Новые обязанности с убъектов Закона №223-фз




Скачать 141.69 Kb.
Дата03.03.2016
Размер141.69 Kb.


Новые обязанности субъектов Закона № 223-ФЗ
2015 год принёс субъектам За­кона № 223-ФЗ новые обязан­ности, связанные с проведе­нием закупок. Важнейшими из них можно назвать на­правление сведений в реестр договоров и предоставление малому бизнесу преференций при участии в закупках. И хотя по обоим вопросам установ­лены своего рода переходные периоды, эти новые обязанно­сти потребуют от заказчиков дополнительной мобилизации своих закупочных навыков.

Обязанность по направлению сведений в реестр договоров, как и обязанности по предоставлению преференций малому биз­несу, прямо предусмотрена в Законе № 223-ФЗ. Реестру договоров посвящена ст. 4.1 этого за­кона, а об особенностях участия в закупках субъектов малого и среднего предприниматель­ства упоминается в п. 2 ч. 8 ст. 3 и п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Кроме того, с 1 янва­ря 2016 г. должны вступить в силу новые нор­мы ч. 8.1 ст. 3 и ч. 21 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, так­же посвященные закупкам у малого бизнеса.

Можно с высокой степенью уверенности предположить, что и без того немалый объ­ем работы по информационному обеспече­нию закупки с введением этих обязанно­стей лишь увеличивается. Методом оптимиза­ции усилий по исполнению новых обязанностей может служить автоматизация закупочного процесса и внедрение технологий электронно­го документооборота.

Когда закупочная деятельность выстроена в виде непрерывного отлаженного и взаимо­связанного цикла, то информация об очеред­ном этапе закупок - будь то объявление за­купки или заключение договора - не собирает­ся с нуля, а логично вытекает из информации о предыдущем этапе работы. Будучи вклю­ченными в электронную систему, эти данные всегда доступны для поиска уполномочен­ному сотруднику заказчика, который может оперативно использовать их как для внутрен­них закупочных нужд, так и для направле­ния в уполномоченные органы во исполнение предусмотренных Законом № 223-ФЗ обязан­ностей или для публикации сведений о закупках у субъектов малого и среднего пред­принимательства.

Это же касается и удобства проведения в электронной форме закупок, к участию в ко­торых приглашается лишь малый бизнес: с по­мощью электронной площадки можно автома­тизировать как процесс допуска поставщиков, подпадающих под категорию малых предпри­нимателей, так и упростить выведение на них закупки лишь тех товаров, работ и услуг, ко­торые прямо предусмотрены локальными актами заказчика как предназначенные для малого бизнеса. С этих актов и стоит начать рассмотрение обязанности по поддержке ма­лого бизнеса.

Преференции

для малого бизнеса

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях уча­стия субъектов малого и среднего предприни­мательства в закупках товаров, работ, услуг от­дельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352), принятое во исполнение п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, предусматрива­ет обязанность заказчика разработать, утвер­дить и опубликовать в единой информаци­онной системе перечень товаров, работ и ус­луг, закупки которых осуществляются только у субъектов малого и среднего предпринима­тельства. Этот перечень должен охватывать не менее 10% от совокупного годового объема за­купок заказчика (в стоимостном выражении). Способы, которыми проводятся такого рода закупки, определяет сам заказчик в своем по­ложении о закупке, однако участниками этой категории закупок могут быть исключительно субъекты малого и среднего предприниматель­ства. Если до вступления в силу названного по­становления Правительства РФ такое дисквалификационное требование трактовалось ФАС России как необоснованное ограничение чис­ла участников закупки и нарушение Федераль­ного закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», то теперь отклонение всех, кто не относится к категории малого и сред­него бизнеса, в рамках такой закупки явля­ется обязанностью заказчика.

Свое право на допуск к такой закупке по­тенциальный поставщик подтверждает исклю­чительно декларацией, что отчасти логично, поскольку не существует единого исчерпыва­ющего государственного реестра субъектов ма­лого и среднего предпринимательства, а неко­торые предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» критерии относимости к малому и среднему бизнесу не могу быть подтверждены справками от госорганов. При этом стоит обра­тить внимание на то, что названное выше по­становление Правительства РФ запрещает тре­бовать от поставщика какие бы то ни было до­кументы, кроме декларации для подтверждения его статуса субъекта малого или среднего пред­принимательства.

Если продукция, включенная в кратко опи­санный выше перечень, должна составлять не менее 10% годового объема закупок заказчи­ка, то всего у малого бизнеса заказчик должен разместить не менее 18% от годового объема своих закупок. Предполагается, что оставшие­ся 8% будут «добираться» за счет побед мало­го бизнеса в обычных закупках, за счет прямых закупок и за счет привлечения малых предприя­тий в качестве субподрядчиков в случаях, ког­да это условие предусмотрено закупочной до­кументацией и проектом договора.



Своеобразной поблажкой заказчику являет­ся то обстоятельство, что при расчете общего объема закупок, т. е. тех самых 100%, от которых потом нужно будет исчислить 18 и 10% соответ­ственно, заказчик может не учитывать целый ряд закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, а именно:

  • закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

  • закупки в области использования атомной энергии;

  • закупки, которые относятся к сфере деятельно­сти субъектов естественных монополий;

  • закупки, которые осуществляются за пределами России и предметом которых является поставка за пределами России;

  • закупки финансовых услуг, включая банковские услуги, страховые услуги, услуги на рынке цен­ных бумаг, услуги по договору лизинга, а также услуги, оказываемые финансовой организацией и связанные с привлечением или размещением денежных средств;

  • закупки, сведения о которых составляют госу­дарственную тайну, при условии что такие све­дения содержатся в документации о закупке или в проекте договора;

  • закупки, в отношении которых принято реше­ние Правительства РФ о непубликации инфор­мации;

  • закупки услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению и газоснабжению (за ис­ключением услуг по реализации сжиженного газа), а также по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);

  • закупки работ (услуг), выполнение (оказание) которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением и государствен­ным унитарным предприятием;

  • закупки услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документа­ции на объект капитального строительства, проведению авторского надзора за строитель­ством, реконструкцией и капитальным ремон­том объекта капитального строительства авто­рами, а также по проведению технического и ав­торского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Рос­сии авторами проектов;

  • закупки, предметом которых является аренда и (или) приобретение в собственность объектов недвижимого имущества;

  • закупки энергоносителей;

  • закупки услуг добычи, хранения, отгрузки (перевалки) и переработки энергоносителей;

  • закупки подвижного состава и материалов верхнего строения железнодорожного пути;

  • закупки результатов интеллектуальной деятель­ности у поставщика, обладающего исключитель­ным правом на результат интеллектуальной де­ятельности или на средство индивидуализации, удостоверенным правоустанавливающим до­кументом;

  • закупки услуг в области воздушных перевозок и авиационных работ;

  • закупки труб большого диаметра, используемых при строительстве магистральных нефтепро­водов и нефтепродуктопроводов;

  • закупки товаров, являющихся источником радиоактивной и химической опасности и при­меняемых для разведки, добычи, транспорти­ровки и переработки сырой нефти и природ­ного газа;

  • закупки товаров, происходящих из иностранно­го государства, и (или) работ (услуг), выполняе­мых (оказываемых) иностранными лицами, для проведения планового ремонта, технического обслуживания и (или) модернизации импортно­го оборудования в рамках гарантийных или ли­цензионных обязательств;

  • закупки происходящих из иностранного госу­дарства товаров и (или) выполняемых (оказыва­емых) иностранными лицами работ (услуг) в це­лях реализации шельфовых проектов (при усло­вии невозможности закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства).

Таким образом, в тех сферах, в которых при­влечение малого бизнеса может быть экономиче­ски и производственно неоправданно, заказчик получает право фактически размещать у субъ­ектов малого и среднего предпринимательства не 18%, а куда меньшую долю от реального об­щего объема закупок.

Согласно п. 4 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик уже сегодня обязан включать четвер­той строкой в ежемесячный отчет сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупки у субъ­ектов малого и среднего предпринимательства.



Наконец, предназначенные к вступлению в силу 1 января 2016 г. положения предусматри­вают обязанность заказчика размещать в единой информационной системе не позднее 1 февра­ля сведения об объеме закупок, произведенных в течение всего предыдущего года у малого биз­неса. Учитывая, что к I февраля 2016 г. нужно опубликовать сведения, касающиеся 2015 г., ак­кумулировать их необходимо уже сегодня. Если эти сведения не будут опубликованы, ли­бо окажутся недостоверными, либо доля заку­пок у малого бизнеса составит менее 18%, то субъект Закона № 223-ФЗ автоматически стано­вится субъектом Закона о контрактной систе­ме, и именно по его правилам он обязан будет проводить все без исключения закупки с 1 фев­раля и до окончания злополучного года.

Логичным представляется и условие, в соот­ветствии с которым обязанность поддерживать малый бизнес касается лишь крупных заказчи­ков, а не тех, которые сами по оборотам едва отличаются от малого бизнеса. Так, все пере­численные выше обязанности, предусмотренные постановлением Правительства РФ, с 1 июля 2015 г. распространяются на заказчиков, годо­вой объем выручки которых составляет более 10 млрд руб., а с 1 января 2016 г. - на тех, чей годовой объем выручки превышает 1 млрд руб.



Реестр договоров

Статья 4.1 Закона № 223-ФЗ, вступившая в действие с 1 января 2015 г., предусматривает публикацию в реестре договоров информа­ции о самих договорах, заключаемых но ре­зультатам закупки, а также об их изменении, исполнении и расторжении - и эта обязан­ность касается всех заказчиков независимо от объема их выручки. Вместе с тем принятое в соответствии с этой статьей постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «О по­рядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки» (далее - Постановление № 1132) предусматривает постепенное вступление этой новеллы в силу. По сути, для заказчика эта обязанность ста­новится дополнительным требованием в ря­ду аналогичных требований об информаци­онном обеспечении закупки с тем лишь су­щественным условием, что выполняет он его не самостоятельно, а с помощью Федерально­го казначейства.

Обязанность субъектов Закона № 223-ФЗ пу­бликовать условия заключаемых ими по резуль­татам закупок договоров с самого начала дей­ствия этого закона позиционировалось в каче­стве важнейшего элемента информационного обеспечения закупочной деятельности. В самом деле, если именно договор в нормальной ситу­ации является конечной целью любой закуп­ки, то его условия свидетельствуют и о степе­ни ее эффективности, и о степени соблюдения антимонопольного и закупочного законодатель­ства при ее проведении. В связи с этим зако­нодатель обязал заказчиков раскрывать усло­вия заключаемых ими договоров.

Однако до конца 2014 г. публичность дого­ворных условий в сфере регулирования Зако­на № 223-ФЗ не предусматривала ведения спе­циального реестра договоров, подобного ре­естру, обязательному для государственных и муниципальных заказчиков. Закон требо­вал от заказчиков публиковать как докумен­тацию закупки с приложением проекта дого­воров, так и итоговый протокол с условиями победителя закупки, т. е. именно те докумен­ты, из содержания которых можно получить исчерпывающую информацию об условиях до­говора, даже если сам договор в виде единого документа и не был опубликован. Разумеется, вывести из документации и итогового прото­кола все условия договора можно лишь в том случае, если оба документа составлены надле­жащим образом, по правилам закупочного за­конодательства и в соответствии с обычаями делового оборота. По этой же причине право вносить изменения в договор и на стадии за­ключения, и на стадии исполнения ограниче­но лишь обязанностью заказчика публиковать сведения о таких изменениях на Официальном сайте. Своевременная публикация всех пере­численных документов также является важным фактором информационного обеспечения усло­вий договора, заключаемого по результатам за­купки.

Если в открытом доступе есть корректные сведения о закупочной документации, прото­коле определения победителя и всех изменени­ях договора, то для ознакомления с условиями договора в отдельном реестре нет необходи­мости. Однако, очевидно, не все заказчики до­бросовестно выполняли свои обязанности по публикации указанных выше сведений, в свя­зи с чем потребовалось ужесточение требо­ваний законодательства и установление обя­занности не только как ранее самостоятель­но публиковать закупочную информацию на Официальном сайте, но и отсылать, в сущно­сти, те же самые сведения в Федеральное каз­начейство, чтобы оно включило их еще и в ре­естр договора, который будет открыт на том же самом сайте.

Для заказчика же направление сведений в ре­естр становится еще одним видом отчетности о проведенных закупках. При этом, в отличие от публикации плана, извещения и документа­ции, этот вид информационного обеспечения име­ет именно ретроспективное значение, но по срав­нению с ежемесячным отчетом публикация све­дений о договорах куда более детализирована и подразумевает раскрытие сведений о каждом договоре в отдельности, в т. ч. и самого текста до­говора. Важно понимать, что не направлять в Фе­деральное казначейство заказчик может лишь до­говоры, заключенные по результатам закупок, пря­мо перечисленных в ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Публикацию договоров подразумевают не толь­ко конкурентные, но и прямые закупки (закуп­ки у единственного поставщика), не попадающие прямо под исключения указанной выше части.

Статья 4.1 Закона № 223-ФЗ и правила ве­дения реестра, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132, преду­сматривают следующие сроки направления в Фе­деральное казначейство сведений о договорах:


  • в течение 3 рабочих дней после заключения до­говора с подрядчиком или с субподрядчиком;

  • в течение 10 рабочих дней после изменения, ис­полнения или расторжения договора.

Для каждого из перечисленных выше осно­ваний предусмотрен свой комплект информа­ции. Так, при заключении договора заказчик направляет в Федеральное казначейство следу­ющие сведения:

  • наименование заказчика;

  • сведения о способе закупки;

  • сведения о форме закупки;

  • сведения о том, относится ли данная закупка к категории закупок, участниками которых мо­гут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства;

  • дата заключения договора;

  • предмет договора;

  • цена договора;

  • срок исполнения договора;

  • сведения о поставщике (Ф. И. О. или фирменное наименование, а также ИНН).

При наличии нижеследующих сведений они также направляются в Федеральное каз­начейство в отношении каждого договора:

  • номер извещения о закупке;

  • дата подведения итогов закупки;

  • реквизиты документа, подтверждающего осно­вание заключения договора (при наличии);

  • номер договора;

  • информация об установлении в договоре требо­вания о привлечении к его исполнению субпод­рядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, в г. ч. об общей стоимости заключаемых постав­щиком (подрядчиком, исполнителем) с указан­ными субъектами договоров.

Наконец, с 1 января 2016 г. перечень обяза­тельных сведений о заключенном договоре, кото­рые заказчик обязан предоставить для включе­ния в реестр, дополняется еще одним пунктом: заказчик обязан будет предоставить собствен­но копию заключенного договора, подписанную с использованием усиленной квалифицирован­ной электронной подписи лица, имеющего пра­во действовать от имени заказчика. Таким об­разом, субъектам Закона № 223-ФЗ предостав­лен один год в качестве переходного периода для подготовки к исполнению этого требования.

Такой же переходный период предоставлен и для подготовки к обязательной публикации информации об изменении, исполнении и рас­торжении договора. Только с 1 января 2016 г. для включения в реестр договоров необходимо бу­дет направлять:



  • при изменении договора - сведения об усло­виях, которые были изменены, а также докумен­ты, подтверждающие такие изменения;

  • исполнении договора - информацию и до­кумент, касающиеся результатов исполнения договора, в т. ч. оплаты договора;

  • расторжении договоров - информацию о рас­торжении договора с указанием оснований его расторжения, а также документы, подтвержда­ющие такое расторжение.

Наконец, в случае привлечения в качестве субподрядчика субъекта малого или среднего предпринимательства заказчик уже с 1 января 2015 г. направляет в реестр договоров:

  • информацию об установлении в договоре тре­бования о привлечении к его исполнению суб­подрядчиков (соисполнителей) из числа субъек­тов малого и среднего предпринимательства, в т. ч. об общей стоимости договоров, заключа­емых поставщиком с этими субъектами;

  • информацию о самих договорах с субподрядчи­ками, в т. ч. наименование, фирменное наимено­вание (при наличии), место нахождения субпод­рядчика, его ИНН, а также предмет и цену до­говора с субподрядчиками.

После получения указанных выше сведений от заказчика независимо от того, идет речь о за­ключении договора, его исполнении, изменении или расторжении, Федеральное казначейство в течение 3 рабочих дней проводит проверку, по итогам которой включает полученные све­дения в реестр договоров. Если по результатам проверки выявлены какие-либо несоответствия или недостаток сведений, то казначейство составляет протокол с указанием недочетов и на­правляет его заказчику для исполнения.

После вынесения положительного решения Федеральное казначейство формирует из при­сланных заказчиком сведений реестровую запись. Реестровой записи присваивается уникальный номер, который содержит в т. ч.:



  • год формирования реестровой записи;

  • идентификационный код заказчика;

  • порядковый номер реестровой записи, присваиваемый последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года в отношении каждого заказчика;

  • порядковый номер, присваиваемый каждой информации и документу в реестровой записи последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах реестровой записи. Предполагается, что такой идентификатор облегчит поиск сведений о конкретном договоре конкретного заказчика на Официальном сайте.




  • Постановлением № 1352 установлена форма еже­годного отчета о закупках, произведенных в те­чение всего предыдущего года у малого бизнеса. По своему содержанию он немногим сложнее то­го ежемесячного отчета о закупках, который за­казчики публикуют уже сегодня, с той лишь раз­ницей, что касаться он будет лишь малого бизне­са. В этом отчете необходимо будет указать:

  • сведения о количестве и об общей стоимости всех договоров, заключенных заказчиком;

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, которые подпадают хотя бы под од­ну категорию приведенного выше перечня, а по­тому в расчет не включаются;

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, учитываемых для исчисления доли закупок у малого бизнеса (т. е. разница между двумя предыдущими пунктами);

  • сведения о количестве и об общей стоимости всех договоров, заключенных с малым бизнесом;

  • сведения о количестве и об общей стоимости до­говоров, заключенных по закупкам, участниками которых были только субъекты малого и средне­го предпринимательства;

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, по которым малый бизнес привле­кался на условиях субподряда;

  • сведения о доле закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в совокупном годовом стоимостном объеме договоров;

  • сведения о доле закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства по результа­там проведения закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, в совокупном годовом стоимостном объеме договоров.

  • Реестр договоров, заключаемых по результа­там закупок субъектами Закона № 223-ФЗ, ор­ганизован на принципах, близких к принци­пам реестра договоров, заключаемого госу­дарственными и муниципальными заказчиками. Так, заказчики не размещают в реестре инфор­мацию самостоятельно, а отсылают ее в упол­номоченный орган для проверки и последую­щего размещения. Именно уполномоченный ор­ган - Федеральное казначейство - формирует эту базу данных, предназначенную для контро­ля за хозяйственной деятельностью регулиру­емых заказчиков. Информацию из этой базы данных должны будут получать все заинтересо­ванные лица, для чего Федеральное казначей­ство будет публиковать полученные сведения в единой информационной системе в открытом доступе в электронном виде с использованием удобной для поиска формы.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница