Научно-исследовательская работа работа выполнена: Кристиной Евгеньевной Пикулевой, ученицей 9а класса моу средней




Скачать 446.22 Kb.
страница1/3
Дата28.07.2016
Размер446.22 Kb.
  1   2   3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Муниципальный орган Управления образованием – Управление образованием Тавдинского городского округа

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 2

Язык геральдики на гербах моей Родины

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Работа выполнена:

Кристиной Евгеньевной Пикулевой,

ученицей 9а класса МОУ – средней

общеобразовательной школы №2


Руководитель:

Чайкина Ирина Викторовна

учитель истории МОУ - средней,

общеобразовательной школы №2

Тавда, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………… с.3

Государственные символы страны – выражение патриотизма

граждан


Герб – важнейшая эмблема государства, области, города…… с.5-34

1.1 Геральды и геральдика……………………………………… с.5

1.2 Герб Российской Федерации……………………………….. с.7

1.3 Герб Свердловской области…………………………………с.21

1.4 Герб Тавдинского городского округа ……………………..с.28

Заключение…………………………………………………………. с.35 Сходство и различие в гербах моей Родины

Список использованных источников и литературы………………с.36

Приложения

Приложение 1. Герб Российской Федерации

Приложение 2. Герб Свердловской области

Приложение 3. Герб Тавдинского городского округа

«Гербы представляют героические достижения наших предков



и продлевают память о них»

Александр Нисбет, 1722



ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ СТРАНЫ – ВЫРАЖЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА ГРАЖДАН

В 2008-2009 учебном году в школьном расписании для меня и моих одноклассников появились два предмета – Обществознание и Основы правовых знаний, благодаря которым я узнала много нового об обществе, праве и, конечно, государстве, в котором живу. Люди не выбирают место своего рождения на Земле. Они могут жить в разных странах, иметь разный цвет кожи, говорить на разных языках, но слова «Родина», «Отечество», «Отчизна» - святые для каждого из них. Для меня все эти понятия заключены в одном слове – Россия. Я горжусь своей страной и символами, которые ее олицетворяют, мне интересна история великой России. Свою дальнейшую судьбу я планирую связать с юриспруденцией: защищать интересы граждан, честь Российской Федерации и ее символы, последним я решила посвятить свою исследовательскую работу. О символах написано много книг, статей, сценариев, но, поскольку я – русская, мне интересно знать, что означает каждая деталь на гербе России; я – уралочка, а что означает каждая деталь на гербе Свердловской области? И, наконец, я – тавдинка, мне интересен герб Тавдинского района.

В сентябре я провела опрос одноклассников, насколько хорошо они знакомы с деталями гербов, оказалось, что 14 респондентов ответили, в среднем, на 8-9 из 15-ти вопросов о гербе Тавдинского округа, на 8 вопросов о гербе Свердловской области и всего лишь на 6 из 15-ти вопросов о гербе России, что собственно и вдохновило меня на написание работы. Уверена, что моя работа будет интересна и полезна и учителям истории, и классным руководителям, ученикам, всем, кто является патриотом своей России.

Объектная область – Геральдика.

Объект исследования – Гербы России, Свердловской области, Тавдинского городского округа.

Цель работы – знакомство с основными частями герба России, Свердловской области, Тавдинского района, символическим значением цвета и формы в них, значением геральдических фигур на гербах.

Задачи:

1). Найти информацию о происхождении отдельных деталей гербов России, Свердловской области, Тавдинского района

2). Выделить общие и различные элементы трех гербов

3). В качестве геральда в занимательной форме донести полученные сведения до одноклассников (составить кроссворды по описанию всех трех гербов)



Гипотеза:

Знание начал геральдики позволит по-другому взглянуть на многие вещи, ранее непонятные, а углубленное изучение гербов моей Родины сделает более доступным постижение истории и культуры.

Для написания работы я пользовалась книгами Пчелова Е.В., Серова Б.Н., Огоновской И.С., Введенского Г.Э., статьями газет «Областная газета», «Тавдинский рабочий», книгами местных авторов и информацией из Интернета.

ГЕРБ – ВАЖНЕЙШАЯ ЭМБЛЕМА ГОСУДАРСТВА, ОБЛАСТИ, ГОРОДА

Геральды и геральдика

Гербы появились давным - давно в средневековой Европе в XI – XII веках - это были отличительные знаки западноевропейских рыцарей. Служили они для того, чтобы можно было распознать закованных в железные доспехи воинов. Такие символы появились на рыцарских щитах. Рыцари свято хранили их и как реликвию передавали по наследству. Следовательно, предназначением этих символов было представлять род вечно, они получили название «гербы». Интересно первоначальное значение понятия «герб». «Herba» по-латыни – трава, наши предки считали ее вечной, незыблемой, как и землю, а в переводе с немецкого слово «герб» означает «наследство или наследие». Гербы обычно состоят из следующих элементов: щит, шлем, намёт (выходящие из шлема украшения), корона, нашлемник, щитодержатели (изображения людей, аллегорических фигур или «геральдических зверей», стоящих на задних лапах), мантия и девиз.

Первыми гербами ведали герольды, именно они разрабатывали правила составления герба в XIII веке. Герольды умели «прочесть» герб, то есть, по символам, изображенным на нем, они могли сказать многое о владельце. Позднее появились и герольдии – учреждения, ведавшие геральдикой. В XVII – XIII веках происходит становление геральдики как точной науки, появляются специалисты по европейской геральдике.

Геральдика (лат. heraldus — глашатай) — гербоведение, вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов. Корни геральдики уходят в средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем. Такие гербы обобщённо назывались блазонами (от фр. blason — щит).

Сегодня гербы имеют государства, области, города, а также отдельные лица. Российский герб имеет давнюю историю, начиная со средневековья. Само слово «герб» появляется в XVI веке. Первые сочинения представляли собой собрания гербов («Титулярник», 1672). По указу императора Петра I, в 1722 создана Герольдия, в 1726 при Петербургской Академии наук учреждена кафедра геральдики. С 1797 составлялся «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи» (20 томов, включает около 5 тыс. гербов). Теория геральдики — свод правил составления и описания гербов — разрабатывалась с середины XIX века.

На страницах своей работы я выступлю как геральд - исследователь гербов моей большой и малой Родины.

ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (теоретическая часть)

Герб России – государственный. Представляет собой «четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит…»

Основой любого герба является щит – защитное вооружение, прикрывающее тело воина, на нем и появились первые отличительные знаки.

Формы щита могут быть разные: треугольные (варяжские), овальные (испанские), вырезные (германские), четырехугольные, заостренные книзу (французские). Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит (здесь и далее в работе подчеркнуты слова, которые встретятся в кроссворде), предоставляющий по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием равным 8/9 высоты, с выступающим в нижней средней части острием и закругленными нижними концами. В российской геральдике прижилась именно французская форма щита.

Цвет щитакрасный. В геральдике используется семь цветов: пять эмалей и два металла. Первоначально было только четыре цвета – красный, синий, черный и белый, но затем появились дополнительные цвета - зеленый, желтый и пурпурный. Желтый и белый цвета, сначала начала независимые от золота и серебра, позднее стали заменять эти два металла, и как самостоятельные уже не использовались. Раз и навсегда заданные цвета нельзя было изменить, так как в них был заложен символический смысл. Наш герб красного цвета символизирует храбрость, мужество, неустрашимость. Есть и другое значение: красное поле — кровь, пролитая за церковь или государя. Красному цвету соответствовала червленая эмаль.

На поле щита, покрытое эмалью, художник наносил геральдические фигуры, которые по своему символическому значению наиболее подходили владельцу герба. Принято группировать геральдические фигуры следующим образом:

Первая группа – геометрические фигуры

Вторая группа – предметы вооружения

Третья группа – небесные светила и флора

Четвертая группа – животные

Пятая группа – птицы

Шестая группа – вымышленные или мифические существа

Следует обратить внимание на одно обязательное правило геральдики. Все фигуры изображаются на гербах повернутыми вправо (кстати, всегда при описании герба правая и левая части определяются со стороны того, кто держит щит).

«Герб … с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья…»

Орел – символ власти, господства, великодушия и прозорливости – изображается обычно анфас, парящим или летящим. В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия. Он считался важнейшим спутником верховного бога Зевса, его посланцем. Орел олицетворял связь мира богов и людей, неба и земли. Полагали, например, что он может лететь навстречу солнцу, смотря прямо на него. Позже, под влиянием восточных культов, орел стал символом солнца. В Риме орел почитался с древнейших времен. По преданию, именно орел, вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему (VII –VI века до нашей эры) обретение царской власти. В легендах Древнего Рима орел был нерушимо связан с Юпитером. Он олицетворял силу и могущество государства. Знаменитый римский полководец Гай Марий сделал орла с расправленными крыльями военным знаком римлян. Изображение орла встречается и на монетах Древнего Рима. Но все эти орлы одноглавые.

Позднее, в Средневековье, возникла легенда о том, что двуглавый орел появился при императоре Константине Великом в IV веке и символизировал две части Римской империи – Западную с Римом и Восточную с Константинополем.

В Западной Европе орел стал знаком императорской власти. Он появился там в конце XII века и встречался в Баварии, Чехии, Палермо. Может быть, московский великий князь Иван III заимствовал двуглавого орла с Запада? Такая гипотеза распространена в науке. Ведь Иван III установил дипломатические отношения со Священной Римской империей. Он претендовал на царский титул и стремился быть ровней европейским государям. А может быть, двуглавый орел попал на Русь с Балкан, где эта эмблема была распространена, и влияние южных славян на культуру Руси в XV веке было довольно заметным.

Но, самое интересное, двуглавый орел встречался и на самой Руси, причем задолго до 1497 года. При раскопках под Смоленском археологи нашли бляшку, датируемую второй половиной X века с изображением хищной двуглавой птицы. Возможно, так изображали птицу, приносимую в жертву во время языческих обрядов.

В Средние века правом использования орла в гербе пользовались лишь империи. Именно этим их гербы отличались от гербов простых королевств. В 326 году (официально 11 мая 330 года) Константин Великий ввел эмблему черного двуглавого орла на золотом поле как символ верховной власти императора над Западной и Восточной Римской империей. И до 1453 года, до падения Византии, эта эмблема оставалась символом императорской власти. Отсюда ее заимствовали те империи, которые считали себя наследниками Рима или Византии. Так в 962 году орел попал в герб Священной Римской империи германской нации, а в 1473 году, после гибели Византии, — в Московское царство. Однако юридических оснований (официальной передачи) для этой эмблемы у Московского царства не было, а потому двуглавого орла еще долго не признавали за русскую гербовую фигуру в Европе. Дело усложнялось еще тем, что в центральных областях России орел, как реальная птица, практически неизвестен, и потому не мог стать национальным символом. Национальной эмблемой России считалось изображение покровителя Московского царства Георгия Победоносца, а династической эмблемой рода Романовых был гриф. Двуглавый же орел мыслился символом определенной государственной власти, которая считала Москву “третьим Римом”. Так до 1917 года в Российском государстве и просуществовали параллельно три эмблемы: геральдический гриф (династическая), двуглавый орел (государственная) и всадник Георгий Победоносец (национальная).

Так откуда же взялся двуглавый орел на гербе России? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Как бы то ни было, двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. Считается также, что орел летает настолько высоко, что никакие катаклизмы на земле ему не страшны. Поэтому в гербе России орел олицетворяет и то подлинное величие, которое проявляется в тяжелейших испытаниях: достаточно вспомнить Куликовскую битву, Смутное время, Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. И сегодня Россия переживает тяжелые времена, но орел в ее гербе напоминает о том, что и на сей раз, Россия выстоит и возродится.

Две головы орла - это символ того, что Россия находится в двух частях света - Европе и Азии. Российский двуглавый орел указывает на евроазиатский состав России как на уникальное, по мнению Д. С. Лихачева, соединение в ней двух великих культур - Востока и Запада. Две орлиные головы, бдительно смотрящие по сторонам, символизируют надежную охрану страны с Востока и Запада.
       В политическом значении двуглавый орел выражает равноправие, демократию, сочетание интересов всех социальных групп, наличие прав и свобод граждан, законность, правосудие и порядок. В этическом значении он - нравственное совершенство, поэтому для христиан он символизирует Иисуса Христа. Алхимики считали его символом философского камня, а масоны - высочайшим символом абсолютного совершенства. Считая, что у двуглавого орла одна голова смотрит в будущее, другая - назад, в прошлое. Это напоминание каждому россиянину, что он должен знать, помнить и гордиться своим прошлым, потому что без прошлого нет будущего.
       Как взаимодействие двух противостоящих направлений политических идей и движений, называемых иногда правыми и левыми, двуглавый российский орел с политической точки зрения воплощает в себе сосуществование идеи консерватизма (с ее тягой к стабильности, устойчивости, сохранению старого) и идеи реформаторства (стремление к новизне, смелым социальным преобразованиям и изменениям). Хотя в Интернете появилась беседа с государственным герольдмейстером Георгием Вилинбаховым, где он говорит буквально: «Есть легенда, что двуглавого орла ввел Константин Великий, когда основал вторую столицу Константинополь. Он указывал на два центра Римской империи. Ничего подобного, двуглавый орел в Византии появился позже, он был символом правящих династий и не использовался в качестве государственного знака. Задавать вопрос, почему у орла две головы, все равно, что спрашивать, откуда у русалки хвост? Чтобы удобнее было плавать».

В разные годы орел то опускал, то поднимал крылья на гербе России, раскрывал клювы, высовывал языки. Именно такой на гербе России – вооруженный орел с высунутыми змеиными языками и распахнутыми крыльями. Вообще история орла на гербе России может стать отдельной темой для исследовательской работы, так много информации имеется об этой птице и в книгах, и в газетах, и в Интернете.

Орел – золотой. Золото – король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.

«…Орел увенчан двумя малыми коронами – и над ними – одной большой короной, соединенной лентами…»

В период расцвета геральдики в гербах появляются многочисленные короны, которые обозначают принадлежность их владельца к титулованной знати. Именно гербовая корона стала самым точным признаком иерархической ступени, занимаемой держателем герба в дворянском обществе. Например, русская геральдика использовала короны: дворянскую, баронскую российскую, баронскую прибалтийскую, графскую, княжескую сиятельных князей, княжескую светлейших князей, княжескую князей-нехристиан, королевскую, императорскую и стенную (так называлась корона в виде зубчатой стены с башнями, которую использовали в гербах городов). Очень часто корона не является знаком королевского или княжеского достоинства, а выполняет чисто декоративную функцию. Три короны на гербе России символизировали христианскую троицу: Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух. Три короны символизировали также три христианские добродетели: Веру, Надежду и Любовь. В наши дни считается, что в современном гербе России - над орлом - три исторические императорские короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера), символизируют в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации. Композиция из трех корон в гербе России стала изображаться с 1625 года, а царь Алексей Михайлович объяснял это дополнение присоединением к Руси трех царств: Сибирского, Казанского и Астраханского. Когда в 1699 году три короны скрепили лентой Святого апостола Андрея Первозванного, их символику стали связывать с идеей братства и единой, общей истории трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Сегодня три короны олицетворяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Как символ благословения и награды России: за героическое прошлое, мученическое настоящее и богоизбранное будущее. Короны символизируют также неусыпную, неустанную, полную забот и беспокойства деятельностью людей, которые облечены властью, поэтому они олицетворяют почетный и священный долг служения народу и высшую ответственность перед ним.
        Ленточке между коронами в прошлом не раз придавался статус ленты высшей государственной награды России - Ордена Андрея Первозванного, поэтому она была голубой. Лента символизировала богоизбранную миссию России и ее божественное покровительство. Сегодня она выражает идею единства и плодотворного сотрудничества, необходимость четкой согласованности трех ветвей власти. Завитки ленты в геральдике символизируют верность традициям предков, сохранение всего лучшего, что оставили нам отцы и деды: национальную самобытность, менталитет, боевую славу, достижения науки и культуры. После восстановления Ордена Андрея Первозванного в июле 1998 года ленту в гербе России можно снова назвать Андреевской, указывающую на устремленность России к процветанию, величию и славе.

«…в лапах орла - скипетр и держава»



Скипетр - щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической (как правило, гербовой: геральдической лилией, орлом и т.п.) фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов – серебра, золота или слоновой кости;  наряду с короной один из древнейших символов власти.  В русской истории скипетр явился преемником царского посоха – повседневного, а не парадного символа власти царей  и великих князей, некогда принимавших эти регалии от крымских татар в знак их вассальной присяги.  В состав царских регалий скипетр «из кости однорога трех футов с половиною длиною, обсаженный дорогими каменьями» (сэр Джером Горсей, Записки о Московии XVI, века) вошел  в 1584 году при венчании на царство Федора Иоановича.  Этот подаваемый в алтаре храма патриархом Всея Руси в руки Помазанника Божия символ   власти тогда же вошел в царский титул: «Бога в Троице славимого милостию скипетродержателя Российского царствия». В государственный герб России скипетр был включен столетие спустя.  Он занял свое ставшее традиционным место в правой лапе двуглавого орла на печати 1667 года царя Алексея Михайловича. 

Держава - символ монархической власти (например, в России - золотой шар с короной или крестом). Название произошло от древнерусского "държа" - власть. Державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом. Держава являлась также знаком отличия императоров Священной Римской империи и английских королей, начиная с Эдуарда Исповедника. Иногда в изобразительном искусстве с державой изображался Христос, как Спаситель Мира или Бог Отец; в одной из вариаций держава находилась не в руках Бога, а под его ногой, символизируя небесный шар. Если скипетр служил символом мужского начала, то держава – женского. Россия заимствовала данную эмблему из Польши. Впервые была использована как символ царской власти на церемонии венчания Лжедмитрия I на царство. В России первоначально называлась державным яблоком. Начиная со времен правления российского императора Павла I, представляла собой шар из синего яхонта, осыпанный бриллиантами и увенчанный крестом. Представляет собой увенчанную крестом сферу из драгоценного металла, поверхность которой украшена самоцветами и священной символикой. 

Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, а также его единство.

«На груди орла, в красном щите,— серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Всадника когда-то называли словом «ездец». Изображение всадника, поражающего копьем змия, с рубежа XIVXV веков появляющееся в московской геральдике, в народном сознании воспринималось как образ святого Георгия; в 1730 г. это было закреплено официально. На Руси святой Георгий известен со времени принятия христианства в конце X века.

Он появился в ряду других христианских святых из Византии, где почитание его имело уже многовековую традицию. История жизни святого коротка и во многом неопределенна, варианты его жития часто разнятся в деталях, касающихся места и времени его рождения, обстоятельств его обращения в христианство. Наиболее известна и общепринята версия, согласно которой Георгий был уроженцем Каппадокии (область в Малой Азии, входившая в то время в состав Римской империи) и имел знатных родителей. Юношей он вступил в армию и стал блестящим воином, достигнув высокого звания на службе у римского императора Диоклетиана. За исповедание христианской веры Георгий был подвергнут жесточайшим пыткам. Он перенес истязания с терпением и мужеством. Его казнили в Никомедии в 303 году, в возрасте около тридцати лет.

Самостоятельную жизнь в литературе и искусстве приобрел эпизод из жизни Георгия, связанный с его победой над чудовищным драконом и освобождением от неминуемой смерти царевны. Легенда рассказывает о том, как в окрестностях города Ласии («на восточной стране Палестины») поселился в озере страшный дракон, «творей пакость», похищавший и губивший его жителей. Чтобы умилостивить дракона, жители города стали приносить ему в жертву своих детей. Дошла очередь и до царской дочери. Девушку облачили «в багряницу», украсили как невесту и отправили на берег озера. Царевна с плачем ожидала ужасного конца. В это время Георгий, возвращаясь с «брани», проезжал мимо озера и заметил девушку, «бьющуся перси и власы терзаще». Узнав о ее несчастье, воин спросил, какому богу поклоняются жители города, и выяснил, что они служат языческим богам, а царь преследует христиан. Сама же царевна верует во Христа. Тогда Георгий воздел руки к небу и вознес молитву Триединому Богу с просьбой показать свою милость и покорить «лютого зверя». И услышал он глас с неба: «Дерзай, Георгий». Сотворив крестное знамение, Георгий обратился к змею, который «силою Божиею и молитвами святого» пал к его ногам. Георгий велел девушке обвязать ее поясом шею чудовища и вести его в город. Спасенные жители восславили Георгия и уверовали во Христа. Призвав епископа, Георгий повелел крестить царя и всех жителей Ласии. Благодарные горожане воздвигли храм в честь святого воина, а спасенная царевна совлекла с себя царскую одежду и осталась при храме. Георгий же покинул город.

Интересно мнение специалистов по геральдике о животном, попираемом конем. На самом деле, на российском гербе изображён не дракон, а змий. В геральдике змий — отрицательный персонаж, а дракон — положительный, различить их можно по числу лап — две у дракона и четыре у змия. Использование в официальных документах РФ упоминания дракона вместо змия следует расценивать как досадное недоразумение и непрофессионализм геральдической службы. В то же время в гербе Москвы говорится о святом Георгии, поражающем именно змия. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба - Российского орла.

Цвет всадника, коня, копья – серебряный – символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.

Цвет плаща – синий – означает символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Цвет дракона – черный – означает символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также печали и траура.

Но символическое толкование геральдических цветов уместно только тогда, когда заранее известно, что составитель герба вложил смысл в его расцветку. В противном случае есть опасность очень далеко зайти, пытаясь обнаружить скрытый смысл там, где его нет. Можно с уверенностью сказать, что в большинстве гербов цвет выбирается не в соответствии с его символическим значением, а в соответствии с эстетическими принципами составления композиции.

Процедура утверждения современного российского герба продолжалась довольно долго: 12 июня 1990 года Съезд Советов РСФСР принимает декларацию о суверенитете Российской Федерации. 5 ноября 1990 правительство РСФСР постановило начать разработку новой государственной символики. На заседании правительства 18 декабря 1991 года под председательством Б.Ельцина обсуждались 2 проекта герба: оба они представляли собой двуглавого орла, различия заключались в деталях рисунка. Однако окончательно решение о гербе принято не было.

VI съезд народных депутатов 21 апреля 1992 года принял Закон об изменении Конституции, государство официально получило новое название "Российская Федерация" (уже больше не "социалистическая"), и этот факт был отражён на гербе - в его верхней части согласно новой редакции статьи 180 должны были помещаться слова "Российская Федерация". Герб не получил широкого распространения.

16 ноября 1993 года Президент своим распоряжением (№740-рп) назначил комиссию по разработке герба. Председателем комиссии стал главный государственный архивист России Р.Г.Пихоя; в комиссию вошли Г.В.Вилинбахов (начальник Геральдического управления Росархива), В.В.Виноградов (директор Департамента консульской службы МИДа России), В.П.Егоров (заместитель начальника штаба Пограничных войск МБ России) и другие.

30 ноября 1993 года Президент России подписал Указ №2050 "О Государственном гербе Российской Федерации". Указ вступил в силу с 1 декабря 1993 года. Согласно этому документу:

"1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьём дракона". Из соображений уважения к нехристианам всадник не назван Святым Георгием. В лапах орла скипетр и держава. Этим монархическим атрибутам авторы герба придали значение защиты суверенитета и целостности государства, три короны обозначают три ветви власти: исполнительную, представительную и судебную. Красный и золотой цвета герба, как и у византийских орлов, а также у орлов, изображённых на стенах Грановитой палаты Кремля (15 век) и тронных залов, выбраны в противовес имперским чёрно-золотым. Проект герба разработан специалистами Государственной Герольдии при Президенте России, автор рисунка петербургский художник Евгений Ильич Ухналёв. Положение о Государственном гербе, утверждённое тем же Указом, допускает использование герба без гербового щита.

8 декабря 2000 года уже по предложению президента В.Путина депутаты Государственной Думы приняли Законы о гербе, гимне, флаге, военных знамёнах. Герб и флаг были подтверждены уже существующие. Совет Федерации одобрил эти законы 20 декабря 2000 года. Президент В.Путин подписал Конституционные законы 25 декабря. Законы вступили в силу после опубликования в "Российской газете" 27 декабря 2000 и 4 января 2001 года (Приложение 1).

Исходя из вышеизложенной информации, я подготовила практическую часть - кроссворд на знание отдельных деталей герба России.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница