Музей Кинзи Арсланова как историко-культурный памятник Куюргазинского района




Скачать 188.09 Kb.
Дата15.07.2016
Размер188.09 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

городского округа город Кумертау

Республики Башкортостан
Исследовательская работа на тему:
«Музей Кинзи Арсланова

как историко-культурный памятник Куюргазинского района»

Выполнил: Хисамов Дамир,

ученик 8 класса

Научный руководитель:

Байбулатова З.Н., учитель

башкирского языка и литературы

2014 год
Оглавление

  1. Введение ……………………………………………………… 2

  2. История села Кинзеабыз……………………………………... 3

  3. Экскурсия по музею………………………………………….. 4

4. Заключение …………………………………………………… 12

5. Литература…………………………………………………….. 13

6. Приложение…………………………………………………... 14

Введение

Я, Хисамов Дамир, ученик 8 клаcса, занимаюсь в школьном кружке «Клуб путешественников», которым руководит учитель башкирского языка Байбулатова Земфира Наиловна. Мы с кружковцами часто выезжаем на разные экскурсии, чтобы больше знать и изучить историю своего народа, края.

Недавно мы посетили легендарную деревню, основанную национальным героем башкирского народа, сподвижником Емельяна Пугачева - Кинзей Арслановым, и музея, открытого в этой деревне в его честь. Музей заинтересовал меня своими экспонатами и личными вещами героев Советского Союза и тем, что из этой деревни в 30 дворов вышло 3 героя Советского Союза.

2014 год указами глав государства Владимира Путина и Рустэма Хамитова объявлен Годом культуры в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия. Бережное отношение к памятникам культуры, это в первую очередь сохранение истории, о которой народ и каждый уважающий себя гражданин забывать не вправе.

Следовательно, я представляю вам свою работу - «Музей Кинзи Арсланова как историко-культурный памятник Куюргазинского района».

Цель моей научно-исследовательской работы - изучение легендарной деревни, основанной Кинзей Арслановым, и музеем, открытым в данном селе в честь национального героя.

Задачи:

1.  Изучить историю возникновения деревни Кинзябызово.

2. Формировать чувство патриотизма, бережное отношение к истории своего народа.

3. Сохранить память о делах замечательных земляков-героев.


Гипотеза исследования:
Быт, культура, история башкирского народа должны бережно сохраняться и передаваться поколениям.

Объект исследования:
Экспонаты, ярко иллюстрирующие страницы прошлого.
История деревни Кинзеабыз

Деревня Кинзино известно с весны 1770 года основал ее, Кинзя Арсланов. Он был старостой Бушман-Кипчакской волости. Его отец жил в деревне Арсланово (ныне Мелеузовский район), тоже являлся старостой и по родословной имеет родственную связь с кипчаком Бушманом (Бачманом) организатором освободительной борьбы против монголов-завоевателей в низовьях реки Волги. Один из семи кыпчакских родов у башкир назывался Бушман-Кипчакским, эту волость впоследствии возглавил старшина Кинзя Арсланов.

По пятой ревизии, деревня состояла из 18 дворов, где жило 67 мужчин и 63 женщин. Между 1830-1859 годами деревню Кинзино стали называть Кинзеабыз и она состояла уже из двух деревень, первое и второе Кинзеабыз по легенде вторая деревня была основана сыном Кинзи – Селяусеном.

Действительно, для своего времени Кинзя Арсланов был одним из лидеров развитого бушман-кипчакского рода. Будучи человеком справедливым, образованным, с хорошим знанием русского языка, он не мог смотреть равнодушно на то, как его народ мучается под гнетом колониальной политики царизма, поэтому с первых дней Крестьянской войны 1773-1775 годов призыв К. Арсланова к восстанию услышали все башкиры и поддержали его.

На первом стенде музея представлена книга Г. Ибрагимова «Кинзя», за его подписью музею.

В 1960-1970 гг. государство стало проводить политику укрупнения коллективных хозяйств, маленькие деревни признавались «бесперспективными» и сходили на нет. В результате I Кинзеабыз прекратил свое существование, а во втором Кинзеабызе (который являлся хутором первого) осталось 15 дворов. Закрылись школа, магазин, медицинский пункт.

Под угрозой исчезновения стояла связь поколений воплощенная в этой маленькой деревушке, давшей стране многих героев, батыров впитавших с молоком матери любовь к Отчизне, к родной земле, ради которой могли отдать все, и самое дорогое – свою жизнь.

Но и тогда нашлись достойные люди, которые понимали, если стереть эту деревню с лица земли, люди потеряют нечто дорогое, бесценное. То, что несколько веков назад заставило К. Арсланова поднять угнетенных башкир на восстание. То, что подвигло Хайдара Арсланова (прямого потомка Кинзи) активно участвовать в войне 1812 года, и Гафиятуллу Арсланова проявлять беспримерный героизм в войне 1941-1945 гг. Это любовь к родной земле, это преданность светлой памяти своего рода, своих предков.

Один из таких, людей был Халилов Газиз Исламович, сам родом из д. Кинзи, будучи учителем истории, директором школы, парторгом отдал много сил сохранению малой родины К.Арсланова и его потомков для будущих поколений. Он был услышан и при поддержке администрации Куюргазинского района и руководства республики, не только удалось сохранить д. Кинзеабыз, но и построить прекрасный музей им. К.Арсланова.

Экскурсия по музею

Музей Кинзи Арсланова состоит из четырёх залов.

На стене первого зала музея есть фотографии войлочных юрт, в которых до середины XV века жили башкиры. Юрта – это основной тип жилища башкир – кочевников, которую можно было перенести, Внешне она напоминает полусферическую фигуру, покрытую войлоком. На фотографии хорошо показаны все этапы составления юрты. Стены юрты высотой 170-180 см. составлялись из решетчатых щитов, изготовленных из слегка изогнутых деревянных планок. Щиты скреплялись между собой волосяными веревками и образовывали круг. Каркас крыши состоял из жердочек, насажанных верхними концами в купольный круг и соединенных внизу с выступающими концами решеток стен, которые по верхнему краю стягивались узким полотнищем, сотканным в ковровой или паласной технике. Стены и крыша юрты покрывались войлоками. Такая юрта надежно защищало и от холода, и от летней жары.

Состоятельные семьи имели по две и более юрт, одна из которых считалась почетной, была крыта белыми войлоками, здесь обычно жил с женой глава семьи. В хозяйственной юрте располагались молодые члены семьи, дети и работники, здесь же хранилась домашняя утварь.

Другим типам жилища был бревенчатый дом. В северной части Башкирии, в лесных и горных районах строительство бревенчатого дома было преобладающим.

Основная часть первого зала сделана в форме срубного дома. Бревенчатая башкирская изба в начальных порах во многом повторяла обстановку войлочной юрты. Здесь присутствуют больше нары, полностью устланные кошмами и паласами. На нарах стоит сундук (haндык), в котором хранили постоянное белье, одежду, дорогие украшения. Сундук накрыт вышитыми паласами, рядом на нарах стоят самовары. Чай в Башкирию проник довольно рано. В процессе торговли и обмена с южными краями привозили, правда, в небольших количествах, сладости и фрукты. Значительное место среди сладких блюд занимал мед. Один из трех самоваров действующий, хотя он относился уже к концу XIX века.

На следующей стене I зала есть узда, стремена, свидетельствующие о том, что лошади играли огромную роль в жизни башкир. Действительно, башкирские кони столетиями, верно служили храбрым воинам. У богатых башкир количество лошадей достигало в табуне до тысячи и больше. В 1612 г. башкирские конники участвовали в освобождении Кремля от польских захватчиков и во всех последующих войнах России всегда на выручку шли кони из Башкирии. Конина была также основой пищевого рациона башкир. Особое лакомство – казы – вяленая колбаса из конского жира и мяса. А кумыс до сих пор считается одним из самых лучших напитков не только в Башкирии, но и в России. Об этом свидетельствует посуда для изготовления кумыса. Здесь в этом же зале есть элементы плуга, отлитые из металла относящиеся к XVIII века – эти предметы доказывают, что башкиры не древние варвары или лежебоки, которые жили лишь за счет лошадей. В XVII веке у башкир уже было развито хлебопашество, и гербы со снопами пшеницы являли собой обыденное зрелище. Данные орудия труда подтверждают это: вилы, деревянная лопата для вынимания хлеба из печи, тоже доказывают это.

В другом углу срубного дома лежат капканы разных размеров на разных зверей, например: большой капкан был на медведя, средний - на волка, маленький – на лису. Башкиры-кыпсаки использовали гиревые весы, которые тоже имеются в макете. Раньше, почти в каждом доме была посуда для приготовления кумыса. В полу есть погреб. Зимой его наполняли снегом и клали туда молоко, сметану, масло и т.д. Так продлевался срок годности продуктов. Особое место в доме занимает буфет ручной сборки. Считалось, что человек, имевший такой буфет очень богат. Вся комната освещалась керосиновой лампой. На столе стоит поднос, из которого гости кушали национальное башкирское блюдо – биш-бармак. Его кушали руками, откуда и берется название. В специальной коробке лежат деревянные ложки, рядом – самовары из меди, т.к. именно в медных самоварах погибают вредные микробы. В глиняных кувшинах, которые присутствуют тут же, раньше хранили молоко.

Второй зал музея посвящен воинам, тем, которым легче было выйти на смертную битву с врагом, нежели терпеть унижения под колониальным гнетам царизма. Поэтому с первых же дней Крестьянской войны 1773-1775 годов башкиры во главе с Кинзей Арслановым, с Юлаем Азналиным, Салаватом Юлаевым перешли на сторону Пугачева. Об этом рассказывает книга Ибрагимова «Кинзя», которая представлена на первом стенде за личной подписью автора. В своем произведении писатель дает свою версию событий тех лет и точную характеристику лидеров Крестьянского движения.

Самым ценным в этом зале являются копии писем, рассылаемых Емельяном Пугачевым и К. Арслановым, которые были представлены российском музеем. Письменная агитация сыграла большую роль в распространении восстания. Пугачевым от имени Петра III предоставлялась вольность и льготы. Письма Кинзи Арсланова несколько отличались от писем Пугачева, во-первых, они были обращены к башкирам, во-вторых, Кинзя Арсланов призывал присоединиться к русским и направить совместные усилия против царского режима и угнетения. Призывы Арслановы были на башкирском и русском языках. Большую роль сыграло знание русского языка и понимание того, что башкирам и русскому народу нужно объединиться в борьбе за свободу. Ведь до пугачевского восстания борьба башкир направлена против русского народа, который символизировал собой захватчиков башкирских земель. Здесь представлена и карта движения повстанцев Крестьянской войны 1773-1775 годов. Деревня Кинзя в годы Крестьянской войны оказалась в орбите военных событий. После поражения повстанцев по Сакмарским городком 1-2 апреля 1774 года, в критические для них дни, по свету главного полковника Кинзи Арсланова Пугачев с небольшим отрядом направился в Башкортостан, где Кинзя обещал ему, что «через десять дней хоть десять тысяч своих Башкирцев поставлю». Чтобы уйти от преследования, Пугачеву нужно было некоторое время, пока не соберутся новые силы, скрываться в домике Кинзи Арсланова в деревни Кинзя. Хозяин дома создал безопасный, спокойный отдых, обеспечил башкирское гостеприимство.

Собрав новые силы, повстанцы во главе с Пугачевым двинулись на Воскресенский, Авзяно-Петровский, Белорецкий заводы и дальше. Башкортостан становится мощным центром восстания. Об этом академик Гайса Хусаинов пишет следующее «Если бы Кинзя Арсланов не успел спрятать самого Пугачева, остальных сподвижников, а небольшие отряды казаков в Уральских горах самоотверженно не набрали новые силы, состоялся бы через всю Россию большой рейд».

В любом случае, в том, что произошел перелом в Крестьянской войне большая заслуга Кинзи Арсланова.

Кинзя оставался одним из вождей Крестьянской войны в течение всей войны, сопровождал Пугачева, в его походе на Казань и за Волгу. После штурма Казани Пугачев дал команду, чтобы башкиры вернулись в родные края и готовились к новому сражению. Однако Пугачев для похода на Москву оставил при себе Кинзю и Айдара Баймакова с их отрядами.

Самое жестокое и последнее сражение состоялось 24 августа 1774 года на Волге, между Царицыным и Черным Яром. После поражения войск Пугачева от регулярной армии под командованием Михельсона, остатки повстанческих сил бежали за Волгу. После этих событий уже невозможно было поднимать народ на новые сражения, Кинзя Арсланов, как и в прошлый раз, советует Пугачеву вернуться в Башкортостан. Хотя Пугачев с этим полностью согласен, атаманы возражают. Они хотят сдать Пугачева в руки царского правительства и сохранить собственную жизнь. Но они боятся Кинзи и стремятся его как-то устранить. Арсланов был единственным человеком, который оставался, верен вождю восстания до последнего часа. Воспользовавшись его отсутствием, заговорщики связали Емельяна Пугачева и сдали в руки царского правительства. После Кинзеабыз исчез с арены Крестьянской войны. В последствии ни казакам, ни карательным отрядам не удалось его разыскать. А в Башкортостане еще долго ходили слухи, что Кинзя вернулся и собирает, - нет, уже собрал! – большие отряды, которые стоят в вершинах рек Белой, Сакмары, Ашкадара и Демы. Сэсэны в надежде на это создавали песни и баиты.

Например, в баите «Киньякай» поется так:

Вернулся бы Емелька,

Увидел бы Киньякай,

Пришел бы Салават –

Отважный орел Отчизны,

Не стал бы терпеть такое.

Взял бы в руки кинжал,

Новострил лук и стрелы.

Взнуздал бы белого тулпара,

Бросил бы клич по Уралу,

Собрал бы джигитов,

Доблестных мужей.

Грозной тучей

Свободу на крыльях принесли бы,

Прогнали бы

Черных палачей.

Действительно, башкирский народ не забыл своего национального героя. Из поколения в поколения передавалась и передается слава о нем и его ратных подвигах.

Один из самых ярких экспонатов музея – это диорама художника И.П.Федорова «Встреча Емельяна Пугачева и Кинзи Арсланова». Диорама изображает момент встречи Пугачева и лидера башкир таким образом. По показаниям пугачевского секретаря Балтая Идеркеева на допросе в Оренбургской секретной комиссии, Кинзя Арсланов приезжал к Пугачеву уже 30-го сентября 1773-го года и заявил, «что вся их башкирская орда, буде пошлет к ним свой указ, приклонится, к нему. А пугачевский атаман яицкий казак Иван Зарубин-Чика утверждал, что Кинзя привел 5 тысяч башкир: Пугачев «принял ево с честию» и сразу произвел в чин полковника.

По замыслу автора события происходят в ставке Пугачева – Сакмарском городке в начале октября 1773-го года, в 30-и верстах от города Оренбурга.

Перед нами – центр станицы, с избами, в которых расположился штаб восставших. Во дворе разношерстная группа восставших, состоящая в основном из казаков и крестьян. В центре восковые фигуры повстанцев. В центре диорамы Е.Пугачев и К. Арсланов обмениваются крепким рукопожатием. Когда художник готовил восковую фигуру одного из повстанца, он в виде модели использовал директора музея Биктимирова Хараса Сальмановича. В нем он увидел типичные черты башкир бушман-кипчакского рода. Лидеры Крестьянской войны изображены в момент, когда должны закрепить встречу рукопожатием. За этим внимательно наблюдает верхушка казаков, стоящих на крыльце избы. Справа расположилась группа, которая привезла военные припасы на телеге: копья, пушку. Вдалеке мы видим башкирскую конницу, входящую в станицу.

Здесь же находятся ружья XVIII, которые были использованы в 1773-1775-ых годах. В приложении, на фотографии изображен Харас Сальманович демонстрирующий нам ружья. Так как участники похода были юноши, никто из ребят не удержался, чтобы ни потрогать экспонат (конечно с разрешения директора музея).

Ружьё как экспонат появилось недавно, ещё год назад этого ружья у музея не было. Музей приобретает все больше интересных экспонатов.

Третий зал погружает в события военных лет Великой отечественной. Именно здесь утверждается мост между прошлым и будущим, именно здесь проявляется связь поколений. Ведь так же, как и в 1773-1775 гг., и в 1941-1445 гг. башкиры жертвовали своей жизнью ради спасения Отчества.

Трое из 60-и воинов ушедших на фронт из этой маленькой деревни получили золотую звезду Героя Советского Союза. Это Гафиятулла Арсланов, Сальман Биктимиров, Хасан Гайсин. Основные стенды посвящены 3-ем героям-батырам. Здесь их биографии, которые мы расскажем чуть позже, здесь их награды, именная сабля, подаренная Г. Арсланову, штык, фляга, солдатская пилотка и портреты самих воинов.

Гафиятулла Шагиморданович Арсланов, потомок знаменитого в Башкортостане Кинзи Арсланова. Он родился 20 сентября 1915 года в Башкирии Куюргазинском районе д. Кинзеабызово. Будучи ребенком, бегал в школу в соседнюю русскую деревню Кузьминовку, Оренбургской области, расположенную в полутора километрах через реку Куюргаза. Школа была русская, поэтому выходцев из этой деревни отличало хорошее знание русского языка и высокая грамотность. Впоследствии Г. Арсланов закончил учебу в Стерлитамакском нефтяном техникуме, после окончания работал учетчиком в колхозе. В ряды Красной Армии призван в 1937 г. Гафиятулла Шагиморданович принимал участие в финской компании, 24 февраля 1940 года участвовал в уничтожении финского дзота.

Из наградного листа на Г.Ш. Арсланова: «Забрав с собой необходимое количество взрывчатых веществ, саперы поехали выполнять поставленную задачу. Приблизившись к дзоту на 60-70 м., танк попал под огонь неприятельской противотанковой пушки… Башенный стрелок тов. Арсланов, несмотря на то, что его машина получила 4 пробоины, разворачивает танк и открывает огонь по обнаруженной им пушке, Пушку заставил замолчать. Затем отводит свой танк в сторону на 100-150 м… и ползком подбирается к поврежденным танкам. Он заметил раненного сапера, забрал с собой. Белофинны пытались окружить танк, но тов. Арсланов обращает их в бегство. После этого заведя один из поврежденных танков, забрав всех раненных, под сильным пулеметным огнем противника вывел танк с поля боя и спас жизни 4-х человек».

За образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 г. Гафиятулле Шагимордановичу Арсланову было присвоено звание Героя Советского Союза. Арсланов стал первым из башкир, удостоенных этого высокого звания.

В 1941 году окончил Ульяновское танковое училище. Всю Великую Отечественную Войну Г.Ш. Арсланов провел на фронте. Башенный стрелок, младший командир взвода танковой роты 136-го стрелкового полка (97 стрелковая дивизия, 13-ая армия, Северо-западный фронт).

Танковый батальон Арсланова участвовал в освобождении Белгорода, Орла, Харькова, Дебрецена (Венгрия). Особо отличился его батальон при освобождении Смоленска. Его танкисты одними из первых водрузили победное знамя над венгерской столицей – Будапештом. 5 января 1945 г. в сражении у озера Балатон, подполковник Арсланов погиб. Так трагически оборвалась его жизнь, однако этот человек оставил о себе светлую память, уважение народа и кинзеабызцев.

Второй из уроженцев данной деревни Сальман Галиахметович Биктимиров, родился 14 августа 1913 года в деревне Кинзяабыз. Образование начальное, член КПСС с 1945 года. В 1937-1941 годах дорожным мастером Узомстдорстроя НКВД в Узбекистане, однако, и для него в декабре 1941 года закончилась мирная жизнь, Биктимиров был призван в ряды Красной Армии. На фронт Сальман Галиахметович был переведен в июле 1942г. В годы Великой Отечественной С.Г. Биктимиров воевал в прославленной Башкирской кавалерийской дивизии в должности командира отделения. Командир отделения сабельного эскадрона 6-го гвардейского кавалерийского полка (16-я гвардейская кавалерийская дивизия, 7-й гвардейский кавалерийский корпус, 61 армия, Центральный фронт). Гвардии старший сержант Сальман Биктимиров в бою 18 сентября 1943 года действуя в главной походной заставе, со своим отделением под сильным артиллерийским и пулеметным огнем противника, первым ворвался в села Березка и Бегач Черниговской области. Своими действиями способствовал быстрому освобождению этих сел от немецко-фашистских оккупантов.

28 сентября 1943 г. под сильным обстрелом гитлеровцев С.Г. Биктимиров со своим отделением первым переправился на западный берег р. Днепр в районе с. Неданчичи Черниговской области, закрепившись на захваченном плацдарме, обеспечил успешное форсирование реки другими подразделениями полка. В этом бою Биктимиров лично уничтожил 15 гитлеровцев.

За проявленное мужество храбрость в боях с фашистскими захватчиками при форсировании Днепра Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 г. С. Биктимирову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В апреле 1944 г., после тяжелого ранения С.Г. Биктимиров был демобилизован, вернулся в родную деревню, работал в колхозе, продолжая доблестным трудом, приносить пользу своей родине. Умер в 1990 году.

Третий доблестный солдат из деревни Кинзеабыз, заслуживший потом и кровью золотую звезду Героя Советского Союза – Хасан Назирович Гайсин. Он родился 8 мая 1908 г. ему посчастливилось вернуться домой с войны живым и невредимым. В возрасте 83-х лет он скончался в 1991-м году и был похоронен в Куюргазинском районе д. Карай.

Хасан Назирович, как и многие жители деревень того времени получил лишь начальное образование, но его трудолюбие, добросовестность всегда вызвало уважение односельчан. В армию Хасана Гайсина призвали 7 января 1942 года. На фронте, на передовой Хасан Назирович с 20 июля 1942 года. Командир пулеметного расчета 700-го стрелкового полка (204-ая стрелковая дивизия, I Прибалтийский фронт) сержант Гайсин в боях против немецких захватчиков проявил, исключительный героизм.

В июне 1942 г. немецкое командование предпринимает наступление на курско-воронежском направлении, и попытались с ходу захватить Воронеж. 700-й стрелковый полк, в который служил Гайсин, был переброшен на Воронежский фронт. В феврале 1943 года в бою за Верхне-Михайловку Гайсин огнем своего пулемета уничтожил до батальона гитлеровцев, сорвал контратаки противника, обеспечив тем самым успех боя. Действия Хасана Гайсина в боях за деревню Верхне-Михайловку Воронежской области были отмечены командованием Советской Армии. За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1944 г. Хасану Назировичу Гайсину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Хасан Назирович Гайсин участвовал в наступательной операции «Багратион», которая началась 23 июня 1944 г. на севере Белоруссии. 23 июня 1944 г. на севере Белоруссии ударом войск 1-го Прибалтийского, 1-го и 3-го Белорусского фронтов Советские войска переходят в наступление. Окружив войска под Витебском, Бобруйском. Оршой и Могилевом Советская армия устремилась на Запад. Находясь в районе Витебска, Гайсин уничтожил несколько десятков гитлеровцев.

Затем в июле-августе 1944г. в боях за освобождение деревень Скопишкас и Расчинай (Литва) Хасан Гайсин огнем своего пулемета неоднократно отражал контратаки противника. В этих боях было уничтожено 245 гитлеровцев.

6 августа 1944 г. Гайсин участвовал в танковом десанте в районе Подскрапшика (Литва) с задачей прорвать оборону противника и освободить попавшую в окружение 357-уюстрелковую дивизию. В этой операции Гайсин лично возглавил группу десанта на танке и при прорыве окружения уничтожил 80 немецких солдат и офицеров.

После войны Хасан Гайсин вернулся на родину и работал до преклонных лет. И может вызвать только восхищение человек, прошедший самые огневые точки, добросовестно и мужественно выполнявший распоряжения командования и защищавший Отчизну не жалея своей жизни, а вернувшись домой, начал налаживать мирную жизнь в деревне Кинзеабыз.

И, наконец, мы с вами подошли к четвертому (последнему) залу. Если предыдущие залы показывали нам историю башкир глазами самих башкир, то присутствующие здесь сервант стол ручной работы из дуба, позволяют взглянуть на историю с другой стороны.

И сервант, и стол некогда принадлежали Шотту Ипполиту Даниловичу. Хотелось бы рассказать подробнее об этом человеке. В XIX веке он был жалован земельными угодьями за доблестную службу императрице, он был известен как усмиритель горцев в Закавказье и башкир в Оренбургской губернии. Получив от правительства несколько тысяч десятин земли, он в течение двадцати трех лет значительно расширяет свои владения, скупая близлежащие земли у крестьян и продолжая «усмирять» башкир в угоду царскому правительству.

Однако благодаря энергичности Шотта были построены по его инициативе в современном селе Ермолаево почта, парк, пруд, несколько домиков по Оренбургскому тракту. Таким образом, Ипполит Данилович действовал достаточно прогрессивно. В 1875 г. был построен винокуренный завод, который работает и ныне (конечно, обновленный). В парке стояли два особняка, один из них сгорел во время революции 1917 года, во втором в годы Советской власти размещался зооветтехникум, а сейчас на его месте расположено здание детского сада № 3. В 1901 г. Ипполит Данилович умирает, сын же его Лев Ипполитович, помещик-либерал предпочитал держать народ в невежестве, бедности и темноте. Население окружающих деревень находилось в зависимости от него, в силу этого вынуждены были нести барскую повинность.

К этому времени в хозяйстве Шотта насчитывалось около 60 тысяч десятин земли и леса, имелся высокопродуктивный крупнорогатый скот, до 40 тысяч тонкорунных овец. Помещик использовал и другие пути наживы. Он скупал у башкир за бесценок молодых лошадей, откармливал, тренировал и использовал их на ипподромах в Оренбурге, Москве и Петербурге. Бывшие конюхи помещика Гавин и Коновалов рассказывали, что упитанные, выдрессированные лошади, преимущественно местной, башкирской породы саврасовой масти находили прибыльной сбыт на рынках царской России. Все эти доходы позволяли помещику жить на широкую ногу. Семейство Шотта имело три дома в Ермолаево, дома в Тугустемире, Оренбурге, Москве, Петербурге и на побережье Черного моря, в Сухуми.

В 1918-м году имущество Шотта было конфисковано, а семейство его покинуло пределы Ермолаево.

Вот такую историю рассказал дубовый стол ручной работы и мы увидели Башкирию не только глазами восставших но и по ту сторону «баррикады», которая раскрывает перед нами насколько же богат наш край, наша земля: и лесами, и плодородными землями, и живностью, и, конечно же, людьми.




Заключение
Я узнал много интересного и полезного: культуру и быт современников Кинзи Арсланова, историю происхождения деревни Кинзеабыз и подробно ознакомились с беспримерной жизнью трех героев Советского Союза.

За время существования музея его посетили тысячи людей. Кинзеабыз, можно сказать, стал местом паломничества всех куюргазинцев. Нет, наверное, ни одной школы в районе, учащиеся которой не побывали в музее. Здесь ученики познают историю родного края, ее культуру, быт, людей.

В книге отзывов оставили слова благодарности и восхищения многие знаменитые люди: президент Республики Башкортостан, премьер-министр и министры Республики Башкортостан, деятели науки, культуры, гости из ближнего и дальнего зарубежья, а также наши соседи из Оренбуржья.

Символично также и то, что заведует этим музеем сын героя Советского Союза Сальмана Биктимирова Харас Сальманович Биктимиров, для которого существование музея, приобретение новых экспонатов стало смыслом жизни. Он помогает нам сохранить светлую память о живших ранее героев-батыров, то есть знать и помнить.



Связь поколений продолжается.

Список литературы.
1. Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана. Кн.1. Изд.2 Справочная книга – Уфа: Китап, 1997.
2. Бикбаев Р. Сын Кинзи Селяусен. Ватандаш, № 12, 2000.
3. Кубагушев У. Дух Кинзи нас не простит. Яшлек, №43 от 17.04.03.
4. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. Уфа, 1960.
5. Кузеев Р.Г. История Башкортостана. Уфа, 1981.
6. Материалы из семейного архива Биктимирова Хараса Сальмановича.
7. Материалы из музея Кинзи Арсланова.
8. Материалы из архива г.Кумертау.
9. Хусаинов Г. Кинзя-абыз. Ватандаш. №1, 1997.
10. Шаяхметов Н.Ш. Война, война… В 2-х томах Уфа, 2001.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница