«московская духовная академия русской православной церкви»




страница1/3
Дата20.03.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
Православная религиозная организация – учреждение высшего, среднего и послевузовского профессионального религиозного образования
«МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

____________________________________________________________________________________________________________________


УТВЕРЖДЕНО
на заседании

Научно-методического Совета

протокол № ____________

от «____» ______________ 2015 г.






УТВЕРЖДАЮ

проректор

по научно-богословской работе

Московской Православной

Духовной Академии

протоиерей Александр Задорнов

________________________________

«____» ____________________ 2015 г






КАФЕДРА БИБЛЕИСТИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

«ВВЕДЕНИЕ В БИБЛЕЙСКУЮ ГЕРМЕНЕВТИКУ»
основной образовательной программы высшего образования

по направлению подготовки 48.04.01 Теология

(уровень магистратуры)
Форма обучения: очная

г. Сергиев Посад, 2015

Рабочую программу дисциплины разработал:

Ковшов Михаил Всеволодович, канд. богословия

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

Программа рассмотрена на заседании кафедры
«____»____________2015 г., протокол № __

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой _______________ ______________

Личная подпись (сан, ФИО)


СОГЛАСОВАНО:

Проректор по

Учебной работе _______________ ______________

Личная подпись (сан, ФИО)


СОГЛАСОВАНО:

Заведующий

Учебно-методическим отделом ________________ ______________

Личная подпись (сан, ФИО)

© Ковшов М.В.

© МДА РПЦ


Раздел 1. Организационно-методический
1. Цели освоения дисциплины «Введение в библейскую герменевтику»

Целью освоения дисциплины является формирование у студентов подготовительного курса библейского отделения магистратуры МДА понятия о библейской герменевтике как науке, общего представления об основных методах толкования Священного Писания как в православной, так и инославной (секулярной, «внеконфессиональной») библеистике, изучение истории библейской герменевтики и ознакомление с основополагающими источниками и литературой в данной области библейской науки.


2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования
Дисциплина «Введение в библейскую герменевтику» относится к основным дисциплинам отрасли науки и научной специальности, включенным в обязательные дисциплины образовательного цикла основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования.

На изучение отводится 72 часа. В соответствии с учебным планом занятия проводятся на подготовительном курсе обучения магистратуры.


3. Основные задачи дисциплины «Введение в библейскую герменевтику».

Основными задачами являются:

- ознакомление с важнейшими святоотеческими методами толкования Писания;

- изучение истории библейской герменевтики;

- усвоение основных методов толкования Библии, принятых в православной библеистике;

- формирование представлений о способах толкования Св. Писания в современной библеистике.


Знание и понимание


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: важнейшие проблемы истории и теории библейской герменевтики и экзегетики;

базовые понятия дисциплины;

важнейшие принципы православного подхода к толкованию Священного Писания;

основные методы толкования библейского текста в православной и инославной (секулярной, «внеконфессиональной») библеистике;



Уметь: применять полученные теоретические знания по палеографии в профессиональной деятельности;

различать методы библейской герменевтики;

применять методы библейской герменевтики при проведении научных исследований;

анализировать научную литературу по библеистике;

пользоваться специальной справочной литературой;

Владеть: навыками определения жанра толкуемого библейского текста;

навыками контекстуального анализа библейского текста;

навыками историко-филологического анализа библейского текста;

навыками символического толкования библейского текста;

навыками типологического толкования библейского текста;

навыками аллегорического толкования библейского текста;

навыками тропологического толкования библейского текста;

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 48.04.01, Теология:


КОМПЕТЕНЦИИ


Общекультурные компетенции (ОК):

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);


Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

способность использовать знания в области информационных технологий для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-3)


Профессиональные компетенции (ПК):

готовность использовать знания фундаментальных разделов теологии для решения научно-исследовательских задач (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) (ПК-1);

способность адаптировать и применять общие методы к решению нестандартных теологических проблем (ПК-2);

способность преподавать предметы и дисциплины в области теологии, исторических традиций мировых религий, духовно-нравственной культуры или альтернативные им предметы и дисциплины (ПК-3)




4. Структура и содержание дисциплины «Введение в библейскую герменевтику»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачётных единицы.



Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)



очная форма

Общая трудоемкость



150

Аудиторная работа


72

Лекции


29

Занятия в практической форме

43

Самостоятельная работа обучающихся

72

Форма контроля

6


4.1. Тематический план дисциплины (очная форма)


Наименование

разделов и тем

Количество акад. часов

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

Всего часов по теме

Модуль 1. Важнейшие принципы отношения и методы толкования Священного Писания в православной библейской науке.
православной библейской науке.

11

5

16

32

Тема 1.1. Библейская герменевтика как самостоятельная дисциплина.

2




2

4

Тема 1.2. Толкование Библии с точки зрения христианской гносеологии и догмата о богодухновенности.





2

2

4

Тема 1.3. Историко-филологический (буквально-исторический) метод толкования Священного Писания.

2




2

4

Тема 1.4. Символический метод толкования Священного Писания.

2




2

4

Тема 1.5. Типологический метод толкования Священного Писания. Нового Завета.

1

1

2

4

Тема 1.6. Аллегорический метод толкования Священного Писания.

1




1

2

Тема 1.7. Тропологический метод толкования Священного Писания.

1

1

1

2

Тема 1.8. Анагогическое толкование Священного Писания. Святоотеческое учение о феории.

1

1

1

2

Тема 1.9. Метод аккомодации (континуального или

приспособительного толкования).



0,5




1,5

2

Тема 1.10. Четверичная схема смыслов Писания и методов его толкования (квадрига).

0,5




1,5

2

Модуль 2. Иудео-палестинское толкование Священного Писания Ветхого Завета.

5

11

16

32

Тема 2.1. Толкование Ветхого Завета иудеями в персидский период. Метод мидраша.

1

2

3

6

Тема 2.2. Иудео-палестинское толкование Ветхого Завета в эллинистический период. Галаха и агада.

1

2

3

6

Тема 2.3. Галахический метод толкования.

1

2

3

6

Тема 2.4. Агадический метод толкования.

1

2

3

6

Тема 2.5. Толкование Ветхого Завета в рукописях Мертвого моря: история открытия и изучения Кумранских рукописей.

0,5

1,5

2

4

Тема 2.6. Толкование Ветхого Завета в рукописях Мертвого моря: типологические комментарии; тематические комментарии; континуальные или аккомодационные комментарии.

0,5

1,5

2

4

Модуль 3. Толкование Священного Писания в Православной церкви.

3

9

12

24

Тема 3.1. Толкование Ветхого Завета Господом Иисусом Христом и апостолами.



2

2

4

Тема 3.2. Толкование Священного Писания в христианской Церкви в I-VI века.

1


2

3

6

Тема 3.3. Православное толкование в средневековый период.

0,5

1,5

2

4

Тема 3.4. Библейская герменевтика в России.

0,5

1,5

2

4

Тема 3.5. Православная герменевтика в XX – нач. XXI ст.

1

2

3

6

Модуль 4. Толкование Священного Писания Нового Завета на Западе в эпохи Позднего средневековья, Гуманизма и Реформации.

3

7

10

20

Тема 4.1. Схоластический метод толкования Священного Писания Нового Завета.

0,5

1,5

2

4

Тема 4.2. Гуманистическая герменевтика.

0,5

1,5

2

4

Тема 4.3. Герменевтические принципы Реформации.

0,5

1,5

2

4

Тема 4.4. Католический ответ на протестантскую экзегетику и герменевтику. Тридентский собор.



0,5

1,5

2

4

Тема 4.5. Пост-реформационная герменевтика. «Конфессионализм». Пиетизм. Рационализм.

1

1

2

4

Модуль 5. Методы и подходы к толкованию Священного Писания Нового Завета в западной библеистике Нового и Новейшего времени.

7

11

18

36

Тема 5.1. Историко-критический метод толкования Библии: история зарождения и развития метода.

1

2

4

9

Тема 5.2. Р. Бультман и программа демифологизации новозаветного провозвестия.

1

1

3

6

Тема 5.3. К. Барт и герменевтика диалектической теологии.

1

1

3

6

Тема 5.4. «Новая герменевтика»»

1

1

2

5

Тема 5.5. Библейская критика Нового Завета эпохи Постмодерна.

1

2

2

5


Тема 5.6. «Новая литературная критика»


1

2

2

5

Тема 5.7 Контекстуальные и социологические подходы в современной библейской герменевтике.

1

2

2

6

Итого по дисциплине:

29

43

72

144


4.2. Развёрнутый тематический план лекций, семинарских и практических занятий (очная форма)

Наименование темы

Содержание лекции, семинарского и практического занятия

Кол-во часов

Библейская герменевтика как самостоятельная дисциплина.

Этимология названия. Предмет, цель и задачи библейской герменевтики.

Основная литература по курсу. Связь с общей герменевтикой. История общей герменевтики: Аристотель, Платон, Меланхтон, Хладениус, Шлейермахер, Аст, Бек, Дройзен. Дильтей, Бетти, Хайдеггер, Гадамер.



4

Толкование Библии с точки зрения христианской гносеологии и догмата о богодухновенности.


  1. Цель изучения Священного Писания.

  2. Вопрос о соотношении веры и разума при изучении Писания.

  3. Понятие о богодухновенности по книгам Священного Писания.

  4. Виды передачи Божественного Откровения.

  5. Различные подходы в понимании

догмата о богодухновенности.

  1. Связь

богодухновенности и каноничности.

4

Историко-филологический (буквально-исторический) метод толкования Священного Писания.

1.Схема метода.

2. Примеры: поучение или

заповедь закона; пророчество Исаии о Еммануиле.


4

Символический метод толкования Священного Писания.

  1. Схема метода.

  2. Примеры.

4

Типологический метод толкования Священного Писания. Нового Завета.

  1. Схема метода.

  2. Примеры.

4

Аллегорический метод толкования Священного Писания.

  1. Схема метода.

  2. Примеры.

2

Тропологический метод толкования Священного Писания.

  1. Схема метода.

  2. Примеры.

2

Анагогическое толкование Священного Писания. Святоотеческое учение о феории.

  1. Схема метода.

  2. Примеры.

2

Метод аккомодации (континуального или

приспособительного толкования).



  1. Схема метода.

  2. Примеры.

2

Четверичная схема смыслов Писания и методов его толкования (квадрига).

  1. Схема.

  2. Примеры.

2

Толкование Ветхого Завета иудеями в персидский период. Метод мидраша.

  1. Вавилонский плен и его идейное влияние на иудеев.

  2. Персидский период: историческая характеристика.

  3. Деятельность Ездры.

  4. Возобновление Завета.

  5. Толкование Ветхого Завета иудеями в персидский период.

  6. Метод мидраша.



6

Иудео-палестинское толкование Ветхого Завета в эллинистический период. Галаха и агада.

  1. Эллинизм как культурное явление.

  2. Палестина под властью Птолемеев.

  3. Иерусалимский храм, первосвященник и герусия.

  4. Эллинистические тенденции иудеев Палестины.

  5. Закон Моисеев как гражданский закон Иудеи.

  6. Галаха и агада.

6

Галахический метод толкования.

  1. Источники для изучения правил галахического толкования.

  2. Правила галахического толкования.

  3. Резюме по галахическому толкованию.




6

Агадический метод толкования.

  1. Агада.

  2. Примеры агадических толкований.

  3. 32 правила агадического толкования.




6

Толкование Ветхого Завета в рукописях Мертвого моря: история открытия и изучения Кумранских рукописей.

  1. Возникновение и распространение в научной среде ≪стандартной≫ кумрано-ессейской теории.

  2. Идентификация аббатом Р. де Во Кумрана как религиозного поселения.

  3. Публикация полного корпуса кумранских рукописей в 1991-92 гг. и начало активной полемики со ≪стандартной моделью≫.

  4. Н. Голб и его гипотеза о Кумране как о крепости.

  5. Кумран как торговый центр или загородное поместье.

  6. Идентификация Кумрана Й. Хиршфельдом как типичного феодального поместья.

  7. Происхождение кумранских рукописей с точки зрения ≪стандартной модели≫ и в свете новых гипотез идентификации Кумрана.

4

Толкование Ветхого Завета в рукописях Мертвого моря: типологические комментарии; тематические комментарии; континуальные или аккомодационные комментарии.

  1. Состав и классификация кумранских рукописей.

  2. Мессианизм и вопрос о двух мессиях в кумранских рукописях.

  3. Рукопись 4Q246 ≪Сын Божий≫: содержание и объяснение параллелей с евангельским текстом.

  4. Рукопись 4Q175 ≪Мессианский сборник≫.

  5. Рукопись 11Q13 ≪Небесный князь Мелхиседек≫.

  6. Рукопись 4Q521 ≪Мессия неба и земли≫.

  7. Таргумы в кумранских рукописях.

  8. Краткая характеристика сектантских правовых документов.

  9. Ветхозаветные апокрифы в кумранских рукописях.

4

Толкование Ветхого Завета Господом Иисусом Христом и апостолами.

  1. Толкование Ветхого Завета Господом Иисусом Христом.

  2. Толкование Ветхого Завета апостолами.

4

Толкование Священного Писания Нового Завета в христианской Церкви в I-VI века.

  1. Александрийская школа.

  2. Антиохийская школа.

  3. Эдесско-низибинская школа.

  4. Латинская экзегеза.

6

Православное толкование в средневековый период.

  1. Блаж. Феофилакт, архиепископ Болгарский.

  2. Евфимий Зигабен.




4

Библейская герменевтика в России.

  1. Митрополит Иларион Киевский, епископ Кирилл Туровский, архиепископ Геннадий Новгородский, прп. Иосиф Волоцкий.

  2. Митр. Филарет (Дроздов) и прот. Герасим Павский.

  3. П.И. Савваитов, И.Н. Корсунский, Н.Н. Глубоковский.

4

Православная герменевтика в XX – нач. XXI ст.

  1. I Конгресс православных богословов в Афинах.

  2. А. В. Карташев, протопресвитер Алексий Князев, прот. Александр Мень, Е. Золотас, Н. Дамалас, В. Иоаннидис, Саввас Агуридис.

  3. П. Брациотис, А. Хаступис, Н. Василиадис, Джона Брек, Брэдли Нассиф, Т. Стилианопулос.

6

Схоластический метод толкования Священного Писания Нового Завета.

  1. Ансельм Кентерберийский.

  2. Пьер Абеляр.

  3. Гуго Сен-Викторский.

  4. Альберт Великий.

  5. Фома Аквинский.

4

Гуманистическая герменевтика.

  1. 1. Гуманистический метод.

2. Основные принципы гуманистической герменевтики.



4

Герменевтические принципы Реформации.

  1. Мартин Лютер.

  2. Эразм Роттердамский.

  3. Жан Кальвин.

  4. Флаций.

  5. Радикальные реформаторы.

4

Католический ответ на протестантскую экзегетику и герменевтику. Тридентский собор.



  1. Католический ответ на гуманистические и протестантские новации в библеистике.

  2. Четвертая сессия Тридентского собора и принципы католического отношения к Св. Писанию.

4

Пост-реформационная герменевтика. «Конфессионализм». Пиетизм. Рационализм.

  1. Острая полемика с католической контрреформацией.

  2. Решения Вестминстерской ассамблеи 1643 г.

  3. «Конфессионализм»: «символы веры» или «исповедания веры».

  4. Якоб Шпенер и пиетизм.

  5. Спиноза, Кант, Шлейермахер: зарождение рационализма.

4

Историко-критический метод толкования Библии: история зарождения и развития метода.

  1. Появление историко-критического метода.

  2. Цели и методы историко-критического подхода.




9

Р. Бультман и программа демифологизации новозаветного провозвестия.

  1. Жизнь и труды.

  2. Концепция демифологизации Нового Завета.

  3. Герменевтика Р. Бультмана.

  4. «Экзистенциальная интерпретация».




6

К. Барт и герменевтика диалектической теологии.

  1. Жизнь и труды К. Барта.

  2. Библейская герменевтика в «диалектической теологии».



6

«Новая герменевтика»

  1. Э. Фукс.

  2. Г. Эбелинг.

  3. Х.Г. Гадамер.

  4. П. Рикер.

5

Библейская критика Нового Завета эпохи Постмодерна.

  1. Структуры Постмодерна.

  2. Представители Постмодерна.

  3. Деконструкция.

  4. Постмодернистские толкования в библеистике: Социологический подход, теология освобождения, феминистское толкование и др.

5

«Новая литературная критика»


  1. Нарративный анализ.

  2. Риторический анализ.

  3. Метод реакции читателя.

  4. Постструктуралистские толкования.

5

Контекстуальные и социологические подходы в современной библейской герменевтике.

  1. Социологическое толкование.

  2. Феминистская герменевтика.

  3. Либерационистская герменевтика.

  4. Афроцентрическая герменевтика.

6

2.4. Содержание дисциплины

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница