Московская Духовная Семинария история русской церкви



страница1/17
Дата28.07.2016
Размер1.35 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Московская Духовная Семинария

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ

Учебное пособие для 2-го класса

Составлено по учебникам

П.В.Знаменского и П.И.Малицкого

Загорск 1986 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1


Учреждение патриаршей кафедры в Москве

Умножение епархий и возвышение епископских кафедр

Деятельнооть патриарха Иова (1589-1605).

Служение святого патриарха Гермогена (1606-1612)

Епархиальные, архиереи во время Смуты.

Заслуги русских монастырей.

Патриарх Филарет (1619-1633).

Патриарх Иоасаф 1 (1634-1640).

Патриарх Иосиф (1642-1652).

Патриарх Никон (1652-1658).

Дело Зюзина.

Суд над патриархом Никоном.

Заточение и смерть патриарха Никона.

Большой Московский Собор (1666-1667).

Патриаршество после Никона.
ГЛАВА II
Расширение пределов служения Русской Церкви.

Распространение христианства в Сибири.

Христианство на Кавказе

Христианство в Казанском крае.

Христианство в Рязанском крае.
ГЛАВА III

Христианская жизнь и богослужение.

Добродетели и примеры благочестия в русском народе.

Изъяны нравственной жизни

Остатки язычества и суеверия

Развитие крайней обрядовой религиозности

Недостатки в отправлении богослужения
ГЛАВА IV
Духовноеое просвещение

Состояние просвещения в Москве до середины ХVII в

Вызов киевских ученых в Москву.

Ртищевское братство

Епифаний Славеницкий и Симеон Полоцкий

Сильвестр Медведев и инок Евфимий

Братья Лихуды

Собор 1690 года

Начало Московской Академии

Покровитель образования Новгородский митрополит Иов.


ГЛАВА V
Русский старообрядческий раскол

Причины появления раскола

Книжные исправления в первой .половина ХVII века

Начало обрядовых исправлений при патриархе Никоне

Собор 1654 года

Книжное исправление на новых началах.

Соборные заседания в 1655-1656 гг.

Соборные заоедания в 1666-1667 гг.

Взгляды раскольников на Православную Церковь.

Возмущение в Соловецком монастыре.

Возмущение стрельцов в Москве.

Указ 1685 года.

Дробление раскола.

Образование беспоповщины.

Разделение беспоповщины на частные секты.

Филипповская секта.

Секта странников или бегунов.

Безденежники.

Статейники.

Нетовщина.

Рябиновщина.

Самокрещенцы.

Образование поповщины.

Лужковское согласие.

Поиски поповцами архиерея (ХVIII в.).

Епифаний.

Афиноген.

Анфим.


Белокриницкая иерархия.

Австрийское священство о России.

Окружное послание и его происхождение.

Начало единоверия.

История происхождения так зазываемой "древлеправославной старообрядческой церкви".

ПРИЛОЖЕНИЕ

Основные даты по истории Русской Церкви патриаршего периода и истории русского старообрядчества.

ГЛАВА 1

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕЙ КАФЕДРЫ В МОСКВЕ


В 1589 году в положении Русской Церкви произошла долгожданная и важная перемена. Из митрополии она была возведена теперь в достоинство патриархата. Явление это не случайное и подготовленное всей предыдущей историей Русской Церкви и русского народа. Действительно, наша Церковь вместе с расширением русского государства постоянно увеличивала свою паству в результате просвещения инородческих племен Поволжья, Урала и Сибири. По территории своего служения Русская Церковь превосходила все восточные патриархаты, вместе взятые. Между тем, Православный Восток к середине XV века окончательно подпал под иго мусульман: восточные Церкви, постоянно подвергаясь преследованиям со стороны турок, постепенно сокращались в числе своих членов, а патриархи в своей церковной деятельности были сильно стеснены деспотизмом турецких властей. Кроме того, сочувствие византийской духовной и светской власти, а также падение Константинополя побудили русских иерархов настороженно относиться к восточной иерархии. Они боялись принимать греков не только на митрополию, но и на епископии именно потому, что в этих условиях ортодоксальность греческих ставленников вызывала правомерные сомнения,

К концу ХVI века Русская Церковь в сосем внутрением и внешнем развитии достигла полной зрелости, Она по праву должна была стать в один ряд с восточными патриархатами и возглавиться своим первосвятителем, равным по иерархическим преимуществам восточным патриархам.

В 1586 году в Москву прибыл Антиохийский патриарх Иоаким, Воспользовавшись его приездам, царь Феодор Иоаннович с одобрения бояр и духовенства через своего шурина Бориса Годунова вышел с патриархом в переговоры по вопросу об учреждении в Москве патриаршего престола. Патриарх Иоаким одобрил это желание царя и духовенства, но сказал, что для исполнения его нужно согласие всех восточных патриархов, чтобы "не подумали другие народы, особенно же пишущие против православной веры латиняне и еретики, что в царственном граде Москве патриарший престол устроился одною только царскою властью". При отъезде из Москвы патриарх Иоаким обещал содействовать желанию царя, предложив вопрос об учреждении патриаршества в России собору восточных Церквей.

Через год был получен ответ из Константинополя, что патриархи Константинопольский и Антиохийским согласны с введением патриаршества в России, но для соборного решения этого вопроса послали за Александрийским и Иерусалимским предстоятелями. Для поставления же патриарха в Москве предполагали отправить в Россию Иерусалимского патриарха. Дело могло значительно замедлиться. Однако летом 1588 г. неожиданно прибыл в Москву сам Константинопольский патриарх Иеремия II, русские церковные и светские власти поспешили ускорить решение этого вопроса. Быть патриархом в Москве сначала предложили Иеремии, на что он дал согласие. Но в Москве понимали неудобство иметь патриархом иностранца, так как он по незнанию русского языка и русских обычаев не мог быть непосредственным советником государя; кроме того, к нему, как и ко всем грекам, относились недоверчиво. Не желая огорчить Иеремию, ему предложили остаться в России патриархом, но жить не в Москве, а во Владимире. В Москве же царь хотел удержать митрополита Иова, но патриарх на это не согласился. Тогда Иеремии было предложено поставить в сан патриарха Московского митрополита Иова. Торжество поставления совершилось 26 января в 1589 году. При отъезде из Москвы Иеремия оставил здесь грамоту об учреждении им патриаршества и обещал по возвращении на родину провести это дело через собор восточных иерархов.

Собор состоялся в Константинополе в1590 году, но на нем отсутствовал влиятельный Александрийский патриарх Мелетий Пигас, который не вполне одобрял действия Иеремии в Москве. Когда собор был снова созван в Константинополе в 1593 году, на сей раз с участием патриарха Мелетия, Московское патриаршество было утверждено, и русскому патриарху в ряду предстоятелей Церквей по преимуществам чести было назначено пятое место (после Иерусалимокого); право поставления Московских патриархов предоставлено собору местных епископов.

Права патриарха.


С возведением русского митрополита в сан патриарха по иерархичеокому достоинству он сделался равным, прочим патриархам Востока. Русскому патриарху перешли прежние права митрополита. Ему принадлежало высшее рукаводство всей Русской Церковью. Патриарх давал епархиальным владыкам наставления, писал им грамоты и послания, привлекал их к ответственности. Он мог делать общие распоряжения в Церкви, созывать соборы, на которых ему принадлежало первенствующее место. Прежде все дела по церковному управлению митрополиты поручали вести разным доверенным лицам; теперь образуются постоянные административные учреждения - приказы (наподобие царских), состоявшие из бояр, дьяков и подъячих. Таких приказов было три :

1)Судный, который заведовал судебной частью;



  1. Казенный, который занимался всеми церковными сборами, по- ступавшими в патриаршую казну;

  2. Дворцовый, который ведал вотчинами и хозяйством патриаршего дома и был организован по образцу царского дворцового приказа. К концу XVI века появился еще четвертый приказ - Церковных дел, -.рассматривавший вопросы церковного благочиния. Па примеру патриарха стали заводить у себя приказы и архиереи, но только по два: Духовный - для епархиального управления и суда, и Казенный, ведавший архиерейской казной.




Каталог: %D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B -> 2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B -> Конспекты лекций социология (курс лекций)
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «Музыкально-педагогические практикумы»
%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B -> Конспект урока по предмету «Литературное чтение»
2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81 -> Конспек т по Истории Христианской Церкви
2%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81 -> Конспект по предмету «Новый Завет» для 2 класса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница