Музыкальная гостиная. «Музыка Людвига ван Бетховена»




Скачать 338.03 Kb.
Дата10.08.2016
Размер338.03 Kb.
h:\с\cbec7a6958c3%20_2.gif

Тема: Музыкальная гостиная. «Музыка Людвига ван Бетховена».

мерцающая нотная строка (заставка)

Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Бетховена;

сформировать у детей чувство познания прекрасного;

воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе музыкальных образов.

Задачи: прослушать ряд музыкальных произведений;

учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

развивать образное мышление.

Оборудование: портрет Бетховена;

плакат с изображением пианино и надписью «Музыкальная гостиная»;

стол накрыт скатертью, на котором стоит подсвечник с зажженными свечами, цветы, музыкальные книги;

аудиозаписи произведений Бетховена.



Ход внеклассного мероприятия.

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

1.Слово учителя.

Сегодня, ребята, я приглашаю вас посетить музыкальную гостиную, где мы поговорим о музыке, которая всегда с нами. Она служит взаимопониманию людей, пробуждает и поддерживает в них чувство родства, воплощает общественные идеалы, помогает каждому обрести смысл жизни. С музыкой мы соприкасаемся в раннем детстве, когда слушаем мамины колыбельные песни. Они пробуждают чувство радости, стремление двигаться, улыбаться, незаметно для себя ребенок оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего, что передумало и пережило человечество. Пройти этот путь человеку позволяет тесная связь музыки с жизнью. Значит, говорить о музыке – это говорить о жизни! В ней отражается все, чем живет человек.

2.Чтение стихотворения «Музыка» Р.Рождественского

1 чтец.

Загремели свадьбы, застонали проводы.

Перепутались и праздники и плачи…

Строки нотные стоят колючей проволокой.

Я бы музыку записывал иначе.

Я бы музыку писал, на клевер падая.

Мне бы нравилась поющая работа.

Я бы музыку писал на строчках пахоты, на ладошках годовалого ребенка.

Засыпал и просыпался, ел не досыта, растворился б в неожиданных мотивах.

Я бы музыку писал на струйках дождика или лучше – на летящих паутинах.



2 чтец.

Я бы музыку ловил в озерах ласковых.

Я бы пил ее, как пьют хмельное зелье.

Я бы музыку писал на крыльях ласточек,

Я бы музыку писал на шкуре зебры.

Я бы музыку творил, кричал и мучился.

Я б искал ее возвышенно и жадно…

Но уже сочинена такая музыка.

Если ты ее не слышишь – очень жалко.

3.Слово учителя.

Музыка бывает разная. Например, легкую эстрадную музыку, обращенную к самой широкой слушательской аудитории, вы довольно часто слышите везде. Но есть иная музыка, которая по-другому нами воспринимается. Это классическая музыка.

4.Беседа.

-Что же мы понимаем под классикой? (Это такие музыкальные произведения, которые отвечают самым высоким художественным требованиям, они не ограничены рамками времени, они вошли в фонд мирового музыкального искусства).

-Каких композиторов, чьей музыкой восхищаются до сих пор, перед величие которых преклоняются, вы знаете? (Бах, Бетховен, Моцарт, Глинка, Мусорский, Чайковский).

5. Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с творчеством Бетховена (показ портрета). «Музыка должна высекать огонь из людских сердец, - говорил Людвиг ван Бетховен, чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения.

6.Чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Бетховен»



3 чтец.

В тот самый день, когда твои созвучья

Преодолели сложный мир труда,

Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,

Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.

И яростным охвачен вдохновеньем,

В оркестрах гроз и трепете громов,

Поднялся ты по облачным ступеням

И прикоснулся к музыке миров.

Дубравой труб и озером мелодий

Ты превозмог нестройный ураган,

И крикнул ты в лицо самой природе,

Свой львиный лик просунув сквозь орган.

4 чтец.

И пред лицом пространства мирового

Такую мысль вложил ты в этот крик,

Что слово с воплем вырвалось из слова

И стало музыкой, венчая львиный лик.

В рогах быка опять запела лира,

Пастушьей флейтой стала кость орла,

И понял ты живую прелесть мира

И отделил добро его от зла.

И сквозь покой пространства мирового

До самых звезд прошел девятый вал…

Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!

7.Слово учителя.

-Сейчас я предлагаю вам прослушать сонату Бетховена «К Элизе», затем вы ответите на вопросы:

-Что вы можете сказать о данной мелодии, ее характере?

-Какие образы представили, слушая музыку?

-Каким показался композитор, написавший такую музыку?

8.Прослушивание мелодии, беседа.

-А сейчас послушайте краткую справку о жизни и творчестве композитора.

9. Краткая справка о композиторе.

Библиограф.

Творчество Бетховена открывает новый, 19 век в музыке. Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительно расширил границы музыки как искусства, насытил ее невиданными контрастами, напряженным развитием. Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, здесь он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гейдна, здесь прославился, прежде всего, как пианист. Бетховен превосходно импровизировал, а также исполнял свои концерты и сонаты, не уступавшие симфониям по глубине и силе музыкальных идей. Всего им были написаны 32 сонаты. Лирико – драматические образы 14 «Лунной» и 17 сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из – за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление 3 симфонии ознаменовало победу над человеческой волей. Грандиозность масштабов нового сочинения ошеломило слушателей. Бетховен хотел посвятить симфонию Наполеону. Однако, провозгласив себя императором, прежний кумир стал в глазах композитора губителем революции. Симфония получила название «Героическая». Однажды, когда «Титаник» получил пробоину, наскочив в открытом море на айсберг, обнаружилось, что многие погибнут. Спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. И тогда случилось невероятное.…На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра. Они заиграли «Героическую» симфонию Бетховена. «Титаник» погибал, а сотни людей, обреченные на гибель, слушали героическую музыку. Она укрепляла их дух, спасала от паники, вливала мужество в сердца гибнущих людей. В период с 1803 по 1813 год создается большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитор находится на вершине славы. Однако в последние годы жизни увеличивается разрыв между дерзновенными замыслами Бетховена и «танцующей» Вены. Все более привлекают композитора камерные жанры. В вокальном цикле «К далекой возлюбленной», последних квартетах и сонатах Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека. Тогда же создаются грандиознейшие полотна – 9 симфония, Торжественная месса. Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь вперед, к новым открытиям, Бетховен намного опередил свое время. Его музыка была и будет источником вдохновения для многих поколений.

10. Слово учителя.

Таковой является симфония №9 ре минор с заключительным хором «Оды к радости». Это было неслыханно! Симфония – сложное оркестровое произведение. Она подчинена строгим композиционным законам. При чем же здесь хор? Решение соединить в симфоническом произведении музыку и слово возникло не вдруг. Еще в юности Бетховен написал фантазию для фортепиано, хора и оркестра. Стихи сочинил его друг Кристофер Куфнер, но он был поэтом средним. А для 9 симфонии Бетховену требовалась настоящая поэзия. Бетховен выбрал «Оду к радости» Шиллера. Композитор считал эту симфонию лучшей. Она гимн человеческому счастью, любви, жизни. Перед первой ее премьерой думал, что публика не сможет по достоинству ее оценить. «Ах, Бетховен, Бетховен! - спохватился он, укоряя себя за неуместные мысли.- Подобает ли тебе прислушиваться к мнению публики! Разве не обманывала она раз за разом твои ожидания? Разве не ты сам – высший и единственный судья своим творениям? Неужели жизнь ничему не научила тебя?» Он с досадой вспомнил, как накануне молодой слуга, переписывая 9 симфонию, решил, что будет лучше, если отдельные музыкальные фрагменты нужно исправить. В надежде, что Бетховен ничего не заметит. Бедняга не знал, с кем имеет дело!... Давно не видели маэстро в таком гневе. Бетховен написал гневную записку: «Пачкун, исправьте ошибки, вызванные вашим невежеством, заносчивостью, непониманием и глупостью, прежде чем учить меня…». Перепуганный переписчик исправился, втайне радуясь, что еще легко отделался. Бетховен ошибся, что публика его не оценит. В зале после исполнения симфонии творилось что – то немыслимое! Люди бежали к сцене, овации не смолкали. И неизвестно, сколько времени продолжалось бы изъявление всеобщей благодарности и любви, если б не полиция, которая заставила публику разойтись. Симфония стала гимном человеческого существования, светом, к которому людям следует стремиться, чтобы не погибнуть во мраке безнадежности и безверия.

-Послушайте и вы Оду к радости из 4 части симфонии №9 ре минор.

11.Прослшивание Оды к радости.

12.Библиограф.

К тридцатым годам своей жизни Бетховен понял, что его неизлечимая болезнь ведет к полной глухоте. Именно тогда он почувствовал, что к нему пришла настоящая любовь. Возлюбленную звали Джульетта Гвичарди. Пятнадцатилетняя графиня, дочь надворного советника была вдвое младше Бетховена. Он стал ее строгим учителем и требовал от ученицы многого. Он часто раздражался, швырял ноты на пол и даже рвал их в клочья. Джульетта, дождавшись, ока гнев его уляжется, опять вела себя так, как отела. То льстилась к Бетховену, то смеялась, то гневалась, то проявляла незаурядные способности и так прилежно выполняла урок, то учителю не к чему было придраться. Вся она напоминала ему бурный весенний ручей, свежий и непредсказуемый. А именно природную естественность и ценил Бетховен выше всего. Он писал другу: «Мне стало отраднее жить. Я чаще встречаюсь с людьми. Эту перемену произвело очарование одной милой девушки. Я люблю ее. Первые счастливые минуты за последние годы…» О своей очаровательной ученице он стал думать как о будущей жене. А она? Воспитанная в аристократической семье, она свысока смотрела на своего учителя – пусть знаменитого, но не знатного происхождения, да к тому же еще и глохнущего. Понять гениальность своего учителя она не могла и нанесла Бетховену тяжелый удар – вышла замуж за бездарного сочинителя музыки. Представьте себе, как велики были страдания Бетховена и его стремление одолеть эти страдания. Вскоре Джульетта уехала с мужем в Италию. Пройдет 20 лет, и она, испытывая нужду в деньгах, обратится к своему бывшему учителю. Бетховен прикажет выдать ей 500 флоринов и не пожелает видеть.

13. Слово учителя.

А ведь когда – то он посвятил ей целую сонату, название которой «Лунная соната». Впрочем, так она стала называться гораздо позже, уже после смерти композитора. Немецкому поэту Рельштабу почудилось в ней отражение лунного света в водах швейцарского озера. В Вене сонату называли еще Беседочной. Будто бы композитор исполнил ее для своей возлюбленной в ночной беседке.

-Мне кажется, вам интересна будет и история создания «Лунной сонаты».

Давайте с ней познакомимся и посмотрим инсценировку. А чтобы придать атмосферу той далекой эпохи, зажжем свечи.



14. Инсценировка.

Действующие лица:

Автор.

Сестра.

Брат.

Бетховен.

Начинает звучать соната № 6 фа Мажор Бетховена.

Чтец. Это произошло в маленьком немецком городке в лунный зимний вечер. Я зашел к Бетховену, чтобы пригласить его погулять, а затем поужинать со мной. Когда мы шли по одной из темных, узких улиц, он вдруг остановился.

Бетховен. Да это же моя соната фа Мажор! Послушайте, как хорошо ее играют!

Чтец. Музыка доносилась из аленького скромного домика. Мы остановились около него и прислушались. В доме продолжали играть. В середине финала музыка внезапно оборвалась, (музыка затихает) и мы услышали голос.

Сестра. Я не могу больше играть. Она так прекрасна, а я не могу исполнить ее так, как она заслуживает. О, чего бы я ни отдала, только бы попасть на концерт в Кельн.

Брат. Сестра, зачем ты сетуешь, когда этому нельзя помочь. Мы ведь не можем даже заплатить за квартиру.

Сестра. Ты прав. Но все же я хочу хоть раз в жизни услышать настоящую музыку. Но, увы, это невозможно.

Бетховен. Давай войдем.

Автор. Зачем?

Бетховен. Я сыграю ей. Здесь царит чувство, здесь царит понимание! Я сыграю ей, она понимает мою музыку!

Автор. Мы вошли. У стола сидел бледный молодой человек, а около него, печально наклонив голову, сидела девушка.

Бетховен. Извините меня, но я услышал музыку, и это растрогало меня. Я музыкант. Я также услышал кое-что из вашего разговора. Вы хотите услышать.…Или вернее.…Или…не разрешите ли вы мне сыграть для вас?

Брат. Спасибо, но наш клавикорд очень старый и у нас нет нот.

Бетховен. Нет нот? А как же тогда девушка?

Автор. Он замолчал и покраснел, так как девушка повернула к нему лицо, и он увидел, что она слепая.

Бетховен. Прошу прощения, но я не понял раньше. Так вы играете по слуху?

Сестра. Исключительно.

Бетховен. А как же вы слушаете музыку, если не ходите на концерты?

Сестра. Когда мы жили в Брюле в течение 2 лет, я обычно слушала, как играла одна дама – наша соседка. Летом по вечерам окна ее квартиры были открыты, и я прохаживалась под окнами и слушала, как она играет. Вскоре научилась играть по памяти то, что она играла.

Начинает звучать вторая часть сонаты фа Мажор.

Автор. Она застеснялась, и Бетховен уселся за клавикор и заиграл. Еще за все годы моего знакомства с ним я не слышал, чтобы он играл так, как для этой слепой девушки и ее брата. Внезапно пламя свечи померкло, вспыхнуло и вновь погасло. Бетховен остановился, а я распахнул ставни, и в комнату ворвался поток яркого лунного света. В комнате снова стало светло, однако внезапная тьма, видимо, нарушила ход мыслей Бетховена. Он опустил голову на грудь, руки лежали на коленях, а сам он в течение некоторого времени казался погруженным в глубокую задумчивость.

Сестра. Удивительный человек, кто вы?

Брат. А я узнал. Это Бетховен.

Автор. Крик восторга и признания вырвался из груди брата и сестры. Он хотел встать и уйти, но они удержали его.

Бетховен. Я сыграю сонату при лунном свете!

Начинает звучать первая часть сонаты Бетховена № 14 до-диез минор – «Лунная».

Автор. Руки его опустились на клавиатуру, и он начал играть печальную и безгранично прекрасную музыку, которая легко неслась над инструментом, словно спокойный поток лунного света. Вскоре мы простились с сестрой и братом, они проводили нас молча, но это молчание было красноречивее слов, и остановились у двери, и стояли там до тех пор, пока мы не скрылись из виду.

Бетховен. Поспешим домой для того чтобы я мог записать эту сонату, пока я еще помню ее!

Автор. Мы пришли домой, и он принялся за работу. Бетховен закончил сонату только когда занялся день.

15. Слово учителя.

–Послушайте сонату и вы всем сердцем! И, быть может, услышите то, что никогда раньше не слышали.

16. Прослушивание «Лунной сонаты». Обмен мнениями.

17. Слово учителя. Итог.

-Горести и невзгоды сыпались на Бетховена в течение всей его жизни. «К несчастью, мое скверное здоровье стоит у меня поперек дороги. Вот уже 3 года, как мой слух постепенно слабеет! В ушах у меня шумит и гудит днем и ночью. Я глухой». Нет, он не дал себя сломить. И какой же силой духа должен был обладать этот одинокий человек, чтобы, подводя итог прожитой жизни, не разочароваться в ней, а радостно восславить ее! В завещании Бетховена есть слова, которые могли быть обращены к каждому из нас: «Я заслуживаю того, чтобы вы думали обо мне, потому что я при жизни часто думал о вас и старался, чтобы вы были счастливы! Будьте же счастливы!» Вот этими словами и хочется закончить нашу музыкальную гостиную. Будьте счастливы!

Использованная литература:


  1. Б.М.Абакумов. Музыкальные новеллы.- М.: Советская Россия, 1969.

  2. С.Махотин. Бетховен.- М.: Белый город, 2004

  3. Энциклопедический словарь юного музыканта.- М.: Педагогика, 1985


Музыкальная гостиная. «Музыка Эдварда Грига».

мерцающая нотная строка (заставка)

Цель: воздействие на чувства, эмоции детей, пробуждение их воображения, побуждение к творчеству на основе восприятия музыкальных образов;

Задачи: познакомить с жизнью и творчеством Э.Грига;

прослушать ряд музыкальных произведений;

учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка.

Оборудование:

плакат с изображением пианино и надписью «Музыкальная гостиная»;

• сборники произведений Э. Грига;

• магнитофон, аудиокассета;

• книги о Э. Григе;

• портрет Э. Грига.



Ход внеклассного мероприятия.

  1. Организационный момент.

  2. Основная часть.

1.Слово учителя.

- Я приглашаю вас, ребята, в музыкальную гостиную, где мы соприкоснемся с великими сокровищами музыкальной культуры. С музыкой связано такое количество превращений, происшествий, путешествий и приключений, что даже скороговоркой за всю жизнь не расскажешь. Музыка началась еще тогда, когда на земле не было ни сел, ни городов. И не было ни одного дня, чтобы люди с той поры оставались на земле без музыки. Она всегда была с человеком. В труде, на поле брани и в веселом хороводе, в дни торжества и печали, в жизни и в легендах. Послушайте одну из них.

2. Легенда об Орфее. Чтец на фоне музыки ученик рассказывает легенду.

Что за волшебные звуки льются в мрачной тьме? О чем плачет кифара в руках у печального певца? Это легендарный Орфей, покоряющий своим пением людей и зверей, деревья и скалы, поет свою песню в окружении обитателей подземного царства. Он пришел в мир теней за своей возлюбленной Эвридикой, погибшей от укуса змеи. Льется песня Орфея, и непреклонные владыки мрачного царства смягчаются при звуках чарующей музыки. Они вызывают тень Эвридики, и вот уже Орфей ведет ее к свету, чтобы вернуть возлюбленной земную жизнь. Музыка сильнее смерти, она может вернуть к жизни. Она имеет власть над сердцами людей и богов.

3. Чтение стихотворения Е.Винокурова «Музыка».

1 чтец.

Стихия музыки – великая стихия,

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна, и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем.

2 чтец.

Покинув помещенья нежилые,

Вселившись в дом высокий, как вокзал,

Все духи музыки – и добрые и злые-

Безумствуют, переполняя зал.

Сурова нитка музыкальной пьесы-

Верблюд, идущий сквозь ушко иглы!

Все бесы музыки, все игровые бесы,

Играючи, хотят моей игры.

3 чтец.

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе от земных оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков.

Вакханки в исступлении зверели,

В поля бежали, руки заломив,

Лишь только на отверстии свирели

Орфей клал пальцы, заводя мотив.

Но и сейчас, когда оркестр играет

Свою неимоверную игру,

Как нож с березы, он с людей сдирает

Рассудочности твердую кору.

4.Слово учителя.

Когда – то д.Д.Шостакович сказал: «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся…». И я от всей души желаю, чтобы музыка стала вашим другом. А сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в Норвегию 19 века. Красоту скандинавских напевов, издревле звучащих на ее скалистых берегах, продолжил гениальный композитор Эдвард Григ, который раскрыл в музыке духовную мощь своего народа, его благородные помыслы, любовь к родной земле. Композитор завоевывает международное признание. Однако, возвращаясь после шумных гастролей по Европе в родной Берген, он спешит в деревенскую глушь. Здесь слушает народные песни и предания, игру сельских скрипачей, встречается с простыми людьми – крестьянами, рыбаками. Суровая красота родной природы, поэзия народного искусства каждый раз вливает могучие силы в его творчество. В 1897 году Григ писал: « Я видел такие красоты природы, о которых не имел никакого представления… Огромная цепь снеговых гор с фантастическими формами возвышалась прямо из моря, при этом заря в горах, было четыре часа утра, светлая летняя ночь и весь ландшафт был будто окрашен кровью. Это было неповторимо!». Давайте послушаем песню, написанную под вдохновением норвежской природы — «Море в ярких лучах сияет».

5.Звучит «Море в ярких лучах сияет».

-Какой вы представили природу Норвегии, прослушав данную композицию? (Возникает поэтичный пейзаж Норвегии: высокие и могучие горы, ослепительный восход солнца и чистое спокойное море).

-Каким предстал перед вами композитор, сочинивший такую музыку?

6. Выступление библиографа.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. Однако его интересы лежали совсем в другой области. В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку. Одноклассники дали ему прозвище «Мозак» за то, что он был единственным, кто верно ответил на вопрос учителя об авторе «Реквиема»: остальные ученики не знали о Моцарте. На уроках музыки Эдвард был посредственным учеником, несмотря на гениальные способности к музыке. Современники композитора рассказывают, как однажды Эдвард принёс в школу нотную тетрадь, подписанную «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1». Классный наставник проявил видимый интерес и даже перелистал её. Григ уже предвкушал великий успех. Однако учитель вдруг дёрнул его за волосы и прошипел: «В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!»

Первый из музыкантов, кто определил судьбу Грига — знаменитый скрипач Оле Булл, также знакомый семьи Григов. Летом 1858 года Булл был у семьи Григов в гостях, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепиано пару собственных композиций. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!» Его судьбой отныне и навсегда стала музыка.

7. Слово учителя.

Звучит пьеса Грига «Одинокий путник».

Композитор Эдвард Григ проводил осень в лесах около Бергена. Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли. Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.



- Ребята, вы догадались, из какого произведения этот отрывок?

(Это отрывок из произведения Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками»).

-Эдвард Григ и Константин Паустовский - великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас прекрасные чувства любви к природе.

Они очень любили ее. Для них жизнь среди родных просторов была не только отдыхом, но и источником силы и вдохновения.

Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками — дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

-А вы знаете, почему случай, связанный с маленькой девочкой, описывает К. Паустовский и почему в его рассказе Григ с такой любовью и пониманием относится к девочке?

(У него была дочь Александра. Спустя год девочка заболеет менингитом и умрёт. «Она была красивым, милым ребенком, развитая и умная; она мгновенно замолкала, стоило Эдварду Григу сесть за рояль. Особенно любила слушать Шумана», — так писала в письме Нина, жена композитора о дочери. Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронес эту утрату Э. Григ в своем сердце. Любовь к дочери он перенес на своих друзей – ребятишек. Для занятий музыкой в последние годы жизни Григ построил не небольшой домик у озера специально для творческой работы. Никто не смел мешать ему во время нее. Но, несмотря на запрет, к домику приходили дети, чтобы послушать музыку. Особенно часто приходила маленькая девочка Агга. Она боялась помешать Григу и вела себя очень тихо. Но однажды, устав сидеть не двигаясь, она уснула. Григ увидел ее. Проснувшись, Агга очень испугалась, но композитор успокоил ее: «Если ты так любишь музыку, я позволю тебе приходить сюда, когда вздумается». Агга действительно очень любила музыку. Через несколько лет она стала известной норвежской певицей. Ее звали Агга Фрик. Самым драматичным моментом в жизни Грига была смерть дочери. И, безусловно, в каждой девочке он видел свою дочь. Это, безусловно, понимал и К. Паустовский).

Сейчас мы посмотрим сцену встречи Грига с девочкой из рассказа К.Паустовского «Девочка с еловыми шишками».

8. Сценка.

Действующие лица:

Чтец (может иметь трость, черную шляпу, длинный шарф, заброшенный одним концом за плечо).

Чтица (на легком платье накидка и маленький букетик цветов).

Григ

Девочка

Григ. Как тебя зовут, девочка?

Девочка. Дагни Педерсен.

Григ. Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в карманах ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

Девочка. У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так! А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

Григ. Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

Девочка. Ой, как долго!

Григ. Понимаешь, мне нужно ее еще сделать.

Девочка. А что это такое?

Григ. Узнаешь потом.

Девочка. Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?

Григ. Да нет, это не так. Я сделаю ее, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.

Девочка. Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с нее пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.

Григ. Ты еще маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты ее едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чем-нибудь другом.

Начинает звучать пьеса Грига «Поэма о любви».



Чтец. Григ писал музыку для Дагни Педерсен больше месяца. Началась зима. Туман закутал город по горло. Григ видел из своего окна, как снег косо летел, цепляясь за верхушки деревьев. Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо», - говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его. «Ты как солнце, - говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни. Ты - белая ночь с ее загадочным светом. Ты - счастье. Ты -блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце. Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе, и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься».

Григ думал так и играл обо всем, что думал.



Чтица. В восемнадцать лет Дагни окончила школу. По этому случаю, отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Теплым июньским вечером она в городском парке впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызвали у нее множество картин, похожих на сон. И вдруг она услышала, как человек во фраке сказал, что сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось 18 лет».

Начинает звучать «Лирическая сюита».

Сначала она ничего не слышала. Потом, наконец, услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. Мелодия росла, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! И она укоряла его, что он не умеет работать. Так вот тот подарок, что он обещал сделать ей через десять лет! Дагни плакала, не скрывая слез благодарности. Музыка уже не пела, она звала. Звала за собой в ту страну, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы. В наплыве звуков вдруг возник знакомый голос. «Ты – счастье, - говорил он.- Ты - блеск зари!». Музыка стихла. Сначала медленно, потом, разрастаясь, загремели аплодисменты. Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

-Слушай, жизнь, - тихо сказала Дагни, - я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни парохода. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

9. Слово учителя.

15 июня 1903 года Григ праздновал свое шестидесятилетие. Со всех концов света поступали многочисленные  пожелания здоровья, счастья, долгих лет жизни, дружеские знаки любви и уважения. Он получил огромное количество  телеграмм и писем из многих стран света. Композитор мог гордиться: значит, жизнь его не прошла даром, значит, он своим творчеством приносил людям радость...

"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величаво широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий сочувственный отклик", - писал Чайковский о Григе в 1888 году".

10. Чтение стихотворения А.Ахматовой


Музыка


В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах ее края гранятся,
Она одна со мною 'говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвел глаза,
Она была со мной в моей могиле
И пела, словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.

11. Слово учителя. Итог.



Пришло время закрывать нашу музыкальную гостиную. Я желаю вам, ребята, чтобы ваши сердца были открыты добру и согласию. И пусть поможет вам в этом Музыка.

Использованная литература:

1.Б.М.Абакумов. Музыкальные новеллы.- М.: Советская Россия, 1969.

2.Энциклопедический словарь юного музыканта.- М.: Педагогика, 1985.



Музыкальная гостиная. «Музыка Моцарта».

мерцающая нотная строка (заставка)

Цели: помочь учащимся понять, чем объясняется воздействие мелодии на самые сокровенные человеческие чувства, выяснить, в чем заключается «сила» музыки Моцарта.



Задачи: прослушать ряд музыкальных произведений;

учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

развивать образное мышление.

Оборудование: плакат с изображением пианино и надписью «Музыкальная гостиная»;

аудиозаписи произведений Моцарта;

портреты Моцарта.

Ход внеклассного мероприятия



  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя.

-Сегодня мы проводим очередное заседание в музыкальной гостиной. Когда – то Ш. Гуно писал: «Мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли». Ее называют душой музыки, одаривают эпитетами – благородная, возвышенная, вдохновенная, грациозная, сладостная.

С мелодией мы связываем то, что от самых первых звуков колыбельной воспринимается как дружественный, родственный голос, звучащий в душе.



  1. Чтение стихотворения Б.Окуджавы «Музыка».

1 чтец.

Вот ноты звонкие органа


то порознь вступают,
то вдвоем,
и шелковые петельки аркана
на горле
стягиваются
моем.
И музыка передо мной танцует гибко,
и оживает все
до самых мелочей:
пылинки виноватая улыбка
так красит глубину ее очей!
Ночной комар,
как офицер гусарский, тонок,
и женщина какая-то стоит,
прижав к груди стихов каких-то томик,
и на колени падает старик,
и каждый жест велик,
как расстоянье,
и веточка умершая
жива, жива...
И стыдно мне за мелкие мои
старанья
и за
непоправимые слова.

2 чтец
...Вот сила музыки.
Едва ли
поспоришь с ней бездумно и легко,
как будто трубы медные зазвали
куда-то горячо и далеко...

И музыки стремительное тело


плывет,
кричит неведомо кому:
«Куда вы все?!
Да разве в этом дело?!»
А в чем оно? Зачем оно? К чему?!!
...Вот черт,
как ничего еще не надоело!

4.Слово учителя.

-Сегодня мы познакомимся с композитором, чья музыка светлая и вдохновенная, совершенная по мастерству и абсолютно естественная, как сама жизнь.

5. Звучит фонограмма музыки Моцарта (фрагмент Симфонии №40)



Беседа.

-Музыка какого композитора звучала?

-В.А. Моцарта.

-Какую особенность музыки Моцарта вы услышали?

-Музыка Моцарта особенная, она дарит людям мудрость и добро, свет и радость.

- И это верно, одной из важнейших особенностей всех композиторов, среди которых Моцарту принадлежит одно из самых первых мест, является широта их взглядов на мир и потому широта жизненного содержания их музыки.

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!»- сказал А.С.Пушкин о музыке В.А.Моцарта. О детских годах В.А.Моцарта мы узнаем, посмотрев инсценировку отрывок из рассказа Е. А. Пермяка.

6.Инсценировка.



Действующие лица.

Автор.

Моцарт – отец.

Граф.

Моцарт – сын.

Автор.
Вечерело. По опушке парка, окружавшего загородный замок князя-архиепископа Зальцбургского, по направлению к городу Зальцбургу, плелся с поникшей головой одинокий путник. То был придворный вице-капельмейстер Леопольд Моцарт. Вдруг его сзади окликнул знакомый голос. Он оглянулся и с радостью узнал графа Герберштейна, известного знатока классической музыки и щедрого покровителя музыкальных талантов.
Граф. Вы, Моцарт, тоже идете в город? Какой чудесный вечер! Я предпочел пройтись пешком, а коляску услал вперед. Но что это вы так мрачны, точно чем-то расстроены?
Моцарт - отец. Признаться, граф, семейные заботы меня одолели. Средства мои всё те же, а дети подрастают. На грех ещё. Господь не обидел их талантом: зажег в них божественную искру. Вот сердце и обливается кровью при мысли, что для развития таланта нужно свободное время, а главное - средства.
Граф. Ах, кстати, Моцарт, у меня есть к вам просьба.
Моцарт – отец. Что прикажете?
Граф. Я уже давно отложил двадцать пять дукатов на новую мысу камерной музыки. Не возьметесь ли вы сочинить её для меня?
Моцарт - отец. Вы слишком добры, граф. Я говорил вам о своих стесненных обстоятельствах вовсе не с тем, чтобы...
Граф. Охотно верю. Но пьеса мне, в самом деле, нужна; а к кому же я мог обратиться, как не к вам, опытному композитору? Или у вас нет времени для этого?
Моцарт - отец. Как не быть... Не днем, так ночью...
Граф. Стало быть, я могу вполне рассчитывать на вас. Вы сейчас упомянули о божественной искре. Так она есть и в ваших детях?
Моцарт - отец. О, да! особенно в мальчугане. Поверите ли, граф, он уже теперь, на четвертом году, премило играет на фортепьяно!
Граф. Не может быть!
Моцарт - отец. А уж память-то какая - просто удивительно! любой менуэт разучит вам в полчаса, а большую пьесу - за час.
Граф. Не может быть!
Моцарт – отец. А вот подите ж. Возьмешь его, бывало, с собой на концерт, а он вернется домой да тотчас же и сыграет на память все главные партии.
Граф. И совершенно верно?
Моцарт - отец. До последней нотки. Он имеет даже понятие о композиции, и если бы я не боялся такого преждевременного развития, я теперь же познакомил бы его с первыми правилами генерал-баса.
Граф. Да ведь это не ребенок, а какой-то феномен, восьмое чудо света! Послушайте, Моцарт, пожалуйста, покажите мне вашего сына.
Моцарт - отец. С удовольствием, граф, хоть сейчас...
Граф. И прекрасно!
Автор. Собеседники дошли в это время до городских ворот и направились к скромному домику вице-капельмейстера.
Маленький Вольфганг между тем был дома не без дела. Его мать и сестра сидели в другой комнате за рукоделием; на окне канарейка в клетке заливалась звучными трелями, а сам он вскарабкался с ногами на отцовское кресло и, облокотившись ручонками на письменный стол, глубоко о чем-то задумался. Детские черты его милого личика так и сияли. Был ли то отблеск вечерней зари сквозь оконные стекла, или на них отражалось восторженное состояние души, - неизвестно, но очевидно, что какая-то новая, только что зарождавшаяся мелодия носилась над этой кудрявой головкой: глаза мальчика то вспыхивали, то потухали, а губы тихо шевелились, издавая по временам несвязные звуки.
Но вот он быстро схватил лежащий на столе лист нотной бумаги, обмакнул перо в чернила и начал писать ноты. На беду свою, в пылу вдохновения, он ткнул перо вплоть до дна чернильницы, и третья же нота исчезла под огромным чернильным пятном. Но Вольфгангу было не до того. Увлекаемый своей музыкальной фантазией, он продолжал выводить ноту за нотой, задевая их по пути ручонкой и украшая их, таким образом, длиннейшими завитками. Рвение его росло с каждой минутой, а вместе с тем росло и количество чернильных пятен, пока, наконец, весь нотный лист не обратился в какое-то Черное море.
Тут только маленький человечек, к ужасу своему, заметил, что у него вышло. Слезы брызнули из его глаз и смешались с чернилами. Но вдохновению его уже не было удержу. Он стер пальцем непрошеные капли и с лихорадочною поспешностью опять начал ставить ноту за нотой.
В это время отворилась дверь, и в комнату вошел вице-капельмейстер с гостем своим, графом Герберштейном. Крошка-композитор ничего не слышал. Он напевал про себя какую-то мелодию, писал, вычеркивал, снова писал и, наконец, бросил перо из перепачканных до нельзя пальцев.
Моцарт - отец. Ты что тут делаешь, шалун?
Моцарт – сын. Пишу фортепьянный концерт! Первая партия совсем уже готова!
Моцарт – отец. Дай-ка сюда посмотреть. Славная, должно быть штука.
Моцарт – сын. Нет, нет! Не покажу, пока все не поспеет...

Моцарт – отец. Смотрите-ка! Смотрите-ка, любезный граф! тут каждая нотка на своем месте! Только сама пьеса слишком трудна, невозможно её исполнить.
Моцарт – сын. Да, но зато ведь это и концерт! Надо его только разучить хорошенько.

Моцарт – отец. Вольфганг! Ты будешь знаменитым человеком!
Граф. Ну что, любезный Моцарт, станете ли вы теперь жаловаться на свою бедность?
Моцарт – отец. Нет! Я богаче всякого короля!

7. Слово учителя. Вот таков и Моцарт. Он писал музыку и играл на скрипке и клавесине тогда, когда другие дети еще не умеют складывать букв. Ребенком Вольфганг объездил многие страны Европы – Австрию, Германию, Францию, Англию, Италию, где не только поражал слушателей искусством игры на клавесине, но и знакомился с выдающимися музыкантами, постигая распространенные в то время жанры музыки: концерт, сонату, симфонию, оперу – и пробуя в них свои силы. А сейчас мы познакомимся с интересными фактами из жизни Моцарта.



1 чтец.

Снизошел…

После выступления маленького Моцарта в императорском дворце, юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня помогла ему подняться.

- Вы так добры ко мне… – сказал юный музыкант. – Пожалуй, я на вас женюсь.

Мария-Антуанетта рассказала об этом своей матери.

Императрица с улыбкой спросила маленького «жениха»:

- Из благодарности, – ответил Моцарт.

2 чтец.

Поговорили…

Как-то раз, когда семилетний Моцарт давал концерты во Франфкурте-на-Майне, после выступления к нему подошел мальчик лет четырнадцати.

- Ты так замечательно играешь! – сказал он юному музыканту. – Мне никогда так не научиться…

- Да что ты! -удивился маленький Вольфганг. – Это ведь так просто. А ты не пробовал писать ноты?.. Ну, записывать мелодии, которые приходят тебе в голову…

- Не знаю… Мне в голову приходят только стихи…

- Вот это да! – восхитился малыш. – Наверно, писать стихи очень трудно?

- Да нет, совсем легко. Ты попробуй… Собеседником Моцарта был юный Гёте.



3 чтец.

Простодушный

Как-то раз некий высокопоставленный зальцбургский сановник решил побеседовать с юным Моцартом, который к тому времени уже приобрел мировую славу.

Но как обратиться к мальчику? Сказать Моцарту «ты» – неудобно, слишком велика его слава, а сказать «вы» – слишком много чести, для мальчика…

После долгих размышлений этот господин наконец нашел удобную, как ему показалось, форму обращения к юной знаменитости.

- Мы были во Франции и Англии? Мы имели большой успех? – спросил сановник.

- Я-то там бывал, сударь. Но вот вас я признаться, нигде, кроме Зальцбурга, не встречал! – ответил ему простодушный Вольфганг.

4 чтец.

Рыцарь золотой шпоры

В Ватикане всего один раз в год исполнялось гигантское девятиголосное сочинение Аллегри для двух хоров. По приказу Папы Римского партитура этого произведения тщательно охранялась и никому не показывалась. Но Моцарт, прослушав всего лишь раз это произведение, записал его на слух. Он хотел сделать подарок для своей сестры Наннель – преподнести ей ноты, которые имеются только у Папы Римского…

Узнав о «похищении», Папа пришел в крайнее изумление и, убедившись, что нотная запись безупречна, наградил Моцарта орденом Рыцаря золотой шпоры…



5 чтец.

Некий музыкант готов поехать в Россию…

Однажды русский посол в Вене Андрей Разумовский написал Потемкину, что нашел некоего бедствующего музыканта и исполнителя по имени Вольфганг Амадей Моцарт, который готов пуститься в дальнее путешествие в Россию, так как ему нечем кормить свою семью. Но, видно, Потемкину в ту пору было не до того, и письмо Разумовского осталось без ответа, а Моцарт без заработка…

8. Слово учителя.

А сейчас мы послушаем сюиту Моцарта под названием «Маленькая ночная серенада».

-Чем интересна мелодия?

-Прелестная, грациозная мелодия полна света и обаяния праздничной ночи.

-Чем пленяет нас мелодия?

- Показывает жизнь в контрастах, переходя от веселья к тонкой поэтичности.

-Обратите внимание на репродукцию картины Рубенса «Автопортрет с женой», скажите, а он мог спеть своей любимой серенаду?

-Конечно, они выглядят влюбленными, держат друг друга за руки. На картине вечер, а это самое время для серенад.

9. Чтение стихотворения А.Фета.

Чтец.


Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,


Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,


И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,


А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой !

- Что общего в репродукции картины Рубенса, музыке Моцарта и стихах А.Фета?

-Они поэтично и лирично рисуют образ ночи. Поэт словами, музыкант мелодией, а художник красками.

10. Слово учителя.

Чем смелее и глубже проникала музыкальная мысль Моцарта в жизнь человека, тем меньше понимали его современники. Трудный путь независимого музыканта оборвался трагически рано. Моцарт не успел закончить заказанный ему «Реквием», произведение гениально выражающее скорбь человека об утрате самых дорогих и близких…

11.Звучит музыка. «Реквием».

12. Слово учителя.

-Какой бывает разной музыка! В этом сила настоящего композитора: Моцарт с изумительным мастерством создает человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья к тонкой поэтической лирике.

13. Чтение стихотворения Булата Окуджавы «Моцарт на скрипке играет».

Моцарт на старенькой скрипке играет,


Моцарт играет, а скрипка поет,
Моцарт отечества не выбирает-
Просто играет всю жизнь напролет.

Ах, ничего» что всегда, как известно,


наша судьба- то гульба, то пальба.
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь


на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе.
Но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе!

Ах, ничего, что всегда, как известно,


наша судьба- то гульба, то пальба...
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба,

Коротки наши лета молодые:


миг —
            и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.

Ах, ничего, что всегда, как известно,


Наша судьба —  то гульба, то пальба....
Не обращайте вниманья, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.

14. Слово учителя.

Наследие Моцарта – светлое и вдохновенное, совершенное по мастерству и абсолютно естественное, как сама жизнь. И хочется закончить нашу музыкальную гостиную четверостишием поэта В. Бокова «Счастье».

Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан.

Сердце в порыве высоких эмоций,

Каждому хочет добра и согласья.

Использованная литература:



1. Энциклопедический словарь юного музыканта.- М.: Педагогика, 1985

2. http://www.libo.ru/libo4012.html


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница