Нам жить и помнить




Скачать 205.94 Kb.
Дата11.07.2016
Размер205.94 Kb.
Нам жить и помнить

Номинация: школьный музей


Пекарская Наталья Сергеевна

12.06. 1994года

662212 Назаровский р - н с.Подсосное ул.Школьная 7 99 - 6 – 92

МОУ «Подсосенская средняя

общеобразовательная школа»

10 класс


Клуб «Поиск»

662212 Назаровский р – н

с.Подсосное ул. Молодёжная 9/1

99 - 6 - 36

Руководитель ДО : Федосеева З.М.

Цель:

Содействие развитию духовных, нравственных, патриотических качеств личности, способствующих самоопределению и самореализации в обществе на основе национальных традиций, культуры и краеведения.



Задачи:

  • изучить историю малой родины, родного края, его прошлое и настоящее, преломляющееся и проходящее через человеческие судьбы;

  • развить коммуникативные умения;

  • расширить знания о героических событиях Великой Отечественной войны, ветеранах– подсосенцах

  • научиться практическим навыкам работы с краеведческой литературой, архивными документами, местным историческим материалом.

  • вовлечь в сбор информации и материалов широкие слои населения;

  • оформить материал на школьном сайте;

  • организовать представление собранных материалов через школьную газету»Наш голос», выставки в музее;

  • издать книги об истории села и школы, участниках ВОВ, труженицах тыла.


Экскурсовод:

Нашему музею пять лет. В нем разные разделы, но этот раздел самый важный для нас, он называется « Нам жить и помнить». Здесь вы видите стенды с фотографиями наших земляков - подсосенцев, участников Великой Отечественной войны, письма с фронта, открытки, похоронки, коллективные фотографии, это всё нам подарили жители села о своих родных и близких людях, чтобы мы знали и помнили, кто нас защитил от врага. По воспоминаниям жителей села и родственников я продолжу вас знакомить с участниками Великой Отечественной войны. Познакомлю вас с семьей Елизарьевых: отцом и сыном. ( Показывает фотографии на стенде и стеллаже). (Смотрите приложение 1)



( Из воспоминаний внучки Елизарьевой Л. А. 1953 г.р.)

Федор Никифорович родился в 1903 году, в семье не бедной, родители жили единоличным хозяйством, были трудолюбивые, имели свои заимки, то есть свои луга под покосы, поля под зерновые. Когда Федор подрос стал помогать своим родителям. Ему было 18 лет, а Антониде Дмитриевне Марковой - 16 лет, они решили пожениться, но родители не разрешили, тогда они убежали в Аммалу, в деревню, за Чулым, и прожили там год. Родители были вынуждены дать согласие и молодые вернулись в Подсосное. Жили дружно в согласии, Антонида Дмитриевна во всем помогала своей свекрови. Но захотелось жить отдельно, Федор выстроил дом и они переехали. Был он хорошим хозяином все умел делать, хотел, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Шла первая мировая война, гражданская война, революция, отец Федора – Никифор Андреевич был на фронте. Но вот донеслось эхо войны и до села Подсосное. Пришли красные, стала устанавливаться Советская власть, началась коллективизация. Кто не хотел вступать в колхоз, раскулачивали. Много семей было раскулачено, которые жили лучше других, а те кто жил хуже писали доносы в район, якобы эти семьи кулацкие. Это было в декабре 1930г. Вот и у Федора отняли все, а его с семьей отправили на Саралу, на рудники. Их называли «лишенцами», они не имели права участвовать в выборах. К тому времени в семье уже были дети: Михаил и Анатолий. Голодные, изнемогающие от холода и голода добрались они до места, поселили их в заброшенную избушку без пола. Кое - как Федор Никифорович залатал дыры в крыше и стали они жить. Уходили на работу, детей оставляли одних. Михаилу - было три года, а Анатолию - один год. Вскоре Анатолий заболел и не стал ходить, застудил ноги, так и остался хромым навсегда. Федор Никифорович работал на рудниках, затем устроился кладовщиком, выдавал продукты, вот здесь они стали жить получше, разнообразнее и сытнее стало питание. Михаил подрос, закончил семилетку и отец решил его отдать учиться в военное танковое училище в Ташкент, так как он учился неплохо.

Семья была дружной, жили в уважении и согласии. Антонида Дмитриевна была тихая, спокойная, Федор Никифорович серьезный, много работал, помогал жене во всем. Антонида Дмитриевна была верующей, много молилась. На Сарале семья Елизарьевых прожила десять лет. Затем они уехали в Ташкент, где Михаил поступил учиться в танковое училище.. Там прожили они всего год, Федору Никифоровичу стало плохо и ему врач сказал, что надо уезжать, климат не подходит. И они поехали на родину, в свое село Подсосное, а Михаил остался учиться.

Возвратились в свое село, купили дом, приняли в колхоз. Работали на разных работах, куда не отправляли. Федор Никифорович все мог делать и косить, и строить, и дом содержал с хозяйством, и пасеку развел, был свой мед, хорошим рыбаком считался на селе. Но вот грянула Великая Отечественная война. Односельчан забирали на фронт. Призван был и Федор Никифорович в 1942 году Ачинским военкоматом.

Воевал он на разных фронтах нашей Родины. (Из «Книги Памяти») Был минометчиком, служил в 120 – м, 264 – минометном 1019 – м стрелковом полках, 1 – ом кавказском корпусе. Был на Брянском, Центральном, 1 – ом Украинском фронтах, участвовал в освобождении Польши, Чехословакии.

(Из воспоминаний внука Елизарьева Г.А. 1952 г.р.) « Однажды при переправе реки мой дед схитрил, лошадь у него была измотана, уставшая, нужно было переплыть реку, река была большая, он подумал, что не сможет преодолеть ее. Недалеко было село ( это было ночью) дед завел свою лошадь во двор, вывел из стойла чужую лошадь, а свою поставил на место чужой. Доехал до берега и со своими переправился удачно на другой берег реки. Домой писал и даже фотографии с друзьями отправлял, ведь дома ждали весточки жена и сын. Моя бабушка молилась и ждала мужа и сына. На селе говорили, что у бабушки цветы цветут на окнах обильно, значит муж и сын вернутся с фронта. Так оно и вышло, оба вернулись – мой дед и дядя Миша».

(Из воспоминаний дочери Елизарьевой З.М. 1955 г.р.)

«Мой отец в это время учился, изучал новые виды военной техники.

Несколько раз с друзьями однокурсниками пытался бежать на фронт, но их задерживали и отправляли в училище, объясняя обстановку, что они сейчас нужны здесь, чтобы изучать новую технику. Учеба была тоже нелегкой: голодали, собирали картошку мороженую по полям, там где проходили учения. Это был резерв нашей армии, в случае продолжения войны. Михаил был командиром танка Т – 34, эти танки прославились у деревни Прохоровка, где произошло крупное танковое сражение – Курская дуга. Но отец не в одном сражении не участвовал, они заходили со своей частью в освобожденные города.

Был в Венгрии, Румынии, Югославии, Польше, Чехословакии, Болгарии. Писал письма родным, чтобы ждали, скоро приедет. Оставляли в армии, но не захотел быть военным, по окончании войны продолжал еще служить, вернулся домой в 1947году, в родное село.»



(Из воспоминаний Степиной Г.М. 1948 г.р.)

« В годы войны в село Подсосное было много эвакуировано людей из разных мест нашей Родины. Здесь были семьи из города Орла, где проходил фронт. Сосланные с Поволжья немцы, литовцы. Очень плохо они жили: голодали, болели тифом, умирали. Еще были суровые сибирские зимы. Работали и стар, и мал. Женщины и подростки девочки на лесоповале, на полях. Вся тяжелая работа легла на женские плечи.

Наша семья была эвакуирована из города Орла. Семья была многодетной: пятеро детей было. Старший - Алексей, ему было восемнадцать лет, Сергею было семнадцать, Надежде - шестнадцать, Вале – шесть, Ане – пять. Когда Алексею исполнилось девятнадцать лет его призвали в военкомат в Ачинск, там он прошел курсы лейтенантов и его сразу же отправили на фронт, под Ленинград, там он и погиб в 1942году. Мать его видела в последний раз, когда провожала на поезд. « Копии двух писем с Ленинградского фронта 9 октября 1942г. и 13 ноября 1942г. – последнее письмо от Алексея». В ноябре получили похоронку. (Экскурсовод показывает фотографию Степина А.М. и его письма).Через год забрали Сергея, ему исполнилось восемнадцать лет. Отец болел, в доме всю работу выполняла Надежда – старшая сестра, она и в поле работала и дома. Вскоре пришел с фронта Сергей, по ранению. Всю мужскую работу теперь делал он. Но все равно было трудно жить. Все старались отправить на фронт, ведь там солдаты мерзли, голодали. Но в семье опять случилась беда, заболела Надежда тифом, думали умрет, но выжила, ходила «ветром качало». Начала понемногу приходить в себя, вскоре и совсем оправилась.»

Окончилась война. В село Подсосное из 356 человек не вернулось 227. Солдаты возвращались к родному очагу, где их ждали матери, жены, дети. Застучали в селе топоры, стали появляться на селе новые срубы.

Тяжело было в селе жить, но мало кто уезжал после войны, литовцы только все уехали , а коренные жители все оставались в селе. Люди работали за трудодни, за палочки на бумаге. Были налоги большие, не имели права держать лишнего скота. Работали с раннего утра до позднего вечера. На селе было два трактора, да две машины, вот и попробуй посеять вовремя хлеб и убрать. Сено заготавливали за Чулымом. Работа выполнялась на лошадях, а косили сено вручную, так как не было сенокосилок к лошадям. Работали на покосе все: подростки возили копна, взрослые стояли у стогов сена, метали в зароды ( большой стог сена).Утром нужно было переплыть на лодках Чулым, лошадей переправить и начинать рабочий день.

Наша семья жила трудно, работала одна Надежда, она работала всегда добросовестно, учетчиком была, поля измеряла и вместе со взрослыми на покосе косила сено, старалась для своих сестер, чтобы они сыты и одеты были. В 1949 году у нас умер отец, мне всего был год. И остались мы в селе, не поехали на родину, в город Орел. ( По рассказам своей сестры Степиной Н.М.1925 – 1975гг.)»



( Из рассказа жительницы села Берклей Л. Я. 1928г.р.)

« После войны солдаты возвращались домой. Вернулся Федор Никифорович позже всех, говорили, что он добивал немцев. Антонида Дмитриевна молилась и ждала, пришел отец и сын. Анатолий закончил курсы бухгалтеров, уехал в Красную Поляну работать, женился, родились двое детей: дочь Лида и сын Геннадий. Михаил жил с родителями, работал трактористом, работал в две нормы, не знал усталости, нужно было поднимать колхоз. Ему приглянулась Надежда Степина, многие ребята к ней сватались, но она не соглашалась, боялась бросить своих сестер. Через некоторое время Михаил сделал Надежде предложение, она согласилась выйти за него замуж. У родителей жили совсем мало, построили себе дом. Дом с большим огородом, со своей баней, завели хозяйство. Жили дружно в согласии. Каждый год Михаил уезжал на месяц на переподготовку, так как был офицер запаса. Елизарьевы с односельчанами жили дружно, никогда ни о чем не спорили. Федор Никифорович после фронта был неразговорчивый, замкнутый. Занимался пчеловодством, у него была очень большая пасека, мед он увозил в Красноярск, сдавал, помогал своим детям. Хозяином он был настоящим, заботился о своих уже взрослых детях и о внуках. У него было очень много наград, вся грудь в медалях и орденах, но он никогда не надевал пиджак с наградами, когда появились колодки, заменяющие медали и ордена, он заменил на них. Не любил рассказывать о войне.»

Федор Никифорович с Антонидой Дмитриевной прожили трудную, но счастливую жизнь. Вырастили детей, повидали внуков. По старости переехали в город Назарово, где за боевые заслуги Федору Никифоровичу в 1977году государство выделило в центре города однокомнатную благоустроенную квартиру, как ветерану Великой Отечественной войны. Сейчас уже нет в живых Федора Никифоровича и Антониды Дмитриевны, их сыновей, но память о них жива.

Есть внуки и правнуки, которые приходят на могилы и вспоминают, гордятся ими. Продолжая традиции прадеда, правнук Алексей Елизарьев служил в ракетных войсках города Остров.

Изучая и исследуя жизненный путь семьи Елизарьевых, я пришла к выводу, что труден был их путь. Но любовь и согласие было в семье, вера и надежда - помогли преодолеть все трудности. Федор и Михаил были настоящими гражданами своей Родины, они не держали зла за прошлое. В годы войны встали на защиту своей Родины и доказали это. Федор воевал на самых опасных участках фронта и награжден за свой ратный труд. Михаил выучился на офицера, что необходимо было тогда Родине. Они выполнили долг перед Родиной, вернулись к родному очагу, доказали верность и преданность родной земле, где трудились для своих детей и внуков, стараясь сделать жизнь лучше и счастливее. Рассматривая фотографии военных лет, можно сказать, что Михаил Федорович был общительным человеком , всегда он с друзьями, такими же молодыми офицерами. Да, это люди, которые достойны уважения, которые стояли на страже мирной жизни, которые готовы в любой момент дать отпор врагу, резерв армии должен быть надежным и мощным, а главное знание военной техники. Вглядываясь в эти спокойные мужественные лица, чувствуешь уверенность в завтрашнем дне. Годы прошли, но жители села помнят Елизарьевых: Федора Никифоровича, Антониду Дмитриевну, Надежду и Михаила, память прошлого иногда тревожит сердца людей. Мы должны уважать эту память, выполнять и оберегать те традиции, которые соблюдали наши предшествующие поколения.

Вот на этих фотографиях вы видите отца и сына – Евтютовых.

Отец – Евтютов Михаил Дмитриевич, сын – Евтютов Петр Михайлович.

По Книге памяти: « Родился в 1898 году. Призван в ноябре 1941 года. Рядовой. Погиб в бою, октябрь1942 г. Похоронен в д. Ольховка Приозерского р – на Ленинградской области.» Невестка Евтютова Михаила Дмитриевича - Евтютова Римма Васильевна передала в музей копию извещения ( похоронки), (показывает извещение) что «Гвардии кр – ц Евтютов Михаил Дмитриевич уроженец – Красноярский край Назаровский р – он Подсосенский с/ совет.

В бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество был ранен и умер от ран 16.05.42г. похоронен на братском кладбище в районе дер. Ольховки Ленинградской области Чудовского р – на.

Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии»

Его сын - Евтютов Петр Михайлович по Книге Памяти родился 1925 г. дер. Громак Соседского района Пензенской области. Призван отсюда в апреле 1943г. Рядовой, водитель. Служил в 103 – м, 29 – м отд. истребит.- противотанк.полках. Был на 3 – м Белорусском фронте, 1943 – май 1945. Участвовал в штурме Кенигсберга.» Вот здесь по Книге Памяти есть неправильные данные. По рассказам Риммы Васильевны Евтютовой, что семья до войны переехала в Подсосное, что Петр Михайлович ушел добровольцем 16 – летним на фронт из Подсосное, а не из дер. Громак. Жили переселенцы очень бедно, голодали и он ушел на фронт, по рассказам он был сын полка. Имел награды: за участие в штурме Кенигсберга награжден медалью « За отвагу». После войны работал ветеринаром в животноводстве. Вместе с женой Риммой Васильевной (учитель русского языка и литературы) вырастили и воспитали троих детей. В настоящее время Петр Михайлович ушел из жизни. Но его семья проживает в нашем селе, Римма Васильевна бывает на встречах с учащимися нашей школы. У неё хорошая семья, её окружают близкие люди заботой, домашним уютом.

Вот эта фотография мужественного человека Кудрина Якова Григорьевича, до войны по рассказам жителей села работал на самых тяжелых работах, был высоким, крупным человеком. По Книге Памяти: «Кудрин Яков Григорьевич род. В 1905 г. с. Подсосное Назаровского р –на Призван в июле 1941 года. Рядовой, ездовой. Погиб в бою 3 октября 1943. Похоронен в д. Мастаще Шполянского р –на, Черкасской области, Украина.» Дочь Хмелевская Клавдия Яковлевна 1930 г. дала в музей копию извещения о смерти ( похоронку), на имя матери, но в извещении место захоронения другое чем в Книге Памяти « Похоронен в лесу 1 км. восточнее д. Мостище Любичинского р –на Черниговской области». Клавдия Яковлевна рассказала, что от отца приходили письма, где он писал, что является санитаром, выносит с поля боя раненых. Она делала запрос в Черниговскую область, ей пришло подтверждение, что отец похоронен возле деревни Мостище. Клавдия Яковлевна нам очень помогла в поиске, дала фотографию Кудрина Якова Григорьевича, копию извещения и информацию об отце.

Наши односельчане воевали на разных фронтах нашей Родины, участвовали в основных сражениях, имели награды. ( Называет участников основных сражений в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг)

Цепков Федор Васильевич – участник битвы под Москвой;

Баскаков Георгий Григорьевич – участвовал в битве на Курской дуге;

Степанов Николай Васильевич – участвовал в операции «Суворов»;

Пронин Николай Ильич - участвовал в штурме Кенигсберга;

Серебряков Николай Иванович – участвовал в обороне Москвы, Сталинграда;

Петров Николай Дмитриевич- участник битвы на Курской дуге;

Медведев Владимир Арсентьевич – участвовал в операции «Багратион»;

Лавров Прохор Михайлович – участвовал в прорыве блокады Ленинграда;

Лавров Федор Михайлович – участвовал в битве на Курской дуге;

Калашников Борис Николаевич – участвовал в обороне Ленинграда;

Елизарьев Федор Никифорович – участвовал в освобождении Польши, Румынии.

Многие из этих людей пришли с фронта, искалеченные, раненые.

На этом стенде есть фотографии наших односельчан, пропавших без вести и которые были в плену. Это Марков Маркел Афанасьевич ( пропал без вести), Елизарьев Анатолий Николаевич, Качаев Василий Гордеевич, Завертяев Иван Тихонович, Степанов Николай Васильевич( были в плену). Обратите внимание на экспозицию « Листы гнева и скорби», здесь вы видите иллюстрации военнопленных, она создана по книге Красноярского художника Кобытева Е.С. « Хорольская яма». ( Смотрите приложение 2).За годы войны в немецкий плен попало около 5,2 – 6,2 миллионов советских солдат, то есть практически вся армия кануна войны, включая резервы. Для военнопленных создавались специализированные стационарные лагеря или шталаги. Часть советских заключенных попадали в лагеря, расположенные на территории СССР, других перевозили в шталаги и концлагеря Германии. Всего в нацистском плену оказалось 18 миллионов человек, но, без сомнения, условия проживания советских военнопленных были самыми невыносимыми, а их чрезвычайно тяжелое положение было несопоставимо с положением военнопленных из других стран. Традиционно ученые выделяют две основных причины сложившейся ситуации – отношение к военнопленным в СССР и нацистскую идеологию.

Во многом то положение, в котором окажутся советские военнопленные, определила политика советского руководства по отношению к попавшим в плен красноармейцам, сформировавшаяся в довоенное время. Устав РККА не только призывал бойцов героически сражаться до последнего, но и на законодательном уровне лишал военнослужащего возможности сдаться в плен. В обратном случае, тот становился военным преступником, так как нарушал Устав КА.

Принципиальную позицию по этому вопросу занял И.В. Сталин. Свои взгляды на проблему советских военнопленных, он сформулировал предельно четко и ясно: « У нас нет пленных, а есть изменники Родины». Таким образом, руководство официально отказалось признавать красноармейцев, попавших в плен, военнопленными. В силу этой установки в 1929 году Советский Союз отказался ратифицировать международную Женевскую конвенцию, которая определяла положение и права военнопленных.

По той же причине Международный Красный Крест не имел возможности контролировать условия жизни советских пленных, оказывать им материальную помощь ( об этом свидетельствует Отчет, о посещении стационарного лагеря 326 ( V II К) делегацией Красного Креста от 27.07. 1944г.).

Позиция Сталина определила и политику всего руководства страны по отношению к пленным красноармейцам. Уже 16 августа 1941 года был издан приказ Ставки Главнокомандования № 270, в котором окончательно определялось положение военнопленных, « неустойчивых, малодушных, трусливых элементов»

Война не щадила никого. И военнопленным пришлось испытать всю тяжесть и ужасы тех лет. Всякий военнопленный по своей сути беззащитен, но целый ряд обстоятельств сделали положение советских военнопленных особенно тяжелым. Ужас плена довелось испытать 6 миллионам человек, и лишь 1,5 миллионам дано было пережить.

Кобытев Е.С. Красноярский художник сам в годы войны был в плену, тайно от немцев делал зарисовки издевательств фашистов над нашими военнопленными, ему удалось бежать из плена, продолжал воевать. После войны написал книгу « Хорольская яма», иллюстрируя сохранившимися рисунками. ( Из воспоминаний Евтютовой Риммы Васильевны 1927г.р.)

«Тяжело приходилось в нашем селе тем, кто был в плену: это Елизарьеву А.Н. Качаеву В.Г. Завертяеву И.Т. их никуда не приглашали, всячески над ними надсмехались, они были молчаливы, только в 1970 - е г. стали приходить на митинг, было им приглашение.» Эти люди заслуживают того, чтобы их помнили, памяти заслуживают и живые, и мертвые. И прежде всего – памяти соотечественников.

Обратите внимание на экспозицию « Незабываемая память» здесь вы видите молодого смеющегося человека это фотография сделана до войны, а это фотография военных лет, в военном кителе, видно не простой солдат был, серьезное лицо, умный, проницательный взгляд, седина на висках. Этим сказано все, человек, переживший войну. Это наш земляк - Шуталев Дмитрий Николаевич 1918 – 2005гг. – художник, в годы войны военный корреспондент. Писал очерки, статьи в газету «Красная звезда». После войны жил на Украине, в Минусинске, Самаре. Занимался живописью, много путешествовал. Подарил ребятам в школьный музей книгу «Рассказы художника».Дмитрий Николаевич в своих рассказах вспоминает детство, прошедшее в селе Подсосное. О войне он не любил говорить, как он написал в своих очерках о себе. Учащиеся прочитали его рассказы и сказали, что они быстро прочитались, потому что про наше Подсосное, про старое время. Запомнились военные рассказы : « Неожиданная встреча», « Незабываемая память». Велась переписка с Дмитрием Николаевичем, но в августе 2005 года его не стало. Учащиеся по иллюстрациям его книги оформили в музее выставку. Память о Шуталеве Дмитрии Николаевиче жива, мы по его творчеству проводим выставки, знакомим учащихся и гостей с его биографией и творчеством. Чтобы помнить, надо знать. ( Приложение 3).

В годы войны советские люди совершали великие подвиги, ради жизни других людей. Сейчас я познакомлю вас с Героями Советского Союза Назаровского района, в честь которых названы улицы нашего родного города Назарово.

Абрамов Константин Кирикович родился в 1906 году. С октября 1926 года работал председателем районного бюро юных пионеров при Назаровском РК ВЛКСМ, с января1927 года до призыва в армию был первым секретарем Назаровского РК ВЛКСМ. В 1928 году принят в партию. В сентябре1928 года призван Назаровским райвоенкоматом в Советскую Армию. За мужество и отвагу приказом РВС от 31 октября1930 года награжден орденом Красного Знамени. Окончил военно – политическую академию им. Ленина и назначен на политработу в войска. В 1941 году- он начальник политотдела 24 –й Армии, член Военного совета; в 1942 году- член Военного совета 64 – й Армии; в 1943 году - член Военного совета 63 – й Армии, с августа 1943 года и до конца войны – член Военного совета 6 – й Гвардейской Армии. В 1942 году Константину Абрамову присвоено звание генерал – майора.

За мужество и отвагу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда.» Кроме этого награжден тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 степени и орденом Красной Звезды, медалями «20 лет РККА», « За оборону Москвы», « За оборону Сталинграда», «За взятие Кенигсберга», « За победу над Германией».

Погиб К.К.Абрамов 10 апреля 1952 года, будучи командиром корпуса. Похоронен в г. Волгограде.

Борисенко Григорий Яковлевич родился 21 сентября 1901 года в деревне Сереуль Назаровского района Красноярского края. Член КПСС с 1926 года. Окончил железнодорожное училище, работал телеграфистом на станциях Клюквенная ( Уяр), Томск, Нижнеудинск, Камала.

1 сентября1922 года был призван в ряды Красной Армии. Затем учился во Владивостокской пехотной школе. После окончания училища, в 1927 году служил командиром стрелкового взвода.

В 1929 году участвовал в боях на КВЖД, в 1939 году – в боях в районе реки Халкин – Гол. Здесь за геройский подвиг ему присвоено звание Героя Советского Союза. И, наконец, участвовал в Великой Отечественной войне. С 1943 года прошел боевой путь от Курской дуги до Берлина и Праги. Закончил войну гвардии полковником, командиром 12 – й гвардейской механизированной

Бригады 5 – го механизированного корпуса. За ратные подвиги Герой Советского Союза гвардии полковник Борисенко награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого второй степени, четырьмя медалями и двумя орденами Красного Знамени Монгольской Народной Республики. 26 января 1940 года самый памятный день в жизни Григория Яковлевича, как он вспоминает, ему в этот день в Кремле М.И. Калинин вручил орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» присвоено звание Героя Советского Союза.



Голубев Георгий Гордеевич – родился 7 апреля 1919 года в деревне Жгутово Назаровского района Красноярского края. Член КПСС. Окончил девять классов, Ачинский аэроклуб. В 1940 году призван в Красную Армию. Окончил Ульяновскую военную авиационную школу. На фронтах Великой Отечественной войны с сентября 1942 года. К февралю 1945 года совершил 252 боевых вылета. Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года.

После войны продолжил учебу в армии, окончил Военно – воздушную академию. С1977 года- полковник в отставке, живет в Киеве. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1 – й степени, орденом Отечественной войны 2 – й степени, тремя орденами Красной Звезды, орденом « За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 – й степени, медалями.



Гусаров Григорий Андреевич - родился 6 февраля 1906г. в деревне Олешне Рогачевского района Гомельской области. Русский. Кандидат в члены КПСС. В 1908 г. вместе с родителями переехал в деревню Холма Назаровского района Красноярского края. Окончил начальную школу, работал в колхозе.

В августе 1941 года призван в Красную Армию и направлен на фронт. Гвардии сержант, командир отделения 184 – го гвардейского стрелкового полка 62 – й гвардейской стрелковой дивизии (37 – я армия, Степной фронт), 28.09.43г.отличился при форсировании Днепра в районе села Мишурин Рог в боях за плацдарм. Погиб в бою 23 декабря 1943 года.

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета от 22 февраля 1944 года. Награжден орденом Ленина, медалями. Имя Героя носят улицы г.Назарова.

Донских Александр Иванович – ( 1918 – 1983). В июле 1941 года встал в строй многострадальной матушки – пехоты, ее 217 – й стрелковой дивизии 740 стрелкового полка. Он был лихим разведчиком. Штурмовал известные и неизвестные высоты.Награжден орденами, медалями. Александру Ивановичу присвоено высокое звание Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета. Мурашов Павел Романович - родился 11 июня 1924 года в деревне Щербаково Березовского района Красноярского края. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил шесть классов Павловской неполной средней школы школы, работал киномехаником. В августе 1942 года призван в Красную Армию Березовским РВК и направлен в Омскую танковую школу. После ее окончания убыл на фронт.

Гвардии старшина, механик- водитель танка 21 – й гвардейской танковой бригады ( 5 – й гвардейский танковый корпус, 6 – я танковая армия, 2 – й Украинский фронт.)

19- 29.08.44г. отличился в боях за город Бырлад, Бузэу, Фокшани (Румыния).

Звание Героя Советского Союза присвоено посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года. Награжден орденом Ленина. Погиб в бою 19 марта 1945 года. Похоронен в поселке Искасентдьердь ( Венгрия).

Павел Мурашов со своей танковой бригадой освобождал Житомир, участвовал в разгроме окруженной Корсунь – Шевченковской группировки врага. Исключительное мужество и отвагу проявил он в боях.

В годы войны вся работа в селе легла на плечи женщин, подростков и стариков. Работали с зари до зари. Выполняли любую работу надеяться не на кого было. И лес валили, и на полях трактора водили, шили, вязали, посылки ночами на фронт собирали – это наши женщины труженицы, вот здесь вы видите фотографии молодых женщин и девочек подростков, вот такими они были в годы войны. Полухина Агафья Николаевна и Жигарева Татьяна Николаевна были трактористами, сеяли, пахали. Маркова Анна Семеновна, Романова Ирина Евгеньевна, Степина Надежда Михайловна, Шилова Арина Александровна работали на заготовке леса. Девочки подростки работали как взрослые, выполняя такую же норму по уборке овощей. Выращивали на полях картофель, сахарную свеклу. Убирали и возами везли на лошадях в Назарово на завод. Там промывали, сушили и прессовали. Затем в брикетах отправляли на фронт. Трудное было время, но дети учились в школе, там работали молодые учителя: Евтютова Римма Васильевна, Качаева Ольга Семеновна, Жачева Ирина Захаровна. Вместе с детьми они работали на полях, пололи овощи, убирали. Все эти женщины имеют звание « Ветеран труда», награждены медалями за свой труд. Сейчас многих нет в живых, но мы их помним, и уверены, что их будут помнить и другие поколения.



Спасибо за внимание. Наша экскурсия закончена.

Мне бы хотелось надеяться и верить, что в нашей школе обязательно найдутся ученики, которые продолжат нашу работу, что они сделают все возможное, чтобы собрать сведения о погибших, участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла обо всех наших односельчанах.

Мы не имеем права забывать о тех, кому обязаны своей жизнью, спокойной жизнью без войны. Сохранить в памяти будущих поколений каждое имя и каждую судьбу – наш гражданский долг и наша святая обязанность.

Приложение1

Час мужества к дню Победы .Учащиеся 11 кл. 2007г.

Приложение 2




Экспозиция «Листы гнева и скорби» по книге Кобытева Е.С. «Хорольская яма»

Приложение 3





Экспозиция «Незабываемая память» по творчеству Шуталева Дмитрия Николаевича.

Приложение 1



Лист самооценки исследователя


  1. Участвовали ли Вы в выборе темы исследования?

Если «ДА», то каким образом? ДА! На совете музея было предложено несколько тем для исследования, желание узнать больше

о наших ветеранах, участниках Великой Отечественной войны. Сделать презентацию и на внеклассных мероприятиях познакомить всех учащихся нашей школы с участниками Великой Отечественной войны.

2. Какие первоисточники Вы использовали в исследовании?



Воспоминания жителей села, данные из Книги Памяти. Энциклопедии по ВОВ, Второй мировой._

3.Трудно ли Вам было работать с первоисточниками?

Если «ДА», то в чем трудность Нет, но нужно было внимательно изучать материалы, сравнивать.

4.Чему Вы научились, работая с различными источниками информации (в том числе первоисточниками)? Научилась брать интервью, беседовать с жителями села, делать краткую запись, правильно оформлять работу, рассказывать эмоционально, не путаясь в тексте.

5.По каким вопросам Вам особенно была необходима помощь руководителя. По изучению истории Великой Отечественной войны.( Основные сражения, направления фронтов, назначения наград и тд.)

6. В чем особая ценность Вашей работы?

для окружающих : Провести экскурсию со всеми классами, продолжать знакомить учащихся с у частниками войны, с экспозициями музея.

для Вас лично : Узнала много об участниках войны, жителях нашего села, много информации по истории .

7. Считаете ли Вы свое исследование законченным? Нет.

Если «ДА», то в чем его «конечный результат:



______________________________________________________________

Если «НЕТ», то перспективы его продолжения : Поиск информации о погибших в годы Великой Отечественной войны, участниках войны, тружениках тыла.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница