Многоаспектная сравнительная характеристика конституций Великобритании и Испании в таблицах



Скачать 161.31 Kb.
Дата04.08.2016
Размер161.31 Kb.
Многоаспектная сравнительная характеристика конституций Великобритании и Испании в таблицах

  1. По видовому отличию конституций:

Великобритания

Испания

Форма выражения

- неписаная

- писаная

Концентрированность

- комбинированная (законы, прецеденты, обычаи, доктрина)

- кодифицированная

Способ принятия

- не октроированная

- не октроированная

Способ внесения поправок в конституцию

- гибкая

- жёсткая

Время действия

- постоянная

- постоянная

Форма правления

- конституционно-монархическая

- конституционно-монархическая

Форма государственно-территориального устройства

- унитарная

- унитарная

Характер политического режима

- демократическая

- демократическая

Оценка соотношения формы и содержания1

- реальная

- реальная

Соответствие формы и содержания

- юридическая

- юридическая

Целеполагание

- преимущественно констатирующая

- преимущественно констатирующая

Другие критерии2

- материальная

- материально-формальная

1 Опуская мнение о том, что все конституции отчасти фиктивны

2 Все конституции материальны, но не все формальны

Вывод: как мне кажется, выявленные отличия кроются, прежде всего, в различных правовых семьях данных государств, а также конкретно-исторических условиях развития общества в том или ином регионе планеты. Общие черты превалируют, так как условия эти, довольно-таки схожи, как и схожи цели совершенствования механизма мир-государство-общество-личность, а также политико-юридические взгляды современных лидеров.



  1. По форме конституционного контроля и надзора:



Великобритания

Испания

Уровень контроля

- специализированный конституционный контроль отсутствует (концепция верховенства парламента)


- специализированный конституционный контроль (Конституционный Суд Испании)

Иберийская модель (взаимопроникновение континентальной и американской модели в Испании и странах Латинской Америки, их определённый синтез), или неоконтинентальная модель




Виды контроля




Юридически закреплён только последующий контроль – (ст. 161 п.1), но на практике существует система смешанного контроля (т.е. наметились тенденции к развитию института подобного в Италии, где предварительный контроль осуществляется по требованию Правительства по поводу дачи заключения о конституционности законов Кортесов до их промульгации на основании толкования ст. 161 п.2).

Абстрактный (ст. 161 п. 1 подп. а) и конкретный контроль (ст. 161 п.1 подп. б) (в связи с процедурой «ампаро»)1

Централизованный, решающий (ст. 164 п.1) контроль

Формально-материальный (ст. 53 и ст.161), внешний (осуществляемый органом, не принимавшем соответствующий акт).


Конституционный надзор как вспомогательный орган конституционного контроля

- конституционный надзор: монарх – право вето; институт омбудсмена, парламент в отношении принятых им актов, право вето верхней палаты и правительство (комитеты по контролю и т.д.).

Консультативный характер решений.

Более узкий круг субъектов надзора.


- конституционный надзор: прокуратура, председатель Правительства, защитник народа, 50 депутатов, 50 сенаторов, исполнительные коллегиальные органы автономных Сообществ, а также их Собрания (ст. 162)

Консультативный характер решений.

Более широкий круг субъектов надзора.


Вопросы, касающиеся парламентской процедуры голосования законов


- для признания закона конституционным необходим кворум для заседаний парламента.

- требование голосовать лично, иначе закон может быть признан неконституционным и искажающим волю избирателей;

- запрет на передачу права голоса в парламенте.




Другие отличительные положения конституционного контроля




Окончательность решений КС.

Суды общей юрисдикции выступают субъектами обращения в КК.

Смешанная процедура формирования органов конституционного контроля (ст. 159 п.1).

Входит в единую судебную систему, но тем не менее занимает в ней автономное положение (ст. 117).



1 Непременное условие использования данной процедуры - предшествующее разбирательство в судебном порядке, которое не дало надлежащих, по мнению стороны, результатов и в ходе которого должна быть сделана ссылка на нарушенное конституционное право.

Вывод: отсутствие конституционного контроля в Великобритании связано в первую очередь с концепцией верховенства парламента, который не может быть ограничен никем сверху, являясь главным органом государства, «не царствуя, но правя», направляя политику государства в том или ином направлении. В Испании совсем иначе, орган специализированного конституционного контроля был исторически необходим как реакция на остатки фашистского режима. Конституционный суд изначально выполнял пресекательную роль, которая заключалась в поддержании политико-правовой стабильности и соблюдения законности.



  1. По критерию конституционно-правового статуса личности:

Великобритания

Испания

Форма привязанности человека к различным структурам

- подданные

- граждане

Бипатризм

- возможно двойное гражданство

- возможно двойное гражданство

Деления прав на конституционные и отраслевые нет

Существует деление прав на конституционные и производные (отраслевые)

Принцип: граждане имеют право делать все, что прямо не запрещено правовыми предписаниями.

Закрепляется Конституцией. Не названные права не могут умаляться

Политические:

- право на свободу вероисповедания и политических взглядов

- право на свободу союзов и ассоциаций

- избирательное право и право на участие в референдуме

Политические права регулируются в основном обычаями.


Политические:

- свобода идеологии

- свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений устно, письменно или иными средствами

- право на объединение

- право граждан собираться мирно и без оружия

- право участвовать в управлении делами государства




Личные:

- неприкосновенность личности и жилища

- (Хабеас корпус акт и судебные прецеденты)

- право на защиту от проявлений произвола судебной системы, например, таких как арест и заключение под стражу без суда

- право на защиту от преступности


Личные:

- право на жизнь

- право на неприкосновенность физическую и моральную

- свобода культа и вероисповеданий

- право на свободу и безопасность

- порядок хабеас корпус

- правило «Миранда»

- право на квалифицированную юридическую помощь

- право на честь, личную и семейную тайну

- неприкосновенность жилища

- право на тайну переписки

- свободный выбор места жительства и передвижения

- свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений устно, письменно или иными средствами

- техническое, научное, художественное, литературное производство и творчество

- свободную передачу и получение достоверной информации посредством любых средств распространения

- право на эффективную защиту судьей и судом в осуществлении своих законных прав и интересов

24.2. Каждый имеет также право


  • на рассмотрение его дела тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом,

  • на защиту и содействие адвоката,

  • на информацию о предъявленном ему обвинении,

  • на публичное разбирательство дела, осуществляемое в установленные сроки с соблюдением всех гарантий,

  • пользоваться всеми средствами доказательства, предусмотренными для защиты,

  • не свидетельствовать против себя самого,

  • не признавать себя виновным, а также

  • на право презумпции невиновности.

- защита Испании

- право мужчины и женщины вступать в брак с полным юридическим равноправием




Экономические:

- защиту от крайней нужды и право на труд

Большую роль играют прецеденты


Экономические:

- право на частную собственность

- право на наследование

- право на учреждение благотворительных фондов

- право на труд

- право на свободный выбор профессии или рода деятельности, на продвижение по службе

- свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики


Социальные:

- право на забастовку

- право страхования на случай безработицы

- право на пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание




Социальные:

- право на свободное объединение в профессиональные союзы

- право на забастовку

- на заработную плату, достаточную для покрытия своих потребностей и потребностей своей семьи

- право на коллективные трудовые споры

- право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт



Культурные:

- право на получение образования



Культурные:

- свободу преподавания

- техническое, научное, художественное, литературное производство и творчество

- право на образование

- свобода создания учебных заведений








Вывод: предметность закрепления конституционных прав человека и гражданина определяется в первую очередь правовой семьёй. Испания – старан континентального права, Великобритания – общего. Закрепление в законе прав не характерно для актов Великобритании, они исповедуют преедентное, «обычайное» закрепление прав, что позволяет во многом сделать эту сложную систему эффективной и динамичной при разрешении конкретных дел, принимая во внимание все обстоятельства дела.

  1. По форме государства:

Великобритания

Испания

Форма правления

- конституционная парламентская монархия

- конституционная парламентская монархия


Принципы: монарх «царствует, но не правит», «монарх никогда не умирает», «монарх не может поступать неправильно», «монарх – источник справедливости», источник суверенной власти и символ единства нации.

Согласно Акту о престолонаследии 1701 г. в Великобритании действует кастильская система.

Монарх-протестант, недопустим брак с лицом католической веры.

Существенно ограниченная законом королевская прерогатива. «Спящие» полномочия.

Монарх

Политические прерогативы:



-внутренние

Полномочия в области исполнительной власти: назначение или увольнение министров, руководство вооружёнными силами, управление собственностью Короны, назначение епископов, жалованье почётных званий, чрезвычайные полномочия.

Полномочия в области законодательной власти: право созывать и распускать парламент, право подписи законопроектов, принятых Парламентом.

Полномочия в области судебной власти: право помилования.

-внешние

Право объявления и заключения мира, право заключения международных договоров, право решения по аннексии и уступке территории, право направления и аккредитации дипломатических представителей, право на признание зарубежных государств и правительств.

Все политические прерогативы монарха осуществляются по совету и при участии министров Правительства.

Тайный Совет – совещательный орган при монархе, принимающий решения от имени монарха в форме прокламаций или приказов и имеющий ничтожный кворум в 3 человека. Орган, обеспечивающий взаимодействие между Парламентом, Правительством и монархом. Часто подменяет волю монарха или, по сути, её формирует.




Широкие полномочия

56.1. Король — глава государства, символ его единства и преемственности, арбитр и примиритель в постоянной деятельности государственных органов, — осуществляет высшее представительство испанского государства в международных отношениях , особенно с народами, с которыми его связывает историческая общность, и осуществляет также функции, предоставленные ему Конституцией и законами.

56.3. Король неприкосновенен и не подлежит ответственности. Его решения скрепляются подписью…

57.1. Испанская Корона наследуется (кастильская система).

Полномочия схожие с Великобританией, однако, имеется право назначения референдума и председательства в Совете Министров при необходимости или просьбе Председателя Правительства (ст.63), а также издаёт согласованные в Совете Министров декреты.

В отличие от других европейских монархов, он не только "представительное лицо", но и влиятельный политик.



Правительство

Кабинетная система.

Кабинет – группа министров, приглашаемых Премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики страны. Правило: его члены должны заседать в одной из палат Парламента.

«Внутренний кабинет» - ещё более узкий орган управления делами государства, чем Кабинет, который формируется из друзей и советников Премьер-министра из числа членов Кабинета. Не имеет правового статуса, неформальное объединение.

Премьер-министр – лидер партии, победившей на выборах в Палату общин (формирует и возглавляет Правительство, поддерживает постоянные отношения между Кабинетом и монархом).

Как индивидуальная, так и коллективная ответственность министров.

Существование «теневого» кабинета министров.


Правительство

85. Акты, издаваемые Правительством на основе законодательного делегирования, называются законодательными Декретами.

98.1. Правительство состоит из председателя, его заместителей, министров и других членов Правительства, предусмотренных законом.

99.1. После каждого обновления состава Конгресса депутатов и в предусмотренных Конституцией случаях Король после предварительных консультаций с представителями политических групп, представленных в Парламенте, предлагает через председателя Конгресса кандидатуру на пост председателя Правительства.

100. По представлению председателя Правительства Король назначает на должность и освобождает от должности остальных членов Правительства.

101.1. Правительство подает в отставку после проведения всеобщих выборов, в предусмотренных Конституцией случаях отказа в парламентском доверии, а также в случае отставки или кончины председателя.

107. Государственный Совет является высшим консультативным органом Правительства.

108. За свою политическую деятельность Правительство несет солидарную ответственность перед Конгрессом депутатов.

113. 1. Конгресс депутатов может поставить вопрос о политической ответственности Правительства посредством принятия постановления о недоверии абсолютным большинством голосов. 2. Постановление о недоверии должно быть предложено по меньшей мере одной десятой частью депутатов и должно включать в себя предложение о кандидатуре на должность председателя Правительства.

115.1. Председатель Правительства после предварительного обсуждения в Совете министров и под свою исключительную ответственность может предложить роспуск Конгресса, Сената или Генеральных Кортесов, который должен быть объявлен декретом Короля. В декрете о роспуске называется дата проведения выборов.




Парламент (двухпалатный)

Нижняя палата – Палата Общин.

Срок полномочий – 5 лет, выборы тайные, равные, всеобщие.

Спикер – глава Палаты, его кандидатура должна быть одобрена монархом. Он обеспечивает взаимодействие между Палатой Общин и монархом, Палатой Общин и Лордов, подтверждает правильность процедуры преодоления вето Палаты Лордов.

Верхняя палата – Палата Лордов.

Четыре вида членства: а) духовные лорды; б) лорды-юристы; в) наследственные пэры, г) пожизненные пэры (титул даруется монархом по рекомендации Премьер-министра).

Кворум – 3 человека. Активное участие, как правило, принимают пожизненные пэры и лорды-юристы.

Глава Палаты – Лорд-канцлер, назначаемый на 5 лет монархом по предложению Премьер-министра. Право участвовать в дебатах, является главным советником Правительства по вопросам правосудия и применения конституции, возглавляет судебную власть, играет определяющую роль в назначении судей.

Законодательные функции Палаты заключаются в том, что она вправе: вносить поправки в законопроекты, принятые Палатой общин, отклонять законопроекты, принятые Палатой общин.

Парламент осуществляет контрольные функции в отношении Правительства.




Парламент – Генеральные Кортесы (двухпалатный)

66.1. Генеральные Кортесы представляют испанский народ и состоят из Конгресса депутатов и Сената.

Невозможность двойного мандата в Конгрессе и Сенате.

Конгресс избирается сроком на 4 года.

69.1. Сенат является Палатой территориального представительства.

Депутатский иммунитет.

82.1. Генеральные Кортесы могут делегировать Правительству право принятия норм

87.1. Право законодательной инициативы принадлежит Правительству, Конгрессу и Сенату в соответствии с Конституцией и регламентами Палат.

90.1. После принятия обычного или органического законопроекта в Конгрессе депутатов председатель Конгресса сообщает немедленно об этом председателю Сената, который, в свою очередь, выносит законопроект на рассмотрение своей Палаты. 2. Сенат в течение двух месяцев с момента получения текста может мотивированным посланием наложить вето или вносить поправки в текст. Вето принимается абсолютным большинством голосов. В случае применения вето для передачи проекта на подпись Королю, требуется утверждение первоначального текста абсолютным большинством голосов в Конгрессе, либо утверждение простым большинством по прошествии двух месяцев со дня его предложения, либо принятие или отклонение Конгрессом поправок простым большинством голосов.


Государственно-территориальное устройство

- унитарное государство с политической и административной автономией

Шотландия и Уэльс пользуются административной автономией (акт 1998 года).

Северная Ирландия обладает политической автономией, но урезанного характера, так как здесь отсутствует местный парламент.

Сохранены колониальные владения.

Территория Англии и Уэльса разделена на графства (39 - в Англии, 8 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена сначала на регионы (области), их 9, а затем на округа (53). Сев. Ирландия делится непосредственно на округа (26). После реорганизации управления Большим Лондоном (с прилегающими окрестностями) на этих территориях также созданы округа.

Округа делятся на общины – низовые звенья административно-территориального деления.



- унитарное государство с политической и административной автономией

Муниципии, провинции, автономные Сообщества – пользуются автономией в ведении своих дел (ст. 137).

Муниципии и провинции – административная автономия; автономные Сообщества – политическая.

140. Конституция гарантирует автономию муниципиев. Они обладают всей полнотой прав юридического лица. Руководство и управление ими осуществляются соответствующими муниципальными советами, состоящими из алькальдов и советников.

141.1. Провинция является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниципиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности.

142. Местные бюджеты должны располагать достаточными средствами для выполнения функций, возлагаемых законом на соответствующие представительные органы самоуправления, и формируются в основном из местных налогов, а также из участия в налоговых сборах Государства и автономных Сообществ.

143. …граничащие друг с другом провинции , имеющие общие исторические, культурные и экономические особенности, островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область, могут получить самоуправление и образовать автономные Сообщества…

145.1. Ни в коем случае не допускается образование федерации автономных Сообществ.

147. Уставы являются основным правовым актом каждого автономного Сообщества.

149.3. Предметы, специально не отнесенные настоящей Конституцией к ведению Государства, могут быть переданы автономным Сообществам.

150.1. Генеральные Кортесы могут и в отношении предметов, отнесенных к ведению Государства, предоставить всем или некоторым автономным Сообществам право принятия законодательных актов в рамках принципов, основ и условий, установленных конституционным законом.

154. Представитель, назначаемый Правительством, руководит органами государственного правления на территории автономного Сообщества, и, при необходимости, координирует ее деятельность с деятельностью органов управления автономного Сообщества.

156.1. Автономные Сообщества пользуются финансовой автономией в целях развития и осуществления своих полномочий.


Политический режим

- гражданский демократический

Имеются:


- как центральные, так и местные представительные учреждения;

- выборность, законность и легальное существование большого числа партий;

- разделение властей;

- широкие политические права и свободы граждан;

- существование «теневого» кабинета, оппозиции;

- две сильные партии во главе государства, возможность перехода власти, соревновательность.




- гражданский демократический

Имеются:


- многопартийная система;

- две сильные партии во главе государства, возможность перехода власти, соревновательность;

- широкие политические права;

- разделение властей;



- «народный защитник».

Преамбула Конституции: «Испанская нация, желая установить справедливость, свободу и безопасность, а также обеспечить благополучие всех, кто ее составляют, используя свое суверенное право, заявляет о своем стремлении гарантировать демократическое сосуществование в соответствии с Конституцией и законами и на основании справедливого экономического и социального строя


Вывод: необычайно схожие государства! Объяснить это можно тенденциями к глобализации, но в первую очередь в последовательном, рациональном учёте интересов истории и этноса.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница