Наталья Ивановна Гендина




Скачать 294.04 Kb.
Дата28.06.2016
Размер294.04 Kb.

Наталья Ивановна Гендина
директор НИИ информационных технологий социальной сферы, Кемеровский государственный университет культуры и искусства, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Информационная подготовка и медиаобразование в России:

результаты анализа потока научных публикаций (1990-2010 гг.)
В ноябре 2010 г. по приглашению Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО как член Постоянного комитета секции информационной грамотности ИФЛА и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» я принимала участие в Совещании международной группы экспертов по проблемам разработки индикаторов медиа- и информационной грамотности в Бангкоке (Таиланд]. На Совещание были приглашены руководители кафедр, деканы факультетов библиотечно-информационных наук и журналистики, руководители исследовательских центров, правительственных программ в сфере медиа- и информационной грамотности, крупных библиотек и других институтов из многих стран мира.

По окончании Совещания я получила заказ от Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО на проведение анализа состояния информационной подготовки и медиаобразования в России. По результатам работы мне поручалось подготовить и представить в ЮНЕСКО обзор с последующим изданием его в серии публикаций ЮНЕСКО, отражающих состояние дел в различных регионах и странах мира.

Был получен весьма объемный и интересный материал, часть которого представлена в настоящей работе. Также результаты исследования изложены в двух статьях, опубликованных в журнале «Библиотековедение» [3,4].

Анализ и обобщение многочисленных публикаций по информационной подготовке, рассредоточенных в различных областях знания (библиотековедение и библиографоведение, информатика, педагогика, психология и др.), ранее в России не предпринимались.

Цель настоящей статьи — охарактеризовать современный понятийно-терминологический аппарат, раскрыть сущность базовых понятий информационной подготовки, выявить, какие термины получили наибольшее распространение в России. Самостоятельной задачей является характеристика состояния научных исследований в сфере информационной подготовки на основе анализа защищенных диссертаций, изданных монографий.
Методология и методы (инструментарий) исследования
Объекты анализа: русскоязычные публикации по информационной подготовке преимущественно за последние 20 лет, с привлечением ряда наиболее ценных работ более раннего периода.

Типы публикаций, подлежащие анализу: справочные издания; авторефераты докторских и кандидатских диссертаций; научные и учебные издания (книги); статьи из журналов; материалы конференций; образовательные стандарты РФ (стандарты общего, среднего и высшего образования); электронные ресурсы по информационной подготовке и справочные издания, содержащие определения основных понятий в сфере информационной подготовки.

Хронологический охват: 1990—2010 годы.

Источники информации: Летописи РКП, Электронные каталоги РГБ, РНБ, ГПНТБ СО РАН, 115 периодических изданий психолого-педагогического и информационно-библиотечного профиля.

Комплекс подходов, используемый для анализа состояния информационной подготовки в России, включал в себя: системно-исторический, структурно-функциональный, технологический, деятельностный, типологический и культурологические подходы. Их применение ориентировано на достижение интеграции сведений по информационной подготовке, рассредоточенных в публикациях по различным научным дисциплинам, а также на обобщение разрозненных эмпирических данных, характеризующих деятельность российских образовательных учреждений и библиотек по формированию информационной грамотности и информационной культуры личности.

Методы исследования:



  • контент-анализ заглавий публикаций (для выявления наиболее распространенных и часто используемых терминов в сфере информационной подготовки);

  • терминологический анализ дефиниций (для характеристики понятийно-терминологического аппарата в сфере информационной подготовки и выявления сущности базовых понятий исследования: «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность»);

  • количественный анализ документального потока русскоязычных публикаций по информационной подготовке (для определения степени изученности и уровня обобщения данных, выявления ведущих научных центров, авторов и основных научных школ России, изучения динамики и тенденций общественного интереса к проблемам информационной подготовки граждан);

  • формализованный (аспектный) анализ публикаций (для выявления таких аспектов, как категория обучаемых, тип образовательного учреждения или библиотеки, формы и методы работы, применяемые при обучении, условия и средства обучения, название курса, в рамках которого происходит обучение, тематика разработанных уроков);

  • семантический анализ публикаций (для определения содержания деятельности образовательных учреждений и библиотек России по информационной подготовке граждан);

• метод экспертной оценки (для выявления и оценки ведущих российских научных школ и активно работающих в сфере информационной подготовки исследователей).
Общая характеристика изученного массива публикаций в сфере информационной подготовки в России:

  • диссертаций — 319;

  • книг - 130;

  • статей — 366;

  • всего публикаций — 815.

Значительное место в ходе исследования уделялось анализу профессиональных периодических изданий. Было отобрано 125 изданий, 14 из которых оказались «пустыми», т. е. не содержали статей, посвященных информационной подготовке; в периодических изданиях опубликовано 322 статьи, в непериодических сборниках — 44.

Анализ распределения периодических изданий с точки зрения их вклада в освещение проблем информационной подготовки свидетельствует, что наиболее продуктивными являются библиотечные периодические издания: газета «Библиотека в школе», журналы «Библиография», «Научные и технические библиотеки», «Библиотека», «Школьная библиотека», «Библиотековедение», «Мир библиографии», «Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы». В этих восьми изданиях опубликовано 50,6% статей. Это наглядно демонстрирует, что проблемы информационной подготовки более активно освещаются в периодических изданиях библиотечно-информационного профиля, чем в журналах педагогического профиля.
Ключевые термины в сфере информационной подготовки, используемые в библиотечно-информационной деятельности
«Работа с информацией», «информационная подготовка человека» — это понятия интуитивно ясные, однако не имеющие четкого определения. Причины неопределенности границ этих понятий связаны, прежде всего, с многообразием видов информации [текстовая, аудиовизуальная, машиночитаемая и т. п.), множеством источников информации (статья, книга, патент, кинофильм, телепередача, веб-сайт и т. д.), разнообразием техники и технологий тиражирования, обработки и передачи информации (от гусиного пера, печатного станка Гуттенберга до электронных носителей типа флеш-карты, электронной книги и Интернета). В соответствии с эволюцией носителей и источников информации, сообразно развитию информационной техники и технологии в различные исторические периоды менялась и информационная подготовка людей, что находило отражение в терминологии.
Для понимания особенностей организации информационной подготовки в России, наложившей отпечаток на понятийно-терминологический аппарат в этой сфере, большое значение имеет анализ места и роли в этом процессе двух социальных институтов: библиотек и образовательных учреждений.

Деятельность библиотек по информационной подготовке граждан получила отражение в таких терминах, как «библиотечно-библиографические знания», «библиотечно-библиографическая грамотность», «библиотечно-библиографическая культура», «культура чтения». При этом наряду с понятиями, ориентированными на конечный результат — «культура, знания, грамотность», существует также ряд родственных понятий, связанных с достижением этого результата: «библиотечно-библиографическая подготовка», «библиотечно-библиографическая ориентация», «обучение пользователей (потребителей информации)»,

«пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний» и другие, порожденные практикой работы библиотек и информационных учреждений.

Из перечисленного ряда наиболее распространенными понятиями являются: «библиотечно-библиографическая грамотность», «культура чтения», «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний». Их определения приводятся ниже (по мере исторического становления).



Библиотечно-библиографическая грамотность — комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Сюда включаются знания о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, правилах пользования библиотеками, умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них [5, с. 18].

Стремление библиотек к эффективному использованию накопленных информационных ресурсов, к повышению качества библиотечно-библиографического обслуживания привело к расширению состава компонентов, характеризующих библиотечно-библиографическую грамотность читателя. В число новых компонентов стало входить знание ассортимента существующих информационных продуктов и услуг, имеющихся не только в данной библиотеке, но и в государственной системе научно-технической информации в целом, умение пользоваться возможностями межбиблиотечного и международного библиотечного абонемента.

Необходимость обеспечить продуктивную работу читателей с источниками информации, прежде всего с книгами, привела к появлению нового понятия — «культура чтения». Появившись в библиотековедении [9], оно позже органично вошло в состав понятийно-терминологического аппарата педагогики. При этом его содержание обогатилось за счет включения таких способов аналитико-синтетической переработки информации, как тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование.

Культура чтения — составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно-библиографическим аппаратом, применять рациональные приемы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (тезирование, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т. п.), стремление бережно обращаться с произведениями печати. Культура чтения рассматривается как необходимая составная часть культуры труда, обучения и самообразования [8, с. 70].

Однако особое значение информационной подготовке как самостоятельному виду специальной деятельности в России, как и в ряде других стран, стали придавать в конце XX столетия. Причинами этого явились переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации, информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества.

В конце 1980-х гг. в деятельности библиотек, традиционно осуществлявших информационную подготовку за счет пропаганды знаний о книге и чтении, произошли изменения, обусловленные значительным расширением круга источников информации, которые стали аккумулироваться в библиотеках, а также осознанием связи между знанием о составе документальных потоков информации и продуктивностью результатов исследований и разработок. Эти новые представления получили отражение в термине «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний».

Пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний — обучение читателей (научных и производственных кадров, работников культуры, студентов и т. д.) основным правилам поиска и сбора информации в пределах своей отрасли и в смежных отраслях, реферированию литературы, способам организации личных картотек и досье, методам анализа состава и структуры документального потока по проблемам исследования или разработки. В качестве синонима данного термина зачастую используются выражения «библиотечно-библиографическая ориентация читателей (пользователей, потребителей информации]», «обучение пользователей (потребителей информации)» [10, с. 151].

Возрастание роли информации в жизни общества нашло отражение в появлении понятий обобщающего характера. К ним, прежде всего, относятся термины «информационная грамотность» и «информационная культура (информационная культура личности]».



Информационная грамотность, под которой понимается совокупность знаний, умений, навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей [1, с. 26], не получила широкого распространения в русскоязычных публикациях, о чем свидетельствуют данные анализа справочных изданий и изучение диссертаций, книг и статей, посвященных информационной подготовке.

Наиболее активно в качестве термина, интегрирующего всю совокупность сведений в области информационной подготовки граждан, используются термины «информационная культура» и «информационная культура личности», рассматриваемые в тесной связи со становлением информационного общества.



Информационная культура — составная часть общей культуры, представляющая собой совокупность знаний, навыков и правил, созданных в области информационной деятельности и позволяющих потребителю информации свободно ориентироваться в информационном пространстве, находить и использовать необходимые ему данные (документы] независимо от их местонахождения. Осознание обретенного обществом способа действия личности в области потребления и производства информации как особого, относительно самостоятельного аспекта культуры стало возможным в результате становления информационного подхода к познанию действительности и развития представлений об информационном обществе [2, с. 417].

Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе [5—7].

Следует отметить, что в последние годы в русскоязычной специальной литературе в центр терминологического поля выдвинулся именно термин «информационная культура», в отличие от термина «информационная грамотность» (information literacy))], получившего большее распространение в англоязычной литературе. При этом в зарубежной практике наибольшее распространение получили идеи информационной э грамотности, а в России идеи формирования информационной культуры личности.



Значительную роль в актуализации проблемы информационной подготовки граждан в конце XX в. сыграли информатизация общества и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение новых форм представления информации (баз данных, электронных книг, электронных журналов, газет и др.), стремительное развитие компьютерных технологий обработки информации, появление автоматизированных библиотек, располагающих электронными каталогами — все это выдвинуло на первый план в сфере поиска эффективных способов и средств работы с информацией понятие «компьютерная грамотность».
Список источников

  1. Библиотековедение, библиографоведение и информатика : терминологический путеводитель / науч. ред. М.Г. Вохрышева. — М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 104 с.

  2. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка; гл. ред. Ю.А. Гриханов. — М. : Пашков дом, 2007.-С. 417-419.

  3. Гзндина Н.И. Вклад библиотек в информационную подготовку граждан. Анализ деятельности образовательных учреждений и библиотек России по информационной подготовке граждан // Библиотековедение. — 2011. — № 5. — С. 30-37.

  1. Она же. Решение ключевых задач информационной подготовки граждан и реализация образовательной функции библиотек эпохи Интернета: возможности адаптации как междисциплинарного научного направления / Н.И. Гендина, Л.Н. Рябцева // Библиотековедение. - 2012. - № 1. - С. 38-42.

  2. Она же. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н.И. Гендина [и др.]. — М. : Школьная б-ка, 2002.-288 с.

  3. Она же. Формирование информационной культуры личности : теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина [и др.]. — М.: Межрегион, центр библ. сотрудничества, 2006. — 512 с.

  4. Она же. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности : учеб.-метод. пособие / Н.И. Гендина [и др.]. - М.: Рус. шк. библ. ассоц., 2008. - 352 с.

  5. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издат. центр «Академия», 2000. — 176 с.

  6. Словарь библиотечных терминов / общ. ред. А.С. Чубарьяна. - М.: Книга, 1976. - 224 с.

10. Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / РАН; Б-ка по естеств. наукам. — М., 1995. — 268 с.
Грамотность компьютерная - часть технологического образования, в ее структуру входят: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения [1, с. 57]. В отличие от обычной грамотности компьютерная грамотность формируется в сжатые сроки и меняется с развитием компьютерной техники и программного обеспечения.

Стремительное проникновение персонального компьютера и ИКТ во все сферы жизни современного человека обусловили необходимость ликвидации компьютерной безграмотности, соответственно, появились термины «сетевая грамотность», «интернет-грамотность», «электронная культура» и т. п.

Формирование компьютерной грамотности стало прерогативой образовательных учреждений, реализующих в своей деятельности [в отличие от библиотек) пропаганду библиотечное библиографических и информационных знаний. Таким образом, содержание информационной подготовки, осуществляемой образовательными учреждениями и библиотеками, изменялось в соответствии с эволюцией носителей информации и развитием новых информационных технологий.

Важным фактором, оказавшим влияние на актуализацию информационной подготовки на рубеже XX—XXI вв., явилось изменение парадигмы образования, переход от тезиса «образование на всю жизнь» к идее «образование в течение всей жизни». Новая образовательная парадигма — это своего рода стратегия «образования для будущего».

Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:


  • смещение основного акцента с усвоения информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

  • освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления;

  • дополнение традиционного принципа «формировать знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

Идеи компетентностного подхода оказали влияние на понятийно-терминологический аппарат в сфере информационной подготовки. Важнейшей целью компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, является формирование способности человека действовать в различных жизненных проблемных ситуациях, а не усвоение некоторого количества информации. Реализация компетентностного подхода в образовании направлена на подготовку людей, готовых к постоянному личностному и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Применительно к информационной подготовке влияние компетентностного подхода выразилось в появлении и активном использовании в последнее десятилетие такого термина, как «информационная компетентность». Объем и содержание этого понятия пока еще окончательно не определены, а его трактовка в различных источниках существенно отличается. Однако общим является то, что оно является своего рода оппозицией триаде «информационные знания, умения и навыки», закрепляя деятельностный, активный характер полученных человеком информационных знаний и умений, готовность и способность их реально и своевременно использовать, употреблять на практике.

Обобщенное представление о том, в какой хронологической последовательности формировался понятийно-терминологический аппарат в сфере информационной подготовки и в терминосистемы каких наук и областей деятельности включены эти базовые понятия, дает таблица.

Из таблицы следует, что в период с 1976 г. по 2010 г. российские справочные издания зафиксировали значительное разнообразие терминов, характеризующих информационную подготовку. Кроме термина «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний», все остальные являются производными от «грамотность» (информационная); «культура» (чтения, информационная, библиографическая). Имеются термины с более узким объемом содержания — «информационная культура личности» и «информационная культура человека». Термин «информационная культура» и его производные получили широкое распространение и вошли в состав терминосистем многих областей знания: библиотечного дела и библиотековедения, информационного дела, педагогики, включая и социальную педагогику, культурологии, экономики, информатики.
Отражение проблем информационной подготовки в России в диссертациях
Степень изученности проблем информационной подготовки в России можно проследить, обратившись к результатам анализа потока диссертаций. В 1990—2010 гг. было защищено 319 диссертаций (15 докторских и 304 кандидатских], посвященных информационной подготовке.

Распределение диссертаций, посвященных информационной подготовке, по научным специальностям (в скобках указан шифр специальности):



  • Теория и методика профессионального образования (13.00.08)-121;

  • Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01)-103;

  • Теория и методика обучения и воспитания (13.00.02)-49;

  • Библиотековедение, библиографоведение и книговедение (05.25.03)-10;

  • Теория и история культуры [24.00.01] — 8;

  • Социология культуры (22.00.06) — 5;

  • Социальная философия (09.00.11) — 3;

  • Философская антропология, философия культуры (09.00.13)-3;

  • Теория, методика и организация социально-культурной деятельности (13.00.05) — 3;

  • Социальная структура, социальные институты и процессы (22.00.04] - 3;

  • Экономика и управление народным хозяйством (08.00.05) - 2;

  • Журналистика (10.01.10) - 2;

  • Психология развития, акмеология (19.00.13)—2;

  • Социология управления (22.00.08) — 2;

  • История философии (09.00.03) — 1;

• Политические институты, процессы и технологии (23.00.02) - 1;

  • • Педагогическая психология (19.00.07) — 1.

Отражение основных терминов, характеризующих информационную подготовку в справочных изданиях (хронологический аспект)




Год

Термины

Предметная область или область знания

Справочное издание

1976

Культура чтения

Библиотечное дело, библиотековедение

Словарь библиотечных терминов / общ. ред. А.С. Чубарьяна. — М.: Книга, 1976. — 224 с.

1995

Пропаганда библио-течно-библиографи-ческих и информационных знаний

Библиотечное дело и смежные отрасли знания

Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания / РАН ; Б-ка по естеств. наукам. —М., 1995. — 268 с.

1995

Информационная культура

Информационная деятельность

Толковый словарь по основам информационной деятельности. — Киев : УкрИНТЭИ, 1995. — 252 с.

1997

Библиографическая культура

Библиотечное дело

Библиотечное дело. Терминологический словарь / Рос. гос. б-ка. — 3-е. перераб. и доп. изд. — М., 1997. —168 с.

1998

Информационная культура

Культурология

Культурология. XX век : энциклопедия. — СПб.: Университетская книга ; ООО «Алетейя», 1998. — Т. 1. — С. 269—270.

1999

Информационная культура

Экономика

Райзберг Б А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б Стародубцева. — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 479 с.

2000

Информационная культура

Библиотечное дело, библиотековедение

Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. — СПб.: Профессия, 2000. — 432 с.

2000

Информационная культура личности

Педагогика

Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издат. центр «Академия», 2000. —176 с.

2001

Информационная культура человека

Библиотечное дело, библиотековедение

Краткий справочник школьного библиотекаря / О.Р.Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисов-ской ; под общ. ред. Г.И. Поздняковой. — СПб.: Профессия, 2001. — 352 с. (Серия «Библиотека»).

2002

Информационная культура

Социальная педагогика

Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 368 с.

2007

Информационная культура

Библиотечное дело, библиотековедение

Библиотечная энциклопедия / гл. ред. Ю.А. Гриханов; Рос. гос. б-ка. — М.: Пашков дом, 2007. — С. 417—419.

2007

Информационная культура, информационная культура личности, информационная грамотность

Библиотековедение, библиографоведе-ние и информатика

Библиотековедение, библиографоведение и информатика : терминологический путеводитель / науч. ред. М.Г. Вохрышева. — М.: Либерея-Бибинформ, 2007. — 104 с.

2010

Информационная грамотность, информационная культура

Педагогика, образование

Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентно-сти / А.В. Федоров. — Таганрог: Изд-во Таганрог, гос. пед. ин-та, 2010. —64 с.

Большая часть диссертаций (85,6%) приходится на педагогические науки, т. е. развитие теории информационной подготовки в России сосредоточено именно в этой сфере.

Исследование «географии» защищенных диссертаций дает основание утверждать, что проблемы информационной подготовки вызывают широкий научный интерес специалистов научно-исследовательских и образовательных учреждений многих городов России (защита диссертаций зафиксирована в 74 городах). Наибольшее число диссертаций (20%) защищено в Москве и Санкт-Петербурге, продуктивнее всего работают следующие региональные научные центры: Челябинск, Ростов-на-Дону, Оренбург (суммарный вклад 13,5%).

Самостоятельный интерес представляет выделение из общего массива защищенных диссертаций фундаментальных работ, нашедших отражение в докторских диссертациях. В соответствии с действующим в Российской Федерации Положением о порядке присуждения ученых степеней диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна отражать теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение либо решение крупной научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение.

Анализ научных специальностей, по которым присваивается ученая степень доктора наук, показал, что в сфере информационной подготовки докторские степени присвоены преимущественно в рамках педагогических наук.
Докторские диссертации, посвященные информационной подготовке, условно могут быть сгруппированы по следующим направлениям:

• теоретико-методологические исследования, социально-философский анализ феномена

информационной культуры;


  • формирование информационной культуры отдельных категорий специалистов (государственных служащих, кадров МВД, военно-морских специалистов);

  • формирование информационной культуры педагогов;

  • формирование информационной культуры учащихся, молодежи.

Распределение массива диссертаций по информационной подготовке по ключевым компонентам в составе заглавия (темы) выглядит следующим образом:

• информационная культура — 184;


  • информационная компетентность — 121;

  • информационная подготовка — 10;

  • информационная грамотность —4.

Заметно, что в диссертациях чаще всего используется термин «информационная культура». В последнее десятилетие в связи с модернизацией российского образования и реализацией компетентностного подхода при переходе на образовательные стандарты третьего поколения широкое распространение получил термин «информационная компетентность». Термин «информационная грамотность» используется в заглавиях русскоязычных диссертаций гораздо реже.

Контент-анализ 319 заглавий диссертаций позволил выявить тематические направления, получившие отражение о диссертационных исследованиях по информационной подготовке.

В обобщенном виде по тематическим направлениям диссертации распределяются так:


  • формирование информационной культуры обучаемых (школьников, студентов средних и высших специальных учебных заведений) — 197 (61,8%);

  • формирование информационной культуры педагогических работников (учителей, педагогов, директоров и завучей школ, социальных работников, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования и др.) - 89 (27,9%);

  • информационная культура в современном (постиндустриальном, информационном, трансформирующемся российском и т. п.) обществе; социально-философские, социологические, этноконфессиональные и др. аспекты — 17 (5,3%);

  • деятельность библиотек, по формированию информационной культуры пользователей, библиография в структуре информационной культуры, роль информационной культуры специалистов в совершенствовании библиотечно-библиографического обслуживания — 9 (2,8%);

  • информационная культура организации и управление персоналом — 4 (1,3%);

  • информационная культура и медиа 3 (0,9%).

Таким образом, большинство диссертаций в анализируемом массиве посвящены информационной подготовке тех, кто учится (школьники, студенты), и тех, кто учит (учителя, преподаватели).


Наиболее многочисленную категорию, выступающую в качестве объекта формирования информационной культуры, грамотности и компетентности, составляют в диссертациях студенты вузов.

Среди диссертаций по информационной подготовке студентов преобладают те, в которых профилю подготовки студентов не уделяется должного внимания. Темы таких диссертаций, как правило, касаются информационной подготовки в целом, либо отдельных проблем (например, средств, способов и форм повышения информационной культуры и информационной компетентности студентов и т. д.), не связанных с дифференциацией по профилю подготовки. Активно изучаются проблемы повышения уровня информационной подготовки студентов, получающих технические специальности, преимущественно инженерные. Примерно равные доли составляют диссертации, связанные с повышением уровня информационной подготовки будущих филологов, журналистов.

психологов и других представителей гуманитарных специальностей, а также будущих экономистов и юристов.
Список источников
1. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005. - 448 с.

Наряду со студентами большое внимание в диссертациях уделяется повышению уровня информационной культуры и информационной компетентности учащихся общеобразовательных учебных заведений (школьников). Преобладают исследования, в которых возрастной дифференциации обучаемых не уделяется должного внимания (35 диссертаций); отчетливо видно доминирование исследований, связанных с информационной подготовкой старшеклассников (20) в сравнении с другими возрастными категориями (учащиеся младшего (7) и среднего (7) школьного возраста); не выявлено ни одного исследования по дошкольной и послевузовской информационной подготовке; 4 диссертации посвящены информационной подготовке учащихся в системе дополнительного образования.

Значительную группу составляют исследования, посвященные формированию информационной культуры различных категорий педагогических работников (89 диссертаций). Результаты анализа потока свидетельствуют, что в российской педагогической науке это направление активно разрабатывается. Доминирующими являются исследования по формированию информационной культуры (компетентности) студентов и школьников, а также учителей и преподавателей. Заметную долю в массив исследований

вносят диссертации, отражающие вклад библиотек в информационную подготовку граждан. Однако в общем потоке отсутствуют работы, освещающие специфику формирования информационной культуры (грамотности, компетентности) на таких ступенях системы образования, как дошкольное и послевузовское образование. О нарушении принципов системного подхода к проведению исследований говорит также резкий разрыв между значительным количеством диссертаций, посвященных информационной культуре учителей и отсутствием аналогичных исследований применительно к категории вузовских преподавателей и преподавателей средних специальных учреждений. Особую проблему представляет полное отсутствие работ, касающихся взаимодействия и совместной работы образовательных учреждений и библиотек по ведению информационной подготовки граждан.


Отражение проблем информационной подготовки в России в книжных изданиях
Книги по информационной подготовке, как правило, отражают результаты серьезных теоретических и экспериментальных научных исследований.
Отражение проблем информационной подготовки в России в материалах научных конференций
Свидетельством внимания российских ученых к информационной подготовке граждан является проведение значительного количества научных конференций, специально посвященных этой проблеме. Анализ полученного в результате исследования «Перечня материалов конференций, посвященных информационной подготовке» позволяет выделить основные научные форумы, определить географию их проведения.

Первая научная конференция «Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы» состоялась в 1993 г. в Краснодаре — Новороссийске. Впоследствии Краснодарский государственный университет культуры и искусств продолжил традицию проведения подобных форумов совместно с созданным в 1993 г. отделением информационной культуры в рамках Международной академии информатизации. Всего на базе этого вуза было проведено 15 конференций.

С 1994 г. проблемы информационной культуры и информационной грамотности граждан стали ежегодно обсуждаться на международной конференции «Крым» «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». Это одна из самых авторитетных конференций, представляющая собой мировой профессиональный форум для специалистов и руководителей библиотек, издательств, книготорговых и книгораспространительских организаций, музеев, архивов, информационных центров, университетов, техникумов, компьютерных и интернет-компаний, бизнеса, права, учреждений науки, культуры и образования. В последние годы конференция проводится под эгидой ИФЛА. С 2009 г. в программу конференции в качестве самостоятельного мероприятия включен научно-практический семинар «Информационная культура и информационная грамотность». Конференция «Крым-2010» была посвящена теме «Роль библиотек в повышении уровня информационной культуры и сохранении культурного наследия в современных условиях развития общества». В рамках конференции «Крым-2011» состоялся Форум ИФЛА по информационной культуре и информационной грамотности, а также круглый стол «Информационная подготовка граждан: что делают, что могут и что должны делать образовательные учреждения и библиотеки в эпоху информационного общества».

Особо следует выделить международную научно-практическую конференцию «Информационная культура личности: вызовы информационного общества» (Москва, 2—3 ноября 2006 г.). Основные организаторы конференции: Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), Фонд развития информационного общества, Центр по проблемам информатизации сферы культуры, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Особый статус конференции придало то, что в ней участвовал заместитель генерального директора ЮНЕСКО по вопросам коммуникации и информации Абдул Вахид Хан. К началу конференции Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» была издана книга коллектива ученых НИИ информационных технологий социальной сферы (ИТ СС] КемГУКИ «Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины» [1], а также библиографический указатель «Информационная культура личности» [2 ].

НИИ ИТ СС КемГУКИ регулярно проводит информационно-просветительскую акцию «Дни Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" в Кузбассе» (2002, 2003, 2005, 2006, 2008, 2009, 2010). В ее рамках проходят научные конференции и семинары, круглые столы, дискуссии, мастер-классы, а также презентации практических разработок НИИ ИТ СС по формированию информационной культуры личности.

Определенный вклад в рассмотрение проблем информационной подготовки внесли научные конференции, проведенные в Новокузнецке, Новосибирске, Самаре, Санкт-Петербурге, Омске, Перми.



Результаты анализа состояния теории информационной подготовки в России на протяжении последних 20 лет свидетельствуют о явно выраженной тенденции к интеграции и синтезу разрозненных направлений исследований. Так, преодоление фрагментарности знаний в области работы человека с информацией, представленной в традиционной и электронной формах, обретение целостности и полноты представлений об эффективных способах решения информационных задач стало возможным с развитием нового, интегрального подхода к формированию готовности гражданина к жизнедеятельности в информационном обществе, получившего название информационной культуры. При этом информационная культура выступает как более емкое понятие, которое включает в себя каждое из приведенных выше понятий в качестве составного компонента, но не сводится к их сумме, а представляет собой качественно новое интегральное образование.
Выводы


  1. Содержание информационной подготовки изменялось в соответствии с эволюцией носителей и источников информации, развитием информационных технологий, а также в соответствии с преобразованиями, обусловленными сменой парадигмы образования в условиях становления информационного общества.

  2. Понятийно-терминологический аппарат в сфере информационной подготовки человека отражает прогресс и развитие технологий и технических средств в сфере информации. Содержание информационной подготовки изменялось в соответствии с эволюцией самих объектов информационной подготовки в конце XX — начале XXI века.

  3. Необходимость обучения навыкам рационального поведения в новой информационной среде или освоения инновационных информационных технологий не означает «отмены» их предшественников. Так, Интернет не «отменил» традиционную библиотеку, а персональный компьютер не избавил человека от необходимости самостоятельно осмысливать и критически анализировать найденную информацию.

  4. Развитие терминологии в сфере информационной подготовки связано с производностью ряда терминов от слов «культура», «грамотность», «компетентность». В последние 10 лет активно используемым терминоэлементом стало слово «компетентность». Причиной этого является модернизация российского образования в контексте Болонского процесса и широкое использование идеи компетентностного подхода.

  5. Термины, характеризующие информационную подготовку, нашли отражение в терминосистемах различных наук и областей деятельности: библиотечное дело, библиотековедение, библиографоведение, информационная деятельность, информатика, педагогика, в том числе социальная педагогика, культурология, экономика.

  6. В последние годы на смену понятию «пропаганда библиотечно-библиографических и информационных знаний» пришло понятие «формирование информационной культуры личности», при этом термин «информационная грамотность», широко распространенный в англоязычной литературе, в России используется редко. Альтернативой ему является термин «информационная культура личности», применяемый не только в педагогике и библиотечно-информационной сфере, но и в культурологии, социологии, экономике, праве и других науках.

  1. Информационная подготовка в России основана на достаточно мощной теоретической базе: во многих городах ведутся научные исследования, выпускаются специализированные книжные и периодические издания (традиционные и электронные), защищаются диссертации, проводятся научные конференции.

  2. В российской педагогической науке проблемам информационной подготовки уделяется значительное внимание, что доказывают результаты анализа потока защищенных по этому направлению диссертаций. Доминирующими являются исследования по формированию информационной культуры (компетентности) тех, кто учится (студенты, школьники), и тех, кто учит (учителя, преподаватели). Заметную долю в общий массив вносят диссертации, отражающие вклад библиотек в информационную подготовку граждан, однако отсутствуют работы, освещающие специфику формирования информационной культуры (грамотности, компетентности] в дошкольном и послевузовском образовании. Особую проблему представляет полное отсутствие диссертаций, касающихся взаимодействия и совместной работы образовательных учреждений и библиотек по ведению информационной подготовки граждан.

  3. Проблема формирования информационной культуры личности — междисциплинарное научное направление, в развитие которого вносят свой вклад ученые различных областей знания: философии, культурологии, педагогики и психологии, информатики, библиотековедения и библиографоведения. Имеющиеся в российской науке и практике подходы к информационной подготовке вполне совместимы с международными. Различия между развиваемыми в России идеями формирования информационной культуры личности и международной концепцией информационной грамотности не носят принципиального характера, они лишь отражают стремление российских ученых и практиков сочетать достижения международной теории и практики с традициями национальной культуры и образования, накопленным опытом российских библиотек и учреждений образования.


Список источников

  1. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности : теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина [и др.]. — М.: Межрегион, центр библ. сотрудничества, 2006. — 512 с.

  2. Информационная культура личности : библиогр. указ. / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. — Кемерово, 2006. — 90 с.



«Медиатека и мир» . – 2012 . - № 1-3.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница