совершенно ни на кого не похожий... Вот он рядом с нами... Живёт, поёт, - мы зачастую, плохо вслушиваемся... А у него есть свой стиль в поэзии, в музыке и в подаче... Он очень талантливый человек. Я его люблю...

Ну, а как о человеке, я могу сказать так: он соответствует всем самым высоким эталонам русского интеллигента...

(из интервью с тележурналистом 23 канала ТВ.Семеном Гольдштейном. Чикаго.США 1994 год)
Вероника Долина(бард)
Быть, петь, и не желать себе ничего боле – стало уже хорошим тоном в нашей будничной песне. Дело в том, что я считаю эти музыкальные стихи песнями наших будней. Где-то есть и песни праздников, надо полагать. Но в поэзии будней помещается всё: трудности и надежды, стиснутость зубов и нежная беззащитность, прошлое, настоящее. Нелегкие, густые наши дни.Будни сильнее праздников, их просто больше. И вот идёт сквозь эти наши будни человек с гитарой – не мальчишка уж, идёт, поёт, ничего себе не просит. Но посмотрите –какая обаятельная его зрелость, какой сочный колорит в строчках и интонациях, а это умение отыскать радость во всём!

         



Home page: www.kspus.org./Greg


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница