Независимая утренняя газета




Скачать 43.98 Kb.
Дата28.07.2016
Размер43.98 Kb.
В латвийской национальной газете "NEATKARIGA RITA AVZE" - "НЕЗАВИСИМАЯ УТРЕННЯЯ ГАЗЕТА",
в рубрике "Мнение", вышла статья в защиту Музея им Н.Рериха и в защиту Международного Центра Рерихов.
Автор: Виктор Авотыньш. Статья " АЛЧНОСТЬ ПРОТИВ КУЛЬТУРЫ".
Латвия, Рига. 16 марта 2016 г..

***********************

Виктор Авотиньш

Neatkarīgā Rīta Avīze” (Независимая Утренняя Газета), Латвия, Рига



16 марта 2016 года, №53 (7191)
Алчность против культуры

http://nra.lv/viedokli/viktors-avotins/166619-alkatiba-pret-kulturu.htm




Виктор Авотиньш
Мне кажется, идею – номинировать в этом году на Нобелевскую премию мира Международный Центр Рерихов (МЦР) – целесообразно поддержать и в Латвии. Я надеюсь, что для тех, кто это будут решать, принимая во внимание также и то, что тут будет сказано далее политический адрес центра (Россия) окажется несущественным фактором в противовес содержанию Пакта Рериха (подписанного в Вашингтоне в 1935 году международного договора, посвященного защите культурных ценностей человечества), который определяет основу и смысл деятельности упомянутого центра, а также современный вклад и позицию самого МЦР. Между прочим, упомянутый договор стал основой Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Базисом Международного Центра Рерихов является общественный музей Николая Рериха в Москве. С целью создать в усадьбе Лопухиных этот музей, Святослав Рерих в 1990 году, получив гарантии от Михаила Горбачева (что будет общественный, никаким государственным институциям не подчиненный музей), безвозмездно передал МЦР наследие своих родителей – уникальный архив, более 400 картин, ценные коллекции... И его воля была утверждена решением правительства.
С 2012 года МЦР осуществляет международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Выставки проходили по всему миру, в том числе в ЮНЕСКО, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в отделениях ООН, в Берлине…. За реставрацию усадьбы Лопухиных (на деньги меценатов; с тогдашним мэром Москвы Лужковым был заключен договор безвозмездной аренды на 49 лет) организатор и директор музея – академик, индолог Людмила Шапошникова (умерла в 2015 году) – в 2010 году получила престижную награду ЕС Europa Nostra в номинации Самоотверженный труд.
Но теперь источники в России сообщают, что Министерство культуры России 16 февраля приняло решение отобрать у общественного музея усадьбу Лопухиных вместе с наследием Рерихов и передать ее Государственному музею Востока, который в свое время уже не удосужился вернуть на период реставрации усадьбы Лопухиных переданные на временное хранение 288 картин Рерихов. Часть шедевров исчезло, но Министерство культуры России до сих пор не готово провести расследование. Уже 20 ноября прошлого года, не информируя МЦР, за его спиной, усадьба Лопухиных была передана Государственному музею Востока. Надо отметить, что МЦР существует без какой-либо поддержки или финансирования со стороны государства.
Зачем об этом писать в Латвии? Потому что слово «Рерихи» и вклад этой семьи намного шире рамок одной страны. К тому же все это весьма существенно связано с Латвией – на значимом и для Рерихов, и для культуры Латвии уровне. А также и потому, что понятие «Россия» намного шире, чем существующий в этой стране режим, и не с ним, в том числе ни с его отношением к культуре, ни с его необязательностью в исполнении своих обязательств, оно абсолютно не идентифицируемо. Поэтому латвийским людям стоило бы присоединиться к тем людям из многих других государств, а также к людям в самой России (Борису Гребенщикову, Владимиру Спивакову, Анатолию Карпову, Алексею Леонову, Константину Райкину…), которые публично защищают МЦР от Министерства культуры России (в прошлом году 150 тысяч подписей представителей культуры из разных стран). Потому стоило бы поддержать присоединение Латвийского отделения Международного центра Рерихов к этой позиции. Ведь речь действительно идет, как это подчеркнула председатель Латвийского отделения МЦР Марианна Озолиня, о ликвидации независимой и очень активной общественной организации. Я тоже допускаю, что причиной может быть примитивная, брутальная алчность. В 2013 году картина Николая Рериха «Труды Богородицы» в Лондоне была продана за 7,88 миллионов фунтов стерлингов. В коллекции музея Рериха 900 картин. Плюс еще 288, которые прихватизировал Музей Востока. Не удивительно, что «слюнки текут» на уровне министерства и мэрии. МЦР, музей до смерти Шапошниковой сумел выгнать торговцев из своего храма. А сейчас торговцы почувствовали себя могущественными.
Отец Николая Рериха родился в Айзпуте. Николай довольно часто приезжал к деду, который летом в Майори снимал дом. В довоенной Латвии было создано сильное Рериховское общество, которым руководил офтальмолог Феликс Лукин. Рерихи подарили обществу 47 картин, и в 1937 году в Риге был создан Музей Рериха, который был закрыт советской властью. Картины были арестованы, книги отобраны, активисты общества заключены в лагеря. Общество было возобновлено в 1988 году. В 1995 году было зарегистрировано Латвийское отделение МЦР. Недавно оно послало письмо Владимиру Путину, в котором декларировало: если будет ликвидирован общественный музей и наследие Рерихов перенято государством, то будет совершенно ясно, что Россия не является страной великой культуры. Вот такое наше дело в этой истории.
* * * * * * * *



Viktors Avotiņš
“Neatkarīgā Rīta Avīze”
2016.g. 17.marts

Alkatība pret kultūru


http://nra.lv/viedokli/viktors-avotins/166619-alkatiba-pret-kulturu.htm

Man šķiet, ka ideja – nominēt šā gada Nobela miera prēmijai Starptautisko Rērihu centru (SRC) – ir atbalstāma arī Latvijā. Es ceru, ka lēmējiem, ņemot vērā arī te turpmāk sacīto, centra politiskāadrese (Krievija) izrādīsies nebūtisks faktors iepretī Rēriha pakta (Vašingtonā 1935. gadā parakstīts starptautisks, cilvēces kultūras vērtību aizsardzībai veltīts līgums) saturam, kurš nosaka minētā centra darbības pamatu un jēgu, kā arī paša SRC devumam un nostājai mūsdienās. Starp citu, minētais līgums bija pamats Hāgas konvencijai par kultūras vērtību aizsardzību kara laikā.

Starptautiskā Rērihu centra bāze ir sabiedriskais Nikolaja Rēriha muzejs Maskavā. Nolūkā, lai Lopuhinu muižā tiktu radīts šis muzejs, Svjatoslavs Rērihs 1990. gadā, saņēmis Mihaila Gorbačova garantijas (būs sabiedrisks, nekādiem valsts institūtiem nepakļauts muzejs), bez atlīdzības nodeva SRC savu vecāku mantojumu – unikālu arhīvu, vairāk nekā 400 gleznu, vērtīgas kolekcijas,… Viņa griba tika apliecināta ar valdības lēmumu.




Kopš 2012. gada SRC īsteno starptautisku izstāžu projektu Rēriha pakts. Vēsture un mūsdienas. Izstādes notikušas visā pasaulē, tostarp UNESCO, ANO mītnē Ņujorkā, ANO nodaļās, Berlīnē,… Par Lopuhinu muižas restaurāciju (par mecenātu naudu; ar toreizējo Maskavas mēru Lužkovu tika noslēgts līgums par bezmaksas īri uz 49 gadiem) muzeja organizatore un direktore, akadēmiķe, indoloģe Ludmila Šapošņikova (mira 2015. gadā) 2010. gadā saņēma prestižo ES balvu Europa Nostra nominācijā Pašaizliedzīgs darbs.



Taču šobrīd Krievijas avoti vēsta, ka Krievijas Kultūras ministrija 16. februārī pieņēmusi lēmumu atņemt Lopuhinu muižu kopā ar Rērihu mantojumu sabiedriskajam muzejam un nodot to valsts Austrumu muzejam, kurš savulaik jau neesot vīžojis atdot uz Lopuhina muižas restaurācijas laiku tam glabāšanā nodotos 288 Rērihu darbus. Daļa šedevru esot pazuduši, taču Krievijas Kultūras ministrija līdz šim neesot gatava veikt izmeklēšanu. Jau pērn 20. novembrī, neinformējot SRC, Lopuhinu muiža aizmuguriski atdota Austrumu muzejam. Jāpiebilst, ka SRC pastāv bez jelkāda valsts atbalsta un finansējuma.

Kāpēc par to rakstīt Latvijā? Tāpēc, ka vārds «Rērihi» un šīs dzimtas devums ir daudz plašāks par vienas valsts ietvaru. Turklāt – tas ir visai būtiski saistīts arī ar Latviju. Gan Rērihiem, gan Latvijas kultūrai nozīmīgā līmenī. Arī tāpēc, ka jēdziens «Krievija» ir daudz plašāks par šajā valstī pastāvošo režīmu un nav ar to, tostarp ar tā attieksmi pret kultūru, ar tā neobligātumu savu saistību pildīšanā, absolūti identificējams. Tāpēc, ka arī Latvijas ļaudīm būtu vērts pievienoties tiem daudzu citu valstu un pašas Krievijas cilvēkiem (Boriss Grebenščikovs, Vladimirs Spivakovs, Anatolijs Karpovs, Aleksejs Ļeonovs, Konstantīns Raikins,…), kuri publiski aizstāv SRC pret Krievijas Kultūras ministriju (pērn – ap 150 tūkstoši parakstu no dažādu valstu kultūras ļaudīm). Tāpēc, ka būtu atbalstāma Starptautiskā Rērihu centra Latvijas nodaļas pievienošanās šai nostājai. Jo runa tiešām, kā to uzsver Rērihu centra Latvijas nodaļas vadītāja Marianna Ozoliņa, ir par neatkarīgas un ļoti aktīvas sabiedriskas organizācijas likvidāciju. Arī es pieļauju, ka iemesls varētu būt primitīva, brutāla alkatība. 2013. gadā Nikolaja Rēriha glezna Dievmātes darbi Londonā tika pārdota par 7,88 miljoniem mārciņu. Rērihu muzeja kolekcijā ir 900 darbu. Plus vēl tie 288, kurus prihvatizēja Austrumu muzejs. Nav brīnums, ka siekalas tek ministriju un mēriju līmenī. SRC, muzejs līdz akadēmiķes Šapošņikovas nāvei spēja izdzīt tirgoņus no sava tempļa. Bet nu tirgoņi sajutušies vareni.


Nikolaja Rēriha tēvs ir dzimis Aizputē. Nikolajs itin bieži apmeklēja vectēvu, kurš vasarās īrēja māju Majoros. Pirms kara Latvijā nodibinājās spēcīga Rēriha biedrība, kuru vadīja oftalmologs Fēlikss Lūkins. Rērihi uzdāvināja biedrībai 47 gleznas, un 1937. gadā Rīgā radās Rēriha muzejs, kuru slēdza padomju vara. Gleznas arestēja, grāmatas pievāca, biedrības aktīvistus iespundēja lēģeros. Biedrība atjaunojās 1988. gadā, 1995. gadā tika reģistrēta SRC Latvijas nodaļa. Nesen tā nosūtīja vēstuli Vladimiram Putinam, kurā deklarēja: ja tiks likvidēts sabiedriskais muzejs un valstiskots Rērihu mantojums, tad viņi skaidri zinās, ka Krievija nav dižas kultūras valsts. Tā ir mūsu daļa šajā stāstā.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница