О некоторых вопросах христианских традиций




Скачать 76.66 Kb.
Дата26.07.2016
Размер76.66 Kb.


О некоторых вопросах христианских традиций
Август – щедрый, плодоносный месяц, богатый на церковные праздники и связанные с ними народные обычаи и традиции. Поговорим о некоторых их них.

УСПЕНСКИЙ ПОСТ (1/14 августа). 14 августа начинается двухнедельный (до 28 августа) весьма строгий пост, готовящий верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы. На протяжении этого периода разрешено употреблять только пищу растительного происхождения, рыба дозволяется лишь однажды, в день Преображения Господня.

Пост — ритуальное воздержание от принятия определенной пищи и питья. В христианстве — это упражнение духа (борьба с пагубными пристрастиями, период особо напряженной молитвы), души (ограничение внешних впечатлений и развлечений) и тела (ограничение в пище и удовольствиях) на пути к спасению. Главный смысл поста - в отказе от того, что всецело поглощает и удаляет человека от Бога, в совершенствовании любви к Богу и ближним. Пост утончает душу для покаяния, человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется желание очистить свою совесть.

Первый день поста заключает в себе:

- ПРАЗДНИК ПРОИСХОЖДЕНИЯ (или изнесения: слово «происхождение» означает крестный ход) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Он установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье;

- ПРАЗДНЕСТВО ВСЕМИЛОСТИВОМУ СПАСУ И ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году;

- воспоминание СЕМИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ МУЧЕНИКОВ МАККАВЕЕВ: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара, пострадавших за веру в 166 до Р.Х.

Также в народном сознании этот день наложился на празднование крещения Руси в 988. «Спасом на воде» первый Спас именован в честь малого водосвятия. Именно в это время освящали новые колодцы и чистили старые, а также совершали крестный ход на естественные водоемы и родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После «мокрого Спаса» уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветет», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлету. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.

По древнему обычаю, верующие приносят в храмы мед для освящения. Традиция эта связана с древним установлением — первый урожай приносить Богу и только после этого потреблять самим. Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда. Поэтому в народе праздник зовут Медовым Спасом. Этот день – торжество пчеловодов. «На первый Спас – заламывай соты», но при одном условии – «Первый сот – сиротам, вдовам, больным».

В кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. По традиции пекут медовые маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и медом, плюшки с маком. Начиналась же трапеза блинами с маком и медом.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ (6/19 августа) (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас, Спас на горе или Второй Спас) — двунадесятый праздник, установленный в память события проявления божественной славы Христа Спасителя на горе Фаворе.

Евангельское повествование. Незадолго до Своих Крестных страданий Иисус Христос возвел трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна — на гору Фавор, для молитвы. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа. Во время молитвы Его Лицо стало подобным свету молнии, одежды — белыми как снег. Он стоял, окруженный сиянием. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия — и беседовали с Ним о Голгофской жертве, предстоящих страданиях и искуплении человеческих грехов кровью Христа.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Изумленные они пали на землю. Затем всех осенило светлое облако, из которого послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Богословское толкование. Преображение — это зримое явление Царства Божьего на земле, Божественных энергий, Света Божества. Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых нимбами.

Современный епископ Иларион (Алфеев) пишет: «Именно потому Церковь празднует Преображение Господне, что оно может стать и нашим преображением, что и для нас могут открыться двери к созерцанию Божественного света — со¬зерцанию которого за прошедшие века удостаивались столь многие. Но чтобы этот свет не был поглощен нашей человеческой греховной тьмой, мы должны жить в соответствии с Евангелием, и через наши добрые дела, через весь наш облик люди узнают Христа».

Обычаи и традиции. Народное название праздник приобрел по причине того, что в этот день освящается виноград нового урожая и другие плоды, а там, где его нет,— яблоки, после чего их разрешается употреблять в пищу. Освящение проводится в конце праздничной литургии и является выражением дара Богу от благословленной Им природы.

Обычай имеет и назидательное значение: вначале плоды мелки, зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают; так и человек в земной жизни некрасив, греховен, но по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим, освящается святыми таинствами, духовно созревает. Самый же главный плод - духовное преображение.

С этого времени после освящения начинали есть плоды и фрукты, богатые люди наделяли ими бедных, больным высылали на дом. Не исполнившие старого обычая становились людьми, недостойными общения. Колосья и семена нового хлеба после освящения сохраняли до следующего сева. Этот день - первая встреча осени (осенины).

Но праздники праздниками, а про работу все же не забывали. После второго спаса начинали сеять озимые: «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году». Ну, и куда же без народных примет: «Какой Второй Спас, такой и январь», «Каков день во Второй Спас, таков и Покров».

В день Спаса яблочного пекут яблоки, блины и пироги с яблоками, грибами и ягодами - всем, чем одаривает огород и лес.

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (15/28 августа) – двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию смерти (успения) Божией Матери.



Церковное предание. Пресвятая Богородица поселилась в доме Иоанна Богослова недалеко от Елеонской горы. Она была с теми, кто поддерживал и утверждал молодую христианскую Церковь. Уверовавшие во Христа приходили в Иерусалим из дальних стран, чтобы увидеть и услышать Богородицу.

Нередко Матерь Божия приходила к Святому Гробу Господню на Голгофу и там молилась. В одно из таких посещений Ей явился Архангел Гавриил и поведал о скором переселении в мир небесный, вручив Ей в залог пальмовую ветвь. Это была благая весть: скоро Она должна была увидеть Своего Сына. По молитве Божией Матери сделалось так, что ко времени Успения в Иерусалим из дальних стран чудесным образом стали собираться апостолы. Она сообщила им, что скоро покинет их.

Наступил час кончины Божией Матери. Апостолы окружили ложе, на котором пребывала Дева Мария. Внезапный свет затмил пламя горевших свечей, и сошел сам Христос, окруженный Ангелами и Архангелами. Видевших это охватил священный трепет. Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни.

Святые апостолы Петр, Павел, Иаков и другие понесли одр, на котором лежало тело Пресвятой Богородицы, через весь Иерусалим в Гефсиманию. К вечеру святые Апостолы положили тело Пресвятой Богородицы во гроб и закрыли вход в пещеру большим камнем.

По Божиему промыслу апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришел в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились и отвалили камень от гроба, чтобы апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Ее исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на Небо в теле.

Успение Пресвятой Богородицы — праздник торжества жизни и любви, окрашенный одновременно печалью об окончании жизненного пути и радостью о соединении Пречистой Девы со Своим Сыном и Богом. Пребывая на Небе, Она молит за весь мир, Ее любовь и заступничество достигают каждого человека.



Обычаи и традиции. В эти дни заканчивалась жатва на полях. Крестьяне оставляли на ниве несколько несжатых колосьев — "бороду", из которой можно было собрать один сноп, дожинаемый на Успенье, в довершение страды. Этим самым жнеи надеялись вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. "Бороду" пригибали к земле, а под стебли клали хлеб-соль, низко кланяясь земле-кормилице.

Закончив жатву, женщины приговаривали: "Кто пахал — тому силку, а кто сеял — тому две, а кто жал — тому все". Затем катались по ниве и приговаривали: "Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на молотило, на колотило, на кривое веретено".

Дожиночный сноп, украшенный лентами и цветами, под песни несли в дом. У порога дома именинный сноп встречали песнями, окропляли святой крещенской водой. Хозяйка слегка присаживалась на сноп и говорила: "Ржица-матушка, народи на лето получше этой, а если такой, то не надо никакой"; "Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай".

Дожиночный сноп ставили в почетный (красный) угол, хранили всю зиму. Зерно с этого снопа использовали в семейных обрядах — на похоронах, свадьбе и т. п., применяли в целительной практике, угощали домашних животных, чтобы были здоровы и плодовиты.

ПРАЗДНИК НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА (16/29 августа), установленный в память его перенесения из Эдессы в Константинополь.

Церковное предание. Больной правитель сирийского города Эдессы Агварь узнал про чудеса, творимые Иисусом, искренне уверовал в Него и послал своего художника, дабы тот написал с Него портрет. Агварь верил, что портрет поможет ему исцелиться от проказы. Придя в Иерусалим, художник нашел Христа, но из-за большого стечения народа, слушавшего Его проповедь, был вынужден писать портрет с большого расстояния. Портрет не выходил. Тогда Иисус попросил воды умыться и полотно утереться. На ткани остался Его образ. Христос отдал его художнику и отпустил. Получив образ, Агварь исцелился, после чего реликвия надолго стала главной ценностью города. В 944 году 29 августа (по новому стилю) образ перенесли в Константинополь и с почестями поместили во Влахернском храме. Святой Лик стал для византийцев, а потом и для новообращенных русичей истинным изображением Христа.

Богословское толкование. Это празднество установлено, чтобы воздать славу и честь Господу Иисусу Христу, который для спасения падшего человека принял на Себя его образ, и для того, чтобы напоминанием об этом побуждать христиан к обновлению в себе образа Божия.



Обычаи и традиции. В народе праздник называли Спас третий, на холсте, на полотне, орешный, ржаной, хлебный. Как не трудно догадаться, именно в эту пору поспевали хлеба и орехи. Посему в деревнях пекли «пряники» — сладкие пироги из нового хлеба с медом (Третий спас – хлеба припас), святили рожь на озимые. По традиции это дожинки. Во многих регионах Беларуси их справляли именно на хлебный Спас. Чтобы получить благословение свыше, в этот день повсеместно угощали пирогами «людей Божьих» - нищих, больных, убогих людей. К этому празднику старались приурочить ярмарки, на которых особенно бойко торговали именно холстами. Считалось, что с этого времени осень становилась полноправной хозяйкой.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница