Незаходящее солнце русской поэзии (Армянский венок Пушкину) Пушкин!



Скачать 125.99 Kb.
Дата13.06.2016
Размер125.99 Kb.
Незаходящее солнце русской поэзии
(Армянский венок Пушкину)
Пушкин! «Наше всё». Пушкин – «солнце русской поэзии», как назвал его современник, прибавив горестное «закатилось»… Но классик на все времена – незакатное, незаходящее солнце русской поэзии, не меркнущее в череде долгих веков, наполненных многими стремительными событиями и множеством ярких личностей. Но он, Пушкин, – ярчайший, он выдающийся, он – величайший Поэт! Он столетиями сияет и светит нам, как солнце, солнце Поэзии, сверкает непреклонной главой, как вершины Эвереста и Арарата, греет наше сердце живым теплом Слова, лелеет душу гуманностью своей, восхищает блеском непревзойдённого таланта, прекрасными порывами души…

С малых лет до старости нашей он, Пушкин, пребывает с нами, завораживая, открываясь заново до самой сути, потаённой глуби смысла, открываясь каждой своей изумительной строкой – то волшебной русской сказки, то нежной лирики, то исполненной высшей мудрости драмы или кристально-ясной прозы. С весны до осени златой, багрянолистой, до зимнего морозца, блеска снега под лучами он с нами, вспоминаясь, воскрешаясь вновь бессмертными в своём великолепии строками: «Гонимы вешними лучами, // С окрестных гор уже снега // Сбежали…», «Улыбкой ясною природа // Сквозь сон встречает утро года…», «Ох, лето красное! Любил бы я тебя...», «Роняет лес багряный свой убор…», «Люблю я пышное природы увяданье, //В багрец и в золото одетые леса…», «Мороз и солнце; день чудесный!»…

Да, солнце, Пушкин – солнце поэтическое, которое всегда с нами! Человечный и всечеловеческий гений, который всегда в сердце нашем! И не нужно ждать юбилейных, круглых дат, чтобы перечесть его строки, воздать ему дань памяти, освежить лавровый венец славы, сплести венок из слов сердечных и цветов.

…И всё же мы ждём, каждый год мы ждём особый, Пушкинский день России, чтобы устремиться 6 июня к Поэту, воздать ему дань, возложить цветы, гирлянды и венки… Вот уж более 20 лет члены литстудии донских армян имени Рафаэла Патканяна в июньские дни участвуют в праздниках поэзии, проводимых в области, и, словно летние звенящие цветы, вплетают новые строки стихов или эссе в свой армянский венок Пушкину. Строки, связующие сердца поклонников поэзии классика. Они звучали в донской столице, в Танаисе и Чалтыре, в эфире областного радио и радиостанции «Эхо Ростова», в телепередачах ГТРК «Дон-ТР» и канала «Южный регион». Наши посвящения русскому гению, стихи и переводы, статьи и эссе мы печатали в нашей «Заре» и в областной прессе, в специальном юбилейном выпуске ростовской газеты «Дар» и в своих поэтических сборниках; размещали на сайтах Интернета. Неизменно получали добрые благодарные отклики от читателей…

6 июня прошлого года, в день 212-летия со дня рождения А. С. Пушкина, во время праздничного митинга возле памятника классику в Ростове вместе с другими членами РРО СП России свои стихи из цикла «Армянский венок Пушкину» прочла, как и в прошлые годы, и автор этих строк. А в воскресный день 12 июня, совпавший с праздником Святой Троицы и Днём России, мы, патканяновцы, вместе с творческими коллективами района и сводными отрядами, профильными сменами пришкольного лагеря Чалтырской СОШ № 11, возглавляемыми педагогами и начальницей лагеря П. С. Баян, вновь поехали в Танаис – на традиционный праздник поэзии «Пушкин и древности», который проводился в 31-й раз. Но совпал он тогда с юбилеем – 50-летием археологического музея-заповедника «Танаис». Многие любители поэзии, музыки, театра снова собрались здесь в тёплый июньский день. В залах музея представлена была новая юбилейная экспозиция. Экскурсию для гостей провела Людмила Михайловна Казакова, руководитель одного из первых отрядов археологической экспедиции, бывший директор и нынешний учёный секретарь музея-заповедника «Танаис». Известный ростовский библиофил, писатель Леонид Тыртышный порадовал гостей богатой выставкой своих экслибрисов на пушкинские темы, чем привлёк внимание и знакомых патканяновцев, в том числе молодого книголюба Багдасара Бабасиняна. На территории музея развёрнуты были и красочные выставки изделий народных ремёсел, книг донских писателей.

А на площадке перед башней в 12 часов начался сам праздник «Пушкин и древности». Его программа и сценарий, составленные заведующей отделом представления музейного фонда «Танаиса» О. В. Фёдоровой и старшим научным сотрудником этого отдела В. Ф. Чеснок, были очень интересными и разнообразными. Пушкинский, античный и донские мотивы тесно переплелись в ходе многоликого, многоязыкого празднества, и армянская тема, как всегда, прозвучала в нём ликующе звонко, предстала ярко и запоминающе. Облачённые в древнегреческие одежды ведущие праздника, торжественно открыв его, стали приглашать к микрофонам гостей и участников программы. Одними из первых выступили актёры античного театра «Одеон» из г. Таганрога (руководитель А. Боженко). Ярким и завораживающим было выступление известной певицы Гаянэ Джаникян, солистки Ростовской филармонии, которая давно сотрудничает и с таганрогским театром «Одеон». Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, заслуженная артистка Республики Ингушетия, лауреат многочисленных международных конкурсов Г. Джаникян замечательно исполнила песню на греческом языке. После обладательницы великолепного сопрано на импровизированной сцене выступали донские поэты, а затем музыкальные, вокальные и фольклорные коллективы, участники детской балетной студии «Гармония». Но главными на Пушкинском празднике, естественно, были стихотворцы и барды, члены литературных объединений и клубов Ростова («Созвучие», «Дон», «Окраина»), Таганрога («Чайка»), Новошахтинска («Автограф»), литстудии имени Рафаэла Патканяна из Чалтыря. И, как и в предыдущие года, в первой части празднества выступили поэты и барды танаисского круга из «Заозёрной школы», стоявшие у истоков традиционного Пушкинского праздника поэзии, – почётный член нашей литстудии Любовь Волошинова, Владимир Ершов и др.

Литстудийцы-патканяновцы всегда тепло принимались в археологическом музее-заповеднике «Танаис», куда мы ездим 20 лет (и, кстати, дважды побеждали в проведённых организаторами Пушкинского праздника литературных викторинах). Наши выступления там отличаются оригинальностью, национальным колоритом; мы рассказываем о поездках А. С. Пушкина на Дон и в Армению, делаем обзор армянской Пушкинианы, читаем переводы наших классиков из Пушкина. Например, великолепные переводы Ованеса Туманяна, повторяющие пушкинские стихотворные размеры и ритмы и потому легко узнаваемые русскими слушателями, читали под небом Танаиса Ш. Г. Симавонян, С. Г. Григорян и А. Р. Бегларян, они же исполняли и армянские песни, как и вокалисты наши. Посвящения же А. С. Пушкину читали поэтессы Валентина Красовская, Шохагат Атаманян и Сируник Карташян, автор этих строк, библиотекарь Людмила Гаджоглуян и участники ТЮЗа Мясниковского районного Дома культуры. Перед собравшимися в Танаисе, как и во время бесед в школах, выступают и юные патканяновцы. Если в 90-е годы это были в основном ученицы первой Чалтырской школы, например, Ашхен Арутюнян и Татьяна Хейгетян, то теперь ездят с нами в Танаис и начинающие поэтессы из Чалтырской СОШ № 11. Это десятиклассницы Светлана Тарасян и Виктория Кондрашкина. Тепло встречаемые гостями праздника, они выразительно декламируют как лирические произведения классика, так и посвящения Пушкину и Лермонтову Хевонда Наирьяна. Ведь отдавая дань памяти основателя литстудии Х. О. Кристостуряна, мы читаем везде его стихи, называем и остальных старейшин-патканяновцев. Декламация стихов перемежается музыкальными номерами.

Из фольклорных коллективов Мясниковского района своим вокальным искусством радовали собравшихся в Танаисе участники хора «Россиянка» Недвиговского СДК (руководитель И. В. Шевелёва) и юные танцоры из хуторского детского сада «Сказка», а также певуньи из замечательного ансамбля «Калинка», представляющего Дом культуры Калининского сельского поселения (директор – М. Е. Ефимкина, худрук ансамбля – Сергей Ефимкин). В прошлые годы выступали здесь на поэтическом празднике и певцы ансамбля казачьей песни Сафьяновского СДК (руководитель Л. В. Мишакова) и, конечно же, лауреат многих всероссийских и международных конкурсов, наш прославленный народный ансамбль донских армян «Ани», руководимый Г. А. Хатламаджияном, детские фольклорные ансамбли «Цицернак» (руководитель В. А. Баян) из РДК и «Крункнер» (руководитель С. А. Кочергина) из Мясниковского ДДТ, молодой талантливый скрипач Аркадий Гаджоглуян и, естественно, патканяновцы, любители народных песен.

И в пришкольных летних лагерях, сводных отрядах мы, литстудийцы, ежегодно проводим для детей, отдыхающих там, настоящие поэтические праздники, утренники, беседы. Они прошли в сёлах Чалтырь, Крым, Недвиговка, в СОШ №№ 1, 2, 3, 5, 11, 16. Замечательный утренник по теме «Пушкин и Дон, Пушкин и армяне» состоялся в прошлом июне в пришкольном лагере Чалтырской СОШ № 1. Дети из 3-х и 4-х классов вместе со своими педагогами под руководством начальницы оздоровительного лагеря Г. К. Гонджиян собрались в одном из кабинетов, где была развёрнута и тематическая книжная выставка, подготовленная заведующей школьной библиотекой Л. Е. Гаджоглуян. Всё, о чём было рассказано ребятам, зримо предстало перед их взором на экране, где во время беседы проходила компьютерная презентация. На слайдах показаны были портреты А. С. Пушкина, полотна великих живописцев О. К. Айвазовского и М. С. Сарьяна, рисовавших поэта возле воспетого им моря и в горах; виды Армении, её долины, горы Арарат и Арагац, реки Аракс и Ахурян (Арпачай), города Гюмри, Карс, Эрзерум, увиденные поэтом в 1829 г., наш Ани, мимо коего он проехал; а также портреты армянских классиков, с любовью переводивших Александра Пушкина. Показаны были и фотографии членов нашей литстудии, слагавших посвящения великому русскому классику, фотокадры проходящих в Ростове, Аксае и Танаисе Пушкинских праздников, участниками которых часто выступают и литстудийцы-патканяновцы. Естественно, декламировались поэтические произведения Пушкина, отрывки из прозы, читались и наши посвящения любимейшему из поэтов, загадывались рифмованные загадки о нём, проводились викторины… Школьники познали много нового, проявили живой интерес, и пред ними предстал красочный, сплетаемый на их глазах армянский венок Пушкину!..

О чём же рассказано было детям, что связывало Пушкина и Дон, Пушкина и Айастан, Кавказ, какой предстала для них Армянская Пушкиниана? Во-первых, великий писатель, видевший нашу прародину, посвятил Армении свои страницы! Он занимает по праву почётное место в истории русско-армянских культурных отношений и как поэт, и как человек, проявлявший глубокий интерес к истории. (Кстати, силу духа и героическое прошлое армянского народа прославил в ряде своих произведений и современник Пушкина, поэт Сергей Глинка, известный и как историк, автор произведения «Две повести в стихах, почерпнутые из древних армянских летописей». Воспевал Армению в своих стихотворений и сражался за её освобождение также талантливый поэт-партизан Денис Давыдов, герой Отечественной войны 1812 года.).

Но вернёмся к классику, который дважды проезжал через Дон. Путешествуя с семьей Раевских на Кавказ, Пушкин в конце мая – начале июня 1820 года проезжал через станцию Чалтырская и «город армянский, Нахичевань называемый». Указания на это есть в журнале генерала Н. Н. Раевского и в книгах, статьях современных донских исследователей-краеведов А. А. Айрумяна, П. Х. Максимова, В. П. Гнутова, Н. С. Коршикова и др. В 1829 же году, летом, писатель достиг и Закавказья, исторической части Айастана. В знаменитом «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года» он восторженно описал Армению, только что вошедшую в состав России. А. С. Пушкин глубоко реалистично и в то же время эмоционально, подчас с восхищением пишет о пейзаже страны, горе Арарат, реке Арпачай, о жизни и быте населения. (Кстати, к впечатлениям, навеянным этим путешествием, он возвращался и в других произведениях (например, в известном стихотворении «Дон», где блестит и «арпачайская струя»).

В главах 2 – 5 «Путешествия в Арзрум…» А. С. Пушкина, где описывается его поездка в Армению, есть незабываемые страницы, абзацы, есть дивные строки, кои хочется перечесть: «Я ехал один в цветущей пустыне, окружённой издали горами»; «Я ехал посреди плодоносных нив и цветущих лугов. Жатва струилась, ожидая серпа. Я любовался прекрасной землею, коей плодородие вошло на Востоке в пословицу»; «Я вышел из палатки на свежий утренний воздух. Солнце всходило. На ясном небе белела снеговая, двуглавая гора. "Что за гора?" – спросил я, потягиваясь, и услышал в ответ: "Это Арарат". Как сильно действие звуков! Жадно глядел я на библейскую гору, видел ковчег, причаливший к её вершине с надеждой обновления и жизни – и врана и голубицу, излетающих...»; «Утро было прекрасное. Солнце сияло. Мы ехали по широкому лугу, по густой зелёной траве, орошённой росою и каплями вчерашнего дождя. Перед нами блистала речка, через которую должны мы были переправиться. "Вот и Арпачай", - сказал мне казак. Арпачай! наша граница! Это стоило Арарата. Я поскакал к реке...». Эти строки перечитываешь с радостью, с гордостью за hАйастан и за русского поэта, познавшего страну армян, воспевшего её святыни и красоты природы, воспринявшего сердцем ликование единоверцев-hаев, освобождённых от турок. И когда в главе 4-й доходишь до строк «Полки наши пошли в Арзрум, и 27 июня, в годовщину полтавского сражения, в шесть часов вечера русское знамя развилось над арзрумской цитаделию. <…> Армяне шумно толпились в тесных улицах. Их мальчишки бежали перед нашими лошадьми, крестясь и повторяя: "Християн! Християн!.."», то испытываешь нескрываемое волнение и то же чувство радости...

Многое связывало Пушкина и со столичными армянами. С Александром Сергеевичем, как и с М. Ю. Лермонтовым, поддерживали дружеские связи знатные армянские роды Лазаревых, Абамелеков и другие, в т. ч. князь Давид Абамелек, участник боев при Аустерлице, Бородине, Красном, награждённый орденами и золотым оружием за храбрость. Среди воспетых поэтом женщин есть и княжна Анна Давидовна Абамелек, одна из самых просвещённых в столице, фрейлина императрицы, талантливо переводившая стихи Пушкина на европейские языки, знавшая и свой родной. Ей посвящено известное стихотворение А. С. Пушкина «В альбом кн. А. Д. Абамелек». Она была в родстве и дружбе и с переводимым ею М. Ю. Лермонтовым, оставившим ей автограф своего стихотворения «Последнее новоселье». Много интересного, кстати, можно было бы рассказать и о знакомстве семьи Лермонтова с семьей генерала-армянина П. М. Меликова… В целом же тема русско-армянских литературных и культурных связей и взаимовлияний классиков двух литератур, вхождения их наследия в культуру армянского народа очень обширна.

Стихи Александра Пушкина умело переводили многие выдающиеся армянские писатели. Среди переводчиков поэзии русского классика такие видные мастера армянской литературы, как М. Налбандян, Р. Патканян, И. Иоаннисян, О. Туманян, Х. Агаян, А. Цатурян, Е. Чаренц, Н. Зарьян, П. Севак. Почти все виднейшие армянские писатели XIX – XX веков оставили также свои высказывания о Пушкине, Лермонтове, иных русских классиках,  говорили о любви к их поэзии и её влиянии на творчество армян. Эти высказывания и переводы стихов Пушкина на армянский вместились в 5 томов, изданных в Ереване. Армянская литературная Пушкиниана, как и художественная, – одна из богатейших. В её создании активно участвовали и видные донские писатели-армяне, творившие и продолжающие творить в XX веке, – Ашот Гарнакерьян, Михаил Андриасов, Леонид Григорьян, Аршак Тер-Маркарьян, Николай Егоров, журналист-краевед Аркадий Айрумян и другие. Эти традиции были продолжены членами литературной студии имени Рафаэла Патканяна.

Говоря же о художниках-hаях, надо сказать, что выдающиеся живописцы-армяне Иван Айвазовский  (Ованес Айвазян) и наш великий земляк Мартирос Сарьян создали полотна, запечатлевшие А. С. Пушкина, посвящённые ему, а Вардгес Суренянц талантливо создал репродукции к его произведениям. И. К. Айвазовский лично встречался с Пушкиным. Встреча произошла в 1836 году, в Санкт-Петербурге на Академической выставке, где Айвазовский был представлен Пушкину как получивший золотую медаль. Знакомство с писателем произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. "С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нём", - вспоминал художник, посвятивший классику целый цикл картин, кои писались и к памятным датам, например, к 50-летию со дня гибели А. С. Пушкина. Вместе с И. Е. Репиным И. К. Айвазовский создаёт известное полотно «Прощание Пушкина с Чёрным морем». Значимое обращение к теме «Пушкин и море» происходит у Айвазовского в 1897 г. Картину он называет "А. С. Пушкин на берегу Черного моря". Есть у неё и второе название – "Прощай, свободная стихия..." (строфа поэта написана прямо на холсте картины). И за год до своей смерти, в 1899 г. рисовал великий маринист великого поэта!.. Всего же, по мнению исследователей, не менее десяти раз написал Айвазовский А. С. Пушкина. Л. А. Черейский же приводит список из пятнадцати работ живописца, посвящённых классику. И. К. Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта. Вспомним и тот факт, что, дежуря студёными ночами возле квартиры Александра Сергеевича, раненного на дуэли, художник отморозил себе ноги и вынужден был в карете проводить кумира в путь последний... Примечательный пример преданной любви армянина к русскому гению!

…Как неотъемлемая часть вошло пушкинское наследие в культуру армянского народа. Для него стало навеки родным, близким и любимым имя А. С. Пушкина. Незаходящего солнца русской поэзии, коему сиять и согревать наши сердца, окрылять нас «лелеющей душу гуманностью» – вечно!..


Кнарик Хартавакян, член Союза писателей России,

председатель литстудии донских армян имени Рафаэла Патканяна.

К АЛЕКСАНДРУ ПУШКИНУ

Пленил ты сердца, лирой их возлелеял!..

Прими от армян благодарных поклон:

Был в наших краях, их легендой овеял

И в струи донские влил струн лирных звон.
Нор Нахичеван и Армину ты видел,*

Влетал в Карс, Арзрум на коне, в стременах!..

Армян равнодушием, нет, не обидел,

Хотя не познал наш язык, письмена.


Но сердцем льнул к нации ты просвещённой,

Был hаям по вере Христовой собрат;

Луга их цветущие пел восхищённо,

Священный, сверкавший в снегах Арарат!


Ты зрил ли и духа армянства высоты,

Любуясь долиной библейской горы?..

Воспел ты земли наирийской красоты,

Хлеб, сыр преломил, принял hаев дары.


Ты сам средь поэтов – Масиса вершина!

И шлют тебе снова армяне поклон.

Тебя будут чтить Айастан, Тихий Дон,

Покуда круг вечный душа не свершила!..


* * *
В сердцах армянских будет жить Поэт России,

Приемля нашу благодарную любовь.

В какую б высь его, гордясь, ни возносили,

Он к нам с высот своих вернётся вновь и вновь!


Кнарик ХАРТАВАКЯН
* * *
Пушкин и Лермонтов властвуют в сердце!

Жизнь бы моя оскудела без них,

Пламень в душе бы не смог возгореться,

Если б не строки бесценнейших книг.


Светочи! Неугасимые свечи,

Незаходящее солнце, луна –

Вечны они, их творения вечны,

Неумолкаема лиры струна!



Зеркало вольнолюбивой России –


Лирика гениев русской земли.

Мощь. Волшебство. Неизбывная сила.

Вечной Поэзии, сердце, внемли!..
Хевонд НАИРЬЯН, вольный перевод с армянского Кнарик ХАРТАВАКЯН.
* * *
У древних руин Танаиса стою,

Как будто я книгу той жизни листаю.

И эллины гордые в мощном строю

Как мимо идут. И я в жизнь их врастаю.

И вот – словно Пушкин мне тронул плечо

И глянул в глаза, будто друг, горячо.

И мы, как вошли в их колонну вдвоём.

Эллады вдали голубел окоём…

Акрополь ты мой, ты – мой Парфенон.

Я в мир твой таинственный вновь погружён.



Хевонд НАИРЬЯН, Перевод с армянского Константина Русиневича.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница