Мнение специалистов о pr в социальных сетях (2010)




Скачать 171.3 Kb.
Дата05.08.2016
Размер171.3 Kb.
Артем Калинин (авторизованный перевод)
Мнение специалистов о PR в социальных сетях (2010)
Введение
Появление социальных сетей как новых высокотехнологичных средств налаживания диалога с общественностью имеет чрезвычайное значение в настоящее время. Развитие технологий и сетевых структур, усложнение коммуникационной среды приводит к осознанию необходимости перемен в традиционных PR-схемах. Привлекая широкую общественность через социальные сети к участию в различных проектах, специалисты формируют более демократичный и этичный PR.

Традиционный PR основывается на главной парадигме, разработанной еще в прошлом веке исследователями США. В попытке заполучить профессиональный статус и признание научного сообщества, они провозгласили абсолютность эмпирического количественного подхода для описания существующих реалий. Кейт Фитч, автор статьи «Как найти друзей на Диком Западе: мнение сингапурских специалистов о PR в социальных сетях», является противником чисто количественного восприятия PR. Она занимается «разработкой теоретических подходов к изучению коммуникаций с учетом констекстуальности и многоуровневости этого явления».



Целями исследования, проведенного Кейт Фитч, являются:

  • критический анализ мнений специалистов по связям с общественностью касательно роли социальных сетей в PR;

  • оценка значения социальных сетей для развития и усовершенствования методов коммуникационного влияния;

  • выявление изменений, произошедших в сфере PR.

Кейт Фитч взяла интервью у трех специалистов в области PR, работающих в Сингапуре. Их комментарии очень важны для понимания сути понятия «онлайн PR», а также последствий, которых так опасаются более зрелые PR-специалисты. Изменения, произошедшие в коммуникационной среде, заставляют пересматривать традиционные теории связей с общественностью и заново переосмысливать роль PR с учетом глобализации, изменений социальной, политической и культурной жизни страны.
1. Обзор тематической литературы
Социальные сети и PR

Большинство определений социальных сетей сводятся к указанию их интерактивной функции.

Институт Связей с Общественностью Соединенного Королевства дает такое определение: «Социальные сети – это веб-сайты или иные инструменты Интернета, которые предоставляют возможность пользователям взаимодействовать друг с другом, обмениваясь информацией, мнениями, знаниями… построение социальных сетей включает в себя организацию Интернет-сообществ, способствующих расширению участия широкой общественности и привлечению пользователей». В том же русле понимают «социальные сети» Кук и Хопкинс: «это Интернет-инструмент, расширяющий возможности двустороннего интерактивного взаимодействия». Многие Интернет-платформы были запущены несколько лет назад: например, социальные сети YouTube и Bebo (Великобритания) появились в 2005 году, Twitter и Facebook (США) стали доступны всем пользователям в 2006. Однако очень сложно предугадать, будет ли социальная сеть также популярна через полгода, поскольку технологии развиваются очень быстро, и новая успешная социальная платформа может вытеснить с рынка бывших лидеров.

Около десяти лет назад специалисты и исследователи осознали чрезвычайное влияние Интернета на PR. Однако согласно статистическим данным, большинство пиарщиков используют Интернет лишь как дополнительный, а не основной коммуникационный канал. Хотя практика показывает, что пиарщики все больше уделяют внимание веб-сайтам и социальным сетям, в том числе блогам, некоторые даже пытаются создать научную базу для PR в социальных сетях. Медиа-среда изменилась, традиционные PR-техники больше не приносят желаемых результатов.

Сандху, Янг и Зерфасс провели исследование в режиме «онлайн», пытаясь выявить причины, почему социальные сети широко не используются в качестве коммуникационных каналов. Вопрос стоял следующим образом: «Как Вы считаете, какое значение имеют блоги и вики-справочники для PR и коммуникационного менеджмента?». На сайте было оставлено 409 комментариев от специалистов из 24 стран. Таким образом, были названы следующие причины1:


  • невозможность оценить результативность;

  • невозможность расчета рентабельности инвестиций (ROI);

  • нехватка сотрудников, умеющих работать с Интернетом.

85% опрошенных считают, что социальные сети – это новое революционное открытие, имеющие большое значение для сферы PR. Половина респондентов используют новую технологию RSS (Really Simple Syndication). RSS – это семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами. Также очень популярны веб-агрегаторы, представляющие собой сайты по сбору и отображению RSS-каналов, такие как Яндекс.Лента, Google Reader, Новотека и Bloglines2. Авторы исследования пришли к заключению, что «социальные сети обладают гигантским потенциалом, они предоставляют новому поколению пиарщиков потрясающие возможности интерактивного взаимодействия».

PR в Сингапуре

Исторически связи с общественностью в Сингапуре использовались государством в постколониальный период для поддержания национальной целостности, притом, что свобода прессы была относительно ограничена, СМИ были зависимы от государства. В настоящее время, пиарщики занимаются связями со СМИ и паблисити, что приводит к размыванию границ в понимании функций маркетинга, рекламы и PR.

Западная парадигма PR нуждается в изменениях и дополнениях касательно ее применимости к такому государству как Сингапур. Она должна применяться на практике с учетом социальных и политических особенностей страны. Согласно исследованиям, проведенным в юго-восточной Азии в 2006 году, большинство практиков PR более зрелого возраста выражают опасения по поводу влияния социальных сетей на связи с общественностью. Некоторые даже были «напуганы» тем, что могут быть вытеснены из рынка PR из-за невозможности адаптироваться к технологическим переменам.

Сейчас многие крупные международные PR-агентства нанимают работников на новую должность – специалист по связям с общественностью в Интернете – это новая смежная профессиональная отрасль, которая обладает большой перспективой.


2. Методология
В июне 2009 года Кейт Фитч провела интервью с тремя специалистами по связям с общественностью в Интернете. Все трое были с энтузиазмом настроены на беседу и желали поделиться своим видением PR в новом изменившемся коммуникационном пространстве. Все интервью были записаны на цифровой диктофон и отправлены опрошенным специалистам для верификации.

По мнению интервьюера, наиболее оптимальная форма проведения интервью – неформальная беседа, так чтобы опрашиваемые смогли выразить свое понимание ситуации с использованием значимого для них стиля и сленга.

Исследование проводилось в рамках «качественного подхода», т.е. подразумевало тщательный последовательный анализ интервью специалистов: их взглядов на текущую ситуацию и видения перспектив развития социальных сетей как метода взаимодействия с общественностью.
3. Результаты и мнения
Социальные сети в PR

По словам респондентов, впервые связи с общественностью вторглись на территорию интерактивных социальных сетей в середине 2006 года. Это была незамедлительная реакция пиарщиков на появление и популяризацию сервисов Facebook и YouTube. В то же время более зрелые PR-специалисты озаботились своим будущим в рамках изменившихся реалий.

Кейт Фитч в своей статье «Как найти друзей на Диком Западе…» не называет имен респондентов, а присваивает им номера: Респондент 1, Респондент 2, Респондент 3.

Респондент 1 был приглашен в международное PR-агентство в качестве консультанта: «Меня наняли в 2006… они боялись всего нового, что было связано с технологиями». Респондент 2 утверждает, что на этапе зарождения цифрового PR требуется некое технологическое волшебство. Большинство применяемых технологий не обеспечивают интерактивности взаимодействия: «Это как улица с односторонним движением. Потребителю всегда говорят о товаре, а обратной связи нет». Свое назначение на должность специалиста по связям с общественностью в Интернете Респондент 3 расценивает как серьезный шаг на пути построения интерактивного взаимодействия с потребителями.

Среди социальных сетей выделяют следующие виды:


  1. Социальные сети (Facebook, MySpace, Vkontakte и др.)

  2. Системы мгновенного обмена сообщениями позволяют общаться с другим пользователем через сеть в режиме реального времени (Skype, ICQ, MSN Messenger и др.)

  3. Интернет-чаты позволяют одновременно нескольким пользователям общаться в режиме реального времени.

  4. Интернет-форумы позволяют создавать новые темы, комментировать и обсуждать сообщения других пользователей.

  5. Веб-блоги – личные онлайн-журналы отдельных пользователей.

  6. Вики-справочники – порталы, содержимое которых может редактироваться посетителями (Википедия).

  7. Интернет-хосты – позволяют размещать видео-материалы на бесплатной основе (YouTube).


Пионеры цифрового PR

Именно эти специалисты были отобраны для исследования Кейт Фитч, поскольку они занимают уникальные позиции и выполняют необычные новаторские функции для своих работодателей. Хотя они все сейчас работают в сфере PR, их биографии довольно разные: Респондент 1 работал в журналистике; Респондент 2 получил диплом по маркетингу и работал в рекламе; Респондент 3 имеет высшее образование в области PR.

Респондент 1: «Я был первым человеком, нанятым PR-агентством для этих целей», т.е. работать «цифровым пиарщиком». До этого он работал технологическим обозревателем, агентство изначально наняло его для работы с клиентами в сфере новых технологий:

«Вначале они даже не знали, как назвать эту сферу. И я тоже не знал. Термин «социальные сети» появился позже. Многие использовали его, особо не понимая его значение. Они просили меня как-то это исправить, построить им технологическую базу. Я подумал и пришел к выводу, что нельзя переделать PR-отдел в IT-отдел – это неправильный подход. Мне нужно было стать консультантом на постоянной основе и изучать это новое пространство, чем не хотел тогда заниматься никто».

Точно также, агентство наняло Респондента 3 в начале 2007 года сразу после окончания университета на основании его активной блоггерской деятельности. Респондент 3 чувствовал, как ступает на неразведанную территорию:

«В то время никто не называл это новым информационным инструментом. Я писал блог о том, как сейчас меняется сущность коммуникаций. Я начал вести блог в 2003, мой друг сказал мне об этой работе в начале 2007… кажется в марте… они просто искали кого-то, кто имел дело с социальными сетями. Меня взяли в качестве эксперимента. Я был первым в Сингапуре… я написал первый блог-релиз и сделал первый «холодный звонок» другим блоггерам».

Респондент 3 кроме своей основной работы обучает новых сотрудников работе в социальных сетях, хотя многие из них не видят в этом смысла.

Респондента 2 наняли, главным образом, из-за своего популярного блога и из-за интереса к социальным сетям вообще. Она говорит:

«У меня был блог. Я создала собственный блог… потом появилась работа, и теперь я здесь. Я всегда интересовалась социальными сетями. Единственной сферой, использующей социальные сети как услугу и решение проблем, оказался PR. По какой-то причине, сети пока не вошли в рекламную индустрию».

Респондент 1 не считает себя PR-специалистом: «Я просто нахожусь под влиянием цифровых технологий. Я не могу заниматься традиционным PR». Точно также Респондент 3 умаляет значение своего опыта в области PR: «Я не эксперт. Я просто парень, который занимается социальными сетями». Это интересно, что двое из трех респондентов испытывают дискомфорт по поводу отсутствия у них специальной квалификации по PR, а Респондент 3 даже не рассматривает участие в социальных сетях как профессиональную деятельность.



Дикий Запад

Для каждого респондента, эта работа стала шагом в неизвестность, на территорию без каких-либо сложившихся правил и порядков. «Интернет – это Дикий Запад. Там есть все. Кроме правил», - сказал Премьер-министр Сингапура Ли Хсин Лунг. Респондент 3 приступал к работе, руководствуясь принципом «разберусь на месте»: «Мы действительно пишем руководство по работе в социальных сетях. Так как нет никаких книг, откуда мы бы могли все это узнать».

Деятельность в социальных сетях имеет особую специфику, а потому обычные правила поведения, принятые в среде специалистов по связям с общественностью, и различные этические кодексы теряют на блогах и форумах свою значимость. Респондент 2:

«У компании есть библия, свод правил. Я еще ее не читал [смеется]. Если мы будем следовать тем правилам в социальных сетях, ничего не выйдет. У нас есть только одно важное правило, которому все следуют – мы не платим блоггерам за мнение или информацию. И не платим журналистам».

Несмотря на очевидное отсутствие каких-либо правил, существуют, однако, некие общепринятые договоренности. Респондент 3 сказал:

«Когда я только начинал работать, я никого не знал. Я просто оставлял сообщения в разных блогах. Когда я делал холодные звонки на блоги, я просто пытался продать, слить, за что и получал неприятные комментарии».

В социальных сетях есть «правила», некие неписанные кодексы поведения, договоренности о том, что является приемлемым в киберпространстве, которые довольно сложно выделить и описать. Респондент 2 приводит пример такого «правила»: «Резкий перевод темы приводит к разъединению связи с собеседником и разобщению».

Компания Intel указывает следующие принципы, которые необходимо соблюдать при использовании социальных сетей3:



  • Придерживайтесь своей области специализации и рассказывайте о новостях Intel и событиях в мире с уникальной индивидуальной перспективой;

  • Публикуйте конструктивные и уважительные комментарии, т.е. не размещайте рекламные сообщения и не делайте оскорбительных замечаний или замечаний, не относящихся к теме обсуждения

  • Прежде чем отправлять сообщение, немного подумайте. При этом отвечайте на комментарии достаточно быстро, если на них требуется ответ

  • Уважайте права собственности на информацию и материалы, а также конфиденциальность.

  • Если вы не согласны с чьим-нибудь мнением, держите себя в руках и будьте вежливы.


Деятельность PR в социальных сетях

По словам Респондента 1, PR в социальных сетях включает в себя два направления:



  1. мониторинг – изучение образа восприятия товара/человека

  2. привлечение клиентов – рассылка сообщений и размещение их на веб-хостах, а также формирование благоприятного образа товара/человека в глазах популярного блоггера с целью дальнейшего распространения им позитивной информации.

Для мониторинга наиболее оптимальным будет изучение Интернет-форумов, в то время как для привлечения клиентов чаще используются блоги. Респондент 2 считает, что форумы дают великолепную возможность организации просто и беззатратно изменять восприятие:

«Если негативные комментарии являются правдой, я говорю своему клиенту, чтобы решил проблемы со своим отделом R&D. Это же обратная связь от потребителей. Так что если кто-то говорит о нашем брэнде, мы сразу об этом узнаем».

Большинство PR-агентств, схватив эту новую тенденцию, стали предлагать следующие маркетинговые, рекламные и PR услуги в Интернете:



Рис. 1. Инструменты работы в Интернете4.

Респонденты утверждают, что необходимо постоянно обновлять профиль организации в Интернете. Респондент 1 однажды занимался составлением и размещением статьи о компании-заказчике в Википедии:

«Мы не просто писали статью для Википедии. Мы пошли дальше. Википедия – это энциклопедия. Все что нужно, чтобы сделать статью научной – вставить цитаты. И все».

Сущность Википедии определяют 5 столпов5:

1. Принцип точности и проверяемости;

2. Принцип нейтральной точки зрения;

3. Принцип свободного использования материалов;

4. Принцип недопущения агрессии;

5. Принцип свободы редактирования.

Конечно, этичность данного поступка сомнительна. Однако, стоит отметить, что если фактические данные в статье не подвергаются искажениям, то авторская принадлежность статьи не имеет значения.

По словам Респондента 3, обычно клиенту сложнее всего понять сущность общения в Интернете:

«Просто пообщайтесь с кем-нибудь, у кого есть блог. Необязательно что-то ему продавать. Просто подумайте… вы просто обмениваетесь мнениями. Не о том, как раскидываться деньгами, это общение на высоком интеллектуальном уровне, а для некоторых – на эмоциональном уровне».


Привлечение блоггеров

По словам Респондента 2, для привлечения блоггеров, обладающих влиянием и авторитетом в Интернет-пространстве, необходимо руководствоваться следующим алгоритмом:

1. просмотреть как можно больше блогов и выявить наиболее

популярные.

2. найти информацию о нужном блоггере через поисковик

(Google, Yahoo, Yandex…)



  1. написать личное сообщение с предложением попробовать товар, посетить мероприятие и т.п.

  2. вести личную переписку, если у блоггера возникнут какие-либо вопросы.

Важно отметить, что данная схема не является примером «one-to-one» маркетинга, так как конечной целью является не блоггер, а его читатели. При взаимодействии со СМИ, пиарщику необходимо «продать» историю журналистам, позвонив или написав пресс-релиз. При общении с блоггером нужен совершенно иной подход: «Все, что я пишу блоггеру в электронном письме: «Привет, зацени-ка вот это», - и вставляю ссылку на сайт компании или проект. Он пишет об этом на Твиттере и через час у нас 10000 комментариев».

Однако в последнее время с ростом популярности данного метода, знаменитые блоггеры стали высокомерны и заносчивы. Например, в недавно было образовано сообщество Королевские Блоггеры Сингапура, чему во многом способствовали PR-специалисты, в конкурентной борьбе пытающиеся завлечь их поездками на лимузинах, осыпать бесплатной продукцией компании, интересы которой они представляют, и пр.


Привлечение пользователей Интернета

Для привлечения потребителей через социальные сети используется два метода:



  • стимулирование посещаемости форумов, хостов, блогов;

  • расширение списка друзей в социальной сети (Facebook, Vkontakte…).

«Это очень выгодно. Если встретишь человека в реальности – даешь визитку, и может быть, вы больше никогда не встретитесь. А в Facebook, например, если я добавлю в друзья человека, он там будет всегда и никуда не денется».

Кроме того, такие социальные сети как Facebook и Vkontakte более информативны, чем форумы.



Агентство «Социальные сети» разработало собственную методику работы в социальных сетях, назвав ее SNRSocial Network Relations6.

Основные принципы SNR:

• Будьте максимально открыты;

• Говорите только правду или не говорите ничего;

• Помните, что тайное не просто станет явным, а принесет колоссальный обратный эффект;

• Не бывает незначительных пользователей или сообщений;

• Каждый пользователь – лидер общественного мнения;

• Самые ценные отклики – негативные. С ними можно работать;

• Бойтесь быть скучным. Не бойтесь смеяться над собой.



Алгоритм работы в социальных сетях:

  1. Стартовый анализ «Заказчик в зеркале социальных сетей» - анализ результатов, выдаваемых поисковыми системами, рекомендуемые площадки в социальных сетях Интернета, на которых Заказчик присутствует недостаточно и не присутствует вообще.

  2. Ежедневный информационный продукт «Заказчик в зеркале социальных сетей» и Ежемесячный аналитический продукт «Заказчик в зеркале социальных сетей. Итоги месяца» - Мониторинг социальных сетей, в частности блог-систем (в первую очередь LiveJournal, LiveInternet), форумов по набору ключевых слов, восстановление смысловых цепочек (причина дискуссии – развитие дискуссии – выводы, сделанные пользователями), выявление наиболее активных пользователей, определение их социального и профессионального статуса, предложения по информационному воздействию.

  3. Создание отдельной дискуссионной площадки (блога) по тематике Заказчика или нескольких площадок – инкорпорация в систему LiveJournal и в официальный сайт Заказчика. Техническое и креативное модерирование площадки, участие в дискуссиях, контроль за эффективным развитием дискуссии.

  4. Ежедневное (при необходимости, круглосуточное) участие в дискуссиях в блог-системах (в ключевых сообществах и форумах) по заданной Заказчиком тематике – инициирование оригинальных тем, коррекция информационного поля, привлечение авторитетных пользователей («тысячников») на свою сторону и т.д.

Респонденты исследования Кейт Фитч подчеркнули необходимость формирования и поддержания личного стиля переписчика, чтобы добиться узнаваемости и сохранить положение «свой среди своих».

4. Недостатки PR в социальных сетях
1. Невозможность точной оценки результативности PR в социальных сетях.

Количественную оценку результативности PR в социальных сетях провести несложно: достаточно посмотреть количество комментариев, просмотров или посещений. Однако, открытым остается вопрос, усвоил ли пользователь коммуникационное сообщение, которое до него пытались донести.

Респондент 3: «Однажды мы начнем использовать действительно изощренные приемы измерения результативности. Например, сколько разговоров привели к продаже товара или заключению сделки. Также уже можно говорить о ROI (рентабельность инвестиций) от ведения бизнеса онлайн или оффлайн».

2. Неподконтрольность социальных сетей.

Блоггер может и не делиться информацией, которую PR-специалист ему предоставил, может ее исказить или использовать против компании.



3. Проблемы информационной безопасности социальных сетей.

Большинство социальных сетей имеют слабую информационную защиту, потому хакерам очень легко ее взломать. Респондент 2 вспоминает пример из собственной практике, когда она инициировала голосование за самого популярного блоггера, и оно сорвалось из-за хакерской атаки.



Заключение
На вопрос, влияют ли технологические инновации на связи с общественностью в традиционном понимании, Респондент 1 ответил, что «социальные сети это как бы новая улица; еще одно место для проведения PR-кампаний». Особенно важно это направление развивать в Сингапуре, поскольку там традиционные СМИ находятся под контролем государства. Однако ни один из респондентов не считает, что новый коммуникационный канал нивелирует значение традиционных PR-методов: «Все не так уж сильно изменилось. PR остался прежним. Просто PR-специалисты стали прислушиваться к общественности внимательнее».

Появление и популяризация социальных сетей изменила динамику коммуникаций, они обеспечили оперативность двусторонней связи. Новые технологии открывают пиарщикам большие возможности для налаживания отношений не только с общественностью, но и со стэйкхолдерами. Однако, они же и создают коммуникационные барьеры, поскольку разнообразие источников воздействия на восприятие отдаляет пиарщиков от непосредственных получателей PR-месседжа. Техники завоевания расположения авторитетных блоггеров (приглашение на эксклюзивные вечеринки, бесплатные образцы продукции компании и пр.) вряд ли можно назвать традиционными PR-методами, поскольку результат непредсказуем, а сам процесс едва управляем.

Важно отметить, что завоевание пиарщиками территории Интернет привело к этизации и демократизации PR как профессиональной отрасли, поскольку социальные платформы обеспечивают широкое участие общественности и привлекают потенциальных потребителей к обсуждению продукции компании. Хотя, с другой стороны, по мере популяризации социальных платформ и осознания PR-агентствами преимуществ работы в киберпространстве, эта сфера деятельности рано или поздно может стать коррумпированной, и блоггерам станут платить за позитивные отзывы или просто за размещение материала.

Кроме того, неподконтрольность пространства Интернета, непредсказуемость результата, возможность любому человеку опубликовать порочащие компанию сведения, а также противодействие сторонников классического PR – все это сильно тормозит развитие и совершенствование методов использования социальных платформ в PR. Понятно одно, это новая мощная тенденция. Интернет ворвался в нашу жизнь и предоставил потрясающие возможности оперативного интерактивного взаимодействия с целевой аудиторией, а потому пиарщики и технологи должны объединиться, чтобы совместно заняться разработкой методологии и техники проведения PR-компаний средствами, которые предоставляет Интернет.



Список литературы:


  1. Kate Fitch «Making friends in the Wild West: Singaporean public relations practitioners’ perceptions of working in social media»

  2. Institute of Public Relations Singapore, IPRS Code of Ethics. (www.iprs.org.sg).

  3. Sandhu, S., Young, P., Zerfass, EuroBlog 2007. European perspectives on social software in communication management – results and implications (www.euroblog2007.org).

  4. www.snetwork.ru

  5. www.prt.com.ua




1 http://www.euroblog2007.org/PM-Euroblog2007-Results.pdf

2 http://beshenov.ru/rss2.html

3 http://www.intel.com/sites/sitewide/ru_RU/social-media.htm

4 www.prt.com.ua

5 http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Пять_столпов

6 www.snetwork.ru





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница