О чем молчит чёрное море анамсесис или путешествие в прошлое




страница1/3
Дата14.06.2016
Размер0.84 Mb.
  1   2   3

Анатолий Ильяхов

О ЧЕМ МОЛЧИТ ЧЁРНОЕ МОРЕ

АНАМСЕСИС ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Термин «anamnesis» впервые встречается у Платона* в диалогах «Менон» и «Федон». С тех пор понятие анамнесиса закрепилось в философии как «припоминание скрытого знания, которым душа обладала до вселения в материальное тело»…
О чем молчит Чёрное море

Кто ты, эллин?

Клад аргонавтов

Путь Ясона

Миф или не миф?

По курсу «Арго»

Человек по имени Скиф

Небесный глас Анахарсиса

Без карт и даже не по звездам

Страна Гиппанис и другие

Сказание о царе Левконе

Кредиторы поневоле

Тираны Боспорского царства

Последняя чаша Митридата

Римляне на Понте Эвксинском

Плач матери

Город у моря

Кровь Диониса

Место гражданского единения

Биение сердца городского

Пространство, посвященное богам

Боги и люди

Бремя свободы и демократии

Песни козлов

600 ступней Геракла

Хочу учиться в голышарне

Панэллинское летоисчисление

Все дороги ведут в Олимпию

Где Море и Горы живут в согласии

Прометеев Огонь



О ЧЕМ МОЛЧИТ ЧЁРНОЕ МОРЕ

Десятки миллионов лет назад планету Земля омывал Мировой Океан, а очертания современных морей ещё не существовали. На месте Средиземного, Мраморного, Чёрного, Азовского, Каспийского и Аральского морей простирался залив древнейшего моря Тетис. В результате гигантского тектонического подъёма в районе будущих Альпийских гор вместо Тетиса образовались два суперморя – на Западе и на Востоке. Спустя миллионы лет в результате эволюционных изменений океанская акватория значительно уменьшилась, а восемь миллионов лет назад образовался древний Понт. Он объединил поверхности современных морей - Чёрного и Каспийского, - где Кавказ и Крым выглядели островами внушительных размеров. Поскольку Понт долгое время находился в изолированном от соленого Мирового Океана состоянии, он принимал воду рек с тающих ледников, оставаясь опреснённым водоёмом.

Природные катаклизмы заставили Кавказские горы восстать из земных недр, отчего Понт исчез, оставив после себя две большие «лужи» - Чёрное и Каспийское моря. Их воды оставались пресными до той поры, пока не произошло очередное сильнейшее землетрясение. Это случилось «всего» 8 000 лет назад. Там, где находится Стамбул, образовался разрыв берега километровый ширины, через который из Мраморного моря хлынула соленая вода. Когда всё успокоились, остался известный нам пролив Босфор, соединивший Чёрное море через Дарданеллы со Средиземным морем и дальше с Мировым Океаном. А Каспийское море так и осталось замкнутым водным пространством.


Именно эти события некоторые ученые считают виновником так называемого Всемирного Потопа, описанного в Библии, после которого «ковчег» Ноя со спутниками «пришвартовался» к Арарату (территория древнего царства Урарту, Армении и совр. Турции), возвышавшегося над горными грядами Кавказа средь разбушевавшейся морской стихии…

Но была ли эта гора современным Араратом - вопрос открытый! У каждого народа, чьи представители, по легендам, пережили Потоп, есть своя «правдоподобная» версия. Например, древние греки верили, что из всего рода человеческого спаслись двое «угодных Зевсу» — благочестивый муж Девкалион и его жена Пирра. Их «ковчег» носился по волнам беспредельного моря девять дней и девять ночей — столько назначил Зевс проливаться небесным потокам, - а поутру десятого дня Девкалион увидел, что судно зацепилось за вершину «двуглавой горы Парнас», у подножья которого эллины устроили потом Дельфийское святилище Аполлона. Но самое удивительное, что Парнасом называется и горный массив Большого и Малого Араратов в Армении! Когда вода начала спадать и обнажилось подножие Парнаса, Девкалион сошёл на землю и велел то же самое сделать Пирре. Затем он, «возжегши алтарь и принеся жертву Зевсу, обратился к нему, чтобы на земле вновь возродилась жизнь и появились люди, и бог повелел Девкалиону бросать камни через голову: из тех камней из земли проросли мужчины, а из камней, что бросала Пирра — женщины»…

От излишней солености воды, проникшей в Чёрное море через Босфор и ставшей враждебной средой для миллионов её обитателей, стали погибать те из них, кто не смог приспособиться к новым условиям обитания – животные, рыбы, ракообразные, моллюски и растения. Их мёртвые тела и останки оседали на дно, разлагались, образуя огромный объём сероводорода. Эта проблема существует до сих пор (см. в приложении – статью «Есть ли проблемы у Чёрного моря).

Известно объяснение древнегреческого историка Страбона* относительно причин образования пролива Босфор. Основываясь на высказываниях античных ученых, он предположил:



«…Реки, впадающие в Понт, наполнили его доверху и прорвали проход. Вода устремилась в Пропонтиду (совр. Мраморное море) и Геллеспонт (совр. Дарданеллы), поскольку уровень дна Атлантического океана и Средиземного моря оказались глубже, следовательно, ниже черноморского... В этом причина того явления, почему Понтийское море самое пресноводное и его течение направлено в сторону наклона дна»...
Страбон сообщает интересные и довольно точные сведения о конфигурации Чёрного моря, его длине, ширине, окружности, особенностях береговой линии:

«Эгейское море и Геллеспонт изливаются к северу в другое море, которое называют Пропонтидой. Оно состоит как бы из двух морей: почти посредине его выдвигаются два мыса, один из Европы, с северной стороны, а другой, противоположный этому,— из Азии; они суживают находящийся между ними пролив и образуют два больших моря. Европейский мыс называется Бараний лоб, азиатский — Карамбис; они отстоят друг от друга приблизительно на 2500 стадиев (1 стадий - ок.180 м).

Море к западу от них имеет в длину, от Византия до устьев Борисфена 3800 стадиев, а в ширину - 2800; в нём есть остров Белый. Восточное море имеет продолговатую форму и оканчивается узким заливом у Диоскуриады, имея в длину 5000 стадиев или немного больше, а в ширину — около 3000. Окружность всего моря равняется приблизительно 25000 стадиев. Выше восточного залива к северу лежит Меотийское озеро (совр. Азовское море), имеющее в окружности 9000 стадиев, или даже немного больше. Изливается оно в Понт через, так называемый Киммерийский Боспор, а Понт — в Пропонтиду через Боспор Фракийский».
Другой историк, Полибий*, объяснил накопление осадков в Чёрном и Азовском морях их обмелением за счёт того, что реки, впадавшие в них, приносят огромное количество горных взвесей. Он предположил, что Понт и Меотида (Азовское море) могут быть совершенно занесены илом, что оказалось недалеко от реальности:

«Поэтому не следует удивляться тому, что столь многие и столь огромные реки, постоянно текущие, производят вышеописанные явления и могут, наконец, занести Понт... Что это действительно случится, доказывается следующим явлением: насколько ныне Меотида преснее Понтийского моря (совр. Чёрное море) настолько же Понтийское отличается от нашего. Отсюда ясно, что, когда пройдет времени во столько раз больше того, в которое произошло занесение Меотиды, во сколько один водоем больше другого, тогда и Понт сделается мелководным, пресноводным и болотистым подобно Меотийскому озеру. Впрочем, нужно думать, что это случится тем скорее, чем сильнее и многочисленнее течения впадающих в него рек»…
Аристотель* в труде «Метеорология» записал:

«Даже побережье Меотийского озера вследствие речных наносов настолько увеличилось, что ныне входят туда для работы суда гораздо меньшей величины, нежели 60 лет тому назад; из этого легко сообразить, что и оно, подобно многим озерам, первоначально обязано своим происхождением рекам и что, в конце концов, ему суждено всему высохнуть».

Как видим, в Античности мудрейшие головы пытались понять важнейшие вопросы геологической истории Чёрного моря. Их интересовали причины течений и возникающих бурь, появления облаков и прибрежных мелей и т. п. Не обладая достаточными знаниями, древние пришли к совершенно правильному выводу о зависимости подъёма и опускания уровня моря от тектонических проявлений земли. Они пришли к выводу, что не только реки формировали состояние Чёрного моря. Во второй половине I тысячелетия до н. э. его побережье оказалось сильно заиленным, обмелели лиманы и Азовское море. Но на эти события. Оказывается, уже влиял Мировой Океан, «сам по себе вдруг обмелевший», с которым теперь Чёрное море было накрепко связано. Правда, мы не знаем – надолго ли…

***

Невольно возникает вопрос: «Откуда в Мировом Океане взялось столько соли, когда реки пресные?» Ответ неоднозначен…



Возможно, Океан еще до появления жизни на Земле стал соленым и с той поры его соленость по существу не менялась. По другой версии, поначалу Океан был пресным, а соль приносили реки, в водах которых всегда имеются растворенные соли: дождевая вода просачивается сквозь почву и камни, она растворяет мельчайшие частички минералов, в том числе соли и входящие в их состав химические элементы; водные потоки уносят их в море. Глина и другие наземные горные породы тоже попадают туда благодаря водным потокам, смыву поверхности и выпадению вулканических осадков, и все они содержат некоторые соли. Речная вода смешивается с морской, часть её испаряется, а соли остаются в море. Подсчитано, что ежегодно реки континентов несут в Океан более двух миллиардов тонн всевозможных веществ! И это при условии, что реки приносят в море свой соляной груз без перерыва уже два миллиарда лет! Если всю морскую соль, выпавшую на дно, равномерно распределить по поверхности суши, получится слой толщиной более 150 метров!

Есть ещё гипотезы об осолонении морей Всемирного Океана. По одной, вещества, растворенные в морской воде, были вымыты текучими водами из магматических пород – так и образовался своеобразный «рассол». Другой источник — вода просачивается сквозь трещины в коре на дне, сильно нагревается и выбрасывается обратно, насыщенная растворенными в ней минералами. Такую картину сегодня наблюдают исследователи, когда у глубоководных гидротермальных источников образуются гейзеры, извергающие смесь. Подводные вулканы в таком виде выбрасывают огромное количество расплавленной породы вместе с химическими элементами, солями. Но самая распространенная соль в морской воде — хлористый натрий (обычная поваренная соль), до восьмидесяти пяти процентов всех растворенных солей. Вот почему вода в морях и океанах горько-солёная!

Остаётся некоторый вопрос с озёрами: «Почему озёра по большей части пресные?» Но это уже вне нашей темы, а вот, почему Чёрное море назвали «Чёрным», - узнать следует. Ведь в древности наше море называли по-разному. Страбон, к примеру, пишет:

«Это море было недоступно для плавания и называлось Аксинским («Негостеприимным») из-за зимних бурь и дикости окрестных племен, особенно скифов, так как последние приносили в жертву чужестранцев, поедали их мясо, а черепа употребляли вместо кубков. Впоследствии, после основания ионянами городов на побережье, это море было названо Эвксинским («Гостеприимным»).
А когда иранские племена стали насильственно осваивать южное Причерноморье, они прозвали его «Ахшайна», что дословно означает «Непрозрачное, темное». После греков и римлян сюда пришли турецкие завоеватели, встречавшие яростное сопротивление аборигенов. Скорее всего, именно по этой причине местное море показалось им негостеприимным, или Кара - Тенгиз, иначе «Чёрное море». Следом многие мореплаватели, посещавшие берега Черного моря, называли его, каждый по-своему: Маври-Таласса, Темарун, Киммерийское, Скифское, Синее, Таврическое, Океан, Сурожское (от Сурож, совр. Судак), Святое, Крымское, Славянское, Греческое, Грузинское и Армянское, и даже Росское (от индоарийского, «рос» - «белый»; наверно, от белой морской пены во время шторма). На картах итальянских мореходов Чёрное море до XVI века обозначалось как «Белое море», а путешественник Марко Поло называл его «Великим морем».

Есть и совсем вольные объяснения, будто современное название Черного моря появилось по причине того, что «во время сильного шторма его поверхность темнеет, а плавание по нему становится опасным, то есть, «чёрным». Хотя так бывает в каждом море во время непогоды. Или даже море названо «Чёрным» из-за того, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, где имеется сильная концентрация сероводорода, поднимаются на поверхность сильно потемневшими...

Но, как бы наше любимое море ни называлось, пусть оно остаётся всегда добрым по отношению ко всем, кто его любит и бережёт!
КТО ТЫ, ЭЛЛИН?

Вполне обосновано называть «греками» жителей материковой Греции, принадлежащих ей островов и зарубежных колоний. Традиция допускает называть греков также эллинами. А что считается правильным?

Общего названия коренного населения для всей тогдашней Греции не существовало. Её заселяли кавконы, кары и лелеги (Акарнания, Лакония, Локрида, Мессения, Фокида, Эвбея, Элида, Этолия), также гианты, абанты и аоны (Беотия, Фокида, Эвбея), многие из которых принадлежали к историческому иллирийскому племени. Кроме того, для обозначения древнейших жителей почти во всех частях Греции и за пределами её, в Италии и Малой Азии, встречается мифическое имя пеласгов. Оно сохранилось впоследствии в названии Пеласгиотиды (Фессалия) и на северных берегах Эгейского моря в обозначении тирренских пеласгов.

Название же Греция (Graecia) стало употребительным у римлян, у которых греками (Graikoi) назывались первоначально только представители племен, проживавших в Эпире вокруг Додоны. Сама же страна Греция, как римская провинция, называлась Ахайя (Achaia).

Имя Эллада первоначально обозначало только один город в Фессалии, затем южную часть Фессалии, далее – территорию Средней Греции. Впервые обозначение «эллин» встречается у Гомера* в «Илиаде». После покорения греческих городов македонскими царями, начиная с Александра Македонского (конец IV в. до н.э.), так назывались все земли, где жили эллины. В результате миграции племена эллинов оказались на юге, после чего родственные с ними племена – дорийцы (спартанцы), аркадяне, ахейцы – переняли это название. Тогда же появилось понятие «панэллины» («все греки») и «Эллада» («Элл – ада», или «Страна эллинов».

Обозначение представителей греческих племен как «эллины» произошло не менее чем за 1,5 тысячи лет до н.э. – срок, подтвержденный находкой знаменитой каменной стелы на о-ве Парос, на которой имелись надписи на древнегреческом языке с упоминанием «эллинов».

В мифологии имя «Эллин» связано с Девкалионом и Пиррой, которые спаслись после Потопа: «и первым сыном у них был Эллин… Эллин дал имя потомкам, и с тех пор греки называют себя эллинами»... У Эллина было три сына: Дор, Ксуф и Эол - от Дора произошли дорийцы, От Ксуфа – ионийцы и ахейцы, От Эола – эолийцы. В «послепотопный» период Грецию заселили четыре основных народа: эолийцы, дорийцы, ионяне и ахейцы. Среди потомков Девкалиона был ещё Беот - от него пошло племя беотийцев, а от них - государство Беотия с центром в Фивах.

Учёные подтверждают мифологическую версию, что «эллинизация» Греции началась с приходом на её земли дорийских племён, примерно, с 1900 года до н.э. Дорийцы, родословная которых скрывается в отдельной индоевропейской группе народов, продвигались с территории современной Венгрии в сторону юга Балканского полуострова, чтобы через 700 лет закончить миграцию на берегах Средиземноморья. Ещё через 400 лет им стало тесно на материке, после чего начался период «Великой греческой колонизации», продолжавшийся до VI века до н.э. во всех направлениях – Италия, Сицилия. Кипр и другие острова Средиземноморья, Африка, Азия и Чёрное море.

Но есть ещё версия Платона* и Геродота*, которые утверждали, что в Грецию эллины пришли… из Ливии (Сев. Африка). Многие религиозные обычаи, наличие совместных богов и бытовые обряды народов оказываются схожими. В истории Древнейшего Египта существует упоминание о племени пеласгов ( «рожденные из земли»), что когда-то проживали в плодородной долине Нила по соседству с жаркой Ливийской пустыней. Переселение произошло в царствование фараона Сесостриса, или Сенусерта I (ок. 2000 г. до н.э.), притеснявшего пеласгов. Пеласги добрались до о. Крит, открыв миру блистательную Минойскую цивилизацию, затем переселились на материк, продолжив своё «культурное засилье». Благодаря пеласгам из далёкой Ливии,

расцветали ремесла, строились дворцы, общественные здания и монументальные объекты культового поклонения. Появилась греческая письменность (слоговое и пиктографическое письмо) и… греческая колонизация, о чём пойдет дальше речь в нашем повествовании.

КЛАД АРГОНАВТОВ

В 1997 году по Сочи пошли слухи, что в ущелье реки Мзымта по дороге на Красную Поляну «черные копатели» обнаружили античное захоронение с богатейшим кладом. Поскольку подобный интерес к краеведению признается полукриминальным, представители Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) немедленно приступили к исполнению своих обязанностей. В итоге счастливого «археолога» быстро вычислили, а найденные предметы обрели покой в Сочинском художественном музее.

Как выяснилось, практичный житель одного из сел многие годы занимался поисками древних захоронений, на которые указывали местные сказания. Им руководили страсть к кладоискательству, врожденная интуиция и хорошее знание окрестных гор. Ненастным осенним утром он шел по исхоженной им тропе вдоль вздувшейся после ливней реки, примечая всякого рода отклонения на местности. Он хаживал здесь уже несколько лет, кружил и кружил как заколдованный вокруг только ему ведомого места, согреваемый одной лишь мыслью: «Найти и разбогатеть!»

И вот - дикое везенье, - ночной оползень обнажил едва приметную в земле полость, веками скрывавшую древнее захоронение от злого умысла …

Не будем описывать бурную радость человека, в миг получившего долгожданное сокровище. Мы не узнаем, сколько бессонных ночей провел он, решая важнейший для себя вопрос: «Как поступить с кладом?» Не узнаем, потому что этот «счастливец» вскоре умер, неожиданно и без видимых на то причин... Мистика? Возможно! Так как в кладоискательстве, как в особом виде «чёрного промысла», существует немало подобных историй с печальным концом.

***

Случай с «Мзымтинским кладом» для науки завершился успешно, поскольку его бесценные предметы не успели разойтись по частным коллекциям. Хотя первые шаги в этом направлении местный житель уже сделал. «Мзымтинскую» находку по значимости сопоставили с открытием сокровищ легендарной Трои немецким археологом-любителем Генрихом Шлиманом! С той лишь разницей, что Шлиман с помощниками работал на раскопках профессионально (хотя и к нему были претензии от археологов с мировыми именам), в отличие от «горе-копателя»: как ночной грабитель, он второпях так всё перекопал, что ученым после него пришлось лишь строить догадки, восстанавливая историю захоронения и происхождения клада.



Высокий профессионализм работников ФСБ и Сочинского музея позволяет теперь всем желающим восхищаться уникальными образцами античного декоративно-прикладного искусства, как определили ученые из Москвы и Санкт-Петербурга. В захоронении находились останки древнегреческого воина, а вместе с ним – ювелирные и прочие изделия античного искусства V-IV веков до н.э.: три серебряные чаши, фигурки зверей, два круглых декоративных украшения для щитов, золотые пластины с тонкой чеканкой (детали украшения одежды), мечи и наконечники копий и дротиков, медный шлем, элементы конской упряжи из железа, предметы быта из бронзы. Всего двадцать шесть предметов, оценённых в 1 000 000 долларов США страховой стоимости!

Некоторые учёные посчитали сенсационную находку «Кладом аргонавтов». Другие же возразили: «Откуда в реке Сочи быть золоту?»…

До 1935 года в пойме реки Сочи работали полторы сотни золотодобытчиков, промывавших речную гальку и песок старательским способом, можно сказать, вручную. Они находили золотые песчинки и некрупные самородки, до тридцати пяти грамм, которые сдавали в казну, получая премию. В 1937 году был случай, когда на строительной площадке Зимнего театра рабочий обнаружил в речном песке… небольшой золотой самородок. Песок брали с ближайшего от стройки пляжа неподалеку от речного устья. Дали команду на взятие проб с тридцатикилометровой пляжной полосы, от устья реки в направлении Адлера, – везде обнаружили следы самородного золота! Перед войной золотодобычу свернули из-за низкой рентабельности.

ПУТЬ ЯСОНА
Прежде чем отправиться в плавание Ясон разослал глашатаев в города Греции, чтобы они звали героев, разделить с ним опасности в плавании по неизвестному морю. Никто ещё не хаживал в этом направлении, не ведал определённо, где находится Кавказ. У мореходов не было морских карт и навигационных приборов, они не знали направлений ветров (попутные они или противные) и морских течений, не представляли, где их ожидают подводные рифы, опасные скалы да водовороты, и есть ли там удобные гавани для их корабля. И, главное, какие племена и народы проживают в неизведанных землях - дружественные или враждебные.

На призыв Ясона откликнулись многие молодые люди, сильные духом, крепкие телом - воины, охотники и атлеты. Но Ясон пожелал отобрать из них самых достойных. Он подвергал кандидатов трудным агонам, состязаниям, в беге наперегонки, прыжкам в длину, метанию тяжелого копья и каменного диска, заставлял во всю силу и мощь бороться друг с другом.


Существует мнение, что пентатл (от. «пента» - пять), или греческое атлетическое пятиборье, в котором есть все эти виды состязаний, придумал Ясон.
В результате определились сорок восемь спутников царевича Ясона - никогда раньше или позже на одном корабле не собиралась такая достойная компания:
Авгий, сын царя Элиды; Адмет, сын царя Фер; Акаcт, сын царя Пелия; Актор из Фокиды; Амфиарай, прорицатель из Аргоса; Анкей Большой из Тегеи, сын бога морей Посейдона; Анкей Малый с о.Самоc; Арг из Феспия, строитель «Арго»; Аскалаф из Орхомена, сын бога войны Ареса; Астерий из земли Пелопа; Аталанта из Калидона, дева-охотница; Бут из Афин; Геракл из Тиринфа, позже, бог; Гилас, оруженосец Геракла; Зет, крылатый сын бога ветра Борея; Идас из Мессены; Идмон из Аргоса, сын Аполлона; Ификл из Этолии; Ифит, брат царя Эврисфея из Микен; Калаид, брат Зета; сын Борея; Канф из Эвбеи; Кастор Диоскур из Спарты; Кеней, «лапиф, который побывал женщиной»; Кефей из Аркадии; Крон из Фессалии; Лаэрт из Аргоса; Линкей, «впередсмотрящий», брат Идаса; Меламп из Пилоса, сын Посейдона; Мелеагр из Калидона; Мопс, лапиф; Навилий из Аргоса, сын Посейдона; Оилей из Локриды, отец Аякса; Орфей, фракийский поэт; Палемон из Этолии, сын Гефеста; Пелей, мирмидонянин; Пенелей из Беотии, сын Гиппалкима; Периклимен из Пилоса, «обладающий даром преображения», сын Посейдона; Пеант из Магнесии; Полидевк Диоскур из Спарты; Полифем из Аркадии; Стафил, брат Фана; Тифис, кормчий из беотийских Сиф; Фалер, афинский лучник; Фан, критянин, сын Диониса; Эвриал, сын Мекистея, один из эпигонов; Эвридамант, долоп, с озера Ксиниада; Эвфем из Тенара, пловец; Эргин из Милета; Эхион, сын Гермеса, глашатай; Ясон, предводитель аргонавтов.
Ясон поручил Аргу, сыну Арестора, изготовить корабль, чтобы на нём разместились пятьдесят воинов, и был бы он легким, но прочным, маневренным и быстрым. Существуют несколько версий относительно происхождения названия «Арго». Во-первых, от имени строителя корабля - Арга. Во-вторых, с древнегреческого «аргос» означает «быстрый, стремительный» - подходит для данного случая. А если принять соображения исследователей, что с финикийского (близкого по языку с греческим) «арко» означает «длинный», представим корабль аргонавтов не похожим на те, что строили греки в то время (они имели круглую форму).

У «Арго» имелся небольшой парус - для случаев, когда путешественникам будут сопутствовать благоприятные ветры. В то же время на корабле было весёльное снаряжение, как у многих греческих кораблей. Лишь о количестве весёл на «Арго» в разных источниках имеются противоречивые сведения (10, 25 или даже 50). Чтобы сделать вывод, соответствующий истине, нам следует порассуждать…

Десять тяжелых весел. Эта версия подходит, если предположим, что с каждым веслом будут управляться по двое гребцов. Из всей команды занято двадцать человек, еще двадцать отдыхают, а семеро находят другие дела. В сказании есть эпизод, произошедший в Мизии с Гераклом:

«Геракл пошел в лес, чтобы сделать весло, взамен сломавшегося; нашел высокую пихту, обхватил её могучими руками и вырвал с корнем. Взвалил Геракл на плечо пихту и пошел на берег».
Зачем Гераклу лишние усилия, вырывать с корнем огромное дерево, чтобы из него выстрогать всего одно весло? Можно предположить, что Геракл был могучим героем, поэтому ему по силам и такое весло. Но другие аргонавты не были столь могучими, но у них имелись иные преимущества даже перед Гераклом. И если для управления кораблём «Арго» понадобились тяжелые весла, то управлялись ими, по крайней мере, двумя гребцами. К тому же в легенде есть слова: «когда корабль спустили на воду, бросали жребий, кому и в какой паре сидеть на веслах»...

По другой версии предполагается, что «Арго» управлялся двадцатью пятью веслами, то есть, по одному гребцу на весло. Всего пятьдесят гребцов, вынужденных грести без передыху день подряд. В таком случае не будет смены из отдохнувших гребцов – у Ясона ведь было всего сорок восемь спутников! А на «командирской» палубе должны оставаться ещё «впередсмотрящий» Линкей, Ясон и кормчий Тифис. К тому же среди аргонавтов по пути следования происходили численные потери: выбыли Геракл, Полифем и Гилас, затем Тифис. Нет, не получается арифметика с двадцатью пятью веслами! Такие же рассуждения оставим и для пятидесятивесельного корабля. Итак, «Арго» был десятивесельным кораблем!

И ещё несколько соображений по этому поводу. Гомер во всех подробностях описывает корабли своего времени, похожие на современные рыбачьи баркасы. Они имели низкую посадку и густо смоленые борта, без палубы. Ещё у них были носы, изображающие морских животных или божеств, ярко разукрашенные. Возможно, по внешнему виду «Арго» от них здорово не отличался. В длину такие корабли достигали двенадцати и двадцати семи метров. В мифе об аргонавтах описан эпизод, когда на пути из Колхиды вихрь занес «Арго» на берег Ливии, в Африку. По подсказке богов, они «подняли «Арго» на плечи и двенадцать дней несли его через безводную пустыню, изнемогая от жары и жажды»… Как вы думаете, корабль какой длины можно было так нести - в двенадцать метров или двадцать семь?

***

Аргонавты далеко в море не заплывали, так как ни один мореход не плавал на таких кораблях прямо через море - с волнами шутки плохи! Шли вдоль берега в пределах видимых ориентиров. Для пополнения запасов воды и съестного приближались к берегу, но осторожничали; бросали якорь*, наблюдая, нет ли врагов.

К вечеру, когда солнце только намеревалось коснуться горизонта, искали удобную бухточку, неприметную с моря, да и с берега. Вытаскивали «Арго» на берег, устраивались здесь же, зажигая сторожевые костры, отдыхали. Один бодрствовал, оберегая сон товарищей.

Были случаи, когда местные племена после осторожных приветствий, неплохо привечали аргонавтов, радуясь возможности пообщаться с незнакомцами, устраивали праздничные ужины; утром провожали с добрыми напутствиями, указывая верное направление для дальнейшего плавания. Но аргонавты чаще рисковали жизнями, ибо на них могли напасть аборигены, не гнушавшиеся завладеть чужим имуществом. Иногда «Арго» принимали за пиратский корабль, и тогда местные жители, вооружившись смелостью, опасаясь за свои дома, имущество и жизни, могли убить незваных гостей во время отдыха, сна.


Средиземноморские пираты (греч. peirates - морской разбойник) грабили беззащитные корабли, загруженные товаром, не гнушались заниматься работорговлей, захватывая команды и пассажиров. Они нападали на малонаселенные города, не имеющие укреплений и военного охранения, разоряли их, уводили здоровое население в рабство. Согласно легенде, с ними столкнулся даже Дионис, когда отдыхал на берегу Тирренского моря. Тогда насильники пострадали от мести бога, но в реальности пиратство представляло собой ужасный бич Средиземноморья.

Изрезанный берег со скрытыми бухтами и многочисленными малоприметными островами способствовали успеху морских разбойников. Они прятались там целыми флотилиями, чтобы на быстрых судах, немногим больше рыбацкой лодки, внезапно появиться перед жертвой, ограбить и потопить торговый корабль, убить людей, кто защищался, оставшихся в живых с собой забрать в плен, и также быстро скрыться, растворившись в лабиринте скал и бухточек. Население многих прибрежных городов не могли справиться с ними - по той лишь причине, что ради наживы сами прибегали к грабежам на море, охотно пособничали пиратству, имея в богатой добыче свою долю.


После нескольких дней плавания «Арго» пристал к острову Лемнос, где, оказалось, жили одни женщины, молодые, пожилые и совсем старые. Как выяснилось, «они убили своих мужчин за измены». Много лун прошло с тех дней, и теперь лемносийки горько сожалели о том, что сделали они со своими мужчинами. Поэтому было не удивительно, какой они оказали тёплый приём чужестранцам, устроив для них пиршество и славный отдых. Такой, что наутро Ясону пришлось уговаривать товарищей, чтобы они покинули уютные постели. Аргонавты нехотя взошли на «Арго» и, «чтобы не видеть слез полюбивших их женщин, дружно налегли на весла: вспенились волны под ударом весел могучих гребцов, и, как птица, понесся «Арго» в морской простор…»
Лемнос (совр. Сталимене, остров вулканического происхождения) находится в северной части Эгейского моря. Согласно выводам ученых-мифологов, убийство мужчин говорит о том, что на острове до появления аргонавтов сохранялась форма общества, где властвовали жрицы, поклоняющиеся островной богине Мирине (Ай-мари, Мариамнеа; по-шумерски, «высокая плодоносная мать небес»), что было характерно для некоторых ливийских племен, прародителей греков. Об этом говорил Геродот в «Истории».
Ясон и его спутники приплыли к городу, который его жители называли Киоск. В поисках вина и съестных припасов аргонавты разошлись в разные стороны, а когда вернулись на корабль, обнаружилось, что Геракла, Полифема и юного Гиласа с ними нет. Как выяснилось позже, красавца Гиласа речные нимфы утащили в воду. Геракла призвал Зевс, чтобы герой продолжил свои подвиги самостоятельно, покинув «Арго». Полифем остался в городе по своей воле.
Рассказ о пропаже Гиласа мог возникнуть как объяснение мисийских обрядов, и касались ритуального «оплакивания Адониса». Адонис (от греч. «мой бог, владыка) символизировал жизнь природы, пробуждающейся весной и угасающей осенью. Основная цель этого жертвоприношения - обеспечить выпадение осенних дождей.
На другой день аргонавты посетили страну бебриков, где царем был Амик. Всякого, кто посещал страну, царь заставлял биться с ним на кулаках. Амик многих убил таким образом. Поллукс, кулачный боец и олимпионик, принял вызов, несмотря на то, что «на перчатках Амика были нашиты бронзовые шипы, а мускулы на его волосатых руках выдавались, словно подводные камни, поросшие водорослями». «…Стук кулаков раздается по челюстям, пот по их телу льется ручьями...» - так бились бойцы насмерть, и Амик пропустил страшный удар Поллукса, и «череп его раздробился»…
Описание кулачного боя в сказании аргонавтов очень ярко и правдиво раскрывает все стороны этого жестокого вида состязания, включенного, кстати, в программу Олимпийских игр. Авторы хотели показать силу и непревзойденное мастерство Поллукса, судя по всему, реального победителя Олимпийских игр.

Искусство греческого кулачного боя имеет корни с древнейшей Критской цивилизации (XV в. до н.э.), а на Крит эта мужская «забава» пришла из Египта, где к занятию таким видом досуга допускалась только высшая военная каста. Сами же египтяне впервые познали бои на кулаках от эфиопов, завевавших Египет в IV тысячелетии до н. э.

Обматывание кулаков полосами бычьей кожи дало повод изобрести бойцовые перчатки из мягкой кожи, достигавшие предплечья. В IV веке до н.э. перчатки представляли собой заранее свернутые по форме кисти руки кожаные ленты, похожие на современные боксерские перчатки. Мягкие перчатки просуществовали вплоть до времени, когда Греция вошла в состав Римской империи (ІІ в. до н.э.); тогда в обществе заметно ожесточились нравы, отношение к соперничеству на Играх изменилось в ту же сторону. У бойцов появились перчатки-кастеты, с металлическими вкладышами. Для кулачных бойцов цена победы была столь высокой, что поражение нередко рассматривалось не меньше, чем позорное бегство воина с поля сражения. Были случаи, когда побеждённого на Играх бойца, по возвращении домой, сограждане предавали смерти, как преступника. И всё-таки при всей жестокости кулачный бой был одним из любимейших видов состязаний на Играх, им восторгались многие философы и мудрецы.
Всю ночь пировали аргонавты, отмечая успех Поллукса, наслаждаясь игрой Орфея. На следующее утро отправились в сторону Фракии.

Недалеко от берега «Арго» окружили дельфины; их хорошо было наблюдать в прозрачнейшей голубой воде. Они резвились, ловко выпрыгивая из воды, дружно разбегались в стороны, словно рыбьи мальки, подныривали и вдруг оказывались впереди корабля. Дельфины искоса поглядывали на людей дружелюбными глазками и будто улыбались. Наверно, у них была удачная охота на жирную кефаль, от огромных косяков которой иногда, буквально, кипела вода. Это был хороший знак, приободривший Ясона и его товарищей после неожиданного приключения в стране бебриков.

Некрупные и юркие обитатели моря, дельфины, с древнейших времен являлись его здоровым символом. Они покровительствовали мореплаванию и морской торговле, их появление рядом с кораблем предвещало благоприятные условия пребывания на воде. На греческих военных кораблях делали массивное изображение дельфина, вроде тарана, из свинца или железа, который при необходимости поднимали на блоках повыше и бросали его на неприятельские корабли, произведя сильные разрушения. В Афинах праздновали Дельфиний; это был шестой день месяца Мунихиона - праздник открытия навигации, когда девушки в белых одеждах с молельными ветвями в руках приходили в храм Аполлона, исполняя ритуальные песнопения и танцы.

Дельфин мог предупредить моряков об опасности, надвигающейся буре и прочих неприятностях в морских странствованиях. Однажды они спасли от смерти Ариона (VI в. до н.э.), замечательного поэта и музыканта из Метимна.

Он возвращался на корабле из Сицилии в Коринф; матросы задумали убить его и завладеть имуществом. Арион выпросил у них позволение исполнить перед смертью последнюю песню. Привлеченная звуками песни и лиры, неожиданно к кораблю приблизилась дельфинья стая. После того, как прозвучал последний аккорд лиры, Арион бросился в воду. И тут его подхватил один дельфин. Удерживая у себя на спине, он принес Ариона к Тенарскому мысу, недалеко от Коринфа.

Надо было видеть изумление на лицах матросов, когда они, прибыв во дворец правителя Коринфа, увидели своего пассажира, живым и невредимым! Разбойники понесли заслуженное наказание Арион поставил а на мысе Тенар бронзовое изваяние человека, а под ним дельфина.

***

Достигнув фракийского берега, аргонавты пошли в лес в поисках ручья. Обнаружили небольшой ветхий дом. Здесь жил старик Финей. Когда-то он был царем фракийцев и обладал божественным даром прорицания; Аполлон наказал его слепотой за то, что он рассказал людям планы Зевса. Ужасные большие птицы Гарпии летали возле дома Финея, уносили всё со стола, когда он собирался поесть; марали вокруг нечистотами, делая воздух зловонным. Старик совсем обессилел от голода и уже почти не двигался. Аргонавты разогнали зловредных птиц и дали возможность Финею утолить голод, а когда старик пришел в себя, он предсказал им судьбу плавания. «Встретите в узком морском проливе, - предупредил он, - Симплегады, две скалы, которые все время плавают и сталкиваются друг с другом. Они давят каждого, кто пытается проплыть между ними. Пустите вперед себя голубя - он спасет вас».



В различных сказаниях древних греков часто упоминаются Планкты, «блуждающие скалы, окутанные туманом». Вероятно, это были огромные льдины или даже небольшие «айсберги», принесенные в Черное море реками Русской равнины. Геродот, к примеру, сообщает, что в V в. до н.э. Понт Эвксинский покрылся льдом у Херсонеса и Пантикапей (Крым). Византийские летописцы тоже сообщают о замерзании, но уже почти всего моря (401 и 762 гг. н.э.), когда битый лед сгрудился в проливе Геллеспонт (Босфор). Греческие мореходы, кто плавал в Балтийском море за ценным янтарем, встречали ледяные острова.

Плиний объясняет, почему скалы в проливе кажутся «сталкивающимися», по-своему:



«В Понте на расстоянии 14 миль от устья и 15 миль от Европы есть два острова, которые одни называют Кианеи, другие — Симплегады. Согласно легендам, они сталкивались друг с другом, хотя, отделенные малым расстоянием один от другого, они для входящих прямо навстречу им представлялись двумя островами, но стоило немного изменить угол зрения, они выглядели сошедшими в один остров».
Есть ещё версия по поводу странного, на первый взгляд, «поведения» скал, но имеющая под собой реальную основу. «Качающиеся скалы» - это огромные каменные монолиты, установленные древними цивилизациями так, что достаточно было малейшего прикосновения, чтобы они закачались из стороны в сторону. Монолиты служили погребальными знаками - под низ клали жертву, чтобы бог ветра Борей, раскачав монолит, убил её. Такие сооружения до сих пор встречаются в каменных пустынях Африки. Если учесть, что прагреческие племена пришли из Ливии, вполне вероятно, что они не забыли древние традиции предков.

Эпизод с Гарпиями, из-за которых Финей мог умереть с голоду, объясняется следующим образом. Гарпии первоначально олицетворяли критскую богиню смерти в образе бури. Но в данном случае речь идет о священных для фракийских племен птицах, коршунах и морских орлах, для которых жрецы постоянно оставляли пищу. Возможно, их и увидели аргонавты, но поскольку чужой обряд им был не знаком, священные для фракийцев птицы показались им жестокими Гарпиями.



Встреча Ясона и его команды с бронзовоперыми птицами, стимфалидами, у острова Арес (Аретиады) объясняется тем, что «Арго» добрался сюда, как следует из сказания, в начале мая. Это время ежегодного перелета птиц с Синайского полуострова к гнездовьям на Волге. Очевидно, птицы, обессиленные тяжелым перелетом через горы, отдыхали на острове, и во множестве уселись на «Арго», чем вызвали суеверный страх у людей. Поскольку остров Ареса посвящен жестокому богу войны, греки наградили птиц бронзовыми перьями и злыми намерениями, усиливая тем самым мужественность греческих героев, отразивших их нападение.

Когда Ясон с товарищами добрался до Колхиды, чтобы заполучить «золотое руно», ему понадобилось пройти немало испытаний с угрозой для жизни. Эти испытания связаны с религиозным ритуалом древних греков при назначении в цари: «укротить двух медноногих быков, извергающих из ноздрей пламя, запрячь, вспахать поле плугом, засеять поле зубами дракона, а когда вырастут из зубов дракона закованные в броню воины, сразиться с ними и перебить их». Поскольку Ясон считался кандидатом в цари Иолка, ему пришлось бы это исполнить у себя на родине. По легенде, царевич успешно справился с заданием в Колхиде: «с ревом бросились быки, угрожая рогами, ударившись о его щит, отскакивали назад, не причинив ему никакого вреда. Рассвирепев, они снова бросаются на него и обжигают его своим пламенным дыханием. Но и на этот раз спасает Ясона чудодейственный талисман Медеи. Смело подходит он к быку и, взяв его за рога, с силой притягивает к плугу; затем, ударив животное по ноге, валит его на землю. То же самое делает он и с другим быком, после чего бросает свой щит и впрягает быков в ярмо»...

«Огнедышащие» быки колхидского царя Ээта напоминали бронзовых быков, в которых заживо сжигали пленников и врагов некоторые племена греков в честь солнечного бога Гелиоса.

Из опасного путешествия Ясон привез домой не только вожделенное «золотое руно», но и Медею, дочь царя Аэта, сбежавшую от коварного отца. Он отправился в Орхомен, где повесил «золотое руно» в храме Зевса, затем привёл «Арго» к Коринфу, где принес корабль в жертву Посейдону, морскому владыке.

Ясон прожил с Медеей десять лет. Она родила ему семь сыновей и семь дочерей. Но он охладел к ней, развелся и женился на Главке, дочери фиванского царя Креонта. Медея не простила унижения: она убила Главку, её отца, затем, от отчаяния всех своих детей от Ясона, и «скрылась на колеснице, запряженной крылатыми змеями».

Однажды сильно постаревший Ясон лежал в тени храма Посейдону рядом со своим другом, старым кораблем «Арго». Вдруг послышался треск: древние доски рухнули, погребая Ясона, некогда славного героя...


Смерть легендарного Ясона - это притча, подчеркивающая опасность излишней славы, процветания, гордости. В Коринфе, где в последние годы правил главный аргонавт, существовал древний обычай: во время больших несчастий (засухи, чумы и проч.) старого царя приносили в жертву Посейдону, сталкивая его со скалы в море. Если он не разбивался о камни, добирался до лодки, которая ожидала у берега. Бывший царь уплывал на ней подальше от людей, чтобы унести из города все несчастья и закончить одинокую жизнь безымянного нищего …
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница