«мой путь к ученику»




страница1/4
Дата14.07.2016
Размер0.57 Mb.
  1   2   3   4
МОУ «ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


«МОЙ ПУТЬ К УЧЕНИКУ»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

ГОЛУБЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

2008 год

Оглавление
1. Несколько слов вместо вступления. 1 – 2

2. Теоретическая база опыта: 3 – 10

1) система Е. Н. Ильина: преподавание литературы как предмета,

формирующего человека; 3 - 5

2) технология проблемного обучения; 5

3) групповые технологии; 5 - 6

4) технологии развивающего обучения; 6 - 7

5) игровые технологии; 7

6) компьютерные (новые информационные) технологии обучения; 7 - 8

7) здоровьесберегающие технологии. 8 - 9

3. Основная аналитическая часть: 10 – 35

1) размышления учителя литературы; 10 – 11

2) пути стимулирования чтения, формы контроля; 11 - 13

3) игры на уроках русского языка; 14

4) культура речи учащихся, комплекс упражнений по речевому этикету; 14 - 18

5) роль средств массовой информации; 18

6) анализ результатов профессиональной деятельности; 19 - 34

7) размышления классного руководителя. 35

4. Приложение: 36 – 183

1) конспекты открытых уроков; 36 - 54

2) внеклассная работа по русскому языку и литературе; 55 - 122

3) литературная газета; 123 - 125

4) наши творческие работы; 126 - 140

5) достижения моих учеников; 141 - 148

6) я – классный руководитель; 149 - 172

7) о школе и о себе. 173 - 183



Несколько слов вместо вступления

Если путь твой к познанию мира ведет,

Как бы ни был он долог и труден – вперед!
Абулькасим Фирдоуси
Труден, но интересен путь учителя к ученику. Несмотря ни на что, я никогда не жалела о том, что выбрала именно этот путь и стала учителем. Еще в детские годы решила: буду учить детей. Почему? С раннего детства меня окружали мои родственники-учителя. По линии отца и по линии мамы у нас в семье много учителей. Две мои тети, дядя, брат и двоюродные сестры работают в школе, поэтому День учителя стал для нас семейным праздником.

А еще, конечно, на выбор профессии повлиял мой отец. Папа когда-то был сельским корреспондентом, писал статьи, очерки и еще сочинял стихи. Любовь к литературе, нашему родному русскому языку прививал мне именно он.

С душевным трепетом вспоминаю я и своих учителей, повлиявших на мой выбор будущей профессии. Училась я в небольшой сельской школе. В то время Полянская средняя школа Тонкинского района была одной из лучших школ Горьковской области. У каких замечательных педагогов посчастливилось мне учиться! Горячкина Анна Фирсовна (учитель истории), Голицына Александра Савельевна (учитель математики) и, конечно же, Румянцева Галина Васильевна (учитель русского языка и литературы) были и остаются для меня идеалом настоящего учителя. Я часто вспоминаю свою родную школу и своих замечательных учителей, а еще – заочное знакомство с учителем Ильиным.

1988 год… Будучи студенткой Калужского педагогического института, часто бывала в книжных магазинах Калуги и Москвы. И вот как-то мне попалась на глаза книга Евгения Николаевича Ильина «Путь к ученику». Прочитав эту книгу, я буквально «заболела» идеями и методами работы этого талантливого учителя-словесника.

В 1989 году окончила институт и устроилась на работу в Октябрьскую среднюю школу. Тогда мне, молоденькой учительнице, казалось, что я смогу так же, как и Ильин, вести детей за собой в прекрасный, поучительный мир литературы. Когда же провела несколько уроков, то поняла, что, во-первых, нужен опыт, а его нет, а, во-вторых, у каждого учителя русского языка и литературы своя дорога. И дорога эта трудна и полна испытаний.

И вот теперь за моими плечами почти двадцать лет работы в школе. Оглядываясь назад, думаю: что удалось? что не удалось? Но одно знаю твердо: легко работать тогда, когда отдаешься работе целиком, легко работать с теми детьми, которых по-настоящему любишь.

Да, труден путь к ученику. Это и постоянные беседы, лекции, консультации со своими коллегами о сложностях нашей работы с теми, кто каждодневно наполняет школьные классы.

Как связать день сегодняшний и день вчерашний, как перекинуть мостик от урока литературы к жизни, чему может научить нас тот или иной герой произведения? – вот тот круг вопросов, который не дает мне покоя и по сей день. Ведь урок – это не только сумма знаний, на уроке формируется Человек. И если мы поможем ученику в этом формировании, то он правильно поймет и художественное произведение, и мир, и себя в этом мире.

За годы школьной работы я пришла к убеждению, что урок литературы может больше, чем сама литература, если это человекоформирующий урок. Прав был Евгений Николаевич Ильин, писавший в своей книге «Путь к ученику»: «Урок, от которого напрямую зависит человеческая судьба, иначе расставляет акценты в иерархии ценностей…Еще больше, чем экономика, уроку литературы нужна революционная перестройка, ибо самый последний опыт, самый конечный результат здесь не за учеником, а за человеком: по-людски хорошим, общественно значимым, пытливо читающим»1.

Да, уроку литературы, несомненно, нужна перестройка, потому что сегодняшнее теле- и компьютеропоколение, к сожалению, уже не в такой тесной дружбе с книгой, как, скажем, вчерашнее. Винить ученика за этот горький разлад с художественной литературой не следует, так как в жизни появились и другие ценности, с которыми учителю надо считаться: кино, телеэкран, дискотеки, видео, компьютеры… Они тоже требуют времени, духовных затрат. Несмотря на то, что культ книги в современном мире поколеблен, ценность ее по-прежнему бесспорна.

Книга – главная, непреходящая ценность, которая подчиняет, в конечном счете, и кино и телеэкран. Приобщить каждого школьника к чтению книги, сделать само это чтение повседневной надобностью, чем-то таким, отсутствие чего рождает дискомфортность – задача не просто педагогическая, а остросоциальная.

Именно с помощью книги учитель-словесник открывает детям мир. Ни у одного учителя нет такой возможности, как у нас, словесников. Читая художественное произведение, наши ученики познают мир. А мир – это небо и земля, семья и отчий дом, друзья и любимые. Разве все перечислишь? Одно слово – Мир. Это и есть главное содержание моих уроков.

Я работаю, в основном, в старших классах. На уроках – русская литература XIX века. Это далеко не сегодняшний день. Прошлое вступает в разговор с настоящим. И идет этот разговор все о том же, вечном и незабываемом, - о красоте, о счастье, о любви…

Как показать, что теперь, как и тогда, в веке девятнадцатом, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности и цинизм, душевная опустошенность, холодный расчет, убивающий душу прагматизм? Как дать почувствовать, что произведения прошлого очень современны, порой кажется, что они будто бы о нас?

И так изо дня в день я пытаюсь найти ответы на эти вопросы. И помогают мне в этом новые уроки, новые беседы с детьми о мире и о Человеке!

Теоретическая база опыта

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Поэтому предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.

Я считаю, что в этих условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Технологии в максимальной степени связаны с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

Я как учитель-словесник в своей работе отдаю предпочтение нескольким технологиям, которые и являются основой моей теоретической базы. Особенно мне по душе система Евгения Николаевича Ильина.



Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета,

формирующего человека.
Евгений Николаевич Ильин создал оригинальную концепцию преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику состояться Человеком.

Концептуальные положения:

1. Усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебного предмета, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.

2. Принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний-убеждений.

3. Художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем.

4. Принципы обучающего воспитания: обучение – не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания.

5. В процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду.

6. Идти к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой.

7. Нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений.

8. Знание через общение и общение через знание – это двуединый процесс нравственного развития.

9. Сама личность учителей, их нравственный облик, педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств гражданина нашей Родины.

10. Педагогика словесника – это педагогика экспрессии: «слово + чувство».

11. Формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать.

12. Метод духовного контакта.

13. Демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю.

14. Учитель – предметник, художник, врач.

15. Работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленить.



Целевые ориентации:



Особенности содержания:
Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем. Вопрос-проблему, который служит ядром урока, учитель Ильин ставил так, чтобы:
а) вопрос был для современного учащегося жгучим, злободневным, личностно значимым;
б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);
в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Особенности методики:
В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него – к Книге. Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему» универсален и может быть использован учителем для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.

Я согласна с Евгением Николаевичем Ильиным в том, что урок литературы – это:

- человекоформирующий процесс; урок-общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании;

- своеобразный одноактовый спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов – писателя и учителя;

- не аргументы и факты, а открытия;

- совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.

Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную – соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Нам, учителям, надо учитывать обе эти программы.

Воздействие на «вторую программу» у Ильина шло на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.

В каждом случае Евгений Николаевич Ильин руководствовался целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.

Тесно взаимосвязана с системой Ильина технология проблемного обучения.



Технология проблемного обучения
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Целевые ориентации:


  • Приобретение ЗУН.

  • Усвоение учащимися способов самостоятельной деятельности.

  • Развитие познавательных и творческих способностей детей.

Проблемная ситуация создается с помощью вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания.2

Часто на уроке поиском решения той или иной проблемы дети занимаются, объединившись в группы. В данной ситуации учитель применяет групповые технологии.



Групповые технологии

Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные, групповые. Групповые технологии требуют временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения познавательной деятельности.




Акценты целей:


  • Обеспечение активности учебного процесса.

  • Достижение высокого уровня усвоения содержания.


Особенности организации:
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:


  1. класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  2. каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

  3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

  4. состав группы непостоянный, руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:




  1. Подготовка к выполнению группового задания:

а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

б) инструктаж о последовательности работы;

в) раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:

а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;

б) распределение заданий внутри группы;

в) индивидуальное выполнение задания;

г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

д) обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).


3. Подведение итогов группового задания.
4. Заключительная часть:

а) сообщение о результатах работы в группах;

б) анализ познавательной задачи, рефлексия;

в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи;

г) дополнительная информация учителя на группу.
В результате творческого процесса овладения знаниями на уроке ученик развивает свои мыслительные способности и одновременно сам развивается как личность. Качественно организовать учебный процесс помогают учителю технологии развивающего обучения.

Технологии развивающего обучения
В начале 30-х годов XX века Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью, а всего лишь средством развития учащегося.

Концепция развивающего обучения:
Решающая роль в развитии ребенка принадлежит обучению. Она утвердилась в XX веке благодаря трудам русских ученых: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и других. В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития.3

Интересно организовать учебный процесс помогают учителю игровые технологии.



Игровые технологии
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:


  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технологии внеклассной работы по предмету.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные и многие другие.

Все эти группы игр в той или иной степени учитель применяет как на уроке, так и во внеурочной работе по предмету.

В настоящее время работа учителя немыслима без компьютерных технологий, которые открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.



Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Акценты целей:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся.

  • Подготовка личности «информационного общества».

  • Возможность дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.

  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог.

Компьютер может использоваться на всех этапах учебного процесса: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

В функции учителя компьютер представляет:


  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

  • индивидуальное информационное пространство;

  • тренажер;

  • средство диагностики и контроля.

В погоне за знаниями мы, конечно, не должны забывать о здоровье ученика. Проблемы здоровья населения России, в частности, здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан. Свою долю ответственности несет и система образования. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников? Одним из ответов на этот, во многом риторический, вопрос стала востребованность учителями школ здоровьесберегающих образовательных технологий.


Здоровьесберегающие технологии
Лично я в своей работе эти технологии ставлю на первое место. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Важнейшей целью таких технологий является формирование культуры здоровья.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. При проведении таких физкультминуток мы должны соблюдать три условия:

1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).

2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки.

3. Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2 – 3 условных знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.

Велика роль словесника в формировании культурологического здоровьесберегающего пространства в школе. Именно культурологическое пространство отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся. Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали философы и врачеватели еще много столетий назад. Ролевые игры и тренинги, художественное оформление школы и прочее – все это не лечебные, а образовательные формы работы.

Если внеурочная воспитательная работа часто включает занятия сценических студий, секций изобразительного искусства и т.п., то на уроках такие формы учебной рабо- ты - исключение. Вместе с тем, определенную часть учебного материала, особенно по предметам гуманитарного цикла, можно трансформировать в формы и методы, присущие сфере искусства. Разыгрывание сценок исторических событий и литературных сюжетов – самый часто встречающийся на практике вариант интеграции сценического искусства, ролевых игр в уроки литературы. При этом не только повышается эффективность образовательного процесса, интерес к урокам, но и достигается позитивный результат для здоровья учащихся.

Основная аналитическая часть
«И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал, что…» Кто не знает этих бессмертных пушкинских строк? Но в полной ли мере и с полной ли осознанной ответственностью понимаем мы их глубинный смысл? Касается это в первую очередь нас, словесников, кто не «лирой», а своими средствами пробуждает, в сущности, те же «чувства добрые», о которых говорил когда-то Александр Сергеевич Пушкин. Они, эти чувства, питают жизнь человека, ими он живет, преобразуя мир. Доброта в самом ее глубоком значении – основа жизни, прекрасного в ней, в конечном итоге – основа знаний о мире. Доброта бессмертна, чем бы ни утверждалась она: лирой или…уроками литературы.

К сожалению, мы иногда узко, а порой и примитивно понимаем «чувства добрые», в которых Александр Сергеевич Пушкин видел смысл короткой жизни человека. На уроках литературы многие годы царит некий культ глубоких и прочных знаний, широкой информативности, освоения специальной терминологии. Воспитанием же чувств словесник занимается изредка и походя. И понятно: чувства, эмоции ни в каких показателях, ведомостях не регистрируются. То ли дело знание! Тут сразу видны плюсы и минусы, а в итоге – результат. Знания выполняют как бы прагматическую функцию для ученика: быть успевающим в четверти, в году, сдать экзамены, получить достаточно хороший аттестационный балл, наконец, по результатам ЕГЭ поступить в вуз. Они – самоцель, своеобразный инструмент, с помощью которого можно устроиться в жизни, будучи просто их «носителем». Пройдя эти стадии, молодой человек внутренне освобождается от груза тех знаний, которые ему уже не нужны. В духовном мире выпускника средней школы нередко образуется некий вакуум за счет «выпавших» знаний, сориентированных на табель, аттестат, диплом, но не на повседневную, реальную жизнь человека. Отсюда неприспособленность, скептицизм, с одной стороны; прагматизм и бездуховность – с другой, как две крайности одного явления, когда человек – «носитель» знаний, а не их активный творец. Зная о многом, наш ученик порой не знает о насущном и главном, без чего нельзя жить. Рассуждая, иной раз умно, о добре и зле, о долге и совести, он вместе с тем в душе не имеет того, о чем рассуждает, и рассуждает еще охотнее по этой причине, как бы компенсируя недостаток живого, естественного.

До сих пор с понятием «знания» наука связывает два определения: «глубокие» и «прочные». Время настоятельно требует третьего, быть может, самого главного – долгие.

Нерешенных проблем здесь много, но главная из них – проблема активного читателя. Никогда и никто столько знаний не даст человеку о жизни, о мире, как художественная книга, созданная гением.

К сожалению, книг, от которых в огромной степени зависит судьба поколений, к нашему общему огорчению, почти не касается рука юного современника. Школьные, районные библиотеки красноречиво об этом говорят.

Вины самой книги, как, впрочем, и ученика, здесь нет. В чем же тогда причина падающего интереса к книге, прежде и в большей степени – классической? На мой взгляд, просчет нашей школы в том, что чтение художественной книги она сделала обязательным, непререкаемым, но при этом не дала универсальных, всякий раз новых и увлекательных путей к ней. И эти трудные, но увлекательные пути у каждого учителя-словесника свои. Поисками таких путей к книге занимаюсь и я.

В течение учебного года стараюсь провести в каждом классе несколько уроков-экскурсий в сельскую библиотеку. Пятиклассников знакомлю с библиотекой, а также вместе с библиотекарем готовим для детей обзор новинок детской литературы, проводим для них литературные викторины, конкурсы.

Конечно, активного читателя мы воспитываем, прежде всего, на уроке литературы. На мой взгляд, нельзя увлечь книгой, если она не формирует духовной высоты, не зовет в чем-то быть таким же, как литературный герой. Воспитание читателя и гражданина – процесс не только единый, но в основе – неразрывный.

Словеснику, коль он воспитывает читателя, полезно всякий свой урок оборвать многоточием, той недосказанностью, которая ведет к книге. Она, стало быть, тоже средство, такое же эффективное, как и «втягивающая» тема, интригующий вопрос.

В своей системе уроков я особое место отвожу вводному уроку. Ведь именно от него зависит, будет ли произведение прочитано: всем классом или его частью, выборочно или целиком, вдумчиво, медленно или наспех. Проблема вводного урока в методике по-прежнему остается открытой, до конца не решенной, несмотря на многочисленные попытки ее теоретического осмысления.

«Первое слово - дороже второго,» - говорится в народе. Каким должно быть наше первое слово, от которого зависит судьба произведения? Ответ на этот вопрос я нахожу в книгах Евгения Николаевича Ильина. По мнению Ильина, главный изъян вступительных уроков заключается в том, что на них почти отсутствует художественный текст. Евгений Николаевич предлагал самые яркие находки в тексте, самые неожиданные вопросы, неприметные на первый взгляд штрихи и детали произведения – щедро отдавать вступительному уроку.

Попытаться создать ощущение того, что каждая страница текста пронизана таким же острым и живым интересом, как и сам урок, стремиться немедленно его продолжить чтением книги, то есть проверить и себя, как читателя, на все то, на что способен ты, как учитель.

Считаю принципиально важным, опираясь на собственный опыт, что вступительное занятие на основе текста должно решать одну из проблем, быть может, главную.

Вопросы, касающиеся преподавания литературы, с годами накапливаются и множатся. Действительно все меньше и меньше времени наши ученики отводят чтению книг. Выход из подобного тупика литературного образования, на мой взгляд, все же есть. Несмотря на все неблагоприятные факторы, нужно искать способы стимулирования чтения, чтобы любой вид деятельности учителя и ученика на уроке опирался на фактологические знания.

Конкретные рецепты такого стимулирования тоже есть. Во-первых, не грех сегодня возрождать замечательную традицию золотого века – чтение вслух, особенно добротное чтение самого учителя. Процедура публичного чтения может быть реализована лишь по отношению к произведениям малых жанров или к художественным фрагментам.

Другой путь стимулирования чтения – умелая организация контроля за самостоятельным чтением ученика. Я считаю, что фактологический контроль должен постоянно опережать любые другие формы литературной учебы. Основным критерием успеха словесника, думается, должно стать разнообразие не только подходов к каждому произведению, но и разнообразие в выборе наиболее адекватных форм контроля. Поэтому, чтобы не разрушить читательские впечатления, не внести хаос в процесс всестороннего постижения данного произведения, стараюсь подобрать свой ключик к каждому предмету изучения.

Применительно к одним произведениям оптимальной формой контроля у меня является традиционная викторина (во время ее проведения внимательно отслеживаю участие в ней каждого ученика). В другом случае провожу пресс-конференции, когда предварительно из числа самых внимательных учеников-читателей создаю группу экспертов, которые в ходе пресс-конференции вместе со мною отвечают на приготовленные каждым одноклассником вопросы.

Третий вариант – письменный ответ на поставленные мною вопросы (лучше – по вариантам). Четвертый путь – устный зачет, проводимый в мягкой форме, но со всеми экзаменационными атрибутами – с билетами, которые можно тянуть.

Наконец, особую роль отвожу популярной сегодня тестовой форме проверки фактологических знаний.

К числу фактологических компонентов литературного знания относятся следующие:

1) историко-биографические сведения о жизни и творческом пути писателя;

2) фактические сведения о времени действия, времени написания, творческой предыстории произведения;

3) знания языка, быта, эпохи, среды, изображенной в произведении;

4) сведения сюжетного, фабульного уровня: строки стихотворений, имена героев, эпизоды, сцены, сюжетные повторы и т.п.;

5) элементы композиции произведения, их последовательность или взаимосвязь; 6) литературоведческие термины, научные понятия, имеющие отношение к произведению;

7) читательская эрудиция ученика.

Тестовая проверка всегда интересна для детей, особенно если она будет осуществляться с помощью компьютерной техники.

В своей работе использую следующие формы контроля:


1) викторину: каждая творческая группа (обычно класс делю на 4-5 творческих групп) предварительно получает задание подобрать из разных сцен, скажем, 20 реплик разных героев, которые либо обращены к другому герою, либо кого-то из героев характеризуют. Условие: группа, подготовившая реплику, должна ее интересно подать (исполнить), а отвечающим предлагается не только назвать «автора» реплики, но и вспомнить, к кому обращены или по какому поводу сказаны эти слова, а также – в каком явлении какого действия они произнесены;
2) пятиминутные экспресс-тесты, или лексические диктанты.

Схема проведения: объявляю номер задания и даю значения слова, употребленного одним из героев произведения, а также дополнительно привожу фрагмент реплики, в которой встречается заданное слово, а вместо произнесения этого слова делаю, например, хлопок. Задача учащегося – узнать по толкованию и употреблению данное слово и записать его под номером задания.




Тесты



поурочные
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница