Н. С. Васильева Наградная система евреев в Российской Империи




страница1/4
Дата12.06.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3   4


АНО ВПО «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ИУДАИКИ»

Исторический факультет



Н. С. Васильева

Наградная система евреев в Российской Империи

1857-1917 гг.

Выпускная квалификационная работа


Научный руководитель:

ст. преп. П.Я. Фарберов

Санкт-Петербург

2015


Оглавление
Введение 3

Глава 1. Наградная система евреев в Российской Империи. Законодательный аспект 5

1.1. Награды Российской Империи 5

1.2. Законодательство в отношении награждения евреев России 13

Глава 2. Практика награждения евреев Российской Империи в 1857-1917 28

2.1. Этапы следования делопроизводственных бумаг 28

2.2. Этапы карьеры 39

2.3. Случаи награждения лиц, имеющих судимость 45

2.4. Случаи награждения за особые заслуги 48

Заключение 59

Список опубликованных источников и литературы 60

Приложение. Выдержки из Полного Собрания Законов Российской империи, Собрание 3. 67




Введение
В настоящий момент, с увеличением интереса к прошлому России, в частности, к корням народов России, особо актуальным представляется изучение всего многообразия взаимоотношений между российским государством и народами, его составляющими. Общая история еврейского народа в Российской Империи в настоящее время исследована подробно, однако отдельные аспекты, на наш взгляд, требуют более пристального изучения.

Степень разработанности темы. Вопросы награждения евреев рассматриваются в работах московского исследователя Д.З. Фельдмана. Рассматривая историю евреев в России, Д.З. Фельдман за прошедшие годы опубликовал около 80 публикаций (документов, статей, обзоров источников). Его необычайно интенсивная научная деятельность велась по нескольким тематическим направлениям: социально-экономическая история евреев России в документах РГАДА, эволюция юридического статуса евреев в России, еврейский вопрос в национальной политике Российской империи, еврейское просвещение, биографии выдающихся еврейских религиозных деятелей. Ряд его работ посвящен отдельным награждениям евреев, такие как «История развития наградной системы для иудеев в Российской империи» или же, написанная совместно с другим специалистом по фалеристике Д.И. Петерсом «О награждении евреев медалями Российской Империи: Введение в проблему», все они были опорными для написания данной работы.

Объектом исследования является награждение евреев Российской Империи.

Предметом является специфика законодательства, порядка и процедуры награждения евреев, а так же политика государственных органов по отношению к награждению евреев. Цель моей работы - всесторонне рассмотреть теорию и практику награждения евреев, определить механизм и процедуры ее осуществления, установить конкретные имена и заслуги людей, получивших награды. Мои задачи: рассмотреть законодательство Российской империи о награждении евреев в указанный период; уделить внимание делопроизводственной документации, хранящейся в фондах РГИА; выявить тенденцию награждения на основе архивных материалов; выявить расхождения между законами и практикой награждений. Источники для данной работы - это законодательные акты, делопроизводственная документация, хранящаяся в фондах РГИА. Методом моего исследования стал структурно-функциональный анализ. По отношению к законодательному акту в целом все остальные уровни выступают как компоненты, подсистемы общей системы награждения. Для нормального функционирования этой иерархии, взаимодействие всех входящих в нее систем (подсистем) должно быть скоординированным, то есть упорядоченным и сбалансированным. Упорядоченность означает в данном случае последовательную передачу информации и осуществление деятельности, с соблюдением правил функционирования системы. Сбалансированность означает, что каждый компонент системы должен выполнять именно тот вклад в достижение общесистемной цели, который предусмотрен его внутрисистемными функциями, он не должен выполнять «чужие» функции или не до конца выполнять свои собственные. Анализ системы награждений Российской Империи в заданный хронологический период (1857 — 1917 гг.) позволит ответить на поставленные мной вопросы. Структура работы: 2 главы, в первой из глав говорится об общей истории награждений в Российской Империи, присутствует описание наград вообще и награждений евреев за заслуги в ключевые моменты истории России. Во второй главе речь идет о порядке награждения евреев, о типичных и особых случаях награждения.

Глава 1. Наградная система евреев в Российской Империи. Законодательный аспект

1.1. Награды Российской Империи

Российская Империя возникла в 1721 году после принятия Петром I Великим титула императора. Вместе с империей возникла и развивалась ее наградная система. Учреждается первый орден — Орден Святого апостола Андрея Первозванного, высшая награда Российской империи. Кавалер должен иметь графский или княжеский титул, звание сенатора, занимать должности министра, посла, иметь генеральский чин, либо быть обладателем прочих высоких достоинств.

Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия был учрежден в России 16 ноября 1769 г. императрицей Екатериной II, и предназначался для награждения исключительно за военные заслуги.

Специальный раздел статута описывал подвиги, которые могли отмечаться орденом по пехоте и кавалерии, по артиллерии, по части инженерной, по генеральному штабу. Во все дни существования "Георгий" считался почетнейшим знаком боевого отличия. С 1769 г. по 1917 г. его 1-й степенью были отмечены только 25 человек, 2-й - 121, 3-й - 647 и около 3,5 тыс. - 4-й. За всю историю полных кавалеров ордена Св. Георгия оказалось всего четверо: генерал-фельдмаршалы Барклай-де-Толли, Кутузов, Дибич, Паскевич. Он мог вручаться лишь офицерам, дворянам, и никакие исключения из этого правила не допускались. Только в 1807 г. Александр I счел возможным учредить знак отличия военного ордена Святого Георгия - серебряный крест на георгиевской ленте, который вручался солдатам и по статуту был выше медалей, но орденом не являлся.

Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира учрежден 22 сентября 1782 г. Статут утвержден тогда же. Девиз ордена: "Польза, честь и слава". Имел 4 степени. Знак ордена изготавливался из золота. Учреждение было приурочено к двадцатой годовщине коронации Екатерины II. Первая степень ордена состояла из знака в виде креста и звезды.

Вторая степень состояла из креста и звезды, подобных установленным для первой степени. Крест носился на шее на ленте шириной 5,5 см.

Знак ордена третьей степени представлял собой крест меньшей величины по сравнению с крестом второй степени. Крест носился на шее на ленте шириной 4,5 см.

Знак ордена четвертой степени представлял собой крест еще меньшей величины, который носился в петлице или на груди на ленте шириной 2,2 см.

По значимости как военная награда орден Св. Владимира шел сразу после ордена Св. Георгия, хотя как штатская награда ценился часто ниже других орденов.

В 1787 г. Екатериной II было установлено, что чины военного, морского и других ведомств за 35-летнюю беспорочную службу в классных чинах могли быть пожалованы орденом Св. Владимира 4-й ст. В таких случаях на левом и правом концах лицевой части креста добавлялась надпись золотом "35 лет".

Екатерина II учредила также ежегодные пенсии за особые заслуги для старших кавалеров каждой степени ордена. Ежегодно на эти пенсии выделялось: по 500 рублей - на 1-ю степень, по 300 рублей - на 2-ю степень, по 200 рублей - на 3-ю степень и по 100 рублей - на 4-ю степень.

С 9 августа 1844 г. на крестах всех степеней, а с 27 октября и на звездах, которые жаловались лицам нехристианского вероисповедания, изображение креста, букв "С.Р.К.В.", вензель Св. Владимира и дата учреждения ордена заменялись изображением императорского орла.

22 июля 1845 г. был принят новый Статут ордена. В нем говорилось, что орден Св. Владимира "установлен в награду подвигов, совершаемых на поприще государственной службы, и в воздаяние трудов для пользы общественной подъемлемых", а также "за ревностную службу, прилежание, труды и беспорочность в отправлении должности". ("Свод учреждений государственных" 1892г, кн. 8, разд. 2 гл. 7, отд. 1, ст.386).

Статут определил порядок награждения орденом за выслугу лет. Так, классные чины гражданского ведомства, прослужившие 35 лет, награждались орденом 4-й степени с надписью "35 лет"; чины военного ведомства, прослужившие 25 лет, - орденом 4-й степени с бантом и надписью "25 лет"; чины военного морского ведомства, совершившие 18 кампаний и "служившие против неприятеля", - орденом с бантом и надписью "18 кам."; а совершившие 20 кампаний, но не служившие против неприятеля - орденом с бантом и надписью "20 кам."

Высочайшим Указом от 5 августа 1855г. было установлено, что к знакам, которые жаловались за военные подвиги, присоединялись по два накрест лежащих меча посередине креста и звезды. При этом бант 4-й степени ордена Владимира носить не полагалось. Бант из орденской ленты к таким знакам стал добавляться с 15 декабря 1857г. Однако лица, состоявшие в гражданских чинах, и лица других званий получали орден за военные заслуги хотя и с мечами, но без банта: бант был прерогативой лишь чинов военных.

Лица, имевшие орден с мечами, при награждении более высокой степенью того же ордена за невоенные заслуги получали знаки со скрещенными мечами наверху креста и звезды. К началу XX столетия было разрешено носить все полученные орденские знаки, независимо от того, заслужены они в боевой обстановке или в мирное время. Но награды с мечами по-прежнему ценились выше, чем не имеющие этих дополнительных элементов.

С каждого пожалованного орденом взимался единовременный взнос. Его размер со временем менялся. К 1916г. для кавалеров ордена Св. Владимира он составлял:

1-й ст. - 450 руб.,

2-й ст. - 225 руб.,

3-й ст. - 45 руб.,

4-й ст. - 40 руб.

От этого взноса освобождались лица, получившие знак ордена 4-й степени за выслугу лет и за совершение определенного числа морских кампаний, а также иностранцы, состоявшие на русской службе.

Пожалование орденом Св. Владимира любой степени предоставляло награжденным право потомственного дворянства, за исключением лиц купеческого звания, которые получали право потомственного почетного гражданства. Указом от 2 августа 1900г. 4-я степень ордена из этого правила была изъята.

Императорский и Царский Орден Святого Станислава был учрежден в 1765 году. Девиз: "Награждая, поощряет". Российский Статут утвержден 28 мая 1839 г. Имел 3 степени. Знак ордена представлял собой крест красной эмали четырьмя польскими орлами между лучами, в центральном медальоне - изображение Св. Станислава с инициалами "SS" по сторонам фигуры. Позднее, став российской наградой, орден утратил изображение святого, сохранив лишь инициалы "SS". Вручался орден, согласно Статуту, только тем, кто имел официальное доказательство своего благородного происхождения в четырех восходящих поколениях по отцу и по матери.

В 1839 г. Николай I издал новый Статут ордена, в котором говорилось, что орден Св. Станислава установлен "в награду заслуг, споспешествующих общему благу Российской империи или нераздельного с нею Царства Польского". Данным орденом мог быть награжден "любой подданный Российской Империи и Царства Польского, кто преуспеянием в Христианских добродетелях или отличною ревностию к службе на поприще военном, как на суше, так и на море, или гражданском, или же в частной жизни, совершением какого-либо подвига на пользу человечества или общества, или края, в котором живет, или целого Российского государства". В частности, орден мог даваться за благотворительную деятельность, за учреждение значительных и полезных для страны мануфактур, за неоспоримо полезные открытия в земледелии, торговле, науках, искусствах и ремеслах, а также за "сочинение и обнародование творений, признанных общеполезными". В Статуте было сказано, что право на пожалование "распространяется ровно как на духовные чины иностранных исповеданий, так и на все чины военные, сухопутные и морские, и гражданские, на дворян чиновных и безчиновных, на почетных граждан и купцов, вообще служащих и не служащих." Так, орденом Св. Станислава 3-й ст. могли награждаться чиновники низших классов, начиная с губернского секретаря (этот чин шел сразу после самого низшего - коллежского регистратора).

С 9 августа 1844 г. на крестах всех степеней, а с 27 октября 1846 г. и на звездах, которые жаловались лицам нехристианского вероисповедания, вместо латинского вензеля Св. Станислава изображался двуглавый орел. Орден Св. Станислава любой степени предоставлял права потомственного дворянства. С 1845 г. эти права были подтверждены, однако Высочайшим повелением было приостановлено награждение знаками ордена 2-й и 3-й степени. Возобновились награждения лишь с 28 июня 1855г., но с этого времени право потомственного дворянства предоставляла только 1-я степень.

С 1855г. к знакам ордена, жалуемым за военные отличия, присоединялись два накрест лежащих меча - посередине креста и звезды. В случае награждения знаками того же ордена более высокой степени за невоенные заслуги мечи помещались в верхней части креста и звезды.

С 3 апреля 1857г. к знакам ордена 3-й степени, жалуемым за военные заслуги, присоединялся бант из орденской ленты.

22 апреля 1868г. право быть пожалованными 3-й степенью ордена получили "домашние учителя отличным, со времени утверждения в классных чинах, прохождением службы не менее пятнадцати лет."

Как мы видим, статутах орденов Св. Георгия и Св. Владимира нет указаний на сословные ограничения, а получить их могли офицеры и чиновники, совершившие боевой подвиг или добившиеся успехов в гражданской службе. Павлом I в круг награждаемых орденами было официально введено духовенство, которое считалось сопричисленным к орденским корпорациям.

Медаль «За усердие» самая распространенная медаль в наградной системе России. Существовала золотая и серебряная медали, обе диаметром 30 мм. Награждались ею все сословия многонациональной империи. Согласно статье 676 Свода Законов, награждение этими медалями “испрашивалось в следующей постепенности: нагрудная серебряная на Станиславской ленте; нагрудная серебряная на Аннинской ленте; нагрудная золотая на Станиславской ленте; нагрудная золотая на Аннинской ленте; шейная серебряная на Станиславской ленте; шейная серебряная на Аннинской ленте; шейная серебряная на Владимирской ленте; шейная серебряная на Александровской ленте; шейная золотая на Станиславской ленте; шейная золотая на Аннинской ленте; шейная золотая на Владимирской ленте; шейная золотая на Александровской ленте; шейная золотая на Андреевской ленте”.

Серебряной медалью на Станиславской и Аннинской лентах “жаловались” гражданские чиновники всевозможных ведомств; волостные старшины за выслугу лет, “крестьяне, занимавшие должности по сельскому общественному управлению, равно как и не занимавшие сих должностей, в случае важных заслуг...”, “мастера, подмастерья и мастеровые... императорских заводов... в поощрение к трудолюбию и искусству и за особенные заслуги, открытия или изобретения,..”, а также “...лица, обратившие на себя внимание в деле народного образования...”, башкиры “за служебные отличия, состоящие в улучшении хозяйства и устройстве промышленных и фабричных заведений” и т.д. и т.п. В период царствования Николая II возможности награждений золотой медалью еще более расширились: “Шейной золотой на Владимирской ленте (награждались нестроевые чипы старшего разряда за 30 лет службы) из них 25 лег в старшем разряде”, этой же медалью на ленте высшего ордена - св. Андрея Первозванного награждались “прапорщики, прослужившие 13 лет, и строевые унтер-офицеры, награжденные Знаком отличия ордена св. Анны за особые заслуги”. С 1912 года такой медалью на ленте ордена св. Александра Невского “жаловались” “...лица, получившие в наградном порядке звание потомственного почетного гражданина”. Такой же медалью на лентах различных орденов награждали крупных купцов и промышленников за особые повторные заслуги перед правительством, служителей полицейских и пожарных команд (на Владимирской ленте) за повторные, “особо выдающиеся заслуги”; награждались ими и волостные старшины, медицинские чины и работники народного образования и даже женский преподавательский персонал “Школы Императорского Общества поощрения художеств”, имевшие уже шейную серебряную медаль на Владимирской ленте. Серебряную медаль носили на лентах низших орденов: св. Станислава и св. Анны.

Почетное гражданство - особое сословие, возникшее в 1832 году, с целью награждения за особые заслуги в области промышленности и торговли. Значительно проще было получить личное почетное гражданство, потомственное почетное гражданство давалось лишь в исключительных случаях. В 1859 году для получения почетного гражданства нужно было пробыть купцом первой гильдии десять лет, второй двадцать. Евреи, имеющие ученые степени уравнены с прочими в отношении получения награды.

Использование в наградной системе медалей и ценных подарков позволяло государству поощрять заслуги непривилегированных сословий, боевые подвиги казачества, унтер-офицерства и нижних чинов. Помимо различных социальных слоев, за исключением крестьянства, на визуальные знаки отличия могли рассчитывать и представители многочисленных народов, являвшихся подданными Российской империи, ее союзниками и сторонниками. Уникальным явлением можно считать учреждение ордена Св. Екатерины, которым жаловались исключительно особы женского пола, принадлежащие к дворянским родам. Таким образом, можно говорить о формировании в XVIII столетии многоуровневой наградной системы Российской империи, в которой существовали награды для представителей разных сословий и национальностей. Ее составными частями можно считать ордена Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского, Св. Георгия, Св. Владимира, Св. Анны, Св. Екатерины, боевые, персональные, памятные медали, наградные портреты монархов, ценные подарки, оружие, земельные и денежные пожалования.


1.2. Законодательство в отношении награждения евреев России

Еврейское население в массе своей появилось в Российской Империи только в царствование Екатерины II (1762-1796 гг.) огромное количество польских евреев сразу очутилась под властью России, вследствие раздела Польши и присоединения многих ее областей к России. Русское еврейство еще долгие годы спустя представляло собой однородную среду, глубоко проникнутую преданностью религиозным заветам, отрешенную от окружающего мира. Единицы только имели светское образование.

Законодательная инициатива заметно опоздала и лишь зафиксировала уже начавшую складываться наградную практику. Первый упомянутый в архивных документах факт награждения еврея медалью отмечен еще в царствование императора Павла I. В феврале 1799г. по высочайшему повелению очень редкую золотую медаль с портретом и вензелем Павла Петровича, видимо, на ленте ордена Св. Иоанна Иерусалимского ценой 79 руб. 55 коп. получил еврейский раввин местечка Шаргород Давид Герценштейн, "участвовавший в прекращении заразительной болезни" в Подолии. Впервые на законодательном уровне статья о награждении за отличия иудеев вообще, без конкретизации самого вида поощрения, была закреплена "Положением для евреев" - первым российским правовым кодексом по еврейскому вопросу, утвержденным именным указом Александра I, данным Сенату, "О устройстве евреев" от 9 декабря 1804 г. Пункт 43-й части IV "о гражданском устройстве евреев" гласил: "Евреи, отличившиеся знаниями или важными государству заслугами, будут соразмерно тому отличаемы и награждаемы".1 Золотой медалью c портретом императора Александра I и надписью на реверсе "за безкорыстие и усердие на пользу казенную" для ношения на шее на Александровской ленте был пожалован каменец-подольский купец 1-й гильдии Янкель Хаймович "за оказанное им усердие и безкорыстие при исправлении Каменец-Подольской крепости"

В апреле 1811 г. золотой медалью «за усердие» был награжден заславский купец 1-й гильдии Мотка Гальперсон «за исправное окончание поставки для Молдавской армии хлеба... по ценам, для казны выгодным, и за перевозку за свой счет в разные магазины хлеба». Тогда же, в апреле 1811 г. золотые медали «за усердие» а алой ленте получают дубенский и житомирский куец Рабин Моргульс и заславский купец 1-й гильдии Израиль Гальперин за перевозку в магазины хлеба «без всяких от казны платежей». Последний в октябре того же года награждается второй золотой медалью «за усердие», но уже на голубой (более высокого достоинства) ленте «за исполнение поручений по части Министерства Финансов».

Другой наградой, которой удостаивались представители еврейского населения России, является медаль «за полезное». Она была учреждена Александром I в декабре 1801 г. Ею награждали купцов, мещан и крестьян за различные заслуги перед государством в области торговли, промышленности и сельского хозяйства, а так же за крупные пожертвования. Впервые такую золотую медаль на голубой ленте получил в июне 1808 г. одесский купец 2-й гильдии Полнер «за усердие, оказанное в доставлении разных материалов, для водворения иностранных колонистов нужных, и в поставке для армии знатного количества хлеба весьма выгодными для казны ценами».

Медаль, которой награждались евреи в XIX в. в основном за трудовую деятельность, - «за усердную службу». Она была учреждена в августе 1801 г. для широкого круга лиц: султанов, ханов, старшин и других предводителей народов или народностей Российской Империи за различные заслуги, оказанные правительству. Первым из евреев такой медалью на Аннинской ленте был пожалован в мае 1811 г. евпаторийский купец 1-й гильдии Мошевич.2 Предприниматель награждался «за долговременную службу по выборам купееским и за разные пользы городу, им оказанные».

За важные услуги для правительства в период русско-турецкой войны 1806-1812 гг. был удостоен купец Янкель Бронштейн медалью «за отличное усердие» для ношения на Владимирской ленте. Виленский купец Исаак Адельсон в 1812 г. получил золотую медаль «за усердие» на голубой ленте «за оказанное им в разных случаях усердие к пользе государству»3, позднее он был отмечен правительством вторично в сентябре — октябре 1814 г. награждается золотой медалью «за полезное» на Александровской (алой) ленте «за доставку войскам припасов». В декабре 1812 г. министр полиции генерал-адьютант А. Д. Балашов писал о представлении к золотой медали «За полезное» на алой ленте проскуровского купца 1-й гильдии Лейбера Берковича «за усердие, оказанное им в деле, учиненном еврейским сословием Подольской губернии, пожертвования». А в 1813г. «за пожертвования для армии» золотую медаль «За усердие» на алой ленте получил бердичевский купец Рувин Рубенштейн. Медалью такого же достоинства за пожертвования «в пользу казны» в феврале-апреле 1814 г. был награжден виленский купец Слуцкий. В 1812 г. слонимский купец 2-й гильдии Гиллер получил золотую медаль «За усердие» на алой ленте «за особенную исправность его по продовольствию припасами Слонимского военного госпиталя».

Опасение мнимых французско-еврейских происков накануне войны с Наполеоном повлекло за собой меры пристального наблюдения и выселение евреев из сельских местностей. Около 60 тысяч еврейских семей обречены были на разорение изгнанием в города, в которых не хватало занятий для такого количества селян. 4

Непрочность отношений между Россией и Францией грозила новым столкновением. При таких обстоятельствах нецелесообразным казалось возбуждать репрессиями раздражение в еврейском населении, сосредоточенном в пограничных местностях.

Политика Александра I - политика колебаний, нерешительности быстро возбудила недовольство во всех слоях населения. От севера к югу во всех губерниях все классы подданных отягощены и разорены податями и налогами.

16 ноября 1806 года последовал высочайший манифест о войне с Францией. Опасение внутренних осложнений, могущих явиться в связи с затеянной войной, подсказывало мысль возбудить в широких массах напряженный интерес к начавшейся кампании, вызвать воинственное воодушевление. Предлагалось начальникам западных губерний, информировать евреев, что синедрион стремится к изменению еврейской религии. Таким образом, на два фронта производились внушения противоположного свойства: православному населению внушалось, что его вере угрожает Наполеон вкупе с евреями, а евреям - что Наполеон посягает на их религию. В печати Наполеона называли "лжемессия". Крупные пожертвования делали еврейские общины на нужды "народного ополчения". Эта кампания против Наполеона кончилась поражением армии Бенигсена при Фридланде в июне 1807 г. и Тильзитским дружественным договором. С "антихристом" был заключен союз. Простой народ был поставлен в тупик.

Опасения относительно поведения евреев в случае войны продиктован был именно бесправным их положением. Усмотрят ли они в нашествии врага перспективу улучшения их участи, отдадут ли ему свои симпатии и окажут ему услуги.

Как велик бы ни был подъем народного духа в известные исторические моменты, всегда остаются огромные массы людей, не затронутых непосредственно разыгрывающимися событиями, относящимся к ним с большим или меньшим безразличием и продолжающих неизменно вести прежнюю жизнь, с ее повседневными заботами и интересами. Русское еврейство в массе проявило во время Отечественной войны активную преданность России, враждебность неприятелю.

16 июня 1812 г. - день вступления Наполеона в Вильно. Перспектива быть завоеванными Наполеоном для русских евреев отнюдь не была радужной. Они опасались возвращения польского правительства, при котором подвергались несправедливостям и насилию. Шнеер-Залман, глава белорусских хасидов, говорил, что когда всевышний поможет государю и враги его будут повержены, он вспомнит о евреях и улучшит их положение. Шнеер-Залман считал борьбу Александра и Наполеона борьбой между смирением перед Богом и гордыней.

Личной воинской повинности в это время для евреев еще не было. Единичные евреи были в рядах армии в качестве добровольцев. Как явление регулярное, служба евреев в русской армии началась лишь 1827 г. на них распространено было отбывание рекрутской повинности в натуре. Таким образом, участие русских евреев в событиях 1812 г. лишь в единичных случаях могло иметь место на самом поле брани. В виде же общего правила оно, естественно, могло главным образом выражаться в различных услугах русской армии. Они передавали сведения о расположении французских войск. Значительную помощь оказывала "еврейская почта". Крайне слабое развитие в ту пору государственных почтовых учреждений вызывало для евреев в западном крае необходимость содержания своей особой частной почты, которая обеспечивала бы еврейским торговцам возможность письменного сообщения между разными городами, более быстрого и регулярного. Она имела свои тракты и станции, пролегающая по глухим местностям.

Поставкой товаров для отечественной армии отличились представители российского еврейства — Зундель Зонненберг из г. Гродно и Лейзер Диллон из Несвижа. Они координировали деятельность еврейского населения оккупированных земель по оказанию помощи войскам в 1812-1813 гг. Зонненберг получил медали «за усердие» на Аннинской и Александровской лентах, а Диллон золотую медаль «за усердие» на алой ленте. В 1812 г. серебряными медалями «За усердие» на красных лентах удостаиваются кагальные члены местечка Видзы виленской губ. Иосель Салит и Вульф Рапопорт.5 Серебряной медалью «За полезное» на алых лентах был награжден житель того же местечка Зельм Ванштейн. А в 1814 г. «находящиеся при Его Императорском Высочестве цесаревиче Константине Павловиче» динабургский мещанин Зальм Маусович и виленский житель Моисей Амсеевич получили золотые медали «за усердие» на алых лентах за ревностное выполнение различных поручений и услуг в продолжение военной кампании 1812-1814 гг.

Первый зафиксированный случай награждения еврея за помощь властям в соблюдении законности и порядка относится к ноябрю 1810 г. Тогда серебряной медалью «За усердие» на Аннинской лнте был пожалован житель Санкт-Петербурга, уроженец г. Житомира Вайтман «за споспешествование здешней молиции к открытию и поимке воров». 6

Последний факт награждения иудея за заслуги в Отечественной войне 1812 г. зафиксирован за март — апрель 1820 г. «За оказанные в прошедшую (Отечественную) войну услуги и за успешное исполнение сделанных ему нены секретных поручений» представлен к золотой медали «За усердие» на Александровской ленте ковенский житель Берка Нейман. Он «находился агеном при высшей военной полиции... в Москве во время нахождения французов».

Иногда инициатива награждения исходила не от вышестоящего начальства, а от самого претендента. Например, в октябре 1817 г. санкт-петербургский военный губернатор генерал от инфантерии гр. С.К. Вязьмитинов писал в своем письме следующее: «Господин статс-секретарь В. Р. Марченко сообщил мне, что государь император, рассмотрев всеподданнейшую просьбу Волынской губернии Луцкого повета мещанина Лейбы Ицковича Верницкого о награждении его за оказанные им услуги в последнюю кампанию, пожаловал ему серебряную медаль за Аннинской ленту».

Имеются сведения этого периода о награждении евреев без указания их конкретных действий. Среди награжденных медалью «За усердие» различного достоинства - купец Гиршик Мошкович, юрбургский житель Меер Марковский, дисненский бургомистр Маркус, купц Авраам Ланзер, виленский куец 1-й гильдии Завель Германз, копысский купец Ноткин, дриссенский мещанин Ицых Алтшулер, виленский житель Закс (впоследствии получивший медаль «За усердую службу», градненские купцы Мовша и Абель Рабиновии, радзвилловские жители — куец 3-й гильдии Меер и мещанин Хаим Заксы, жители мест. Меречь Виленской губ. Гирш Горд и Азик Шаелиович, купец Шмуль Левенсон, брестские жители Лейзер Рубенштейн и Абрам Венигрид.7

В Лепеле, Витебской губ. еврейское общество взяло под свое попечение раненых русских солдат, которых французы по вступлении в город выбросили из больницы. Евреи постились, прося всевышнего о пособии русскому оружию. Велико было в разоренном крае число жертв эпидемии, вызванной огромным скоплением неприятельских трупов. В Минске их сожжено и погребено 17000, не считая огромного количества павших лошадей.

После войны, вопреки ожиданиям, снова был принят ряд мер, направленных на систематическое ограничение евреев в правах передвижения и пр.

В ноябре 1814 г. «за доставление казне значительных выгод при разных постройках, торгах и подрядах» золотой медалью «за усердие» на голубой ленте был награжден радомысльский купец Берко Абрамов. В январе 1827 г. Такую медаль на Аннинской ленте получил ратман Виленской городской думы Карнер «за содействие к умножению акциза с питейного сбора в г. Вильне». Обладателями золотых медалей «За усердие» на Аннинской ленте стали виленские евреи — кагальный Шолом Иструх, содержатель почтовых станций по Гродненскому такту Абрам Лейбович, а также мещанин Ковенского у. Шендер Яновский, уманский купец 3-й гильдии Ковка Гросман, могилевский кпец 1-й гильдии Шмерк Лурье «в награду услуг, оказанных при постройке... Кенигсбергского шоссе».

Серебряной медалью «За усердие» на Аннинской ленте в 1844 г. получил городищенский купеческий сын Иосиф Арнштейн «за произведение без платы работ для Киевского института благородных девиц на сумму 27.900 рублей и вообще за оказанное им усердие и полезные действия».

Еще большее число иудеев было поощрено правительством за трудовые заслуги медалью «за полезное» разного достоинства. В марте — апреле 1815 г. золотые медали на голубых ленах получили одесский купец 1-й гильдии Янкель Рабинович и кагальный член тульчинской общины Даниель-Мейер Розенблюм, а на алых лентах — брацлавский купец 3-й гильдии Хаймович и касубазарский купец 2-й гильдии Берлин.

В январе 1820 г. золотую медаль «За полезное» на Аннинской ленте получает екатеринославский купец 3-й гильдии Трояновский «за содержание почтовых станций в Екатеринославе и других местах с пользой для казны».

Спустя годы евреи принимали участие в подавлении первого польского восстания (1830-1831 гг.) За это евреи награждались золотыми или серебряными медалями "за усердие" разного достоинства и, соответственно, цены.

Чаще всего в документальных источниках в качестве заслуг награждаемых евреев встречаются "разные поручения", выполняемые ими для командования воинских частей, действовавших против восставших поляков. Вероятнее всего, евреи совмещали в своей деятельности сразу несколько функций, занимаясь той разнообразной работой, которую издавна называли факторством. Под этим понятием в мирное время, как правило, подразумевалось обеспечение хозяйства какого-либо лица (помещика) всеми необходимыми товарами, а также полезной информацией. Фактор являлся своего рода доверенным лицом, отвечающим за экономическое состояние дворянского владения.

По высочайшему повелению от 17 июля 1836 г. "тем нижним чинам из евреев, кои участвовали в походах и сражениях противу польских мятежников в пределах Царства Польского", было разрешено представлять их к пожалованию знаками отличия военного ордена Св. Георгия ("в награду за военные подвиги") и ордена С. Анны ("за выслугу безпорочно 20 лет") в соответствии с положениями об этих наградах (согласно именному указу Николая I, объявленному канцлеру российских императорских и царских орденов управляющим Военным министерством, "О награждении знаками отличия нижних воинских чинов из евреев" от 10 июля 1836 г.)8

Новых еврейских подданных Россия получила в первой четверти XIX века не только на западных окраинах, но также в результате присоединения к империи Бессарабии (20 тыс. человек), Грузии (около 6 тыс.), Северного Азербайджана и Дагестана (около 15 тыс.). Политика в отношении «других» евреев существенно отличалась от политики в отношении евреев западных окраин. Правовой статус евреев инородцев и особой категории «природных» или «горских» евреев Кавказского наместничества был окончательно определен в 1888 году. Последние стали пользоваться теми же правами, что и горцы мусульмане, тоже перешедшие в российское подданство в ходе русского завоевания края. На Восточном Кавказе (Дагестанская область и Закатальский округ Елизаветпольской губернии) горские евреи входили в так называемое военнонародное управление, то есть управлялись по местным обычаям выборными старшинами, утвержденными российскими военными. Власти империи также не имели систематической политики обращения евреев в христианство. Единственным исключением были кантонисты. Батальоны кантонистов были устроены именно так, чтобы способствовать обращению, и Николай I требовал регулярных, ежемесячных докладов о результатах.

Николаевское правительство было заинтересовано в привлечении евреев к сельскохозяйственному труду, и в течение 40 лет проводило политику, направленную на решение этой задачи. "Правила о рекрутской повинности евреев-земледельцев, поселенных по распоряжению правительства на казенных землях Херсонской губернии, и о лучшем устройстве их водворения" содержалась правовая норма о награждении еврейских поселенцев- колонистов за особые заслуги золотыми и серебряными медалями на синих лентах. В части V "О наградах, предоставляемых евреям, отличившимся в сельском хозяйстве", в параграфе 27, говорилось: "Евреи поселенцы, отличающиеся в сельском хозяйстве, производившие в течении пяти лет непрерывно высевы хлеба с огородными овощами не менее десяти десятин, имеющие собственный плуг с волами, производящие высевы конопля и льну, разведшие около дома более 50 деревьев, имеющие более 20 штук рогатого скота, не менее 100 овец, устроившие дом, двор и прочие хозяйственные строения прочно, и содержащие оные в исправности, награждаются с высочайшего разрешения по точному удостоверению Конторы (опекунства новороссийских иностранных поселенцев) и по представлению министра внутренних дел серебряными медалями на синих лентах; а когда по получении медали, в течении десяти лет хозяйство свое усовершенствуют и удвоят, то по засвидетельствованию о том начальства награждаются золотыми медалями на таких же лентах". В параграфе 29: " Евреи земледельцы, отличившиеся в сельском хозяйстве сообразно п.27, и находившиеся притом в течении десяти лет в звании сельских старшин, в коем распоряжениями, примером и советом окажутся содействовавшими к устройству колонии и к усилению прилежания в сельском хозяйстве между поселенцами оно, награждаются по таковому же удостоверению золотыми медалями, если начальство будет о том ходатайствовать", "получившие сии медали избавляются лично от телесного наказания, отдачи в рекруты по рядовой повинности, имеющие же 50 лет и более, освобождаются и от личных нарядов в работы и подводы по сельским повинностям." (параграф 28)

10 апреля 1832г. выходит царский манифест "об установлении нового сословия под названием почетных граждан" несколько расширивший права и

преимущества городов и их жителей в связи с развитием торговли и промышленности. В параграфе 15 о евреях упоминается "Евреи в тех губерниях, где им жительство дозволено также могут возводимы быть в почетное гражданство, но не иначе, как за необыкновенные заслуги или отличные успехи в науках, художествах, торговле и мануфактуной промышленности, особыми нашими указами". Реально почетного гражданства в это время, конечно, могли удостоиться лишь очень немногие евреи, однако важно было, что данное право получило законодательное закрепление. Следующее, второе "Положение о евреях", утвержденное Николаем I 13 апреля 1835г., несколько расширило круг категорий еврейского населения империи, которым жаловали наградные медали: с этого времени их могли получать за особые заслуги казенные раввины. В главе V "о делах веры и обрядахъ", в параграфе 98, сказано "Раввин, исправлявший безпорочно свою должность и вновь, по избранию общества, утвержденный в оной, пользуется в местах оседлости евреев лично почетными правами купечества I гильдии; но занимается торговлею не может иначе, как на основании общих правил, для торгующих евреев постановленных"; а в параграфе 99: "Раввины, получившие почетные права купцов I гильдии и после того исправлявшие безпорочно свои обязанности не менее девяти лет, награждаются золотыми медалями".

Чтобы верно определить статус казенного (общественного) раввина, следует рассматривать его не просто как священника, возглавляющего иудейскую общину, а как российского чиновника, ответственного за состояние дел в своей местной общине, осуществлявшего регистрацию рождений, смертей, браков и разводов внутри общины и представлявшего ее в официальных государственных учреждениях. После отмены в России кагальной системы в 1844г. казенный раввинат становится главным связующим звеном между еврейским населением и властными структурами империи. Учитывая значительный авторитет раввинов в широкой народной среде, можно понять эту меру Николаевского правительства, направленную на поощрение данной категории лиц из верхушки еврейской общины.

Власти рассчитывали на превращение их в проводников своей политики, считали необходимым не только официально признавать раввинат как орган надзора за внутренней жизнью общины и охранять его престиж в глазах еврейского народа.

В дальнейшем, с середины XIX в., российская администрация обращается в своем наградном законотворчестве к новым категориям еврейского населения.

Выходит несколько основополагающих законов в этой области. Первый из них - высочайшее утвержденное мнение Государственного совета "О назначении при генерал-губернаторах ученых евреев для особых поручений" от 3 июля 1850 года. Было решено назначить при генерал-губернаторах по два-три инспектора из "благонамереннейших" просвещенных иудеев и преимущественно из раввинов. Они предназначались к использованию их генерал-губернаторами "собственно по делам религиозным, где нужно нравственное влияние их к ослаблению фанатизма и тех еврейских установлений, которые не сообразны с общими нашими гражданскими законами".

Минский купец 2-й гильдии Аарон Люрье «за благотворительные поступки, неоднократно оказываемые на пользу Минской еврейской больнице» получил золотую медаль на Аннинской ленте в июне 1833г.9 «за сделанные в пользу учебных заведений пожертвования» получил такую же медаль Мовша Ицкин Прейсман.

Известны факты вручения наград проживавшим херсонских колониях раввинам. Так, в 1859 г. получили золотые и серебряные медали на Станиславской ленте «за твердое знание догматов веры и за добрые качества» Драпкин (кол. Израилевка), Лавут (кол. Романовка), Слинин (кол. Б. и М. Нагартавы) и Сырот (кол. Эфенгар).10

В 1833 г. серебряную нагрудную медаль на Владимирской ленте с формулировкой «за человекобивые подвиги, оказанные при спасении утопавших людей и во время пожаров» получили житель мест. Берестечко Хаскель Скульский, в июне 1834 г. бахмутскй мещанин Давид Самойлов, в ноябре 1838 г. дисненский житель Гирш Данхио.

В декабре 1836 г. золотой медалью «за усердную службу» на Аннинской ленте был награжден староста Мстиславских еврейских больниц и богаделен Лейтес, а в декабре 1838 г. такую же награду получил попечитель Одесской еврейской больницы купец 1-й гильдии Незгурицер «За услуги и пожертвования во время свирепствававшей болезни холеры в г. Николаеве». «За содействие к прекращению в Вильне между евреями болезни холеры» золотой медали на Александровской ленте был удостоен в январе 1832 г. купец Гирша Клячко. В декабре 1843 г. попечитель Одесской еврейской больницы купец Биллиг получил золотую медаль «За успердие» на Владимирской ленте.

В России существовали медали, специально отчеканенные в качестве награды за заслуги в области медицины. Одна из них - «За прививание оспы» - была учреждена в феврале 1826 г. Николаем I. Золотыми и серебряными медалями для ношения в петлице на груди награждали наиболее отличившихся прививальщиков оспы в губерниях по спискам, утвержденным царем. В декабре 1858 г. обладателями серебряных медалей стали невельский мещанин Янкель Ерохов, полоцкий мещанин Ицка Левман, мастера цирюльничьих цехов Подольского у. Подольской губ. Герш-Бер Гольденберг и Проскуровского у. - Йойла Рейзин и Йось Беншток. Медаль «за прекращение чкмы в Одессе» была учреждена в апреле 1838 г. повелением Николая I для награждения лиц, оказавших действенную помощь и отличившихся во время борьбы с чумой в г. Одессе в 1837 г. Золотыми медалями для ношения в петлице на груди награждали офицеров, купцов, врачей и медицинских чиновников, а серебряными — канцеляристов, урядников, фельдшеров и мещан.11 Золотые медали «за прекращение чумы в Одессе» получили около 30 еврейских медиков и купцов 1-й и 3-й гильдий, серебряные — 15 еврейских фельдшеров и мещан.

Существовали другие формы поощрения евреев за полезную деятельность: крупные денежные суммы в виде золотых монет, драгоценные перстни, золотые часы, почетное гражданство, благодарности. Многие из этих форм предшествовали такому виду награждения как медали12.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница