На железной дороге



Скачать 68.43 Kb.
Дата07.03.2016
Размер68.43 Kb.
Символика железной дороги в стихотворении А. Блока “На железной дороге”.

НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,»

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон...

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною...

Скользнул - и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Да что' - давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей - довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

14 июня 1910

Стихотворение «На железной дороге» включено в цикл стихов А. Блока «Родина». Тему Родины можно назвать едва ли не основной в творчестве Александра Блока. В письме к К.С. Станиславскому (декабрь 1908 г.) Блок пишет: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Действительно, тема судьбы России, ее трагического положения волнует многих поэтов серебряного века. Цивилизация механистична и бездуховна, ее прогресс порабощает человека, что готовит ей “возмездие” со стороны стихийного начала. Блок в романтической традиции устанавливает двойную оппозицию: культура противостоит цивилизации как дух — материи; культура находится в противоборстве со стихией как космос — с хаосом.

Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 годы. Поэт обращается к самым различным аспектам сложной и драматической темы. Он понимает, что уходит в прошлое большой исторический период, на его глазах рушатся вековые устои жизни. Он ощущает себя свидетелем и современником большой исторической драмы.

Цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии А. Блока. “Родина” для Блока – понятие достаточно широкое, которое включает в себя как стихотворения, напрямую связанные с проблематикой “страшного мира” («Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге»), так и интимные стихотворения («Посещение», «Дым от костра струею сизой…»). Стихийное нарушение порядка жизни и было для Блока тем пунктом, в котором сходились линии интимной и гражданской лирики.

Стихотворение “На железной дороге” датировано 14 июня 1910 года. В нем отражена безнадежность и сожаление о настоящем России, образ девушки символически связан с образом России. Автор повествует о женщине, попавшей под колеса поезда:

Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая…

Центральной темой стихотворения в символическом плане является безысходное положение России, показанное через образ крестьянки. А. Блок не дает социальной характеристики девушке. Его героиня не показана как определенный тип, показаны лишь ее чувства, ее боль.

Тоска дорожная, железная ,

Свистела, сердце разрывая…

Да что давно уж сердце вынуто!

В этом стихотворении появляются также привычные образы русской женщины: платок, косы, молодость.

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Она испытала крушение надежд на возможное счастье. В основной части стихотворения поэт пишет о прошлом, но оно неразрывно связано с настоящим. Так, настоящее показано в первой и последней строфе. Остальные строки обращают читателя в прошлое. Прошлое – это молодость, надежды, ожидание лучшего.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон...

Сквозь строки Блок вспоминает о “чинном” прошлом России, о надеждах на светлое будущее. Лучшей жизнью для него была новая, юная Россия. На нее он возлагал надежды, для нее находил самые яркие эпитеты, переплетая в своих стихотворениях образы родины и женщины.

Бесполезная юность, пустые мечты сменяются полным безмолвием. Люди в прошлом не замечали своей родины из окон поезда, и теперь эта девушка, Россия, скрыта «под насыпью». Она раздавлена, и уже не важно – “любовью, грязью иль колесами”. В этих строках поэт смешивает чувство любви с дорожной грязью, тем самым обращая внимание на весь трагизм падения.

Поезд, вагоны, идущие “привычной линией”, - это жизнь всего русского народа. Блок детализировал общество при помощи синекдохи:

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Синие, желтые, зеленые вагоны (вагоны первого, второго и третьего классов) не просто реалии поезда, а символы по-разному сложившихся человеческих судеб – одни лишь молчат, другие “поют и плачут”. Но в любом случае, как проносятся поезда, навевая тоску и грусть, так проходят и жизни людей, людей, которые не в силах поменять настоящее, или просто не осознающие всего трагизма.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...

Проносятся поезда, и если кто и посмотрит на девушку, Россию, - “скользнет по ней улыбкой нежною”, то всё равно поезд умчится вдаль, и останутся лишь “пустые мечты” на возрождение.

Топос стихотворения можно разделить на станцию, где находится девушка, и поезд.



Под насыпью, во рву некошенном,

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Реалистичность, типичность является определяющим свойством пейзажа. Но если девушка смотрит на яркие вагоны поездов, то пассажиры видят окружающее пространство через стекла, при этом даже кусты становятся бесцветными.

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною...

Скользнул - и поезд в даль умчало.

Алый цвет можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, как цвет опасности, агрессии, крови, с другой – нечто яркое среди всей блеклости, возможно, надежда.

Блок, как поэт символист, для выразительности стихотворения использовал не только символы и цвета, но и звуки. Настоящее – это тишина и молчание, застывшая жизнь; прошлое – монотонное движение колес, шум леса.

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Через всё стихотворение проходит лейтмотив движения.

шла походкой чинно

Всю обойдя платформу длинную,

Три ярких глаза набегающих

Вагоны шли привычной линией,



Подрагивали и скрипели;

Скользнул - и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Так много жадных взоров кинуто

Она раздавлена – все больно.

Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок обращается к теме дороги, пути человека и России. Железная дорога является не просто символом трудного пути, но и безысходности, омертвления души. Тема «гибели на пути» звучит в стихотворении с первой строфы и раздвигает рамки сюжета, благодаря многозначности символов.

Из стилистических фигур, используемых поэтом, невозможно не отметить анафору:

Скользнул по ней улыбкой нежною…

Скользнул – и поезд вдаль умчало…

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто…

Аллитерация «свистящих», звенящих звуков «ж», «з», «с»:

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая.



Чередование пятистопного ямба с четырехстопным, создает монотонный ритм, который созвучен однообразному стуку колес. Такое же настроение можно увидеть и в эпитетах: «во рву некошеном», «в цветном платке», «походкой чинною», «за ближним лесом», «платформу длинную», «яркие глаза», «привычной линией», «кустами блеклыми», «Пустынные глаза вагонов».

В дальнейшем творчестве Блок все чаще обращается к судьбам простых людей, загубленных суровой реальностью. Все отчетливее проясняется разрыв между мечтой и действительностью. В последствии становится очевидным то, что гибель “старого мира” неминуема.
Каталог: study
study -> Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку для 10-11 класса. Время на выполнение заданий-60 мин
study -> Мифология и обычаи древних скандинавов Со­дер­жа­ние
study -> To be oe- bēon – аномальный глагол, образованный супплетивно. Me- ben. Произошла монофтонгизация при переходе к среднеанглийскому периоду. Согласный отпадает в ранненовоанглийском wesan-wæs-wæron, wæ: r
study -> Лекции 18 ч; Практические занятия 36 ч семестр в -реферат, экзамен
study -> 47. Блок и революция


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница