Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 2009-2010 учебный год 11 класс




Дата16.07.2016
Размер81 Kb.
Муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

2009-2010 учебный год

11 класс
1. Найдите лишнее слово. Объясните свой ответ. (Макс. 2 балла)

Косьба, моральный, дождь, банька, мощь, подкузьмить.


2. В русском алфавите до реформы 1918 года существовала буква Ђ «ять». Она обозначала звук, похожий на [э], во всяком случае к 1918 году разница в произношении звуков, обозначаемых буквой «Ђ» и буквой Е «есть», уже стёрлась Существовало правило, которое позволяло путём подбора проверочных однокоренных слов определять , в каких случаях пишется е, а в каких - «Ђ».

1) Опираясь на слова, которые даны ниже, сформулируйте это правило:




Е «есть»

Ђ «ять»

вЕсна

лЂто

жЕлток

бЂлок

сЕло

дЂло

2) Определите, в каких словах на месте буквы Е до 1918 года следовало писать Ђ:

Дед, деточка, светить, медовый, хлеб, завершить, завернуть.

(Макс. 6 баллов)

3. К данным словам сербского языка: расоха, размирица , распусник, разок - подберите из предложенных слов эквивалент на русском языке: косой, гуляка, вилы, бой. Прокомментируйте свой выбор. (Макс. 9 баллов)
4. Почему мы говорим «два телеграфных столба», но «телеграфные столбы»? Макс. 4 балла)
5. В пьесе М.Горького «На дне» есть такой диалог:

Актёр (высовывая голову с печи – Сатину). Однажды тебя совсем убьют до смерти.

Сатин. А ты - болван.

Актёр. Почему?

Сатин. Потому что дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав). Не понимаю… Почему - нельзя?

Почему Актёр не понимает своего собеседника? (Макс. 2 балла)


6. Может ли тот, кто сам не свой, в то же время быть сам себе хозяин, самим собой и сам по себе? (Макс. 5 баллов)
7. Кто из авторов ошибся? В чём заключается ошибка? Почему она возникла? (макс. 4 балла)

1. «Поинтересовался я у В.Некрасова, как к нему относятся французские власть предержащие. – А никак не относятся. Нужен я им…» (В.Конецкий)

2. «Сей акт (он ударил рукою по лежавшим на столе бумагам) составлен мною, и предержащие власти в свидетели приглашены.» (И.С. Тургенев)

8. Сделайте морфемный анализ выделенных слов и определите их значение во фрагменте из русского духовного стиха:

Кто будет правдой жить,

Тот отчаянный от Бога,

А кто будет правдой жить,

Тот причаянный ко Господу. (Макс. 5 баллов)


9. Охарактеризовать подчёркнутые глаголы, что общего у них , и что их отличает друг от друга? (Макс. 3 балла)

Что любится , чем дышится, Тяжёлое – забудется,

Душа чем ваша полнится, Хорошее - останется,

То в песенке припомнится, Что с родиною сбудется,

То в голосе услышится. То и с народом станется.

А мы споём о родине, (И.Уткин)

С которой столько связано,

С которой столько пройдено

Хорошего и разного!

10. Определите вид сложного предложения. Обоснуйте свой ответ.



Если уж кто стал тебе поперек горла, тот прощения не жди (К. Симонов. «Последнее лето»).

В чём грамматическое своеобразие употребления выделенной словоформы? (Макс. 5 баллов)

11. Прочитайте стихотворение современного поэта Дмитрия Авалиани «Я ящерка…». Каков лингвистический принцип построения этого стихотворения? Каким художественным целям он служит? (Макс.4 балла)
Я ящерка

ютящейся

эпохи,

щемящий

шелест

чувственных

цикад,

хлопушка

фокусов

убогих,

тревожный

свист,

рывок

поверх

оград.

Наитие,

минута

ликованья,

келейника

исповедальня.

Земная

жизнь

ещё

дарит,

горя,

высокое

блаженство

алтаря.



  1. Подумайте, о человеке какой профессии и о каких проблемах может идти речь в повести с названием «Сердечная недостаточность». Напишите сочинение- рассуждение. (Макс. 15 баллов)


Ответы

11 класс.
1. Мощь (0,5 балла). Во всех остальных словах Ь смягчает предшествующий согласный.(1 балл)

Звук [щ] – мягкий, непарный. (0,5 балла)



Макс. 2 балла.
2. 1)Правило: В словах, где в корне есть чередование е/ё , нужно писать Е, Если такого чередования нет, то в корне пишем Ђ. (1 балл)

2) На этом основании до реформы с Ђ писали слова : дед, деточка, светить, хлеб, завершить. (5 баллов)



Макс.6 баллов.
3.

разок

косой

Ср. рус. око ‘глаз’; разокий человек, смотрящий в разные стороны, по –русски это называется косоглазием.

распусник

гуляка

Ср. рус. – пустой (человек), то есть ‘праздный’ = гуляка.

расоха

вилы

Ср. рус. соха ‘толстый сук с развилиной, приспособленный для пахоты’.

размирица

бой

Ср. рус. мир ‘согласие, дружба’ и слова с приставкой раз/рас со значением разделения, противопоставления : раздор, разрыв.

По одному баллу за соответствие + по одному баллу за комментарий + за проявленное лингвистическое чутьё и оригинальность мышления (дополнительный балл)



Макс. 9 баллов.
4. В древнерусском языке было не 2, а 3 числа: единственное, множественное и двойственное, которое выделяло два предмета по отношению к одному предмету и множеству предметов. (1 балл)

Словосочетания с числительными два, две, и оба, обе представляют собой осколок этой разрушенной с течением времени системы чисел в склонении существительных. (1 балл)

Под влиянием сочетаний с числительным два появились аналогичные сочетания с числительными три, четыре : три сестры, четыре шага.(1 балл)

К форме двойственного числа восходят также названия парных предметов, например рога, глаза, берега, бока и др. (1 балл)



Макс. 4 балла.
5. Актёр понимает слово однажды в значении «когда-нибудь»(1 балл) , а Сатин – в значении «один раз» (1 балл).

Макс. 2 балла.
6. Данные фразеологизмы имеют разное значение:

  1. «Сам не свой» - расстроен, потерял душевное равновесие. (1 балл)

  2. «Сам себе хозяин» - совершенно независимый, самостоятельный человек, который волен поступать так, как ему захочется. (1 балл)

  3. Быть «самим собой» - быть таким, какой есть: естественным, непосредственным. (1 балл)

  4. «Сам по себе» - самостоятельно, без помощи, отдельно. (1 балл)

Человек, который расстроен, тем не менее может быть совершенно независимым, самостоятельным, естественным и непосредственным, действовать самостоятельно, без чьей-либо помощи. (1 балл)

Макс. 5 баллов.
7. В. Конецкий употребляет искажённое, неправильное, довольно часто встречающееся в современных СМИ, и даже в художественной литературе, выражение , когда говорят о руководителях, администраторах, разного рода облечённых властью лицах. (1 балл)

- Верно: «власти предержащие» - «лица, облечённые властью», «правители». (1 балл)

Входящее в его состав церковнославянское по происхождению слово предержащие восходит к глаголу «предержати», который означал «держать, занимать», а также «править, управлять» (например, держать стол, т.е. престол, значило «царствовать») «Власть предержащая» (или рука предержащая) – это высшая правительственная власть, иначе говоря, власть управляющая. Во множественном числе мы скажем : власти предержащие – о лицах, обличённых официальной властью, государственных чинах и т д.(1 балл)

Ошибка связана с забвением буквального смысла устаревшего оборота и входящих в него слов. Сыграла свою роль, безусловно, и ложная аналогия с власть имущие (буквально: «имеющие какую либо власть, обладающие властью вообще») (1 балл) (С.И.Скворцов. Культура речи и история языка. – РЯШ, 1994, №4, с. 82-83)



Макс. 4 балла.
8. 1. От- чаj – а – нн - ый. (1 балл)

При – чаj – а- нн - ый. (1 балл)

Слова отчаянный, причаянный имеют корень – чаj - со значением ‘ждать, желать’, ср. нечаянный

«неожиданный». (1 балл)

2. По происхождению эти слова являются страдательными причастиями, следовательно, в словосочетании отчаянный от Бога слово отчаянный значит ‘нежеланный, неугодный’, ‘отвергнутый’ (1 балл); в словосочетании причаянный ко Господу слово причаянный значит ‘желанный, угодный’(1 балл).

Макс. 5 баллов.
9. Эти глаголы похожи друг на друга по форме – все они имеют –ся в своём составе. (1 балл)

Глаголы любится, полнится, припомнится, услышится, забудется – страдательного залога.(1 балл)

Глаголы дышится, останется, сбудется, станется - возвратные. .(1 балл)

Макс. 3 балла.
10. Предложение сложноподчиненное.(1 балл) В придаточном можно выделить два типа значений - приместоименно-определительное подлежащное (1 балл) и целый ряд синкретично связанных обстоятельственных: условное, причинное, временное.(1 балл)

Хотя по составу главное предложение и является двусоставным (тот - подлеж.), его значение обобщенно-личное, как у определенно- и неопределенно-личных односоставных.(1 балл) Ср. то же в форме неопр.-личного предл.: Если уж станут тебе поперек горла, пусть прощения не ждут.

Подчеркнут глагол в личной форме 1-го спряж., несов. вида, перех. (хотя управляет Род. падежом в силу достигательного значения) повел. накл. ед.ч. Форма повел. накл., обычно имеющая значение 2-го лица, употреблена в значении 3-го лица (1 балл)

Макс. 5 баллов.
11. 1) стихотворение написано по принципу «обратного» акростиха, когда каждое новое слово начинается с предыдущей буквы алфавита, то есть не от А до Я, как в обычном акростихе, а от Я до А; (1 балл)

2) алфавит есть символ всеобщей связи, единства всего со всем; однословные строки подобны ступеням лестницы, и стихотворение, благодаря своему лексическому наполнению, представляет собой восхождение от максимально земного, ползающего – ящерки, через вдохновение и покаяние к максимально небесному, что есть на земле – Алтарю. (3 балла за оригинальный и полный ответ)



Макс. 4 балла.
12. Мини-сочинение оценивается следующим образом:

  • глубина и самостоятельность в раскрытии темы (максимально 3 балла, если тема раскрыта полно и глубоко, учащийся проявил самостоятельность и в отборе языкового материала, и в выстраивании самого текста);

  • композиционная стройность, логичность, последовательность изложения (максимально 3 балла);

  • оправданная образность языка и оригинальность стиля (максимально 3 балла);

  • эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения (максимально 3 балла);

  • соблюдение речевых норм (максимально 3 балла соответственно школьной шкале: «5» - 3 балла; «4» - 2 балла; «3» - 1 балл; «2» - 0 баллов).

Макс. 15 баллов.

Всего – 64 балла.
Камчатнов


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница