О пудожском мегапроекте в последние годы в печати и выступлениях специалистов все чаще стало звучать понятие «Пудожский мегапроект»




Скачать 76.15 Kb.
Дата09.08.2016
Размер76.15 Kb.
О Пудожском мегапроекте
В последние годы в печати и выступлениях специалистов все чаще стало звучать понятие «Пудожский мегапроект». В чем суть данного проекта и что даст его реализация для экономики Республики Карелия?

Как известно, восточная часть Карелии, включая Пудожский административный район, является малоосвоенной в промышленном плане. Наверное, главная причина этому, заброшенность земель в отношении путей сообщения. Пожалуй, единственным надежным средством сообщения является автодорога Медвежьегорск-Пудож, проходящая вдоль восточного побережья Онежского озера, которая лишь в последние годы получила продолжение в Архангельскую и Вологодскую области. Водный путь на Волгу и Балтику не является стабильным, поскольку функционирует лишь пять месяцев в году. На сегодняшний день ситуация такова, что водные каналы исчерпали свою пропускную способность и не могут обеспечить увеличение объемов перевозок.

Основой мощной индустриализации Пудожского района и всей Карелии могут стать природные ресурсы: минерально-сырьевые и лесные. Известно, что лесосырьевые ресурсы Пудожского района составляют несколько десятков млн. куб. м. Однако, наиболее существенными являются ресурсы недр, которые уже сегодня привлекают пристальное внимание производственников и бизнесменов. Позволю себе этот вопрос рассмотреть более детально.

Железо, титан, ванадий. На территории района имеются громадные залежи титаномагнетитовых руд, которые сосредоточены в Пудожгорском месторождении и в Пелгозерском и Онежском проявлениях, также относящихся к подобной формации. Общие ресурсы оцениваются в 3,6 млрд. тонн руды, что позволяет говорить о наличии крупнейшей сырьевой базы на Северо-Западе России.

Наиболее детально изучено Пудожгорское месторождение. Его оценка началась еще в далеком 1931 году и периодически продолжалась в последующие годы. Запасы титаномагнетитовых руд составляют–316 млн. т, кроме того, по последним данным, прогнозные ресурсы оцениваются еще в 700 млн.т. Руды месторождения комплексные. Полезными компонентами являются железо, титан, ванадий, медь, золото, металлы платиновой группы.

Технологическими испытаниями установлена возможность получения из руд Пудожгорского месторождения методом магнитной сепарации железо-титан-ванадиевого концентрата, а из отходов магнитной сепарации флотационными методами – медно-сульфидного концентрата с металлами платиновой группы. Проведенные фундаментальные и прикладные исследования, выполненные в Институте металлургии и материаловедения им. А.А.Байкова РАН (Москва), позволили создать новую технологию металлургического передела титаномагнетитовых руд и решить проблему комплексного использования титаномагнетитов по экологически чистой технологии с получением природнолегированного стального продукта, в том числе качественных и других марок стали, ванадия, пигментного титана. Суть этой технологии непрерывного двухстадийного процесса состоит в предварительной металлизации титаномагнетитового концентрата твердым углеродом во вращающейся печи с передачей нагретого железо-титанового продукта на электрометаллургический передел в рудотермической печи в непрерывном режиме плавки для разделения на металлическую и титанатнованадиевую фазы.

Медно-сульфидный концентрат после определенной обработки позволит получить медь, золото, серебро, платину, палладий. Вскрышные породы Пудожгорского месторождения представлены габбро-диабазами и гранитами, которые являются сырьем для получения щебня высокой прочности. При отработке карьера ежегодно будет извлекаться более 30 млн. т гранита и габбро-диабаза. Это надежная сырьевая база строительных материалов для областей Центральной России.

Предварительные расчеты показателей экономической эффективности освоения Пудожгорского месторождения железо-титан-ванадиевых руд с работой горно-металлургического комбината при добыче руды 7 млн. т/год дали следующие результаты: срок окупаемости - 5 лет, уровень рентабельности - 78%, необходимые инвестиции - $1,2 млрд., что сопоставимо с затратами на строительство Костомукшского ГОКа. Отработка Пудожгорского месторождения может продолжаться 120-140 лет.

Федеральным Агентством по недропользованию во II квартале 2007 г. планируется проведение аукциона на получение права пользования недрами с целью добычи титаномагнетитовых руд и попутных полезных компонентов на Пудожгорском месторождении. Имеются потенциальные соискатели.



Хром, металлы платиновой группы, медь, золото. В Пудожском районе выявлены уникальные по масштабам Аганозерское месторождение и Шалозерское проявление хромовых руд, в пределах которых сосредоточены основные запасы и ресурсы этого сырья в России. Содержание в руде основного полезного компонента, окиси хрома-11.9-33.2%. Суммарные разведанные запасы составляют - 26,6 млн.т, прогнозные ресурсы - 188 млн.т.

Лицензией на разработку Аганозерского месторождения хромовых руд владеет ОАО «Карелмет». Однако, по ряду причин, проект в настоящий момент не реализуется. Основные показатели освоения Аганозерского месторождения хромовых руд со строительством горно-обогатительного комбината (Проект ОАО «Карелмет»): ежегодная добыча руды – 0,9 млн.т, производство хромового концентрата-0,3 млн. т, капитальные вложения – $ 81,3 млн.

В настоящее время ЗАО «НОРИТ» осуществляет разведку Шалозерского проявления хромово-медно-никелево-платинометальных руд. Завершена геолого-технологическая оценка одного из участков этого проявления - Кукручей. По результатам экономической оценки внутренняя норма рентабельности будущего предприятия достаточно высока, при положительном индексе доходности.

В перспективе, после завершения геологоразведочных работ, Шалозерское месторождение будет представлять крупный геологический объект на разработку и производство никеля, меди, хрома, золота и металлов платиновой группы. При этом производство порядка 20% продукции в стоимостном эквиваленте будет приходиться на благородные металлы.



Никель, магний. На территории района предварительно оценено месторождение серпентинитов Аганозерское-II. Месторождение уникально по своим масштабам. Только запасы извлекаемого никеля составляют 448 тыс. т, запасы извлекаемой окиси магния -41,5 млн.т. Прогнозные ресурсы кислоторастворимых форм никеля -25 млн. т, окиси магния– 2,5 млрд.т. Руды могут перерабатываться исключительно гидрометаллургическим способом. Этим способом выделяется 64% магния и 82% никеля от их общего содержания в руде.

Каменные строительные материалы. На территории района разведано 3 месторождения строительного камня для получения щебня с общими запасами около 250 млн. куб. м и 8 –для добычи блоков (граниты, габбро-диабазы), из которых производят облицовочные материалы и ритуальные изделия. Запасы промышленных категорий блочного камня составляют 53,5 млн. куб. м. Уже много лет добыча горных пород на щебень осуществляется на карьере Большой массив. В настоящее время щебень производится на недавно введенном в строй импортном оборудовании. Производственные мощности составляют порядка 2 млн. куб. м щебня в год. Реализуется щебень на строительство дорог в районе, а в летний период водным путем направляется в Центр России. Практически, ресурсы пород, пригодных для изготовления щебня в Пудожском районе, не ограничены.

Что сдерживает развитие горнопромышленного узла и ЦБК в восточной части Карелии? Первое - это отсутствие железнодорожного сообщения для ритмичного вывоза продукции. Планируемые объемы вывоза только металлических концентратов и металлургической продукции составят порядка 3-4 млн. тонн, объемы вывозимого щебня могут составлять 8-12 млн. тонн и более. Это соответствует существующему грузопотоку по железнодорожной магистрали Мурманск-Санкт-Петербург.

Возможны 3 варианта организации железнодорожного сообщения в Пудожском районе.

1. Медвежьегорск – Пудожгорское – Аганозеро (150 км)

2. Медвежьегорск-Пудож- ст.Няндома на дороге Москва-Вологда-Архангельск (400 км).

3. Медвежьегорск-Пудож-Вытегра-Череповец (около 500 км).

Реализация первого варианта не решит всех транспортных проблем и в полной мере не удовлетворит транспортные потребности всех планируемых предприятий, но может рассматриваться как начало освоения природных богатств этого края. Второй вариант более дешевый по сравнению с третьим, но менее привлекателен в том плане, что удлиняет в итоге путь доставки грузов к потребителям. Третий вариант обеспечивает устойчивый транспортный коридор для доставки грузов из восточной части Карелии. Кроме того, по нему возможна транспортировка окатышей из Костомукши в Череповец. Этот путь будет короче существующего способа доставки на 200 км. Ориентировочная стоимость третьего варианта организации железнодорожного сообщения $2 млрд.

Вторым условием индустриализации края является его электрификация. Только одно потребление электроэнергии будущим Пудожгорским горнометаллургическим комбинатом оценивается в 2,6 млрд. кВт*час. Полная потребность района с учетом становления всех упомянутых производств составит порядка 4 млрд. кВт*час, это столько, сколько сегодня вырабатывается всеми генерирующими источниками энергии в Карелии. Решение энергетической проблемы является не простой задачей. Строительство двух ЛЭП-220 кВ от г. Медвежьегорска вполне реально при условии наличия свободных мощностей в магистральной сети с севера на юг Карелии. Однако в перспективе в связи с планируемым распределением энергии на внутренние энергопотребители Кольская и Ленинградская АЭС вряд ли смогут обеспечить возросшие потребности Карелии.

Конечно, существуют и другие инфраструктурные и социальные проблемы, которые необходимо будет решать при реальном подходе к освоению богатств Пудожского района. Это строительство города металлургов с населением 20-25 тыс. человек и крупных современных поселков в районе Аганозера и Шалозера, привлечение трудовых квалифицированных ресурсов из других регионов России, создание сферы отдыха и комфортного проживания трудового населения и др. вопросы.

Существующая мировая практика инвестирования средств в развитие промышленных производств показывает, что инвесторы, как правило, ограничиваются только созданием производственной базы. Вложение средств в инфраструктуру не всегда экономически оправдано. Это понятно и объяснимо. В таком случае на помощь приходит государство, которое заинтересовано в развитии промышленности и берет на себя часть расходов по реализации инфраструктурных проектов. Такой союз называется частно-государственным партнерством. Сегодня данная схема начинает действовать в России. Например, в Красноярском крае имеется порядка 20 крупных инвестиционных проектов, часть которых уже реализуется в рамках такого партнерства.

Освоение Пудожского мегапроекта возможно только при условии реализации частно-государственого партнерства в сфере строительства инфраструктуры и привлечения не только средств бюджета республики и тех компаний, которые непосредственно участвуют в реализации проектов, но и средств энергетических и железнодорожных компаний, также заинтересованных в продвижении своих услуг. Возможно привлечение средств Инвестиционного фонда России и создающегося Банка развития России.

Объединить усилия всех заинтересованных компаний должен единый Заказчик, который способен выступить инициатором комплексной проработки проектов, провести технико-экономические исследования, подготовить проектную документацию, провести переговоры с заинтересованными инвесторами и др. Для этих целей, а также для решения других подобных задач по развитию территорий возможно создание Корпорации (Агентства) развития.



Как было отмечено, бизнес уже проявил интерес к данным сырьевым объектам Пудожского района. В органах исполнительной власти прорабатываются вопросы подхода к этой сложнейшей проблеме. Стратегическая задача заключается в том, чтобы инфраструктурно обеспечить развитие территории. Необходимо ставить и детально прорабатывать вопросы строительства железнодорожного сообщения и электрификации края. Проблема назрела. Её решение может быть осуществлено в среднесрочной перспективе.

А. Бархатов

ведущий специалист Министерства экономического развития РК





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница