Молитва путешественника (салатуль каср) Ас-саляму алейкум ва рахмату Ллахи! 1




Скачать 119.08 Kb.
Дата14.07.2016
Размер119.08 Kb.
Молитва путешественника (салатуль каср)

Ас-саляму алейкум ва рахмату Ллахи!



1. Сокращение молитв, которые состоят из четырех рак'aтов.
2. Расстояние, на которое нужно путешествовать перед сокращением
молитвы .
3. Откуда можно сокращать молитву.
4. Когда путешественник должен совершить полную молитву.
5. Навафиль (добровольная молитва) во время путешествия .
6. Путешествие в пятницу.
==================================================

1. Сокращение молитв, которые состоят из четырех рак'aтов


Аллах говорит в Коране: " А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву, если боитесь, что вас подвергнут испытанию те, которые не веровали". Сура № 4, аят 101. Эта уступка не ограничена опасными ситуациями.
Йа'ла ибн Умаййа сказал: " Я сказал 'Умару ибн аль-Хаттабу: " Объясни мне, почему люди сокращают молитву, когда Аллах говорит: " А когда вы передвигаетесь по земле," [предшествующий аят] и те дни ушли в прошлое!" 'Умар сказал: " Я тоже задавался этим вопросом и упомянул об этом Пророку,да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал: " Это милосердие Аллаха Всевышнего, которым Он одарил вас, так примите же Его милосердие"". Об этом рассказала "группа".

Ат-Табари записал, что Абу Муниб аль-Джарши упомянул этот аят Ибн 'Умару и сказал: " Мы теперь в безопасности и нам нечего бояться. Следует ли нам в таком случае сокращать молитву?" Он ответил ему: " Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример (поведения)". Сура № 33, аят 21.

С этой проблемой также обратились к 'Айше, и она сказала: " Молитва была сделана фард (обязательной) в Мекке в два рак'aта. Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, было добавлено два рак'aта к каждой молитве, кроме молитвы маг'риб, потому что это дневной витр, и утренней молитвы из-за ее длинного чтения Корана. Но если кто-то путешествует, то он совершает первоначальную молитву [то есть, только два рак'aта]". Об этом рассказали Ахмад, Аль-Байхаки, Ибн Хиббан, и Ибн Хузайма. Его рассказчики заслуживают доверия.

Ибн аль-Каййим сказал: " Пророк совершал только в два рак'aта те молитвы, которые состояли из четырех всякий раз, когда он путешествовал, пока он не возвращался в Медину. И не подтверждено, что он когда-либо молился в четыре рак'aта [во время путешествия], и ни один из имамов не расходится(во мнениях)по этому вопросу, хотя они расходятся относительно правила сокращения молитвы".

'Умар, 'Али, Ибн Мас'уд, Ибн 'Аббас, Ибн 'Умар, Джабир и ученые Ханифитского мазхаба говорят, что это - фард. Маликитская школа считает, что это - сунна му'акада(подчеркнутая); это подчеркнуто больше даже чем совместная молитва. Если путешественник не сможет найти другого путешественника, чтобы возглавить молитву, то он может молиться один, так как ему нежелательно следовать за тем, кто находиться в обычной обстановке [то есть, молиться в четыре рак'aта] согласно Маликитской школе. Ханбалитская школа считает, что человеку предпочтительно сократить молитву скорее, чем совершать полную молитву. Шафи'итская школа считает так же, если человек путешествовал на достаточное расстояние.

2. Расстояние, на которое нужно путешествовать перед
сокращением молитвы

Выводом из аята Корана является то, что любое путешествие, будь оно долгим или коротким, которое попадает в пределы лингвистического определения слова "путешествие", достаточно, чтобы сократить молитву, объединять их и прерывать пост. В Сунне нет ничего, которое ограничивает этот общий срок с каким - либо определенным смыслом. Ибн аль-Мунзир и другие упомянули более двадцати сообщений относительно этого вопроса. Здесь мы упомянем некоторые из более важных сообщений.

Ахмад, Муслим, Абу Дауд, и Аль-Байхаки передали, что Яхья ибн Йазид сказал: " Я спросил Анаса ибн Малика относительно сокращения молитвы, и он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился в два рак'aта, если он путешествовал на расстояние трех миль или фарсах"". Ибн Хаджар пишет в Фатх аль-Бари: " Это наиболее подлинный хадис, который сообщил и разъясняет [этот вопрос]".

Противоречие между милей и фарсах разъяснил Абу Са'ид аль-Худри сказав: " Если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, путешествовал на расстояние один фарсах, он сокращал молитву". Об этом рассказали Са'ид ибн Мансур в своем Сунан и Аль-Хафиз ибн Хаджар в ат-Талхис, и он принял его безотчетно, не делая каких-либо дальнейших комментарий об этом. Известно, что фарсах равняется трем милям и, поэтому, хадис Абу Са'ида удаляет путаницу, которая возникает из-за хадиса Анаса, когда он говорит, что самое короткое расстояние, из-за которого Пророк сокращал молитву было три мили. Один фарсах равен 5,541 метрам, в то время как одна миля равняется 1,748 метрам. Самое короткое расстояние, которое было упомянуто относительно сокращения молитва - одна миля. Это было записано Ибн аби Шайбахом, с сахих цепью, со слов Ибн 'Умара. Ибн Хазм следует за этим сообщением и доказывает, что если расстояние - меньше чем одна миля, то человек не должен сокращать молитву, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поехал к кладбищу Аль-Баки', чтобы хоронить умерших, и (так же) ушел и он не сокращал молитву.

Относительно того, что некоторые юристы говорят, а именно, что поездка должна быть, по крайней мере, в два дня, или как некоторые говорят в три дня, то Имам Абу аль-Касим аь-Харки' опровергает их мнения и этого достаточно для нас. В Аль-Муг'ни он сказал: "Я не нахожу какого-либо доказательства тому, что говорят эти ученые. Утверждения (сахабов) сподвижников противоречащие, и они не (убедительное) доказательство, если они расходятся. Нечто было рассказано от Ибн 'Умара и Ибн 'Аббаса, которое отличается от того, что используют эти ученые как доказательство. Даже если бы это не имело место, их утверждения не составляют доказательство, когда существует утверждение или действие самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Даже если их утверждения были бы приняты, мы не сможем следовать за расстоянием, которое они упомянули из-за следующих двух причин. Одна та, что они расходятся с Сунной, что было рассказано от Пророка и от ясного смысла Корана, поскольку ясный смысл аята позволяет сокращать молитву, если совершается какая-либо поездка на земле. Аллах говорит: " А когда вы передвигаетесь по земле, то нет на вас греха, чтобы вы сокращали молитву". Условие "быть в опасении" были удалены, как может быть замечено в хадисе, запись которого мы сделали от Йа'ла ибн Умаййи, и что остается - так это ясное значение аята, который включает всякий тип поездки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: " Путешественник может протереть по своим носкам сроком на три дня". Это показывает отрезок времени, в который можно протирать по носкам, и это не может использоваться как доказательство для вопроса, который мы обсуждаем здесь. Можно было доказывать, что путешествием является поездка в менее чем трехдневный срок на основе хадиса: " Не позволительно какой-либо женщине, которая верит в Аллаха и в последний день совершать поездку (даже) в один день, кроме как в присутствии мужчины-родственника".

Вторая (причина), вопрос расстояния путешествия то, которому можно отвечать только чем-то из откровения от Аллаха Всевышнего [Коран или Сунна]; вовсе не тип проблемы к которому можно обратиться на основе персонального рассуждения, и при этом там нет какого-либо пути чтобы извлекать аналогию. Это доказательства, которые существуют в поддержку мнения, что сокращение молитва является допустимым для каждого путешественника, если там нет согласованности (ученых) к противоположному ".
Подобными этому являются путешествие самолетами, поездами, и т. д., или поездка, которая совершается в повиновении Аллаху Всевышнему, или иным образом. Если есть кто - то, чьё занятие требует, чтобы он всегда путешествовал, например, пилот, капитан судна, водитель грузовика, и так далее, то ему разрешается сокращать молитву или прерывать пост, так как он действительно путешествует.

3. Откуда можно сокращать молитву

Большинство ученых считает, что разрешается сокращать молитву когда человек покидает место жительства и пределы своего города, и что это является условием, и он не должен возобновлять свой регулярный намаз, пока он не достигнет первых зданий своего города.

Ибн аль-Мунзир сказал: " Я не знаю случая о Пророке,да благословит его Аллах и приветствует чтобы он сократил свой намаз во время какого-либо из его путешествий, пока он не покидал Медину".
Анас рассказывал: " Я молился в четыре рак'aта в Зуль-Халифа". Это передано группой. Некоторые из ранних ученых говорят, что если человек намеревается путешествовать, то он может сокращать молитву, даже если он находится у себя дома.

4. Когда путешественник должен совершить полную молитву

Путешественник может сокращать молитву, пока он находится в поездке. Так же, если он остается в каком-то месте для бизнеса или каого-то другого дела, он может сокращать свою молитву пока он находится там, даже годами. Если человек намеревается остаться в месте некоторое количество времени тогда, согласно Ибн аль-Каййиму, он остается путешественником, независимо от того, планирует ли он оставаться там в течение длительного или короткого промежутка времени, пока он не планирует оставаться [то есть, проживать и не возвращаться] в месте, к которому он путешествовал. Ученые расходятся во мнениях по этому вопросу. Подводя итог и высказывая свое личное мнение, Ибн аль-Каййим сказал: " Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Табуке в течение двадцати дней и в течение этого времени он сокращал молитву, и он не говорил, что нельзя сокращать молитву если останется на более длительный срок чем это, хотя существует согласованность, что он оставался там, в течение этого периода времени".

В "Сахихе аль-Бухари", говорится, что Ибн 'Аббас сказал: " Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, остался во время некоторых из его поездок, в течение девятнадцати дней, и он молился только в два рак'aта. Если мы оставались в месте в течение девятнадцати дней, мы не совершали полную молитву. Однако если бы мы остались больше этого срока, то мы бы совершили полную молитву". Ахмад утверждает, что Ибн 'Аббас упоминает пребывание Пророка,да благословит его Аллах и приветствует, в Мекке во время его завоевания, когда он сказал: " Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Мекке в течение восемнадцати дней во время завоевания, так как он был должен идти на Хунайн и не планировал оставаться там". Это его толкование сообщения Ибн 'Аббаса.

Другие говорят, что Ибн 'Аббас упоминает пребывание Пророка,да благословит его Аллах и приветствует, в Табуке, поскольку Джабир ибн 'Абдуллах сказал: " Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оставался в Табуке в течение двадцати дней и совершал каср (сокращенную) молитву". Имам Ахмад рассказал это в своем Муснаде. Аль-Мисвар ибн Махрама сообщил: " Мы остались с Са'дом в некоторых из городов аш-Шама[Сирия] в течение сорока дней, и Са'д совершал каср, в то время как мы совершали целую молитву". Наф'и рассказал: "Ибн 'Умар был в Азербайджане в течение шести месяцев, когда был снег преграждавший перевал, и он молился в два рак'aта".

Хафс ибн 'Убайдуллах сказал: " Анас ибн Малик оставался в аш-Шаме в течение двух лет, и он совершал молитву путешественника". Анас рассказал: " Сподвижники Пророка оставались в Рам Хурмузе в течение семи месяцев, и они сокращали свои молитвы". Аль-Хассан сообщил: " Я оставался с 'Абдуррахманом ибн Самура в течение двух лет в Кабуле, и он сокращал молитву, но он не объединял молитвы". Ибрахим сообщил: " Мы проживали в Раи в течение года или больше этого и в течение двух лет в Сиджистане [и мы совершали каср (сокращенную молитву)]. Этим руководствовался Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники,да будет доволен ими Аллах, и это является правильной позицией.

Относительно других мнений, за которыми следуют люди, имам Ахмад сказал: Если человек намеревается оставаться в течение четырех дней, то он должен совершить целую молитву, и он может совершать каср, если он намеревается (оставаться) меньше этого срока. Это основано на толковании сообщений от Пророка и его сподвижников [то есть, они никогда не намеревались оставаться в более длительный срок чем это и всегда говорили: " Мы уедем завтра", и так далее]. Это толкование является явно сомнительным. Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, завоевал Мекку и оставался там, чтобы установить Ислам, уничтожить многобожие, и руководить арабами. Это ясно без слов, что для завершения такой цели требуется больше одного или двух дней. Точно так же его пребывание в Табуке было проведено в подготовке к надвигающейся войне, и он знал, что это могло занять более длительный срок чем четыре дня. Таким же образом, пребывание Ибн 'Умара в Азербайджане в течение шести месяцев, и его молитвы каср в течение всего времени были совершены со знанием, что времени потребуется больше чем два или три дня, чтобы растаял такой снег и чтобы перевал стал проходимым. То же самое имеет место с пребыванием Анаса в течение двух лет в аш-Шаме и его молитвы каср и пребывание сподвижников в Рам Хурмузе в течение семи месяцев, когда они сокращали свои молитвы. Известно что действия подобные им, типа джихада и охраны, занимают больше чем четыре дня".

Последователи Ахмада,да смилостивится над ним Аллах, утверждают: " Если человек остается на месте с целью джихада или из-за (тюремного) заключения или болезни, то ему можно сокращать молитву независимо от того, думает ли человек, что такая ситуация может длиться в течение короткого или длительного промежутка времени". Это верно, но нет доказательства, что такие условия были предусмотрены в Коране, Сунне, иджма' (согласие мнения ученых), или практике сподвижников Пророка. Они доказывали, что такие условия основаны на том, что необходимо человеку, чтобы осуществлять его потребности пока он остается путешественником, а именно - меньше чем четыре дня. Его ответ им был: " Откуда вы получаете эти условия, в то время как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставался более четырех дней, сокращая молитву, в Мекке и Табуке, и он не упоминал кому-нибудь что - либо об этом, и он не говорил им, что он никогда не намеревался оставаться более четырех дней, даже притом, что знал, что люди будут [строго] следовать за его действиями относительно молитвы. Они, конечно, следовали за ним в его сокращении молитвы, и он не возражал против того, чтобы они совершили каср, если они должны были оставаться более четырех ночей. Это должно быть разъяснено, поскольку это очень важно. Точно так же сподвижники (ас-сахаба) следовали за ним в этом и он не говорил что - нибудь [в возражение] тем, кто молился с ним".

Малик и Аш-Шафи'и говорят: " Если кто - то намеревается оставаться более четырех дней, он должен совершить целую молитву, и если он намеревается оставаться в меньший период чем это, то он должен совершить каср".

Абу Ханифа считает: " Если он намеревается оставаться в течение пятнадцати дней, то он должен совершать каср. Если он намеревается оставаться больше, чем этот срок, то он не должен сокращать молитву". Таким же является мнение Аль-Лайса ибн Са'да, и это также было рассказано от трех сподвижников: 'Умара, Ибн 'Умара, и Ибн 'Аббаса.

Са'ид ибн Аль-Мусаййаб считает: " Если вы остаетесь в течение четырех дней, то вы молитесь в четыре рак'aта ". Подобное этому утверждение Абу Ханифы также было рассказано от него". 'Али ибн Аби Талиб сказал, что, если человек остается в течение десяти дней, он должен совершить целую молитву, и то же самое было рассказано от Ибн 'Аббаса.

Аль-Хассан сказал: " Тот, кто не добирается к месту назначения или (город места жительства) может сокращать молитву".

Четыре имама соглашаются, что, если у кого-то существует потребность заботиться (о чем - либо) и, всегда имеет намерение уехать на следующий день, то он может сокращать молитву столько, сколько он находится в этом состоянии. Однако, согласно одному утверждению аш - Шафи'и, он может делать это только в течение семнадцати или восемнадцати дней, и он не должен сокращать молитвы после этого времени. Ибн аль-Мунзир заявляет в своем Ишрафе: " Люди знания находятся в соглашении, что путешественник может совершать каср, пока он не намеревается остаться в одном месте, даже если он остается там годы".



5. Навафиль (добровольные молитвы) во время путешествия

Большинство ученых считает, что не осуждается совершать навафиль в состоянии, в котором сокращается молитва. В этом случае, нет никакого различия между регулярными сунна - молитвами и другими навафиль.


Аль-Бухари и Муслим передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил г'усл(полное омовение) в доме Умм Хани в день завоевания Мекки и затем совершил молитву в восемь рак'aтов.

Ибн 'Умар сообщил, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда ехал верхом, молился в любом направлении в котором он находился и кивал головой [то есть, для движений молитвы].

Аль-Хассан рассказал: " Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время поездки совершали дополнительные молитвы до и после фард (обязательной) молитвы".

Ибн 'Умар и другие считают, что нет навафиль, прежде или после фард молитвы, кроме как в середине ночи. Он увидел некоторых людей, молящихся после молитвы и сказал: " Если бы я должен был молиться, то я совершил бы целую молитву [как очевидность того, что должен принять предпочтительное]. O племянник, я сопровождал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, [в поездке], и он никогда не совершал больше двух рак'aтов, пока Аллах не забрал его душу. И я сопровождал Абу Бакра, и он не молился больше чем в два рак'aта". Он также упомянул имена 'Умара и 'Усмана, а затем прочёл аят: " Был для вас в посланнике Аллаха хороший пример (поведения)". Об этом рассказал Аль-Бухари.

Ибн Кудама объединяет то, что сказали Аль-Хассан и Ибн 'Умар, заключая, что сообщение Аль-Хассана указывает на факт, что нет никакого вреда в навафиль молитве во время путешествия, принимая во внимание, что сообщение Ибн 'Умара указывает на тот факт, что нет никакого греха, если не совершать такие навафиль-молитвы.

6. Путешествие в пятницу

Нет ничего предосудительного в путешествии в пятницу, если это происходит не в течение времени молитвы.


'Умар услышал, как один человек сказал: " Если бы сегодня не была пятница, то я бы уехал". 'Умар сказал: "Уезжай. Пятница не обязывает воздерживаться от путешествия".

Абу 'Убайда путешествовал, в пятницу и он не ожидал молитву.


Аз-Зухри хотел (выехать) путешествовать перед полуднем, в пятницу и люди сказали ему что-то, и он сказал: " Пророк путешествовал в пятницу".

Взято из книги фикхуль-сунна, говорят, что шейх Албани, (да смилостивится над ним Аллах), сделал тахкык на эту книгу.

WWW.İSLAMDİN.COM

WWW.SeyfuLlah.Tauhid.biz


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница