Урок музыки в 1 классе
Тема: «Музы не молчали»
Цель урока: познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.
Задачи урока:
-
Прививать эмоционально-позитивное отношение к понятию «Родина» через русскую музыку, песни о русских полководцах, солдатах-воинах.
-
Развивать у детей способность сопереживания музыкальному образу.
-
Воспитывать у учащихся чуткое отношение к памяти о великих русских полководцах, русских воинах, солдатах.
Тип урока: урок-объяснение.
Вид урока: урок-историческое путешествие.
Информационно-методическое обеспечение: аудиокассеты, грамзаписи, методические пособия, иллюстрации, хрестоматия, учебник-тетрадь.
Содержание:
-
«Богатырская» симфония А.П.Бородина;
-
«Солдатушки, бравы ребятушки» - русская народная песня;
-
«Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина;
-
«Учил Суворов» музыка А.Новикова;
-
«Песня о бумажном кораблике» Б.Окуджава.
Новые понятия: Симфония, унисон, ритм.
Виды и формы контроля: слуховой контроль, наблюдение.
Проблема урока: Почему молчат музы, когда говорят пушки?
Прогнозируемый результат:
-
Определять на слух характер музыки и передать её настроение.
-
Назвать произведение, в котором музыка рассказывает о Родине, героях войны.
-
Раскрыть образы русских героев-воинов.
Повышенные знания, творчество: внимательно прослушать заданный отрывок и передать настроение в любой форме (с помощью жестов рук, речи, интонирования).
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Здравствуйте, ребята,
Сейчас начинается музыкальный урок,
Об этом сказал нам весёлый звонок,
Сказал, заливаясь, на ноте высокой.
Друзья! Поздравляю с началом урока.
-Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Музы не молчали»
II. Вступительное слово учителя
– Во все времена музы воспевали силу, отвагу русских витязей, храбрость богатырей, воинов в своих песнях, легендах, былинах, балладах, поэмах, картинах, скульптуре, кинофильмах о защитниках нашего родного Отечества. Это своеобразная память о военной славе наших далёких предков и современников.
– И сегодня Муза приглашает нас с вами раскрыть образ русских воинов, поговорить о славных боевых подвигах в музыке и изобразительном искусстве.
Слайд 1 - 2
Оформление разворота учебника – тетради «Музы не молчали» знакомит сегодня вас со скульптурными памятниками великим полководцам России – Петру I и Александру Васильевичу Суворову, а также скульптурным изображением участников Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, в которой русский народ сражался против войск Наполеона.
– Что же такое ПАМЯТЬ и ПАМЯТНИК?
ПАМЯТЬ-запоминание того, что видел, слышал, читал, делал человек.
ПАМЯТНИК- в память о человеке, событии из камня, дерева, металла делают статуи-памятники.
Как много общего в этих родственных словах! Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и больших тревог сохраняется в народных песнях и в образах, которые создали разные композиторы. Это тоже своеобразные музыкальные памятники защитникам нашей Родины.
III. Углубление темы урока
На уроках в этом году мы разучивали и слушали русскую народную музыку и композиторскую. Какую песню солдатскую мы с вами учили?
«Солдатушки, бравы ребятушки».
- Какая это песня? ( русская народная песня)
Вспомните, в этой песни поёт один человек или происходит диалог?
Действительно, в песне звучит вопрос солиста-запевалы. Ответ хора строится так, что мы слышим диалог.
- А какова здесь мелодия вопроса? (Мелодия вопроса размашистая, удалая.)
- А мелодия ответа? (Более строгая, собранная.)
- Как мы её исполним, в каком характере?
Бодро, задорно, в маршевом характере.
-Задорный, шутливый характер (наши сестры – пики, сабли востры…) лишь на поверхности, помогающий дружно шагать в ногу. А в каких же словах скрыт главный смысл песни?
«Наша слава – русская держава…»
(Исполняется русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»)
- Ребята, а эта песня когда была написана – в наше время или в далекие времена?
Это старая песня, когда у солдат были пики и сабли…
- Так почему же песню солдат, которые служили в царской армии, мы поем сейчас (в наше время)?
Вспоминаем героев, прошлое; славим отчизну, как и в прошлые времена.
А сейчас мы с вами прослушаем «Песня о маленьком трубаче» музыка С.Никитина.
-
О каких событиях повествуется в данной песне?
-
В чём заключается подвиг маленького мальчика-трубача?
Слайд 3
- Памятник какому полководцу мы видим на слайде?
– А знаете ли вы, когда Александр Васильевич Суворов был маленьким мальчиком, он часто болел. Но ему очень-очень хотелось стать военным. А его даже не записывали в армию. В дворянских семьях было принято: как только родится мальчик, его сразу записывали в армию. Пока он подрастёт, к моменту службы станет он сразу офицером. Саша Суворов, не смотря на протесты врачей, начал обливаться по утрам холодной водой и перестал совсем болеть. А в армию он пошёл и дослужился до чина генералиссимуса. За всю свою службу Суворов не имел ни одного поражения. Побеждал он потому, что уж очень любил и берёг своих родных русских солдат. И солдаты ему отвечали своей любовью и преданностью.
Больше своего полководца – Суворова – они любили только свою Родину и были преданы ей.
Исполнение песни «Учил Суворов»: музыка А.Новикова, М.Левашова.
-
всем классом;
-
по группам;
-
с солистами
-
- Чему учил этот великий русский полководец?
- А сейчас мы с вами послушаем ещё одну песню. Она называется «Песенка о бумажном Солдатике»
«Песенка о бумажном кораблике» Б.Окуджавы
- Ребята, о чём эта песня?
- А можно ли назвать этого солдатика героем?
- А как вы думаете, почему он так сильно хотел в огонь?
Слад 4
IV. Углубление темы урока. «Богатырская симфония» А.П.Бородина
– Подвиг русских богатырей прославил в своей симфонии – большом музыальном произведении для симфонического оркестра - композитор XIX века Александр Порфирьевич Бородин.
Слайд 5
Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический. .
Сегодня Муза знакомит вас ещё с одним новым понятием:
Слайд 6
СИМФОНИЯ в дословном переводе с греческого языка это слово обозначает «СОЗВУЧИЕ», «БЛАГОЗВУЧНОЕ СОЧЕТАНИЕ ТОНОВ».
Вторая симфония была написана в 1876 году. Свою симфонию Бородин назвал «Богатырская». Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”.
– Послушайте, как звучит главная тема I части симфонии..
Слушание: фрагмент “Богатырская” симфония №2
– Подумайте, почему Бородин дал всей этой симфонии такое название?
Бородин назвал свою симфонию “Богатырская” - и нам понятно, что
В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей.
– Каков характер музыки этой темы? (Слаженный)
– Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?
Инструменты оркестра играют одну мелодию, в один голос, в унисон, все вместе. Это придаёт музыке слаженный характер, подчёркивая единение людей перед лицом врага.
В музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине.
Ребята, а кого мы называем богатырём?
Слайд 7
Словарь. Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия) Слайд 6
Богатыри (от др. -тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги,
Пример тому, картина Васнецова «Богатыри»
Слайд 8
Подведение итогов
- Ребята, согласны ли вы с выражением: «Когда говорят пушки, Музы молчат?»
- Как вы понимаете?
Искусство отходит на второй план, когда страна ведёт военные действия.
Ребята, что общего во всех произведениях, которые мы увидели и услышали?
Эти произведения относятся к разным видам искусства – живописи, литературе, музыке. Но если мы сравним эти произведения, мы увидим не только различия, мы обнаружим в них много общего. Прежде всего – содержание. И поэт, и художник, и композитор – каждый своим языком рассказал нам об одном и том же: о славных богатырях, оборонявших от врагов русскую землю, способные поднять народ для защиты Родины, усилить веру в победу.
Поделитесь с Вашими друзьями: |